НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛЕССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ:
«АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА»
Выполнилстудент
2-гокурса, экономического факультета
группы921212
МатузкоА.А.
ПИНСК 2010
Содержание
1.Введение
2.Становление законодательства Республики Беларусь в области авторского права исмежных прав
3.Авторское право
4.Смежные права
5.Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав
6.Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальнойсобственностью
7.Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
1. Введение
В настоящее времядействует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасльобщественного производства — индустрия авторского права и смежных прав.Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью икоммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что вотличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокуюединичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения,многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и оченьвысокую массовую коммерческую стоимость.
По существу, основныерезультаты интеллектуального труда относятся к категории авторского права исмежных прав. Поскольку к этой сфере относятся практически все направленияинтеллектуальной деятельности, они дают значительный вклад в национальнуюэкономику каждой страны. Понимание этой особенности экономического развитияреспублики позволяет оценить особую важность данной комплексной отраслиобщественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, какэто уже сделано в большинстве стран мира.
В пределах КонституцииРеспублики Беларусь, законов, актов Президента Совет Министров РеспубликиБеларусь «определяет государственную политику в сфере обеспеченияавторского права и смежных прав».
2. Становлениезаконодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав
Законодательноестановление авторского права на территории Республики Беларусь началось в XIXстолетии в рамках Российской империи. Первый законодательный акт по вопросамавторского права появился в России в 1828 году, а последнее законодательство обавторском праве в Российской империи было принято в 1911 году. Этозаконодательство охраняло права авторов, композиторов, художников ипредусматривало гражданские и уголовные меры в отношении нарушителей авторскогоправа. После образования СССР законодательство об авторском праве оказалосьвключенным в раздел IV Гражданского кодекса БССР. После присоединения СССР в1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, вГражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которыенесколько расширили права авторов.
Новым этапом в развитии законодательства об охранеинтеллектуальной собственности стало принятие Верховным Советом 16 мая 1996года Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежныхправах»(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З), проект которого был подготовленКомитетом по авторским и смежным правам.
Последние годыхарактеризовались бурным развитием информационных технологий и глобальнойинформационной инфраструктуры. Международные и национальные нормы авторскогоправа и смежных прав перестали в полной мере соответствовать реалиям,сложившимся в глобальной информационной инфраструктуре. Новые международныенормы были разработаны на дипломатической конференции Всемирной организацииинтеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права исмежных прав (2 — 20 декабря 1996 года), которая приняла два международныхдоговора — Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям ифонограммам. В этих договорах заложены новые нормы авторского права и смежныхправ, вызванные бурным технологическим развитием глобальной информационнойинфраструктуры, в частности, сети Интернет. Республика Беларусь в числе первых50 государств мира подписала данные Договоры 8 декабря 1997 года. Вся работа поприсоединению Республики Беларусь к Договорам ВОИС была проведена Комитетом поавторским и смежным правам совместно с Министерством юстиции и Министерствоминостранных дел.
Долгое время вРеспублике Беларусь не были созданы условия для присоединения к наиболеефундаментальному международному соглашению в области авторского права — кБернской конвенции об охране литературных и художественных произведений,заключенным рядом стран еще в 1886 году. Большая работа, проведенная Комитетомпо авторским и смежным правам по модернизации национального законодательства,привела к разработке им законопроекта о присоединении Республики Беларусь кБернской конвенции. Национальное собрание Республики Беларусь в июне 1997 годаприняло закон о присоединении к Бернской конвенции. Акт Президента РеспубликиБеларусь о присоединении к Бернской конвенции был вручен Генеральному директоруВОИС 10 сентября 1997 года, и, в соответствии с регламентом Бернского Союза,Республика Беларусь стала полноправным членом этого Союза с 12 декабря 1997года.
Другими словами,благодаря усилиям Комитета по авторским и смежным правам, Министерства юстициии Министерства иностранных дел Республика Беларусь стала членом самых важныхмеждународных соглашений в области авторского права и смежных прав. Несомненно,международные обязательства республики потребовали приведения национальногозаконодательства в соответствие с вышеназванными международными соглашениями.Такая работа была выполнена Комитетом по авторским и смежным правам в конце1997 года, который представил в Совет Министров Республики Беларусь проектЗакона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРеспублики Беларусь „Об авторском праве и смежных правах“. Палатапредставителей Национального собрания 9 апреля 1998 года единогласно приняла этотзакон в первом чтении.
Возникновениеглобальной информационной инфраструктуры означает, что очень крупныемеждународные инвестиции могут стать многоотраслевыми, поскольку эффективноеразвитие глобальной информационной инфраструктуры в мировом масштабе потребуетсоздания в каждой стране самой совершенной телекоммуникационной инфраструктурыи развитых компьютерных сетей, постоянных поставок информационных иразвлекательных услуг и товаров.
Эффективная системаохраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежныхправ позволяет Республике Беларусь быть полноправной частью глобальнойинформационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам,потребность в которых становится условием экономического и культурного выживанияв XXI веке. Другими словами, наличие совершенной системы охраныинтеллектуальной собственности является одним из условий экономическойбезопасности любого государства, в том числе и Республики Беларусь.
Помимо членства ввышеуказанных международных соглашениях Республика Беларусь является членомВсемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 года), Соглашения осотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенногостранами СНГ 24 сентября 1993 года, Соглашения о сотрудничестве по пресечениюправонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странамиСНГ 3 марта 1998 года.
Вышеупомянутыеизменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере авторского права исмежных прав, а также международные обязательства Республики Беларусь создалиблагоприятные условия для эффективной реализации и охраны авторского права исмежных прав как белорусских, так и иностранных авторов.
3. Авторское право
Авторское право — вобъективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующаяправоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением,показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то естьобъективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Ониприравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
Авторское право напроизведение возникает в силу факта их создания. Для возникновения иосуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либоформальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах ихобладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещаетсяна каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трёх элементов:
– латинскойбуквы «С» в окружностьи;
– имени(наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
– годапервого опубликования произведения.
При отсутствиидоказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качествеавтора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателяавторского права).
Авторское право всоответствии с Законом „Об авторском праве и смежных правах²распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные,так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо отназначения и достоинства произведения:
– письменной(рукопись, машинопись, нотная запись);
– электронной(компьютерная программа, электронная база данных);
– звуко-или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);
– изображения(картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);
– объемно-пространственной(скульптура, макет, сооружение).
Исключение составляют:
– официальныедокументы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного,административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
– государственныесимволы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
– произведениянародного творчества, авторы которых не известны;
– идеи,процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия илипросто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объясненыили воплощены в произведении.
Субъектами личныхнеимущественных авторских прав являются только авторы произведений.
Субъектамиимущественных авторских прав могут являться:
– автор(авторы) произведения;
– наниматели(на служебные произведения);
– производителиаудиовизуальных произведений;
– лица,выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические ипродолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодическиеиздания;
– наследникиавтора;
– лица,к которым перешли имущественные права в порядке правопреемства приреорганизации юридического лица – правообладателя;
– лица,к которым имущественные права на произведение перешли по договору уступки илидоговору передачи имущественных прав, договору о создании и использованиирезультатов интеллектуальной деятельности, другим договорам.
Авторское право на произведение, созданноесовместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежитсоавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение однонеразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеетсамостоятельное значение.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную имчасть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению,если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использованиепроизведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторовмогут определяться соглашением между ними.
Право авторства, право на имя и право на защитурепутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течениевсей жизни автора и 50 лет после его смерти. В отношении анонимногопроизведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет смомента первого правомерного опубликования произведения. При отсутствииправомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такогопроизведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведенияпроизведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чемопубликование.
При отсутствииуказанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщегосведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такогопроизведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения.Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют втечение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего другихсоавторов.
Истечение срока действия имущественных прав наобъекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов вобщественное достояние. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие вобщественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим илиюридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдатьсяличные неимущественные права.
Имущественные праваавтора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы дляиспользования по авторскому договору.
Любая уступкаимущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемымавтором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права.Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре.
Авторский договор о передаче исключительныхимущественных прав разрешает использование произведения определенным способом ив установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются,и дает такому лицу право запрещать другим лицам подобное использованиепроизведения.
Авторский договор опередаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователюиспользование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшимтакие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использованиеэтого произведения таким же способом. Авторский договор должен предусматриватьспособы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данномудоговору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяетсядействие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядокопределения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения,порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтутнеобходимыми.
4. Смежные права
Смежные правараспространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного икабельного вещания.
Положения Закона“Об авторском праве и смежных правах² об охране прависполнителей применяются к:
– исполнителям,являющимся гражданами Республики Беларусь;
– исполнителям,не являющимся гражданами Республики Беларусь, но исполнения которых:
– имеютместо на территории Республики Беларусь, или
– включеныв фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или не записаны нафонограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельноговещания, охраняемых в соответствии с настоящим Законом.
Права изготовителя фонограмм признаются привыполнении нижеперечисленных условий и относятся к:
– фонограммам,производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридическиелица, имеющие официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;
– фонограммам,производители которых не являются гражданами Республики Беларусь илиюридическими лицами, имеющими официальное местонахождение на территорииРеспублики Беларусь, но которые впервые опубликованы на территории РеспубликиБеларусь или опубликованы на территории Республики Беларусь в течение 30 днейсо дня их первой публикации в каком-либо другом государстве.
Права организации эфирного или кабельного вещанияприменяются к передачам организаций, имеющих официальное местонахождение натерритории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков,расположенных на территории Республики Беларусь.
Положения законодательства Республики Беларусь такжеприменяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирногоили кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусьпредоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Субъектами смежных прав являются исполнители,производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Исполнитель осуществляет указанные в настоящемразделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.
Производитель фонограммы, организация эфирного иликабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, впределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либопередаваемого в эфир или по кабелю произведения.
Для возникновения и осуществления прав,предусмотренных настоящим разделом, не требуется соблюдения каких-либоформальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своихимущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, которыйпомещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трехэлементов:
– латинскойбуквы „P“ в окружности;
– имени(наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
– годапервого опубликования фонограммы.
При отсутствии доказательств иного исполнителем илипроизводителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателяисключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпцияобладателя смежных прав).
Исполнителю в отношении его исполнения принадлежитправо на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иногопосягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, правона использование исполнения в любой форме, включая право на получениевознаграждения за каждый вид использования исполнения.
Производителю фонограммы в отношении его фонограммыпринадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме,включая право на получение вознаграждения за каждый вид использованияфонограммы.
Организации эфирного вещания в отношении ее передачипринадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и даватьразрешение на использование передачи, включая право на получение вознагражденияза предоставление такого разрешения.
Личные неимущественные права исполнителя (право наимя и право на защиту репутации), установленные статьей 31 Закона «Об авторскихи смежных правах», охраняются бессрочно.
Имущественные права исполнителя действуют в течение50 лет с момента первой записи исполнения.
Имущественные права производителя фонограммыдействуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течениеэтого срока. Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют втечение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелюсоответственно. Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачиорганизации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения впределах оставшейся части сроков переходит к наследникам (в отношенииюридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы,организации эфирного или кабельного вещания.
Истечение срока действия имущественных прав наобъекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.
Истечение срока действия имущественных прав наобъекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.
5. Ответственность за нарушение авторских прав исмежных прав
Одной из основных проблем индустрии авторского праваи смежных прав является пиратство. По оценкам Международного альянсаинтеллектуальной собственности, торговые потери стран за счет пиратствакомпьютерных программ, аудиовизуальных произведений, фонограмм, печатнойпродукции могут достигать 5-10% от объема индустрии авторского права и смежныхправ. Наибольший объем пиратства интеллектуальной собственности в большинствестран приходится на компьютерные программы, аудиовизуальные произведения,фонограммы, книги.
Исключительно важно для защиты авторских и смежныхправ государственное понимание необходимости эффективной системы защитыправообладателей, которая дает государству не только значительныеэкономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитиенациональной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество симитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет авторов произведенийво всех видах деятельности, предотвращает „утечку мозгов и осушениекультуры“.
Ввиду особой опасности пиратства объектов авторскогоправа и смежных прав как для правообладателей, так и национальной экономикиочень важны меры по защите объектов авторского права и смежных прав. В странахс развитыми системами защиты авторских и смежных прав действуют очень строгиеуголовные меры по борьбе с пиратством. К примеру, в США первое нарушение законаоб авторском праве может повлечь штраф до 250 тыс. долларов и (или) тюремноезаключение до 5 лет. При повторном нарушении штраф может быть увеличен до 500тыс. долларов, а тюремное заключение — до 10 лет. Аналогичные уголовные мерыхарактерны для большинства стран мира. С 1997 года строгие уголовные санкциивведены и в законодательство России. В Уголовном кодексе Республики Беларусь такжепредусмотрены строгие меры за правонарушения в сфере авторского права и смежныхправ. (см. Приложение №1)
Во всех странах мира борьбу с пиратствоминтеллектуальной собственности ведут правоохранительные органы, аавторско-правовые организации могут оказывать правовую, информационную,экспертную и другую помощь.
Из стран СНГ наибольших успехов в борьбе спиратством интеллектуальной собственности добилась Россия. Координациядеятельности правоохранительных органов стран СНГ уже началась, и она станет особоэффективной при реализации заключенного странами СНГ Соглашения осотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальнойсобственности. Комитет по авторским и смежным правам Республики Беларусь внессвои предложения по реализации данного Соглашения, которое должно стать основойкак государственной программы по борьбе с пиратством интеллектуальнойсобственности, так и конкретных действий правоохранительных органов РеспубликиБеларусь. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность важно не толькодля авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного икабельного вещания, но и для государства, в частности, для получения режиманаибольшего благоприятствования в торговле, которое дает членство во Всемирнойторговой организации.
Помимо вышеуказанных важнейших направленийдеятельности Комитет оказывает содействие в пределах своих полномочийтворческим союзам, организует научные конференции, семинары, курсы и иныемероприятия по вопросам авторского права и смежных прав, издает справочные инаучно-методические материалы по проблемам авторского права и смежных прав,организует проведение научно-исследовательских работ в области авторского праваи смежных прав.
Несмотря на то, что Комитетом многое сделано длясоздания совершенной системы охраны интересов как правообладателей, так игосударства в сфере авторского права и смежных прав, имеющиеся краткосрочные идолгосрочные программы деятельности позволят совместно с другими компетентнымиорганами сделать Республику Беларусь одним из государств, в котором охрана правна интеллектуальную собственность достигнет новых международных стандартов.
6. Основные мероприятия по совершенствованию охраныи управления интеллектуальной собственностью
В рамках направления деятельности Комитета позаконопроектной деятельности, лицензированию и защите авторских прав«Координация действий предприятий-членов Ассоциации «Инфопарк» в области охраныи защиты авторских прав на компьютерные программы» Комитет выступил синициативой создания на базе Ассоциации «Инфопарк» Агентства по защитеавторских прав на компьютерные программы в Республике Беларусь. Инициатива былаоснована на результатах анализа деятельности Некоммерческого партнерства«Поставщиков программных продуктов» (далее – НП ППП), созданного в РоссийскойФедерации.
С января 2010 года началась непосредственная работапо созданию Агентства.
В соответствии с разработанной Концепцией цельюработы Агентства является организация системной работы по предупреждениюнарушений и защите авторских прав на компьютерные программы на территорииРеспублики Беларусь.
Целевыми группами Агентства являются:
1. государственныеорганы и организации, осуществляющие регуляторные и исполнительно-распорядительныефункции в сфере интеллектуальной собственности.
2. правообладатели– организации, обладающие исключительными имущественными правами накомпьютерные программы;
3. дилеры(реселлеры либо дистрибьюторы) – организации, обладающие правами нараспространение компьютерных программ на территории Республики Беларусь;
4. пользователипрограммного обеспечения (юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Исходя из потенциальных интересов целевых группАгентства выделено три возможных направления его работы:
a. организацияи (или) проведение PR & GR акций;
b. защитаинтересов правообладателей исключительных прав на компьютерные программы;
c. бизнесконсалтинг для субъектов ИТ–рынка.
Также приняты «Типовой план мероприятий посовершенствованию и управления интеллектуальной собственностью» иГосударственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 –2010 годы.
7. Список использованных источников
1.ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 мая 1996 г. N 370-XIII «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ ИСМЕЖНЫХ ПРАВАХ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З);
2.Гражданский кодекс Республики Беларусь (7 декабря 1998 г. № 218-З)
3.www.belgospatent.org.by – (Электронный ресурс)
4.www.infopark.by– (Электронный ресурс)
5.www.pravo.by– (Электронный ресурс)
6.Журнал «Юстиция Беларуси», №1, 1998 год – С. СУДАРИКОВ – «Авторские и смежныеправа в Республике Беларусь»
7.www.ru.wikipedia.org– (Электронный ресурс)
8.www.dic.academic.ru– (Электронный ресурс)
9.Компьютерная программа «Консультант +»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
(раздел 4, статьи 39-41 Закона «Обавторском праве и смежных правах)
Раздел IV. ЗАЩИТА АВТОРСКОГОПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Статья 39. Нарушение авторского права и смежных прав
1. Физическое или юридическое лицо, которое невыполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторского права исмежных прав.
2. Экземпляры произведения, записанного исполнения,фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, изготовление,распространение или иное использование которых влечет за собой нарушениеавторского права и смежных прав, являются контрафактными.
3. Контрафактными являются также экземплярыпроизведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирногоили кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с настоящимЗаконом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь.
4. Нарушение предусмотренных настоящим Закономавторского права и смежных прав влечет ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Республики Беларусь.
5. Нарушением авторского права и смежных прав такжеявляются:
любые действия, включая изготовление, импорт в целяхраспространения или распространение (продажа, прокат) устройств, илипредоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличиидостаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить илиспособствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защитыавторских или смежных прав, предоставляемых настоящим Законом, и основнойкоммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обходтаких средств;
устранение или изменение любой электроннойинформации об управлении правами без разрешения правообладателя;
распространение, импорт с целью распространения,передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешенияправообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передачорганизаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешенияправообладателя была устранена или изменена электронная информация обуправлении правами.
6. Любые экземпляры произведения, записанногоисполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, скоторых без разрешения правообладателя устранена, или на которых измененаинформация об управлении правами, или которые без разрешения правообладателяизготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, указанных вабзаце втором пункта 5 настоящей статьи, считаются контрафактными всоответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 40. Защита авторского права и смежных прав
1. За защитой своего авторского права или смежныхправ правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другиеорганы в соответствии с их компетенцией.
2. Правообладатели вправе требовать:
признания авторского или смежных прав;
восстановления положения, существовавшего донарушения авторского или смежных прав;
пресечения действий, нарушающих авторские илисмежные права или создающих угрозу их нарушения;
возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
взыскания дохода, полученного нарушителем вследствиенарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысячбазовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взысканиядохода с учетом существа правонарушения;
(абзац 7 части 1 пункта 2 статьи 40 в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятия иных предусмотренных законодательнымиактами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.
Указанные в абзацах пятом, шестом и седьмом пункта 2настоящей статьи меры применяются по выбору правообладателя.
3. Контрафактные экземпляры произведений, записанныхисполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещанияподлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела озащите авторского права и смежных прав.
Суд вправе вынести решение о конфискации любыхматериалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, указанных вабзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, незаконно используемых дляизготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений,фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением ихв доход государства.
4. Контрафактные экземпляры произведения,записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного иликабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.
5. Не востребованные обладателями авторского права исмежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения,фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежатуничтожению или переработке с обращением в доход государства.
Статья 41. Способы обеспечения исков по делам онарушении авторского права и смежных прав
1. Суд выносит определение о запрещении ответчикусовершать определенные действия (изготовление, продажу, импорт или иноепредусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку,хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляровпроизведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирногоили кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являютсяконтрафактными, включая незаконное использование любых устройств, указанных вабзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона).
2. Суд выносит определение о наложении ареста иизъятии всех экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм,передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которыхпредполагается, что они являются контрафактными, а также о наложении ареста налюбые материалы и любое оборудование, предназначенные для их изготовления, втом числе на любые незаконно используемые устройства, указанные в абзаце второмпункта 5 статьи 39 настоящего Закона.
3. При наличии достаточных данных о нарушенииавторского права и смежных прав, за которое в соответствии с законодательствомпредусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или судобязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущемгражданского иска путем розыска и наложения ареста на экземпляры произведений,записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельноговещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, атакже на любые материалы и любое оборудование, предназначенные для ихизготовления, включая любые незаконно используемые устройства, указанные вабзаце втором пункта 5 статьи 39 настоящего Закона, а в необходимых случаях — путем изъятия и передачи их на ответственное хранение.