Источники конституционного права
Содержание
Стр.
Введение 3
1.Обзористочников конституционного права 4
2.Характеристикаисточников конституционного права 8
2.1.КонституцияРФ- основной источник конституционного права 8
2.2.Федеральные конституционные законы как источникиконституционного права 9
2.3.Федеративныйдоговор как источник конституционного права 11
2.4. Договоры о разграничении иливзаимном делегировании
предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и еесубъектов
какисточники конституционного права 12
2.5.Постановления Конституционного суда РФ какисточники конституционного права 14
Заключение 16
Списокиспользованной литературы 18
Введение
В общей теории права принято различать понятияисточника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первомзначении под источником права понимаются те факторы, которые определяют самосодержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества,свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника праварассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получаютобязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию,выступают правовые акты.
Источниками конституционного права являютсянормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получаютюридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существуетособый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившимисилу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источникомдействующего конституционного права.
Достаточно широко известно, что Конституция РоссийскойФедерации1, принятая всенародным голосованием 12 декабря ивступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник,можно сказать — сердцевину, конституционного права и вообще всего права России.Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу историческихпричин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в своевремя советское государственное право. Конституционные по своему содержанию изначению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе нетолько самой Конституции Российской Федерации,, и в других нормативно-правовыхактах.
Принаписании данной работы были проанализированы Конституция РФ, комментарии кКонституции РФ разных авторов. Среди литературы, использованной принаписании данной работы, я хотел бы отметить работу «Федеральноеконституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г.Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов» 2Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и последовательный анализисточников конституционного права РФ. Кроме того, при написании данной работыиспользовались различные учебники по конституционному праву РФ, среди которых ябы хотел выделить учебник «Государственное право РоссийскойФедерации» под редакцией О.Е. Кутафина.2
_________
1.См.: Российская газета№251 от 25.12.93
2. См.: Государственноеправо Российской Федерации. Под редакцией О.Е. Кутафина.-М.- Юридическаялитература, 1996,-580 с.
1. Обзор основных источников конституционного права
Система нормативных правовых актов, являющихсяисточниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько ихвидов.
Особое место занимает Конституция РоссийскойФедерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Кчислу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедеральногозначения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Они различаются:
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могутзатрагиваться;
-по порядку принятия;
-по возможности применения в отношении нихотлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Примерами федеральных конституционных законов могутслужить:
-«О референдуме РоссийскойФедерации» N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года 1;
-«Об арбитражных судах в РоссийскойФедерации » N 1-ФКЗ от
28.04 1995 г.2;
-«О судебной системе РоссийскойФедерации » N 1-ФКЗ от 31.12 1996 г3;
-«Об уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации»
N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. 4;
-«О правительстве РоссийскойФедерации» N 2-ФКЗ от 17.12.1997 5г.
Средифедеральных законов источниками конституционного права являются такие, как:
_______
1.См. :«Российская газета», N 204, 19.10.95.
2. См.:«Российская газета», N 93, 16.05.95.
3. См.:”Ðîññèéñêàÿ ãàçåòà”, N 3, 06.01.97.
4. См.:«Российская газета», N 43-44, 04.03.97.
5. См.:«Российская газета», N 245, 23.12.97.
-«О статусе депутата Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „N 3-ФЗ от 08.05.1994 1г. ;
-“Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» N 124-ФЗ от19.09.1997 г. 2г;
Следующий источник конституционного права образуют тридоговора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общимнаименованием Федеративный договор, действующий в части, непротиворечащей Конституции Российской Федерации.
Характеризуя виды источников права, следует выделитьтакой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры оразграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции РоссийскойФедерации. Примерами таких договоров могут служить договор «Оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Республики Татарстан»3(от 15.02.1994 г.), аналогичныйдоговор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегированииполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики»4(от 01.07 1994 г.). Всего на июнь 1996 г. было заключено 35 подобных договоров.
Значительнойчастью источников конституционного права являются постановленияКонституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции РоссийскойФедерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановлениятакже содержат нормы конституционного характера. К числу прочих источниковконституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палатФедерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях,образуемых органами законодательной и исполнительной власти(Положения
_______
1.См. :«Российская газета», N 88, 12.05.94.
2. См. :«Российская газета», N 186,25.09.97, N 189, 30.09.97.
3. См. :«Российскиевести» №35, 22.02.96
4. См. :«Российскиевести» №40, 29.02.96
о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, опредставителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)
Особое место среди источников Конституционного правазанимают декларации:
-Декларация о государственномсуверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г. ;
-Декларация о языках народов России N1807-1 от 25 октября 1991 г. 1;
-Декларация прав и свобод человека игражданина от 22 ноября 1991 г. 2
Такого рода декларации имеют государственно-правовоезначение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правовогоразвития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции,определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всейполитики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующеезаконодательство.
К источникам конституционного права, действующихтолько на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всегоконституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые ихзаконодательными(представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, вобобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации,компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектовФедерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральнымзаконам. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органамисубъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридическойсилой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им.
Источниками конституционного права являются такжемеждународно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах,имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции,«общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью её правовойсистемы».
_________
1.См. :«Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 50, ст. 1740.
2.См. :«Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 52, ст. 1865.
Незавершённость процесса формирования наоснове новой Конституции системы конституционного права России объясняет такуюособенность видов источников конституционного права, как действие некоторыхзаконов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат КонституцииРоссийской Федерации и другим законам.
2.Характеристика источников конституционного права
2.1.Конституция Российской Федерации -основнойисточник конституционного права
Конституция Российской Федерации, принятая всенароднымголосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями,которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20от 09.01.961 и N 173 от 10.02.962 )на основании части 2ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации впостановлении N 15-П от 28.11.953 представляет собой основнойисточник конституционного права и вообще всего права России.
К числу особенностей Конституции Российской Федерацииможно отнести следующие:
1) нормы, устанавливаемыев Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они несвязаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными,могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять системугосударственных органов;
2) в Конституции устанавливаютсягосударственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающимидля всего государственно-правового регулирования. В них определяются всеосновные связи, посредством которых данная общность людей объединяется вгражданское общество, определяет механизмы управления государственными иобщественными делами;
3) Конституциякак источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм.Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяютсубъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всехсубъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципыэкономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всехсубъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основыправового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемыеот нарушений государством.
____________
1. См. :«Российская газета», N 7,13.01.96.
2. См.: Российская газета”, N31,15.02.96.
3. См. :«Российская газета», N 240,14.12.95.
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямоедействие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативныеакты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);
5) в Конституции определяются многие другие видыисточников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовыхактов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции как основного источникаопределяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формывоплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели,которые общество перед собой ставит, принципы его организации ижизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другими источникамиявляется актом наивысшего не только правового уровня, но и общественногозначения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественнойдеятельности.
Таким образом, Конституция Российской Федерации какосновной источник конституционного права служит формой установления норм,составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулированияобщественных отношений, входящих в её предмет.
2.2.Федеральные конституционные законы как источникиконституционного права
Следующим источником конституционного права Россииявляются федеральные конституционные законы.
Идея таких законов преследовала цель уменьшить объемсамой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральныеконституционные законы занимают промежуточное место между КонституциейРоссийской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по болеесложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественногосогласия. Такое представление о соотношении юридической силы КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральныхзаконов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральнымконституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенныхоснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционныезаконы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место вИталии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся:вставить
Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральныеконституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральнымиконституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:
-чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
-военное положение (ч. 3 ст. 87);
-образование новых субъектов РоссийскойФедерации (ч. 1 ст. 137);
-порядок принятия в Российскую Федерациюновых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);
-порядок изменения статуса субъектовРоссийской Федерации (ч. 5 ст. 66);
-описание и порядок официальногоиспользования государственных символов — государственного флага, герба, гимна(ч. 1 ст. 70);
-порядок назначения референдума (п.«в» ст. 84);
-статус Уполномоченного по правамчеловека (п. «д» ч. 1 ст. 103);
-порядок деятельности ПравительстваРоссийской Федерации (ч. 2 ст. 114);
-судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет.128);
-порядок созыва КонституционногоСобрания (ч. 2 ст. 135).
Нетрудно заметить, что перечисленныевопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся запределами действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедурепринятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок кглавам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений междуорганами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и ещеко многим вопросам.
Значительная часть правоведов склоннатолковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключаетсявозможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, невходящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этотперечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральнымизаконами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палатыФедерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен ПрезидентРоссийской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характерурешение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.
Поэтому представляется более правильной позиция,согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень.Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а поостальным вопросам может это делать, если считает, что они имеютконституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировавфедеральным конституционным законом «О референдуме РоссийскойФедерации»1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 годаинститут федерального референдума целиком, а не только применительно к порядкуего назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.
Пока что действуют всего три федеральныхконституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральныйреферендум, а два — институты судебной власти, причем не в полной мере. УказатьПромедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается надемократическом развитии нашего государства.
2.3. Федеративный договор как источникконституционного права
Четвёртую часть источниковконституционного права образуют три договора о разграничении предметов веденияи полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органамигосударственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяютсяобщим наименованием Федеративный договор. Эти договоры оформилипревращение России в действительную федерацию (до этого она была федерациейлишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершеннонеясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда КонституциюРоссийской Федерации — России, а его основные положения вошли в состав еетекста.
В ныне действующей Конституции РоссийскойФедерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочияразграничиваются
_______
1.См. :«Российская газета», N 204, 19.10.95.
между органами государственной властиРоссийской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративнымдоговором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второгоКонституции «Заключительные и переходные положения» установлено, чтов случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституциидействуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в той мере, вкакой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат,они имеют ту же силу, что и Конституция.
2.4. Договоры о разграничении иливзаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источникиконституционного права
Следующим видом источниковконституционного права являются договоры о разграничении или взаимномделегировании предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутойчасти 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.
К сожалению, возможные рамки такогодоговорного разграничения (взаимного делегирования) предметов ведения иполномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения ипрекращения указанных договоров.
На практике договорами нередко изменяетсяразграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, установленноестатьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимуществоперед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.
Отсюда следует, что положения соответствующихдоговоров имеют более высокую юридическую силу, чем упомянутые статьиКонституции, не говоря уже о положениях федеративного договора. Такой выводвытекает из части 3 статьи II, находящейся в главе 1, которая представляетсобой как бы конституцию в Конституции, ибо ее юридическая сила выше, чем уостальной части Конституции. Следовательно, отступления в договорах от нормстатей 71- 73 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение.
В литературе встречается и иная позиция.Так, некоторые авторы утверждают, что договоры, о которых идет речь в части 3статьи 11 Конституции (помимо Федеративного договора), не должны противоречитьКонституции и федеральным законам, поскольку такое условие предусмотрено вчасти 2 статьи 78 Конституции. В действительности же в части 2 статьи 78предусмотрен иной институт, чем в части 3 статьи 11, а именно: не договоры, носоглашения, и не вообще между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов, но лишь между соответствующими органамиисполнительной власти. Такие соглашения действительно не должны противоречитьКонституции и федеральному закону, хотя это и ставит под сомнениецелесообразность их заключения. Можно согласиться с автором комментария в том,что конституционный способ разграничения компетенции между РоссийскойФедерацией и ее субъектами имеет приоритет перед договорным, но выражается этотолько в том, что договорное разграничение компетенции опирается на положениечасти 3 статьи 11 Конституции. Отсюда, однако, отнюдь не следует, что договоры,о которых идет речь в части 3 статьи 11, обладают меньшей юридической силой,чем федеральный закон. Дело, похоже, обстоит как раз наоборот.
Не столь бесспорен, однако, порядокзаключения таких договоров, сложившийся на практике. Он заключается в том, чтодоговоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны иПрезидентом или главой республики, главой администрации со стороны субъектаРоссийской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Самоофициальное опубликование на федеральном уровне не всегда имеет место (в печатисубъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются). С более или менеезначительным опозданием часть договоров публикуется в газете «Российскиевести», которая предназначена для официального опубликованияправительственных и ведомственных актов. Однако, как показано выше, уровеньюридической силы договоров таков, что требует официального опубликования впервом разделе «Собрания законодательства Российской Федерации» и,соответственно, в «Российской газете».
Еще более важен вопрос о субъектах,участвующих в заключении договоров. Поскольку в договорах содержатся нормыконституционного характера, вряд ли правильно отстранять от их созданиязаконодательную власть. Представляется, что договоры для вступления в силудолжны бы утверждаться Федеральным Собранием и представительным органомзаконодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Причемдля принятия решения было бы логично предусмотреть требованиеквалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятияпоправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции(устава) на уровне субъекта Российской Федерации.
Есть здесь и еще одна юридическаяпроблема, связанная с правовыми последствиями заключения договоров оразграничении предметов ведения и полномочий. Например, согласно части 1 статьи76 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются только попредметам федерального ведения. Если по договору часть таких предметов перешлав ведение какого-либо субъекта Российской Федерации, то федеральныйконституционный закон, изданный по таким предметам (скажем, о судебной власти),или вообще не будет действовать на территории данного субъекта РоссийскойФедерации без подтверждения со стороны его управомоченных органовгосударственной власти, или его юридическая сила на этой территории окажетсятакой же, как у обычного федерального закона, изданного в сфере совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов (если предмет по договору перешел вэту сферу). Соответственно, это относится и к обычным федеральным законам: попредметам, переданным по договору в сферу компетенции субъекта РоссийскойФедерации, федеральный закон без подтверждения действовать на его территории небудет. Ситуация для правоприменителя тем самым значительно осложняется.
С учетом сказанного представляется, что процедуразаключения, а равно и расторжения договоров между органами государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении (взаимномделегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи11 Конституции, а также отмеченная только что проблема некоторых правовыхпоследствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральнымконституционным законом. Это тем более важно, что о взаимном делегированиипредметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.
2.5. Постановления Конституционного Суда РоссийскойФедерации как источники конституционного права
Значительной частью источников конституционного праваявляются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толкованииКонституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкуетКонституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросамуправомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другиедела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативныхактов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также долженформулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкованиеКонституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной частипостановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления Конституционного Суда, выносимые в связис разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, какпредставляется, должны содержать нормы конституционного характера.
Заключение
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, чтоисточники конституционного права имеют исключительно большое значение дляукрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источниковнапрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества посуществу всех видов юридической практики. Юридическая наука призванасвоевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, апрактика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой,динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качестваэтой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источниковконституционного права в современном государстве России?
Необходимо нормативно зафиксировать«фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. Вправовом государстве главной формой права должен быть признан ненормативно-правовой акт вообще, а только один из них — Конституция. При этомКонституция государства не может ограничиваться «цементированием»лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего праваРоссийской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридическойсилы.
На мой взгляд, необходимо принять федеральныйконституционный закон, в котором необходимо отразить процедуру заключения, аравно и расторжения договоров между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметовведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции. В законедолжны быть отражены следующие вопросы:
во-первых, следует определить субъекты, участвующие взаключении подобных договоров предусмотреть требование квалифицированногобольшинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции нафедеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъектаРоссийской Федерации, поскольку в договорах содержатся нормы конституционногохарактера;
во-вторых, необходимо урегулировать правовыепоследствия заключения подобных договоров, т.е. определить юридическую силуфедеральных конституционных законов и конституционных законов, принятых повопросам, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации или совместномуведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
в-третьих, необходимо установить порядок опубликованияподобных договоров, поскольку уровень юридической силы договоров таков, чтотребует официального опубликования в первом разделе «Собрания законодательстваРоссийской Федерации» и, соответственно, в «Российской газете».
Список использованнойлитературы
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек.1993 г .-Российская газета, №251, 25.12.93.
***
2.Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е. Кутафина.-М.-Юридическая литература, 1996,-580 с.
3. Конституционноеправо Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов ифакультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-741с.
4.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек.1993 г .-М.: Новая шк., 1995.-61 с.
5. МирошниковаВ.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.-М.: Ассоциация авторов ииздателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.-176 с.
6. Федеральноеконституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г.Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А.Страшун. -М. Норма, 1996.-385 с.