Контрольная работа
По Экологическому праву
Вариант №5
Москва, 2009
Задача
В прокуратуру областипоступила жалоба о том, что в период с октября по декабрь 2005 года ООО«Губкинское дорожное ремонтно-строительное управление» производилостроительство дороги, в ходе которого была допущена вырубка 1057,6 куб.м.древесины в лесах третьей группы Таркосалинского лесхоза без оформлениялесорубочного билета. Факт правонарушения зафиксирован протоколом.
Какие положениялесного законодательства нарушены?
Каковы формыпрокурорского реагирования на данное правонарушение?
Какие мерыответственности и к кому могут быть применены за данное лесонарушение?
Охарактеризуйтеособенности таксовой имущественной ответственности за лесонарушения.
Произведите примерныйрасчет ущерба, причиненного данным правонарушением.
Согласноусловию задачи, правонарушение произошло в 2005г., когда действовал ЛеснойКодекс РФ 1997г. Следует отметить, что с 01.01.2007 вступил в силу новый Леснойкодекс, в котором не нашли отражения некоторые положения, содержащиеся впредыдущем кодексе, а также упоминаемые в условии задачи. Исходя из ст.2 ФедеральногоЗакона №201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса РоссийскойФедерации», которая гласит: «Лесной кодекс Российской Федерации применяется котношениям, возникшим после дня введения его в действие», можно сделать вывод,что к нарушениям, упоминаемым в условии задачи, следует применять Лесной кодекс1997г., действующий в момент нарушения. Поэтому при решении задачи следуетруководствоваться положениями Лесного кодекса 1997г. (ЛК) и другиминормативно-правовыми актами, действующими в тот момент.
Согласност.12 ЛК РФ сделки с правами пользования участками лесного фонда и правамипользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются впорядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а вчасти, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Статья58 ЛК «Леса третьей группы:
Клесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющиепреимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должнообеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.
Лесатретьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.»
Лесорубочныйбилет — 1) юридическое основание осуществления лесопользования; 2) (для целейЛесного кодекса Российской Федерации 1997 г.) документ, предоставляющий лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенныхлесных ресурсов; Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа исполнительнойвласти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйстваорганизацией органа исполнительной власти субъекта РФ на основании договорааренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участкомлесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, протокола орезультатах лесного аукциона или решения органа государственной власти субъектаРФ; Лесорубочный билет выдается лесопользователю при краткосрочном пользованиилесным фондом — на срок до одного года, на заготовку живицы — на весь срокподсочки древостоев.
Вст.42 ЛК РФ указано, что осуществление лесопользования допускается только наосновании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. По условию задачи,ремонтно-строительным управлением лесорубочный билет оформлен не был,следовательно, производилась неправомерно – нарушены положения Лесного кодекса.
Исходяиз положений ст.110 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательстваРоссийской Федерации, несут административную и уголовную ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодексомоб административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена следующая ответственность(п.2 ст.8.28 «Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев,кустарников или лиан»):
1.Незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожениелибо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения,подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, наплантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесныхкультур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесахлибо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях –
влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцатиминимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцатиминимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсотминимальных размеров оплаты труда.
2. Теже действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортныхсредств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержатуголовно наказуемого деяния, –
влекутналожение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати додвадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудиясовершения административного правонарушения и продукции незаконногоприродопользования; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальныхразмеров оплаты труда с конфискацией орудия совершения административного правонарушенияи продукции незаконного природопользования; на юридических лиц — от трехсотдо четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудиясовершения административного правонарушения и продукции незаконногоприродопользования.
Такжесогласно ст.111 ЛК граждане и юридические лица обязаны возместить вред,причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
Исходяиз вышесказанного, можно сделать вывод, что нарушитель норм лесногозаконодательства – Губкинское дорожное ремонтно-строительное управление –подлежит административной ответственности в виде наложения штрафа в размере оттрехсот до четырехсот МРОТ (100 рублей) с конфискацией орудия совершенияправонарушения и продукции незаконного природопользования, а так же обязанвозместить вред, причиненный лесному фонду. Объем ущерба исчисляется следующимобразом.
ПостановлениемПравительства РФ №388 от 21.05.2001 утверждены таксы для исчисления размеравзысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесамнарушением лесного законодательства Российской Федерации.
Занезаконную порубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степенипрекращения роста деревьев, кустарников, кустарничков и лиан взыскивается50-кратная стоимость древесины незаконно срубленных, выкопанных, уничтоженныхили поврежденных до прекращения роста деревьев, исчисленная по ставкам лесныхподатей за древесину, отпускаемую на корню.
Настоящиетаксы применяются для исчисления размера взысканий с граждан и юридических лицза причиненный ими ущерб лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесамнарушением лесного законодательства Российской Федерации.
Приисчислении размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением лесного законодательстваРоссийской Федерации, по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую накорню, применяются ставки, установленные органами государственной властисубъектов Российской Федерации для первого разряда такс, независимо отудаленности квартала (урочища) во всех лесотаксовых районах и лесотаксовыхпоясах.
Таркосалинскийлесхоз относится к Тюменскому лесотаксовому району.
ПостановлениемПравительства РФ №127 от 19.02.2001 «О минимальных ставках за древесину,отпускаемую на корню» установлены следующие ставки 1го разряда:Лесные породы Раз- ряды такс Расстояние вывозки, км Минимальная ставка, рублей за 1 плотный куб. м деловая древесина без коры дровяная древесина (в коре) крупная средняя мелкая Сосна 1 до 10 67,2 48,0 24,0 1,9 Кедр 1 до 10 80,7 57,5 28,7 2,1 Лиственница 1 до 10 53,5 38,5 19,2 1,9 Ель, пихта 1 до 10 60,5 43,2 21,9 1,9 Береза 1 до 10 33,5 24,0 12,2 1,9 Ольха черная 1 до 10 20,0 14,5 7,4 0,6 Осина 1 до 10 6,7 4,8 2,7 0,2
Дляпримерного расчета ущерба предлагается взять среднюю ставку – 1,5 рублей за 1куб дровяной древесины.
Поусловию задачи объем вырубленного леса составил 1057,6 куб.м.
1057,6*1,5=1586,4рублей. Таков приблизительный размер нанесенного ущерба.
Вст.110 ЛК упоминается также и уголовная ответственность за нарушение нормзаконодательства, но нормы ст.260 Уголовного кодекса РФ «Незаконная порубкадеревьев и кустарников» предусматривающие уголовную ответственность занезаконную порубку лесов, применяются к правонарушителям в случае, еслинеправомерные деяния совершены в значительном, крупном и особо крупномразмерах. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб,причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный поутвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десятьтысяч рублей, крупным размером — сто тысяч рублей, особо крупным размером — двести пятьдесят тысяч рублей. Таким образом, в рассматриваемой ситуацииправонарушитель не может быть привлечен к уголовной ответственности в связи сотсутствием состава преступления. К тому же, уголовной ответственности неподлежат юридические лица (чем в ситуации является ремонтно-строительноеуправление).
Ст.10Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывает, что ворганах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления,жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение,принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав всуд. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению кответственности лиц, совершивших правонарушения.
/>Согласно Федеральному закону «ОПрокуратуре Российской Федерации» устанавливаются четыре формы прокурорскогореагирования: протест, представление, постановление и предостережение.
Прокурор,исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированноепостановление о возбуждении уголовного дела или производства обадминистративном правонарушении (ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Такимобразом, в рассматриваемой ситуации прокурор, после рассмотрения поступившейжалобы и установления факта правонарушения, выносит постановление о возбуждениипроизводства об административном правонарушении и передает в уполномоченныйорган на рассмотрение.
Таксовыйпринцип определения ущерба и возмещения вреда касается незаконного лова рыбы,незаконной охоты и лесонарушений. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда,возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению,организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природнойсреде либо перечисляются в государственный бюджет, если природный объект,которому причинен вред, находится в общем пользовании.
Приналичии нескольких причинителей вреда взыскание ущерба производится всоответствии с долей каждого в нанесенном вреде, в том числе с изыскательских,проектных, строительных организаций.
Ссогласия сторон по решению суда вред может быть возмещен в натуре путемвозложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природнойсреды за счет его сил и средств. Однако натуральная компенсация применяется вограниченных пределах. Обычно восстановление рыбных запасов, лесных массивовпроизводится путем выращивания объектов природы в специальных питомниках, и ихраспространение и воспроизводство осуществляются за счет ответчика,причинившего вред природной среде.
Всоответствии с нормами гражданского и экологического законодательствавозмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая может быть оценена в деньгах.Это, как правило, экономический вред Экологический вред, причиняемый человеку(выражается в ухудшении состояния здоровья, смерти, дефектах, передающихся понаследству, и др.), не может быть точно подсчитан и выражен в определенныхэквивалентах.
Вотличие от обычного имущества объекты природы не имеют товарной стоимости. Кним не применимы обычные способы оценки стоимости — балансовой, розничной,рыночной. Такса — условная единица исчисления ущерба, причиненного природнымобъектам. Она устанавливается с учетом не только материального, но иэкологического вреда, причиненного природной среде. Такса включает в себя долюзатрат государства на охрану природы и помимо этого штрафную санкцию.
Существованиев лесном законодательстве повышенной имущественной ответственности непротиворечит гражданскому праву. В п. 1 ст. 1064 ГК РФ сказано, что законом илидоговором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатитьпотерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Библиография
1. ГражданскийКодекс Российской Федерации. Часть первая. //СЗ РФ. 1994. №32. ст.3301
2. Кодекс обАдминистративных Правонарушениях // Российская газета. 31.12.2001. №256
3. Лесной КодексРоссийской Федерации от 29.01.1997г. // СЗ РФ. 1997. №5. ст.610
4. Уголовный КодексРоссийской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. ст.2954
5. Федеральный закон«О прокуратуре Российской Федерации» от 1995г. // СЗ РФ. 1995. №47. ст.4472
6. ПостановлениеПравительства РФ №127 от 19.02.2001 «О минимальных ставках за древесину,отпускаемую на корню» // СЗ РФ. 2001. №10. ст.958
7. ПостановлениеПравительства РФ №388 от 21.05.2001 «Об утверждении такс для исчисления размеравзысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесамнарушением лесного законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ.2001. N 22.ст. 2236,
8. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства обответственности за экологические правонарушения» от 05.11.1998 // РоссийскаяГазета. 24.11.1998. №223.