В процессе работы над курсовой были сделаны следующий выводы и обобщения, согласно поставленным задачам.
1. Принятый в мае 1999 года Закон Украины “О национальном банке Украины” четко определил статус НБУ как центрального банка, закрепил его полномочия и место в национальной экономике Национальный банк Украины (далее НБУ), является Центральным банком Украины, особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задания, функции, полномочия и принцип организации которого определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О национальном банке Украины» и другими законами Украины. Местонахождение руководящих органов и центрального аппарата НБУ – город Киев.
В соответствии с Конституцией Украины основной функцией НБУ является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Во исполнение своей основной функции НБУ содействует соблюдение стабильности банковской системы, а также в пределах своих полномочий – ценовой стабильности. Не менее важны и другие функции НБУ (определяет и проводит денежную политику, осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует её обращение, устанавливает для банков правила проведения банковских операций, осуществляет банковское регулирование и надзор и т.д.).
Руководящими органами Национального банка являются Совет Национального банка Украины и Правление Национального банка Украины. Верховная Рада Украины назначает семь членов Совета Национального банка путем принятия соответствующего постановления. Президент Украины назначает семь членов Совета Национального банка путем принятия соответствующего указа. Возглавляет Правление Национального банка Председатель Национального банка. Председатель Национального банка назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины сроком на пять лет. Количественный и персональный состав Правления Национального банка утверждается Советом Национального банка по представлению Председателя Национального банка. Структура Национального банка Украины строится по принципу централизации с вертикальным подчинением. Согласно ст.22 Закона Украины «О Национальном банке Украины» к системе НБУ относятся: центральный аппарат, филиалы (территориальные управления), расчетные палаты, банкнотно-монетный двор, фабрика банкнотной бумаги, казначейство Украины, Центральное хранилище, специализированы предприятия, банковские учебные заведения и другие структурные единицы и подразделы, необходимые для обеспечения деятельности Национального банка.
2. Через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использовать ее, чтобы достичь поставленных целей. Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляет деньги центрального банка. Их называют также монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковского сектора и от спроса на деньги. Для характеристики денежного предложения применяются так называемые денежные агрегаты Целевая направленность денежно-кредитной политики зависит от многих составляющих. В частности, на различных этапах развития денежно-кредитной системы государства она может существенно отличаться. Приоритетными целями денежно-кредитной политики Украины на современном этапе являются – обеспечение внутренней и внешней стабильности гривны как монетарной предпосылки экономического роста; поддержание уровня инфляции в границах 6-7%; наращивание золотовалютных резервов; улучшение структуры денежной массы и рост уровня монетизации экономики; создание условий для снижения цены кредитных ресурсов; применение методов по стимулированию развития фондового рынка; увеличение доверия кредиторов и вкладчиков к банковской системе; расширение безналичной формы расчетов; усовершенствование банковского законодательства и нормативно-правовых актов НБУ.
Основными опосредованными инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке; изменение учетной ставки центрального банка; изменение нормы обязательных резервов.
3. Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика Украины в 2005-2006 году была такова, что продолжала действовать неформальная привязка гривни к доллару, при обязательной продаже 50% валютной выручки. Денежная масса формировалась преимущественно за счет выкупа НБУ избытка валюты на межбанке. До сентября 2001 года, пока доллар был сильным по отношению к евро и другим ведущим мировым валютам, привязка создавала ряд неудобств для отечественных экспортеров. Их продукция на мировых рынках была потенциально дорогой. Однако с началом девальвации доллара началась новая эра в развитии отечественной экономики. Стимул к развитию получили экспортеры, особенно с началом роста цен на металлопродукцию. За счет привязки к доллару росли их доходы в гривневом выражении. В итоге Украина после десятилетия спада начала наращивать производство. Не в последнюю очередь благодаря новой модели ДКП и ВКП. Получилась оптимальная схема осуществления денежно-кредитного регулирования, когда рост монетарных показателей может продолжаться до бесконечных объемов, не вредя ценовой стабильности. Сейчас трудно представить развитие отечественной экономики в случае изменения концепции денежно-кредитной политики. Чтобы экономика не сорвалась в высокую инфляцию, потребуется экстренное вмешательство государства. Возможно, вплоть до корректировки основ курсовой и кредитной политики. НБУ ожидает сокращения уровня долларизации экономики Украины в 2008 году на не менее чем 3-5%. По оценке Нацбанка, активное привлечение банками ресурсов за рубежом приводят к накоплению определенных рисков. Согласно положениям документа “Основные принципы денежно-кредитной политики на 2008 год” предусмотрено удержание курса гривни в коридоре 4,95-5,25 грн/$1 и рост денежной массы на уровне 25-31% при инфляции 6,8%. Вместе с тем, по итогам сентября 2007 года правительство заявило о возможности пересмотра прогноза инфляции на 2008 год.
Пути решения проблем денежно-кредитной политики в Украине связаны с ростом независимости ЦБ, которую можно определить как законодательно закрепленную институциональную способность осуществлять монетарную политику независимо от директив, инструкций и других форм вмешательства со стороны правительства, отраслевых лобби и других групп интересов. Кроме того, в демократическом обществе подотчетность является естественным дополнением независимости центрального банка. А это означает, что ЦБ несет ответственность за достижение поставленных перед ним целей.
Список использованной литературы:
1. КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ 1996 року (Із змінами, внесеними згідно із Законом N 2222-IV (2222-15) від 08.12.2004, ВВР, 2005, N 2,ст.44);
2. ЗАКОН УКРАЇНИ Про банки і банківську діяльність//Відомості Верховної Ради (ВВР), 2001, N 5-6, ст.30;
3. ЗАКОН УКРАЇНИ Про Національний банк України//Відомості Верховної Ради (ВВР), 1999, N 29, ст.238 Із змінами, внесеними згідно із Законами N 3235-IV (3235-15 ) від 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 ));
4. Балтина А.М., Финансовые системы зарубежных стран: Финансы. Кредит. Банковское дело //Под ред. Белоглазовой А.М.- М:Финансы и статистика, 2001;
5. Гикиш Л.В., Финансы, – К: МАУП, 2001;
6. Гриневич Л.Государственные и муниципальные финансы России.-М: Финансы и статистика, 2007;
7. Иванов И.М., Деньги и кредит,- К: МАУП, 1999;
8. Курс экономической теории, Чепурин М.И., -Киров: «АСА», 2004 г;
9. Лаврушина О.И. Основы банковского дела. – М: Финансы и статистика, 2007;
10. Нацбанк определил причины роста инфляции// Газета “Зеркало недели”,№ 39 (668) 20 — 26 октября 2007;
11. Национальный банк пока не планирует повышать курс гривни // Газета “Зеркало недели”,№ № 23 (602) 17 — 23 июня 2006;
12. Орлюк О. П. Финансове право: навч. пособие. – К.: Юринком Интер, 2003. – 528с.
13. Симоненко В. Политический выбор сделан, впереди экономический// Газета “Зеркало недели”, №12, 1-7 апреля 2006 года;
14. Сколотянный Ю. Лечение экономики – дело самой экономики//Газета “Зеркало недели”, № 35 (664) 22 — 28 сентября 2007;
15. СКОЛОТЯНЫЙ Ю, ЯЦЕНКО Н. Банковская система: традиции, проблемы, амбиции…//Газета “Зеркало недели”, № 19 (598) 20 — 26 мая 2006;
16. Тарасова Г.М. Банковское дело. Конспект лекций.-Ростов н/Д:Феникс,2007.-222 с.;
17. ШАПОВАЛОВ Анатолий, Стратегические направления курсовой политики Украины в условиях устойчивого экономического развития// Газета “Зеркало недели”, № 43 (571) 5 — 11 ноября 2005;
18. Шеффер Б., Money, или Законы умножения денег: Финансы. Деньги. Денежное обращение, -М: Финансы и статистика, 2007;
19. Шевчук Д.А. Банковские операции.-М: Финансы и статистика, 2007;
20. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: уч. пос. .-М: Финансы и статистика, 2007;
21. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка:уч. .-М: Финансы и статистика, 2007;
22. Финансовое право// под ред. Чернявского Х., – Х: Одиссей, 2003;
23. За и против пяти-ноль-пяти. Финансовые новости. Экономический ликбез. Андрей Блинов, Александр Жолудь//Газета эксперт №324 от 04.12.2007;
24. Экономика/ под ред. А.С,Булатова,- М: «Юристь»» 2001 г.
Бесплатно скачать реферат “Денежно-кредитная политика НБУ” в полном объеме