МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Пермская государственнаясельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н.Прянишникова”
Кафедра организации производства ипредпринимательства в АПК
Курсовой проект на тему:
Проект эффективного бизнес-планапроизводства и сбыта продукции
Пермь – 2011
Содержание
Введение
1. Резюме
2. Анализ отрасли
3. Характеристика продукта
4. Организационный план
5. План маркетинга
6. Производственно-финансовый план
7. Оценка и управление рисками
8. Стратегия финансирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Введение
Бизнес – план является необходимыминструментом осуществления проектно – инвестиционных решений.
Бизнес- план – это документ,представляющий собой результат комплексного исследования основных сторондеятельности предприятия (описание его создания, реконструкции илифункционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своейдеятельности. Бизнес- план обычно отражает развитие одного конкретногонаправления его работы на определенном рынке.
В данной курсовой работе предложенбизнес-план производства тюльпанов.
Бизнес-план призван доказатьцелесообразность предлагаемой деятельности по производству и реализациитюльпанов, определить реальность достижения намеченных результатовпредпринимательской деятельности, привлечь инвесторов для участия в проекте.
Цель работы – составлениеэффективного бизнес-плана производства и сбыта тюльпанов.
Для достижения поставленной целиследует выполнить следующие задачи:
— провести анализ рынка цветов,охарактеризовать предлагаемый продукт;
— составить организационный,маркетинговый и производственно-финансовый планы по производству и реализациитюльпанов;
— оценить возможные риски;
— просчитать экономический эффектпроектируемой деятельности.
1. Резюме
Цветоводство в последнее десятилетие получило широкоеразвитие в Пермском крае. Потребность в живых цветах ощущается, особенно взимнее время. Основная масса цветов (80%) завозится из Голландии, причемкачество поставляемых цветов не всегда отвечает требованиям потребителя.
Основной дефицит ощущается к праздникам в феврале-марте.Импортируемый цветок тюльпана, как правило, срезается за месяц до реализации,что сказывается на его качестве. Цена в эти месяцы поднимается в 3 раза. Так,по анализу рынка продаж цветков тюльпана, цена реализации в 2009 году к 8 мартасоставляла в розничной торговле от 70 до 100 рублей.
Оптовая цена реализации, в зависимости от количествареализуемых цветов, составляла от 35 до 40 рублей. Большое количество срезкицветов тюльпана поставляет в Пермский край Удмуртия. Но это не снижает спрос, идефицит цветов все равно ощущается.
В связи с этим предложена технология выгонки тюльпанов,позволяющая получать свежую продукцию на срезку к 14 и 23 февраля, 8 марта.
Проектируемые мероприятия позволятКФХ «Мулянка» получать дополнительную ежегодную прибыль в размере 100 тыс. рубблагодаря использованию пустующих зимой теплиц. Рентабельность даннойтехнологии — 12,3 %.
Банковский кредит по данной программепредусматривает выплаты суммы основного долга + 4,75 % годовых .
Финансирование внедряемой технологииследует осуществить за счет собственных и заемных средств.
Собственные средства – 312,5 тыс руб,заемные средства – 500 тыс. руб.
Банковский кредит по государственнойпрограмме развития сельского хозяйства предусматривает выплаты в течение 5 летсуммы основного долга + 4,75 % годовых.
2. Анализ отрасли
Сегодня российский рынок цветовпредставляет собой бурно растущий организм на фоне увеличения благосостояниянаселения страны. Мощный толчок он получил в своем развитии в начале 90-х,когда рухнула завеса социализма, и бизнес получил невиданные просторы длядеятельности и доступ на мировые цветочные аукционы. С того момента прошло ужедвадцать лет, и цветочный рынок России сформулировал свои законы. 90% всехсрезанных цветов наша страна импортирует, основные поставщики это голландскиецветочные аукционы, хотя 15% составляют растения из Колумбии и Эквадора. Внастоящее время в Голландии доход от экспорта тюльпанов составляет 170миллионов гульденов в год.
За качеством импортируемой продукцииочень трудно уследить, кроме того для успешного ведения предпринимательскойдеятельности необходима налаженная сеть производителей и поставщиков за рубежоми значительные расходы на транспортировку готовой продукции.
Цветочные магазины чаще всего имеютдело с местными перекупщиками, оптовыми торговцами цветами. Цены у нихдостаточно высокие, цветы зачастую не свежие, подверженные многократной химическойобработке.
Производство цветов на территории РФможет существенно снизить расходы за счет сокращения издержек натранспортировку, повысить качество предлагаемой продукции.
По оценкам различных независимыхэкспертных групп, годовой оборот цветочного рынка в нашей стране сегоднясоставляет 2 млрд. долларов, четверть его сконцентрирована в столице, остальное– регионы. Это при реальной его емкости до 40 млрд. долларов. Как видите, рынокцветочной продукции России еще очень и очень далек от насыщения, найти своюнишу на нем сегодня может каждый. По оценкам экспертов вплоть до 2010 годацветочный рынок нашей страны будет прирастать на 25% в год.
Конечно, пики продаж цветовприходятся на праздники. В 2007 году на 8 марта в Москве было продано 20 млн.цветов. Накануне праздника уровень продаж вырастает в 50 раз, асреднестатистический владелец нескольких цветочных киосков зарабатывает около30 тысяч долларов. Но это ведь не единственный «цветочный» день календаря, нашилюди вообще любят праздники и не скупятся на подарки [6].
Среди российских поставщиков живыхцветов самым крупным является совхоз «Южный». Его расположение вюжном регионе (Карачаево-Черкесская республика) позволяет значительно сократитьзатраты на электроэнергию. Цены на цветы вполне конкурентоспособны, а перелет водин час позволяет доставить цветы в самом свежем виде. Так же в тройку лидеровроссийских компаний входит ЗАО Агрофирма «Косино» и «Мытищинскийсовхоз декоративного садоводства» [2].
Кроме того крупными предприятиями попроизводству тюльпанов и других цветов на срезку являются тепличное хозяйство«УралНииСхоз» г.Екатеринбург и ОАО «Декоративно-цветочныекультуры» г.Ижевск [3].
В Пермском крае ведущие позиции впроизводстве и поставке цветочной продукции занимает компания «Эрде-Данк». В2008 году на базе компании «Эрде-данк» был создан питомник декоративных культур«Анютины Глазки» общей площадью 2,1 га.
Питомник расположен вблизи поселенияс. Лобаново, по Кунгурской трассе, напротив действующей Александро-Невскойцеркви.
Удобное и малоудалённое от городаместоположение питомника позволяет всем желающим посетить его и на местеознакомиться с широким ассортиментом посадочного материала и цветов на срезку.
Кроме тюльпанов, питомник можетпредложить широкий выбор декоративных растений: кустарники, многолетние цветы,хвойные и лиственные деревья, декоративные травы, а так же рассаду однолетнихцветов. Общий ассортимент посадочного материала насчитывает более 70наименований.
Предлагаемая продукция выращиваетсякак на территории самого питомника, так и поставляется из лучших питомниковЕкатеринбурга, Белоруссии, Удмуртии [4]
3. Характеристикапродукта
Тюльпаны (Tulipa) – всеми любимыеяркие весенние цветы, поражающие красотой и разнообразием формы и окраскицветков. В составе этого обширного рода, принадлежащего к семейству лилейных,насчитывается более 150 видов. Название рода персидское, что в переводеозначает «тюрбан»; форма цветков тюльпана напоминает чалму.
Предполагают, что родиной всехдикорастущих тюльпанов является Средняя Азия, откуда они распространились вразные страны мира.
Тюльпан используется в культуре оченьдавно – уже в XII — XV веках тюльпаны выращивали в азиатских странах. ВЗападной Европе тюльпаны появились в XVI веке и сразу же завоевали любовьцветоводов и внимание селекционеров. Активная селекционная работа позволиласоздать множество роскошных сортов тюльпанов с разной высотой цветоносов, сразнообразной окраской и изысканной формой цветка (чашевидная, бокаловидная,овальная, яйцевидная, шаровидная, лилейная, звёздчатая, попугайная,пионовидная).
Тюльпаны с успехом используются и дляукрашения сада, и для срезки в букеты, и для выгонки. Низкорослые тюльпаныхороши на альпийской горке и в контейнерах [5].
В плане озеленения садов и парковтюльпан является универсальным растением, сфера его использования очень широка:тюльпаны высаживают в цветниках и бордюрах, под деревьями и на альпийскихгорках, оформляют ими балконы и сажают в вазонах на улицах. Большоеразнообразие современных сортов может удовлетворить самые взыскательные вкусыцветоводов. Есть среди видов и сортов тюльпанов такие, которые идеальноподходят для высадки в цветочные бордюры и на альпийские горки, а есть те, чтобудут прекрасно смотреться на фоне высокорослых многолетников или декоративныхкустарников. Разнообразие сортов тюльпанов по срокам цветения позволяетподобрать для сада сорта, которые будут радовать Вас уже с середины апреля и доначала июня.
Лишь немногие декоративные растениямогут соперничать с тюльпанами по разнообразию форм цветка. Растения с простойбокаловидной формой цветка хорошо смотрятся в групповых посадках под деревьями,среди газона, из них можно создавать естественные цветочные поляны. Тюльпаны с изысканнойформой цветка — пионовидные, лилиецветные, попуганные, бахромчатые — эффектносмотрятся недалеко от дорожек, небольшими группами, посаженные так, чтобыкаждый цветок можно было рассмотреть в отдельности.
В зависимости от цели, которую ставитперед собой цветовод, выращивая тюльпаны, в их агротехнике будут некоторыеотличия. Если тюльпаны сажают для получения высококачественной срезки, луковиц,или если на первом месте стоит задача собрать коллекцию тюльпанов, быстрееразмножить редкие сорта, то главное внимание уделяется удовлетворению всехпотребностей растений и созданию для них оптимальных условий произрастания [7].
Ценность тюльпанов увеличивается ещетем, что получение цветущих растений в зимний период возможно с января и домомента цветения их в открытом грунте [1].
Желание получать цветущие тюльпаныраньше, чем они зацветут в открытом грунте, побуждает многих производителейзаниматься выгонкой. Выгонка — это комплекс мероприятий, направленный на то,чтобы заставить растения цвести в несвойственное для них время года [7].
4. Организационныйплан
Технология выгонки тюльпанов в зимне-весеннеевремя внедряется в крестьянско-фермерском хозяйстве «Мулянка».
Крестьянско-фермерское хозяйство «Мулянка»основывается на мелкогрупповой семейной форме организации труда. Средствапроизводства, включая и землю, находятся в частной собственности крестьян.
Земельный участок расположен в н.п.Мулянка Пермского района Пермского края, вблизи удобной транспортной развязки.
Хозяйство занимается пчеловодством,производством овощей.
Площадь земельного участка – 0,8 га. Для выгонки будет использоваться круглогодичная теплица, свободная от овощной продукции взимнее время.
Круглогодичная теплица «Фермерская-5»со стрельчатыми арками в зимнее время имеет ряд преимуществ перед арочными.Снег не задерживается на крыше, что обеспечивает постоянную светопроницаемость.Это особенно важно в зимнее время так как световой день короткий. В связи сэтим экономится значительное количество электроэнергии на досвечиваниерастений. Повышенная прочность позволяет подвешивать осветительное и другоетехнологическое оборудование.
Каркас теплицы изготовлен изпрофильной трубы в виде ферм. Сборка каркаса производится на болтах безиспользования сварки. Это позволяет достаточно легко собирать, разбирать иперевозить конструкцию. Каркас покрыт грунт-эмалью.
Покрытие теплицы — из сотовогополикарбоната, фундамент столбчатый бетонный. Вентиляция осуществляется черезторцевые форточки. Снеговая нагрузка — до 90 кг/м2, ветровая нагрузка — до 38м/с.
Габариты теплицы — 8х12х2,9 м позволяютосуществлять выгонку тюльпанов в объеме 25000 шт при максимальном использованиирабочего пространства за счет стеллажей [8].
Численность персонала КФХ «Мулянка»:
1. Руководитель КФХ«Мулянка» — Лузин Владимир Петрович, квалификация — агроном;
2. Бухгалтер –Лузина Мария Ефимовна;
3. Разнорабочий –Лузин Роман Владимирович, квалификация — агроном.
Оплата труда каждого работника – 4330руб, что соответствует Федеральному закону РФ от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакцииФедерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ), отчисления на социальныенужды – 1126 руб.
5. План маркетинга
На сегодняшний день наибольшая доляроссийского цветочного рынка принадлежит импортерам — Голландии, Эквадору,Колумбии и Израилю. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественныецветочные хозяйства обеспечивают пока только десятую часть рынка.
Рынок цветов крайне подверженсезонности продаж — непропорционально большая часть заработка приходится напраздничные дни.
Недостаточное развитие отечественногопроизводства цветочной продукции связано с такими проблемами как жесткаязависимость от бесперебойной поставки электроэнергии, сложности в выходепроизводителей на розничный рынок.
Импортируемый цветок тюльпана, какправило, срезается за месяц до реализации, что сказывается на его качестве.Цена в эти месяцы поднимается в 3 раза. Так, по анализу рынка продаж цветковтюльпана, цена реализации в 2009 году к 8 марта составляла в розничной торговлеот 70 до 100 рублей. Оптовая цена реализации, в зависимости от количества реализуемыхцветов, составляла от 35 до 40 рублей. Большое количество срезки цветовтюльпана поставляет в Пермский край Удмуртия. Но это не снижает спрос, идефицит цветов все равно ощущается.
В розничной торговле цветамипреобладает формат ларьков и киосков. Однако в последнее время на рынке сталипоявляться брендированные розничные сети, ярким представителем которых являетсякомпания «Ирис». Также развивается сегмент Интернет-торговли цветами [9].
Потребность в живых цветах ощущается,особенно в зимнее время. Основная масса цветов (80%) завозится из Голландии,причем качество поставляемых цветов не всегда отвечает требованиям потребителя.Основной дефицит ощущается к праздникам в феврале-марте. Именно в связи с ярковыраженной сезонностью производства тюльпанов крестьянско-фермерское хозяйство«Тюльпан» предлагает внедрить технологию выгонки тюльпанов.
Продвижение продукциикрестьянско-фермерского хозяйства «Акбаш» предлагается через сеть цветочныхмагазинов «Мир цветов» и «Жасмин» в г.Пермь. Привлечение данных розничных сетейвозможно благодаря гибкой ценовой политике – цена тюльпана 36,5 руб. Такжеобъявления о реализации цветов следует разместить в интернете – на порталах «Изрук в руки», «Терон» и т.д.
6. Производственно-финансовыйплан
За основу выгонки тюльпанов берется смещение сроковвынужденного покоя луковиц. Выгонка выполняется следующим образом:
Луковицы должны быть по размеру 12+, здоровыми (в том числесо здоровыми донцами). Посадка производится в специальные ящики размером70х40х7см. В ящик высаживается до 110-115 луковиц.
Таблица 1 Производственные процессы, осуществляемые при выгонкетюльпановНаименование работ Сроки Примечание 1. Посадка луковиц в ящики октябрь Полить и подержать в тепле 5-7 дней для укоренения
2. Расстановка ящиков в открытый грунт
2а. Обработка луковиц фунгицидами (Витарос) Вторая половина октября Почва должна быть хорошо выравнена и ящики лучше всего разместить на опору, что бы они не вмерзли в почву. 3. Укрытие опилом слоем 15-20см Вторая половина октября В условиях сухой осени необходимо следить, чтобы посаженные луковицы не пересыхали. 4. Укрытие снегом (естественное) Ноябрь-декабрь Если зима холодная, но малоснежная, необходимо нагребать дополнительный снег 5. Установка ящиков с тюльпанами на выгонку С 15 по 25 января В течение 3-4 дней тюльпаны притеняют, чтобы не было резкого действия освещения на росток, в противном случае могут развиться короткие цветоносы. 6. Подкормка растений В течение сезона выгонки 7. Выгонка растений Январь-февраль
При температуре +160-+200С 8. Срезка растений Февраль-март При появлении окрашенного бутона срезается растение под корень 9. Закладка на хранение Февраль-март
Срезанные цветы укладываются в полиэтиленовую упаковку и хранятся в условиях холодильника при температуре +20-+50С. В картонных коробках.
Особенности посадки луковиц тюльпанов для выгонки:
На дно деревянного ящика насыпается грунт слоем не менее 5см,слегка уплотняется, и укладываются луковицы донцем вниз на расстоянии 5 см друг от друга. Затем делается подсыпка грунтом, так как в процессе укоренения неизбежнопроисходит выпирание луковиц.
Для укоренения желательно выдержать ящики с луковицамитюльпана при температуре +8+100С, а затем вынести на подготовленнуюплощадку, основательно пролить и укрыть опилом слоем 30-40см.
Грунт для выгонки:
В качестве субстрата используется торф верховой.
Субстрат должен быть обеззаражен. Обеззараживание можнообеспечить пролив субстрат темноокрашенным раствором марганца, при температуреводы 50-600С. Для профилактики и подавления грибковых заболеванийпролить почву алирином-Б или глиокладином – биологическими препаратами.
Таблица 2 Дозы удобрений для выгонки тюльпанов, выращиваемыхна верховом торфе, кг/м3Наименование Доломитовая мука Калийная селитра
Аммиачная
селитра Сульфат магния
Суперфосфат
гранулированный Торф верховой 4 0,7 0,2 1,5 3
Из микроудобрений желательно добавлять в грунт (г/м3)сульфат меди -50, сульфат цинка — 2, молибдат аммония-2, сульфат кобальта – 2,борная кислота -10 [10].
Таблица 3 Переменные издержки на получение одного тюльпана[10]№ п/п Наименование сырья, используемого в производстве Ед. изм. Цена за ед. материалов, руб. Кол-во материалов для производства 1 ед. продукции Затраты на материалы для производства 1 ед. продукции, руб. Потери % 1 Луковицы тюльпанов шт 15 1 15 – 2 Грунт л 3 0,15 0,45 3 Тара шт 2 0,01 0,02 4 Электроэнергия кВт 2,5 0,2 0,5 5 Удобрения и химикаты г 0,15 0,15 0,022 6 Вода Куб.м 0,049 1 0,049
16,04
Выгонка осуществляется в приспособленном готовом помещении, аименно в круглогодичной теплице «Фермерская-8».
Объем выгонки — 25000 луковиц.
тюльпан рынок маркетинговый финансовый
Таблица 3 План реализации срезкицветка тюльпанаМесяц Число Объем реализуемой продукции Шт. Тыс. руб. Февраль 14 1250 45,62 Февраль 23 2500 91,25 Март 5-8 21250 775,63 Итого
25000
912,5
Расчет точки безубыточности:
q = Pпост. / (Z – Pперем.), где
q – безубыточный объем производства;
Pпост. – сумма постоянных издержек;
Z – цена единицы продукции;
Pперем. – сумма переменных издержек наединицу продукции.
Сумма постоянных издержек при внедренииданной технологии складывается из заработной платы персоналу с отчислениями всоциальный фонд (147307 руб на время внедрения и осуществления технологии).
Сумма переменных издержек на единицупродукции равна 16,0 руб.
Цена единицы продукции – 36,5 руб.
q = 147307 / (36,5 – 16,0) = 7186 шт.
Объем производства превышает точкубезубыточности, следовательно производство и сбыт продукции, полученной поданной технологии не убыточно.
Себестоимость единицы продукции = 30,1руб;
Полная себестоимость единицы продукции= 32,5 руб
Выручка от реализации = 912,5 тыс.руб;
Прибыль от реализации в первый годвнедрения технологии = 100 тыс. руб.
Рентабельность производства = 12,3 %.
Перечень постоянных и переменныхзатрат останется неизменным после внедрения технологии.
Выручка от реализации за 3 года =2737,5 тыс. руб;
Прибыль от реализации за три года =300 тыс. руб.
Рентабельность производствасохранится на том же уровне и составит 12,3 %.
7. Оценка иуправление рисками
Возможными рисками, связанными с внедрением технологиивыгонки тюльпанов являются:
1. Болезни растений
2. «Слепой бутон» — физиологическое состояние растения, при котором он не образует цветка;
3. Внешние факторы(пожары, наводнения и т.д.).
Для минимизации данных рисков необходимо соблюдать следующиемероприятия:
1. Закупка дляпромышленной выгонки луковиц тюльпана, прошедших специальную химическуюобработку, обеззараживание субстрата, соблюдение агротехники;
2. Соблюдениетемпературного режима в стадии охлаждения луковиц;
3. Страхование.
Рекомендуемый перечень страховых компаний, оказывающих услугипо страхованию сельскохозяйственных растений.
1 Альфа страхование
2 ОАО СК- САБ
Максимальная ставка по страхованию растений составляет 4%.Страхованию подлежат луковицы тюльпанов на момент их посадки.
Страховые риски:
— при пожаре
— при противоправных действиях третьих лиц (хищения, порчаурожая и т.п.)
— при разрушениях защитных сооружений, прекращения подачиэлектроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями, авариями ипожарами
— при засухе, морозах, необычных для данной местностиобильных снегопадах, наводнениях, буре, урагане, ливне, граде, обвале, оползне,взрыве, действии подпочвенных вод, сели, землетрясении, просадке грунта,пожаре, болезнях и действиях вредителей растений
8. Стратегия финансирования
Денежные средства для внедрения иосуществления технологии выгонки тюльпанов осуществляются частично за счетсобственных денежных средств КФХ «Мулянка» и частично по кредиту.
В рамках реализации государственнойпрограммы развития сельского хозяйства предусмотрена государственная поддержкакрестьянско-фермерских хозяйств по кредитам, полученным в Российскихкредитных организациях.
Поддержка заключаетсяв возмещение части затрат на уплату процентов в размере ставкирефинансирования.
Банковский кредит «Сбербанка России»по данной программе предусматривает выплаты в течение 5 лет суммы основногодолга + 4,75 % годовых [11]. Собственные средства – 312,5 тыс руб;
Заемные средства – 500 тыс. руб.
Выводы и предложения
В рамках данного курсового проектабыло предложено внедрение технологии выгонки тюльпанов в зимнее-весеннее времяв крестьянско-фермерском хозяйстве «Мулянка».
Внедрение данной технологии позволитзанять на зиму пустующие теплицы, обеспечив хозяйство свежей срезкой тюльпановк праздникам 14, 23 февраля и 8 марта.
Внедрение технологии обеспечитежегодную дополнительную прибыль в размере 100 тыс. руб. Рентабельностьпроизводства и реализации выгоночной культуры тюльпанов составит 12,3 %.
Рентабельность производства можноувеличить при создании собственного киоска, реализовывающего цветочнуюпродукцию. Однако для этого необходимо освоение технологий выращиванию нетолько тюльпанов, но и другой цветочной продукции на срезку. Это позволитрасширить ассортимент, спектр услуг (составление букетов, оформление цветамиразличных мероприятий – свадеб, банкетов и т.д.).
Список использованной литературы
[1]. Зайцева Е.Н. ‘Тюльпаны’ — Москва: Государственноеиздательство сельскохозяйственной литературы, 1958 — с.88
[2] md-bplan.ru/articles/html/article10449.html
[3] www.expoflowers.ru/flowers2010/ru/622.html
[4] www.erde-dank.ru/
[5] town-flowers.narod.ru/tyulpani/]
[6] www.oscar-sib.ru/analis_rinka.html
[7] flower.onego.ru/lukov/tulipa.html
[8] www.teplandia.ru/production/industrial/#141
[9] www.marketcenter.ru/content/doc-2-12307.html
[10]. www.agro.perm.ru/files/file/vigonka_tyulpanov_v_zimnee_vremya.doc
[11].www.agro.perm.ru/ministry/service/business/10/15/5/