Управление кредиторской задолженностью

Содержание
Введение
1 Теоретические основы управлениякредиторской задолженностью предприятия
1.1 Сущность кредиторской задолженности
1.2 Виды кредиторской задолженности
2 Управление кредиторской задолженностью
2 1 Эффективное управление кредиторскойзадолженностью
2.2 Стратегический подход
2.3 Тактические особенности
2.4 Структурные показатели
3 Стратегии возврата кредиторскойзадолженности
3.1 Возврат кредиторской задолженностибез уплаты процентов
3.2 Возврат кредиторской задолженности суплатой процентов
3.3 Судебное рассмотрение дела овозврате кредиторской задолженности
3.4 Списание кредиторской задолженностив связи с истечением срока исковой давности
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Наверное не будет преувеличениемутверждение о том, что долги, неизменный спутник человечества, прочно вошли внашу жизнь, проникли во все её сферы. Особое место в жизни современного обществазанимают долговые денежные обязательства. Их масштабы и распространенностьразнообразны. От нескольких рублей, занимаемых у друга на пару дней, домиллиардных сумм государственного долга, который практически никогда полностьюне гасится. Но приоритет по величине, разнообразию, частоте и сложностидолговых обязательств принадлежит хозяйствующим субъектам: компаниям и другимучреждениям, ведущим предпринимательскую организациям, предприятиям, банкам,инвестиционным, страховым деятельность. Долги у них постоянны, и вызваны нетолько отсутствием денег к моменту платежа или их избытком, но и желанием частьсвоих средств отдать в долг, чтобы вернуть его с дополнительной прибылью,выраженной в процентах. Долги предприятий стали частью системы хозяйствования,обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, и их составнымэлементом.
Кредиторскаязадолженность — естественное явление для существующей в России системы расчетовмежду предприятиями.
Категория «кредит»может трактоваться как акт доверия, представляющий собой обмен двумя платежами,отдаленными во времени. Иначе говоря, кредит — это имущество или средствоплатежа, предоставляемые в обмен на обещание или перспективу их возврата иливозмещения.
Кредиторскаязадолженность – это долги самого предприятия перед плательщиками, заказчиками,налоговыми органами и т.д.
Методика управлениякредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управленияоборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена нарасширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общегоразмера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задолженности,возникающие при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятий,образуют текущее и долгосрочное отвлечение или привлечение средств, известныхкак дебиторская и кредиторская задолженности, влияющие на платежеспособность иликвидность.
Кредиторскаязадолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует ихэффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовоесостояние предприятия. Т.е. кредиторская задолженность характеризует отвлечениесредств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самымона отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимосокращать сроки ее взыскания.
Кредиторская задолженностьв определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет получить вовременное пользование денежные средства принадлежащие другим организациям.
Состояние кредиторскойзадолженности, размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояниеорганизации.
В целях управлениякредиторской задолженностью необходимо проводить ее анализ, который включаеткомплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положенияпредприятия.
Кредиторскаязадолженность является естественным составляющим бухгалтерского балансапредприятия. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размерыбалансовых остатков кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости.
Однако балансовыеостатки кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой дляисследования вопроса о влиянии расчетов с кредиторами на финансовое состояние.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотретьтеоретические основы управления кредиторской задолженностью, её сущность,понятия и виды.
2. Проанализироватьэффективность управления кредиторской задолженностью.
3. Сделать выводы овозможности возврата кредиторской задолженности.

1Теоретические основы управления кредиторской задолженностью предприятия 1.1 Сущность кредиторскойзадолженности
Как правовая категориякредиторская задолженность — особая часть имущества предприятия, являющаясяпредметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами.Экономическая составляющая включает в себя часть имущества предприятия ( какправило, денежные средства ) и товарно-материальные ценности.
Организация владеет ипользуется кредиторской задолженностью, однако она обязана вернуть иливыплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требования нанее.
Таким образом,кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как частьимущества она принадлежит предприятию на праве владения или даже на правесобственности относительно полученных заимообразно денег или вещей; как объектобязательственных правоотношений она представляет собой долги предприятия передкредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание оторганизации указанной части имущества.
В упрощенном вариантекредиторская задолженность — это то, что данное предприятие должно другимлицам.
С учетом отмеченныхпризнаков, кредиторскую задолженность можно определить как часть имуществапредприятия, являющуюся предметом возникших из различных правовых основанийдолговых обязательств организации-дебитора перед правомочными лицами — кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестведолгов организации- балансодержателя.
В тех случаях, когдаорганизация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов,у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое взависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется в судебномили внесудебном порядке.
Понятием кредиторскойзадолженности охватываются долговые обязательства организации — дебитора,имеющие различное происхождение.
Поскольку кредиторскаязадолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжениипредприятия, она показывается в пассиве баланса. Учет кредиторскойзадолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателяхотражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на группы.
Привлечение заемныхсредств в оборот предприятия — явление, содействующее временному улучшениюфинансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительноевремя в обороте и своевременно возвращаются.
В противном случаеможет возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит квыплате штрафов и ухудшению финансового состояния. Поэтому в процессеуправления необходимо изучить состав, давность появления кредиторскойзадолженности, наличие, частоту и причины образования.
Кредиторскаязадолженность является по существу бесплатным кредитом и относится к числупривлеченных предприятием в хозяйственный оборот средств. В отличие отустойчивых пассивов, кредиторская задолженность является не планируемымисточником формирования оборотных средств. Кредиторская задолженность относитсяк краткосрочным обязательствам предприятия.
Часть кредиторскойзадолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов.Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результатенарушения расчетно-платежной дисциплины и является следствием несоблюденияпредприятием сроков оплаты продукции и расчетных документов.
Кредиторскаязадолженность характеризует наиболее краткосрочный вид используемыхпредприятием заемных средств, формируемых за счет внутренних источников.
Начисления средств поразличным видам этих счетов производится предприятием ежедневно, а погашениеобязательств по этой кредиторской задолженности — в определенные сроки вдиапазоне одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие всостав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия,а лишь используются ими до наступления срока погашения обязательств, по своемуэкономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.
Кредиторскаязадолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующимиосновными особенностями:
1. Это бесплатныйисточник используемых заёмных средств. Как бесплатный источник формированиякапитала она обеспечивает снижение не только заемной его части, но и всейстоимости капитала предприятия.
2. Размер оказываетвлияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет вопределенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотныхактивов. Чем выше относительный размер кредиторской задолженности, тем меньшийобъем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своейхозяйственной деятельности.
3. Сумма кредиторскойзадолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельностипредприятия, в первую очередь — от объема производства и реализации продукции.С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходыпредприятия, начисляемые в составе кредиторской задолженности, а соответственноувеличивается ее общая сумма, и наоборот.
Прогнозируемый размерпо большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, чторазмеры многих начислений, входящих в состав кредиторской задолженности, неподдаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многихпараметров предстоящей хозяйственной деятельности.
Размер по отдельным еевидам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат начисленныхсредств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно — правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишьнезначительная их часть — внутренними нормативами предприятия. Эта высокаястепень зависимости периодичности выплат по отдельным счетам, входящим в составкредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровеньрегулируемости этого источника заемных средств в процессе финансовогоменеджмента.
На величинукредиторской задолженности предприятия влияют общий объем покупок и доля в немприобретения на условиях последующей оплаты, условия договоров с контрагентами;условия расчетов с поставщиками и подрядчиками, степень насыщенности рынкаданной продукцией; политика погашения кредиторской задолженности, качествоанализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании егорезультатов, принятая на предприятии система расчетов.
При увеличениибезналичных расчетов оборачиваемость и качество кредиторской задолженностиувеличивается, а размер уменьшается, следовательно, платежеспособность иустойчивость предприятия повышается.[1]
Кредиторскаязадолженность может быть прекращена исполнением обязательств (в том числезачётом), а также списана как невостребованная.
1.2Виды кредиторской задолженности
Среди основных видовкредиторской задолженности выделяют задолженности по:
1.перечислениям взносовна страхование имущества предприятия;
2.перечислением взносовна личное страхование персонала;
3.поставщикам иподрядчикам;
4.векселям к уплате;
5.дочерними илизависимыми обществами и персоналом организации;
6.перечислениям налоговв бюджеты разных уровней;
7.учредителям повыплате доходов;
8.полученным авансам;
9.отчислениям вовнебюджетные фонды социального страхования, медицинского страхования ипенсионный фонд и т.д.
В зависимости отюридической природы и правового режима кредиторская задолженность может бытьсведена к трем группам:
1. Задолженностьорганизации перед бюджетом и социальными фондами,
2. Задолженностьорганизации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы,компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровьюработника или вследствие смерти работника на производстве,
3. Задолженность передпартерами и контрагентами по договорным и кооперативным обязательствам: долги поплатежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам — за выполненныеработы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей.
По факту наступленияплатежа кредиторская задолженность может быть:
просроченной (долги пообязательствам, сроки погашения которых на момент составления балансанаступили);
 непросроченной (долгипредприятия по обязательствам, сроки погашения которых на момент составлениябаланса не наступили).
 В составе просроченнойкредиторской задолженности можно выделить два вида кредиторской задолженности:
1. кредиторскаязадолженность, шансы на погашение которой, несмотря на пропуск срока возврата,у предприятия сохранились;
2. кредиторскаязадолженность, погашение которой нереально по каким-либо фактическим основаниям.Нереальность погашения просроченных долгов может быть обусловлена, например,истечением срока исковой давности на принудительное взыскание долга.
Реальность инереальность погашения долгов оценивает сама организация-дебитор с учетомконкретных обстоятельств.
Наиболеераспространенный вид кредиторской задолженности — задолженность передпоставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственныезапасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы./>
В составе кредиторскойзадолженности выделяется задолженность организации:
1. перед поставщиками иподрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату по кредиту счетов 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами»);
2. перед персоналоморганизации (остаток по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда»);
3. перед бюджетом(остаток по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
4. передгосударственными внебюджетными фондами (кредитовый остаток по счету 69 «Расчетыпо социальному страхованию и обеспечению»);
5. по полученным займами кредитам (остатки по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам изаймам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);
6. перед прочимикредиторами (кредитовые остатки по счетам: 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и другие).
Как уже отмечено, послеокончания календарного года перед составлением годовой отчетности организацииобязаны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками ипрочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и собособленными подразделениями организации).
В ходе инвентаризациипутем документальной проверки необходимо установить, в частности, правильностьи обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы кредиторскойзадолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
2 Управление кредиторской задолженностью 2 1 Эффективноеуправление кредиторской задолженностью
Для того, чтобыэффективно управлять долгами компании необходимо:
определить ихоптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации;
составить бюджеткредиторской задолженности;
разработать системупоказателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так икачественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании ипринять определенные значения таких показателей за плановые;
 проанализироватьсоответствия фактических показателей их рамочному уровню;
сделать анализ причинвозникших отклонений;
 должен быть разработани осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долговв соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. 2.2 Стратегическийподход
Для того чтобыотношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспеченияфинансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности иконкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкуюстратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемногокапитала.
При разработкестратегической линии перед руководством фирмы встают два основных вопроса.Первый: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй:количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данныевопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности,макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так ивнутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей,кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицитденежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании имногое другое).
Принято считать, чтопредприятие, которое использует в процессе своей хозяйственной деятельноститолько собственный капитал, обладает максимальной устойчивостью. Однако такоедопущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке неимеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными.Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двухкатегорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг)готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный, иногда довольновысокий, доход (процент). При этом даже собственный капитал не является«бесплатным», так как вложения производятся в надежде получитьприбыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам.
С точки зрениястратегического развития компании отправной точкой должны быть:
1. размер и динамикаприбыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынкедоли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения);
2. источникифинансирования бизнеса.
Менеджеры в ходеразработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить изрешения следующих первоочередных задач:
максимизация прибыли компании;
минимизация издержек;
достижение динамичногоразвития компании (расширенное воспроизводство);
 утверждениеконкурентоспособности — которые, в конечном итоге и определяют финансовуюустойчивость компании.
Финансирование данныхзадач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использованиявсех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль — наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемныесредства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором впроцессе планирования использования заемного капитала необходимо считать егостоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса надостаточном уровне.2.3Тактические особенности
Следующим этапом в ходеразработки политики использования кредитных ресурсов является определениенаиболее приемлемых тактических подходов.
Существует несколькопотенциальных возможностей привлечения заемных средств:
1. средства инвесторов(расширение уставного фонда, совместный бизнес);
2. банковский илифинансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
3. товарный кредит(отсрочка оплаты поставщикам);
4. использованиесобственного «экономического превосходства»
1.Средства инвесторов.Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целейсобственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизациибезопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных,в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая — относительнаядешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративныеправа (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются вучредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в видепроцентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный вдело капитал может быть «бесплатным». Вторая особенность — возможностьинвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе(право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следуетпозаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначальнособственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новомуинвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемыхсредств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше вашихпервоначальных инвестиций: даже если акции (паи) «распылены» междунесколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет обуспешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
2.Финансовый (денежный)кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящихвидов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы:
а)высокий процент,
б)необходимостьнадежного обеспечения,
в)«создание»солидных балансовых показателей.
Не смотря на«дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможностибанковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованыкомпанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно«рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, топрибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышатьнеобходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому видуобеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться игарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другиезаинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой«гибкостью», как в процессе их формирования, так и в ходе ихвосприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей,хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, вкакой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспеченияпредоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемныхсредств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строгоопределенных сроков их возврата.
3.Товарный кредит. Основнойположительной отличительной чертой данной разновидности получения заемныхсредств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения.Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечениязалога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления(в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит междуюридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг)по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд,может показаться, что данный «кредит» предоставляется бесплатно, таккак договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного(или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить,что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег вовремени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущеннойвыгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторскойзадолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается вцену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленнойотсрочки.
Там, где контроль занедополученной прибылью значительно ослаблен потери, связанные с товарнымкредитованием зачастую компенсируются за счет «неформальных» платежейруководству или служащим компании.
4.Экономическоепревосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и надругих разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных ссобственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать инавязывать поставщику (кредитору) собственные «правила» игры на рынкеи характер договорных отношений, или, как это зачастую происходит — нарушатьэти самые договорные отношения без «особых» последствий для собственного«превосходящего» бизнеса.
Экономическоепревосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующихобстоятельств:
а) монопольноеположение покупателя на рынке (монопсония);
б) различия вэкономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходятактивы поставщика;
в) маркетинговыепреимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийсяпродвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов илиэлитных магазинов не в «состоянии» диктовать свои условия илитребовать выполнения «всех» обязательств, так как может оказаться без«нужного» заказчика);
г) покупатель«обнаружил» организационные недостатки в управлении дебиторскойзадолженностью у кредитора («пробелы» в учете и контроле, юридическая«несостоятельность» и т. д.).
Как показываетпрактическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бынезначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи сособенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплатытруда, поставки товара без предварительной оплаты и т. д. Данный видкредиторской [2]задолженностинужно рассматривать, как «неизбежный». Она хотя и позволяет временноиспользовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, ноне имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены вустановленные сроки.
Менеджеры компаний всвоем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитныхсредств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановыхплатежей поставщикам и т. д., должны оценивать «возможности» каждого отдельноговида платежей индивидуально, так как последствия таких «отсрочек»могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, нои в зависимости от конкретного «невольного» кредитора. 2.4 Структурныепоказатели
Как мы уже сказаливыше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимоопределить ее «плановые» характеристики:
1. коэффициентликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капиталак краткосрочным долговым обязательствам;
2.коэффициент«кислотного теста», который представляет собой отношение разницымежду текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущимобязательствам.
И первый и второйпоказатели должны характеризовать способность предприятия покрывать своиобязательства перед кредиторами.
Эти коэффициентыобладают двумя существенными недостатками:
они оперируют такимипонятиями как «краткосрочные» или «текущие» обязательства,срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому неучитывается более детально соотношение сроков платежей в составе кредиторской задолженностей;
расчет производится,как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что неможет в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании.Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных)обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату балансапредприятие получило «грант» или «дотацию», что не ведет кувеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).
Устранить подобные«недочеты» в системе анализа состояния предприятия позволяют:
1. проведение расчетовс использованием более дискретных значений (распределение задолженностей помесячным периодам или недельным периодам);
2. определениесреднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и другиханалогичных показателей.
Для того, чтобыопределить степень зависимости компании от кредиторской задолженностинеобходимо рассчитать несколько следующих показателей:
1. Коэффициентзависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается какотношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этоткоэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированыза счет кредиторов.
2. Коэффициентсамофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственногокапитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяетотслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управлениявсей компанией.
3. Балансзадолженностей определяется как отношение суммы кредиторской задолженности ксумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетомсроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношенияво многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии(агрессивная, консервативная или умеренная).
Описанные вышеэкономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторскойзадолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности,следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
4. Коэффициентвремени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срокапогашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплатыпо дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторскойзадолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненныесроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.
5. Коэффициентрентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммыприбыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данныйпоказатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенноцелесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определеназависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов,которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структурыкредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).
3 Стратегии возврата кредиторской задолженности
Вряд ли стоит надеятьсяна то, что предпринимательская компания может так вести свою деятельность, чтоникогда не столкнется с проблемой образования и возврата кредиторскойзадолженности. Образование кредиторской задолженности зависит от партнеров,контрагентов, поставщиков товаров и услуг, и на их деятельность не может влиятьдаже самый грамотный менеджмент.
Для того, чтобыгарантировать возврат кредиторской задолженности, компаниям следует простопересмотреть свое отношение к кредиторской задолженности как неизбежнойтрудности предпринимательства. В этом случае ее возврат станет обычным рабочиммоментом. В этом случае образование и несвоевременный возврат кредиторскойзадолженности можно будет предусмотреть и в финансовых планах компании, снизивтаким образом ущерб, причиненный отложенным возвратом кредиторскойзадолженности.
Для этого при возвратекредиторской задолженности следует исходить из того, насколько ценен для вашейкомпании клиент, на какие уступки и скидки вы готовы пойти для него. Проанализировавсостав своих деловых партеров, любая компания сможет выделить тех, кому онаготова простить отложенный возврат кредиторской задолженности; тех, кому онаготова простить отложенный возврат кредиторской задолженности при условиивозмещения понесенного ущерба и уплаты процентов за пользование средствамикредиторской задолженности до ее возврата; а также тех, для кого образование иотложенный возврат кредиторской задолженности станут толчком для расторженияотношений.
Кредиторскаязадолженность возникает по разным причинам, однако возврат ее должен бытьпроизведен — этот факт не вызывает сомнений ни у одной из сторон, участвующих впроблеме образования и возврата кредиторской задолженности.
Для того, чтобы возвраткредиторской задолженности произошел как можно скорее, необходимо строить сдолжником цивилизованные отношения. При этом цивилизованный возвраткредиторской задолженности подразумевает использование различных стратегийвозврата кредиторской задолженности. 3.1 Возвраткредиторской задолженности без уплаты процентов
Довольно часто компанииимеют длительные партнерские отношения и испытывают определенные неудобства,когда кредиторская задолженность образуется со стороны давнего партнера. В этомслучае учредители компании из моральных и этических соображений иногда ненаходят в себе сил на то, чтобы потребовать от должника не только возвратакредиторской задолженности, но и уплаты процентов.
Действительно, прочныеделовые отношения важнее денег. Возможно, сейчас старый клиент испытываетвременные трудности, но после того, как эта полоса пройдет и возвраткредиторской задолженности состоится, вас ждет многолетнее плодотворное ивыгодное сотрудничество.
Если клиентдействительно важен, то для компании вполне допустимо предоставить емунекоторую скидку и не брать с него процентов за пользование своими средствамидо возврата кредиторской задолженности.
Однако для того, чтобыдобрая воля компании-кредитора была оценена должником, необходимо, чтобы онзнал о размерах скидки, которую он получил, не осуществляя возвратакредиторской задолженности, словно пользуясь беспроцентным кредитом.
В этом случаекомпания-должник и возврат кредиторской задолженности произведет, и оценитпонимание ее временных трудностей. Вряд ли она захочет менять делового партнерав дальнейшем, уже после возврата кредиторской задолженности.

3.2Возврат кредиторской задолженности с уплатой процентов
Кредиторскаязадолженность потому и называется кредиторской, что ее можно рассматривать, какзайм, ссуду, кредит, выданный должнику и подлежащий возврату. Следовательно, довозврата кредиторской задолженности будет справедливо требовать от должникауплаты процентов за пользование средствами.
На практике это можетвыглядеть так. Для того, чтобы компенсировать ущерб от того, что возвраткредиторской задолженности не происходит в течение длительного времени, и этисредства изъяты из коммерческого оборота, пострадавшая сторона может взять вбанке под разумные проценты кредит в размере кредиторской задолженности,возврат которой не производится. Этот кредит она может направить туда же, кудаи планировала направить средства, замороженные из-за не возврата кредиторскойзадолженности, а уплату процентов возложить на компанию или организацию,которая обязана произвести возврат кредиторской задолженности. Ситуация этабудет длиться ровно до тех пор, пока не будет произведен возврат кредиторскойзадолженности.3.3Судебное рассмотрение дела о возврате кредиторской задолженности
Одним из способовпроизвести возврат кредиторской задолженности цивилизованно является судебноерассмотрение дела о возврате кредиторской задолженности. В этом случае фирма,перед которой образовалась кредиторская задолженность, составляет исковоезаявление о ее возврате и подает его в суд.
Перед тем, каксоставить исковое заявление о возврате кредиторской задолженности, истец должентщательно проанализировать имущественное положение должника, проверить, в какомобъеме тот способен произвести возврат кредиторской задолженности, а такженайти ссылки на законодательные нормы, которыми регулируется вопрос возвратакредиторской задолженности.
Подавая исковоезаявление о возврате кредиторской задолженности в суд, истец также можетпросить суд принять обеспечительные меры к имуществу должника, чтобы тот не могукрывать свое имущество от наложения взыскания.
После судебногорассмотрения дела о возврате кредиторской задолженности и решения суда наложитьвзыскание на имущество должника ответчик имеет право в течение месяца податьапелляцию. В этом случае исполнение решения суда о возврате кредиторскойзадолженности откладывается до рассмотрения апелляции о возврате кредиторскойзадолженности.
В случае если объемкредиторской задолженности довольно значителен, если откладывание возвратакредиторской задолженности еще на месяц может повлечь серьезные негативныепоследствия для бизнеса истца, то он после судебного заседания по делу овозврате кредиторской задолженности может ходатайствовать о том, чтобы наимущество должника взыскание было наложено немедленно и возврат был произведен.
В этом случае возвраткредиторской задолженности начинается немедленно независимо от того, подает лиответчик апелляцию. Однако возврат кредиторской задолженности с помощью судаявляется, скорее, последним шагом, когда все мирные способы возвратакредиторской задолженности испробованы и не принесли результата.
Договорные санкции завозникновение кредиторской задолженности. Чтобы произвести возврат кредиторскойзадолженности и компенсировать понесенный ущерб можно включить в договор опредоставлении услуг или поставке товаров пункта, который предусматривал быответственность за несвоевременные поставки или просроченную оплату, за отложенныйвозврат кредиторской задолженности. Эта [3]позицияявляется справедливым отношением к проблеме образования и возврата кредиторскойзадолженности: должник несет ответственность в установленном размере вплоть довозврата кредиторской задолженности. 3.4 Списаниекредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности
Суммы кредиторскойзадолженности, по которой истек срок исковой давности, являются не реализационнымидоходами организации согласно пункту 18 статьи 250 НК РФ и относятся нафинансовые результаты.
Поэтому списаниекредиторской задолженности должно производиться своевременно, посколькунесвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расцененоналоговыми органами как сокрытие или не учет не реализационных доходоворганизации. Хотя, как показывает судебная практика, налоговые органы должныеще доказать наличие списанной кредиторской задолженности, по которой истексрок исковой давности, что влечет занижение организацией налогооблагаемойприбыли. В противном случае — налоговым органам будет отказано судом впривлечении организации к ответственности по данному факту (Постановление ФАССеверо-Западного округа от 8 сентября 2004 года по делу №А13-1120/04-21,Постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2005 года по делу№КА-А40/8197-05).
В бухгалтерском учетесписание сумм невостребованной кредиторской и депонентской задолженности, покоторой истек срок исковой давности, производится в соответствии с пунктом 78Положения по ведению бухгалтерского учета:
«78. Суммы кредиторскойи депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек,списываются по каждому обязательству на основании данных проведеннойинвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителяорганизации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации илиувеличение доходов у некоммерческой организации».
Проведениеинвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.Порядок проведения инвентаризации рассмотрен в разделе 3 книги «Списаниедебиторской и кредиторской задолженности». При инвентаризации дебиторской икредиторской задолженности инвентаризационная комиссия путем документальнойпроверки должна установить правильность и обоснованность сумм кредиторскойзадолженности, включая суммы задолженности, по которым истек срок исковойдавности. Порядок исчисления срока исковой давности рассмотрен в разделе 4 настоящейкниги.
Списанные суммыкредиторской задолженности (с учетом НДС) согласно пункту 8 ПБУ 9/99 включаютсяв состав прочих доходов. Такие прочие доходы признаются в том отчетном(налоговом) периоде, в котором истек срок исковой давности.
При этом в бухгалтерскомучете составляется проводка:Корреспонденция счетов Содержание операции Дебет  Кредит 60 (76) 91 Включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Заключение
Обобщая вышеизложенноеисследование, можно сделать следующие выводы:
1. Одной из задачфинансового менеджера по управлению кредиторской задолженностью являютсяопределение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозногозначения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций поработе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
2. Увеличениекредиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличениепериода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
3. В зависимости отразмера кредиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторованализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.
4. Кредиторскаязадолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициентпокрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижениядебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализесоотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализусловий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья иматериалов.
5. С целью максимизациипритока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразиемоделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием.Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачина реализацию и банковской гарантии.
6. Система скидокспособствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевомупополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобыопределить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплатыостатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежныхсредств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Список использованной литературы:
1.Фельдман А. Б. Оценка дебиторской икредиторской задолженности. Учебное пособие. Серия «В помощь специалиступрактику». – Международная академия, 2004. С-230.
2.Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализденежных потоков предприятий и организаций. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2006,С-560.
3.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методикафинансового анализа. М., Инфра-М, 2007, С-230.
4.Шишкин А.П. и др. Учет, анализ, аудит.– М.: Финстатинформ, 2005, С-600.
5.Шишкин А., Микрюков В., Дышкант И.Учет, анализ, аудит на предприятии \\ М., Аудит, ЮНИТИ, 2005, С-200.
6.Бухгалтерский (финансовый) учет. Учетактивов и расчетных операций / Под ред. А. В. Богатко. – М.: Финансы истатистика, 2004, С-120.
7.Учет и анализ дебиторской икредиторской задолженности. Семенова И. М., Ивашкевич В. Б. Учебное пособие. –М.: Издательство «Бухгалтерский учет». Серия «Библиотека-журнала иБухгалтерского учета», 2009. – 192 с.
8.Учетная политика на 2004 год:Бухгалтерский учет. Налоговый учет / Под ред. И.Д.Юцковской. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2004, С-160.
9.Учет расчетов. Учебное пособие. М.:Издательство «Бератор-Пресс». Серия «Бухгалтерские консультации», 2008, С-260.
10.Финансово-экономическое состояниепредприятия. /Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. Москва.Изд-во «Приор», 2006, С-200.
 11.Финансы. /Под редакцией ДробозинойЛ.А. Москва, издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2006 год, С-340.