ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»
Кувандыкское представительство
Кафедра прикладного менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Региональная экономика
Тема: Региональная политика как слагаемое российскогофедерализма
Оренбург
2009
Содержание
Введение
1 ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙПОЛИТИКИ
2 РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙБЕЗОПАСНОСТИ
3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ ИПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная непростая ситуация в региональном развитииобусловлена сочетанием общего экономического кризиса, дезинтеграциейэкономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынокотдельных регионов (и, в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного вних экономического потенциала), политической нестабильности и межэтническойнапряженности в ряде регионов, геополитических и социально-экономических последствийразрушения единого государства и появления у России нового ближнего зарубежья.
В целях укрепления государственности в Российской Федерации,совершенствования федерализма, создания условий для более эффективного игармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечения ростаблагосостояния населения действует региональная политика.
Цельюработы является наиболее глубокое исследование региональной политики как слагаемого российскогофедерализма.
Длядостижения поставленной цели необходимо рассмотреть:
— значение и содержание региональной политики;
— региональный аспект национальной безопасности;
— региональные кризисные ситуации и пути их решения.
Объектомисследования в работе выступает региональная политика РФ.
Предметомработы являются частные вопросы региональной политки.
Вработе использованы законодательные материалы, работы авторов Видяпина В.И.,Тяглова С.Г., данные сайта государственной статистики.
1 Значение и содержание региональной политики
Региональная политика — важная составная часть экономическойполитики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных,административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, таки местными органами власти и направленных на регулирование размещенияпроизводительных сил.
Региональная политика государства — это сфера деятельности поуправлению экономическим, социальным и политическим развитием страны впространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениямимежду государством и районами, а также районов между собой. Региональнаяполитика представляет собой составную часть национальной стратегиисоциально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
1) определение соотношения движущих сил региональногоразвития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторыэкономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
2) определение соотношения общегосударственного и региональногоаспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов иресурсов;
4) решение национально-экономических вопросов (в условияхмногонационального государства);
5) решение проблем урбанизации.
К направлениям региональной политики следует отнести такжерегиональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятиягосударственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений иконкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональнойполитики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активнуюрегиональную политику) практически одинаково:
• освоениеслаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленныхрайонов;
• децентрализацияагломераций и районов концентрации промышленного производства;
• образование новыхпромышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных ссуществующими центрами промышленности.
Без осуществления такой политики диспропорции, как в регионах,так и в масштабе всей страны будут возрастать.
Региональная политика играет значительную роль в наиболееразвитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы частооказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональнойполитики требует значительных средств.
В развивающихся странах направления региональной политикиследующие:
• интеграция всехрайонов страны в единый национальный рынок;
• смягчениерегиональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
• смягчениепротиворечий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;возможно более полное освоение природных и людских ресурсов;
• рациональное размещение новых промышленных проектов.
Для России региональная политика имеет исключительно важноезначение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических,экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесьневозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политикиеще более возрастает. Это обусловлено:
• необходимостьюучета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряданаправлений реформы на региональный уровень, учета различных стартовых условийрегионов;
• усилениемцентробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграциейэкономического пространства;
• незавершенностьюи противоречивостью преобразования национально-государственного устройстваРоссии и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;
• политическойнестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;
• геополитическимии социально-экономическими последствиями распада СССР;
• экономическим кризисом, острыми проблемами врегионах. В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:
• с высокойконцентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенныхинвестиционных программ;
• наиболеезависимые от поставок продовольствия, сырья, продукциипроизводственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможностисамообеспечения и саморегулирования;
• с высокой долейотраслей производства, контролируемых государством (по ценам и другим условиямреализации продукции);
• с критическойэкологической обстановкой, требующей закрытия многих производств и принятияособых мер по социальной защите.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах,чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях — угроза существованиюсамого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, такимобразом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранитьцелостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызываетнеобходимость изменения содержания региональной политики.
В период плановой экономики региональную политику краткоможно охарактеризовать следующим образом:
• соотношениецентрального и регионального уровней управления. В вопросах управленияэкономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованномууправлению, роль регионов была незначительной;
• решение вопросовподъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов.Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизнинаселения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;
• освоение новыхрайонов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны,строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственныхкомплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны.Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялоськомплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных иэкономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которыеделают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большогоколичества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимодобывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах;
• решение проблемурбанизации. В этой области проводилась противоречивая и недостаточноэффективная политика.
Декларированный принцип стирания различий между городом идеревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населенияв города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялосьадминистративно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то жевремя в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, чтозаставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидациямелких сельских поселений — «неперспективных деревень».
Задачей региональной политики в отношении процессаурбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городскихудобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов.
Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация — для развивающихся стран.
Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловленанеспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальнойинфраструктурой). Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный,долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, нотрансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новыхметодов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловленыследующими обстоятельствами:
1.Россия сталасамостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическоеположение многих российских регионов, условия и задачи их экономического исоциального развития, связи с другими регионами.
2.Изменилосьсоотношение центрального и регионального уровней управления.
3.Федеративныйдоговор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами,расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальнойзадачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в томчисле региональной, политики.
4.Произошел переходот административной системы управления к системе преимущественно рыночногорегулирования.
Стратегическими задачами регионального развития в настоящеевремя являются:
• реконструкцияэкономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путемконверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры,оздоровления экономической обстановки;
• преодолениедепрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала,Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села,ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности,развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоениезаброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
• стабилизациясоциально-экономического положения в регионах с экстремальными природнымиусловиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий длявозрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях, горных районах);
• продолжениеформирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов всеверных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованныхинвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованиемдобываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
• стимулированиеразвития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих дляэтого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон,а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки,ускорения экономического и социального прогресса;
• переспециализацияновых приграничных регионов;
• развитиемежрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи,информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги иэффективность региональной экономики;
• преодолениечрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республики областей.
Таким образом, в региональной политике акценты переместилисьс освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивногосостояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождениемалых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального ирегионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица,достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев ивынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации вомногих регионах. В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:
• нормализацияэкологической ситуации;
• адаптациябеженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренноеразвитие социальной инфраструктуры в регионах;
• нормализацияситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
• решение проблемыгиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственнымиобъектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки,перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.
Изменение содержания региональной политики ставит передрегиональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимовыработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, илитерриторий приоритетного развития.
2Региональный аспект национальной безопасности
Быстрый переход от командно-распределительной к рыночнойэкономике привел к временным социально-экономическим потрясениям изза разнойспособности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенноуязвимыми оказались три группы регионов:
• с высокойконцентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резкопотерявших спрос на свою продукцию;
• удаленные отосновных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов,которые в ряде случаев выросли в 5—-10 тыс. раз;
• получавшие ранееиз федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.
В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктуройи особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока.Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторовпереходного периода большинство регионов России в настоящее время являютсяпроблемными. Основные типы проблемных регионов — это слаборазвитые, депрессивные,экологически опасные, приграничные.
К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы,которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. Вэту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва,республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части.Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивныерегионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства(чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения,потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило,наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриальноразвитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского,Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
К экологически опасным относятся регионы, испытывающиепоследствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс,побережье Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новуюгеополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, таккак здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новуюдля них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к кореннымизменениям, в том числе уклада жизни.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированноеотношение федеральных властей к разным регионам и различия в политикерегиональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и ихрегиональное разнообразие.
Можно выделить примерно следующие модели политики региональныхвластей:
1)формирование рыночных преобразований даже ценой усилениясоциальной дифференциации (Москва и др.);
2)ориентация на усиление экспорта с использованием различий вмировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности;
3)завоевание для своего региона льгот от федеральногоправительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);
4) сохранение существенных элементов административно-плановойэкономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированноераспределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усилениезамкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей.Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (игосударства), его обособление или вхождение в другую систему (государство).Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье,Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическаяопасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющийфактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограниченийспроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуютгосударственной поддержки.
Огромные различия российских регионов по всем предпосылкамразвития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированноепроведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двухтечений — регионализации и интеграции.
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийскойструктурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направленийреформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе);разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиямиразвития.
Пространственная интеграция экономики России включает рядспецмероприятий:
• стабилизацияинтегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водныесистемы);
• совершенствованиемеханизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;
• проведение единойвнешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условийдля выхода на внешние рынки.
Тенденции регионализации и интеграции, разумеется,противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональныйсепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавлениеэкономической заинтересованности на местах создает базу для региональногосепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя водиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем Вцентрализованном государстве.
Включение задач, форм, методов региональной политики впрограммы экономических реформ активизирует такие принципы, как долгосрочность(так как реализация основных задач региональной политики требует длительноговремени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. Кэтому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществлятьсятолько во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.
Главная цель региональной политики — создание условий длявхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, дляраскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетомтерриториальной специфики.
Цель региональной политики включает три группы подцелей:
• социальные — формирование в регионах слоя частныхсобственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночнойэкономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитиеобъектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств,но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранныхинвесторов;
• экономические — территориально ориентированнаяприватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенностикаждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональныххозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; созданиеконкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизациихозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базеразвития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортногопотенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон;привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионовусловиях;
• экологические — содействие восстановлениюэколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространенияэкологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного ииностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
Стратегические задачи региональной политики зависят от решенияследующих проблем:
• рациональноесочетание принципов формирования нового экономического механизма федеративныхотношений и направлений совершенствования рационального хозяйственногомеханизма в условиях рыночной экономики;
• разработкавариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальнымиспользованием имеющихся благоприятных предпосылок и постепенной переспециализациейв условиях рынка;
• выборрегиональных приоритетов экономического и социального развития, которые должныучитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной ивнешнеэкономической политики России;
• реализациякрупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;
• внедрение системыгосударственного и рыночного регулирования и стимулирования территориальногоразвития на базе различных форм собственности, включая негосударственный секторэкономики.
Естественно предположить, что в результате резкого измененияполитического и социального укладов страны стратегические задачи не могут бытьбыстро реализованы.
Реформирование российского общества служит тому нагляднымподтверждением: происходят постоянная апробация различных методов достиженияконечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и ихпереориентация. Это просматривается и на примере отношения государства кразвитию промышленности — от полного отказа до возвращения к контролю за ееразвитием и регулированию структурной перестройкой, а также постоянноеизменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.
В первые годы экономических реформ, в период надежд нарегулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось вниманияэкономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как отвнутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степениопределяют степень национальной безопасности.
Национальная безопасность — это способность государства адекватнореагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных,экономических, политических, информационных, демографических и психологическихфакторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз иопасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства вцелом.
Региональный аспект национальной безопасности зависит отизменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональнойполитики. В государственной политике обеспечения национальной безопасностидолжны быть отражены роль и место каждого региона в достиженииобщегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенностипредопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасностьне только данного региона, но и страны в целом.
Место регионального блока в системе понятия «национальнаябезопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственнаярегиональная политика» в системе общероссийской политики.
Особый интерес представляют экономическая безопасность иважнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности.Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономикиРоссии и се регионов обеспечить стабильное поступательное развитие исоответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации вцелом.
Региональный аспект экономической безопасности зависит и отвнутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которыхприводит к региональным кризисным ситуациям.
3 Региональные кризисные ситуации и Пути их решения
Региональная кризисная ситуация — это изменение состоянияэкономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральныхзаконодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайныхметодов государственного экономического регулирования территориальногоразвития.
Основные виды кризисных ситуаций в регионах:
• изменения вдемографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшениюгенофонда страны и ее регионов;
• превышениерационапьных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов,приводящее к ухудшению экосистемы региона;
• падениепроизводства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%;
• рост безработицы,превышающий 15% от численности экономически активного населения;
• изменение профилярегиона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
• появление втрудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих,приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
• высокая ипостоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
• низкаяобеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе иусложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30%финансовых средств региона);
• низкаяобеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшегоразвития.
Исследования, проведенные д-ром экон. наук, проф. Б.М.Штульбергом, позволяют сделать вывод, что по этим критериям субъекты Федерацииможно разделить на кризисные и предкризисные.
По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектовФедерации (Чеченская Республика, Ингушетия, республики Северная Осетия,Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Адыгея; Читинская и Ивановскаяобласти), а предкризисными является 3! субъект (Владимирская, Калужская,Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская,Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская,Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский,Алтайский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Алтай,Карачаево-Черкесская, Удмуртская и ряд национальных округов).
По финансовому состоянию к кризисным можно отнести 19 субъектов Федерации:республики Дагестан, Северная Осетия, Горный Алтай, Кабардино-Балкарская,Карачаево-Черкесская, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия; Пензенская,Астраханская, Тамбовская, Ивановская, Псковская, Курская, Брянская, Орловскаяобласти и Алтайский край), к предкризисным — 16 субъектов (Курганская,Кировская, Тульская, Владимирская, Воронежская, Ростовская, Смоленская,Читинская, Саратовская, Калужская, Новгородская, Оренбургская и Тверскаяобласти, Ставропольский край, республики Чувашская и Бурятия).
По показателям, характеризующим демографическую ситуацию, к кризисным территориям относятся 5,а к предкризисным — 12 субъектов Федерации; по уровню жизни — соответственно 5и 19; по уровню безработицы — соответственно 12 и 17 субъектов Федерации.
Характерно, что значительное число субъектов Федерациипопадает в группу кризисных и предкризисных при использовании любойклассификации.
Последствия региональных кризисных ситуаций, которые должнынаходиться в сфере постоянного мониторинга государственной региональнойполитики, представляются следующими: резкое превышение смертности надрождаемостью, вызывающее быстрое старение населения в регионе; сокращениечисленности коренного населения, приводящее к утрате национальных традиций;увеличение техногенной нагрузки на территорию со всеми вытекающими из этогопоследствиями; падение производства, приводящее к росту безработицы,банкротству предприятий, снижению потенциальных источников финансированиярегиональных бюджетов, ограничивающее возможности формирования потребительскогорынка, создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортнойпродукцией в ущерб отечественным производителям; рост безработицы, создающийусловия для возникновения кризисной ситуации на рынке труда в регионах, гдесоздание новых рабочих мест отстает от темпов роста безработицы; неустойчивоефункционирование экономики региона, чрезмерная зависимость от ввоза и экспортапродукции и сырья как следствие невыполнения договорных обязательств;увеличивающиеся объемы неплатежей и недоборы отчислений от налогов, приводящиек росту дефицита федерального бюджета и превышению предельно допустимойвеличины.
В сложившейся ситуации, когда большая часть субъектовФедерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимостьразработки и последовательного осуществления региональной политики становитсяодним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политическойнезависимости государства.
Методы проведения региональной политики и формирование рыночныхструктур в регионах. Различают прямые и косвенные методы проведениярегиональной политики. В первом случае государство активно участвует вкапиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структурыхозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры врайонах предпочтения и пр.). Во втором случае государство через финансовую(налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический«климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития иуправления миграционными потоками.
Методы прямого участия государства в регулированиирегионального развития тесно связаны с административными — это осуществлениегосударственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета,отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов напоставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержкипроблемных регионов) посредством контрактной системы.
Методы косвенного регулирования регионального развитиявключают создание специальных фондов регионального развития (федеральных,областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решенияразличных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий,находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты приразмещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставленияналоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасовприродных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальнымиусловиями; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей подстроительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствованияотраслевой и территориальной структуры экономики; введениярегионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям,расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускореннуюамортизацию собственного производства; применения повышенных цен наэкологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющихокружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.
К настоящему времени в России накоплен значительный опытразработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия введомственной и территориальной принадлежности, их разработка должнапроводиться на единой методологической основе, а различия в методическихподходах к их составлению должны быть обусловлены учетом специфики особенностейразвития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.
Обострение проблем регионального развития России связано спервоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерностисоциально-экономического положения регионов, потребностью освоения природныхресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствованиятерриториальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. Вэтих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия наэкономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяетквалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемыразвития отдельных районов в увязке с единой региональной политикойгосударства.
Разработка региональных программ — это целенаправленныйпроцесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономическихуровней.
Региональные программы представляют собой разновидностьцелевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управлениярегиональной стратегией экономического, социального и научно-техническогоразвития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрацииресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные,государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые иреализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированныепрограммы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ,например «Здравоохранение в России».
В этой программе практически по всем регионам разрабатываютсясоответствующие программы «Здравоохранение в регионе», в которых определяютсяпотребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальныхресурсах, кадрах и т.д.
Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования идругих ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них вцелом по федеральной целевой программе. В комплексные программысоциально-экономического развития регионов включаются всеузкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный весзанимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение,культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т.д.). Комплексныепрограммы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всехузкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов иопределить приоритетность их решения по срокам.
Региональные программы классифицируются по следующимпризнакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация,содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслеваялокализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков исоответствующих им классов программ служит условием поиска общихзакономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационныепризнаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ,особенности управления ими и т.д. (рис. 3.1).
Каждая региональная программа характеризуется одновременнонесколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная(местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной;по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы —узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.
Вместе с тем изучение практики программирования на местахсвидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования:перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень;бессистемность в разработке и принятии территориальных программ; попыткиодновременной реализации чрезмерно большого количества не увязанных между собоймелких и частных программ; отсутствие объективной экспертизы программ;завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах;отсутствие расчетов потребности во всех видах обеспечивающих средств иэффективности их использования; зачастую игнорирование учета ресурсного потенциаларегионов и реальных возможностей государственной поддержки при формированиипроектов; нереальные сроки завершения программ и отдельных мероприятий;отсутствие организационно-управленческих и нормативно-законодательных основрегионального программирования; разработка региональных программ в условияхострого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов настадии проектирования; отсутствие статистики по выполнению программ.
Совершенствование программирования предполагает решение целогокомплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления,преобразованием организационных структур, разработкой определенной системыстимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаютсяобщий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских,краевых, областных, городских и т.д.) программ.
Спецификарегиональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются науровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловленыобщегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблемдля программирования проводится, как правило, территориальными органами властии управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченногорегиона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации(республика, край, область, города федерального значения).
/>
Рис.3.1. Классификация региональных программ (по данным Института микроэкономики)
Управляютпроектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства — в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решенатолько за счет средств региона; используются также другие источникифинансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).
Основнымиформами прямого участия государства в регулировании регионального развитиястанут осуществление государственных региональных программ, финансируемых засчет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов,размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в томчисле для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Числофедеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются ифинансируются только для регионов с особо сложными (критическими)социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ сформированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всехуже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков,источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексныепрограммы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательныхорганах. В условиях рыночных отношений управление государственнымирегиональными программами не должно ограничиваться существующими органамиисполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальныегосударственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы,агентства со специальными полномочиями и ответственностью.
Заключение
Региональнаяполитика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим,социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональномаспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, атакже районов между собой.
Кнаправлениям региональной политики следует отнести также региональные аспектыдемографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.
Региональная политика играет значительную роль в наиболееразвитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы частооказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональнойполитики требует значительных средств.
ДляРоссии характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и внесколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городовобеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой).Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременныйхарактер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетомновых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения.
Главная цель региональной политики — создание условий длявхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, дляраскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетомтерриториальной специфики.
Список использованной литературы
1. Указ ПрезидентаРФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об Основных положениях региональной политики вРоссийской Федерации».
2. ПостановлениеПравительства РФ от 23 марта 1996 г. N 327 «Об одобрении и представлениина утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональнойполитики в Российской Федерации».
3. Региональнаяэкономика: Учебник / Под. ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М,2008. – 666 с.
4. Региональнаяэкономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. -Ростов н/Д Феникс, 2005.- 320 с.
5. Сайт российскойстатистки.