–PAGE_BREAK–
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАНОИНДУСТРИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2.1. Стратегия и тактика формирования наноиндустрии в РФ
Россия вступила на путь создания нанотехнологий в «догоняющем» режиме с 1996 года. В России нанотехнологии выбраны в качестве направления, которое может обеспечить инновационные прорывы страны в долгосрочной перспективе. [12] Предполагается, что становление наноиндустрии будет способствовать решению таких проблем страны, как «энергетическая, экологическая и продовольственная безопасность, качество жизни, образования и общественного управления, борьба с бедностью, болезнями, терроризмом». [35]
О форсированном развитии нанотехнологий как приоритетной области исследований, направляемой государством, впервые было заявлено в конце 2004г. в «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года», определявшей основные направления деятельности в области нанотехнологий, приоритеты, принципы и направления развития наноиндустрии. [37]
Следующим этапом стало создание в мае 2005г. Межведомственного научно-технического совета по проблеме нанотехнологий и наноматериалов — совещательного органа, образованного с целью рассмотрения вопросов развития работ в области нанотехнологий на период до 2010г. [6]
В начале 2006г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «210600 Нанотехнология», установивший перечень специальностей: «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы», квалификация выпускника – «инженер». [26] С введением данного стандарта в государственную политику поддержки наноиндустрии была включена сфера образования. Однако адекватного развития государственные стандарты по другим направлениям подготовки («Экономика», «Психология», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Статистика»), связанным с наноиндустрией, не получили.
Для реализации Концепции Правительством РФ в августе 2006г. была принята «Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации», коллегиальным координационным органом которой стал Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. [31] Принятый план реализации Программы предполагал конкретные сроки, действия и центры ответственности. Кроме того, были определены субъекты инновационной системы, формирующейся в целях реализации Программы, и требования к ним: головная научная организация Программы; головные организации отраслей; научно-образовательные центры на базе ведущих вузов страны; центры коллективного пользования научным оборудованием; центры трансферта технологий; венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии; негосударственные организации – участники Программы.
Важным документом стала Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», принятая в 2007г. [5] В ней были определены стратегические горизонты развития наноиндустрии в России: увеличение объемов производства продукции нанотехнологий, насыщение соответствующих рынков в ближайшие 3–4 года; разработка и внедрение в производство новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через 3–5 лет; развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий для создания перспективных отраслей экономики в течение 10–20 лет.
В соответствии с логикой стратегического менеджмента, основными формами реализации Президентской инициативы должны стать целевые программы и стратегии более низких уровней иерархии со своими комплексами целей и центрами ответственности, необходимыми методами и инструментами, источниками средств, каналами движения решений и ресурсами. Итак, компонентами единой системы национального стратегического менеджмента должны стать:
1. Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 года, проект которой был представлен в конце 2007г. Министерством образования и науки РФ в Правительство и одобрен с учетом доработок. Документ предполагает формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии к 2011г. для поддержания научно-технического паритета России с экономически развитыми странами мира, а к 2015г. намечается формирование условий для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. При этом отечественный рынок нанотехнологий к этому времени, по прогнозам, должен составить 900 млрд руб. (30 млрд долл.) – около 3 % мирового рынка высоких технологий. [9] Эта рамочная Программа является также логическим продолжением «Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации», «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года». Статус этой Программы – промежуточный между стратегией и целевой программой, что повышает неопределенность ее проектных параметров (субъекты, объекты, цели, процессы, результаты, механизм реализации), снижает ее эффективность. Она призвана обеспечивать переход к формированию конкурентного рынка нанопродукции в России. [8]
2. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы». Это первая федеральная целевая программа, разработанная исключительно в целях развития наноиндустрии в России. Была утверждена 02.08.2007г. Постановлением Правительства РФ № 498 с объемом финансирования 27,733 млрд рублей. Эта федеральная программа нацелена на создание национальной нанотехнологической сети из обозначенных в «Стратегии развития наноиндустрии» субъектов инновационной системы с той же структурой. Победителем в конкурсе по определению головной научной организации этой сети стал «Российский научный центр “Курчатовский институт”». [5]
3. Целевые программы второго эшелона, или мезоэкономического уровня: региональные и ведомственные, которые предусматривают финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства. После утверждения «Стратегии развития наноиндустрии» во все федеральные, ведомственные и региональные программы включены меры по поддержке исследований в области нанотехнологий. В настоящее время в России действуют федеральная программа: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 гг.»; «Национальная технологическая база» на 2007 — 2011 гг.; Федеральная космическая программа России на 2006 — 2015 гг.; Государственная программа вооружения на 2007 — 2015 гг.; Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2006 — 2010 гг.; «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 гг.; «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015гг. Началось выполнение и межотраслевых ведомственных программ (Специализированная программа Российской академии наук и Российской академии медицинских наук; программа Российского фонда фундаментальных исследований).
Однако ряд общенациональных, межотраслевых и отраслевых стратегий, а также отдельные федеральные и ведомственные программы не согласуются со «Стратегией развития наноиндустрии». Например, в «Энергетической стратегии России на период до 2020г.», «Транспортной стратегии РФ» отсутствуют упоминания о роли нанотехнологий в развитии энергетики и транспорта. Это значительно снижает потенциал отраслевых стратегий, не обеспечивает между ними субъектно-объектных и пространственно-временных связей, сокращает эффекты отраслевой и межотраслевой мультипликации и акселерации, региональной аппликации. Становление наноиндустрии в регионах страны идет неравномерно. Наблюдаются значительные различия региональной активности в развитии наноиндустрии, уровень которой в федеральных округах, по экспертной оценке (по 11 критериям в шкале от 1 до 6 баллов) достаточно низок, и далеко не все регионы России имеют стратегии, программы и планы развития наноиндустрии, ее инфраструктуры и рынков. Это отразилось в неравномерном распределении инвестиций по конкурсу Роснано по округам России (см. табл. 2).
Таблица 2
Становление наноиндустрии в регионах страны к 01.04.2010г.
Округа РФ
Уровень развития по экспертной оценке
от 1 до 6 баллов
Распределение инвестиций из 100%
Дальневосточный федеральный округ
1,33
0
Приволжский федеральный округ
3,29
17,1
Северо-Западный федеральный округ
3,27
7,4
Сибирский федеральный округ
2,42
14,2
Уральский федеральный округ
2,50
5,5
Южный федеральный округ
1,85
3,0
Центральный федеральный округ
2,83
52,8
Источник: составлено по: [27]
В России официально признанный спектр исследований в области нанотехнологий ограничен девятью тематическими направлениями, утвержденными в Программе развития наноиндустрии до 2015г.: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики; функциональные наноматериалы для космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные наноматериалы; композитные наноматериалы; нанотехнологии для систем безопасности.
При вынужденном десятилетнем опоздании включения России в «нанотехнологическую гонку» государственное финансирование разработок в этой области до 2005г. исчислялось несколькими десятками миллионов долларов в год. [22] После 2005г. расходы на нанотехнологии значительно выросли, а в будущем на реализацию Программы развития наноиндустрии до 2015г. планируется выделять от 40 до 60 млрд руб. в год. Это сопоставимо с текущими инвестициями в наноиндустрию других развитых стран. Однако этого недостаточно с учетом произведенных за рубежом инвестиций в более ранний период и эффектом от их накопления. Российская доля на мировом рынке нанотехнологий и нанотоваров составляет пока около 0,1 процента. Несмотря на значительные финансовые вложения, Россия, как уже было сказано, пока уступает США, ЕС, Японии и другим развитым странам по таким показателям развития наноиндустрии, как количество публикаций в области нанотехнологий, выданные патенты, доля продукции наноиндустрии в общем объеме производимой продукции. Если, например, рассматривать публикации в области нанотехнологий, Россия занимает 9-е место по публикационной активности и 17-е место по индексу цитирования трудов российских ученых по этой проблематике. Однако следует отметить, что в зарубежных изданиях фундаментальные результаты российских исследователей часто «замалчиваются», сроки их публикации необоснованно увеличиваются, имеет место заимствование без ссылок на авторство, тексты подвергаются различного рода модификации, публикуются при навязанном соавторстве.
Однако, осознание стратегической важности нанотехнологий привело к тому, что в России на уровне правительств и крупнейших фирм создаются и успешно выполняются программы работ по нанотехнологиям. Результаты анализа свидетельствуют, что отечественные разработки находятся на уровне мировых достижений. На сегодняшний день государством приняты необходимые решения: определены институты, выделено финансирование, созданы инструменты управления — федеральная целевая программа, государственная корпорация «Роснано», к анализу и финансированию проектов в области нанотехнологий подключен Российский фонд фундаментальных исследований. При этом государство не пытается развивать нанотехнологии форсированными темпами, так как ожидает реакции общества и именно на него возлагает задачи определения приоритетов развития нанотехнологической отрасли. Внедрение нанотехнологий в нашу повседневную жизнь предполагает новый уровень культуры и восприятия, поэтому должно сформироваться экспертное сообщество из числа видных футурологов, социологов и психологов, способных дать компетентную оценку результатам внедрения нанотехнологий, готовности людей принять эти технологии и спрогнозировать их будущее влияние на нашу жизнь. В настоящий момент такое экспертное сообщество ещё не образовалось.
2.2. Нанотехнологии в сфере бизнеса на рынке РФ
Недостаточно вовлеченным в процесс инвестирования нанотехнологий остается частный сектор экономики России. Крупные ТНК, а также многие национальные компании, опасаясь распыления капитала, повышения риска непрофильных вложений, недостаточно используют диверсификацию на основе высоких технологий, не спешат помогать государству в решении стратегических задач нанотехнологического прогресса. Они рассчитывают на то, что государство будет основным вкладчиком в нанотехнологические разработки, возьмет на себя финансирование фундаментальных и отчасти прикладных научных исследований, подготовку профессиональных кадров, расходы на сопутствующие институциональные, организационные и информационные нормы, правила, структуры, сети, сведения и базы данных. Однако, некоторые представители крупного бизнеса понимают перспективность развития нанотехнологий в России и готовы вкладывать финансовые средства в создание новых продуктов на основе «нано».
Мировой рынок нанотехнологий уже поделен, и России, где промышленность до сих пор использует устаревшие разработки, будет очень сложно отвоевать свой сегмент в нём. Но, несмотря, на отдельные отрицательные мнения по поводу развития нанотехнологий в сфере бизнеса РФ, государство и частные компании продолжают осуществлять свою деятельность в этом направлении, опираясь на поддержку со стороны обоих сторон.
Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий можно назвать создание в России государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», которая была учреждена федеральным законом 139-ФЗ 19 июля 2007 года для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». [20.С.22] Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров — частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, таких как центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы и фонды раннего инвестирования. ГК «Роснано» выбирает приоритетные направления инвестирования на основе долгосрочных прогнозов развития, к разработке которых привлекаются ведущие российские и мировые эксперты. Корпорация планирует финансировать проекты в целях повышения их привлекательности для частных инвесторов и выходить из них, когда частный капитал будет готов финансировать проект самостоятельно. В 2008г. в ГК «Роснано» были приняты решения о финансировании проектов на общую сумму 10,3 млрд руб. (средства корпорации составили 5,5 млрд руб.). При этом была существенно недовыполнена закрепленная в Стратегии деятельности корпорации задача на этот период – финансирование проектов в объеме 14 млрд рублей. [36] Это доказывает наличие оснований для возрастающей критики российских государственных корпораций как организационной формы проведения масштабной инвестиционной политики и реализации стратегических национальных интересов. Действительно, их государственно-монополистическая природа и бюрократические изъяны очевидны, а активность, качество работы и эффективность явно недостаточны.
Чтобы преодолеть тенденции торможения и придать новые импульсы интенсификации развития наноиндустрии, ГК «Роснано» планировала в 2009г. финансирование 50 проектов на общую сумму 80 млрд руб. Особое внимание обращено на необходимость привлечения частных инвестиций в расширение сфер исследований и применения нанотехнологий, формирование широкого фронта работ по созданию многоотраслевой конкурентоспособной наноиндустрии. По итогам конкурсов, к 1 апреля 2010г. поддержано 64 проекта на 185 675,1 млн руб. (около 62 млрд долл.). Инвестиции распределены по приоритетным кластерам. Инвестиции распределены по приоритетным кластерам (проектам): инфраструктура наноиндустрии — 21 % (7 проектов), машиностроение и металлообработка — 6 % (11), медицина и биотехнологии — 8,5 % (9), наноматериалы — 12 % (12), оптотехника и наноэлектроника — 22 % (18), солнечная энергетика и энергосбережение — 30 % (7).Доля ГК «Роснано» составляет 93 243,7 млн руб., а других инвесторов — 92 431,4 млн руб. [22]
Крупнейшим российским частным инвестором в нанотехнологии является Группа «Онэксим», принадлежащий Михаилу Прохорову и фокусирующийся на инвестициях в горнорудную промышленность, недвижимость, инновационные проекты в сфере энергетики и нанотехнологий. [34] Группа «Онэксим» осуществляет инвестиции в отрасли, которые, по ее мнению, должны оказать серьезное влияние на инновационное развитие секторов присутствия компании. Стратегическая цель группы состоит в том, чтобы содействовать распространению передовых технологий в масштабах мировой экономики по мере дальнейшего продвижения России к экономическому процветанию. А миссия группы «Онэксим» состоит в том, чтобы содействовать экономическому росту в России с помощью ответственных инвестиций в капитальные активы и инфраструктурные проекты. При Группе «Онэксим» был создан экспертный совет по нанотехнологиям. Это своего рода независимое жюри представлено порядка двадцатью ведущими российскими учеными-практиками. Возможно, будут и их зарубежные коллеги, потому как ограничений по количественному и национальному составу нет. Независимый экспертный совет как раз был создан для определения технологий, которые представляют наибольший интерес с позиции их перспективности, а также квалификации научного коллектива и состояния конкурентной среды в этой области. Для наноидустрии России группа «Онэксим» — это первая компания среди представителей крупного российского бизнеса, одной из целей которой является осуществление инвестиционных проектов в нанотехнологии. Возможно, именно такая активная политика в области нанотехнологий ускорит развитие внутреннего рынка нанотехнологий, а в дальнейшем найдутся и другие частные инвесторы.
Первый проект ГК «Роснано» и группы «Онэксим» в области медицины, утвержденный к финансированию — «Создание производства микроисточников, микросфер и комплектующих для проведения процедур брахитерапии». В рамках проекта планируется создание отечественного производства микроисточников для лечения больных со злокачественными образованиями. Такая процедура дешевле, чем радикальная операция или лучевая терапия, при этом обладает большей эффективностью. А первый образовательный проект носит название «Международная магистерская образовательная программа Московского Института стали и сплавов (МИСиС) — Московского физико-технического института (МФТИ) «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий и наноиндустрии». В его основе лежит методика подготовки магистров по одному из наиболее актуальных направлений современной наноиндустрии с привлечением для чтения авторских курсов лекций крупных зарубежных специалистов.
Еще одним важным проектом в области наноиндустрии является взаимное сотрудничество между ГК «Роснано» и ОАО «Газпром». В целом «Газпром» и «Роснано» должны совместно разработать программу стимулирования спроса на нанотехнологии в газовой отрасли к 2011г. Другой госмонополист — это «Автодор». «Роснано» подписала с ним договор о координации действий по внедрению нанотехнологий в строительстве, содержании и ремонте магистральных автомобильных дорог. Речь идет, в частности, о модификаторе дорожных покрытий «Унирем», разработка которого послужит началом для перспективного проекта под названием «умная дорога». Важно то, что на долю проектов, в создании или модернизации которых «Роснано» примет непосредственное участие, через пять лет придется порядка трети от общего объема продаж российской нанопродукции.
Первым магистральным направлением ГК «Роснано», стало производство светодиодной техники. В области светотехники человечество в настоящее время входит в новую стадию, постепенно переходя к использованию технологий производства света, которые по расходу электроэнергии примерно в семь раз более экономичны, а продолжительность их работы более чем в 25 раз выше, чем у традиционных ламп накаливания. Этот рынок развивается очень динамично: порядка 25% в год в целом по миру и 66% в год — в России. С 2006 года основные технологические разработки компании ведутся в немецком светодиодный проект с компанией «Оптоган» является первым практическим примером проекта, уже доведенного корпорацией до практического результата.
В качестве второго примера успешного продвижения наноразработок «в массы» был использован рынок розничной торговли RFID-технологиями (технологии радиочастотной идентификации). Данные технологии позволят управлять современными магазинами в режиме онлайн, когда возможно будет в деталях увидеть движение всех товаров со складов на полки магазинов, с полок — на тележки покупателей и, наконец, при выходе покупателей из магазина. По сути, полная замена обыкновенных штрихкодов, то есть новое производство миллиардов чипов. Технология таких магазинов будущего уже достаточно подробно проработана «Роснано» совместно с ведущими специалистами в этой сфере.
Особое внимание в «Роснано» уделяется и проектам развития солнечной электроэнергетики. Специалисты корпорации активно изучают перспективы сразу нескольких конкурирующих технологий в этой сфере, начиная с кристаллического кремния и заканчивая тонкими пленками и технологиями с концентраторами, поскольку у каждой из этих технологий, по оценкам экспертов, есть большой рыночный потенциал. Так, только в сегменте солнечных фотоэлектрических установок ожидается более чем четырехкратный рост объема мирового рынка за период 2008 — 2015 гг.
Для привлечения частного капитала в предприятия, производящие товары с использованием нанотехнологий, в хозяйственном механизме России эффективными методами со специальными инструментами могут стать: предоставление дотаций и субвенций из государственного бюджета; передача прав собственности на объекты производственного назначения (здания, сооружения, оборудование, коммуникации, земля и др.); сокращение, амнистия или пролонгация ресурсных платежей; выделение грантов и стипендий на исследования и образование; введение выгодных экспортных и импортных таможенных платежей; установление налоговых льгот и государственных гарантий по кредитам. В конце 2008 г. Правительством РФ был утвержден перечень НИОКР, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5; в него вошли нанотехнологии и наноматериалы. [1]
По состоянию на конец октября 2010 года на различные нанотехнологические проекты в России было выделено в общей сложности почти 25 млрд рублей, а привлечение в 2009 году по линии «Роснано» 17 млрд рублей частных инвестиций (порядка 570 млн долларов), согласно оценкам американской исследовательской компании Lux Research, вывело Россию на четвертое место в мире по инвестициям после США (3,3 млрд долларов), Японии (2,6 млрд долларов) и Германии (0,8 млрд долларов). На 15 октября 2010 года наблюдательным советом «Роснано» было одобрено 94 проекта в 30 регионах России с общим бюджетом 303,5 млрд рублей, включая долю корпорации в размере 123,3 млрд рублей. [31]
По данным, приведенным выше, видно, что несмотря на опоздание России с включением в гонку нанотехнологий на пару лет, уже в настоящее время очевидны позитивные изменения (хотя вперед продвинулись и многие другие страны). Так, к настоящему времени объем гарантированных партнерами инвестиций в десять раз превысил средства, привлеченные “Роснано” в 2009 году. И уже к 2015 году ГК «Роснано» рассчитывает, что РФ войдет в мировую высшую нанолигу благодаря конкретным нанопроектам.
Для обеспечения эффективности масштабного производства продукции наноиндустрии и завоевания конкурентных позиций на формирующемся рынке нанотехнологий необходимы детальная разработка и внедрение механизмов коммерциализации разработок. Эта система должна включать институциональные, организационные и информационные меры: частно-государственное венчурное партнерство; систему льгот и преференций; поддержку взаимодействия научно-образовательных, исследовательских учреждений с бизнесом; создание специальных научно-технологических зон. Требуется дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации наноиндустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры). Это будет способствовать созданию в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности, выходу на межрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции, обеспечению России конкурентных преимуществ в мировой экономике. Кроме того, коммерциализация разработок в области нанотехнологий создаст предпосылки повышения конкурентоспособности и снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей экономики, осуществления перехода в них к новому хозяйственному укладу.
3. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РФ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Проблемы развития наноидустрии в РФ
История неопровержимо свидетельствует о том, что едва ли все полезные изобретения и научно-технические разработки не только способствуют развитию экономики, но также ставят человечество перед новыми и подчас труднопредсказуемыми опасностями. В 2004 году банк Credit Suisse First Boston опубликовал аналитический доклад о будущем нанотехнологий. В нем утверждается, что нанотехнология является классической «технологией общего назначения». Другие технологии общего назначения — паровые двигатели, электричество и железные дороги — становились основой для промышленных революций. Нововведения такого рода обычно начинают свое развитие, как очень грубые технологии с ограниченными вариантами использования, но затем быстро распространяется на другие сферы жизни. Это приводит к началу «процесса креативной деструкции» (процесс, в котором новая технология или продукт предоставляют новые возможности и лучшие решения, результатом чего является полная замена предшествующей технологии или продукта). В ближайшем будущем креативная деструкция не только будет продолжаться, но и ускорится, и нанотехнология будет ее ядром.
Сегодня покупатель промышленного продукта платит за его проектирование, материалы, труд рабочих, стоимость производства, транспортировку, хранение и организацию продаж. Если нанофабрики смогут производить большой диапазон продукции в любое время и в любом месте, большая часть этих операций сделается ненужными. Поэтому неизвестно, как нанопроизводство повлияет на цены и на уровень безработицы. Гибкость нанотехнологического производства и возможность выпуска радикально лучшей продукции предполагает, что обычные товары не смогут конкурировать с продукцией нанофабрик во многих областях. Если технология нанофабрик будет принадлежать или контролироваться какой-либо одной организацией, это может привести к «новой монополизации». С другой стороны, если продукты нанотехнологий будут исключительно ценными, монополия позволит владельцам технологии установить высокие цены на всю продукцию для получения большой прибыли. Однако, это означает, что миллионы нуждающихся людей не получат доступ к жизненно необходимым дешевым технологиям. Со временем конкуренция снизит цены, но на раннем этапе появление монополии весьма вероятно. Тем более, что «бедные» страны мира не обладают возможностями для финансирований наноисследований. Но и в случае крупных держав, нанотехнологии будут способствовать снижению уровня экономического влияния отдельных государств, в которых рынок нанотехнологий будет недостаточно развит по сравнению с лидерами этого рынка на тот момент. Также маловероятно, что нерегулируемому коммерческому рынку нанотехнологий будет позволено существовать.
Проблемы развития рынка нанотехнологий в РФ непосредственно связаны и с тем, насколько реальны разговоры о модернизации в стране. Только жесткие требования по модернизации в части энергоэффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности, импортозамещения, наконец, национальной безопасности заставят заработать внутренний рынок России.
Вместе с тем, вопрос о российской нише на мировом рынке нанотехнологий становится все более актуален. Уже неоднократно говорилось, что еще 5-6 лет, и мы никому не будем нужны. Сегодня доля России в нанотехнологическом секторе рынка составляет 0.04%. [29] А времени остается все меньше и меньше. И хотя Россия — исключительно талантливая страна, и у РФ, безусловно, были шансы войти в число лидеров. Однако шансы в значительной степени упущены, из-за того, что мы сильно задержались на старте нанотехнологий, потеряв 7–10 лет.
Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка нанотехнологий в России является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений. Можно также говорить о том, что Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по патентам на нанотехнологические разработки и их комммерциализации.
Поэтому, для движения России в области нанотехнологий и наноиндустрии в ногу с развитыми странами первостепенное внимание должно быть сосредоточено на фундаментальных исследованиях. Они должны иметь оснащение и выполняться на самом современном уровне. В противном случае рынок нанотехнологий в РФ рискует не только оказаться на обочине длинной нанотехнологической дороги, но и в скором времени перестанет на должном уровне понимать мировые достижения в этой области.
Однако, это не означает, что усилия по организации производства и освоению рынка для продвинутых в практическом плане разработок должны быть ослаблены.
Фундаментальные исследования и их материальное обеспечение имеют принципиальное значение для развития нанотехнологий и наноиндустрии. Сейчас часто высказывается мнение, что в области нанотехнологий у нас одинаковые стартовые позиции с передовыми странами. Хотя мы и располагаем высококвалифицированными кадрами и занимаем передовые позиции на ряде направлений, необеспеченность современным технологическим, диагностическим и исследовательским оборудованием не позволяет в достаточной мере реализовать имеющиеся возможности.
В последний раз более или менее массовое обновление парка научного оборудования проводилось около 20 лет назад при реализации Государственной программы СССР «Высокотемпературная сверхпроводимость». К тому же, исследования на Западе на многих направлениях начаты раньше. И ведутся значительно более широким фронтом.
Казалось бы, сейчас не о чем беспокоиться: в последние годы руководство страны, осознавшее жизненную необходимость развития нанотехнологий, предпринимает значительные усилия по организации на государственном уровне работ в этой области: созданы Правительственный совет по высоким технологиям и Госкорпорация «Роснано», выделяются значительные финансовые средства. Однако складывается впечатление, что роль фундаментальных исследований в развитии нанотехнологий государственными органами недооценивается. Минобрнауки фундаментальные исследования практически не финансирует. Фундаментальные исследования в области нанотехнологий ведутся за счет средств соответствующих ведомств. Центральное место в развитии фундаментальных исследований в нашей стране традиционно принадлежит Российской академии наук.
В 2008г. по программам фундаментальных исследований Президиума и Отделений РАН финансирование нанотехнологических проектов составляло всего около 100 млн рублей. Финансирование также осуществлялось по проектам Российского фонда фундаментальных исследований и международным проектам. Анализ показывает, что такое финансирование почти на два порядка меньше, чем требуется для того, чтобы обеспечить современный уровень фундаментальных исследований и их развитие, необходимое для становления отечественной наноиндустрии. Такое положение дел представляется совершенно недопустимым. Поэтому необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование НИОКР по наноматериалам и нанотехнологиям с выбором способов реализации программы, включая масштабы и источники финансирования. Государство заинтересовано в быстрейшем развитии перспективного направления, поэтому оно должно взять на себя основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, формирование инноваций.
Проблема существует и в сфере создания финансово-экономического механизма формирования оборотных средств у институтов и предприятий-разработчиков наноматериалов и нанотехнологий, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности в этой сфере на всех ее стадиях ‑ от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологической продукции.
Важной задачей является привлечение, подготовка и закрепление квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров для обновленного технологического комплекса Российской Федерации, что в свою очередь является проблемой. Ведь в России разработки наших ученых зачастую остаются неоцененными, следовательно в поисках признания, материального обеспечения часть квалифицированных кадров покидает РФ, соответственно происходит утечка не только ученых, а важных разработок, информации. И если раньше научную эмиграцию составлял весь спектр представителей науки от выпускников до профессоров, а теперь, в основном, выпускники. Российскими разработчиками в сфере нанотехнологий сегодня больше интересуются зарубежные фирмы, поскольку видят для себя прямой коммерческий интерес. Поэтому данная задача заслуживает серьезного внимания и решения.
Следующая серьезная проблема российского рынка нанотехнологий заключается в недооценке роли малых предприятий, их способности к гибкой интеграции инновационных методов в производство и быстрой реакции на потребности рынка. Только 1% российских малых предприятий работает в сфере инноваций, причем не более 15% из них ориентированы на рынок. Для сравнения, в США в сфере инноваций работают порядка 50% предприятий малого бизнеса. В Германии, в одной только земле Северный Рейн-Вестфалия количество малых и средних предприятий, занимающихся нанотехнологиями, приближается к пятистам, в то время как в Центральном федеральном округе РФ их насчитывается только 226.
Малые предприятия, работающие или планирующие начать разработки в сфере нанотехнологий, сталкиваются со следующими проблемами:
Невостребованность на рынке. Промышленность не испытывает необходимости в тех разработках, которые предлагают компании; Несовершенство российского законодательства в области интеллектуальной собственности и патентной защиты. У нас авторская идея не является предметом правовой охраны; Избыточное налогооблажение соответствующей деятельности и научно-технической продукции, созданной в рамках НИОКР в сфере нанотехнологий. Облегчение налогового бремени просто необходимо малым нанотехнологическим предприятиям как средство привлечения инвестиций и снижения себестоимости собственной продукции; Нехватка оборотных средств и инвестиций. Малым компаниям получить кредит в банке практически невозможно, приоритетными являются инвестиции. Корпорация «Роснано» не рассчитана на финансирование небольших проектов, поэтому малым компаниям для проведения разработок в сфере нанотехнологий остается надеяться на венчурные и посевные фонды. Однако посевные фонды находятся на начальной стадии своей деятельности, венчурные фонды предлагают невыгодные условия для ученых (высокий процент, сравнительно короткие сроки предоставления денег, отсутствие значительной помощи в управлении капиталом); Сложности сертификации. Получение сертификата — очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, еще не отлаженный в сфере нанотехнологий; Недостаток научных кадров; Отсутствие взаимоотношений малых, средних и крупных предприятий. Крупному инновационному бизнесу в России полноценно использовать потенциал малых компаний мешают незнание их возможностей, отсутствие практики успешного взаимодействия, неумение малого бизнеса представить свои идеи и разработки.
Системной проблемой в сфере наноиндустрии, являющейся основой развития наукоемкой экономики, в настоящее время является разрыв между необходимостью проведения на высоком уровне исследований и разработок, научно-технологическим заделом в этой сфере и критически низким уровнем развития инфраструктуры наноиндустрии, что не позволяет Российской Федерации стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 — 2010 годах обращается внимание на необходимость продолжения решения вопросов развития наноиндустрии с применением программно-целевых методов. [4] Ускоренное выполнение работ в сфере развития инфраструктуры наноиндустрии призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002г., в том числе повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.
Правительство Российской Федерации одобрило в основном Концепцию развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194), в соответствии с которой важным направлением реализации государственной политики в области инновационного развития наноиндустрии является материально-техническое обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования в целях создания сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции. [29] В президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии», утвержденной Президентом Российской Федерации, одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий определена федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы». [5]
Инфраструктура наноиндустрии должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.
В то же время в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Одной из главных причин такого отставания является отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотехнологий — практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а также отставание в развитии других составляющих инфраструктуры наноиндустрии. Для решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ инфраструктуру национальной нанотехнологической сети.
После разрешения всех поставленных проблем можно будет говорить и о рынке нанотехнологий как о более перспективном проекте, а сегодня, к сожалению, подавляющее большинство потенциальных потребителей нанопродукции либо ничего не знает о возможностях нанотехнологий, либо не рассматривает их в качестве необходимого компонента в сложившемся от века производстве. Существующие проблемы существенно затормаживают развитие нано отрасли в целом, что в свою очередь тормозит продвижение России на мировом рынке нанотехнологий.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.2. Перспективы наноиндустриализации РФ Несмотря на все трудности, перспективы нанотехнологий в России, безусловно, есть. Большое число лабораторий и целых научных институтов ведут нанотехнологические исследования и разработки уже давно, гораздо раньше, чем само слово «нано» начало звучать с экрана телевизора в речах первых лиц государства. Отдельные коллективы, как например лаборатория перспективных углеродных материалов Московского ниверситета, занимающаяся исследованием различных наноуглеродных материалов, ведут свои исследования на переднем краю науки. В стране есть сильная материальная база в области атомно-силовой микроскопии, где мы находимся практически в равных условиях с другими странами. Внедрение самих технологий в производстве, пускай не такими темпами как за океаном, но все же происходит. Остается надеяться, что начинания нашего государства в области развития нанотехнологий не исчерпаются созданием госкорпорации и освоением бюджетных средств. Хочется верить, что вся отечественная наука получит от такой инициативы толчок к развитию. В последнее время в научной литературе уделяется много внимания развитию и перспективам нанотехнологий и возможностям их применения в различных отраслях человеческой деятельности. Развитие науки о нанотехнологиях обещает большие возможности для применения в разработке новых материалов, связи, биотехнологии, микроэлектроники и энергетики. Среди наиболее вероятных научных прорывов эксперты называют увеличение производительности компьютеров, восстановление человеческих органов c использованием вновь воссозданной ткани, получение новых материалов, созданных напрямую из заданных атомов и молекул и появление новых открытий в химии и физике. Наноиндустрия является одним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологий и промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государства ЕС, Япония и Китай. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе увеличение объема рынка нанотеха до 1 трл.долл. Если в экономически развитых странах уже приступили к коммерциализации изобретений наноиндустрии, то Россия только сейчас начала разработки в этой отрасли. В президентской инициативе “Стратегия развития наноиндустрии” сформулированы задачи трех этапов развития наноиндустрии в России и обозначены основные результаты их реализации. Развитие наноиндустрии предполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной, технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации в этих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных и правовых барьеров. Официальный факт “признания” нанотехнологий государством и появление нормативной базы, в которой закрепляется официальная позиция о признании нанотеха одним из приоритетных направлений развития науки, является значимым фактором для развития рынка на начальном этапе. В этом смысле Россия повторяет опыт зарубежных стран, где государственные инвестиции в наноиндустрию способствовали позитивной динамике отрасли, а также привлечению в нее частных вложений. Необходимо отметить, что объем государственных инвестиций в нанотехнологичную сферу сопоставим с аналогичными расходами зарубежных стран. А по процентному отношению ко всему бюджету, значительно их превосходит. Положительно влияет на развитие рынка нанотехнологий на современном этапе привлечение к нано-разработкам внимания общественности и СМИ. Западный опыт развития рассматриваемого рынка свидетельствует, что данный факт способствовал значительному увеличению инвестиций в отрасль, а также увеличению стоимости акций компаний-разработчиков. Остро стоит необходимость стандартизации нанопродукции, что обуславливается появлением все большего числа компаний, использующих приставку нано- для получения прибыли. Это обстоятельство в значительной мере дискредитирует в глазах общественности наносферу в целом. В российских вузах сегодня появились специальности, связанные с наноисследованиями. Это будет способствовать преодолению дефицита научных кадров в данной отрасли. Можно полагать, что у российского рынка есть потенциал для увеличения своего удельного веса на глобальном нанорынке (при условии сохранения также масштабных государственных «вливаний»). Об этом свидетельствует наличие перспективных наноразработок у российских ученых, конкурентоспособных на мировой арене. Хотя необходимо отметить, что место России среди стран нанотеха будет скромнее, чем говорится в правительственных оценках. Скорее всего российские компании на нанорынке смогут занять свою нишу только на отечественном рынке, без выхода на мировой. Это связано как с более позднем включением в «гонку нанотехнологий», так отставанием России от других стран в инновационной сфере в целом. Инновации в промышленности требуют внедрения новых технологий. Развитие микроэлектроники, биотехнологий, генной инженерии достигли тех предельных величин, где измерения идут в миллионных долях миллиметра, называемых нано диапазоном.
В современном мире не только торговля энергоресурсами, но и развитие нанотехнологий может позволить перспективно развиваться всем отраслям промышленности. Отраслям, связанным с затратными технологиями, более всего перспективно развитие нанотехнологий. Для реновации и модернизации всей технологической цепочки любого производства, нанотехнологии подходят больше всего. Перспективы развития нанотехнологий сопряжены с наличием и возможностью быстрого разворачивания или создания сопутствующих инфраструктур. Страны с развитой экономикой, ориентируются на развитие и применение нано технологий, как на самую перспективную веху развития в информационном мире. Даже страны, имеющие ограниченные ресурсы, так же ориентируются на развитие нанотехнологий, т.к. основные вложения требуются в науку и зависит от человеческих ресурсов и уровня образования населения. Создание инфраструктур на основе исследовательских подразделений не только государственных организаций, но и коммерческих предприятий малого бизнеса. Рачительное отношение государства к человеческому ресурсу, поощрение и поддержка научно-технических общественных организаций, дают соответствующую отдачу, в том числе и в создание новых технологий в тех областях, где они работают. продолжение
–PAGE_BREAK–