Кафедрагосударственно — правовых дисциплин
Реферат
По дисциплине:Конституционное право зарубежных стран
На тему: Правовойстатус членов парламента в зарубежных странах
Москва 2010
План
Введение
1. Юридическая природа мандата парламентария
2. Права и обязанности парламентария
3. Парламентский индемнитет и иммунитет
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальностьтемы заключается в том, что определение и законодательное закрепление правовогостатуса членов парламента всегда ставило перед государством сложные задачи. Вэтой связи представляется исключительно важным, чтобы данная проблема быларешена не только на законодательном уровне, но еще и подкреплялась быдостаточно глубокими теоретическими разработками в этой области.
Практическоезначение законодательного определения понятия «правовой статус членапарламента» состоит в том, что данная категория непосредственно затрагиваетинтересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителейв органах власти, призванных в максимальной степени выражать самыеразнообразные интересы населения.
Важнейшейчертой правового статуса члена парламента является его стабильность инеизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитиюнегативных тенденций в обществе и государстве.
Цель данногореферата — рассмотреть правовое положение члена парламента на основе анализазарубежных конституций, составить целостное представление о его правах,обязанностях и привилегиях.
1. Юридическая природамандата парламентария
Парламентарии – это лица,состоящие по тому или иному основанию членами парламента. Называются они вразных странах различно, причем наименования эти не всегда кажутся логичными.
Например, вВеликобритании членами Парламента называются только члены нижней палаты –Палаты общин. Точно так же в США конгрессмены – это не вообще члены Конгресса,а только члены Палаты представителей. Депутатами также именуются обычно толькочлены нижних палат. Члены верхних палат в большинстве стран – сенаторы, вВеликобритании, как мы уже упоминали, – лорды. В Болгарии члены единственной палатыпарламента традиционно (не только в социалистическое время) именуются народнымипредставителями. Пожалуй, только в Югославии да в Хорватии члены обеих палатсоответственно Союзной скупщины и Собора называются депутатами (в СРЮ –союзными). Правда, в данном случае русский термин «депутат» – это переводсербского термина «посланик» и хорватского термина «zastupnik». Этимологию исемантику проследить здесь нетрудно. Впрочем, в Намибии, не мудрствуя лукаво,назвали лиц, состоящих в парламенте, просто членами соответствующей палаты –Национального собрания и Национального совета.[1]
Члены парламентов обладаютспециальной право- и дееспособностью. У избираемых членов парламентовсрок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже – сзаконодательно или даже конституционно установленной даты (например, согласноразд. 1 поправки XX к Конституции США – с полудня 3 января года, следующего загодом избрания). Правда, в конституциях нередко предусматривается необходимостьпроверки полномочий выборного члена парламента той палатой, в состав которой онвходит.
Так, согласно разд. 5 ст.I Конституции США «каждая Палата будет судьей в отношении выборов, законностиизбрания и соответствия требованиям своих собственных членов…».[2]
Согласно ст. 66Конституции Италии «каждая Палата проверяет полномочия своих членов и случаивозникшей неизбираемости или несовместимости».[3]
Впрочем, в Испании ч. 2ст. 70 Конституции установила, что «действительность документов и удостоверенийчленов обеих Палат будет подлежать судебному контролю в сроки, установленныеизбирательным законом»; этот контроль осуществляется коллегией поадминистративным спорам Высшего трибунала правосудия.[4]Вообще Регламент Конгресса депутатов довольно подробно урегулировал порядокобретения полного статуса депутата. Для этого требуется представить вгенеральный секретариат удостоверение, выданное органом избирательной администрации,заполнить декларацию для проверки на несовместимость, указав в ней профессию изанимаемые публичные должности, и на первом же пленарном заседании, в которомдепутат примет участие, принести присягу соблюдать Конституцию. Если он этогоне сделает в течение трех пленарных заседаний, его права и гарантииприостанавливаются до выполнения указанных требований.
Задача парламентария –участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других его функций.Чьи интересы должен он при этом выражать? Кто есть парламентарий –уполномоченный своих избирателей или представитель всей нации? От ответа на этивопросы зависит характер его мандата.
Сторонники Ж. Ж. Руссосчитали, что суверенитет неделим и не может быть представляем: передавать можновласть, но никак не общую волю (суверенитет). Отсюда Ж.Ж. Руссо сделал вывод:«Депутаты народа, следовательно, не являются и не могут являться егопредставителями; они лишь его уполномоченные». Народ делегирует депутатамвласть, но при этом презюмируется, что они, принимая законы, действуют всоответствии с общей волей народа. Отсюда вытекает очень важный принцип,определяющий правовой статус депутатов, – принцип императивного мандата,предполагающий право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы идосрочно отзывать своих избранников, если они эти наказы не выполняют иливыполняют плохо.[5]
Принцип императивногомандата был, как отмечалось, воспринят марксистско-ленинской доктриной,опиравшейся на опыт Парижской коммуны 1871 года, и получил известное, хотя и невполне последовательное, отражение в конституциях и органическомзаконодательстве социалистических стран.
Так, согласно ст. 77Конституции КНР депутаты ВСНП подконтрольны избравшим их органам, которые имеютправо в установленном законом порядке отозвать избранных ими депутатов.Конституция Республики Куба установила в ст. 85, что депутаты Национальнойассамблеи народной власти могут быть в любое время отозваны своими избирателямиспособом и в порядке, которые установлены законом. На практике, однако, наказы,если где и были, оставались пустой формальностью, а отзыв депутатов имел местолишь в отдельных странах и то по реальной инициативе политбюро центральныхкомитетов коммунистических партий. Мы уже говорили, что в Советском Союзе правоотзыва, установленное Конституцией 1936 года, до 1959 года вообще не моглореализоваться по причине отсутствия соответствующего закона.[6]
Не менее показательно ито, что даже социалистические конституции стали игнорировать или корректироватьидею императивного мандата. Конституция КНДР ограничилась общим утверждением вчасти второй ст. 8, что депутаты органов власти всех ступеней ответственны всвоей работе перед избирателями, не предусмотрев ни наказов, ни отзыва,который, кстати, предусматривался в части второй ст. 4 предыдущей КонституцииКНДР 1948 года. Обращает на себя внимание формулировка части третьей ст. 103Конституции СССР 1977 года, согласно которой «в своей деятельности депутатруководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населенияизбирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей».
Конечно, императивныймандат в его буквальном значении – институт совершенно нежизнеспособный. Еслидепутат по каждому вопросу должен предварительно выявлять мнение своихизбирателей, то, даже отвлекаясь от непреодолимых еще сегодня техническихтрудностей, принятие решений в парламенте зачастую стало бы невозможным:парламентарии не вправе были бы прийти к компромиссу. Но даже если пониматьимперативный мандат менее жестко, а именно как обязанность парламентарияследовать воле своих избирателей, когда она прямо выражена, при свободедействий в остальных случаях, то и при таком понимании конструкция вызываетпринципиальные сомнения: если парламентарий считает выраженную волю своихизбирателей противоречащей национальным интересам, он обязан выполнять ее либоподавать в отставку или подвергнуться отзыву. Императивный мандат несоответствует системному видению общества, он исходит из восприятия обществалишь как простой суммы его составных частей, а не как целого с его особымикачествами и интересами.
Согласно конституциямдемократических государств парламенты и все их члены являютсяпредставителями всей нации, и никто не вправе давать им обязывающие наказы.Они связаны лишь конституцией и своей совестью, которая должна им подсказывать,каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные общенациональныеи местные проблемы. Это принцип так называемогосвободного мандата.
Уже французскаяКонституция 1795 года в ст. 52 установила: «Члены Законодательного Корпуса неявляются представителями пославшего их департамента, они являютсяпредставителями всей нации, и он не может предоставлять им никаких полномочий».[7]
М. Прело обобщилсодержание свободного мандата следующим образом: 1) мандат является общим (т.е.хотя депутаты избираются по избирательным округам, они представляют всю нацию);2) мандат – не императивный, а факультативный (его осуществление свободно отпринуждения, депутат не обязан делать что-либо конкретное, в том числеучаствовать в парламентских заседаниях, не обязан учитывать мнения своихизбирателей); 3) мандат не подлежит отзыву; 4) мандат при своем осуществлениине требует одобрения действий мандатария (презумпция соответствия волидепутатов воле народа не подлежит оспариванию).[8]
Эти признакидепутатского, точнее – парламентского, мандата можно вывести из содержаниямногих конституционных норм. Так, согласно ст. 67 итальянской Конституции«каждый член Парламента представляет Нацию и осуществляет свои функции безвозложения обязательств на его мандат». Соответственно часть первая ст. 27французской Конституции гласит: «Всякий императивный мандат недействителен».Правда, суждение о том, что депутат может и не работать в парламенте,разделяется не повсеместно, и ниже мы еще на этом остановимся.[9]
Германский исследовательКонрад Хессе, обосновывая принцип свободного мандата, также отмечает, чтодепутат не обязан поддерживать ту политику, за которую проголосовали на выборахего избиратели, но, как и М. Прело, констатирует и другое, а именно, что«свободный мандат вступает в непреодолимое противоречие с действительностьюсовременного партийного государства…», которое выражается в том, что депутатоказывается зависим от партии, поддержавшей его на выборах. Он связан партийнойдисциплиной, решениями партийной фракции, которые определяют его позицию пообсуждаемым в парламенте вопросам.[10]
В большинстве стран этазависимость – чисто политическая: если депутат не послушается партийныхлидеров, с ним ничего не произойдет, разве что исключат из фракции. Но наследующих выборах ему уже рассчитывать на поддержку данной партии не придется.
Проблема непроста. Содной стороны, устойчивость и дисциплина партийных фракций облегчают работупалаты, делают ход ее предсказуемым. С другой же стороны, система фракционногопринуждения порой заставляет депутата голосовать вопреки своим убеждениям.К чему это может привести, покажем на простейшем числовом примере.
Предположим, в палате 100депутатов, из которых 60 принадлежат к фракции А, а 40 – к фракции Б.Обсуждается проект закона. На заседании фракции А в пользу законопроектавысказались 32 депутата, а 28 были против. На заседании фракции Б в пользузаконопроекта выступили 10 депутатов, а против – 30. В результате фракция Априняла решение поддержать законопроект, а фракция Б – голосовать против. Такимобразом, проект закона утвержден палатой, хотя 58 депутатов из 100первоначально были против него, то есть меньшинство палаты с помощью фракционногопринуждения навязало свою волю большинству.
Известно, что в КонгрессеСША многие конгрессмены и сенаторы переизбираются многократно, выполняют своюфункцию десятками лет и, более того, пользуются привилегиями при занятиидолжностей в Конгрессе пропорционально стажу пребывания в нем. На Филиппинахже, воспринявших в основном конституционную систему США, такая практикавосторга не вызывает, и филиппинская Конституция, напротив, запретилаизбираться в Палату представителей более трех раз подряд, а в Сенат – болеедвух раз подряд.
Парламентарийподвергается воздействию не только политических факторов – партий, коллег покомитету (комиссии), по палате. На его голосованиепо конкретнымвопросам стремятся влиять и иные силы, именуемые обычно группами давления.Они заинтересованы, как правило, в определенном решении экономических исоциальных проблем, а политических – постольку, поскольку решением этихполитических проблем определяется решение проблем экономических и социальных.
Во многих странахсложились целые системы неформального воздействия групп давления напарламентариев. Это явление получило название лоббизма (от англ. lobby – кулуары), поскольку подобноевоздействие оказывается не в зале заседаний, а в кулуарах палат и даже вне стенпарламентов. Лоббисты – это агенты корпораций, фирм, банков, профсоюзов,организаций предпринимателей и работодателей и др., которые стремятся любымспособом установить связь с парламентарием и повлиять на его позицию прирешении конкретного вопроса в комитете (комиссии) или палате. Их деятельностьпривела к созданию организаций, лоббирующих профессионально по заказу, иприняла столь широкие масштабы, что независимо от морально-этической ее оценкинекоторые государства сочли целесообразным законодательно ее урегулировать, чтобыввести в определенные рамки.
Например, Конгресс СШАпринял в 1946 году Закон о регулировании лоббизма. Согласно этому закону «любоелицо, которое за вознаграждение или по иным мотивам занимается деятельностью,имеющей целью воздействовать на принятие или отклонение Конгрессом СоединенныхШтатов какого-либо законодательного акта, должно перед тем, как приступить ккаким-либо действиям по достижению указанной цели, зарегистрироваться у клеркаПалаты представителей и секретаря Сената и представить под присягой письменноезаявление, в котором приводятся: фамилия и адрес учреждения регистрируемоголица, фамилия и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оновыступает, сроки найма, сумма вознаграждения, сумма и цели выделенных нарасходы средств». Зарегистрированный лоббист обязан вести строгий учетпроходящих через него средств и ежеквартально представлять клерку и секретарюподробный отчет, включая указание публикаций, осуществленных по инициативелоббиста в поддержку или против определенного законопроекта. Клерк и секретарьобобщают отчеты и ежеквартально публикуют эту информацию в «Конгрешнл рекорд»(отчеты Конгресса). Нарушение этих правил влечет уголовную ответственность,включающую запрещение заниматься лоббистской деятельностью в течение трех лет.[11]
Деятельность лоббистовдостаточно эффективна. «Работая» с парламентариями, организуя шумные кампании впрессе, лоббисты формируют общественное мнение, игнорировать котороепарламентарии не могут.
2. Права и обязанностипарламентария
В интересах лучшеговыполнения парламентарием своих задач конституционное право, в особенностирегламенты палат, наделяют его рядом необходимых прав.
Он имеет правоучаствовать в работе своей палаты и ее органов, в которых состоит, включаяправо на выступления, подчас право присутствовать на заседаниях также и другойпалаты и органов парламента, в которых не состоит, право на получениенеобходимой информации, в частности, право задавать вопросы правительству и егочленам и во многих случаях индивидуально или группами вносить запросы, право насодержание вспомогательного персонала. Он может предлагать проекты решений парламентаи его органов, хотя право законодательной инициативы в некоторых странахпарламентарии могут осуществлять лишь группами.[12]
Так, Регламентгерманского Бундестага предусматривает, что материалы, вносимые в Бундестагдепутатами, должны быть, как правило, подписаны одной из фракций или 5%депутатов. Такое правило имеет целью избежать по возможности перегрузкиповестки дня малозначительными вопросами.[13]
Регламент Конгрессадепутатов испанских Генеральных кортесов обязывает депутатов посещать пленарныезаседания Конгресса и заседания комиссий, в которых состоят. Депутаты обязаныпо Регламенту сообразовать свое поведение с Регламентом и соблюдать порядок,парламентскую вежливость и дисциплину и не разглашать сведений, которыесогласно Регламенту могут в порядке исключения иметь секретный характер. Они недолжны использовать свое депутатское звание для осуществления торговой,промышленной или профессиональной деятельности. Регламент обязывает депутатов вдвухмесячный срок по обретении своего статуса представлять нотариальнозаверенную декларацию о своем имущественном положении и о деятельности, котораяприносит или может приносить им экономические доходы. Заверенную копию этойдекларации они обязаны представлять, когда это потребуется, комиссии по статусудепутатов. Они должны постоянно соблюдать установленные в Конституции и визбирательном законе правила несовместимости.[14]
Особенно любопытны нормы,установленные Регламентом деятельности лиц, составляющих Постоянный комитетВсекитайского собрания народных представителей, 1993 года. Эти лица, вчастности, обязаны «отстаивать коренные интересы и общую волю народа всейстраны, решительно придерживаться системы собраний народных представителей,отдавать все силы строительству социалистической демократии и правопорядка,образцово соблюдать Конституцию и законы, беззаветно служить народу,сознательно воспринимать контроль со стороны депутатов Всекитайского собраниянародных представителей и народных масс» (ст. 2). Регламент обязывает их«прилагать усилия для изучения теории строительства социализма с китайскойспецификой, досконально знать Конституцию и законы, овладевать знаниями,необходимыми для исполнения своих полномочий» (ст. 3) и запрещает им допускатьдействия по извлечению незаконных доходов (ст. 12). Но самое примечательное –это санкция за нарушение Регламента: «Лица, входящие в состав Постоянногокомитета, серьезно нарушившие настоящий Регламент, должны выступить назаседании с самокритикой в присутствии Председателя Постоянного комитета» (ст.15). Можно, значит, брать взятки, а потом покаяться в присутствии ПредседателяПостоянного комитета и получить индульгенцию.[15]
Регламент французскогоНационального собрания установил, что на членов Собрания могут налагаться следующиедисциплинарные взыскания: 1) призыв к порядку; 2) призыв к порядку с занесениемв протокол, что влечет возможность лишения депутата четвертой части жалованьясроком на месяц; 3) выражение порицания, которое по праву влечет лишениепарламентария половины жалованья сроком на месяц; 4) выражение порицания свременным удалением (сроком на 15 дней, а при неподчинении или повторномназначении данного взыскания – сроком на 30 дней), которое по праву имеетследствием лишение половины жалованья сроком на два месяца. Основанием дляналожения взыскания служат нарушения порядка на заседаниях, а такжеиспользование депутатом или дача им разрешения на использование своего звания вдеятельности финансовых, промышленных или торговых предприятий и некоторые иныеслучаи злоупотребления депутатским званием или недолжного использования его.
Примечательно, чтоРегламент ничего не говорит о возможности непосещения депутатом заседанийпалаты или ее органов, в которых он состоит. Очевидно, возможность такогоповедения даже не приходила в голову составителям Регламента. Вот в Греции кдисциплине депутатов относятся более строго. Согласно ч. 3 ст. 63 Конституции,если депутат в течение месяца неоправданно пропустил более пяти заседаний, изего ежемесячного вознаграждения удерживается 1/30 часть за каждый случайотсутствия.
Часть 4 ст. 101Конституции Индии устанавливает, что если член одной из палат Парламента неприсутствует без разрешения палаты на всех ее заседаниях в течение 60 дней,палата может объявить его место вакантным. Правда, в эти 60 дней не включаютсяпериоды, когда палата не заседала в связи с закрытием сессии или ее заседаниеоткладывалось более чем на четыре дня подряд. Еще более строга в этом отношенииколумбийская Конституция: согласно п. 2 ее ст. 183 парламентарии за непосещениев течение одной сессии шести пленарных заседаний, на которых голосовалисьпроекты законодательных актов, законов или предложения о вотуме недоверия,обязательно утрачивают мандат.
Для беспрепятственногоосуществления своего мандата парламентарии пользуются конституционными ирегламентарными гарантиями, которые испанский Регламент Конгресса депутатовименует прерогативами. В действительности это – определенные привилегии.Рассмотрим наиболее важные из них.
3. Парламентскийиндемнитет и иммунитет
Это термин, означающий неприкосновенностьпарламентария, которая представляет собой одну из важнейших гарантий егостатуса. Она имеет целью, прежде всего, оградить парламентария от уголовногопреследования со стороны исполнительной власти под ложными предлогами. Ведьесли уголовное дело возбуждено и к парламентарию применены меры пресечения(включая возможный арест), то пока суд разберется, пройдут месяцы, в течениекоторых парламентарий не сможет работать в палате. Поэтому парламенты еще в периодборьбы с королевской властью добились для своих членов иммунитета. Конституциирегулируют этот институт различно.
Германский Основной законв ст. 46 установил:[16]
2. За уголовно наказуемоедействие депутат может быть привлечен к ответственности или арестован только сразрешения Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деянияили в течение следующего дня.
3. Разрешение Бундестагатребуется, далее, при любом ином ограничении личной свободы депутата или длявозбуждения против депутата производства согласно.
4. Любое уголовноепроизводство и любое производство в соответствии со статьей 18 против депутата,любой арест и любое иное ограничение его личной свободы должны бытьприостановлены по требованию Бундестага».
Таким образом, в Германиииммунитет депутата длится в течение всего срока его полномочий. Подобнымже образом решается этот вопрос в Испании, Италии и ряде других стран.
Австрийский Федеральныйконституционный закон предоставляет депутатам Национального совета иммунитет вболее узком объеме, хотя также на весь срок полномочий. Согласно ч. 2–5 ст. 57этого акта члены Национального совета могут быть арестованы за совершениеуголовно наказуемого деяния только с согласия Национального совета, заисключением случая задержания с поличным на месте совершения преступления.Согласие палаты требуется и для производства у них домашнего обыска. Однако нетребуется согласия палаты на уголовное преследование, если деяние явно несвязано с политической деятельностью депутата и если со стороны депутата или1/3 членов постоянного комитета, которому поручены такие дела, не заявленотребование об обращении к Национальному совету, чтобы он высказался о наличиитакой связи. Если требование заявлено, преследование прекращается илиприостанавливается. Согласие считается полученным, если Национальный совет втечение 8 недель не принял решения по просьбе органа, осуществляющегопреследование, причем вопрос на голосование должен быть поставлен не позднеепредпоследнего дня срока; период между сессиями в срок не засчитывается.
Конституцией СШАпредусмотрено, что сенаторы и представители (т.е. члены Палаты представителей)во всех случаях, кроме совершения измены, тяжкого преступления или нарушенияобщественного порядка, будут гарантированы от ареста во времяпребывания на сессии соответствующей палаты и по пути на сессию и обратно.Здесь мы видим ограничение иммунитета и по объему, и по сроку. Парламентарий влюбое время подлежит ответственности за достаточно широкий круг преступныхдеяний.[17]
В целом, однако,тенденцию к известному ограничению иммунитета в условиях реальногодемократического политического режима, думается, следует оценить положительно.Данная привилегия, которую гарантирует парламентский мандат, имеет чистоцелевое предназначение и не должна служить укрытием для преступников.
Первое значение – неответственностьза высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, вкомитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичныйхарактер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, заголосование, вопросы и запросы, поправки и т.п. Приведем несколько примеровнормативного установления индемнитета.
Конституция Японииговорит, что члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты всвязи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате. Испанскаяконституция предусматривает более широкий объем индемнитета: «Депутаты исенаторы будут пользоваться неприкосновенностью в случае высказывания мненийпри осуществлении своих функций» (т.е. не только в стенах палаты).
Впрочем, германскийОсновной закон формулирует принцип индемнитета не столь безоговорочно — депутатни в какое время не может преследоваться ни в судебном, ни в дисциплинарномпорядке или даже привлекаться к ответственности вне Бундестага за своеголосование или за высказывание, сделанное в Бундестаге или в одном из егокомитетов. Это не относится к клеветническим оскорблениям.
Очевидно, чтозлоупотребление индемнитетом, равно как и любым другим правом, не можетоставаться безнаказанным. Германская конституционная формулировка избавляетсудей от необходимости ограничительно толковать данный принцип, что необходимо,если его границы нормативно не установлены.
В связи с индемнитетомследует упомянуть еще одну гарантию для парламентариев, предусмотреннуюконституционным правом ряда стран, которая близка как индемнитету, так ииммунитету. Речь идет о праве отказываться от дачи свидетельских показаний.
Например, ст. 79Конституции Словацкой Республики гласит: «Депутат может отказатьсясвидетельствовать в делах, о которых узнал при осуществлении своей функции,притом и тогда, когда уже перестал быть депутатом». Еще более широкосформулирована данная гарантия в Основном законе для Германии согласно ст. 47которого, «депутаты имеют право не давать показаний относительно лиц, которыедоверили им как депутатам какие-либо факты либо которым они в этом качестведоверили факты, а равно о самих таких фактах. В пределах такого права на отказот дачи показаний выемка документов не допускается».[18]
В Палате общинВеликобритании и в некоторых других парламентах существует понятие«преступление против парламента», которое чаще всего проявляется внеуважительном отношении к коллеге по палате или ко всей палате. Жалоба натакое поведение рассматривается сначала в комитете по привилегиям Палаты общин,а затем передается на пленарное заседание Палаты, которая в случае доказанностидеяния решает о мере наказания виновного. Такой мерой могут бытьпредупреждение, выговор, временное отстранение от участия в работе Палаты,тюремное заключение, исключение из состава Палаты. В США и Италии палатыформулируют только обвинение в преступлении против парламента, а затем делопередается в обычный суд.
Второе значение термина«индемнитет», которое можно встретить в конституциях и иных актах, – это вознаграждениепарламентария. Оно может складываться из разного рода выплат: жалованья,компенсаций расходов на содержание вспомогательного персонала, проезд,использование средств связи и пр. Уже Конституция США установила, что «сенаторыи представители будут за свои услуги получать компенсацию, определяемую закономи выплачиваемую Казначейством Соединенных Штатов». В 1848 году депутатскоевознаграждение было установлено во Франции, в 1911 году – в Великобритании.
В течение времениреального выполнения своих функций депутаты получают ту же заработную плату илито же жалованье по месту работы и поддерживают связь с ним со всемипоследствиями».
Соответственно Законоборганизации Всекитайского собрания народных представителей установил, чтодепутаты во время сессии и при выполнении других депутатских обязанностейобеспечиваются государством соответствующей компенсацией и материальнымиудобствами.
Для такого подходадействительно существуют основания, если помнить, что социалистическиепредставительные учреждения имеют чисто фасадный характер и на деле сами ничегоне решают.
В демократических жестранах, где парламентарию реально приходится участвовать в инициировании,разработке и принятии важнейших государственных решений, такая деятельностьтребует от него профессионализации и больших материальных затрат. Парламентарийнуждается в консультациях специалистов, которые даром не даются, ему необходимопостоянное проживание в столице, нужны частые поездки к избирателям,систематическое пользование связью и т.д. Поэтому парламентское вознаграждение,притом высокое, рассматривается ныне как нормальное явление.
Вознаграждениефранцузского парламентария в три раза больше среднего уровня заработной платы.Плюс к этому он получает фиксированные суммы, равные 1/4 вознаграждения, нанаем жилья и служебные расходы. Государство оплачивает услуги двух помощников исекретариата депутата. Он может 40 раз в году бесплатно слетать в свойизбирательный округ и обратно и бесплатно пользоваться телефонной и почтовойсвязью.
В ряде стран, включаяСША, парламентарии, достигшие определенного возраста (он колеблется от 45 до 65лет) и непрерывно состоявшие в парламенте определенное число лет (начинаяобычно с 8 – 10 лет), получают право на специальную пенсию, выплачиваемуюнезависимо от пенсий по иным основаниям.
Заключение
В заключении хотелось быподчеркнуть, что члены парламента играют важнейшую роль в законодательнойструктуре государства, выполняя свои обязанности, посредством главной представительскойфункции, выражая этим интересы народа, своих избирателей.
Также, парламентарииучаствуют в качестве представителей в многочисленных внепарламентских органах иучреждениях. Такое участие специально оговаривается в законодательных ирегламентарных актах.
Таким образом, Депутат является главной фигурой в парламенте (лат.deputatus — посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии,субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, егоизбравшего, осуществляет власть. Правовым статусом члена парламента, дающим емувозможность осуществлять власть, является депутатский мандат.
Список литературы
1. Страшун. Б.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х т. Тома 1-2.Часть общая. 3-е изд., обновл. и дораб. М.: БЕК, 2002.
2. Ганин О.В,Захаров В.В. Конституционное право зарубежных стран. Хрестоматия. М., 2006.
3. Баглая Л. Э.Конституционное право зарубежных стран. М., 2004.
4. Малько А.ВКонституционное право зарубежных стран. М.,2004
5. Руссо Ж.Ж. Трактаты.М.: Наука, 1969.
6. Прело М. Указ.соч. М., 1993.
7. Хессе К. Основыконституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.
8. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.
9. Сизько И.А,Чепурнова Н.М Конституционное право зарубежных стран.
10. Ковачев Д.АКонституционное право государств Европы. М., 2005.
11. Гуреева Н.П.,Прокопов В.И. Указ. соч. М., 1989.