План реферата:
Номер
пункта
Название пункта 1 Экономико-географическое положение. 2 Место в мировой экономике. 3 Предпосылки для развития экономики. Ресурсы. 4 Население 5 Объём и уровень наукоёмких разработок. 6 Структура экономики. ВВП. 7 Промышленность. 8 Сельское хозяйство. 9 Транспортная система 10 Внешние экономические связи. 11 Перспективы для развития экономики. Выводы.
США
1. ЭГП.
По территории США превосходят всю Западную Европу, ноуступают России. Страна в административном отношении состоит из 50 штатов ифедерального округа Колумбия. Основные 48 штатов расположены в южной половинесевероамериканского континента и омываются водами Атлантического и Тихогоокеанов. Штат Аляска занимает северо-западную часть континента и его омываютводы Тихого и Северного Ледовитого океана, на западе этот штат граничит с Канадой.Гавайские острова представляют собой обособленный штат на одном из архипелаговТихого океана.
Основнаяконтинентальная территория США (48 штатов) расположена между 25’и 48′ с.ш. ипротянулась на 3 тыс. км с запада на восток. Выход США к Атлантическому иТихому океанам способствует транспортно-экономическим связям с государствамимира в обоих полушариях.
2. Место страны в мировойэкономике.
США — это передовая держава, обладающая большой производственной мощью и огромнымпотенциалом развития. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положениеСША в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезныхконкурентов, но не надолго. Экономический подъем Западной Европы, ипромышленный рывок Японии существенно изменили это положение. Угроза лидирующейроли США в мировом хозяйстве вызвала необходимость решительных мер: в СШАзаметно возросли расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы, ускорились и углубились процессы перестройки промышленности в пользунаукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулированиянаучно-технического прогресса. Важнейшее значение для положения США в мировомхозяйстве имеет то, что на их долю приходится сегодня около половины мировогоэкспорта зерна. Вместе с тем в традиционных отраслях — сталелитейнойпромышленности, судостроении, производстве станков, легкой промышленности ипроизводстве потребительских товаров длительного пользования — США проигрываетсвоим конкурентам не только из Западной Европы и Японии, но и из «новыхиндустриальных» стран. Все более важным фактором международной экономическойжизни становятся американские транснациональные корпорации и их филиалы заграницей.
3. Природные предпосылки иресурсы для развития экономики.
СШАотличаются разнообразием природных условий и богатством природных ресурсов.Территория страны делится на гористую, преимущественно засушливую западную часть,занятую Кордильерами, и в основном равнинную, достаточно увлажненную восточнуючасть.
На востоке вдольатлантического побережья тянутся средневысотные Аппалачские горы, в центрестраны раскинулись обширные внутренние равнины (Центральные и Великие). Огромнаягорная страна — Кордильеры находится на западе США, а на юго-востоке и югерасположены Береговые низменности (Приатлантические, Флоридская иПримексиканские).
США обладают богатыми иразнообразными ресурсами полезных ископаемых. Особенно велики топливно-энергетическиересурсы. Имеются крупные запасы руд черных и цветных металлов, горнохимическогосырья и др.
Угленосные провинции(Восточная, Внутренняя, Южная, на севере Великих равнин, в Скалистых горах,Тихоокеанская) занимают 10% территории США (достоверные запасы — 1,6 трлн. т — третье место в мире после Китая и России). В Восточной провинции расположеныАппалачский и Пенсильванский бассейны. Во Внутренней провинции — Иллинойский иЗападный. На севере Великих равнин находится самый крупный буроугольный бассейнФорт-Юнион. В Скалистых горах выделяется бассейн Юнита (в штатах Юта иКолорадо). Имеются большие запасы угля на Аляске.
США богаты нефтью и природным газом (доказанные разведанныезапасы – 4,6 мрлд.т и 5,6 трлн.м3 соответственно). По добыче этихресурсов страна занимает второе место в мире. Крупнейшие нефтегазоносныеместорождения сосредоточены на Аляске (самое большое — Прадхо-Бей), на югестраны (в штатах Техас и Луизиана), а также на Тихоокеанском побережье (в штатеКалифорния).
Запасы железной рудынаходятся в районе оз. Верхнее (штаты Мичиган и Миннесота), однако содержаниежелеза в этих рудах невысокое. Значительны ресурсы молибдена и вольфрама вместорождениях Горных штатов. Основные месторождения меди расположены к западуот Миссисипи в штатах Аризона, Юта, Нью-Мексико, Монтана. Цинковые рудывстречаются в месторождениях штатов Теннеси и Ныо-Джерси. По запасам свинца СШАвходят в группу мировых лидеров (наряду с Австралией и Канадой).Свинцово-цинковые руды сконцентрированы в штатах Айдахо, Юта, Монтана,Миссури.
Драгоценные металлы(золото, серебро, металлы платиновой группы) встречаются во многих областяхКордильер. По запасам урана США находятся на одном из первых мест в мире.
Богата страна инерудным сырьем. Имеются большие запасы фосфоритов во Флориде, СевернойКаролине, Айдахо. В Примексиканской низменности находятся месторождения серы.
4. Население.
Население Америки первоначальносформировалось за счет массовой иммиграции главным образом из Европы и ввозанегров-рабов. В этнический спектр входит коренное население Америки — индейцы,эскимосы, алеуты, а также испано-язычные народы.
Население Соединенных Штатов по даннымот января 2000 года составляет 274,2 млн. человек.
Средняя плотность населения около 28человек на один квадратный километр. Если же подразделить население на группыпо расовым признакам, то белые составляют 83,4% населения (среди них особенновыделяются диаспоры ирландцев, итальянцев, евреев, русских, поляков,украинцев), африканцы (в основном потомки рабов, завезенных с Африканскогоконтинента в XVIII веке) — 12,4%, азиаты и жители тихоокеанских островов — 3,3%, американские индейцы (коренные жители Соединенных Штатов) — менее 1%.
Наиболее плотно заселена восточная частьстраны, где в некоторых районах плотность населения превышает среднюю цифру постране в 10-14 раз. Наибольшая плотность — 374 человека на 1 квадратныйкилометр — в штате Нью-Джерси. В горных штатах Кордильер плотность населенияколеблется от 2 человек на 1 квадратный километр (Вайоминг) до 12 человек на 1квадратный километр (Колорадо). На Тихоокеанском побережье плотность населениявновь высокая и достигает 64 человек на 1 квадратный километр в Калифорнии.Наименьшая плотность населения — на Аляске (0,3 человека на 1 квадратныйкилометр).
5. Объём иуровень наукоёмких разработок.
Одним изнаиболее примечательных явлений на протяжении нескольких последних десятилетийбыл опережающий рост группы так называемых наукоемких отраслей и производств.Степень интенсивности НИОКР в отраслях промышленности, как известно,определяется несколькими показателями. Одним из критериев категории наукоемкихявляется доля расходов на НИОКР в стоимости произведенной продукции,превышающая среднюю величину этой доли по всей обрабатывающей промышленности.Аналогичную роль может выполнять и показатель, определяемый путем соотнесенияежегодных расходов на НИОКР с объемом валовых «материальных»капиталовложений в той или иной отрасли.
Всоответствии с этими критериями в группу наукоемких входят химическаяпромышленность, общее, электротехническое и электронное машиностроение,автомобильная авиационная и ракетно-космическая промышленность, а такжеприборостроение.
Можноотметить несколько наиболее важных факторов определяющих ускоренное развитиенаукоемких отраслей и производств. Во-первых, именно эти отрасли не толькоаккумулируют львиную долю расходов в промышленности на НИОКР, но именнопродукция этих отраслей характеризуется наиболее высоким уровнем отдачи науки,обеспечивая диффузию результатов НИОКР, различных нововведений во все остальныеотрасли и сферы хозяйства, способствуя, в конечном счете, повышению общегоуровня его экономической эффективности.
Во-вторых,потребность хозяйства в продукции наукоемких отраслей неуклонно растет,поскольку далеко не завершился процесс его насыщения этой продукцией. Этим внемалой мере объясняется наблюдаемое неуклонное повышение доли наукоемкойпродукции в общем объеме промышленного производства.
В-третьих,для многих из указанных отраслей и производств характерны весьма высокие показателитехнико-экономической эффективности. Они существенно отличающиеся от средних попромышленности (более высокая производительность труда, более низкаякапиталоемкость и материалоемкость производства).
В-четвертых,развитие наукоемких производств и увеличение выпуска их продукции в настоящеевремя оказывает решающее влияние на положение отдельных компаний, отраслей идаже целых стран на мировых рынках, на уровень их конкурентоспособности.
6. Структура экономики. Объёмвалового внутреннего продукта.
Представлениео масштабах и характере происходящих изменений дают показатели измененияструктуры валового внутреннего продукта (ВВП) страны на протяжении последних 45лет (см. таблицу).
Преждевсего, обращает на себя внимание неуклонное снижение доли базовых отраслейматериального производства — сельского и лесного хозяйства, добывающей иобрабатывающей промышленности и отчасти строительства. Эта тенденцияформировалась под воздействием многих факторов, причем действие их было в рядеслучаев равнонаправленным.
СтруктураВВП США, в % (расчет в текущих ценах):
Отраслии сферы хозяйства 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980г. 1985г. 1991 г.
ВВП(всего) Из них: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Сельскоеи лесное хозяйство, 7.3 4.3 2.9 1.7 1.9 1.9
Добывающаяпромышленность 3.3 2.5 1.8 2.2 1.9 1.6
Строительство 4.7 4.7 5.1 5.0 4.9 3.9
Обрабатывающаяпромышленность 29.7 28.0 24.8 18.7 18.9 17.9
Транспорт 5.6 4.5 4.0 3.2 3.2 3.2
Связь 1.6 2.1 2.4 2.5 2.7 2.7
Электро-,газо- и водоснабжение 2.2 2.5 2.3 3.3 3.0 3.0
Торговля(оптовая и розничная) 18.2 16.6 16.6 13.7 16.3 15.9
Финансыи страхование 11.4 14.1 14.4 18.7 18.2 18.2
Услуги(деловые и личные) 8.5 10.0 11.8 16.4 16.9 19.0
Государственныеуслуги 8.5 10.5 13.2 13.7 12.3 12.6
7. Промышленность.
Промышленностьостаётся весьма динамично развивающейся сферой экономики США. Индекспромышленного производства США в 2001 г. равнялся 127,1, аналогичный показательпо промышленно развитым странам составил 113,4. На долю США приходится 34%мирового промышленного производства. Промышленность США потребляет около 1/3сырья добываемого в мире. Промышленность США включает три подразделенияобщественного производства: обрабатывающую промышленность, добывающуюпромышленность и электроэнергетику.
Из природных ресурсовнаибольшую долю в объёме продукции добывающей промышленности в стоимостномвыражении (90%) составляют энергоресурсы: нефть, уголь, природный газ и уран.
Обрабатывающаяпромышленность даёт более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13%промышленной продукции создаётся в электроэнергетике.
В 2000 году из шести новых рабочих мест,созданных в экономике США, одно приходится на «бизнес в области химии». В 2000году отрасль с 80-миллиардным экспортом стала крупнейшим экспортером в стране,причем в экспортном секторе была занята четверть всех работающих в отрасли. Наисследования и разработки был потрачен 31 млрд. долларов. С показателемвалового внутреннего продукта (ВВП) на одного работающего (оценка добавленнойстоимости) в 170 000 долларов бизнес в области химии занял третье место средивсех промышленных отраслей американской экономики. Добавленная стоимость вхимическом бизнесе достигла в 1999 176 млрд. долларов, что составило примерно2 % от всего американского ВВП. Статистические данные о вкладе отрасли вамериканскую экономику поддерживают постоянную тематику исследований АСС опользе продукции, произведенной в химической промышленности и ее влиянии нажизнь людей.
8. Сельское хозяйство.
Доляагропромышленного комплекса (АПК) в ВВП США превышает 20%. В этой сфередовольно быстро растёт производительность. Удельный вес сельскохозяйственногопроизводства в показателях условно чистой продукции и занятости АПК в последниедесятилетия заметно сокращается. За последние 30 лет доля сельского хозяйства впоказателях ВНП США сократилась почти в 2 раза и составляет 1,1%.
В 2001году в США насчитывалось около 1,6 фермерских хозяйств. В сфере агробизнеса СШАзаняты 21,6 млн. человек.
Впоследние десятилетия в США наблюдается устойчивый рост сельского хозяйства.При этом количество ферм снижается, а их размеры и производительность трудафермеров растут. (в 1945г. насчитывалось 5,9 млн. ферм). И за этот же периодсредняя площадь фермы увеличилась с 79 га до 199 га. При этом всего 3% общегоколичества ферм (около 60 тыс.) производят половину сельскохозяйственнойпродукции.
Американскиефермеры достигли самой высокой в мире производительности труда. Один фермеробеспечивает потребности в сельскохозяйственной продукции 59 человек, в товремя как в Западной Европе – 19 человек, в Японии – 14. Этому способствуетиспользование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокийуровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки искладирования продукции), а также защита и поддержка государствомсельскохозяйственного производства. Расходы на выполнение государственныхпрограмм в сфере сельского хозяйства и продовольствия составляют 4,5% всехрасходов федерального бюджета США.
На долюСША приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мировогопроизводства пшеницы, 52% — соевых бобов(1 место в мире), 21% — хлопка, 18% — масличного семени, 17% – мяса(1 место в мире), 12% табака, 18% риса.
9. Транспортная система.
Ктранспортному комплексу США относят транспорт общего пользования (ТОП) — железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный итрубопроводный
Сухопутныйтранспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3 внутреннихгрузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды металлов, лес,зерно, а в обратном направлении — машины и другие промышленные товары.Протяженность сети железных дорог США составляет около 265 тыс. км. Железныедороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти исключительно тепловозов) иоколо 800 тыс. грузовых (в основном четырехосных) вагонов среднейгрузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4тыс. единиц).
Перевозкипромышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров на короткиерасстояния осуществляются преимущественно автомобилями. Численность паркалегковых автомобилей превышает 117 млн. единиц (преимущественно машины личногопользования), грузовых — 44,8 млн. единиц, автобусов — 0,5 млн. единиц. Густаясеть автодорог разных классов покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км.
Хорошоразвит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и продуктопроводовпревышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-западные штаты с городамиСевера.
Водный ивоздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным образом на рекахМиссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и наливные баржи;толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих озерсостоит из крупных самоходных судов, которые по грузоподъемности близки кморским. Большая часть этих судов специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).
Большоезначение имеет воздушный транспорт, который осуществляет регулярные рейсы междугородами США, а также в другие государства. Почти 2/3 пассажиров, прибывающих вСША из-за границы и покидающих страну, пользуются самолетами. Регулярные авиалиниисоставляют 600 тыс. км.
10. Внешние экономические связи.
США играюточень заметную роль в мировой торговле. По объему внешнеторгового оборотастрана превосходит все другие экономически развитые государства мира (экспорт — 665,7 млрд. долларов, импорт — 553,6 млрд. долларов, 1994 г.).
Всреднем на экспорт идет около 15% промышленной продукции США. Гораздо большуюроль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве — в другие страныотправляется половина урожая пшеницы, треть — сои и табака, 1/5 часть урожаякукурузы. При этом США обеспечивают около 70% мирового рынка кукурузы, 2/3рынка сои, 1/3 мировой торговли пшеницей и хлопчатником.
Во внешнихэкономических связях США большую роль, чем торговля, играет вывоз капитала.Прямые иностранные инвестиции из страны превышали в начале 90-х годов 0,5 трлн.долларов (1/3 из них — в Канаду и Великобританию). Капитал США вкладывают восновном в развитые страны, а в развивающихся — преимущественно в добывающиеотрасли или в сборочные предприятия (используется дешевая рабочая сила,местное сырье).
11. Перспективы развитияэкономики.
Помнению американских экспертов, темпы экономического роста США в текущем годузамедлятся и составят примерно 1,9% против 3,5% в 1998 г. Основными причинамиэтого будут снижение темпов прироста внутренних капиталовложений и ухудшениеэкономического положения многих торговых партнеров США, вызванного негативнымипоследствиями азиатского финансового кризиса. Около 27% руководителей крупныхамериканских компаний считают, что 1999 г. будет менее удачным, чем предыдущий.35% руководителей намерены снизить число занятых в их фирмах, 22% опасаютсяснижения капитальных затрат. Тем не менее, наступивший год будет хорошим дляамериканской экономики. Основанием для такого утверждения является очень низкийуровень инфляции, позволяющий избежать «перегрева» конъюнктуры,высокие темпы прироста производительности труда, а также рост потребительскихзатрат, стимулируемое увеличением заработной платы и низкой инфляцией.
ЯПОНИЯ
1. ЭГП
Япония- государство, расположенное на островах Тихого океана. 4 тысячи островов,протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3.5 тысячи километров. Главныеострова- Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю.
Состав территорииОстровные группы Площадь тыс. км2 Число наиболее важных малых островов
Хоккайдо…………………
Хонсю……………………..
Сикоку……………………
Кюсю (включая Рюсю)
78.4
230.8
18.7
4.3
13
1351
471
1419
Общаяпротяженность береговой линии около 30 тыс. км.
Крупнейшие инженерные сооружения (подводные тоннели, мосты) способствуют связям междуглавными островами страны.
Столица— город Токио. В административном отношении территория Японии разделена на 46префектур и губернаторство Хоккайдо.
2. Место в мировойэкономике.
Смена моделиэкономического роста привела к глубокой перестройке внешнеэкономической сферы,которая на протяжении всего послевоенного периода играла огромную роль вэкономическом развитии Японии. Главным фактором явилось изменение соотношениямежду экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего.Примером являются отношения с новыми индустриальными странами Азии. Один задругим передает Япония в эти страны «нижние этажи» своей промышленнойструктуры (главным образом сырьеемкие отрасли), развивая на своей территориивсе более и более сложные производства. С каждым годом растут поставки из этихстран в Японию различных товаров (текстиль, металлопродукция, химическиеудобрения, некоторые виды электротехники и машиностроения), производствокоторых в Японии сокращается. Это ведет, в свою очередь, к снижению ввоза сырьяи энергоресурсов для выпуска этих товаров. В то же время усилилисьинтеграционные контакты Японии с развитыми странами, в первую очередь США.
3. природные предпосылки иресурсы для развития эконоики.
Японская островная дугавходит в состав Западно-Тихоокеанского геосинклинального пояса. Поперечнойзоной разломов Фосса-Магна территория Японии разделена на юго-западные исеверо-восточные участки, отличающиеся по своему строению.
Юго-западнаячасть Японии осложнена многочисленными складками, продольными надвигами,гранитоидами, узкими метаморфичными зонами разного возраста. В ней различаютвнешний пояс, расположенный на юге, и внутренний — на севере, разделенныепродольным разломом Медиана. Зона неоген — четвертичных вулканов, сейсмичности,молодых дислокаций и перестройки земной коры Японской островной дуги и острововРюкю наложена на более древние структуры; особенно распространены молодыевулканические образования в зоне «зеленых туфов», лежащей напродолжении Идзу-Бонинской островной дуги. Территория Японии в целомхарактеризуется высокой сейсмичностью (Разрушительные землетрясения отмечалисьв 1855, 1891, 1897, в1923 был разрушен Токио), активным вулканизмом (около 150вулканов из них 40 действующих). Вулканические районы богаты минеральными итермальными источниками.
Полезныеископаемые (запасы в млн. т.,1996): уголь — 8630; железные руды — 228; сера— 67,6; марганцевые руды — 5,4; свинцово-цинковые — 4,7; хромиты — 1,0, атакже золото, серебро и ртуть.
4. население
Япония — страна однонациональная. Свыше 90% ее жителей — японцы. При площади в 372.000кв. км. и населении 135 млн. чел средняя плотность населения Японии составляет336 чел на 1 кв. км. Без учета микрогосударств это один из самых высокихпоказателей в мире. Он превышает аналогичный показатель для США в 13-14 раз, вчерте городов который занимает 2-3% территории Японии и составляет около 10тыс. чел на 1 кв. км и более.
Государственныйязык — японский, основные религии: синтоизм и буддизм, некотороераспространение получило христианство.
Почисленности населения Япония занимает шестое место в мире.
Посравнению с 60-ми годами рождаемость несколько понизилась (0.36 % в 50-х годах,а в 60-х и далее понизилась до 0.17 %). По сравнению с коэффициентомсмертности развитых стран западной Европы коэффициент смертности в Японии ниже.Это обусловлено различными причинами, в частности улучшением медицинскогообслуживания под давлением общественного движения. Япония стала первымгосударством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводстванаселения. Эта “демографическая революция” произошла в очень короткие сроки.Она явилась следствием крупных социально-экономическим преобразований вяпонском обществе, достижении в области образования и здравоохранения. Япония- нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире. Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению ивоспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. В Япониибольше университетов, чем во всей западной Европе — крупнейшие государственныеуниверситеты Японии: Токийский, Киотоский, Осакский, Хоккайдский. Это странадавних культурных, художественных и бытовых традиций входящих составной частьюв понятие японского образа жизни.
5. Объём и уровеньнаукоёмких разработок.
В Япониипрактически вся промышленность ( разумеется, кроме текстильной, пищевой и т.п.) является наукоёмкой. Ведь не зря Япония в техническом прогрессе опережаетна много лет даже многие развитые европейские страны. Например, объем продажрадиотелефонов в 1995 г. составил около 8 млн. шт., что означает увеличение в2,3 раза по сравнению с уровнем год назад, а по сумме на 46 % (до 2 трлн. иен).
Другаяпрофилирующая продукция — персональные компьютеры (ПК). За год их производствосоставило 5,7 млн. шт. (прирост на 71 %), по сумме — 1,3 трлн. Иен (на 46 %).Преимущественно за счет этого вида ЭВМ общий выпуск компьютеров всех видоввырос с 1995 г. на 2,2 % до суммы в 5,2 трлн. иен с перспективой увеличения до5,9 трлн. иен в следующем году, в том числе ПК по объему на 68 %, а по сумме — на 22 %.
Навысоком уровне поддерживается производство различных электронных компонентов.По сумме в 1995 г. он составил 9,5 трлн. иен. ( прирост за год на 12 %) приобщем увеличении производства в электронной промышленности на 5,8 % (до 22,6трлн. иен.).
6. Структураэкономики. Объём валового внутреннего продукта.
В период после ВторойМировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокимитемпами прироста производства и производительности труда. Японский ВВП на душунаселения увеличился в 19,5 раз. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, илибыл в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раза выше, чем в Британии. Японскаяэкономика только дважды — в 1975 и 1993гг. испытала сокращение производствавалового продукта, обычно во время снижения экономических показателей лишьснижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономическогороста выступала своевременная структурная перестройка экономики.
7. Промышленность.
Нарастаниезарубежного производства наиболее характерно для ряда отраслей, ранееопределявших «лицо» японской индустрии.
Это впервую очередь автомобилестроение. Например, ведущий производитель отрасликомпания «Тойота» в 1995 г. 58 % всего объема зарубежного сбыта обеспечила засчет своих предприятий в других странах (в 1994 г. — 48%). Всего компанияизготовила на своих 36 предприятиях в 26 странах 1,25 млн. автомобилей (приростза год на 19,2 %), в том числе в Северной Америке — 824 тыс., при снижениивнутреннего производства на 9,6 % (до 3,17 млн. шт.).
Внутреннеепроизводство автомобилей всех видов в Японии составило 10,2 млн. шт., чтооказалось ниже на 3,4 % уровня год назад и на 25 % ниже максимальногопоказателя в 1990 г.
В том жегоду в страну было завезено 388 тыс. автомобилей иностранного изготовления(прирост за год на 28,8 %). При таких темпах доля импортных автомобилей наместном рынке к 2000 г. достигнет 10 % (в 1994 г. — 5,4 %).
Экспортавтомобилей в 1995 г. составил 3,8 млн. шт. или на 14,5 % ниже предыдущегогода. Это объем, достигнутый 20 лет назад.
Производствостали в 1995 г. достигло отметки в 101,6 млн. т. Впервые за последние четырегода превышен уровень в 100 млн. т и на 3,4 % объем производства предыдущегогода.
Издругих материалоемких отраслей можно отметить расширение производства вцеллюлозно-бумажной промышленности, обеспеченное в основном за счет выпускамелованной бумаги, идущей на изготовление рекламной продукции.
Относительноблагоприятное положение сохраняется в производстве ряда видов химическойпродукции с высокой добавленной стоимостью как результат крупных инвестициикорпораций отрасли в научно-исследовательские разработки. По мнению экспертов,такие виды продукции, как медикаменты, косметика фоточувствительные материалы,кваски и красители (без применения ртути), продукция тонкой керамики и ряддругих с использованием оригинальных технологий имеет хорошие перспективы длядальнейшего наращивания их производства.
8. Сельское хозяйство.
Отраслеваяструктура земледелия претерпела значительные изменения. Обрабатываемая площадьисчислялась к середине 70-х годов около 5,7 млн. га, посевная площадь — свыше6 млн. га (за счет 2 посевов в ряде районов). Под зерновыми 54,5% посевнойплощади, под овощами 27,2%, под техническими культурами и тутовником 6,7%,кормовыми травами 11,6%. Под посевами риса занято 45% всех обрабатываемыхплощадей страны. Урожайность риса высокая (в среднем 50ц с 1га поливногополя) за счет использования химических удобрений и ядохимикатов, подачи воды, селекции семян. Овощи в пригородных хозяйствах обычно производят круглогодично.Возделывают сою, фасоль, чай, табак. Выращивают цитрусовые, яблоки, груши,сливы, персики, хурму, клубнику и др. Сбор плодово- ягодных с 1950 по 1978 возросболее чем в 5 раз.
9. Транспортная система.
Основнымвидом транспорта является автомобильный 52.1 % грузовых и 59.4 % пассажирскихперевозок протяженность автодорог — 1.2 млн. км, из них около 5000 км — скоростных шоссе. (1991 г).
Тоннаж морского торгового флота — 57 млн. регистровых тонн (второе место в мире. (1991 г)). Морской флот, несмотря на большой тоннаж, не справляется сбыстровозрастающими внешнеторговыми перевозками, и стране приходитсяфрахтовать иностранные суда. Чтобы избежать пустых рейсов Япониейсконструированы комбинированные суда: на их специальнооборудованных палубахвезут промышленные товары, экспортируемые Японией (автомобили), а в обратныйпуть трюм загружают углем, рудой или другими товарами. В каботажном флотенаряду с современными сохраняются и парусные суда, на долю которых приходитсянемало грузоперевозок по внутреннему морю.
Протяженностьжелезных дорог 30 тыс. км. (1991 г). Большая часть железных дорог принадлежитгосударству, половина их электрифицирована, важнейшие ж/д магистрали проходятпо прибрежным низменностям, построен самый длинный в мире, 54 км. подводныйтоннель под Цугарским проливом; он соединяет острова Хоккайдо и Хонсю.10. Внешние экономическиесвязи.
В результате быстрогоэкономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международныхэкономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мирепо общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема).В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля.По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). По величине экспортной квоты она можетбыть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Рядотраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производствочасов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин —77%).
11. Перспективыразвития экономики.
Японияопережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а подоходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. В 1939 г., кначалу Второй Мировой войны, японская текстильная продукция доминировала намировом рынке, а металлургия, машиностроение, в частности транспортное,химическая промышленность и др. выдвинулись на передний план в экономике самойЯпонии. Формирование этих отраслей параллельно с существованием сильныхтрадиционных производств обусловило существование в Японии двойнойэкономической структуры, т.н. «нидзю кодзо».
Японскиебизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывалисредства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности, исоздание новых. Были введены в действие крупномасштабные программы подготовкимолодых менеджеров и рабочих. Страна закупала лицензии на использованиеиностранных технологий и импортировала большое количество сырья.
ЗАПАДНАЯЕВРОПА
1. Экономико-географическоеположение
Территориязарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских странесть более и менее крупные, но в большинстве своём они сравнительно невелики.
ЭГПстран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых,соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительнонебольших размерах территории, малой её «глубине» и хорошей транспортной«проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделенынебольшими территориями.
Во-вторых,приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которыхрасположены вблизи от самых оживлённых морских путей. Вся жизнь Великобритании,Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции сдавних времён тесно связана с морем.
2. Место страны в мировойэкономике
ЗарубежнаяЕвропа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве поразмерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспортутоваров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международногохозяйства.
Экономическуюмощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большуюсемёрку» стран Запада – ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно этистраны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств.Роль лидера, в последнее время, перешла к ФРГ, экономика которой развиваетсяболее динамично.
Изостальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания,Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция.
3. Природные предпосылки иресурсы для развития экономики.
Всеверной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные сБалтийским щитом и зоной Герцинской складчатости, так и топливные,«привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и её краевым прогибам.
В южнойчасти преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочногопроисхождения.
Гидроэнергетическиересурсы приходятся в основном на районы Альп, скандинавских и Динарских гор.
Природныепредпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широкоиспользуются уже в течении многих столетий.
Агроклиматическиересурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге – всубтропическом поясах.
Наибольшимиприродными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция иФинляндия.
4. Население.
Общаячисленность населения Западной Европы — 355 млн. человек. В последнее время онастала возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводстванаселения региона характерна самая худшая в мире демографическая ситуация. Внекоторых странах происходит даже естественная убыль населения, илидепопуляция.
Всё этопривело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграцийнаселения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагомэмиграции, Западная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовойиммиграции. Теперь здесь насчитывается 12-13 млн. иностранных рабочих,значительная часть которых находится в положении не граждан, а временныхгостей-рабочих. По национальному составу население Западной Европы относительнооднородно. Тем не мене современная этническая карта региона не так проста. Впоследнее время во многих дву- и многонациональных странах наблюдаетсяобострение межнациональных отношений.
5. Структураэкономики. Объём валового внутреннего продукта.
ВВП Западной Европы в1994г. вырос на 2,5%, что перекрыло его падение в период экономического кризиса.После стагнации и некоторого снижения вновь стала расти численность занятых.Однако уровень безработицы также заметно возрос и превысил 10% от общейчисленности рабочей силы. Важным фактором экономического роста Западной Европы,начиная с 1994 г., является расширение ее внешней торговли. Темпы ростаэкспорта по-прежнему заметно опережали темпы роста ВВП.
Тем неменее, как и в прошлые периоды экономического подъема, главным факторомэкономического роста являлся внутренний спрос, прежде всего на товары народногопотребления, доля которых в структуре ВНП превышает, как правило, 70%.
6. Промышленность.
Машиностроение– ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является егородиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и2/3 его экспорта.
Машиностроение,ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу иинфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включаястоличные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самогомашиностроения типичны свои особенности ориентации. Но есть и такие районы идаже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ,Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеютсяпочти в каждом городе.
Химическаяпромышленностьв зарубежной Европе занимает второе место послемашиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране нетолько для этого региона, но и для всего мира – ФРГ.
Переориентацияэтой отрасли после второй мировой войны на углеводородное сырьё привела к тому,что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашелвыражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуарияхТемзы, сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
Втопливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европыведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе(Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добычаи потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резкосократилась
Всёбольшее воздействие на структуру и географию электроэнергетики – особенно воФранции, Бельгии, ФРГ и др. – оказывает сооружение АЭС, которых в регионе ужеболее 80.
Металлургическаяпромышленностьзарубежной Европы в основном сформировалась ещё до началаэпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах,обладающих металлургическим топливом или (и) сырьём, — ФРГ, Великобритании,Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше и Чехии.
Важнейшиеотрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность. Производствоалюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция,Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья,но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия).
Меднаяпромышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании,Италии, Бельгии, Польше, Югославии.
7. Сельское хозяйство
Главныеотрасли сельского хозяйства зарубежной Европы – растениеводство иживотноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились триосновных типа сельского хозяйства, но поскольку речь идет в основном о западнойЕвропе, то я назову только два из них: среднеевропейский и южноевропейский.
Среднеевропейскийтип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясногонаправления, а также свиноводства и птицеводства.
Растениеводствоне только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и«работает» на животноводство.
Дляюжноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства,тогда как животноводство играет второстепенную роль.
8. Транспортная система
Региональнаятранспортная система региона по дальности перевозок намного уступает системамСША и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди,занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика рольмеждународных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояниястимулировали развитие автотранспорт. «Каркас» транспортной сети образуютмагистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международноезначение.
Речныепути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления.Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300млн. т грузов в год.
В местахпересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортныеузлы.
9. Внешние экономическиесвязи.
Страны ЗападнойЕвропы занимают в международных экономических отношениях лидирующие позиции: наих долю приходится от 2/3 до 3/4 всех видов этих связей. На Западную Европутакже приходится около 50% оборота мировой торговли. В экспорте этих странпреобладают дорогостоящие готовые изделия. В то же время сильная зависимость отимпорта топлива и сырья, да и готовых изделий привела к тому, что многие страныЗападной Европы имеют пассивный торговый баланс.
Одним изглавных экспортёров валюты являются страны Западной Европы, где экспорткапитала давно уже превышает экспорт товаров.