Психология публичного выступления

Содержание
Введение. 2
1. Понятие публичного выступления. 3
2. Подготовка к выступлению… 5
3. Начало выступления. 9
4. Как завоевать и удержать внимание аудитории. 12
5. Как завершить выступление. 18
6. Понятие групповой дискуссии. 20
Заключение. 22
Список литературы… 23 
Введение
Вкакой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себямонологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.
Публичнаяречь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она являетсясредством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должнаотвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной,логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Грамотность,логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательнымиусловиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникойнепосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне иуметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Этаспособность является составной частью общей культуры человека, егообразованности.
И намкажутся очень современными слова А.П. Чехова:
«Дляинтеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким женеприличным, как не уметь читать и писать».
Сегодня,к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практическидостичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловойриторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

1. Понятие публичного выступления
С древнейшихвремен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова:врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения исамообразования.
Найтиответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степениответ на этот вопрос дает риторика.
Понятие«риторика» (от греч. rhetorike techne —ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи,искусство речи и ораторское мастерство.
Любойчеловек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичноговыступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых,уметь применить знания на практике.
Деятельностьчеловека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтениемлекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правилораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора,преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшееоружие.
Ораторство —сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства,являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Публичнаяречь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, котороевоздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действуеттолько на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагиваячувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Длябольшинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочнобыло бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиториейможно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.
Наполеонакак-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность?Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, которыйоказался простым: «Практика, практика, практика!»[1].
Чтоявляется причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручаютподготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальныйинтеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, ажесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассужденияи отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен?
Почемувозникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этотвопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем — это нормальное и приятноевремяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую темуперед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннеебеспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.
Вповседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление состороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что влюбую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказатьсяот продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.
Такиеусловия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своихмыслей и информации.
Иначеобстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров истепени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, ораторзнает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что нанего одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией.Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.
Вчастном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдетсякто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниямваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели вашислова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание.Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто неотвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.
Сможетели вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего вам следует знатьте факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскимиприемами, а также знать правила и принципы построения речи.2. Подготовка к выступлению
Хорошаяподготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но негарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход кконкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес,напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речьпрозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и ктому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можноговорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Опытпоказывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 минут,которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации,составление плана и кратких тезисов.
Выбираятему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
Ø  вы осведомлены ввопросе лучше, чем слушатели;
Ø  то, о чем высобираетесь говорить, может вызвать интерес;
Ø  это актуально,для слушателей.
Названиевыступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. влаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламныйхарактер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, длякого оно предназначено.
Привлекаетвнимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.
Сравнимдва названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное:«Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности » и«Как жить, не старея ». Второй вариант не только привлекает внимание,но и создает положительную установку на восприятие темы.
Готовитьсяк выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше.Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочноосвоен.
Чтобывыступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:
Ø  Кому я будуговорить?
Ø  Для чего?
Ø  Что должныуяснить слушатели?
Еслиматериала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану.Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным ипоследовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспектвыступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкостиформулировок.
Итак,все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не знаете составааудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха.Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно выможете их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами.
Найтито, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающиеделовые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим.
Р.Хофф отмечал: «Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футлярасвоих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами». Онописывает такой случай: «Как-то я спросил своего бывшего начальника, длячего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: „А япросто хочу освежить им мозги“. Прекрасно. Замечательно. Восхитительно.Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что высообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной…»[2]
Знаниебудущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить еепотребности.
Чтобыпочувствовать радость от общения с аудиторией — «встречный ток», какговорил К.С. Станиславский, — удовлетворение от того, что сказанные словавозымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строитьвыступление. Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, чтоэто получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответныйотклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которыенужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимоечувство удовлетворения и окрыленности.
Чтобыслушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт.Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответныечувства.
Еслинакануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, котороерасстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачноевремя, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, можетвозникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужнозаранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоциональногоконтакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько словпроизошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А можетбыть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Во всякомслучае подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, чтонастроение слушателей позволит им воспринимать информацию.
Интеллектуальноевзаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.
Важнейшееусловие возникновения познавательного контакта — интерес к теме выступления.Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым — контакт с оратором. Говорят,что внимание — ворота познания. А открывает их ключик, который называется«интерес». Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать спродуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный иэмоциональный контакт с аудиторией.
Покаким признакам можно судить о том, что контакт установлен?
Конечно,по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросысвидетельствуют о различной реакции. Задача оратора — внимательно следить завсеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов,несогласия — только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступлениене воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, приих участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшуюудовлетворенность обеим сторонам. Главное требование — развивать в себеощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянноприспосабливаются к слушателям.
Ощущениетого, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий барьерстраха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь на своемощущении и, если есть возможность, скажите вслух:
«Язнаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать!»
Надопостараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первуюочередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.
 3. Начало выступления
И вотвы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните словаизвестного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волненияобратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.
Неначинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливыхдвижений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления ивызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая,«не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели станут васразглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором,который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушателиоценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаетели вы то, о чем говорите.
Влюбом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует сделатьначальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как быприглашением к разговору.
Перваяфраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если ораторрад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде,которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет,тогда ему лучше вообще не брать слово.
Гораций,знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: «Тот, кто хорошоначал, может считать свое дело выполненным наполовину»[3].
Первоевпечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что времяне будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов,которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересоватьслушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату,начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любойдругой части выступления.
Так,Аристотель в «Риторике», как бы предвидя современные споры, писал:«Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежитодинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех другихчастях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале,когда все слушают с наибольшим вниманием „[4].
Яркоеначало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучисамодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждаяпоследующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходитсянередко сталкиваться с обратным — эффектное поражающее воображение начало и“серое» продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образнетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
Посленачальной паузы и приветствия обычно в зале еще ощущается некоторое напряжение,подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек.«Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думаютприсутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном,стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случаеслушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие.Поэтому «первые слова лектора, — говорил А.Ф. Кони, — должны бытьчрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь,»зацепить внимание”.
Первыефразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией,называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков»выступлений, существует множество.
А.Ф.Кони советовал: «что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс,какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связаннаясо всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.».
Выборварианта зачина — увлекательная творческая задача. Он должен бытьзанимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создаватьэмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они невсегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества,которые М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие,быстрота мышления. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствахпо поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегдавызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.
Неопытныеораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещаютдолго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный видзачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к немубудут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять вовсеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, этоудастся доказать» (Дж. Эди).
Чувствуя,что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.
Образецплавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению втему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления — вступление к популярнойлекции профессора М.А. Мензбира «История Средиземного моря, рассказаннаяего берегами, волнами и их обитателями „[5]:
“Представьтесебя путником, который впервые приезжает к Средиземному морю, впервые видитсиневу его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленуюрастительность. И позвольте дать вам краткую характеристику современного намсредиземного побережья, начавши с его географического очерка».
Какписал Г.А. Апресян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно— своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, чтопоследует затем. Оно — программа, нередко предвещающая нечто интересное ивесьма важное. Оно -и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затемвыявится в ходе публичной речи. 4. Как завоевать и удержать внимание аудитории
С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике:«Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску наокружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению комногим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первогопроизнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь вниманиеслушателей невозможно.
Именнопоэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о«личности оратора», о том, что от него требуется, каким он долженбыть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность,выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа,об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит наслушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, какбы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментаторасобытий и т.д. Это вопрос стратегии.
Издесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае,когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольномвнимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:
1)человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
2) вполе зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит,соответствует практическим интересам и потребностям;
3)действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольноевнимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требуетнервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.
Сосредоточиваясьна каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуютпроизвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполненииобязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами,утомляет.
Есливнимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всякихусилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это — проявлениепослепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и можетдлиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5—6часов).
Оченьважно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именнообратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, спреувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих,то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и самаречь, стало проще, без прикрас, более деловым.
Контактсо слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, взависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдениемдистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей:дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушателинеизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение.Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
Довольночасто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточнобесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь«присутствующие». Обращение не обязательно в начале речи, его можноиспользовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит дляулучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногдаварьировать.
Обращениевсегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы егоправильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
Крометого, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допуститьни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородномусоставу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политическойориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздотруднее.
Ксожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составыслушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеютпопулярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться влюбой аудитории.
Так,Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, чтобольше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызываетприятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают „[6].
Нужновсегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражаетсяопределенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но ипочувствовать его.
Каковыэти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что онизнают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочусказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?
Поучителенанекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умнуюкнигу. И попала ему в руки книга И. Канта “Критика чистого разума ».Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: «ДружищеКант, мне бы твои заботы!» Оратор тоже может оказаться в положении Канта.
Все,что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю этонеинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к немусамому.
Обычновступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить иподдержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливозамечал О. Эрист, «избежать ситуации, когда четверть слушателей занята»перевариванием” содержания выступления, а три четверти борются сосном”?
Важнейшееусловие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т.е. новая.Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известныхфактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложениедолжно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровеньслушателей, их жизненный опыт.
Никогдане следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотятуслышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: «То, что оскорбляет уши, неможет проникнуть в душу человека».
Поддерживаетвнимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описываетсобытия, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступаетзаинтересованная тишина.
Неостаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удаетсясвязать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорнаяречь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения,которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению иразговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица,звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи,делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.
Многиеначинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своимируками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?»Но лучше вопрос сформулировать по-другому: «Как руки могут мнепомочь?».
Нельзяруки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах,вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создатьобразы своих друзей.
Помнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации.С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте вовремя выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и Вы сразуже ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.
Лучшевсего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные,а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюсяфигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствоватьходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие,отвергающие, повелительные, вопросительные.
Приэтом необходимо считаться со следующими правилами[7].
1.Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса частоимеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
2.Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояниебудет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
3.Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами,которые вы считаете приемлемыми.
Жесты— первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.
Наконец,очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, этикачества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют емузаразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит:«Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, чтосходит с языка».
Необходимумеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслейоратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно вовремя пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужнопомнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимосделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.
О.Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядноеизображение относящихся к теме событий. Опытные ораторы, прекрасно владеющиетемой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласиеаудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с нейприходят к конструктивным выводам.
Чемсложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям дляконцентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можноснять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создаетсяестественная пауза для отдыха интеллекта.
Однакочувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать.Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешитсам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки —парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, историческиеанекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.
Например,характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизниМарка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званыйужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: «Япросто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее». Его выслушалис любезными улыбками и стали утешать: «Ну, ничего, не стоит такоправдываться».
Однако,прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писаревсказал: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоитблагополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственноераспутство»[8].
Постоянныйзрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять ихвниманием. «Глаза не только „слушают“ • они и»отвечают”, — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание илиравнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснивсказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.
Есликонтакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального зараженияон охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. «Ваши глазадолжны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичьслушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердоерукопожатие друзей», — советует Ф. Снелл.
 5. Как завершить выступление
Опытныелекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позжеотведенного времени. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италиипоглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). Если выступлениеподходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать озавершении выступления. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь,иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», — писалюморист.
Бывает,однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводитслушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в такихслучаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все».Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, иесли заключения нет — суть выступления ускользает от слушателей.
Подготовитьзаключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, какпредполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), тозаключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончитьяркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться отнее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.
Заключениедолжно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичнымпо духу.
Хорошовоспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызываютположительные эмоции, поднимают настроение.
Воткак закончил лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «Если быкто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмыБордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекогосевера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, начто я смею рассчитывать, оставляя аудиторию»[9].
Оченьчасто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить илииспортить впечатление от выступления.
Ответна вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.
Чтобыправильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Есливопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторитевслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы былослышно всем.
Наразъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики:«Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»
Надополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источникинформации.
Никогдане уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны сжеланием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, тольконужно сохранять выдержку и чувство юмора./>6. Понятие групповойдискуссии
Виды спора весьмамногообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным(враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным,основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленныевиды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяетсясодержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выборвида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретнымиобстоятельствами[10].
Термин «дискуссия»происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Дискуссия — это вид спора, в рамкахкоторого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с цельюдостичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Какправило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимымизнаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решениеили рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляетсобой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного итого же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. Вбольшинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что даетвозможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.
От других видов споров,прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью ииспользуемыми средствами. Цель любой дискуссии — достижение максимальновозможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемойпроблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса,так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины илиоптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина илиоптимальное решение являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанныхэлементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанныхучастниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаватьсявсеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не долженсводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета.Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущихдискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражатьсяв более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участникамидискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовываетсяболее четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется доизвестного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группылюдей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретаяопределенную обоснованность. 
Заключение
В заключениеподчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна,многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы ирекомендации на все случаи жизни.
Очень важно,чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторскойречи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальныевозможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Можносформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона вораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своегонового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если онестествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательнобудет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременнообнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, взвучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение —важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда—публичноеисполнение — был пройден успешно.
Надо уметьзавладеть своими чувствами и быстро подавить в себе сомнения, а тем болеечувство страха. Начав речь спокойно, нужно уметь не только ясно излагать своимысли, но и видеть, чувствовать аудиторию, если она даже многолюдна. Необходимоуметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям какможно больше. Опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогдане стремится, если можно сказать, «выговориться» по данной теме до конца. Онвсегда оставляет кое-что «про запас», и хорошо, когда слушатели чувствуют илидогадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь,каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

Список литературы
 
1.    Бороздина Г.В. Психологияделового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. — 295с.
2.    Введенская А.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.
3.    Карнеги, Д. Каквырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично/Д.Карнеги. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.
4.    Павлова Л.Г. Спор,дискуссия, полемика. – М., 1991.
5.    Русский язык и культураречи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.
6.    Шейнов, В.П.Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.