Кривая Лаффера. Совокупный спрос

Задание № 1.

   %Налога
            60
            50
            40
            30
            20
            10

                        300      550      650      700      800      900      Сумманалогов
% Налогового изъятия
10
20
30
40
50
60
Общая сумма поступления налогов на прибыль в бюджет
300
550
650
900
800
700
Смыслкривой Лаффера заключается в том, что снижение ставокналогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. Присокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: развыпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. В принциперасширение налогооблагаемой базы способно компенсировать потери, вызванныеснижением налоговых ставок, но до определенного момента. В нашем задании мывидим, что оптимальной налоговой ставкой является 40 %, при ней сбор налоговдостигает своего апогея и составляет 900 ден. ед. Придальнейшем снижении ставок налога происходит снижение  доходности с данного налога до 300 ден. ед. при ставке 10%.
Задание №2.
Совокупный спрос — это реальный объем национальногопроиз­водства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предпри­ятия игосударство готовы купить при данном уровне цен.
Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый —психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены напокупки товаров, часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходовсклонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Этосвоего рода психологический закон. Второй тормоз — снижение эффективностикапитальных вложе­ний. С увеличением размеров накопленного капитала норма при­былиснижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если нормаприбыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высокихДоходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекатель­ным.Спрос на инвестиционные товары падает.
Рассмотримпредоставленные факторы, влияющие на совокупный спрос общества:
·       Рост заработнойплаты – приводит к повышению совокупного спроса, потому, что у людей появляютсясвободные денежные средства, которые они желают тратить.
·       Повышение налогов– приводит к снижению совокупного спроса, потому, что повышает цену на товары,работы, услуги, а при неизменном доходе, индивидуум теряет стимул тратитьбольше денег, а старается отложить  их«на черный день».
·       Рост склонностинаселения к сбережению – также приводит к снижению совокупного спроса, потому,что граждане государства откладывают деньги и не склонны их тратить.
·       Рост денегнаходящихся в обороте – при условии отсутствия роста цен это фактор будетвлиять на повышение совокупного спроса. Так как большее количество денег вобороте, т.е. на руках  у граждан, будетстимулировать их  на дополнительныетраты.
·       Рост склонностинаселения к потреблению – естественно приводит к увеличению совокупного спроса,так как гражданин имея некоторую сумму свободных денег не откладывает ее, апредпочитает тут же приобрести на нее некое благо.
Задание №3.
Для фирмы при планировании объема и структурыпроизводства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию.Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходовпотенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либовзаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). Наспрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, припрочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельностьконкурентов, выпускающих продукты-заме­нители и продающих их по более низкимценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время срос­том доходов населения фирма может рассчитывать на расширениепокупательского спроса и соответственно увеличение сбыта пред­лагаемойпродукции.
Однако как изменится величина спроса при повышении(понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышаяцену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когдаповышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счетсокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.
Поэтому для фирмы важно определить, какое вколичествен­ном отношении воздействие на величину спроса может оказатьизменение ценны продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители,производимые конкурентами.
Мера реакции одной величины на изменение другойназывает­ся эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процен­товизменится одна переменная экономическая величина при из­менении другой на одинпроцент. Примером может служить элас­тичность спроса па цене, или ценоваяэластичность спроса, кото­рая показывает,, на сколько изменится в процентномотношении величина спроса на товар при изменении его цены на один про­цент.
Существует два крайних случая. Первый случай —существо­вание только одной цены, при которой товар будет приобре­татьсяпокупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу отприобретения данного товара (если цена по­высится), либо к неограниченномуувеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным,показатель эластичности бесконечен.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичностьспроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов,призванных удовлетворять одну и ту; потребность, тем больше возможностей дляпокупателя от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены,тем выше эластичность спроса, на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В тоже время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, таккак с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейтина другой сорт ржаного хлеб и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другиеподобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать,эластичность По отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то онабудет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемымотдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов,выпускающих аналогичную или близкую пои назначению продукцию, то спрос напродукцию этой фирмы будет относительно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовуюэлас­тичность, является фактор времени. В краткосрочном пе­риоде спрос имееттенденцию быть менее эластичным, чем в дол­госрочном. Например, спрос на бензинсо стороны индивидуаль­ных владельцев автомобилей относительно неэластичен, ипо­вышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можнопредположить, что осенью значительная часть авто-владельцев поставят своимашины в гаражи, спрос на бензин сни­зится, сократится объем продаж его. Крометого, к следующему лету, часть из них начнут пользоваться пригороднымиэлектричка­ми. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэласти­чен вобоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времениобъяс­няется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможностьизменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Различия в эластичности спроса объясняются также значи­мостьютого или иного товара для потребителя. Спрос на пред­меты первой необходимостинеэластичен; спрос на товары не иг­рающие важной роли в жизни потребителя,обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от до­полнительнойпары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли со­кратим покупки хлеба, мяса имолока. Как правило, спрос на про­дукты питания неэластичен, и сейчас, приснижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большаячасть доходов средней российской семьи.
Решимнашу задачу:
Коэффициентэластичности равен:
Ер=∆Q/∆P, где:
∆Q– изменение величины спроса в %,
∆P– изменение цены в %.
Рассчитаемизменение величины спроса, (250шт*100%)/150шт = 66,67%
Рассчитаемизменение цены, (20ден*100%)/25ден=20%
Ер=66,67/20=3,3из теории экономики мы знаем, что если абсолютная величина показателя ценовойэластичности больше 1 то в данном случае спрос эластичен, а так как в нашейситуации спрос составил 3,3 то можно твердо сказать, что спрос на цветыэластичен.
Снижениецены на 20% оправдано, так как продавец все равно получает прибыль отреализации превышающую затраты на покупку цветов на 20%.