Sht-nina@yandex ru

Штански Нина Викторовна[email protected]ведущий специалист Аппарата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики,студентка юридического факультетаПриднестровского Государственного Университетаим.Т.Г. Шевченко Международное гуманитарное право и негосударственные формирования Деятельность негосударственных формирований, таких как общественные организации, негосударственные фонды, союзы и ассоциации можно условно разделить на несколько частей. С одной стороны, на деятельность до принятия государством норм МГП и после их принятия. С другой, на деятельность внутри определенного государства и деятельность на территории нескольких государств и даже всего земного шара. Их роль в деле развития международного гуманитарного права безусловно очень велика, как и вклад, который они вносят сегодня в укрепление международного гуманитарного права. Однако в данной работе затронем проблему определения термина «негосударственные формирования», и остановимся подробно на том его значении, которое невозможно поставить в один ряд с вышеперечисленными, а именно негосударственное формирование как военизированная (вооруженная) организованная группа лиц. Проблема определения самого термина «негосударственные формирования», как и проблема применимости норм международного гуманитарного права (далее по тексту МГП) к внутригосударственным конфликтам, одной из сторон которых являются обозначенные формирования, весьма актуальна в современном мире. Слишком много сегодня на планете таких «горячих точек», где трагические события, связанные с насилием, трудно классифицировать как «военные действия», они скорее подпадают под «массовые беспорядки» или «вооруженные столкновения негосударственных вооруженных формирований с подобными им или с правительственными войсками», они зачастую бывают хаотичными и непродолжительными, и носят четко обозначенный локальный характер. Практика применения МГП претерпела значительные изменения за последний период, и поводом основных изменений послужила необходимость приведения в соответствие норм и институтов МГП фактическим условиям современных конфликтов. К сожалению, войны, вооруженные конфликты различного характера – это объективная реальность современного этапа развития человечества, которые независимо от своего характера (международные войны, национально-освободительные войны, внутренние вооруженные конфликты), законности или незаконности (агрессивные или оборонительные войны; вооруженные действия сепаратистов внутри страны или действие правительственных войск по защите конституционного строя), эти вооруженные конфликты ставят под угрозу реализацию большинства основных прав и свобод человека, в том числе важнейшее право человека – право на жизнь. Несмотря на то, что в истории государств в разные исторические эпохи на разных континентах неоднократно имели место случаи внутреннего вооруженного противостояния и ведения вообще боевых действий между вооруженными силами центрального правительства и незаконными негосударственными формированиями различного рода сепаратистских оппозиционных движений, до недавнего времени данные вооруженные конфликты в правовом отношении не были четко отрегулированы. Ведь большинство норм МГП были ориентированны на урегулирование общественных отношений в условиях вооруженных столкновений между государствами, и лишь не более 20 из них были посвящены вооруженным конфликтам немеждународного характера. До сих пор, несмотря на то, что сегодня ст.3 Дополнительного протокола №2 к Женевским Конвенциям 1949 года налагает обязательства на участников немеждународного вооруженного конфликта, попытки международного влияния к подобным событиям сталкиваются с сильным противодействием, вытекающим из убеждения некоторых государств, что внутренние проблемы должны решаться без вмешательства извне. И все же сама динамика событий в области межгосударственных отношений также как и межнациональных и межэтнических, наряду с существованием локальных «замороженных» конфликтов, диктует необходимость детального анализа и особого внимания к совершенствованию МГП, как и более глубоких исследований в области конфликтологии. Рассматривая в данной работе проблему «негосударственных формирований», попытаемся проанализировать возможность адекватного применения норм МГП к современным «деструктурированным» конфликтам, т.е. конфликтам немеждународного характера, тесно связанных с дезинтеграцией структур государственной власти на части территории страны, обретшим таким образом формальный статус «негосударственное формирование». Отсутствие четких правовых критериев выделения деструктурированных конфликтов в отдельную категорию вооруженных конфликтов на Первом периодическом совещании по международному гуманитарному праву (Женева, январь 1998 г.) послужило причиной для постановки вопроса о применимости к ним по аналогии норм общей статьи 3 Женевских конвенций 1949 года. Трудно определить механизм распространения норм и условия применимости Протокола II, включающего требование участия в военных действиях в качестве одной из сторон конфликта организованных вооруженных групп, “которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над ее территорией, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол”, на ситуацию деструктурированных конфликтов.Ведь в условиях хаотичных конфликтов практически невозможно сопоставить изложенные выше определения реальным, учитывая локализацию таких конфликтов, а зачастую и их бесконтрольность с чей-либо стороны. Также как и невозможно провести основополагающее для всей системы норм и институтов МГП различие между комбатантами и гражданскими лицами. Таким образом, данная юридическая конструкция оказывается трудно реализуемой и не соответствует реальным взаимоотношениям конфликтующих сторон. Следовательно, часть положений общей статьи 3 Женевских конвенций также не применима к ситуациям деструктурированных конфликтов. Единственной гарантией человечного обращения с покровительствуемыми лицами при всех обстоятельствах остаются общие правила гуманности (п. 1 общей статьи 3 Женевских конвенций и п. 1 статьи 4 Дополнительного протокола II). Практика показывает, что основополагающие понятия международного гуманитарного права, такие, как комбатанты, гражданские лица, жертвы конфликта, вступают в противоречие с социально-психологическим восприятием и делением всех участников вооруженного конфликта на “виновных” и “невинных”. Иными словами, в международном гуманитарном праве одна юридическая единица – комбатант – цепляется за другую – гражданское лицо – и приводит к понятию “вооруженное гражданское лицо” (armed civilian). Таким образом, участники негосударственного вооруженного формирования, совершая уголовно наказуемые деяния, претендуют на статус комбатантов. В таком случае крайне трудно провести грань между бандитизмом и военными действиями, между комбатантами и помогающими им гражданскими лицами.Статус многих участников современных конфликтов немеждународного характера (в Сомали, Сьерра-Леоне, Афганистане, Чечне) очень близок к статусу наемников, поскольку они принимают участие в военных действиях, руководствуясь главным образом стремлением к наживе. Мотивы их поведения в корне противоречат принципам и нормам МГП. Следовательно, на них, как правило, не должен распространяться статус комбатантов и военнопленных. В этой связи, сегодня особое внимание необходимо уделить месту и значению внутригосударственного уголовного права для обеспечения правопорядка в условиях конфликта немеждународного характера с той целью, чтобы, в частности, точнее определить соотношение составов преступлений по уголовному праву и МГП. Максимальное внедрение норм МГП во внутреннее законодательство государства имеет сегодня особенно большое значение. В подобной ситуации современному международному гуманитарному праву трудно защитить жертвы конфликта. Слабым утешением для них остается положение о неизменности статуса участников конфликта и требование к ним МГП соблюдать общие принципы гуманности. Причем кодекс чести воина, этические принципы, которые всегда играли немаловажную роль в защите прав и интересов гражданских лиц, приобретают дополнительную значимость в условиях современных конфликтов немеждународного характера.В данном контексте необходимо затронуть также следующий вопрос. Внутри государства может возникнуть такая ситуация напряженности, например беспорядки, спровоцированные негосударственным вооруженным формированием, которая с точки зрения права прав человека будет квалифицироваться как чрезвычайная, а с точки зрения МГП она не будет подпадать под определение «вооруженный конфликт». И когда гарантии, предусмотренные МГП, не будут применяться, а большинство норм прав человека будет сведено к минимуму, при отсутствии в этой стране грамотно слаженного внутригосударственного уголовного законодательства, возникнет своего рода правовой вакуум, который будет способствовать произволу незаконных формирований. Анализируя вооруженные столкновения, произошедшие в разных странах в только начавшемся XXI веке, а также, учитывая специфику большинства из них, незащищенность и судьба тысяч людей, не по своей воле оказавшихся внутри таких конфликтов, вызывает глубокую тревогу.^ Международное право в ХХI веке Панахов Вюгар [email protected]магистр факультета « Международное право» Бакинского Государственного УниверситетаОдна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос о будущем всего человечества. Проблемы будущего закономерно занимают все более важное место в политике, экономике, идеологии, в сознании людей. Исследователи отмечают, в частности, отсутствие перспектив в понимании и реакции общества на стоящие перед человечеством планетарные проблемы.[1] Отсутствие необходимых представлений о будущей международной системе признается и руководителями внешней политики государств. Международное право традиционно было обращено к прошлому; опираясь на опыт, оно закрепляло сложившуюся практику. Подобный подход становится все более опасным. Вспомним, что химическое и ядерное оружие были сначала применены и лишь затем было запрещено применение химического и испытание ядерного оружия.Человечество переступило исторический рубеж третьего тысячелетия нашей эры. В таких условиях особо ощутимо желание заглянуть в будущее, выяснить, каким оно будет. Не приходится сомневаться, что XXI в. будет отличаться от нынешнего, который принес нам столь много неожиданностей.[2] История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую значительную специфику этого социального явления. Ни одно явление нельзя рассматривать вне его собственной истории.Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.Предлагается следующая периодизация истории международного права:^ 1) Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, период распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права;^ 2) Международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации, период падения Западной Римской империи, с которым отмечено бурное развитие феодальных отношений;^ 3) Классическое международное право. С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к этим условиям. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями».[3] К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. В оформлении колониальной зависимости использовались те или иные международно-правовые акты. Международный договор постепенно становиться основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права. 4)^ Переход от классического к современному международному праву. Современное международное право. Отсчет международного права этого периода следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики (проект Бриана-Келлога). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться только мирными средствами.[4] Нигерийский профессор Т.Элайес пишет, что современное международное право «берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, прежде всего с появлением Организации Объединенных Наций».[5] Об этом же писал американский профессор Дж.Кунц, индийский верховный судья Р. Патак и др. Фундамент современного права был заложен Уставом Организации Объединенных Наций. В политическом плане положения Устава ООН отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Весь механизм действия норм международного права подлежал переводу на рельсы сотрудничества. Можно смело утверждать, что как появление современного международного права, так и его развитие стало возможно благодаря многостороннему сотрудничеству.[6] На основе Устава ООН, который был принят в 1945 году, на юбилейной XXV сессии Генеральной Ассамблеи (1970 г), была принята также Декларация о принципах международного права. В Декларации не только подтверждены принципы, но и раскрыты их содержание, которое стало ядром современного международного права. Международное право, как отрасль права регулирует определенные отношения. Этими отношениями являются отношения, складывающиеся между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. С переходом от одной эпохи в другую происходят определенные изменения, которые могут быть как прогрессивного, так и регрессивного характера. Эти изменения возможны и в отношениях между государствами, следовательно и в международном праве. Международное право не только следует за развитием отношений между государствами и упорядочивает их, но и нередко имеет целью регулирование возможных отношений, которые могут складываться между государствами в будущем. Какие же изменения могут произойти в международном праве в XXI веке? На современном этапе в международном праве были утверждены права человека, их защита, также и санкции за их нарушение. В XXI веке изменения в отношении к правам человека могут быть только прогрессивного характера. Но если мировое сообщество хочет, чтобы права человека не нарушали, то должны быть предприняты меры по установлению более жестких санкций в отношении к нарушителю этих прав и свобод человека, независимо от могущества государства правонарушителя. Имея ввиду сегодняшний “объективный” подход мирового сообщества к нарушенным правам и свободам человека, установление таких санкций просто необходимо. Мы знаем, что основными элементами, составной частью международного права являются принципы международного права. При рассмотрении принципов международного права можно заметить, что имеются моменты, которые уже кажутся более устаревшими для XXI века. Одним из устаревших принципов можно считать принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание этого принципа впервые раскрыто в «Декларации о принципах международного права» 1970 года. Этот принцип был направлен против колониализма. Колониализм – это подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации. И если предписывать этот принцип к современным конфликтам, возникающим из-за требования этническими, религиозными или языковыми группами государственности, то это приведет к сложным и опасным последствиям в сфере защиты мира и безопасности на всей планете. Бутрос Бутрос Гали (Генеральный секретарь ООН) в своем докладе Совету Безопасности писал: «если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более труднодостижимой целью».[7] Международные организации все время играли важную роль почти во всех отношениях. К таким организациям можно отнести ООН, НАТО, ОБСЕ и т.д. Международные организации, как субъекты международного права регулируют то или иное отношение с помощью нормативно-правовых актов. Эти нормативно-правовые акты не всегда приводят к тому результату, к которому стремились государства при их принятии. Так, в настоящее время Азербайджан находится в военном положении с Арменией. К сожалению, это военное положение продолжается около 15 лет. Принято много документов по этому вопросу, среди которых и 4 резолюции Совета Безопасности ООН (822,853,874,884). В этих резолюциях говорится о немедленном освобождении оккупированных территорий Азербайджанской Республики и восстановлении ее территориальной целостности. Но решения, принятые в резолюциях не выполняются Арменией, несмотря на то, что резолюции обязательны для выполнения. Это связно с тем,что в структуре ООН не предусмотрен механизм претворения их в жизнь. Таких конфликтов в мире много. Это был лишь один пример из них. Следовательно, международные организации, мировое сообщество и каждое государство в отдельности должны и обязаны принять более решительные меры в этом плане. После распада СССР, такие ядерные державы, как Россия и США начали заключать договора о сокращении ядерных вооружений. Важно иметь ввиду, что именно от этих держав вытекала опасность ядерной войны в 50-80-е годы. В настоящее время опасность ядерной войны вытекает от некоторых развивающихся стран, которые путем незаконного приобретения или производства на своей территории угрожают всему миру и безопасности в нем. В настоящее время идет борьба за сокращение и ликвидацию этих вооружений, следовательно за безопасный мир. Могут быть достигнуты определенные успехи и в мирном урегулировании международных конфликтов в области добросовестного выполнения международных обязательств. Разрешение конфликтов и спорных вопросов должно осуществляться только мирными средствами. Может возникнуть вопрос: – Как быть, когда у потерпевшей стороны нет другого выхода кроме, как решить проблему немирным путем? Государство, нарушавшее права другого государства, должно подходить к этому вопросу с пониманием и знать, что немирные пути регулирования любого вопроса не приведут к положительному результату как для данного государства, так и всему миру в целом. Перемены, которые произошли и происходят в мире в настоящее время, создают благоприятные условия для устойчивого развития демократии, утверждения всеобщей безопасности. Развитие отношений между государствами определяется в ряде случаев научно- технологическим прогрессом. Важным для прогресса человечества являются и разрешение таких проблем, как охрана окружающей среды, разоружение, использование Мирового океана. Роль международного права зависит от того, как и в какой мере она может содействовать разрешению этих и других проблем. Знаменательно то, что первостепенное значение придается защите окружающей среды, в частности, предлагается создать кодекс «экологического поведения». «Нужны новые правила поведения человека на Земле», защищать природную сферу – значит защищать саму жизнь на Земле. Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс «экологического поведения». Экономическая политика государства должна, наконец всерьез считаться с экологическими ограничениями.[7] Опасность для будущего мира представляет также терроризм.Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем неповинных людей.Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 гг ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человек. В совершенных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. Озабоченность мирового сообщества обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей (Интернет), крайней коммерциализации в сфере т. н. масс культуры, где культивируются насилие и жестокость, у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, не отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством[1]. Только за последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами, зафиксированы в США (11 сентября 2001 года – нападение на Всемирный Торговый Центр), Азербайджане, Турции, России, Албании, Кении, в государствах Юго-Восточной Азии и в ряде других стран.Для ликвидации такого зла, как международный терроризм необходимо совместное усилие всех государств и народов, т.к. как уже было сказано, ни одно государство не застрахованы от международного террора.Одно из главных мест в создании нового мирового порядка призваны занять США и западноевропейские страны. США как супердержава является определенным регулятором в мире, и заинтересованность США в осуществлении этой функции в будущем продолжается, в силу его военной экономической, научно-технической развитости. Применение единой валюты многими западноевропейскими (12 государств) государствами, международная интеграция, единая совместная политика, прозрачность границ позволяют предполагать, что в дальнейшем возможно объединение этих государств в новое единое образование. Можно ожидать и расширения состава таких организаций как ООН, НАТО, Совет Европы, ОБСЕ и т.д. В системе организаций лидирующее положение будет по-прежнему принадлежать ООН, в которой будет немало нового. В результате произошедших в мире изменений сложились благоприятные условия для повышения роли ООН в решении ее главной задачи – предотвращения и урегулирования споров, обеспечения всеобщего мира и безопасности. Cоответствующие положения ее Устава, прежде всего относящиеся к Совету Безопасности, обретут дополнительную реальную силу. Расширяться его функции. Так, резолюции Совета будут выполнять функции соглашений о перемирии и даже мирных договоров. Решение возросших задач предъявляет к Совету дополнительные требования. Росту авторитета этого органа будет содействовать расширение состава его членов.Важную роль будет играть и Организация Североатлантического договора (НАТО). Она была учреждена на основе Вашингтонского договора 1949 г по инициативе США как военно-политическое объединение. Участвуют 16 государств. Этот договор имеет целью защитить социально-политическую систему, существующую в странах-участницах.После распада СССР и роспуска в 1991 г Организации Варшавского договора в мире сложилась новая ситуация. Уже в 1997 г было заявлено о начале подготовительных работ по вступлению в НАТО Польши, Венгрии и Чехии, Словении и Румынии. В целях налаживания взаимодействия с Европейскими государствами, не являющимися членами НАТО, в 1991 г. была принята программа «Партнерство ради мира», главной задачей которого – координация взаимодействия в интересах поддержания мира, предотвращения и урегулирования конфликтов, миротворчество. В ближайшем будущем ожидается вступление в НАТО и Азербайджанской Республики.Совет Европы – европейская международная организация, созданная в 1949 г. Основная ее цель состоит в обеспечении все более тесного единства государств–членов во имя защиты общих идеалов, а также содействия экономическому и социальному прогрессу. За свою полувековую деятельность Совет Европы создал целую систему международно-правовых актов, прежде всего в области прав человека. Достаточно сказать, что было принято свыше 150 конвенций и договоров по важнейшим социальным проблемам, а также сотни рекомендаций. Деятельность Совета оказала большое влияние на демократизацию государств – членов и формирование единого европейского правового пространства в гуманитарной сфере. Доказал свою эффективность механизм контроля за соблюдением прав человека.[8] В международно-правовых актах все чаще встречается категория «человечества». Речь идет даже о правах человечества. Достаточно вспомнить формулу «общее наследие человечества». Человечество дорого заплатило за осознание необходимости уважения общих интересов и той ответственности, которую возлагает на каждое государство членство в международном сообществе.От необеспеченности интересов общества страдают интересы его членов, которые все больше зависят от общества. С другой стороны, интересы общества требуют обеспечения интересов его членов, так как от этого зависит состояние самого общества и в этом смысле его существования. Не только в международной жизни, но и в государстве по мере роста роли интересов общества и обеспеченности прав человека на первый план выдвигается задача защиты общих интересов.В этом одна из причин необходимости серьезных перемен в системе международных отношений. Роль инструмента в создании нового мирового порядка призвано играть международное право, которое как элемент нового порядка также существенно обновится.Заместитель генерального Секретаря ООН В. Ф. Петровский, выступая перед Комиссией международного права говорил: «Установление нового мирового порядка возможно лишь на прочной юридической основе, а его стабильность можно будет обеспечить только с помощью права. На практике это означает, что необходимо облегчить процесс преобразования нынешнего международного права… в новое международное право».[9] Хочу добавить, что интересы всего мирового сообщества должны учитываться при любых действиях, которые планируют совершить государства в будущем. Государства должны осознавать ответственность и предвидеть последствия своих действий, т.к. цена высока – будущее всего человечества.Будем надеяться, что те ошибки, которые были допущены в прошлом веке и те последствия, которые являются результатом тех ошибок, не повторяться в XXI веке, а если повторяться, то будут исправлены совместными усилиями всех государств на основе принципов международного права.[1] Weigel B. Van. A United Theory of Global Deverlopment. N. Y., 1989. P.X.VII[2]. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. Изд .  ”БЕК” М., 2000г. C. 384.[3] Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М. , 2000г. C.59.[4] Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2000 г. С. 71.[5] Transnational Law in a Changing Society. N .Y., 1972. P. 34.[6] Специальный докладчик Комиссии международного права Д. Гонсалес (цит. по: Доклад Комиссии международного права о работе ее сорок первой сессии. Нью- Йорк. 1989г. C. 404).[7]Повестка дня для мира ООН. Нью-Йорк, 1992г. C. 10.[7] Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 2000г. С. 386.[1] Гушер А.И. Генерал-майор. Руководитель Центра стратегического развития. Евразийский вестник. – 2000г- № 3[8] Лукашук.И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2000г.C.42.[9] YILC 1994. Vol. P. 239.