Концепция управления Н.Макиавелли

Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
ГОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
ПЦК СПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы теориигосударственного управления»
на тему: «Концепция управленияН.Макиавелли».
Выполнила:
студентка2 курса
очногоотделения
факультетаСПО
спец.«ГМУ», гр.2/9
ТаунбаеваЮлия.
Проверила:
ст.преп., доцент, к.и.н.
НуртдиноваЗ.Н.
.УФА 2007

План:
Введение
1. Эпоха междоусобных войн в Европе
2. Основные направления деятельности государя по Макиавелли
2.1. Завоевания
2.2. Внутреннее устройство
2.2.1. Оборона
2.2.2. Виды войск – наемные, союзнические, собственные
2.2.3. Забота о военном деле
2.2.4. Отношение ксогражданам, поощрения и наказания
2.2.5. Расположение и уважение сограждан
2.2.6. Выбор советников
3. Вопрос добра и зла
Заключение
Библиография

Введение
Введение принято начинать с тех причин, которыепобудили автора написать курсовую работу, показать цели и задачи, раскрытьсуть, содержание того, о чем пойдет речь ниже.
Я же скажу вам, чтоединственная причина, побудившая меня написать курсовую – это экзамен поосновам теории государственного управления и желание получить положительнуюоценку. Я раскрываю Вам столь не благородную цель написания и это, возможно,будет уже первой ошибкой, которую вы заметите, но пока у меня нет оправданныхпричин вводить вас в заблуждение.
Тему работы я выбиралалишь по одному критерию — наличие необходимых материалов и литературнойподдержки. Однако те темы, которые Вы предложили, достаточно сложны и найтихоть что-то под любую из них было напрасным усилием. Возможно, характер мойтаков, что он не позволил мне упростить какую-либо из них и превратить в некий«обрезанный вариант» для легкого написания работы мне. Да, к тому же, думаю,Вам читать такое произведение было бы занятием не очень увлекательным.
Почему же я взяла именноту тему, которую Вы сейчас видите на титульном листе? Тут сыграл мойсобственный интерес к философии, как к теории всего бытия, которая дает большесвободы в плане выражения своих мыслей, при этом не нужно судорожно искатьнормативно-правовые акты, комментарии к ним и последние изменения. К тому жемне просто понравилась фамилия этого итальянца, — в ней чувствуется некийколорит. Однако для меня самой было достаточно большим удивлением осознать, чточтение его труда «Государь» — не такое уж и скучное занятие. Честно говоря,после того, как я перечитала ее раза три, я перестала считать, что онаадресована только лишь государям. Несомненно, каждый современный политикпользуется уже не теми утверждениями, что излагаются в книге Макиавелли, ониперешли на более высокий уровень понимания управления государством, но, покрайней мере, на каком-то этапе своей политической карьеры все они обращались к«Государю» за советом или ответом. Мне хочется  верить в то, что современныеполитики давно прошли такой этап, что теперь они как минимум на несколькоступеней выше политического дилетанта (хоть и талантливого) XV века, поскольку те основы основ, чтоизложены в книге Макиавелли, понятны и ясны даже мне, а это уже свидетельствуетхотя бы о том, что я не слишком отстала от понятий политическойдействительности. Те рекомендации, которые дает Макиавелли, просты иестественны, они не требуют, на мой взгляд, глубокого вникания в политическуюжизнь страны.
Другой вопрос, наскольколегко научиться использовать все эти правила руководителям, стремящимся укрепить свое положение. Однако, это, скорее всего, вопрос только времени. То,что поначалу дается с трудом, при одном взгляде вызывает восхищение, еслиникогда такой работой не занимался, но в реальных условиях, при максимальномнапряжении психических и физических сил, при безвыходной ситуации, когда отпринятого решения зависит наличие головы на плечах, не приходиться выбирать.Нужно принимать исключительно правильное решение, иное недопустимо. Это некомпромисс; это – целое государство.
Для того, чтобы быть всостоянии принимать правильные решения и не находиться постоянно в состояниинервного срыва, нужно, для начала, набраться опыта у более сильного человека.Здесь, правда, важно не переборщить: ведь тот, кто длительное время был вподчинении, замечает все ошибки руководства, самонадеянно считая, что слегкостью справиться с любой задачей, что он может самостоятельно руководитьпредприятием. Дождавшись своего часа, такой человек несомненно станетруководителем. Но вот принимать решения, 100-процентно правильные решения,велика вероятность того, что он не сможет. По крайней мере, поначалу. «Лучшебыть первым на деревне, чем вторым в городе» — почти народная  мудрость.
Слишком далеко я отошлаот темы курсовой работы, но будем считать это вступлением.
Доказательствомактуальности темы может служить многовековой опыт управления странами. Вовсе времена, и до 15 века и после него, государь являлся первым лицом, котороев глазах народа несет ответственность за все. Что касается взглядов Макиавеллина государя, то они актуальны в любом мире, в любом государстве, в любое время,другое дело, что не все это признают. Чтобы не основываться на голых словахпроведем небольшой экскурс в историю 20 века и вспомним такие значительныефигуры управления как Сталин и Гитлер – не они ли вспоминаются при чтении«Государя»?  Да и в наше время я считаю «Государь» может быть использован в PR-технологиях, при проведениипредвыборной политики.
Целью курсовой работы являетсяисследование представлений                Н. Макиавелли об основных принципахполитической деятельности государя, проще говоря – управления.
Задачей курсовой работы является выяснениевзглядов Н. Макиавелли на нравственные проблемы, связанные с несениемгосударственной службы и изучение мнения ученых, исследовавших наследиеМакиавелли.
Предмет исследования — труд Н. Макиавелли«Государь».
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения и библиографии.

«Государя»надо читать под непосредственным впечатлением исторических событий,предшествовавших эпохе Макиавелли, и современной ему истории Италии, и тогдаэто произведение не только получит свое оправдание, но и предстанет перед намикак истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благороднойнаправленности.
                                                Г. Гегель
Вся теория Макиавеллиосновывается на безраздельной безграничной власти самодержца-государя. Как исказано в начале его произведения, Макиавелли даже не рассматривает республики.Объясняется это, конечно же, тем, что в годы жизни Макиавелли еще не былореспублик современного типа, ему не приходилось рассуждать о том, с чем он не былхорошо знаком. А вот с феодальным устройством государства проблем не было.
1. Эпоха междоусобныхвойн в Европе
В XIV-XV веках по всей Европе происходило объединениефеодально-раздробленных стран: Франция, Испания и других. Не обошло этообъединение стороной и Восточную Европу: Киевская Русь хоть и  была завоеванаВеликим княжеством литовским, но территориально объединилась. Однако двекрупнейшие европейские страны отставали от такого развития – Германия и Италия.Николо Макиавелли, живя и работая в Италии, на себе остро понял важностьобъединений всех регионов под одной рукой. Горячий патриот своей родины, он немог с равнодушием смотреть, как итальянцы, воюют с итальянцами, погибая не зачто. В бесконечных междоусобных войнах так и не мог выделиться лидер, способныйподмять под себя других. Этому способствовало и вмешательство соседнихгосударств в военные конфликты, в частности, призывы помощи некоторых феодаловк правителям других государств для войн с противником. В XIV веке Италия представляла собой странукультурную и богатую, наследницу Римской империи, но и самой дезорганизованной,раздробленной, представляющей легкую добычу для любого завоевателя.Политическая система Италии чем-то напоминала Грецию с ее полисами. Те жегорода-государства, хотя и более крупных масштабов, разнообразие формправления, их  частая смена и бесконечные конфликты между государствами. Вотличие от Греции, в эти конфликты активно вмешивались соседи. Состояние войныпривело  к появлению особой категории воинов-наемников.
Родина Макиавелли –Флоренция, один из богатейших и культурнейших городов Италии, центр банковскогодела и ремесла. Во Флоренции протекала очень бурная политическая жизнь. В концеXIV – начале XV века там устанавливается олигархическая власть банкиров икрупных торговцев. Но различные кланы продолжают борьбу между собой

2. Основныенаправления деятельности государя по Макиавелли
Нельзя сказать, чтосудьба Макиавелли была полна крутых поворотов, падений  и взлетов. Мы не можемсказать, что его талант был признан современниками. Даже книга «Государь»,вследствие которой его имя стало известным, не была оценена при его жизни.Однако Макиавелли даже на посту чиновника смог приобрести столько опыта, чтоего работа интересна и сейчас.
 
2.1. Завоевания
Принципы политическойдеятельности государя можно рассматривать прямо по главам произведения. Условнопроизведение можно разделить приблизительно пополам. В первой части речь идет отом, каких видов бывают государства, как какие виды государств завоевывать, какудерживать в таких государствах власть. Очень важным, на мой взгляд, являетсято, что при любом утверждении, предлагаемом автором в книге, даетсясоответствующий пример из истории. Макиавелли в основном опирается на историюРимской империи и, будучи верующим человеком, на библейские предания, а такжена примеры из недалекого ему прошлого, след событий которых еще не остыл впамяти. А это действительно важно, поскольку трудно принимать решение, не имеяпрецедентов в прошлом.
На время жизни Макиавеллибыли распространены две формы правления государством: централизованная (Турция)и раздробленная (Франция). Приводится также пример Александра Великого,который, захватив царство Дария, без труда сумел удержать в нем власть.Макиавелли говорит, что в централизованные государства труднее захватить,поскольку они имеют одного правителя, одну армию, что позволяет вести боевыедействия с наибольшим эффектом. Однако, захватив власть в таком государстве иуничтожив правителя, легко удержать власть, при условии, что война не принесетлишений народу. А кроме убитой родни правителя некому повести за собой народ,т.к. никто не обладает большим авторитетом. Государство останется узавоевателя.
2.2.Внутреннееустройство
Макиавелли дает советы нетолько по захвату новых государств и территорий, но и по удержанию власти испокойному управлению страной. «Спокойное управление» в понимании Макиавелли,это жизнь без войн, без раздоров и внешних (недаром ведь он участвовал вомногих посольствах к Папе римскому, германскому и французскому королям) угроз,почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к государю.
Оборона
Сила государя игосударства измеряются возможностью или невозможностью к обороне. Макиавеллирекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрытьнаселение за высокими стенами, осада которых завоевателю покажетсяизнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежаниенедовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и не имеянужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будутразрушены  и разграблены. После удачной обороны государь будет прославлен инайдет уважение к себе как к полководцу.
Виды войск
В междоусобных войнахИталии выделилась особая категория наемников. Совет Макиавелли по поводу этойсилы однозначен. Государю разумно будет полагаться только лишь на собственныесилы и собственное войско. Бесполезными Макиавелли также считал союзническиевойска и отвергал применение  сил союзников во всех случаях. Негативноеотношение  и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравымсмыслом, но еще и тем, что автору на протяжение всей его жизни представляласьвозможность увидеть в действии все эти виды войск. Из них именно наемныеприносили больший вред его родине.
Военное дело
Как одна из теорийвозникновения государства, выделяется договорная, при которой народ отдает всювласть в руки одного человека, призванного их защищать от внешней агрессии. Наэтом принципе основывается то утверждение Макиавелли, что основной заботой государядолжно быть военное дело. В связи с этим Макиавелли рекомендует заниматьсясобственно военным делом и размышлениями, изучением трудов великих полководцев.Военное дело Макиавелли считает наиболее важным для государя, поскольку это нетолько поможет ему укрепить тело и дух, но и получить необходимый опыт ввоенном ремесле.
Отношение ксогражданам, поощрения и наказания
В ходе завоеванийгосударю подобает быть щедрым. Но только тогда, когда он тратит не свои, азавоеванные средства, дарит не свои, а чужие земли. Это будет хорошосказываться на его авторитете, как среди собственного войска, так и средизахваченного народа, который уже не будет расценивать его как завоевателя, нокак добродетеля. Но ошибкой будет обирать народ на захваченных землях и возлагатьна него всяческие подати, т.к. это может помешать государю довести дело доконца «…ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда какрасточая свое — ты только себе вредишь…»
Жестокость и милосердие занимают отдельное место впроизведении Макиавелли. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим,государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постояннонеобходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды,которые он терпит, государю необходимо время от временя находить виноватых длятого, чтобы умиротворять народ. Последнее оттого важно, что людям никогда нехватает духу обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах легко,а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который отвел бедуот народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения силы противнаселения. Лучше несколько раз провести расправы среди недовольных, чемзапускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет уже вылечить. Ноне следует учинять  расправы продолжительное время, т.к. народ можетраспробовать их с непредсказуемыми последствиями выдвинуть человека взаменгосударю, и этого следует опасаться.
Учинив расправу, государю следует обелить себя вглазах народа, показав, что такие действия были необходимы.
Расположение и уважение сограждан
Также необходимо, чтобы у народа к государю быловысочайшее почтение. Этого можно добиться удачными военными предприятиями инеобычайными поступками. Если государь ведет военную кампанию, то ее динамикадолжна захватывать его подданных, чтобы те, в случае недовольства государем неимели возможности замыслить что-то против него.
Важно также государю создать о себе хотя бы иллюзиютого, что он наделен умом выдающимся.
Государя также уважают за то, что он открыто заявляето враге или союзнике. Мало того, что это внушает уважение, это еще и правильныйдипломатический ход. В таком случае, правильно выбрав союзника, государьостанется в выигрыше и разделит с победителем часть завоеванного.
Выбор советников
Макиавелли определяет людей по умственным способностямследующим образом: люди, способные самостоятельно обдумать и принять решения –выдающиеся; люди, способные среди вариантов решений выбрать наилучшее иправильное – значительны; люди, не способные ни обдумать, ни принять решение –негодны. В соответствии с принадлежностью государя к первым, вторым, илитретьим, государю нужно выбирать советников. Есть один безошибочный способузнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, иво всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю,и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника иустановив с ним отношения, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобысоветник не стремился к переворотам.

3. Вопрос добра и зла
Н. Макиавелли в«Государстве» неоднократно провозглашал: «Государь по возможности не долженизбегать добра, но и удаляться от зла». Я попробую разъяснить для себя, что онимел в виду.
Государь должен уметь по необходимости пользоваться тодобром, то злом. Нельзя расположить к себе людей, пользуясь одним добром. Онидолжны не только любить и доверять государю, но и бояться его.
         Если государьруководствуется только злом, то народ будет бояться его, восставать против негои стараться свергнуть. Государь не будет уверен  в своих подданных, не сможетна них положиться.
         Народ долженчувствовать в государе своего защитника. Если государь будет угнетать народ, томежду ними не может быть и речи о какой-либо дружбе. У народа будет накапливатьсяобиды, не будет никакого доверия.
         Если у народаплохое мнение о новом государе, то он может, делая кое-какие добродетели,изменить это мнение в лучшую сторону. Со временем доброе забывается и, поэтому,его нужно делать порциями и понемногу, чтобы не баловать людей или, наоборот,не угнетать.
         У государядолжно быть много положительных качеств. Люди ждут от него щедрости,сострадательности, целомудренности, твердости духа. Но он не может всем этимобладать, хотя бы по той причине, что он человек, а человек не бывает безнедостатков.
         Люди верят тому,что видят и поэтому государю не нужно обладать всеми этими качествами, а лишьпроизводить впечатление такового. Иногда, конечно, надо и быть таким, но вслучае необходимости применять и жестокость, и скупость, и даже вероломство,когда это необходимо.
         Государь частоне может исполнить всего, что от него ждут и, чтобы сохранить государство емуприходиться «идти против своего слова, против милосердия, доброты иблагочестия». Он должен быть всегда готов перейти по необходимости от добра кзлу и наоборот. Тогда он сохранит государство,  удержит и защитит народ.
         Если государьделает только добро, он все равно не может быть уверенным в своих подданных,потому что они не благодарны и не постоянны. Сегодня они будут носить государяна руках и обещать отдать за него жизнь, а завтра когда в этом будетнеобходимость, тут же отвернутся от него. Для государя надёжнее держать народ встрахе, но не переусердствовать. Главное, чтобы не вызвать ненависть.
         Государь должен красивоговорить и обещать, но не всё исполнять потому что, если он пообещает толькото, что наверняка сумеет выполнить, в него никто не поверит и не последует заним, а если много пообещает и попытается всё выполнить, то потеряет все то, чтоможно: власть, могущество, государство.
         Так делают нашисовременные политики, но их ошибка в том, что они из обещанного не исполняютабсолютно ничего, и народ относится к ним недоверительно и пренебрежительно.
         Для государейдостаточно делать такие добродетели, которые держат их у власти, и избегатьтех, из-за которых эту власть они могут потерять.
         Людям труднопонять, чему можно верить, а чему нельзя. Всегда найдутся люди, которые поверятвсему обещанному и которые не поверят. И в современности, во время выборов каждыйхочет показать себя с наивыгоднейшей стороны, показать свои лучшие качества.Ими не обязательно обладать. Достаточно быть лицемером и обманщиком, чтобы втебя поверили. Важнее суметь удержаться потом, когда все узнают, что ты из себяпредставляешь. Даже не делая добродетели суметь остаться в глазах народа таким,каким тебе выгодно, чтобы удержаться у власти.
         Для государяважно держаться золотой середины, держать подданных между страхом или любовью ксебе одновременно.
         «Государь…нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибота часть подданных, чьего расположения ищет государь,- будь то народ, знать иливойско,- развращена, то и государю, чтобы ей угодить приходиться, действоватьсоответственно, и в этом случае добрые дела повредить». То есть, мудрыйгосударь должен действовать в зависимости от обстоятельств, чтобы выглядетьпостоянно в выгодном свете.
         «Люди меньшеостерегаются обидеть того, кто внушает им добро, нежели того, кто внушает имстрах, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурными,могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозойнаказания, которой пренебречь невозможно».
         Это и есть тоосновное правило которым должен обладать (руководствоваться) государь приуправлении государством для того, чтобы удерживать власть в своих руках,держать в подчинении подданных, вызывая  у них при этом страх, уважение илюбовь одновременно.
         По моему мнению именно этохотел сказать Макиавелли в своём изречении.

Заключение
Никогда еще Франция небыла такой ослабленной, а ее народ никогда еще не был таким обозленным, как вовремена промакиавеллистической политики французского короля, окруженногоитальянцами-«макиавеллистами».
                                           И. Жантье
Однако советы, изложенные выше – лишь малая часть техпринципов, которыми должен руководствоваться государь. Основная мысльпроизведения «Государь» в том, что государство выше личности, что длядостижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так,Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государябезграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует наблаго государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться отвыполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения.Макиавелли полностью деморализирует политику, делает  ее «грязным» делом,таким, какой мы видим ее сейчас.
Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она небыла, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться вподвешенном состоянии.
Политическая концепция Макиавелли была полнойпротивоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Оносновывал политику  на воле, силе, хитрости и опыте, а на теологическихпостулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческуюнеобходимость, исторические закономерности общественного развития.
Политика для Макиавелли – это результат борьбысоциальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческаязаинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своегополитического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А ктаковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление кприобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политикеследует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можножертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждаетнеизменность стремлений человека.
Хотя теория «государство превыше всего» берет своеначало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития вЕвропе она не получила. Наблюдать ее мы можем разве что в некоторомпеределанном варианте в России после Петра I, а усиление –в советское время. Также эта теория нашла применение в Китае и некоторых другихазиатских странах.
Такая теория деморализации политики вызвала оструюкритику И. Жантье, которая изложена в его трактате «Анти-Макиавелли». По мнениюЖантье, учение Макиавелли – руководство к установке тирании. Само собой, чтоэти и другие идеи классика «безморальной» теории политики не могли не обратитьвнимание теоретиков политико-правовой мысли. Начиная с XVI века, вЕвропе появлялись трактаты, в которых остро критиковалась политическая доктринаМакиавелли. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран слилисьв одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этогонаправления аргументировано доказывали  вред для общественной мыслиполитического аморализма, который приобрел вид национальной доктрины.

Библиография:
 
1.   «Государь»Н.Макиавелли /Пер. Г. Муравьевой. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранныепроизведения. М.: Худ.лит.,1982
2.   «Великиемыслители запада» /Пер. В.Федорина. – М.: Крон-пресс, 1999
3.  «Историяполитических и правовых учений». Учебник для ВУЗов под ред. В. Норсеянца. – М.:Инфра-М, 1997