Налогообложение индивидуального предпринимателя

РЕФЕРАТ
Ключевые слова:налогообложение, индивидуальная предпринимательская деятельность, общий режимналогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.
Цель работы — изучениероссийского законодательства в области налогообложения индивидуальныхпредпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуальногопредпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложениииндивидуальных предпринимателей.
Предметом исследованияявляется процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – ИПЕфимов П.К.

ВВЕДЕНИЕ
 
Тема курсовой работы –«Налогообложение индивидуального предпринимателя».
Цель работы — изучениероссийского законодательства в области налогообложения индивидуальныхпредпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуальногопредпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложениииндивидуальных предпринимателей.
В рамках реализации целикурсовой работы будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие исущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
2. Изучитьнормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей;
3. Рассмотреть системыналогообложения индивидуальных предпринимателей;
4. Проанализироватьналогообложение ИП Ефимова П.К.;
5. Изучить меры посовершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Предметом исследованияявляется процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – ИПЕфимов П.К.
Структура: курсоваяработа состоит из трех частей. В первой части рассмотрены теоретические аспектыналогообложения индивидуальных предпринимателей.
Вторая часть называется«Налогообложение индивидуального предпринимателя Ефимова П.К.» В этой частикурсовой работы рассмотрено налогообложение конкретного предпринимателя, применениеим упрощенного режима налогообложения, расчет единого налога.
В третьей части рассмотренымеры по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей
Методологической итеоретической основой работы являются Гражданский кодекс Российской Федерации,Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми утверждаются основные нормы иправила регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей, а такжетруды российских экономистов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 
1.1 Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности
 
В соответствии со ст.23Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), гражданинвправе заниматься предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица с момента государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя.
Законами установленыопределенные ограничения в праве граждан заниматься предпринимательскойдеятельностью. Так, гражданам запрещено в индивидуальном порядке осуществлятьстраховую деятельность (Закон РФ “О страховании”), изготовлять оружие иторговать им (Закон РФ “Об оружии”) и другие. Указом Президента РФ от 22декабря 1993 года (СЗ РФ, 1993 г., № 52, ст. 5073) предусмотрено, что «государственныйслужащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или черездоверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектомнезависимо от его организационно-правовой формы».
Отдельными видамидеятельности граждане могут заниматься только после получения специальногоразрешения — лицензии. На индивидуальных предпринимателей распространяются теже правила, которые установлены для лицензирования деятельности юридическихлиц.
Возраст, начиная скоторого граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью, закономспециально не установлен.
Индивидуальнаяпредпринимательская деятельность осуществляется гражданином лично. Поэтому длязанятия такой деятельностью он должен обладать не только гражданскойправоспособностью, но и гражданской дееспособностью, т.е. способностьюсамостоятельно приобретать и осуществлять права, а также создавать для себягражданские обязанности и исполнять их.
Предусмотреннаязаконодательством форма организации, предпринимательской деятельности безобразования юридического лица находится в стадии становления. Она ориентированана законопослушных граждан, которые по разным причинам не располагаютнеобходимыми связями в «деловом мире» и не имели возможностизавладеть капиталом в процессе приватизации государственной собственности припереходе на рыночную экономику.
Индивидуальнуюпредпринимательскую деятельность отличают очень простая и короткая процедурарегистрации, упрошенная форма учета хозяйственных результатов и, что особенноважно, значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.
Неприятной особенностьюэтой формы организации предпринимательской деятельности является неограниченнаяответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Этаответственность распространяется на все его личное имущество, на которое позакону может быть обращено взыскание судом.
Об этой особенностииндивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридическоголица не следует забывать при заключении сделок, особенно на первых порах, когданедостает опыта, а стремление поскорее добиться желаемого результата можетпревзойти здравый смысл.
Тем не менее, оцениваявсе преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности,следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальнойстадии. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимыеопыт и капитал для перехода в более «тяжелую весовую категорию»корпоративного бизнеса.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальныхпредпринимателей
Основными документами,регламентирующими налогообложение индивидуальных предпринимателей являются:
1.На законодательном уровне:
· Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГС ФСРФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008);/>
· Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
· Налоговый кодексРоссийской Федерации. (часть первая) от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ
· Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации»
2. На нормативном уровне:
· ПБУ«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99;
· ПБУ «Доходыорганизации» ПБУ 9/99;
· ПБУ «Расходыорганизации» ПБУ 10/99;
· О формахбухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н;
· Об утвержденииположения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв.Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 18.09.2006);
3. На методическомуровне:
· Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. ПриказомМинфина РФ от 13.06.1995 № 49;
4. Организационныйуровень:
· Внутренниедокументы организаций
Проанализируем подробноэти нормативные документы и представим их в виде таблицы 1.1
Таблица 1.1 — Анализнормативно-правового регулирования налогообложения индивидуальныхпредпринимателейНаименование законодательного или нормативного документа Анализ документа применительно к расчетам с покупателями и заказчиками I уровень нормативного регулирования «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ Рассмотрены нормы налогообложения индивидуальных предпринимателей, порядок исчисления и уплаты налогов, сроки предоставления деклараций. Налоговый кодекс Российской Федерации. (часть первая) от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ Рассмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей как налоговых агентов и налогоплательщиков «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ Определены понятия предпринимательская деятельность, правоспособность граждан Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Определен порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование II уровень нормативного регулирования ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» Устанавливает состав отчетности и порядок ее составления, которые должны соблюдаться каждым индивидуальным предпринимателем Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Устанавливает правила формирования доходов, полученных от покупателей и заказчиков. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006); О правилах составления отчетности, которую необходимо сдавать индивидуальным предпринимателям в налоговую инспекцию III уровень нормативного регулирования Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств индивидуальных предпринимателей и оформления её результатов. IV уровень нормативного регулирования
Внутренние документы организаций:
Приказы, распоряжения, учетная политика для целей налогообложения Устанавливают внутренний порядок расчета налогов, сроки сдачи деклараций, сроки уплаты налогов и сборов
1.3 Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей
В настоящее время вРоссии согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее по тексту НК РФ)действуют два режима налогообложения: общий и специальный.(14)
Под общим режимомналогообложения будем понимать систему налогов, сборов и платежей,установленных НК РФ и уплачиваемых юридическими и физическими лицами заисключением тех случаев, когда налогоплательщики применяют так называемыеспециальные режимы налогообложения. (14)
Согласно, ст.18 НК РФ,специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определенияэлементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплатеотдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.
К специальным налоговымрежимам относятся:
1) системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единыйсельскохозяйственный налог);
2) упрощенная системаналогообложения;
3) система налогообложенияв виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В основе всех специальныхрежимов лежит замена уплаты совокупности установленных законодательствомфедеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога,исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период. (14)
Рассмотрим в следующихразделах курсовой работы общий режим налогообложения, УСН и ЕНВД.
1.3.1 Общий режим налогообложения
Общий режимналогообложения индивидуальных предпринимателей включает: полный переченьналогов (ЕСН, НДС, налог на имущество, НДФЛ с доходов предпринимателя),уплачиваемых предпринимателем как налогоплательщиком, так и налоговым агентом.
При использовании общей системыналогообложения в случае появления в течение года у физического лица,получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных отосуществления предпринимательской деятельности или от занятия частнойпрактикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию суказанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговыйорган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов.При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Вналоговых декларациях индивидуальные предприниматели указывают все полученныеими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммыфактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммыналога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода.
Индивидуальныепредприниматели, получающие доход от предпринимательской деятельности обязаныне позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом,представить фактическую налоговую декларацию, в которой указываются всеполученные доходы, суммы начисленного и уплаченного налога на доходы физическихлиц, стандартные и профессиональные налоговые вычеты.
В случае прекращениядеятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязанв пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговуюдекларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Исчисление суммыавансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовыхплатежей на текущий налоговый период производится налоговым органом наосновании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, илисуммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетомналоговых вычетов. При определении размера налоговой базы индивидуальныйпредприниматель имеет право на получение стандартных, социальных, имущественныхи профессиональных налоговых вычетов.
Применение индивидуальнымпредпринимателем этого режима налогообложения оправдано лишь в том случае, еслион является участником внешнеэкономической деятельности и в любом случае будетплатить НДС на таможне.
Второй довод для выбораэтого режима – подавляющее число клиентов индивидуального предпринимателя будутюридические лица – плательщики НДС.
 
1.3.2 Единый налог навмененный доход
Система налогообложения ввиде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далеепо тексту ЕНВД) установлена главой 26.3 части второй НК РФ и вводится вдействие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхрайонов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга и применяется с общей системой налогообложения и инымирежимами налогообложения.
В основе режима лежитопределение потенциально возможного валового дохода, уменьшенного нанеобходимые затраты (вмененный доход), установленного исполнительной властью наоснове данных, полученных в ходе статистических исследований, налоговыхпроверок и т.д.
ЕНВД может применяться вотношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовыхуслуг;
2) оказания ветеринарныхуслуг;
3) оказания услуг поремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг похранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказанияавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемыхорганизациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20транспортных средств;
6) розничной торговли,осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждомуобъекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки идругие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарнойторговой площади;
7) розничной торговли,осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарнойторговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарнойторговой сети;
8) оказания услугобщественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более150 квадратных метров;
9) оказания услугобщественного питания, осуществляемых через объекты организации общественногопитания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространениянаружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11) размещения рекламы натранспортных средствах;
12) оказания услуг повременному размещению и проживанию организациями и предпринимателями,использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадьпомещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратныхметров;
13) оказания услуг попередаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенныхв объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектовнестационарной торговой сети, а также объектов организации общественногопитания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14) оказания услуг попередаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков дляразмещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а такжеобъектов организации общественного питания.
Согласно ст.346.26 НК РФуплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождениеот уплаты следующих налогов:
1) налога на доходыфизических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательскойдеятельности, облагаемой ЕНВД);
2) налога на имуществофизических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществленияпредпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
3) единого социальногоналога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности,облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведениемпредпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Индивидуальныепредприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаютсяналогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектаминалогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащегоуплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации.
Индивидуальныепредприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховыевзносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязанысоблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной ибезналичной форме, установленный в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
При осуществлениинескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВДв соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисленияналога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Налогоплательщики,осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащейналогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вестираздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношениипредпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, ипредпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщикиуплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, и исчисляют иуплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в связи ссоответствующим режимом налогообложения.
Объектом налогообложениядля применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой дляисчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода,рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному видупредпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величиныфизического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
При исчислении налоговойбазы используется следующая формула расчета:
ВД = БД · (N1 + N2 +N3) · К1 · К2 · К3 ,
где ВД — величинавмененного дохода,
БД — значение базовойдоходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности,
N1, N2, N3 — физическиепоказатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налоговогопериода,
К1, К2, К3 — корректирующие коэффициенты базовой доходности;
Для исчисления суммыединого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельностииспользуются физические показатели, характеризующие определенный видпредпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (табл. 1.2).
Таблица 1.2 — Уровеньбазовой доходности по видам предпринимательской деятельностиВиды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей) Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7500 Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 7500 Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 12000 Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Общая площадь стоянки 50(в квадратных метрах) 50 Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов 6000 Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров Количество посадочных мест 1 500 1500 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в квадратных метрах) 1800 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров Торговое место 9000 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров Площадь торгового места объекты (в квадратных метрах) 1800 Развозная и разносная розничная торговля Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 4500 Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей Площадь зала обслуживания (в квадратных метрах) 1000 Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей Количество работников, включая индивидуального 4500 Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) Площадь информационного поля (в квадратных метрах) 3000 Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения Площадь информационного поля (в квадратных метрах) 4000 Распространение наружной электронных табло Площадь информационного поля в квадратных метрах) 5000 Размещение рекламы на транспортных средствах Количество транспортных средств, на которых размещена реклама 10000 Оказание услуг по временному азмещению и проживанию Общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в квадратных метрах) 1000
Базовая доходностькорректируется на коэффициенты К1, К2 и К3.
К1 — корректирующийкоэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей веденияпредпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях,особенностей населенного пункта или места расположения, а также местарасположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значениякадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельностиналогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленнойГосударственным земельным кадастром для данного вида деятельности;
Корректирующийкоэффициент К1 рассчитывается по следующей формуле:
К1 = (1000 + Коф) ч (1000+ Ком),
где Коф – кадастроваястоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) поместу осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;
Ком – максимальнаякадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельногокадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;
1000 – стоимостная оценкапрочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности,приведенная к единице площади.
Корректирующийкоэффициент базовой доходности К1 в 2003 году при определении величины базовойдоходности не применяется.
К2 — корректирующийкоэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей веденияпредпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ,услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места веденияпредпринимательской деятельности и иные особенности.
Значение корректирующегокоэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектамиРоссийской Федерации на календарный год, могут быть установлены в пределах от0,1 до 1 включительно и рассчитывается по следующей формуле:
К2 = Кпост · Кперем,

где Кпост – коэффициент,учитывающий уровень доходности в Астраханской области;
Кперем – произведениекоэффициентов, учитывающее совокупность прочих особенностей веденияпредпринимательской деятельности, в том числе сезонность, ассортимент товаров(работ, услуг), время работы, величину доходов и иные показатели.
При исчислении суммыединого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности значениекоэффициента К2, превышающее 1, приравнивается к 1, меньшее 0,1 –приравнивается к 0,1.
К3 — коэффициент-дефлятор,соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы,услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если в течениеналогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физическогопоказателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитываетуказанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменениевеличины физического показателя.
Размер вмененного доходаза квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственнаярегистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начинаяс месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Налоговым периодом поединому налогу признается квартал.
Ставка единого налогаустанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Такимобразом, единый налог на вмененный доход рассчитывается по следующей формуле:
ЕН = ВД · 15 ч 100,

где ВД — вмененный доходза налоговый период; 15 ч 100 — налоговая ставка.
Уплата единого налогапроизводится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-гочисла первого месяца следующего налогового периода.
Сумма единого налога,исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на суммустраховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое всоответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени привыплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в техсферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, атакже на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченныхиндивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченныхпособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не можетбыть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательноепенсионное страхование.
Отличие ЕНВД от всехостальных специальных режимов заключается в том, что это режим, обязательный кприменению. Так, если в местности, где работает предприниматель введен режимуплаты ЕНВД для данного вида деятельности и по критериям (торговая площадь,количество работников, транспорта и т.п.) его деятельность подпадает под этотрежим, то предпринимателю придется уплачивать именно ЕНВД. Еще отметим, чтоЕНВД облагаются только отдельные виды деятельности, а не все доходы и расходыпредпринимателя. И если он осуществляет деятельность, как подпадающую подуплату ЕНВД, так и не подпадающую, нужно совмещать два налоговых режима: общийи ЕНВД или УСН и ЕНВД.
1.3.3 Упрощенная система налогообложение
Упрощенная системаналогообложения – это специальный налоговый режим, действующий в Россиисогласно главе 26.2 НК РФ.
Для индивидуальныхпредпринимателей применение упрощенной системы налогообложения, в соответствиисо ст.346.11 НК РФ, предусматривает уплату единого налога, исчисляемого порезультатам хозяйственной деятельности за налоговый период, взамен уплаты:
— налога на прибыльорганизаций;
— налога на доходыфизических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательскойдеятельности). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель, получившийдоход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого впредпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т.п.) являетсяплательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке;
— налога на добавленнуюстоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ привозетоваров на таможенную территорию РФ;
— налога на имущество (вотношении имущества, используемого для осуществления предпринимательскойдеятельности);
— единого социальногоналога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а такжевыплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Иные налоги уплачиваютсяиндивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную системуналогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Приведем сводную таблицуналогов, которые обязаны уплачивать индивидуальные предприниматели, применяющиесистему налогообложения, и от уплаты которых они освобождены. (14) (табл.1.3)

Таблица 1.3 — Видналогов, сборов и платежей, уплачиваемых и упраздненных в упрощенной системеналогообложенияНалогоплательщик Вид налога, сбора и платежа, от уплаты которого налогоплательщик освобождается Вид налога, сбора и платежа, уплачиваемого налогоплательщиком Индивидуальный предприниматель
·  НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)
·  Налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
·  ЕСН с доходов полученных от предпринимательской деятельности
·  ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц
·  НДС (кроме «таможенного»)
·  Единый налог
·  «Таможенный» НДС
·  Акциз при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ
·  Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу физических лиц
·  Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
·  Государственная пошлина (с исковых и иных заявлений, с жалоб в суд, за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию, лицензирование и т.п.
·  Земельный налог
Переход на упрощеннуюсистему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей отведения кассовых операций и представления статистической отчетности.
Переход на упрощеннуюсистему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложенияиндивидуальными предпринимателями носит добровольный характер.
Федеральным законом от19.07.2009 № 204-ФЗ внесены изменения в статьи 346.12 и 346.13 НК РФ. Предельнаявеличина доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения по итогамдевяти месяцев увеличена с 15 млн. до 45 млн. руб. Сумма доходов, припревышении которой по итогам отчетного (налогового) периода организацияутрачивает право на применение специального режима, возросла с 20 млн. до 60млн. руб.
Но не все индивидуальныепредприниматели могут применять этот налоговый режим. В соответствии сост.346.12 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложенияиндивидуальные предприниматели:
— занимающиесяпроизводством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезныхископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
— занимающиеся игорнымбизнесом;
— являющиеся участникамисоглашений о разделе продукции;
— переведенные на системуналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии сглавой 26.1 НК РФ;
— средняя численностьработников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
Те предприниматели,которые изъявляют желание перейти на данную систему налогообложения, обязаныподать в налоговый орган по месту жительства заявление о переходе на даннуюсистему по форме №26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 №ВГ-3-22/495. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправеподать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет вналоговых органах. В указанном заявлении предприниматель должен указать, какойиз двух предусмотренных законом объектов налогообложения он выбрал, посколькуот выбора объекта налогообложения будет зависеть ставка единого налога. Приэтом на основании ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть толькодоходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если предпринимательвыберет объектом налогообложения доходы, то единый налог будет исчисляться поставке 6 %. Если же объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные навеличину расходов, размер налоговой ставки составит 15 %.
В зависимости от того,какой объект налогообложения будет выбран, условия применения упрощеннойсистемы будут разные. Представим эти условия применения упрощенного режиманалогообложения в виде таблицы 1.4.
Таблица 1.4 — Условияприменения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложенияв зависимости от выбранного объекта налогообложенияУсловия применения упрощенной системы налогообложения Объект налогообложения Доходы Доходы минус расходы Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период 6% (ст.346.20 НК РФ) 15% (ст.346.20 НК РФ) Порядок признания расходов в целях налогообложения Расходы, осуществляемые налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога Перечень расходов приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. Порядок определения расходов установлен в ст. 346.16 НК РФ Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога Вычет не производится Уплата минимального налога Минимальный налог не уплачивается Уплачивается в порядке, предусмотренном ст. 346.18 НК РФ
Налоговым периодом дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признаетсякалендарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодамипо единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.
Поскольку налоговымпериодом признается календарный год, показатели деятельности организации илииндивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объектаналогообложения определяются нарастающим итогом.
Уплата квартальныхавансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуальногопредпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваютсяиндивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего заистекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных авансовыхплатежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налог, исчисленный поитогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация поитогам налогового периода представляется не позднее 31 марта года, следующегоза истекшим налоговым периодом.
Главное отличиеупрощенной системы налогообложения от остальных специальных режимов состоит впредоставлении налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетностьпо всем видам осуществляемой деятельности, за исключением особых случаев, предусмотренныхзаконодательством.

ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЕФИМОВА П.К.
 
2.1 ИП Ефимов П.К. как налоговый агент
Ефимов ПетрКонстантинович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в1994 году. Вид деятельности — производство и продажа мясных полуфабрикатов.
ИП Ефимов П.К. имеетнаемных рабочих, поэтому он является налоговым агентом, на которого всоответствии со ст. 24 НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию уналогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
ИП Ефимов удерживает изначисленной заработной платы своих рабочих налог на доходы физических лиц иуплачивает его в бюджетную систему РФ. В этой ситуации индивидуальный предпринимательвзваливает на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическимлицом и от имени налогоплательщика, без всякого на то его поручения, а попоручению государства, уплачивает за счет налогоплательщика и от имениналогоплательщика его подоходный налог.
Уплата НДФЛ черезналогового агента бесплатная и позволяет государству контролировать налоговогоагента, так как если бы физические лица уплачивали НДФЛ сами, то контролироватьих было бы затруднительно. Еще в этой ситуации важно, что Ефимов П.К.уплачивает не свой налог, а налог своего работника — физического лица за счетего средств и от его имени. Кроме того, ИП Ефимов П.К., как налоговый агент,должен вести учет всех уплаченных налогов.
Таким образом, кобязанностям ИП Ефимова П.К., как налогового агента, можно отнести (ст.24 НКРФ):
1) правильное исвоевременное исчисление, удержание из денежных средств, уплачиваемыхналогоплательщикам, и перечисление НДФЛ в бюджетную систему Рф;
2) необходимостьписьменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможностиудержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одногомесяца со дня, когда ему стало известно о таких обстоятельствах;
3) ведение учетаначисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных иперечисленных в бюджетную систему РФ;
4) представление вналоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществленияконтроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) обеспечениесохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисленияналогов, в течение четырех лет
2.2 Действующая система налогообложения ИП Ефимов П.К.
ИП Ефимов П.К.используетупрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы наосновании Уведомления налоговой инспекции о возможности применения упрощеннойсистемы налогообложения №695 от 17.11.2007 года
Отметим, что всоответствии со ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложенияучитываются следующие доходы:
— доходы от реализации,определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
— внереализационныедоходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При определении доходовне учитываются:
1) доходы, указанные встатье 251 НК РФ;
2) доходы организации, облагаемыеналогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
3) доходы индивидуальногопредпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам,предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленномглавой 23 НК РФ.
В приложении 1 к курсовойработе приведен полный перечень доходов, учитываемых и не учитываемых приопределении налоговой базы.
ИП Ефимов П.К. работает спокупателями через расчетный счет в банке. В соответствии со ст.346.17 НК РФдатой получения доходов признается день поступления денежных средств на счет вбанке и (или) в кассу.
Так как ИП Ефимов П.К.выбрал объект налогообложения – доходы, налоговой базой у него признаетсяденежное выражение полученных им доходов. При расчете индивидуальнымпредпринимателем налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с началаналогового периода.
ИП Ефимов П.К. ведет учетдоходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов ирасходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощеннуюсистему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены ПриказомМинфина РФ от 31.12.08 № 154н.
Индивидуальныйпредприниматель Ефимов ведет Книгу учета доходов и расходов организаций ииндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложенияв электронном виде, фрагмент которой приведен в приложении 2 к курсовой работе.
При заполнении книги ИПЕфимов П.К. соблюдает общие правила:
1) Все хозяйственныеоперации за отчетный период отражаются в хронологической последовательности;
2) Все хозяйственныеоперации отражаются на основании первичных документов;
3) Хозяйственные операцииотражаются таким образом, что все необходимые данные по каждому объекту учетапроизводятся в отдельной строке;
4) Книга учета ведется нарусском языке;
5) Исправление ошибокразрешается, но оно должно быть обосновано и подтверждено подписьюиндивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью.
2.3 Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системыналогообложения
Как уже было сказано впервой главе, при УСН с объектом налогообложения – доходы, налоговая ставкаравна 6%.
Сумма единого налога (авансовыхплатежей по налогу), исчисленная за налоговый период, уменьшаетсяиндивидуальным предпринимателем на сумму страховых взносов на обязательноепенсионное страхование (14%), уплачиваемых за этот же период времени всоответствии с законодательством Российской Федерации, а также на суммувыплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумманалога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50процентов.
Индивидуальнымпредпринимателем Ефимовым П.К. используется следующий алгоритм исчисленияединого налога:
1 этап. Расчет налоговойбазы (то есть все доходы выражаются в денежном эквиваленте);
2 этап. Расчет суммыединого налога (умножение величины налоговой базы на ставку налога 6%);
3 этап. Расчет суммыстраховых взносов в пенсионный фонд;
4 этап. Если имеютсявыплаты по временной нетрудоспособности, то рассчитывается сумма выплат;
5 этап. Расчет суммыединого налога к уплате в бюджет ( разница между суммой исчисленного на 2 этапеединого налога и вычетом – суммой страховых взносов в пенсионный фонд и пособийпо временной нетрудоспособности).
Таким образом, еслиобозначить Т – сумму единого налога к уплате в бюджет, НБ – сумма налоговойбазы, Ставка – налоговая ставка в процентах, ОПС – сумма страховых взносов вПенсионный фонд РФ, ПВН – пособие по временной нетрудоспособности, то алгоритмрасчета единого налога можно представить по следующей формуле:
Т=(НБ*Ставка) – ОПС — ПВН
Индивидуальнымпредпринимателем Ефимовым П.К. единый налог за 1 полугодие исчислялся следующимобразом:
В выписке из книгидоходов и расходов (табл.2.1) видно, что НБ=269648,03
Таблица 2.1 — Выписка изКниги доходов и расходов ИП Ефимова П.К.№ п/п дата и номер первичного документа Содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы 1. 2. 3. 4. 1. п/п 13 от 30.01.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №1 98446,00 2. п\п 36 от 06.02.2009 Поступление денежных средств на расчетный.счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №2 102450,00 3. п/п 99 от 06.02.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №3 44520,00 4. п/п 13 от 13.02.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №4 96102,00 5. п/п 27 от 24.02.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №5 140000,00 6. п/п 173 от 27.02.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №6 61200,00 7. п/п 205 от 04.03.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №7 36000,00 8. п/п 192 от 25.03.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №8 12000,00 9. п/п 84 от 27.03.2009 Поступление денежных средств на расчетный счет ИП Ефимов П.К.по счет — фактуре №9 90400,00 Итого за 1 квартал 681 118,00
2. Сумма единого налогаравна 681118,00*6%= 40867,08
3. Сумма начисленныхстраховых взносов за 1 квартал 2009 года составила 21157,24.
4. ИП Ефимовым за даннымпериод выплаты по временной нетрудоспособности не производились.
5. Поскольку суммастраховых взносов в Пенсионный фонд за 1 квартал 2009 составила более 50% отсуммы единого налога (40867,08*50%=20433,54), то к вычету принимаем нефактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму – 20433,54)
Тогда сумм налога,подлежащая уплате в бюджет:
40867,08-20433,54=20433,54
Налог, подлежащий уплатепо истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля года,следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежиуплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетнымпериодом.
Налоговая декларация поединому налогу, уплачиваемому вследствие применения упрощенной системыналогообложения заполняется в соответствии с гл.26.2 НК РФ, за налоговыйпериод. Декларация представляется по итогам налогового периода не позднее 31марта, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации поналогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
В приложении 3представлена налоговая декларация за прошедший налоговый период – 2008 год, изкоторой видно сумму полученных доходов, сумму страховых взносов на обязательноепенсионное страхование за 2008 год.
ИП Ефимов П.К.представляет налоговую декларацию в электронном виде в соответствии с Порядкомпредставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационнымканалам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
2.4 Порядок исчисления и уплаты индивидуальным предпринимателем страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование и прочих налогов
Индивидуальныепредприниматели согласно статье 6 Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №167-ФЗ) признаютсястрахователями по обязательному пенсионному страхованию:
— как лица, производящиевыплаты физическим лицам;
— непосредственно какиндивидуальные предприниматели.
Так как ИП Ефимов П.К.одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление иуплата страховых взносов, в соответствии с п.1 ст.6 Закона №167-ФЗ, производятсяим по каждому основанию отдельно.
Нормами статьи 346.11 НКРФ для индивидуальных предпринимателей нормами сохранена обязанность по уплатестраховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке,предусмотренном Законом №167-ФЗ.
ИП Ефимов П.К. согласнопункту 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ уплачивает суммы страховых взносов в бюджетПенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Он является страхователемпо обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрациии до аннулирования государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховыевзносы. И даже если он какое-то время не получал доходов, все равно обязануплачивать фиксированный взнос. Его можно уплачивать как частями — по итогамкаждого месяца, так и единовременно — в конце года.
Так как ИП Ефимов П.Кнаходится на упрощенном режиме налогообложения с объектом налогообложения — доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование согласно п.3 ст.346.21НК РФ вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее не более чемна 50%.
За 1 квартал 2009 года ИПЕфимов П, К получил доход в размере 681118,00. Сумма единого налога составила681118,00*6%= 40867,08
Размер фиксированного платежав Пенсионный фонд РФ в 2009 году составил 7274,40 в соответствии сПостановлением Правительства России от 27 октября 2008 года № 799. Размережемесячного фиксированного платежа определяется делением стоимости года на 12месяцев. В 2009 году ежемесячный фиксированный платеж составил 606 руб. 20 коп.в месяц, из них 404 руб. 13 коп. — на страховую часть трудовой пенсии, 202 руб.07 коп. — на накопительную часть пенсии.
За период с января помарт 2009 года индивидуальный предприниматель уплатил за себя фиксированныйплатеж в размере 1818,60 (за каждый месяц по 606,20). Страховые взносы наобязательное пенсионное страхование работников за указанный период былиуплачены в размере 19338,64. Общая величина уплаченных взносов на обязательноепенсионное страхование составила 19338,64+1818,60=21157,24. Эта сумма больше50% от суммы единого налога (40867,08*50%=20433,54). Тогда к вычету принимаемне фактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму –20433,54.
Так как ИП Ефимов П.К.выступает работодателем, то он ежемесячно перечисляет авансовые платежи, а поитогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов,исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой сначала календарного года, включая текущий отчетный период, и суммой авансовыхплатежей, перечисленных за отчетный период.
Сумма страховых взносов вПФ РФ исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждой части страховоговзноса, страховой и накопительной, и определяется как соответствующаяпроцентная доля базы для начисления страховых взносов. Уплата страховых взносов(перечисление авансовых платежей по страховым взносам) в ПФ РФ осуществляетсяотдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов.
Ежемесячно согласно п.2 ст.24Закона №167-ФЗ производятся отчисления суммы авансовых платежей по страховымвзносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с началарасчетного периода, и тарифа страхового взноса. Тариф страхового взносапредставляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы дляначисления страховых взносов (табл.2.2).
Таблица 2.2Налоговая база нарастающим итогом Федеральный бюджет Фонды ОМС Итого ФФОМС ТФОМС 1 2 3 4 5 До 280000 рублей 7,3 % 0,8 % 1,9 % 10,0 % От 280001 рубля до 600000 рублей 20440 + 2,7 % с суммы, превышающей 280000 рублей 2240 + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей 5320 + 0,4 % с суммы, превышающей 280000 рублей 28000 + 3,6 % с суммы, превышающей 280000 рублей Свыше 600000 рублей 29080 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей 3840 рублей 6600 рублей 39520 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей
Отметим, что ИП ЕфимовП.К. в качестве страхователя вправе вступить в добровольном порядке вправоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплатустраховых взносов в бюджет ПФ РФ в части, превышающей размер установленногофиксированного платежа.
Страховые взносы в ПФ РФ,превышающие фиксированный платеж, на основании пункта 3 статьи 29 Закона№167-ФЗ будут считаться страховыми взносами на обязательное пенсионноестрахование.
Также ИП Ефимов П.К.уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Этот страховой взносрассчитывается как соответствующая доля процентной ставке от начисленной оплатытруда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаяхот суммы вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Уплата страхового взносана обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний осуществляется ежемесячно на счет территориальногоотделения Фонда социального страхования.
В соответствии со статьей24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний» ИП Ефимов П.К. ежеквартально не позднее 15 числа месяца,следующего за истекшим кварталом, представляет в территориальное отделениеФонда социального страхования расчетную ведомость по средствам Фондасоциального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 
3.1 Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей
Налоговый учет сложный иответственный участок деятельности на любом предприятии. От его правильностизависит заполнение налоговых деклараций.
Налоговые регистры – этоименно то, что так любят проверять налоговые инспектора во время проверок. Аглавное, налоговый учет – это то, что отнимает массу сил и энергии у главногобухгалтера, отвлекая от текущей деятельности. Трудоемкость налогового учетасвязана с большим количеством расхождений между данными бухгалтерского иналогового учета
Сначала рассмотримдостоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения, которую применяетИП Ефимов П.К.(табл.3.1)
Таблица 3.1 — Достоинстваи недостатки упрощенной системы налогообложенияДостоинства Недостатки Снижена общая сумма налога к уплате в бюджет
Невозможно непрерывно расширять деятельность и одновременно соблюдать критерии применения УСН
Индивидуальный предприниматель, боясь потерять на очередной финансовый год право на применение упрощенной системы налогообложения в связи нарушением таких, критериев как предельная численность или размер валовой выручки, вынуждены вести двойной учет — по обычной и по упрощенной системам. Тем самым, порядок учета не только не упрощается, но становится даже еще сложней. Предоставлено право оформления документов бухгалтерской отчетности по упрощенной форме. Все это значительно снижает трудозатраты, хотя для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности сохраняется. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками основных налогов, и на них не распространяются требования о составлении соответствующих налоговых расчетов и налоговых деклараций, счетов-фактур, ведения Книги покупок и Книги продаж. Нельзя не признать, что товары у организаций, применяющих УСН, при прочих равных условиях оказываются менее конкурентоспособными, чем у организаций, применяющих обычную систему налогообложения. Это связано с тем, что у покупателей или потребителей, являющихся плательщиками НДС, отсутствует возможность принять по таким товарам сумму НДС к налоговому вычету.
Серьезную проблемусоздает отсутствие в учете организаций, применяющих УСН, показателя “прибыль,оставшаяся в распоряжении после уплаты налога на доход”. В части 2 НК РФнеоднократно встречаются положения, устанавливающие особенности налогообложенияв зависимости от осуществления тех или иных расходов за счет прибыли,оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на доход (налога наприбыль). При этом законодателем не было учтено, что организации ипредприниматели, применяющие УСН, не могут рассчитать этот показатель,поскольку не являются плательщиками налога на прибыль.
Таким образом, ставитсяпод сомнение применение целого ряда норм НК РФ, например:
1) о порядке удержанияналога на доход физических лиц с выплачиваемых дивидендов (п. 2 ст. 214 НК РФ);
2) о порядке удержанияналога на доход физических лиц с сумм полной или частичной компенсациистоимости путевок, выплачиваемых работодателями своим работникам и (или) членамих семей (п.9 ст.217 НК РФ) и с сумм, уплаченных работодателями за лечение имедицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей(п.10 ст.217 НК РФ);
3) о порядке включениятех или иных выплат, осуществляемых работодателями в пользу своих работников, воблагаемую базу по единому социальному налогу/взносу (п.4 ст.236 НКРФ).
 
3.2 Совершенствованиеналогообложения индивидуальных предпринимателей
В последние годы принятыемеры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощеннаясистема налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видовдеятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку намалый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собойразвитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличениезанятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержкиналогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысилоэффективность налогового администрирования.
Указанные мерыстимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальныеналоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющихуказанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (вт.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступленияналогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.
Закрепление налогов,уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых режимов, за бюджетамисубъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставлениеправа органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененныйдоход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базуих бюджетов.
В 2008 году былапродолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов,результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силус 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальноезначение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговуюотчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговыхрежимов.
Так, по упрощеннойсистеме налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объектомналогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам РоссийскойФедерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставкив пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикампредоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отмененыограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговыхпериодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представленияналогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первыйквартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларациябудет представляться только по итогам налогового периода (календарного года). Поупрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей наоснове патента отменены ограничения на количество видов предпринимательскойдеятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент,им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численностькоторых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен переченьвидов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применятьсяупрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, накоторые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применениеданного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговыхорганах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.
По системеналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единомусельскохозяйственному налогу) отменено ограничение, не позволяющее переходитьна этот налоговый режим организациям, имеющим филиалы и (или)представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственногоналога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели,если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота,принадлежащих им на праве собственности, а также при условии, что у них в общемдоходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их улововводных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из нихрыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, составляет заналоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученногопо итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отмененаобязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогамотчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогамналогового периода (календарного года).
По системеналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, вотношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговыйрежим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочнаячисленность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, вкоторых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отмененоправо налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога взависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательскойдеятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиковпо месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Вместе с тем практикаприменения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороныв их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетнуюсистему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделенияорганизаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целяхминимизации налогообложения.
По единомусельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономическойдеятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить наэтот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровеньдоходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическимиагентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время длямалых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остаетсядостаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налоговогоучета.
Для единого налога навмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснованияразмеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности,подлежащим налогообложению этим налогом. Ежегодное увеличение базовойдоходности на единый для всех видов предпринимательской деятельности,облагаемых единым налогом на вмененный доход, корректирующий коэффициентбазовой доходности К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары(работы, услуги), без учета фактической доходности видов предпринимательскойдеятельности стимулирует рост цен на товары (работы, услуги). При этомотсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности поотдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом навмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местныебюджеты.
Несмотря на введениеограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный доход длякрупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участияв организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, вчастности, по объему выручки, так как действующее для крупнейшихналогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращенияперехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательскойдеятельности, для которых он изначально не предназначался.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенногов курсовой работе анализа можно сделать следующие выводы:
Налоговая системаявляется одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо,чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям.
Анализ реформаторскихпреобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемыепредложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всегоразмеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения;усиления или замены одних налогов на другие). На сегодняшний день существуетогромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания ииспользования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьмазатруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять вниманиеспецифике экономических, социальных и политических условий России, ищущейлучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
При написании данной курсовойработы:
Была изучена литература инормативные документы по налогообложению индивидуальных предпринимателей.
Определены понятие исущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Рассмотрены системыналогообложения индивидуальных предпринимателей;
Проанализированоналогообложение конкретного индивидуального предпринимателя;
Изучены меры посовершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации. (часть первая) от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
4. Федеральный законот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации».
5. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утв. Приказом Минфина РФот 06.05.99 №33н.
6. Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. Приказом Минфина РФот 06.05.99 №32н.
7. Положение побухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утв.Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.
8. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации(приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.).
9. Приказ Минфина РФот 21 декабря 1998 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организациибухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
10. Приказ Минфина РФот 31.12.08 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков ихзаполнения».
11. ПРИКАЗ Минфина от22.06.09 № 58н «Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому всвязи с применением упрощенной системы налогообложения и порядка ее заполнения».
12. Бухгалтерскийучет: Учеб. пособие/ Кондраков Н.П.– 5-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА-М,2008 – 717 с. – (Высшее образование).
13. Кондраков Н.П.Учетная политика организации на 2008 год: в целях бухгалтерского, финансового,управленческого и налогового учета. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с. – (Настольнаякнига главного бухгалтера).
14. Налоги иналогообложение. 5-е изд. Миляков Н.В., серия: «Высшее образование»,2006 г., Изд.: ИНФРА-М.
15. Налоги: практиканалогообложения / Черник Д.Г. – Москва: Инфра-М, 2008. – 368 с.
16. Упрощеннаясистема налогообложения: сложные вопросы применения: практ. руководство / Д.С.Кочергов, Е.Е. Устинова. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 224 с.
17. www.nalog.ru
18. www.rnk.ru
19. www.konsultant-ip.ru