Обстоятельства исключающие административную ответственность

СОДЕРЖАНИЕ
1.        АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕМЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВИДЫ……………………….3
2.        ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………………7
3.        УПРАВЛЕНИЕЮСТИЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..10
4.        ЗАДАЧА………………………………………………………….……….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ……………….…………..22

1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВИДЫ
В общепринятом понимании метод означает способ, прием,практическое осуществление чего-либо. Применительно кгосударственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, причемпрактической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневнойдеятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной заними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Следовательно, подметодами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействиясубъекта управления на объект управления, которые используются для достиженияпоставленных целей и задач управления, для реализации функций управления.
В русском зыке слова«метод» и «способ» являются близкими по смыслу.
Метод – это способтеоретического или практического осуществления чего-нибудь, способ действовать,поступать каким-нибудь образом, прием.
Способ – действие илисистема действий, применяемых при осуществлении чего-нибудь.
В юридической литературеметод понимается более широко, чем способ (методы убеждения, принуждения истимулирования, методы регулирования).
Сложность и многообразиепроцессов управления обусловливают существование множества методов управления.
Правильное пониманиевзаимосвязи данных методов, их классификация важны для более эффективного ихиспользования.
Методы деятельностиорганов управления подразделяются на общие, используемые при выполнении всехили основных функций управления на всех важнейших стадиях управленческогопроцесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или наотдельных стадиях процесса управления. В качестве общих методовгосударственного управления можно выделить: убеждение и принуждение (попризнаку использования властных полномочий); стимулирование (поощрение).
На основе соотношенияметодов убеждения, принуждения и стимулирования выделяют иные специальныеметоды государственного управления.
Методы управления вобобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые.Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществлятьэффективное, рациональное и грамотное управление. Так, в зависимости отразличных критериев классификации выделяют: а) по характеру (содержанию)управляющего воздействия – морально-нравственные методы (воспитание, моральноепоощрение, разъяснительная работа); б) по преследуемым целям (наблюдение,контроль, разработка мер воздействия, инструктирование, коллегиальность, единоличие);В) по способу воздействия на управляемые объекты (методы прямого и косвенноговоздействия, в частности административные и экономические); г) по степенивоздействия на управляемые объекты (регулирование, общее руководство,непосредственное управление); д) социологические и психологические.
Если проблема убеждения ипринуждения получила широкое освещение в юридической науке, то вопрос о другихобщих методах остается мало исследованным.
Таким образом, существуютдва универсальных способа воздействия на сознание и волю людей: убеждение ипринуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе игосударственного управление.
Метод убеждения можетбыть правовым и организационным, моральным и материальным, выраженным письменнои устно.
Принуждение –вспомогательный метод в управлении. Он сочетается с убеждением, основан наубеждении и дополняет его.
Методы прямоговоздействия характеризуются односторонним властным воздействием субъектауправления на поведение управляемых.
Методы прямого воздействияпринято именовать административными методами управления.
Методы косвенногоуправляющего воздействия на объект управления состоит в том, что с их помощьюсубъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредствомвоздействия на его интересы.
Вместе с тем вгосударственном управлении наряду с административными и экономическими методамиуправления широко используются методы морального, психологического воздействияна человека. В связи с этим в качестве самостоятельной группы выделяются социально-психологическиеметоды управляющего воздействия.
В управленческой практикеметоды не применяются, изолировано друг от друга. Все методы управления должнысоответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленностии организационной форме.
Административные методыуправления классифицируются по форме выражения, юридическим свойствам, способувоздействия на поведение объекта управления, форме предписания. По формевыражения административные методы подразделяют на административно — правовые,выраженные в правовой форме, административно-организационные, выраженные всовершении субъектом управления организационных действий. По юридическимсвойствам административные методы управления могут быть нормативными ииндивидуальными. По способу воздействия на поведение субъектов управленияадминистративные методы подразделяются на обязывающие к совершению определенныхдействий, уполномочивающие совершать определенные действия, поощряющиесовершение социально-полезных действий, запрещающие совершение тех или иныхдействий.
По форме предписанияадминистративные методы могут быть подразделены на категорические(императивные), поручительные и рекомендательные. Общими методами деятельностиявляются убеждение, принуждение и стимулирование.
Административные методыпреобладают над экономическими. Следует различать: методы управляющеговоздействия; методы организации работы аппарата управления.
К социологическим методамуправления относятся методы управления: социально-массовыми процессами;коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами;индивидуально-личностным поведением.
К психологическим методамуправления относятся, например методы: комплектования малых групп в коллективена основе психологической совместимости работников; гуманизации труда;психологического побуждения, формирования мотивов труда, оказания доверия;профессионального отбора работников, обладающих такими психологическимихарактеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.
Административные, экономическиеи социально-психологические методы государственного управления взаимосвязаны.

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Под административнойответственностью следует понимать наложение на нарушителей общеобязательныхправил, действующих в государственном управлении и иных сферах,административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительныепоследствия материального или морального характера. Административнаяответственность — один из видов юридической ответственности, которому присущивсе признаки последней. Вместе с тем административная ответственность являетсясоставной частью административного принуждения и наделена всеми его признаками.
Основные чертыадминистративной ответственности состоят в том, что ее основанием выступаетадминистративное правонарушение (проступок). Привлечение к административнойответственности — обязанность государственных органов, которые являютсясубъектами исполнительной власти.
Обстоятельства,исключающие административную ответственность, играют важную роль в механизмеадминистративно-правового регулирования. Посредством их закрепления создаютсянеобходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан отнеобоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний,внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но неимеющих общественно вредного характера. Наряду с этим такие обстоятельстваимеют стимулирующее значение в сфере административно-правового регулирования,способствуют совершению правовых действий, отвечающих интересам государства иобщества.
К числуобстоятельств, исключающих административную ответственность, относят, какправило, совершение деяния, подпадающего под признаки административногоправонарушения, в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны илиневменяемости. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости,необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежитадминистративной ответственности. Наличие в числе обстоятельств, исключающихадминистративную ответственность, крайней необходимости и необходимой обороны,не вызывает сомнений. В этих случаях в действиях лица присутствуют все признакиадминистративного проступка, и ответственность не наступает только в силу того,что такие действия совершены из общественно полезных побуждений (мотивов),вызванных наличием предусмотренных законодательством условий, исключающихобщественно вредный и противоправный характер деяний. Посредством закрепления взаконодательстве об административных правонарушениях необходимой обороны икрайней необходимости законодатель выражает свое положительное отношение к ихиспользованию для защиты охраняемых правом отношений.
Непременнымусловием для признания лица виновным в совершении административного правонарушенияявляется вменяемость. Ее отсутствие означает, что в действиях лица нет составаадминистративного проступка как основания ответственности. Состояниеневменяемости лица, совершившего деяние, подпадающее с точки зрения объективнойстороны под признаки правонарушения, не устраняет общественной вредностидействий указанного лица и, следовательно, не может свидетельствовать оправомерности его поведения. Кроме того, в отличие от необходимой обороны икрайней необходимости невменяемость указывает лишь на административно-ненаказуемыйхарактер действий, но не дает никаких оснований говорить о заинтересованностигосударства и общества в их совершении. Сказанное позволяет сделать вывод, чтоневменяемость не входит в число обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Такимобразом, предусматривается только два обстоятельства, исключающихадминистративную ответственность, — совершение деяния, подпадающего подпризнаки административного проступка, в состоянии крайней необходимости илинеобходимой обороны. Это, однако, не означает, что данные кодифицированные актыустанавливают исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающихадминистративную ответственность.
Еще однообстоятельство, исключающее административную ответственность, что действияграждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержаниепреступника, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности,даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику. Хотя этообстоятельство зафиксировано в нормативном акте об ответственности лишь захулиганские действия, оно имеет для законодательства об административныхправонарушениях не частное, а общее, принципиально важное значение. Совершениепри задержании преступника деяния, подпадающего под признаки административногопроступка, во всех случаях, если не нарушены условия правомерности задержания,не является общественно опасным и не влечет наступления ответственности. Данноеутверждение основано на том, что, запрещая применение аналогии при привлечениик ответственности, законодательство об административных правонарушениях непрепятствует ее использованию при освобождении от административной ответственности.

3. УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Министерство юстицииРеспублики Беларусь (Минюст) является республиканским органом государственногоуправления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельнымвопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами РеспубликиБеларусь, — непосредственно Президенту Республики Беларусь.
В систему Минюста входят:управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; государственныенотариальные конторы; Научно-исследовательский институт проблем криминологии,криминалистики и судебной экспертизы; Республиканский трудовой арбитраж.
Минюст в своейдеятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательнымиактами Республики Беларусь, и иными нормативными правовыми актами РеспубликиБеларусь.
На Минюст возлагаютсяследующие основные задачи: — реализация государственной политики в сфереюстиции, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров; — участие вправовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РеспубликиБеларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совета Министров РеспубликиБеларусь, обеспечение скоординированности нормотворческой работы вПравительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органовгосударственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь); — правовая экспертиза правовых актов Национального банка, министерств и иныхреспубликанских органов государственного управления, областных, Минскогогородского Советов депутатов, областных и Минского городского исполкомов, заисключением правовых актов индивидуального применения; — организация работы поразвитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространенияполной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организацияхсистемы Минюста; — государственная регистрация политических партий, профессиональныхсоюзов и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций),республиканских государственно-общественных объединений, Белорусскойторгово-промышленной палаты, постоянно действующих международных арбитражных(третейских) судов, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; — ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей; — материально-техническое, финансовое, организационное икадровое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судови организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов иорганизаций; организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного судаи межгарнизонных военных судов; — организация научно-исследовательской работы вобласти криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, проведение всоответствии с законодательством Республики Беларусь экспертиз и специальныхисследований, содействие развитию правовой науки, обеспечение внедрениянаучно-методических рекомендаций в практику судов и организаций системыМинюста; — организация и развитие системы юридических услуг; — представление впределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международномуровне.
Минюст в соответствии свозложенными на него задачами: — разрабатывает по поручению ПрезидентаРеспублики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, СоветаМинистров Республики Беларусь и по собственной инициативе проектызаконодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь; — обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь по вопросам,относящимся к компетенции Минюста, разрабатывает предложения посовершенствованию законодательства Республики Беларусь и вносит их нарассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросамдеятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, — непосредственноПрезиденту Республики Беларусь; — осуществляет подготовку предложений покодификации законодательства Республики Беларусь, участвует в подготовке квыпуску кодексов и сборников законодательства Республики Беларусь; — даетзаключения о проектах законодательных актов Республики Беларусь, постановленийСовета Министров Республики Беларусь, международных договоров РеспубликиБеларусь и инвестиционных договоров с Республикой Беларусь; — реализуетгосударственную политику в области урегулирования коллективных трудовых споров,возникающих в социально-трудовой сфере, осуществляет общее руководстводеятельностью Республиканского трудового арбитража; — организует разработкупроектов международных договоров по оказанию правовой помощи по гражданским иуголовным делам, об обмене правовой информацией, конвенций и соглашений повопросам, связанным с деятельностью судов, государственного нотариата и органоврегистрации актов гражданского состояния, обеспечивает их выполнение,анализирует и обобщает опыт этой работы, принимает участие в подготовке иныхмеждународных договоров; — осуществляет правовую экспертизу правовых актовНационального банка, министерств и других республиканских органовгосударственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов,областных и Минского городского исполкомов, за исключением правовых актовиндивидуального применения; — изучает состояние нормотворческой деятельности вНациональном банке, областных, Минском городском Советах депутатов, областных иМинском городском исполкомах, министерствах и других республиканских органахгосударственного управления, вносит в данные государственные органыобязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушенийсостояния нормотворческой деятельности, выявленных в результате проверки, вслучае невыполнения вышеуказанных представлений Минюст вносит предложения вСовет Министров Республики Беларусь о привлечении должностных лиц министерств идругих республиканских органов государственного управления, подчиненных ПравительствуРеспублики Беларусь, к дисциплинарной ответственности; — представляет в СоветМинистров Республики Беларусь предложения об отмене действия нормативныхправовых актов министерств и других республиканских органов государственногоуправления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в случае ихнесоответствия законодательству Республики Беларусь; — отменяет либоприостанавливает действие несоответствующих законодательству РеспубликиБеларусь правовых актов руководителей организаций системы Минюста; — осуществляет в установленном порядке накопление, хранение, систематизацию ипредоставление в пользование правовой информации: — формирует банк данныхнормативных правовых актов Республики Беларусь на бумажном носителе; — распространяетправовую информацию в судах и организациях системы Минюста; — организуетмежгосударственный обмен официальными источниками опубликованиязаконодательства Республики Беларусь и иной правовой информации сминистерствами юстиции других государств; — изучает состояние работы посистематизации законодательства Республики Беларусь и обеспечению правовойинформацией в судах и организациях системы Минюста, оказывает им методическуюпомощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование даннойдеятельности; — координирует деятельность по внедрению компьютерных системправовой информации в судах и организациях системы Минюста; — взаимодействует сгосударственными органами по вопросам развития и совершенствования системыправовой информации; — осуществляет в установленном порядке лицензированиеадвокатской деятельности, частной нотариальной деятельности, деятельности пооказанию юридических услуг, деятельности по распространению правовой информации,а также контроль за деятельностью лиц, имеющих выданные Минюстом специальныеразрешения (лицензии); — ведет реестры выданных специальных разрешений(лицензий) на осуществление адвокатской деятельности, частной нотариальнойдеятельности, деятельности по оказанию юридических услуг, деятельности пораспространению правовой информации; — осуществляет в установленном порядкевыдачу свидетельств о присвоении квалификации судебного эксперта, свидетельствоб аттестации юриста; — руководит нотариатом Республики Беларусь: — образует иупраздняет государственные нотариальные конторы и ведомственные нотариальныеархивы, утверждает их штаты; — ведет реестры государственных нотариальныхконтор, свидетельств на право занятия нотариальной деятельностью; — назначаетна должность и освобождает от должности заведующих первыми государственныминотариальными конторами; — дает согласие на назначение на должность иосвобождение от должности заведующих государственными нотариальными конторами иведомственными нотариальными архивами; — устанавливает правила осуществлениянотариальной деятельности в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь; — обобщает статистическую и иную отчетность о деятельностигосударственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частнойнотариальной деятельностью; — утверждает по согласованию с Министерствомэкономики тарифы за оказание государственными нотариальными конторамидополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных ссовершением нотариальных действий; — приостанавливает не соответствующиезаконодательству Республики Беларусь решения руководящих органов объединенийнотариусов и вносит в эти органы представления об отмене таких решений; — организуетматериально-техническое обеспечение государственных нотариальных контор иведомственных нотариальных архивов; — осуществляет общее и методическоеруководство адвокатурой: — осуществляет государственную регистрацию коллегийадвокатов, изменений и дополнений, вносимых в их уставы; — организует впределах своих полномочий проверки деятельности коллегий адвокатов, а такжесоблюдения законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; — в случае нарушения законодательства вносит на рассмотрение общего собрания(конференции), президиума Республиканской коллегии адвокатов представление одосрочном отзыве председателя коллегии адвокатов, принимает иные меры поустранению выявленных нарушений; — определяет дополнительные квалификационныетребования и организует проверку соответствия им лиц, претендующих на правозанятия адвокатской деятельностью в составе Специализированной Белорусскойколлегии адвокатов; — устанавливает минимальную численность Белинюрколлегии посогласованию с Республиканской коллегией адвокатов; — совместно с Министерствоминостранных дел обеспечивает взаимодействие Белинюрколлегии с дипломатическимипредставительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь; — приостанавливаетне соответствующие законодательству Республики Беларусь решения руководящихорганов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене такихрешений; — получает от адвокатов при условии соблюдения адвокатской тайны сведения,связанные с соблюдением законодательства Республики Беларусь об адвокатскойдеятельности; — вносит в коллегии адвокатов представления о привлеченииадвокатов к дисциплинарной ответственности; — содействует коллегиям адвокатов винформационно-правовом обеспечении их деятельности; — обеспечивает организациюработы квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности; — оказываетсодействие в проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов; — обобщаетстатистические данные о деятельности адвокатов, изучает и распространяетположительный опыт их работы; — осуществляет общее руководство деятельностьюотделов записи актов гражданского состояния; — проводит мероприятия поповышению квалификации работников юридических служб государственных органов,организаций системы Минюста, трудовых арбитров, содействуетинформационно-правовому обеспечению их деятельности; — 5.17. регистрируетполитические партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения,их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения,Белорусскую торгово-промышленную палату, постоянно действующие международные арбитражные(третейские) суды, при необходимости назначает экспертизу их уставов, ведетГосударственный реестр политических партий, профессиональных союзов, другихобщественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканскихгосударственно-общественных объединений, постоянно действующих международныхарбитражных (третейских) судов, осуществляет контроль за соответствием их деятельностизаконодательству Республики Беларусь и их уставам, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь, выносит письменные предупреждения иготовит представления судам о ликвидации политических партий, профессиональныхсоюзов, других общественных объединений, их союзов (ассоциаций),республиканских государственно-общественных объединений, постоянно действующихмеждународных арбитражных (третейских) судов и др.
Минюст возглавляетМинистр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности ПрезидентомРеспублики Беларусь. Министр имеет заместителей, которые назначаются надолжность и освобождаются от должности в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
9. Министр юстиции: — руководитМинюстом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных наМинюст задач и функций; — вносит в установленном порядке в Совет МинистровРеспублики Беларусь проекты актов законодательства Республики Беларусь повопросам, входящим в компетенцию Минюста; — представляет Совет МинистровРеспублики Беларусь по его поручению в отношениях с Национальным собраниемРеспублики Беларусь и Конституционным Судом Республики Беларусь и инымиорганами; — распределяет обязанности между своими заместителями, руководителямиструктурных подразделений центрального аппарата Минюста по руководствуотдельными направлениями его деятельности; — организовывает работу коллегии Минюстаи председательствует на ее заседаниях; — утверждает структуру и штатное расписаниецентрального аппарата Минюста в пределах численности и расходов на егосодержание, положения о структурных подразделениях центрального аппаратаМинюста, а также положения (уставы) об организациях системы Минюста; — нанимаетна работу и увольняет с работы работников центрального аппарата Минюста ируководителей организаций системы Минюста, если иное не установленозаконодательством Республики Беларусь; — создает в установленном порядке фондына представительские цели и иные внеплановые мероприятия; — поощряет вустановленном порядке работников центрального аппарата Минюста, судов иорганизаций системы Минюста, награждает их почетными грамотами, нагруднымзнаком «Почетный работник юстиции»; — согласовывает с областными иМинским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должностиначальников управлений юстиции этих исполкомов; — в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь совместно с Председателем Верховного СудаРеспублики Беларусь вносит представления Президенту Республики Беларусь оборганизации работы районных (городских) судов, Белорусского военного суда,межгарнизонных военных судов, их количественном составе, кандидатурахпредседателей, их заместителей и судей этих судов и совместно с председателемобластного, Минского городского судов вносит представления ПрезидентуРеспублики Беларусь об организации работы областных и Минского городскогосудов, их количественном составе, составе президиумов, кандидатурахпредседателей, их заместителей и судей этих судов; — предлагает на альтернативнойоснове кандидатуры для избрания на должности председателей президиумовреспубликанской, областных, Минской городской коллегии адвокатов; — входит вместные исполнительные и распорядительные органы с предложениями по созданиюнадлежащих условий для деятельности судов, организаций системы Минюста исоциально-бытовому обеспечению их работников; — вносит в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь представления о назначении на должностьили освобождении от должности Председателя Республиканского трудового арбитражаи его заместителя, предложения о численности и персональном составе трудовыхарбитров, согласовывает предложения указанного Председателя об общей численностиработников центрального аппарата Республиканского трудового арбитража, окандидатурах на должности руководителей структурных подразделений, численностии персональном составе президиума данного арбитража; — в пределах своейкомпетенции издает приказы и подписывает постановления; — осуществляет другиеправа в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Минюст в установленномпорядке и в пределах компетенции издает нормативные правовые акты. Нормативныеправовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящиемежведомственный характер, принимаются Минюстом коллегиально в формепостановлений. Минюст в пределах компетенции дает указания, обязательные дляисполнения работниками судов, организаций системы Минюста и иных республиканскихорганов государственного управления, а также должностными лицами и гражданами,на которых они распространяются в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
В Минюсте образуетсяколлегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), егозаместители (по должности), а также другие работники системы Минюста.Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом МинистровРеспублики Беларусь. Заседания коллегии являются правомочными при участии в нихболее половины членов коллегии. Коллегия в пределах своей компетенциирассматривает основные вопросы деятельности Минюста, судов и организацийсистемы Минюста. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов еечленов, присутствующих на заседании. Решения коллегии, касающиесявнутриотраслевой деятельности Минюста, проводятся в жизнь приказами Министра,решения коллегии по иным вопросам — постановлениями Минюста. В случаеразногласий между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятиирешений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом СоветМинистров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать СоветМинистров Республики Беларусь о своей позиции.
Для рассмотрения научныхрекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельностиорганизаций системы Минюста при нем может создаваться научно-консультативныйсовет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Составнаучно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Минюстом.Численность работников центрального аппарата Минюста утверждается СоветомМинистров Республики Беларусь. Минюст является юридическим лицом, имеет печатьс изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

4. ЗАДАЧА
Комиссия по деламнесовершеннолетних при исполкоме районного Совета депутатов приняла постановлениео направлении Квакина М., 15 лет, уклоняющегося от учебы, злостно исистематически совершавшего нарушения правил общественного поведения, вспецшколу для исправления и получения трудовой квалификации, на срок до 3-хлет. Одновременно комиссия направила представление в районный суд о лишенииматери Квакина родительских прав вследствие злостного уклонения от воспитаниясына и злоупотребления спиртными напитками.
Мать подросткаутверждала, что теперь сама сможет обеспечивать надзор за учебой и поведениемсына, обжаловала решение комиссии в исполком районного Совета депутатов.
1. Назовите возникшие вданной ситуации административные правоотношения и их участников.
2. Кто из участниковимеет властные полномочия? Определите виды правоотношений.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
1.Административно-правовые отношения — это общественные отношения в сфере государственногоуправления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей,урегулированных нормами административного права. К субъектамадминистративно-правовых в данном случае отношений можно отнести:государственные органы и граждан Республики Беларусь. Предпосылкой вступленияназванных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличиеу них правоспособности и дееспособности. Административнаяправоспособность — это возможность субъекта административныхправоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфереисполнительной власти. Административная дееспособность — это способность своими действиями приобретать и реализовывать права иобязанности в сфере управления. Объект — это то, ради чеговозникают правоотношения. Объектом административно-правовых отношенийвыступает поведение участников управленческих отношений (действия, воздержаниеот действий). Действия участников управленческих отношений могут осуществлятьсяради разнообразных правовых интересов. В данном случае — это здоровье,достоинство человека, нравственность и др.
Основанием возникновения,изменения или прекращения административно-правовых отношений являютсяюридические факты. Это действия и события.
2. Властные полномочияимеет Комиссия по делам несовершеннолетних, согласно статьи 201 «Комиссии поделам несовершеннолетних» Кодекса Республики Беларусь об административныхправонарушениях.
«Районные(городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетнихрассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних,кроме дел, предусмотренных статьей 166 настоящего Кодекса. Дела о правонарушениях,предусмотренных статьями 112–120, 129, 130, 146, 156, 157, 173, 174, 175, 176настоящего Кодекса, рассматриваются ими лишь в тех случаях, когда орган(должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях,передает его на рассмотрение этих комиссий. Комиссии по деламнесовершеннолетних рассматривают также дела в отношении родителейнесовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях,предусмотренных частью четвертой статьи 159, статьей 160, частями первой,третьей и четвертой статьи 162 настоящего Кодекса. (Статья 201 — в редакцииУказа от 14 ноября 1985г. — СЗ БССР, 1985г., №32, ст. 449; Законов от 21 июня1991г., 23 апреля 1992г., 16 июля 2001г. № 47-З — Ведомости Верховного СоветаБелорусской ССР, 1991г., № 23, ст. 309; Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь, 1992 г., N 15, ст. 253; Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2001г., № 67, 2/790).
Видыадминистративно-правовых отношений.
1) административно-правовыеотношения складываются в сфере управления;
2) во всех отношенияходной из сторон обязательно выступает орган исполнительной власти илиобщественная организация, наделенная государственно-властными полномочиями;
3) административно-правовыеотношения — это особая связь между их участниками, один с которых при данныхобстоятельствах имеет право требовать от другого такого поведения, котороепредусмотрено административно-правовой нормой;
4) орган управленияобязан реализовать свои материально-правовые и процессуальные права, т. е.право является одновременно и обязанностью субъекта административно-правовыхотношений;
5)административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе какого-либосубъекта административного права, но согласие другой стороны не являетсяобязательным условием для их возникновения;
6) нарушение одной изсторон своих обязанностей предопределяет ее ответственность не перед другойстороной, а перед государством в лице его компетентных органов;
7) административно-правовыеотношения, которые возникают между органами исполнительной власти и инымисубъектами административного права, не всегда являются отношениями, которыеосуществляются по методу власти и подчинения. 8) санкции, которые применяются ксторонам административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав иобязанностей, — это, как правило, меры административного принуждения,административной и дисциплинарной ответственности, может наступить такжематериальная или уголовная ответственность;
9) споры, которыевозникают между сторонами административно-правовых отношений, решаются как вадминистративном, так и в судебном порядке.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.                Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2.                Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля 2000г. — Мн.: Амалфея, 2000. — 304с.
3.                Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 1999.
4.                Бахрах Д.Н. Административная ответственность. — М., Юриспруденция, 1999.
5.                Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 2002.
6.                Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. — 127с.
7.                Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. — Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. — 172с.