Работа воспитателей по основам безопасности жизнедеятельности с детьми в ГУ Социальный приют "Ховрино"

Оглавление
Введение
Глава 1Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условияхсоциального приюта
1.1 Социально-культурные ипедагогические возможности социальных приютов
1.2 Культура безопасности какоснова профессионализма педагога
Глава 2Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»
2.1 Характеристика социального приюта «Ховрино»
2.2 Профессионализм воспитателяв работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
 
Актуальность. Безопасность жизни и деятельности – насущнаяпотребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей иотцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности являетсяобщегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующейкомплексного стратегического решения.
В содержании общеобразовательных программ многих стран мира естьразделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для подготовкимолодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенногои социального характера. Как известно, процесс подготовки к обеспечениюбезопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человекапростой совокупности знаний и умений – необходимо создавать новую парадигмуобразования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающейсредой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразнойобстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях,оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализацииопасных ситуаций.
Решить эту глобальную проблему можно только путем формированиякультуры безопасности жизнедеятельности т.е. развития сущностных характеристикличности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формированиеумений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях,чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека. Особую значимостьданная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки,имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическоездоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силусложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисногосостояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорностии социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности нетолько настоящего времени, но и будущего.
В условиях социально-экономической и политической нестабильностиответственность за организацию жизнедеятельности детей-сирот ложится на образовательнуюсистему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделатьпедагогический процесс в школах-интернатах, социальных приютах безопасным.Контингент данных учреждений является наиболее уязвимым, представлен вбольшинстве своем лицами с девиантным поведением. Поэтому реализация стратегии организациибезопасного геопространства для таких детей невозможна без выработки единогоподхода всех учреждений системы образования и других социальных институтов,обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построениюданного процесса.
В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогическихусловий успешного формирования культуры безопасной жизнедеятельностидетей-сирот в условиях школы-интерната.
Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание изучениюи разработке путей рационального и безопасного использования учебного ивнеучебного времени школьников (А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Таранова,Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.).
Проблемы физического воспитания подрастающего поколения и его рольв организации здорового образа жизни, как одной из составляющих безопасностижизнедеятельности, отражены в работах О.А. Ахвердовой, И.А. Ахвердовой, И.В.Боева, М.Я Виленского, Д. Вильямса, Л.И. Губаревой, Н.И. Кузнецовой, В.Н.Муравьевой, И.А. Малашихиной, В.И. Панковой, Г.М. Соловьева, В. В.Филанковского и др.
Проблема воспитания детей-сирот в условиях депривации сложна имногогранна. Многие дети, попадающие в интернатные учреждения, пережилимногочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующемличность ребенка. Кроме того, условия подобных учреждений в ряде случаеврассматриваются как условия депривации, что усложняет процесс приспособления ихобитателей к новой жизненной ситуации.
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – социальная работа с детьми группы риска.
Предмет исследования – формирование основ безопасностижизнедеятельности детей в социальном приюте.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования быливыделены следующие задачи:
·          Изучитьсоциально-культурные и педагогические возможности социальных приютов;
·          Рассмотретькультуру безопасности как основа профессионализма педагога;
·          Выявитьособенности социального приюта «Ховрино»;
·          Обобщитьзнания о профессионализме воспитателя в работе по основам БДЖ в социальномприюте «Ховрино».
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Альжев Д.В., Никулина О.М., Смотрова Л.Н. и других.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованной литературы.
Глава 1 Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельностидетей в условиях социального приюта 1.1Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов
 
Социальный приют представляет собой стационарное учреждениесоциального обслуживания, где детям и подросткам оказывается помощь поразрешению их жизненных проблем. Специфика работы приюта состоит в том, что этоучреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Вприюты поступают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, там имоказывается помощь по преодолению социально-опасного положения, в каком ониоказались. Основная цель деятельности социального приюта – социальная защита иподдержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненномсамоопределении. Социальными приютами проводится значительная работа пожизнеустройству подростков: оформление опеки (попечительства), осуществляетсяпроцесс усыновления, передачи в государственные интернатные учреждения и т.д.Успешность осуществления социально-педагогического сопровождения закладываетосновы ресоциализации, обусловливает социально-культурные и педагогическиевозможности приютов. Эффективность ресоциализации диктует необходимостьсоциально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом егосвоеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшегожизнеустройства[1].
Социально-педагогическое сопровождение представляет собойорганизованный социально-психолого-педагогический процесс, обеспечивающийсоздание условий для принятия подростком оптимальных решений по восстановлениюсоциального статуса, несформированных социальных навыков, переориентация егосоциальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новыепозитивно ориентированные отношения в различных ситуациях жизненного выбора.Комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий эффективностьсоциально-педагогического сопровождения по ресоциализации подростков в условияхсоциального приюта: формирование у подростков социально-значимых ценностных ориентаций,адекватного образа «Я» (создание благоприятного психологического климата;включение подростков в различные виды социально-значимой деятельности;стимулирование выхода в рефлексивную позицию); повышение теоретического иметодического уровней готовности сотрудников приюта к приобщению подростков кнесформированным социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности;информационно-диагностическое обеспечение данного процесса; повышение культурыродителей и профессиональной компетентности педагогов-воспитателей; оказаниекомплексного социально — педагогического сопровождения в преодолении подросткомразличных социальных ситуаций, социального взаимодействия и внутриличностногохарактера (установление контакта взаимодействия с подростком; последовательнаяреализация этапов педагогического сопровождения; соответствие методов и приемоврешаемой ситуации, этапам социально-педагогического сопровождения ииндивидуальным особенностям подростка); осуществлении индивидуального идифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапнойресоциализации; создание высокого нравственного, социально-психологическогоклимата в воспитательном (образовательном) учреждении, способствующегозакреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения,поведению и жизнедеятельности. Критериями оценки ресоциализации подростков впроцессе их социально-педагогического сопровождения в условиях социальногоприюта, показателями, позволяющими отслеживать динамику уровней ирезультативность процесса ресоциализации, являются:
а)когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих, социальныхценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные);
б)эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческими социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности(показатели: положительное, нейтральное, негативное отношение);
в)поведенческий, отражающий опыт социально-ориентированногоповедения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позициисоциальных ценностей (показатели: устойчивое, неустойчивое, отрицательноеповедение)[2].
Модель процесса социально-педагогического сопровожденияресоциализации подростков в условиях социального приюта включает:
цель – социально-педагогическое сопровождение ресоциализацииподростков в условиях социального приюта направлено на социальное обучение;создание условий для социального самоопределения, преодоление трудностей социализации(создать условия подросткам для предупреждения и преодоления «Я-препятствий» и«Они — препятствий» в процессе социализации);
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач,формирующих у подростков качества:
1) субъекта общения;
2) субъекта самопознания;
3) субъекта деятельности.
Выбор именно этих задач связан с тем, что в процессе организациисоциально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условияхсоциального приюта наибольший эффект представляет комплексное воздействие (стрех сторон) на личность воспитанника:
1) субъекта общения (часто подростки — девианты — делинквентыотличаются неразвитостью социально-коммуникативных качеств, слабой социальнойрефлексией, недостатком знаний социально-этического характера; низкийсоциальный статус);
2) свойства субъекта самосознания (подростки — девианты, — делинквенты имеют нарушение образа «Я», неадекватную самооценку, неадекватныйуровень притязаний, неудовлетворенную потребность в признании и принятии);
3) субъекта деятельности (у таких подростков наблюдаетсядисгармоничная мотивация; низкая познавательная активность; тревожность;неуспешность в деятельности).
Компонентный состав модели, обеспечивающий достижение поставленнойцели, задается структурно-функциональным инвариантом педагогической системы иморфологически представлен нами следующими компонентами: субъектный,содержательный, организационный, результативный.
Субъектный компонент. При разработке данного компонента мыопирались на комплексный подход, учитывая, что успешность процессасоциально-педагогического сопровождения ресоциализации личности подростка(девианта, делинквента) в условиях социального приюта во многом зависит откомплексного взаимодействия разных специалистов, работающих в образовательномучреждении: социальных педагогов, педагогов-воспитателей, психологов и т.п.Минимальный уровень требований к ним – готовность к реализации предложенноймодели социально — педагогического сопровождения ресоциализации подростка вусловиях социального приюта: знание педагогами своих воспитанников, ихвозрастных, индивидуальных особенностей, уровня взаимоотношений со сверстникамии семьей (опекунами). С другой стороны, каждый подросток, нуждающийся впредупреждении, устранении или ослаблении причин, выступающих для него факторомриска, должен быть способен относительно самостоятельно найти способы поведенияв трудной жизненной ситуации[3]. 1.2Культура безопасности как основа профессионализма педагога
Обеспечение безопасности страны и, в частности, — необходимыхусловий для нормальной цивилизованной жизни граждан, по оценкам ряда ученых,малоэффективно, «устойчивой тенденции к уменьшению людских потерь иматериального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различныхопасных ситуаций в социальной сфере, на производстве и т.п. не наблюдается».Резко возрастает количество так называемых «принудительных потерь» населения повнешним причинам, в 90% которых решающую роль играет человеческий фактор,низкий уровень знаний и нарушения правил безопасного и здоровьесберегающегоповедения[4].
Анализ оценок специалистов позволяет сделать выводы:
·  безопасностьчеловека в XXI веке не может быть обеспечена только мерами защиты в опасных ичрезвычайных ситуациях;
·  принцип:«Спасать и защищать», — должен уступить место новому: «Предвидеть,предупреждать, предотвращать»;
·  насмену обучению ОБЖ должно прийти воспитание культуры БЖД. Жизнь требуетрешительно переместить акценты учебно-воспитательного
·  процессана формирование личности безопасного типа. Воспитание духовно-нравственных,социально значимых ценностей выходит на первый план. Сущность такогокультурологического подхода заключается не только в передаче знаний, умений инавыков, но и в формировании культуры БЖД (КБЖ) граждан как важного,неотъемлемого компонента личностных качеств, позволяющих регулировать,направлять и контролировать образ жизни и деятельность. Именно КБЖ служитосновой для обеспечения оптимального уровня безопасности общества[5].
Таким образом, КБЖ как состояние и уровень развития представляетсярезультатом двух естественных и обязательных для человека и общества способовосознанной деятельности:
• обучения, дающего человеку знания и умения;
• воспитания, содействующего развитию способности и готовностиприменять их. Важны последовательность и непрерывность формирования КБЖ.Начинать ее необходимо с первых дней осознанной жизни человека. Реализацияпринципов воспитания КБЖ может быть достигнута на основе тщательноорганизованной непрерывной системы образования и воспитания, охватывающей всеступени — от дошкольных воспитательных учреждений до институтов повышенияквалификации и переподготовки кадров и, в первую очередь — педагогическихвузов, из стен которых должны выходить компетентные преподаватели-организаторыБЖД.
Чтобы воспитывать, необходимо быть воспитанным, обладатькомплексом духовно-нравственных ценностей, адекватных социальным требованиям инормам. Чтобы дать знания, надо обладать профессиональной компетентностью — знаниями и умениями в преподаваемой дисциплине. Только в этом случае личностьбудет обладать компетенцией — правами на обучение других. В данном случаекомпетенция — производная духовно-нравственной зрелости личности,профессиональной компетентности, педагогического и методического мастерства.Если эти качества приобретаются в педагогическом вузе, то основойкомпетентности в вопросах БЖД служат знания и навыки, полученные в школе[6].
Как и воспитание в целом, воспитание культуры личной безопасностив качестве самостоятельных компонентов включает субъектов педагогическогопроцесса (педагога и воспитанников), цели, содержание, формы и методывоспитания. Данные компоненты воспитания являются относительно самостоятельнойподсистемой педагогического процесса, применительно к условиям воспитаниякультуры личной безопасности они будут рассмотрены ниже. Есть основанияутверждать, что системообразующим компонентом данной подсистемы являются целивоспитания, которые придают целостность воспитанию, определяют спецификувоспитания культуры личной безопасности, оказывают решающее влияние надеятельность педагога и воспитанников, на отбор содержания воспитания, на выборформ и методов воспитательной работы.
В качестве подсистемы воспитания культуры личной безопасностивыделим следующую группу компонентов воспитания: педагогическая диагностика,планирование воспитания, стимулирование деятельности воспитанников, организациявоспитательного процесса, контроль эффективности воспитания, коррекция процессавоспитания. Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, еслиреализуются как этапы воспитания культуры личной безопасности[7].В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, еслиреализуются на других этапах воспитания. Например, диагностика уровняготовности воспитанника к опасным ситуациям в ходе контроля усвоения учебногоматериала на уроках ОБЖ (этап воспитания) одновременно стимулирует воспитанниковк самосовершенствованию, позволяет не только выявить пробелы в подготовкевоспитанников к профилактике и преодолению опасности, но и частично илиполностью ликвидировать эти пробелы, т.е. при этом реализуются стимулирующая икорректирующая функции воспитания.
В структуре воспитания культуры личной безопасности присутствуютследующие компоненты: воспитание, взаимовоспитание, самовоспитание,перевоспитание. Если отец учит маленькую дочь безопасному поведению в квартире,то это воспитание. Если подростки обмениваются опытом участия в драках,показывают друг другу свои «коронные» удары, то это взаимовоспитание. Еслипаренек читает психологическую литературу о безопасности, занимается физическимсамосовершенствованием, то это самовоспитание. Если учитель пытается отучитьдетей переходить улицу на красный сигнал светофора, то это перевоспитание.Содержание и соотношение названных компонентов воспитания нуждаются вспециальном исследовании. В условиях целесообразно организованного педагогическогопроцесса ведущая роль, как нам представляется, должна принадлежать воспитаниюкультуры личной безопасности. Педагог должен организовывать взаимовоспитание исамовоспитание своих питомцев, при необходимости осуществляя коррекциюнаправленности развития воспитанников[8].
Воспитание культуры личной безопасности осуществляется в семье(или в первичном коллективе, заменяющем ребенку семью), в детских дошкольныхучреждениях, в начальной и средней школе, в учреждениях дополнительногообразования, в средних учебных заведениях, в высших учебных заведениях, вспортивных, творческих, воинских, производственных коллективах, в объединенияхпо месту жительства, в неформальных детских коллективах и группах и т.д.Содержание, специфику воспитания готовности к предупреждению и преодолениюопасных ситуаций в названных коллективах, объединениях, учреждениях, условияхпредстоит изучить. Взаимосвязь названных компонентов просматривается ужесейчас. Основу культуры личной безопасности закладывают родители в семье.Именно в семейном воспитании формируется мировоззренческая, нравственная ипсихологическая готовность к преодолению опасности. Важна роль школьноговоспитания. Во многом это связано с преподаванием курса «Основы безопасностижизнедеятельности». Потенциал воспитания безопасной личности в школереализуется лишь частично. Несовершенство программ, учебников, методическихпособий по ОБЖ, низкий уровень подготовки учителей к преподаванию ОБЖ неспособствуют эффективному воспитанию, во многих случаях просто дискредитируютучебный предмет ОБЖ, иногда даже придают отрицательный импульс всему процессувоспитания культуры личной безопасности. Например, рвение и старание отдельныхпреподавателей курса ОБЖ не только не развивают интереса школьников к знаниям обезопасности человека, но формируют негативную установку, нежелание изучатькурс ОБЖ, овладевать опытом безопасного поведения. В связи с приведеннымидоводами признаем необходимость первоочередного исследования исовершенствования воспитания культуры личной безопасности в семье и в условияхобщеобразовательной школы, прежде всего в ходе обучения курсу ОБЖ[9].
Подводя итоги рассмотрения проблемы воспитания культуры личнойбезопасности, сформулируем основные выводы:
Воспитание культуры личной безопасности является составной частьюпроцесса воспитания культуры безопасности в целом, направлено на формирование увоспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Воспитание культуры личной безопасности является компонентом,целью, функцией, закономерностью и принципом педагогического процесса.
В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуютсяцели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфическиепедагогические закономерности.
Эффективности воспитания культуры личной безопасности способствуетреализация принципов воспитания, вытекающих из закономерностей педагогическогопроцесса[10].
Одной из целей образования детей в условиях социального приютаявляется формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которойлежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасностии безопасности окружающих. Данное ценностное отношение включает в себя комплекссвязанных с безопасностью разнообразных социокультурных качеств; признаниеличностной и социальной значимости безопасности, связанные с этим знания,убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, нормы правила поведенияи образ жизни школьника, воспитывающегося в условиях социального приюта[11].
Сохранность жизни и здоровья детей в условиях школы-интернатазависит от профессионально ориентированной деятельности персонала учреждения.
Глава 2 Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУСоциальный приют «Ховрино» 2.1Характеристика социального приюта «Ховрино»
 
Социальный приют «Ховрино» для детей и подростков САО г. Москвырасположен по адресу: г. Москва, ул. Зеленоградская, 35Б.
Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» – стационарноеучреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживаниядетей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определениясовместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных формжизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитациюнесовершеннолетних.
Чаще всего в приют попадают дети из так называемых“неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей иливременно не имеющие возможности проживать дома. В приют могут поступитьзаблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению иприехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей,также могут стать воспитанниками приюта.
В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД, понаправлению Управления социальной защиты населения ЮВАО г.Москвы, а также позаявлению родителей (законных представителей) или обратившись лично.Департаментом социальной защиты населения г. Москвы организована работа“Горячей линии”. Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеютинформацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь вустройстве детей. Дети и их родители (законные представители) могут личнообратиться в приют по телефону доверия, а также в отделение социальнойдиагностики, где существует возможность оказания помощи в нестационарной форме,без проживания в приюте.
Работа учреждения социальный приют «Ховрино» направлена напредоставление ребёнку права на достойную жизнь, на защиту его прав иинтересов, незамедлительное оказание социальной помощи. «Я НЕ ОДИНОК» — так суверенностью может сказать каждый ребенок, оказавшийся здесь. Для каждоговоспитанника приют становится новым, пусть и временным домом, где примут, поймути помогут. Одним из принципов работы приюта является учет того, что мир людей,в котором жил ребенок, не остается за порогом приюта. Двери приюта «Ховрино» открытыдля тех, кто дорог и близок воспитанникам, кто может оказать поддержку втрудную минуту. Учреждение тесно сотрудничает с государственными службами, сучреждениями образования и здравоохранения, общественными организациями, совсеми, кто неравнодушен к проблемам детства.
Из приюта дети могут вернуться в родную семью, в семьи опекуновили родственников, в негосударственные детские дома семейного типа или детскиеучреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты г. Москвы.
Принимая участие в судьбе ребенка, сотрудники приюта должны выяснитьпричины, создавшие данную кризисную ситуацию. По мере выяснения причин,ставятся задачи как реабилитации или коррекции( медико-психологической,учебно-воспитательной) состояния ребенка в стенах приюта, так и путидальнейшего оптимального жизнеустройства по выходу из приюта(социально-правоваяпомощь). Первостепенная задача — вернуть ребенка в родную семью.
Естественно, данная задача становится главной, если в семье нет какой-либопатологии во взаимоотношениях между ее членами. К таким взаимоотношениямотносятся жестокость, насилие, отсутствие родительских чувств и т.п. Дети,подвергавшиеся жестокому обращению и насилию, определяются по состоянию страхаперед родителями( одним или всеми членами семьи), нежеланием их видеть, на их телечасто видны следы побоев, сон их беспокоен и т.д.
В случае, если возвращение ребенка в семью не отвечает его интересам,производится поиск, совместно с органами опеки и попечительства, семей, кударебенок может быть оформлен под опеку или попечительство (предпочтение отдаетсяродственникам или знакомым). Возможны такие варианты, как определение детей в детскиеучреждения нового типа ( такие, как — Детская деревня SOS, Пансион семейноговоспитания, Фостеровские семьи). Если ребенок, все же, неизбежно должен попастьв государственное интернатное учреждение (воссоединение с братьями и сестрами,возможность получения жилплощади, сильная любовь к родителям и, как следствие,непринятие приемных родителей и т.п.), социальная служба приюта производитпоиск детского учреждения с наиболее щадящим режимом и домашней обстановкой (музыкальный, цирковой и т.п.) и определяет туда ребенка и в дальнейшем курируетего нахождение там.
Для решения вышеизложенных задач, при поступлении ребенка в приют,его проблемы, для их оптимального решения, делятся на четыре группы и решаютсясоответствующими службами специалистов:
1) медицинской;
2) психологической;
3) учебно — воспитательной;
4) социально — правовой.
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА.
Ребенок поступает в приют чаще из экстремальной ситуации (с улицы,вокзалов, из приемников- распределителей и т.д.). У многих нет родственников, асамое главное — часто нет никаких сведений о состоянии здоровья, прививках,перенесенных заболеваниях, контактах. Учитывая отсутствие элементарныхгигиенических мероприятий, ребенок наиболее часто поступает со множеством кожныхзаболеваний таких, как педикулез, чесотка, лишай, дерматиты.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Значение психологической работы в приюте трудно переоценить.Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это ипоследствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьнаядезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступилиз относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери),сам факт поступления в приют уже является травмой.
Заметим, что любое учреждение наносит ребенку стресс: детский сад,школа, переходы из школы в школу. Этот стресс многократно возрастает, если речьидет об учреждениях закрытого типа (детских домах, интернатах, приютах). И дажецеленаправленные усилия администрации и сотрудников приюта «Ховрино»,значительно смягчая психологическую травму поступления и пребывания в приюте,не могут устранить ее совсем. В чем же она заключается?
Попадая в приют, ребенок сталкивается с жесткими ограничениямидействий и проявлений (нельзя курить, драться, ругаться матом), передвижения(нельзя выходить за территорию приюта, а по началу даже из санпропускника). Принятиерешений относительно судьбы ребенка не зависимо от его желания, медицинские процедурыпугают и унижают — все это и многое другое, что, порой, не воспринимаетсявзрослыми в качестве психотравмирующего фактора, неизбежно наноситпсихологическую травму ребенку.
А дальше нужно налаживать отношения с другими детьми, входить в ихсистему, приспосабливаться или пытаться завоевать себе место в коллективе. Иребенок становится то жертвой, то агрессором. А поделиться на первых порах и нес кем, ведь неизвестно как к этому отнесутся другие, да и жаловаться, «стучать»не приучены.
Приходится решать свои проблемы своими силами.
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает проявлять себя, чтовызывает недовольство взрослых: «Все они в начале тихенькие, а потом начинаютсебя показывать! Их забрали из свинарника, одели, накормили, а они еще чем-тонедовольны!» Результат — вторичная травматизация.
Решение внешних проблем — с новыми товарищами, с персоналом, сжизнеобеспечением, — позволяет ребенку обратиться к своему прошлому, осмыслитьсобытия, произошедшие с ним. У ребенка возникают вопросы: «Почему это произошлосо мной? Меня не любят родители? А может, я сам виноват во всем случившемся? Иливиноваты все эти люди, которые говорят о моем благе, а сами рушат мою семью, моюжизнь?».
Но вот решены и эти вопросы, и вроде можно расслабиться, но приходитвремя покидать и это пристанище; приют — это только временное прибежище. Иснова в неизвестность, теряя все приобретенное — друзей, ставших близкимивзрослых, социальный статус и многое другое. И снова почти ничто не зависит отребенка. Конечно, ему объясняют, что это делается в его интересах, что это лучшийиз возможных вариантов, но никто не спрашивает его мнения о том, что он считаетдля себя лучшим…
Это лишь те немногие травмирующие ситуации, которые практическинеизбежны в том или ином виде для каждого воспитанника приюта. А сколькосуществует специфичных, особых для каждого ребенка проблем! И в каждой такойситуации рядом с ним должен оказаться человек, который сможет поддержать ипомочь, объяснить, что происходит и чего ждать от будущего, понять интересыребенка, активизировать его собственные ресурсы, сможет говорить с ним на егоязыке — действия, игры, рисунка. Именно таким человеком и должен статьпсихолог.
Вместе с тем, необходимо передать это понимание всем, кто имеетотношение к данному ребенку, помочь остальным взрослым пройти дорожку к сердцуребенка, проторенную психологом. Это и есть работа с персоналом. Датьвоспитателям ключи к пониманию, найти индивидуальные подходы, совместно смедсестрой подготовить ребенка к походу в поликлинику, с учителем – эффективныесредства преподнесения знаний и т.д. И в то же время сам психолог получаетновый материал для работы с ребенком.
Жизнь ребенка в приюте — это лишь малая часть его жизни в целом.Сделать ее интересной и полезной, подготовить ребенка к уходу из приюта — лишьчасть работы психолога. Нужно еще подготовить тех, к кому идет ребенок. И этозамечательно, если ребенок возвращается в родную семью, если родители изменилисвой образ жизни: бросили пить, устроились на работу и т.д. Но где уверенностьв том, что ситуация не повториться, что вновь не включится психологическиймеханизм, разрушающий семью и ребенок не попадет в приют в еще более тяжелойситуации? Опекунская или приемная семья — тоже хороший вариант. Но было быбольшой неосмотрительностью забыть о том, что чуть ли не 2/3 семей не справляютсяс воспитания приемного ребенка. И ребенок вновь попадает в приют, с новой психологическойтравмой, с новым отказом, с неверием в себя и других. Участие психолога вработе с родными родителями, с опекунами, помогает значительно уменьшить рискдля ребенка и для родителей. Конечно, в данной области как нигде важносотрудничество психолога с социальным работником.
Таким образом, работа психологической службы идет по трем направлениям:
• Работа с детьми;
• Взаимодействие с персоналом;
• Работа с родителями и потенциальными опекунами.
Все эти направления тесно связаны между собой главной цельюдеятельности всего приюта: благополучием ребенка, и не только в стенах приюта,но и во всей последующей жизни.
УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА.
С первых дней нахождения ребенка в приюте, уже в санпропускнике, сним начинают работать воспитатели. В беседах и играх дети успокаиваются,потихонечку выявляются уровни воспитания, развития и образования. Воспитательсобирает первичную информацию о состоянии ребенка, начинает корректировать егоготовит к жизни в приюте. В беседах и играх дети постепенно успокаиваются,раскрепощаются, таким образом проходит первый этап адаптации ребенка.
После прохождения медицинского обследования воспитанник переводитсяна основную (чистую) сторону, где его определяют в группу, соответствующую еговозрасту. Все воспитанники разделены на три возрастные группы:
1) младшая группа — воспитанники от 4-х до 7-и лет;
2) средняя группа — от 8-и до 11 лет ;
3) старшая группа от 12-и до 15 лет.
В каждой группе примерно по 10 человек(часто это количество колеблется).С каждой группой работает своя команда воспитателей.
СОЦИАЛЬНО — ПРАВОВАЯ СЛУЖБА.
Социальная служба приюта обеспечивает социальную реабилитациюнесовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся вэкстренной социальной помощи.
С первых минут нахождения ребенка в приюте начинается работа поопределению его социального статуса. В настоящее время существует шестьстатусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
1) «отказной», 2) «подкидыш», 3)»отобранный», 4) «сирота», 5)»подопечный»,6) «бомж».
Определив статус воспитанника социальная служба проводит диагностическоеисследование сложившейся ситуации, в которой оказался ребенок, изучаяобстоятельства его семейной жизни, родственные и социальные связи, егопривязанности, круг общения. Социальные работники собирают максимум сведений ожизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картинупричин неблагополучия. С помощью специалистов психологов, воспитателейизучается уровень социального развития самого ребенка.
Опыт работы показывает, что работа в приютах постепенно заходит втупик: прокуратура требует содержать ребенка в приюте не более 1-6 месяцев, ноне всегда за это время можно восстановить до нормы состояние ребенка, собратьдокументы, при необходимости — лишить родителей родительских прав и т.д.
Основные задачи приюта: создать благоприятные условия жизниребенку, максимально реабилитировать и обеспечить его возврат в родную семьюили, если это невозможно, совместно с органами опеки и попечительстваопределить ребенка в приемную семью.
Эти задачи не всегда решаются полноценно в сроки, установленныепрокуратурой. Приюты вынуждают передавать детей в государственные детские домаи интернаты, оставляя невыполненными индивидуальные реабилитационные программы.
Такая работа приносит вред не только детям, но и наносит большойурон психическому состоянию штатного персонала приюта, ощущающего бессмысленностьсвоей работы (т.к. вся реабилитационная работа, проведенная с ребенком вприюте, остается невостребованной в детском доме, ребенок быстро деградирует), увеличиваетсятекучесть кадров.
Одни приюты постепенно перерождаются в окружные пункты передержкидетей (детей принимают только с пропиской в своем округе и через 2-3 месяцапереправляют в детские дома), другие- получают статус детского дома и перестаютпринимать беспризорных детей.
Предлагаем, как один из возможных вариантов, путь работы с детьмииз кризисных ситуаций, в котором маршрут продвижения детей идет не внаправлении «кризисная ситуация — приют — интернат» (на что в первую очередь инаправлены усилия муниципальных приютов и органов опеки и попечительствауправ), а в направлении — «кризисная ситуация — Реабилитационный комплекс – семья(родная или приемная)» (тем более, что Семейный Кодекс РФ в ст.123устанавливает приоритет семейных форм воспитания над интернатными). 
2.2Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте«Ховрино»
Культуру безопасности жизнедеятельности (КБЖ) можно определитькак уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачиобеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальныхценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневнойжизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностейво всех сферах жизнедеятельности.
В результате происшествий часто страдают дети. Чтобы предотвратитьтрагедию очень важно научить ребят, как вести себя в чрезвычайной ситуации икак избежать несчастных случаев. Поэтому сотрудники МЧС регулярно приезжают вобразовательные учреждения севера столицы и объясняют школьникам основы правилбезопасности. Один из таких уроков основ безопасности и жизнедеятельностипрошел 7 июня в социальном приюте для детей и подростков Ховрино. Именноправила пожарной безопасности важно усвоить с детства. Ведь человек в своейжизни не может обходиться без огня и воды, но эти две стихии связаны с постояннойопасностью. Поэтому сотрудники МЧС регулярно рассказывают ребятам о правилахбезопасности как для предотвращения пожаров, так и вблизи водоемов. Всоциальном приюте для детей и подростков Ховрино такие уроки проводятсярегулярно. «Дело в том, что это не просто сухие беседы, это действительноочень живые, с показом видеофильмов, с рассматриванием вместе с ребятамикаких-то конкретных ситуаций где как действовать, как поступить, как себяобезопасить», — говорит Ольга Токарева, директор социального приюта длядетей и подростков «Ховрино».
Как отмечают сами сотрудники приюта, после занятий ребята ещедолго обсуждают между собой темы бесед. Они уже давно хорошо знают правилапротивопожарной безопасности. Но кроме противопожарной безопасности так жеважно знать и правила поведения около воды. Хотя и тут воспитанники приютасотрудников МЧС порадовали. Подобные уроки необходимы, чтобы предотвратить несчастныеслучаи на воде или во время пожара. И сотрудники МЧС и воспитатели приютаотмечают — ребята легко запоминают правила поведения, и в будущем можно надеяться,что в подобных происшествиях меньше будут страдать дети.
Воспитание культуры личной безопасности является сложнымпедагогическим явлением, которому присущи следующие признаки:
Это педагогическая практика, обеспечивающая подготовкуподрастающего поколения к профилактике и преодолению опасных ситуаций.
Это педагогическое искусство, продуктом которого являютсяпрограммы, учебники, методические пособия, методики воспитания и обучения,предназначенные для эффективной подготовки подрастающего поколения кпрофилактике и преодолению опасных ситуаций.
Это педагогическая теория, раскрывающая сущность, структуру, цели,содержание, педагогические средства, формы и методы, движущие силы,закономерности и принципы воспитания готовности к профилактике и преодолениюопасных ситуаций.
Это одна из целей воспитания, заключающаяся в построении системыпедагогических задач по формированию и развитию у воспитанников готовности кпредупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.
Это совместная деятельность педагога и воспитанников по присвоениюи развитию культуры личной безопасности.
Это создание педагогом благоприятных условий для присвоениявоспитанниками культуры личной безопасности в процессе самовоспитания исамообразования.
Это один из компонентов содержания воспитания, которыйпредставляет систематизированный и адаптированный к условиям педагогическогопроцесса опыт предупреждения и преодоления человеком опасных ситуаций.
Это одна из функций воспитания, проявляющаяся в постоянном влияниипедагогического процесса на уровень готовности воспитанников к опасным иэкстремальным ситуациям.
Это одна из закономерностей воспитания, заключающаяся в том, чтоесли в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивнаяработа по подготовке воспитанников к предупреждению и преодолению опасныхситуаций, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижаетвероятность неблагоприятных, опасных, вредных последствий от воздействиявнешних факторов и от их собственной жизнедеятельности.
Это один из принципов воспитания, ориентирующий воспитателей насистематическое формирование и развитие готовности воспитанников кпредупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.
Как видим, общим для всех сформулированных подходов к определениювоспитания культуры личной безопасности в социальном приюте «Ховрино» являетсяподготовка воспитанника к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Всовременной научной и методической литературе используются различные термины исловосочетания для обозначения процесса подготовки человека к предупреждению ипреодолению опасных ситуаций. Рассматривается процесс обучения основамбезопасности жизнедеятельности. Анализируется процесс подготовки к выживанию.Характеризуется процесс формирования личности безопасного типа. Обсуждаютсявопросы обучения безопасному поведению. Есть и другие подходы, связанные сразличиями предметов исследований, аспектов рассмотрения проблем, целей,которые преследуют те или иные авторы. Например, изучается процесс адаптациичеловека к экстремальным условиям, рассматривается воспитание готовностичеловека к безопасности и т.д. В связи с этим определим место анализируемогопедагогического явления в совокупности социальных и педагогических факторовподготовки личности к предотвращению и преодолению опасных ситуаций.
Понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкийсоциальный аспект формирования готовности человека к предупреждению ипреодолению опасных ситуаций. Этот процесс протекает под влияниемэкономических, политических, идеологических, климато-географических,биологических, социально-психологических, культурологических и педагогическихфакторов. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентомданного явления. В структуре воспитания культуры безопасности нами выделен вкачестве самостоятельного компонента процесс воспитания культуры личнойбезопасности. Понятие «воспитание культуры личной безопасности» используетсянами в качестве исходной категории для построения системы взаимосвязанныхпедагогических понятий, для описания и объяснения процесса подготовкивоспитанников к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Понятие«обучение основам безопасности жизнедеятельности» логично использовать дляобозначения более частного явления – воспитание культуры личной безопасности вцеленаправленном учебном процессе, например, в ходе обучения школьников учебномупредмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)[12].
Что касается словосочетания «подготовка к безопасному поведению»,то следует ограничить его использование в процессе рассмотрения методическихаспектов обучения и воспитания готовности к предупреждению и преодолениюопасных ситуаций. Например, при обсуждении технологии обучения безопасномуповедению на проезжей части дороги. Еще более конкретное явление обозначаетпонятие «подготовка к выживанию». Поскольку в науке о безопасности человека /3/под выживанием понимаются активные целесообразные действия, направленные насохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в условиях автономногосуществования, понятие «подготовка к выживанию» рационально применять дляобозначения одного из компонентов обучения безопасной жизнедеятельности –обучение готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций в условияхавтономного существования (в тропиках, в пустыне, в горах, в тайге и т.д.).
Качество обучения детей ОБЖ в решающей степени зависит от уровняпрофессионального мастерства воспитателя социального приюта «Ховрино», при этомпод профессиональным мастерством понимается не только педагогическое мастерство,но и глубокое знание воспитателем теории безопасности жизнедеятельности.
Воспитатели социального приюта «Ховрино» повышают свои знания вобласти БЖД, много времени посвящают изучению специальной литературы, на базесоциального приюта «Ховрино» проводятся семинары для воспитателей и педагоговсоциальных приютов, помогающие педагогам в развитии своих знаний и повышенияуровня компетентности.
Критерием сформированности содержательного компонентапрофессиональной компетентности преподавателя ОБЖ считаем:
·  уровеньсформированности знаний по безопасности жизнедеятельности (БЖД);
·  уровеньсформированности методических знаний по БЖД.
Развитие деятельностного компонента профессиональной готовностивоспитателей социального приюта можно определить по критериям:
·  степеньразвития умений по БЖД;
·  степеньразвития навыков по БЖД.
Таким образом, признаками сформированности профессиональнойкомпетентности преподавателя ОБЖ в социальном приюте «Ховрино» можно считать:
·  уровеньсформированности знаний и методических знании по БЖД;
·  степеньразвития профессиональных умений и навыков;
·  развитиетворческого мышления и профессионального мировоззрения.
Практический опыт педагогического коллектива социального приюта«Ховрино» показывает, что путем повышения качества знаний детей в областибезопасности могут служить:
·  организациядополнительного образования, элективных курсов и кружков по интересам;
·  личностно-ориентированныйподход к каждому ребенку.
Эти идеи воспитателями приюта «Ховрино» реализуются с помощьюследующих механизмов обучения:
·  анализпроцессов обучающего и обучающегося;
·  переосмыслениепонятий «научение» и «обучение»;
·  созданиеблагоприятных морально-психологических условий для выявления и развитиятворческого потенциала каждого ребенка;
·  организацияработы по формированию навыков и умений с использованием наиболее приемлемыхдля каждого ребенка средств и приемов обучения;
·  мониторингобразовательного процесса с целью выявления результативности работы.
Суть описываемой технологии в том, что весь процесс обучениянаправлен на активное получение детьми знаний, приобщение к творчеству,воспитание социально значимых качеств личности.
Проводимые в социальном приюте «Ховрино» учебно-тренировочныезанятия призваны способствовать выработке практических навыков. Они проводятсяв кабинете, спортзале, но ни с чем не сравнить эффективность занятий вусловиях, приближенных к экстремальным. В разное время года воспитатели приюта«Ховрино» с детьми совершают выходы на природу. В условиях автономии детизакрепляют теоретические знания.
Воспитатели приюта «Ховрино» работают над упорядочением системытаких занятий – созданием экспериментальной программы и тематическогопланирования, идея которых вкратце выглядит следующим образом:
·          первоеполугодие – изучение теоретических основ БЖД;
·          второеполугодие – практические занятия.
В этот день воспитатель приюта организует занятия с детьми внестандартных условиях. Дети отрабатывают практические навыки. Например,занятия по безопасности и защите человека в ЧС проводились на природе сорганизацией «зоны заражения», имитацией сборного эвакуационного пункта и т.д.Дети отрабатывали навыки использования средств защиты, первой помощи, частичнойсанитарной обработки и другие.
Объектовые тренировки вырабатывают у детей своего рода шаблоныдействия в различных техногенных ЧС. Для этого воспитателями приюта «Ховрино»была разработана легенда тренировочного занятия – сценарий игры, в которую судовольствием включились и взрослые и дети. Каждый получил определенную роль ивыполнял ее. В конце проводился подробный анализ с указанием ошибок. После рядатренировок проводилась тренировка по внезапной (без предупреждения) эвакуацииприюта из здания. Это своеобразное зачетное занятие, проверка качества усвоениязнаний.
Особое внимание воспитатели социального приюта «Ховрино» уделяюторганизации обучения, интеграции основного и дополнительного образования. Вкружки по интересам дети идут охотно, в них можно получить необходимые знания.Изучив интересы детей, воспитателями социального приюта «Ховрино» былиразработаны программы деятельности таких объединений как, «Натуралист»,«Травология», «Патриот».
Программы этих объединений рассчитаны на формирование практическихнавыков обеспечения безопасности, умения оказывать помощь в ЧС себе иокружающим, воспитание детей.
Преподаватель культуры безопасной жизнедеятельности, по нашемумнению, должен создать условия для формирования у детей-сирот опытасамостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных ииных задач, возникающих в процессе образования.
В процессе реализации программ по формированию культуры безопаснойжизнедеятельности возможно формирование следующих ключевых компетенций:ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных издоровьесберегающих. Этому будут способствовать анализ конкретных ситуаций,решение ситуационных и проблемных задач, использование в учебно-воспитательномпроцессе ролевых и деловых игр, дискуссий, проблемного и модульного обучения.
Таким образом, для формирования жизненной компетентностивоспитанников социальных приютов мы считаем необходимым формирование у них социальногостатуса, позволяющего разрешать личностно значимые проблемы в самостоятельнойжизнедеятельности.
Заключение
 
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается вовсем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастрофежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятсяинвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативныхвоздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортныхусловий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашимгосударством в области законодательного регулирования вопросов обеспечениянормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще внедостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев сдетьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальнойбезопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности иобщества принадлежит образованию.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных концепцийжизнедеятельности личности показал, что в формировании активнойжизнедеятельности детей в социальных приютах, учитывая особенности ихличностного и физического развития, особое значение имеет аксиологическийподход, то есть развитие системы социальных ценностей, определяющихнаправленность личности.
Развитию социально и нравственно ориентированной личностнойпозиции детей из социальных приютов могут способствовать комплексные программы формированиякультуры безопасной жизнедеятельности у детей, разработанные на основе знанийспецифических особенностей работы в специализированных учреждениях и с учетомтребований модернизации образования. Компетентностный подход в реализацииданной программы предполагает акцентирование практической направленности,продуктивной работы в малых группах, развитие самостоятельности детей-сирот иих личной ответственности за принятие решения.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формированиекультуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях социального приюта, являются:организация учебно-воспитательной работы на основе научно обоснованной системы,характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностнойнаправленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов (цели,задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование мотивации,соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном поведении;использование инновационных форм и методов при апробации образовательныхпрограмм; профессиональная подготовленность учителей к деятельности по формированиюкультуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и вариативность форм иметодов обучения; организация мониторинговой деятельности.
Эффективность организации педагогической деятельности поформированию культуры безопасной жизнедеятельности у детей-сирот зависит отследующих условий: четкости понимания целей, задач, принципов реализацииданного процесса, диагностики уровня сформированности культуры безопасногоповедения у воспитанников интернатных учреждений, профессиональнойподготовленности учителей, грамотной организации педагогического процесса,контроля за качеством обучения основам культуры безопасного поведения и т.д.
Список использованной литературы
 
1.  Альжев Д.В. Социальнаяпедагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
2.  Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.
3.  Здоровьесберегающиетехнологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006.
4.  Лодкина Т.В. Социальнаяпедагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.
5.  Митяева А.М.Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008.
6.  Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. – М.: Академия, 2005.
7.  Никитина Л.Е. Социальнаяпедагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.
8.  Никулина О.М., СмотроваЛ.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.
9.  Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.:Академия, 2009.
10.  Штинова Г.Н., ГалагузоваМ.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.