Проблемы и перспективы привлечения иностранного капитала в РФ

–PAGE_BREAK–сообщить заявителю о причинах отказа.

Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органом власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати.

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными

инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия.

При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом должна быть опубликована в печати.[43]

Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса.

Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять

любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.

Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка России.

Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ.

Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ.[44]

Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в РФ, обязано встать на учет в государственной налоговой инспекции. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории РФ, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующей налоговой инспекции, независимо от того. Будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.

Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль. Понятие постоянного представительства используется для того, чтобы определить налоговый статус иностранного юридического лица в РФ, и не имеет организационно-правового значения.[45]

При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам – иностранным фирмам только при представлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе РФ.[46]

В области налогообложения для коммерческий организаций с иностранными инвестициями и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий.

Таким образом, современную правовую базу регулирования иностранных инвестиций составляет ряд законов и указов президента, а так же ряд ведомственных инструкций. Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий вза­имных инвестиций.  В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами. Существует определенный порядок создания предприятий с иностранными инвестициями, который предусматривает государственную регистрацию предприятия и постановку на учет в соответствующих налоговых органах.

2.2.  Инвестиционный климат РФ

Экономическое состояние России зависит от состояния экономики субъектов федерации, то есть экономики на различных уровнях, поэтому целесообразно рассмотреть причины, препятствующие привлечению инвестиций в регионы и меры, способствующие их эффективному распределению среди регионов.[47]

Россия – это огромный потенциальный рынок сбыта, имеющий огромный запас природных богатств, изобилие земли, квалифицированной рабочей силы и интеллектуальных ресурсов, выгодное географическое положение. Всё это определяет основные виды мотиваций инвесторов. Так, целью (причиной) выхода (продолжения, активизации работы) той или иной компании (прямого инвестора) на российский рынок может быть:

·        ресурсоищущие мотивы инновационного механизма (дефицит сырья, кадров, энергии в своей стране);

·        рыночные мотивы (ожидание доходов от увеличения продаж и операций);

·        затратно-ориентированные инновационные мотивы (снижение издержек при переносе производства), высокая потребность в создании современных производительных сил на базе новых технологий;

·        конкурентные мотивы (выход на новые рынки с целью продления жизненного цикла производимой продукции, востребованность которой на рынке промышленных стран падает);

·        защита рыночных позиций, опережение конкурента;

·        стратегические мотивы (занятие доли рынка, выход на соседние рынки, создание региональной базы);

·        вынужденные мотивы (например, необходимость вывода производства из своей страны по экологическим причинам);

·        организация субобслуживания для нужд инвесторов, уже работающих в России;

·        культурологические и эмоциональные мотивы (репатрианты, субъективные симпатии к стране, влияние позитивной промоушн-компании).[48]

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

·       ускорения технического и экономического прогресса;

·       обновления и модернизации производственного аппарата;

·       овладения передовыми методами организации производства;

·       подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.[49]

В переходной экономике Российской Федерации с ее специфическими условиями инвестирования необходимо учитывать не только условия, но и результаты процесса инвестирования. Здесь важно учитывать такие факторы как: отдаленность страны и регионов от развитых экономических центров, плотность населения в экономических регионах, масштабы институциональных преобразований, состояние и перспективы проводимых экономических реформ, демократические преобразования и культурное наследие, качество трудовых ресурсов, наличие научно-технического потенциала и др.[50]

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

·        отсутствие научно-обоснованной экономической и со­циальной концепции развития страны;

·        правовая нестабильность, сопровождающаяся посто­янным принятием новых законодательных актов;

·        неэффективное земельное законодательство;

·        высокий уровень инфляции, нестабильность обменно­го курса рубля;

·        низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

·        изношенность производственной и транспортной инф­раструктуры;

·        непрогнозируемость таможенного режима;

·        слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональ­ных направлениях инвестирования;

·        сильная бюрократизация страны, коррупция, преступ­ность и др.[51]

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

·              высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

·              сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

·              неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

·              неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.[52]

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.           Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.[53]

Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.[54]

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

·       неготовность получателей инвестиций — предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

·       неготовность инвесторов вкладывать капиталы в нереформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность). [55]

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны:

·       создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

·       внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

·       последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

·       государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;[56]

·       размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

·       усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

·       совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

·       значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [57]

Деловая среда в каждом нашем регионе сильно различается, многое здесь зависит от местной власти, поэтому говорить об общей оценке российского инвестиционного климата при кредитовании конкретного инвестиционного проекта не приходится.

Основными причинами, влияющими на неравномерность распределения объемов инвестиций в регионы России, являются: 

·        разнородность квалификации российского менеджмента; 

·        низкая доходность инвестиций;

·        разнородность ресурсно-сырьевой базы и инфраструктуры регионов;

·        неопределенность региональной инвестиционной политики;

·        несовершенство региональной законодательно-правовой базы;

·        неотрегулированность налогообложения и ставок таможенных платежей; 

·        отсутствие гарантий субъектов Российской Федерации; 
 информационная непрозрачность компаний и др.[58]

Многообразие и высокая степень неоднородности экономического состояния, сложившегося в регионах Российской Федерации, свидетельствует о различии уровней инвестиционной активности в них.

Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь ниже среднероссийского. По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционный климат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. В Дальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти в полтора раза, а в Южном  — в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России.

Регионы первых трех вышеназванных федеральных округов доминируют  и среди лидеров по инвестиционному риску. За все годы рейтингования  первая десятка по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров – выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.[59]

По потенциалу преимущество европейской тройки округов не столь значительно, хотя и здесь 60% всех регионов-лидеров относятся к вышеперечисленным округам.

Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, как по потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному и Приволжскому федеральным округам. [60]

Если же учитывать частоту представительства регионов каждого федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вот Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров. [61]

Таким образом, в переходной экономике Российской Федерации с ее специфическими условиями инвестирования необходимо учитывать не только условия, но и результаты процесса инвестирования. Основными проблемами регулирования иностранных инвестиций являются правовая нестабильность, изношенность инфраструктуры, высокий уровень инфляции, коррупция, сильная бюрократизация стран, регулирование таможенного режима и многое другое.

2.3.  Перспективы привлечения иностранных инвестиций в РФ

Существуют следующие тенденции привлечения иностранного капитала в РФ:

·   смещение центра тяжести зарубежных слияния и поглощения в сектор госкомпаний;

·   уменьшение числа частных компаний, инвестирующих в зарубежные активы;

·   уменьшение количества чисто финансовых сделок за счет использования операций по обмену активами или применение смешанных сделок с использованием денежных средств и обмена акциями;

·   появление большого числа  сделок, при которых зарубежный актив будет засчитываться за долг;

·   сохранение в целом прежней отраслевой структуры зарубежных слияний и поглощений  с преобладанием отраслей, осуществляющих неглубокую переработку топлива и сырья;

·   увеличение объема инвестиций в рамках концессионных договоров вместо прямых инвестиций;

·   увеличение количества сделок с оффшорными зонами, владеющими активами в России.[62]

В настоящее время наиболее перспективными направлениями притока иностранных инвестиций в экономику России остаются:

·   освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности;

·   расширение и диверсификация экспортного потенциала России;

·   производство товаров народного потребления и медикаментов;

·   сфера туризма;

·   сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктур;[63]

Так же, идет содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами  в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.[64]

Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:

·       систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;

·       формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

·       работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.[65]

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, не совпадают. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.[66]

Роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

         По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд. долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с 2008 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, — 55,5% (на конец 2008 г. — 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных — 3,8% (2,1%).[67]

         По мнению экспертов, приток иностранных инвестиций в Россию, как и многие другие макроэкономические показатели, будет зависеть в первую очередь от перспектив восстановления российской  экономики по сравнению с другими странами. Из отраслей, куда непременно могут пойти прямые иностранные инвестиции уже в этом году можно выделить ТЭК и пищевую промышленность, поскольку уровень потребления продукции пищепрома снижаться не будет.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Существование индустриального сектора в России будет всё менее экономически эффективным, но будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения. Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет. Рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению его неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора. Одновременно с этим накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары. Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство дорого.[68] Всё более востребованными обществом и государством будут становиться относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.[69]
Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Оценивая перспективы импорта капитала в Россию, аналитики акцентируют внимание на том, что экспортные возможности мирового рынка ПИИ составляют в среднем около 800 млрд. долларов.

Для поддержания реформ в российской экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл., в целях чего необходимо «перераспределить» в пользу РФ примерно 10 % всего потока международных предпринимательских инвестиций.

Поскольку же российские потребности в ПИИ существенно превышают существующие на мировом финансовом рынке инвестиционные предложения, то для получения этих средств Российская Федерация встает перед необходимостью конкурировать (на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений) со странами, имеющими значительно более благоприятный инвестиционный климат.[70]

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы:

·       базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

·       правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

·       специфические стимулы для притока инвестиций.[71]

Стратегической целью политики в сфере привлечения иностранных инвестиций должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.[72]

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Режим в отношении иностранных инвестиций в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

Приоритеты политики привлечения иностранные инвестиции в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

·       поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

·       привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли;

·        в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний, но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования иностранные инвестиции и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

·        вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

·        активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.[73]

Политика в отношении иностранных инвестиций должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Таким образом, основными перспективными направлениями притока иностранных инвестиций в экономику РФ остаются сфера транспорта, связи, отрасль производства товаров народного потребления и медикаментов, отрасли инфраструктуры, сферу туризма и добывающую промышленность. Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение  иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Для этого необходимо улучить инвестиционный климат, создать благоприятные условия для иностранного инвестирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Как и любое другое экономическое явление, иностранные инвестиции имеют свои положительные и отрицательные воздействия, как на экономику страны-донора, так и на экономику принимающей страны. Предприятия с иностранными инвестициями могут иметь форму дочерней компании, ассоциированной компании или филиала. В качестве иностранных инвесторов в РФ могут выступать иностранные юридические лиц, иностранные организации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, международная организация или иностранное государство.

Иностранные инвестиции могут иметь различные формы. По источникам происхождения выделяют государственные и частные инвестиции. По срокам вложения капитала иностранные инвестиции делятся на среднесрочный, долгосрочный и краткосрочный капитал. По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые,  портфельные и прочие инвестиции.

Современную правовую базу регулирования иностранных инвестиций составляет ряд законов и указов президента, а так же ряд ведомственных инструкций. Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантий вза­имных инвестиций.  В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами. Существует определенный порядок создания предприятий с иностранными инвестициями, который предусматривает государственную регистрацию предприятия и постановку на учет в соответствующих налоговых органах.

В переходной экономике Российской Федерации с ее специфическими условиями инвестирования необходимо учитывать не только условия, но и результаты процесса инвестирования. Основными проблемами регулирования иностранных инвестиций являются правовая нестабильность, изношенность инфраструктуры, высокий уровень инфляции, коррупция, сильная бюрократизация стран, регулирование таможенного режима и многое другое.

Основными перспективными направлениями притока иностранных инвестиций в экономику РФ остаются сфера транспорта, связи, отрасль производства товаров народного потребления и медикаментов, отрасли инфраструктуры, сферу туризма и добывающую промышленность. Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение  иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Для этого необходимо улучить инвестиционный климат, создать благоприятные условия для иностранного инвестирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Авдокушин, Е. Международные экономические отношения: Учебник/ Е.Авдокушин. –  М.: Юристъ, 2007. — 368 с.

2.     Алексеев, А. Источники инвестиций в российскую экономику: узок их круг…/ А.Алексеев // Инвестиции в России. — 2009. — №3. – С.3-10.

3. Алексеев, А.В. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности / А.В. Алексеев, Н.Н.Кузнецов // ЭКО. — 2009. — N 4. — С.2-19.

4.Андреев, В.А. Особенности инвестирования в российские инновационные компании / В. А. Андреев // Финансы. — 2009. — N 10. — С.65-69.

5.                                                                                                          Бондаренко, Ю.Р. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ / Ю.Р. Бондаренко, Ю.В. Мирюшкина // Экономика. – 2009. — №12. – С. 20-37.

6.     Бородин Е. Инвестиционный бум в России: итоги 2008 года и перспективы // Общество и экономика. — 2009. — N 6. — С.102-109.

7.     В Россию снова пойдут иностранные инвестиции [Электронный ресурс] // Astera. – 2010. — Режим доступа: www.astera.ru/rusnews/?id=75910

8.                                                                                                          Виды иностранных инвестиций [Электронный ресурс]//Кредитная кооперация  – Режим доступа: www.creditcoop.ru/index/invest-types

9.                                                                                                          Герман, Г. А. Иностранные инвестиции в эпоху кризиса [Электроный ресурс] / Г.А. Герман, И.П. Савицкий // Fairway-info. – 2009. –  №7. –Режим доступа: www.fairway-info.com.br/?p=1285

10.Головко, Ю.В. Инвестиционные возможности в России / Ю.В. Головко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. — №4. – С.73-82.

11.Григорьев, Л. Инвестиционный климат в России / Л. Григорьев, Е. Ясин, О. Кузнецов // Вопросы экономики. – 2006. — №5 – С.48-47.

12.Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / Л. Зубченко. –  М.: Изд-во ООО «Книгодел», 2006. – 160 с.

13.Зубченко, Л.А. Иностранные инвестиции и экономический рост России/ Л.А. Зубченко // Экономические и социальные проблемы России. – 2009. — №1. – С.136-152.

14.Зимин, А. И. Инвестиции: вопросы и ответы / А. И. Зимин.- М.: ИД «Юриспруденция» ,2006.- 256 с.

15.Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: учебник для вузов / Н.В. Игошин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 542 с.

16.Илюхина, Е.
Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]/ Е.Илюхина. – М.: НП «СМАО», 2009. – Режим доступа: www.smao.ru/ru/tp/analytics/article_978.html

17.Ильин, А. Н. Иностранные инвестиции в России / А. Н. Ильин, И. Выскребенцева // Инвестиции в России. – 2009. — №2. — С.30-31.

18.Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. –  №4. – С.7-8.

19.Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rusconsalting.ru/foringinvest/index.html

20.Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. — №6. – С.6-7.

21.Инвестиции в России, 2009: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. — М.: Россстат, 2009. — 327с.

22.Киреев, А. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов / А.П.  Киреев – М.: Международная экономика, 2006. — 340 с.

23.Козырев, М.Г. Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиции [Электронный ресурс] /М.Г. Козырев, А.А. Мошков, К.А. Румянцев. – Режим доступа: www.finansy.ru/publ/rus/015igso.htm

24.Корчагин, Ю.А. Инвестиции и инвестиционный анализ / Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко. – М.: Феникс, 2009. – 601 с.

25.Котуков, А.А. К вопросу исследования понятия «инвестиционный климат» / А.А. Котуков // Проблемы современной экономики. – 2010. — №4 (28). – Режим доступа: www.m-economy.ru/art.php3?artid=24866

26.Кравец. П.О. Инвестиционный климат в условиях глобального финансового кризиса и ключевые задачи к его улучшению/ П.О. Кравец, О.Б. Кравец // Аудит и финансовый анализ. – 2009. — №5. – С.292-301.

27.Кризис снизил иностранные инвестиции в мире на 30% [Электронный ресурс]// Fincake. – 2010. – Режим доступа: fincake.ru/stock/news/13817

28.Круглов, В.Н. Иностранные инвестиции: проблемы и решения / В.Н. Круглов // Финансы и крелит. – 2008. — №3. – С.56-57.

29.Кузнецов, А. Капиталовложения из ЕС в Россию: значимые перемены / А. Кузнецов // Современная Европа. – 2009. — №3. – С.58-72.

30.Кузнецов, А. Взгляд инвестора. Современное восприятие России прямыми инвесторами из Европы / А. Кузнецов // Международная экономика. – 2009. — №10. – С.18-25.

31.Нешитой, А. С. Инвестиции: Учебник, Нешитой А. С.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 372 с.

32.Новиков, М.М. Необходимые объемы инвестиций и фондовый рынок как потенциальный источник финансирования будущего роста / М.М. Новиков // Международная экономика. – 2009. -№11. –С.32-59.

33.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон РФ от 28 апреля 2008г. N 160-ФЗ.

34.Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон РФ от  22 июля 2007г. №39-ФЗ.

35.Орлова, Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономике РФ / Г.А. Орлова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. — №4. – С.49-61.

36.Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России [Электронный ресурс]// В2В. –Режим доступа: www.b2b-spros.ru/obzorinfo42.html

37.Правовое регулирование иностранных инвестиций в России [Электронный ресурс] // Ваш юрист. –Режим доступа: www.servantus.ru/kat2/18-1.html

38.Постнова, Е.О. Факторы, препятствующие притоку иностранных инвестиций в Россию / Е.О. Постнова // Экономические науки. – 2007. — №10. – С.98-101.

39.Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс] /Википедия. –  Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/ПИИ

40.Поступление иностранных инвестиций в Россию за 2009 г. сократилось на 21% [Электронный ресурс]// Прайм-тасс. – 2010. – Режим доступа: www.iguru.ru/Shares/Show.aspx?id={4B97A0AE-3781-4B6A-91CE-50EC6EA091DD}

41.Пугель, Томас А. Международная экономика: Учебник / Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 800 с.

42.Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 504 с.

43.Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: Учебник / В.Е. Рыбалкина.- М.: ЗАО « Бизнес – школа». — 2007. – 245 с.

44.          Староверова, Г. С. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. Пособие / Г. С. Староверова, А. Ю. Медведев, И. В. Сорокина. М.: КНОРУС, 2006. – 216 с.

45.Халевинская, Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Экономистъ, 2008. – 303 с.

46.Хазанович, Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Э.С. Хазанович. — М.: КНОРУС, 2009. – 320 с.

47.Юнусов, Л.А. ПИИ в условиях глобализации мировой экономики / Л.А. Юнусов // Финансовый бизнес. – 2009. — №3. – С. 58-72.
–PAGE_BREAK–