Банки. Кредитно-финансовая система

1. Банки. Кредитно-финансовая система
Банки- основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Онисоздают, аккумулируют и предоставляют денежные средства. Кредитные системы развитыхстран имеют различную структуру, но есть и общие черты. Так повсеместнокредитная система состоит из центрального банка, коммерческих банков,специализированных банковских учреждении (инвестиционных, внешнеторговых,ипотечных и т.д.), а также кредитно-финансовых учреждении небанковского типа:страховых, финансовых компании, пенсионных фондов, сберегательных касс.
Центральныебанки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призванырегулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизироватьдвижение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влияниемперепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать ростнациональной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банквыступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультируетправительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная икредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительствав финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать ипроводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.
Какагент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы,управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительствавыпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютнымирезервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке,является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускаетгосударственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).
Центральныйбанк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации,их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательностьвыпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобыуспешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной исвоевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов ит.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банкиногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердитпредполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования,результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес дляученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.
Центральныйбанк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся вкоммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят посчетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетахкоммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложенияправительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) исчет, на котором находятся инвалютные запасы.
Центральныйбанк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает изобращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаютсякоммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежнойналичности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральномбанке.
Ещеодной обязанностью центрального банка, как агента правительства являютсяконтроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупатьи продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках другихстран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестведепозитария их активов.
Обменныйкурс — это цена национальной валюты на международном валютном рынке или тапропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяетсябалансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должениметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран. Когдаправительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменныйкурс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель- удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает с инвалютногосчета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самымбаланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту,если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. Впервом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты направительственных счетах, во втором — наличием инвалюты.
Центральныйбанк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащегоправительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащееиностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральныйбанк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золотообычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международнымфинансовым организациям типа Международного валютного фонда.
Однаиз самых важных задач центрального банка — управлять государственным долгом,т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися вобращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации — этооблигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные — это облигациивыпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями).Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и месторазмещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитыхстранах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышениерасходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультат правительствав финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать иинтерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросена ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента иликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам ит.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется скоммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.
Управлениегосударственным долгом должно быть увязанно с целями правительства (не входитьв противоречие, например, с фискальной политикой). Для центрального банка этоможет стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставитьбез наличных денег, а с другой — получение их может быть сопряжено снеобходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюдападением доверия к национальной валюте.
Коммерческиебанки образуют костяк кредитной системы страны. Главное их предназначение — привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций ипотребителей банки являются основным источником кредитов.
Пополнениеоборотных средств предприятии и предоставление потребительского кредита — этоклассическая функция коммерческих банков. Кроме этого банки оказывают массуспециальных услуг государству, предприятиям и населению. Это и чековоеобслуживание, и рассчетно-кассовые операции, выдача денег под заклад имущества,средне- и долгосрочное кредитование специального назначения (например компании,разрабатывающих месторождения полезных ископаемых), проектное финансированиемодернизации производства, предоставление ссуд в иностранной валюте,финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другиебанковские операции и услуги.
2. Банковские операции и банковскаяприбыль
Рассмотримнекоторые аспекты деятельности банков, такие как прибыль, банковские операции ириски, которым подвергается банк в процессе своей деятельности .
Деятельностьбанков подчинена получению прибыли. Банковская прибыль получается так: банкиуплачивают своим клиентам проценты по вкладам и взимают с них более высокиепроценты по ссудам: разница между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банкомпроцентов образует его прибыль. Банковская прибыль имеет собственное название — маржа.
Крометого в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка,помещенный в ссуды и инвестиции. Чистая прибыль банка равняется его валовойприбыли за вычетом расходов на ведение банковских операций. Чистая прибыльбанка, взятая в отношении к его собственному капиталу, составляет нормубанковской прибыли.
Банковскиеоперации делятся на пассивные и активные. Пассивные — операции, с помощьюкоторых образуются банковские ресурсы. Активные — посредством которых банкразмещает эти ресурсы. Банковские ресурсы это собственный капитал банка ивклады (депозиты ) принимаемые банком от клиентов. Собственный капиталскладывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленнойприбыли.
Депозитыделятся на две группы: срочные (могут быть истребованы у банка по истечениикакого либо срока)и до востребования (могут быть изъяты в любое время).
Сдругой стороны активные операции составляют ссуды, которые также могут бытьсрочными (подлежат погашению через определенный срок — месяц, год, три года) ибессрочные (банк может потребовать их возвращения в любой момент).
Классификациябанковских операции по видам показана на рисунке № 1.
Вексельныеоперации — это покупка банком векселей у компаний и выдача ссуд под векселя.
Подтоварныеоперации — это ссуды под залог товаров и товарных документов.
Фондовыеоперации банков представляют собой операции с ценными бумагами — акциями иоблигациями. Они включают: ссуды под ценные бумаги; банковские инвестиции(покупка банком ценных бумаг).
Прилизинге участниками операции являются три стороны: предприятие — производительоборудования; лизинговая компания (арендодатель) — представляет оборудование варенду промышленным и торговым фирмам; предприятие получающее и использующееего (арендатор).Формы участия банков в лизинг-кредите: кредитованиеспециализированных компаний на основе заключения договора; кредитованиепредприятий, сдающих в аренду производственное оборудование.
Факторинг- взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента.Факторские операции активно проводят коммерческие банки, организующиеспециализированные филиалы или компании.
Доверительные(трастовые)операции — операции банков по управлению имуществом, выполнению иных услуг винтересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица. При ихосуществлении банк формально выступает только в качестве агента, получая доходв виде комиссионных. Но эти операции существенно увеличивают влияние крупныхбанков. По доверенности банк управляет капиталом своих клиентов, вкладываясредства преимущественно в ценные бумаги.
Итакведущим принципом работы коммерческих банков является стремление получитьнаибольшую прибыль. Но оно ограничивается возможностью понести убытки. Чем вышеожидаемая прибыль, тем выше риск. Банк не может избежать риска, он обязан взятьего на себя. Банк должен выбрать вид и об«ем риска. Например, банквыбирает между двумя решениями: выдать конкретную ссуду в 100 млн. рублейопределенному клиенту и взять на себя риск невозврата кредита с вероятностью,оцененной банком в 30 %; отказать клиенту в кредите и взять на себя рискупущенной выгоды, который оценивается банком в 29 млн. рублей. Таким образом,риск банка никогда не может быть равен 0. Риск банковской деятельности — этовероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньшезапланированной, необходимой. Каждому шансу получить прибыль противостоитвозможность понести убытки. Банк должен знать об»ем посильного для негориска, соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности впроцессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка.
3. Кредитно- финансовая система России
ВРоссии как и в других странах существует система государственного регулированияденежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковскихструктур. Правовое основание этой системы составляют два закона — «Обанках и банковской деятельности в РФ», последний вариант принятГосударственной Думой 20 января 1995 года и «О центральном банке РФ (БанкеРоссии)», последняя редакция -конец декабря 1994 года. Согласно этимзаконам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ,коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения,получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуютбанковскую систему России. Для финансирования отдельных целевыхреспубликанских, региональных и иных программ могут создаваться специальныебанки (банки развития).
Банкимогут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своейдеятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместныхпрограмм, если их создание не противоречит требованиям антимонопольногозаконодательства РФ и другим законодательным актам.
БанкиРоссии не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает пообязательствам банков.
Банкив РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии имирешении, связанных с проведением банковских операции. Запрещается работникаморганов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) ворганах управления банков.
Всебанки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России исоблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком России.
Центральныйбанк России определяет порядок регламентации, регулирования и контроля задеятельностью коммерческих банков, порядок выделения централизованных кредитныхресурсов, устанавливает следующие экономические нормативы деятельностикоммерческих банков:
— нормативы достаточности капитала коммерческого банка ;
— нормативы ликвидности ;
— минимальный размер уставного капитала банка ;
— максимальный размер риска на одного заемщика;
— предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой егоактивов с учетом оценки риска;
— ограничение размеров валютного и курсового рисков;
— ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акцийюридических лиц.
Достаточностькапитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размеромуставного капитала ( на данный момент) и предельным соотношением всего капиталабанка к сумме активов, взвешенной с учетом риска кредитных вложении и возможнойпотери части стоимости. Минимально возможное допустимое значение этогосоотношения, обязательное для всех банков, составляет 0,04 .
Вкачестве оценочного используется соотношение капиталов банка и активов сповышенным риском, рекомендуется поддерживать его на уровне не ниже 0,1.
Нормативыликвидности баланса коммерческого банка включают в себя обязательные иоценочные показатели. К первым относятся соотношение капитала банка и егообязательств, максимально допустимое 1:25 для банков созданных на базеспециализированных государственных банков; 1:20 для комбанков в виде обществ сограниченной ответственностью и акционерных обществ закрытого типа и 1:15 дляпрочих коммерческих банков.
Обязательнытакже соотношения активов банка сроком погашения свыше одного года иобязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательствна срок свыше года. Этот норматив отражает степень обеспечения выданных банкомссуд соответствующими источниками кредитных ресурсов. Его максимальнодопустимое значение — 1,0 .
Ещеодно обязательное соотношение — суммы ликвидных активов банка и его обязательствпо счетам до востребования — норматив ликвидности, максимальное значение 0,3(0,2 — для бывших спецбанков).
Важнейшимпоказателем ликвидности коммерческого банка является максимальный размер рискана одного заемщика, который определяется как соотношение размеров обязательстводного заемщика к капиталу банка и не может превышать 1.0 для бывших спецбанкови 0,5 — для банков, созданных в 1988-1989 году; 0,75 — по прочим банкам. Приэтом размер риска на одного заемщика не может превышать 10% от суммы активовбанка. Данный показатель отражает возможности банка по выдаче крупных кредитоводному заемщику и ликвидность банка.
Оценочныминормативами ликвидности коммерческого банка являются: соотношение суммывыданных кредитов и суммы средств на расчетных счетах, текущих счетах, а такжесредств во вкладах и депозитах
(рекомендуемоене выше 0,7); соотношение ликвидных активов банка и суммы средств на расчетныхи текущих счетах, во вкладах и депозитах
(рекомендуемое- не ниже 0,5); соотношение ликвидности активов и общей суммы активов(рекомендуемое — не ниже 0,5).
Вцелях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности коммерческихбанков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков Центральный банкформирует систему резервных и страховых фондов, отчисления в которые являютсяобязательными для всех коммерческих банков. Указанная система состоит из:фондов обязательных резервов, фонда страхования депозитов в коммерческих банках(1% от дохода ком.банка), фонда страхования коммерческих банков от банкротств(1% от дохода). Норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в БанкеРоссии на сегодняшний день по счетам до востребования — 20%, по срочнымобязательствам — 10-15%, по валютным депозитам — 2%,
Коммерческиебанки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемойцентральным банком, предоставляется право привлекать денежные средства отфизических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиивозвратности и платности, а так же осуществлять иные виды банковских операции.
Коммерческиебанки по форме собственности могут быть:
а)акционерными обществами различного типа
б)частными компаниями
в)кооперативной собственностью.
Ониосуществляют следующие банковские операции и сделки:
1)привлекают вклады(депозиты) и предоставляют кредиты по согласованию сзаемщиком;
2)ведут расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовоеобслуживание;
3)открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числеиностранных;
4)финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителейинвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;
5)выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги(чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции сними;
6)выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц,предусматривающих исполнение в денежной форме;
7)покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают имналичную иностранную валюту;
8)покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни,изделия из них;
9)привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;
10)привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручениюклиентов (трастовые операции) ;
11)оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговыеоперации.
Указанныеоперации могут проводится как в рублях, так и в валюте при наличиисоответствующей лицензии Центрального банка.
Внутренняялицензия дает право на :
— ведение счетов в иностранных валютах клиентов банка при условии открытиякоммерческим банком корреспондентского счета в кредитном учереждении обладающимгенеральной лицензией;
— проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банкав форме документального аккредитива, инкассо, банковского перевода;
— привлечение и размещение средств в иностранных валютах в форме кредитов,депозитов, вкладов, а также выдачу гарантии в пользу клиента в иностраннойвалюте (в пределах собственных валютных средств);
— посредничество на комиссионной основе при обмене средств валютных клиентовбанка.
Генеральнаялицензия дает возможность коммерческому банку устанавливать прямыекорреспондентские отношения с иностранными банками. Коммерческие банки имеющиегенеральную лицензию могут открывать корреспондентские счета для проведениявалютных операции другим коммерческим банком.
4. Федеральная резервная система США
Банковскаясистема США сформировалась под воздействием многократно уточняемого Закона оФедеральной резервной системе и принятого в 1980 году Закона о дерегулированиидепозитных учреждении и
монетарномконтроле (DIDMCA). Это система схематично изображена на рисунке № 3.
Стержнемденежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Советуправляющих Федеральной резервной системы.
Семьчленов Cовета назначаются президентом с одобрения конгресса. Им устанавливаютсядлительные сроки полномочий 14 лет, но вместе с тем каждые два года заменяетсяодин член Совета. Это делается для того, чтобы дать возможность Советудействовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым ипользоваться автономией. Назначение, а не избрание состава Совета имеет цельюотделить кредитно — денежную политику от политики партии.
Советуправляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной ибанковской системы страны. Широко признано, что председатель Совета — самыйвлиятельный руководитель центрального банка в мире. Эффективность мероприятийСовета, которые должны соответствовать общественным интересам и способствоватьобщему экономическому благосостоянию, достигается с помощью определеннойтехники управления денежным предложением.
Вформировании основ банковской политики Совету управляющих помогают два важныхоргана. Один — Комитет открытого рынка, состоит из семи членов Совета и пятипрезидентов федеральных резервных банков, определяет политику Федеральнойрезервной системы в области закупок и продажи государственных облигации наоткрытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способвоздействия руководящих кредитно — денежных учреждении на предложение денег.Другой — Федеральный консультативный совет состоит из 12 видных руководителейкоммерческих банков, избираемых ежегодно по одному от каждого из 12 федеральныхрезервных банков. Периодически Совет проводит встречи с Советом управляющих ивысказывает свои соображения о банковской политике. Однако Совет чистоконсультативный орган, он не имеет полномочий для формирования политики.
Федеральнаярезервная система независимая организация. Она не может быть упразднена поприхоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе,как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочии членовСовета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Другаяважная составляющая часть американской банковской системы — это двенадцатьфедеральных резервных банков, которые являются
а)центральными банками,
б)квазиобщественными банками и
в)банками банкиров.
Такимобразом в США двенадцать центральных банков. Это отражает географическиемасштабы, экономическое разнообразие и наличие  большого числа коммерческихбанков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основныеполитические директивы Совета  управляющих. Самый важный из них — Федеральныйрезервный банк города Нью-Йорка.
Двенадцатьфедеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиозчастной собственности и общественного контроля. Их собственник — коммерческиебанки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную системукоммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капиталефедерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимойфедеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом — Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономикинаходятся в частной собственности, но управляются государством. Онируководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точкизрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.
Федеральныерезервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитныеучреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательныхучреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом федеральные резервные банкиявляются «банками банкиров».
Крометого у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняюткоммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгрессуполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка,которые образуют предложение бумажных денег в экономике.
Роль«рабочих лошадок» финансовой системы США играют около 13 800 еекоммерческих банков. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то естьчастными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная третьполучает чартеры от федерального правительства, то есть является национальнымибанками. До принятия DIDMCA это различие было важным, т.к. закон обязывалнациональные банки входить в федеральную резервную систему, тогда как банкиштатов сами решали присоединяться к ней или нет.
Сберегательныеучреждения имеют самостоятельные и отдельные от Совета управляющих ифедеральных резервных банков органы контроля. Но DIDMCA расширил кредитныеполномочия сберегательных учреждении (в части выдачи ссуд предприятиям ипотребителям)и поставил ссудо-сберегательные ассоциации под контроль резервнойсистемы.
Сейчасна сберегательные учреждения распространяются резервные требования, благодарячему они могут получать заем Федеральной резервной системы.
5. Заключение. Банки в современном мире
Традиционноепредставление о банке как только о кредитном и расчетно-платежном институте несоответствует современному положению вещей. Сегодня, как было показано в даннойработе, коммерческий банк представляет собой универсальный, многофункциональныйкредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные,консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг,проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование вбанковской практике последних достижении науки и техники банки фактическиуправляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессепроизводства. Кроме того широкое кредитование бюджетного дефицита игосударственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансамии позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ovsem.com/