ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Контрольная работа
по дисциплине: «Деловое общение»
Тема № 2:
«Взаимосвязь дисциплины «Деловоеобщение»
и науки «Социальная психология»»
Выполнила: студентка 3 курса (вечер)
Учётно-статистического факультета
Специальность «Бух. учёт, анализ и аудит»
Гоголь Виктория Николаевна
Зачетная книжка № 06УББ20551
Проверил(а):
Омск – 2009
Содержание
Общение
Дисциплина «Деловое общение»
Наука «Социальная психология»
Связь науки «Социальная психология» идисциплины «Деловое общение»
Основные функции дисциплины «Деловоеобщение»
Тест
Список использованной литературы
Общение
Потребность в общении,как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностейчеловека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как членаобщества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотячеловеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямымобъектом психологического и социально-психологического анализа оно стало тольков ХХ в.
В психологии общениеопределяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене междуними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е.эмоционально-оценочного) характера.
Общение – сложныймногоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия,восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становитсячеловеком только в общении, ибо естественным способом существования человекаявляется его неразрывная связь с другими людьми.
Главными средствамиобщения являются язык (система знаков, служащая средством человеческогообщения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки(любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретениии передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные– специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные— непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент ит.д.).
В зависимости от используемойтехники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:
· «Контактмасок» — формальноеобщение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенностиличности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что впроцессе общения используются привычные маски вежливости, строгости,безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов,стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторыхситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
· Формально-ролевоеобщение –регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеровпо общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения,контролер и пассажиры автобуса и т.д.
· Светскоеобщение – определяетсяформальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически необщаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобныхслучаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и неопределяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированныйхарактер.
· Манипулятивноеобщение – направленона получение односторонней выгоды от собеседника с использованиемманипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман,демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пылив глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личностисобеседника.
· Духовноемежличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; онохарактеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личностисобеседника.
· Деловоеобщение,направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживанияотношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.
Все многообразие видовобщения можно разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) –определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение(личностное) – определяется их личными статусами и личными целями.
Ролевое и личностноеобщение переплетаются и могут переходить одно в другое.
Следовательно, общение— сложный многогранный процесс, включающий ряд функций:
· формированиеопределенных образцов и моделей поведения;
· взаимодействиелюдей, их взаимовлияние друг на друга;
· обмен информацией,ее передача и усвоение;
· формированиедоверительных отношений между людьми;
· взаимное переживаниеи понимание людьми друг друга;
· формирование иразвитие образа внутреннего «Я» человека.
Выступая мощнымпотребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценнымбиостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.
Цель человека при общениивходит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействиясубъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цельобщения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;4) цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.
Наиболее простая модельобщения может быть представлена следующим образом:
/>
При этом в качествесубъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Дисциплина «Деловоеобщение»
Деловое общение – общение с целью организации иоптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной,научной, коммерческой и т.д.
Любое общее делопредполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средствообеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ниосуществляться без интенсивного общения. Мы постоянно с кем-то беседуем,совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться вразличных формах:
ü деловые беседы (встречи, переговоры,совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
ü деловые встречи (групповые и с глазуна глаз);
ü публичные выступления (доклады,сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);
ü собрания;
ü пресс-конференции (брифинги);
ü деловые завтраки, обеды, ужины,фуршеты;
ü собеседования (например, при приемена работу);
ü общение через средства массовойкоммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) идр.
Таким образом, деловоеобщение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессеопределенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлениюнормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерствамежду руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия дляпродуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечиваяуспех общего дела.
Производственноевзаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другойсубъект выступает в качестве объекта (при жестко авторитарном стиле руководстваотношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъектак объекту; формой отношений является дисциплина — принцип строгогорегулирования иерархического соположения управляющего и управляемого).
Деловое общение приняторазделять на официальное и неофициальное. Особенностями официальногообщения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченностьтематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое вправовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму ипотере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальномуобщению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Этопозволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и ксобеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора.Умение общаться в неофициальной обстановке — важный компонент профессиональнойкультуры любого специалиста.
Кроме двух основных видовделового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное(там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное(через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическоеи монологическое; межличностное и массовое и т. д.
Предметом деловогообщения являетсядело:
/>
Содержание деловогообщения – социальнозначимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованностьдействий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли исвоих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимизацияопределенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей целиделового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемыеучастниками общения:
§ стремление к личной безопасности впроцессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе отответственности;
§ стремление к повышению своегожизненного уровня;
§ стремление к власти, т.е. стремлениерасширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице,избавиться от бремени иерархического контроля;
§ стремление повысить свой престиж, чточасто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самойорганизации.
Для того чтобы цельделового общения была успешно реализована, в современной психологической наукевыделяют основные этико-психологические принципы деловою общения, ккоторым относят:
· принципсоздания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знанийличности, на основекоторого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целямиорганизации;
· принципполномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав иобязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку егоделовых качеств и использование его квалификации и опыта.
Любая деловая беседа сточки зрения своего построения может быть упорядочена, структурирована иусловно разбита на несколько частей:
1) планированиеделовой встречи – на этом этапе осуществляются сбор и систематизация материаловдля деловой встречи, моделирование ее возможного построения, разработкастратегии, тактики и техники ведения деловой беседы;
2) начало встречи –взаимодействие начинается с краткого приветствия, представления участников изамечаний на общие темы, чтобы установить контакт и определенный психологическийнастрой (здесь же осуществляется первичная оценка индивидуально-личностных иповеденческо-психологических особенностей собеседников);
3) постановкапроблемы для обсуждения и обоснование ее актуальности – на этом этапе, как правило,один из участников представляет проблему как реальную цель беседы (переговоров,встречи);
4) обмен информациейи ее обработка – происходит обсуждение поставленной проблемы, участники делятсяинформацией и взглядами, приводят свои аргументы, вырабатывают компромиссныерешения, оценивают достоинства и недостатки различных вариантов решения задачи;
5) подведение итоговделовой беседы – может быть сформулировано определенное решение проблемы, либоучастники беседы только подводят итоги и определяют следующие шаги.
Поскольку у каждогособеседника есть двойной интерес — относительно существа дела и своих отношенийс партнером, каждый этап деловой встречи должен способствовать развитию будущихотношений, а не мешать им.
Наука «Социальнаяпсихология»
Сейчас трудно найти дажесреднеобразованного человека, который не слышал бы о психологии, не знал бы,что она — его внутренний мир, мысли, чувства, побуждения, желания, воля.
И все же среди людейдовольно распространены представления, что их внутренний мир, свое «Я» — этодар природы, личное таинство за семью печатями, до которого никому нет дела,что это индивидуальная крепость, надежно охраняемая, не доступная никому,закрытая от всяких проникновений извне, а собственные решения и поступки —всегда проявления только собственных свободы, желаний, воли и больше никого.
В действительности такиепредставления относятся к заблуждениям и свидетельствуют о слабом, однобокомзнании психологии.
Заблуждается тот, ктополагает, что есть индивидуальная психика, абсолютно не зависимая от психологиидругих людей, от психологии групп, общностей, членом которой является данныйчеловек. Имеются многочисленные незримые, но действенные психологическиевзаимосвязи между людьми, их жизнями, судьбами и влияниями друг на друга, средикоторых наиболее важны четыре группы:
1. Каждый человек проводит свою жизнь вмире, существенной частью которого выступает социальное окружение, среда.Отражательная природа психики проявляется, в частности, в том, что припостоянных контактах и взаимодействиях человека с социальной средой последняянаходит себе представительство в его психике в виде образов, мыслей, чувств,побуждений.
2. Становление человека в качествецивилизованной, духовно богатой личности, обладающей индивидуальностью и своим«Я» происходит путем присвоения богатств общечеловеческого опыта, воплощенногов окружающей социальной среде. Процесс социализации происходит в семье, приобучении, образовании, воспитании, в ходе труда, накопления опыта жизни средилюдей и существующих в обществе условиях. Особенно интенсивен этот процесс впервые 20—25 лет жизни человека, продолжается он и в последующие годы подвлиянием не прекращающегося накопления и внутренней переработки социальногоопыта и изменения самих социальных условий.
3. Человек относится к объектам иявлениям окружающей среды как к предметам удовлетворения своих интересов ипотребностей. Его важнейшие интересы и потребности удовлетворяются социальнымипродуктами, производимыми трудом и опытом других людей, обществом. В процессеудовлетворения своих духовных и материальных потребностей человек вступает вотношения с социальной средой и ее элементами (людьми, нормами поведения,организациями и др.) — в социальные отношения. Он вынуждается осознанносогласовывать свои отношения, решения и действия с реальностями окружающейсоциальной среды, а его жизнь и деятельность неизбежно приобретают признаки социальности— политические, моральные, правовые, культурные, этические, профессиональные ииные.
4. В отличие от животных человек непассивно приспосабливается к окружающему, но и преобразует его, причем делаетэто довольно быстро, создавая для себя новые, рукотворные, социальные условияболее благополучной жизни.
Вот почему жить вобществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно.
Психология человека —это окружающий мир в человеке и человек в мире, причем в своих главных,социальных характеристиках. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь ссоциальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальныеценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные дня себя и одновременнодля других людей социальные условия. Не подчиняясь этой необходимости, человекставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества. Это путь прожиганиюсвоей жизни, не приводящий к достойному самоутверждению, достижению уважениядругими людьми и самоуважению, потребность в которых всегда приходит, хотябывает, что очень поздно, когда изменить что-то практически уже нельзя.
Таким образом, социальнаяпсихология — это наука, изучающая закономерности поведения и деятельностилюдей, обусловленные их включениями в социальные группы, а такжепсихологические характеристики этих групп.
Социальная психологиявозникла на стыке двух наук: психологии и социологии во второй половине ХIХ в.Термин «социальная психология» впервые применил У. Мак-Даугалл в работе:«Введение в социальную психологию» (1908). Основоположниками данной наукиявляются: Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931), Э. Дюркгейм (1858-1917),Н.К. Михайловский (1842-1904). В развитии социально психологии с момента еевозникновения наметились две школы:
а) европейская – большеевнимание уделялось изучению «психологии народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь и В.Вундт), «психологии масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон) и «социальных инстинктов» (У.Мак-Даугалл);
б) американская — социальнаяпсихология развивалась как экспериментальная наука и добилась значительныхуспехов в изучении структуры и динамики малых групп, типов межличностныхотношений, социальных установок, способов принятия групповых решений,эффективности средств коммуникаций.
Объектом социальнойпсихологии выступаеткомплекс социально-психологических процессов и явлений, присущих определенномуэтапу в развитии социальной сферы общества: совокупность настроений, мнений,установок, жизненных позиций, непосредственно вытекающих из социально-психологической атмосферы общества и психологического склада людей.
Предмет исследований социальной психологии —присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерностии механизмы, именуемые социально-психологическими.
Развитие предметасоциальной психологии позволяет выделить два аспекта: 1) следует различать ификсировать, с одной стороны, стремления и мотивы деятельности, а с другой —реальную деятельность и ее результаты; 2) сопоставлять результаты деятельностис характеристиками субъекта деятельности.
Объект и предметсоциальной психологии раскрываются через методы социально-психологическогоисследования и анализа. Современная социальная психология использует целыйкомплекс, набор методов. К ним относятся:
— метод наблюдения(направлен на фиксирование тех явлений и процессов, которые интересуютисследователя); метод делится на виды: включенное и невключенное, открытое искрытое, полевое и лабораторное;
— метод изучениядокументов (изучение информации, точки зрения авторов, контекста документов);
— методконтент-анализа (позволяет выделить в тексте определенные единицы и частоту ихупотребления (терминов, оценок, позиций));
— метод опроса(сбор первичной информации на основе анкетирования (письменно) или интервью(устно));
— социально-психологическийэксперимент (используется для выявления причинно-следственных зависимостей вформировании психологических явлений);
— социальнаяпсиходиагностика на основе тестов (тест – это система заданий, предъявляемаяиспытуемому);
— метод рисуночныхассоциаций (впервые – С. Розенцвейг, 1945);
— методнезаконченных предложений (направлен на изучение групповых и личнистныхустановок, отношения к окружающим, самому себе);
— социометрическийметод (открыт Дж. Морено, он предполагает измерение социального взаимодействияв группе путем отражения числа выборов каждого члена группы в «социометрическойматрице»).
Ведя исследования иформулируя свои положения, социальная психология по необходимости используетданные всех смежных наук.
Социальная психология выполняетсамые разнообразные функции, к которым относятся:
· мировоззренческая- предполагает усвоение важнейших психологических закономерностей, принциповсуществования человеческого общества;
· б) познавательная- направлена на понимание и использование тех социально- психологическихявлений и тенденций, которые имеют место в обществе (мотивации к труду,нравственные нормы, традиции);
· в) практическая — означает использование социально- психологического механизма в общении, вуправлении, в разрешении конфликтных ситуаций, в оптимизациисоциально-психологического климата и т.д.;
· г)гуманистическая — выполняет роль психологической защиты населения, снимаетпсихологические стрессы, психологическую тревожность, преодолеваетпсихологическую усталость и апатию людей;
· д)предусматривает выработку своеобразного психологического иммунитета, воспитаниелюдей в терпимости друг другу (толерантности). Функции, выполняемые социальнойпсихологией, будут и дальше расширяться.
Основные проблемысовременной социальной психологии включают:
· проблемы общенияи взаимодействия людей: нормы, принципы, традиции;
· проблемы малыхгрупп: их психологические характеристики, динамические процессы в малой группе,нормы поведения и др.;
· социально-психологическиймониторинг (уровень социального напряжения, социальной усталости или апатии,наличие «социального динамита» в обществе);
· социально-психологическиепроблемы личности: стереотипы поведения, социализация, психологическая защита, потребности,установки, мотивы и т.д. (см. рис. 1);
· социально-психолгическиепроблемы индустриальных технологий (управление производством и персоналом,формирование про изводственных коллективов и трудовых сообществ, социально-психологический климат коллектива);
· социально-психологическиепроблемы семейно-брачных отношений: психологические факторы распада семьи,разводов, лидерства, семейных конфликтов и т.д.
/>
Рис. 1 — Основныепсихологические характеристики
Весь этот комплекспроблем составляет психологическое поле «человек-среда» (см. рис. 2).
/>
Рис. 2 — Психологическоеполе «Человек-среда»
Современная социальнаяпсихология, являясьособым разделом психологической науки, предстает как система научных знаний(теорий, фактических данных, рекомендаций) по отдельным, наиболее важнымкомпонентам социально-психологической реальности и связанным с ними проблемамжизни сообществ людей и человека в них.
Связь науки«Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»
Науку «Социальнаяпсихология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между нимиинформацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е.эмоционально-оценочного) характера. Общение – необходимое условие нормального развитиячеловека как члена общества и как личности, условие его духовного и физическогоздоровья. Человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей. Любоеобщее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимоесредство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ниосуществляться без интенсивного общения.
Если же посмотреть ещеглубже, то их связывает не просто общение, а взаимодействие людей в процессетрудовой деятельности, создающее условия для продуктивного сотрудничества людейв достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. При такомвзаимодействии решаются не только цели общества, но и личные цели человека,такие как: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности,что часто проявляется в уходе от ответственности; стремление к повышению своегожизненного уровня; стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своихполномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бременииерархического контроля; стремление повысить свой престиж, что часто сочетаетсясо стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Однако нельзя реализоватьсебя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважаяпорожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и неукрепляя благоприятные дня себя и одновременно для других людей социальныеусловия. В противном случае человек ставит себя вне цивилизованногочеловеческого сообщества.
Основные функциидисциплины «Деловое общение»
Одно из общепринятыхоснований классификации — выделение в деловом общении трех взаимосвязанныхсторон или характеристик:
(1) перцептивной —процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
(2) информационной— процесса обмена информацией;
(3) интерактивной— процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этимвыделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативнаяфункции общения.
Аффективно-коммуникативная(перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека,партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека,поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состоянийчеловека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развиваетсяв условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний,либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативнаяфункция общениязаключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующимииндивидами. Обмен информации в человеческом общений имеет свою специфику:
(1) осуществляется междудвумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие оттехнического устройства);
(2) обязательнопредполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Регуляционно-коммуникативная(интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственнойорганизации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этомпроцессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятиерешений, на выполнение контроль действий, т.е. на все составляющие деятельностисвоего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Особенности деловогообщения:
· партнер в деловомобщении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· общающихся людейотличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· основная задачаделового общения – продуктивное сотрудничество.
Общение определяется темпредставлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием впсихологии общения подразумевается не просто формирование целостного образапартнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но ипонимание партнера по общению: 1) как отражение в сознании партнеров по общениюцелей, мотивов, установок друг друга; 2) как принятие этих целей, позволяющееустановить взаимоотношения.
Личное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочносчитается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множествохарактеристик субъектов восприятия (способность человека к обработке информациине беспредельна; ошибочные заключения; допущения и предположения о том, как насвоспринимают другие люди; сознательное искажение сведений и контроля заинформацией).
При восприятии людьмидруг друга можно выделить три возможные ситуации:
· ситуация «Я — Он»— восприятие одним индивидуумом другого как отдельной личности;
· ситуация «Я —Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;
· ситуация «Мы —Они» — восприятие одной группой другой группы.
Тест
Укажите, какое изперечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:
а) наука, изучающаязакономерности поведения и деятельности людей, включенных в различныесоциальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
б) наука, изучающаяпсихологические особенности трудовой деятельности человека, закономерностиразвития трудовых навыков, соответствие профессии;
в) наука об общихзакономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов какспецифических форм жизнедеятельности индивидов.
Правильнымопределением является вариант а), так как социальная психология — этонаука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленныеих включениями в социальные группы, а также психологические характеристики этихгрупп.
Список использованнойлитературы
1. Психология делового общения: учеб.пособие / И.И. Аминов. – 4-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 304 с.:ил., табл. – (Высшая школа менеджмента). – ISBN 5-365-00874-Х. – ISBN 978-5-365-000874-8.
2. Бороздина Г.В. Психология деловогообщения: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 295 с. – (Серия«Высшее образование»).
3. Психология и этика делового общения:учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 415 с. – (Серия «Золотой фонд российскихучебников»).
4. В.Г. Пузиков, А.Ф. Тимофеев.Социальная психология и этика делового общения: учебно-методическое пособие. –Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007. – 236 с.
5. Социальная психология: учеб. пособиедля вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с.