–PAGE_BREAK–1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)
Полное фирменное наименование на русском языке: открытое акционерное общество «Михайловский ГОК», а на английском языке: Joint Stock Company “Mikhailovsky GOK”. Место нахождения «Управления комбината» и его почтовый адрес: 307170, Россия, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина,21 .
Дата государственной регистрации ОАО «МГОК» 24.07.96г.и регистрационный номер: 471, идентификационный номер налогоплательщика: 4633001577. По состоянию на 31.12.1008г. количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров ОАО «Михайловский ГОК» составляет 2372.
В состав ОАО «МГОК» входят несколько цехов. Основные из них:
· Горнотранспортный комплекс
· Дробильно-обогатительный комплекс.
· Фабрика окомкования
· Дробильно-сортировочная фабрика
· Цех хвостового хозяйства
Основной товарной продукцией ОАО «Михайловского ГОК» является: аглоруда, железорудный концентрат, железорудные офлюсованные окатыши, доменная руда, концентрат доменный, концентрат сушеный.
Охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность предприятия ОАО «МГОК» можно исходя из таблицы 1.
Таблица 1 — Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МГОК» за 2007-2008 гг.
№
п/п
Наименование показателей
2007 г. факт
Отчетный период
Откланение, млн.руб.
Темп рота,%
В дествующих ценах
В сопоставимых ценах
1
Товарная продукция
25 884,50
29 782,90
32 165,53
2 382,63
124,26
в т.ч. внешний рынок
6 600,20
9 946,40
10 742,11
795,71
162,75
внутренний рынок
19 007,90
19 507,50
21 068,10
1 560,60
110,83
прочая
276,3
329
355,32
26,32
128,59
2
Себестоимость товарной
продукции
14 536,90
16 341,50
17 648,82
1 307,32
121,40
3
Прибыль от производства
товарной продукции
11 347,50
13 441,40
14 516,71
1 075,31
127,92
4
Рентабельность товарной
продукции
78,1
82,3
88,88
6,58
113,80
5
Прибыль от реализации
готовой продукции (работ,
услуг) по отгрузке
11 298,00
13 602,30
14 690,48
1 088,18
130,02
6
Прибыль до налогообложения
(по форме №2)
11 305,30
13 971,60
15 089,33
1 117,73
133,47
7
Чистая прибыль
8 464,40
10 545,20
11 388,82
843,62
134,54
8
Инвестиций с НДС — всего
2107,2
2370
2 559,60
189,60
121,46
— капитальные вложения
с НДС
1294,2
1196,3
1 292,00
95,70
99,83
в т.ч. за счет амортизации
347,7
452,9
489,13
36,23
140,67
прибыли
749
560,9
605,77
44,87
80,87
возврат НДС
197,5
182,5
197,10
14,60
99,79
— приобретение оборудования
по схеме лизинга с НДС
813
1173,7
1 267,60
93,90
155,91
9
Производительность 1
трудящегося
по валовой железорудной
продукции
178
176
190,08
14,08
106,78
по горной массе
1 021
1 050
1 134,00
84,00
111,06
по товарной продукции
196 924
228 641
246 932,28
18 291,28
125,39
10
Среднесписочная численность
(без практикантов и представительства)
9 395
9 532
10 294,56
762,56
109,57
11
Среднемесячная заработная
плата на 1 трудящегося (с 13-ой заработной платой)
15 336
17 074
18 439,92
1 365,92
120,23
По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что прибыль от производства товарной продукции в 2008 году увеличилась на 27,9%. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг также возросла на 21,4%. В отчетном году резко увеличились также чистая прибыль, прибыль от реализации готовой продукции (работ, услуг) по отгрузке. В связи с введением новых технологий производительность 1 трудящегося по товарной продукции увеличилась на 25,4% Среднемесячная заработная плата также возросла и составила 18 439,92 руб.
Рассчитаем основных показатели финансового состояния предприятия.
1. Коэффициент текущей ликвидности
(2)
где ТА (текущие активы), КО (краткосрочные обязательства).
Ктл1 = 6060411/8030232=0,75
Ктл0 =5386560/8637324=0,62
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
(3)
где
СК (собственный капитал) – итог III раздела пассива баланса
ВА (внеоборотные активы) – итог I раздела актива баланса
ТА (текущие активы) – итог II раздела баланса,
КОС =(31098397-36453864)/5386560=–0,99
Коэффициент текущей ликвидности в 2008 году составил 0,62. По сравнению с 2007 годом этот показатель снизился на 0,13. В свою очередь коэффициент обеспеченности собственными средствами составил -0,99. Это говорит о том, что предприятие ОАО «МГОК» для своего функционирования в основном использует заемные средства.
2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»
2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов
Для учета движения материалов применяется типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения и т.п.). При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4) (Приложение В, Г, Д). В условиях ручной обработки рекомендуется применять однострочные документы, при автоматизации — многострочные. Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.
Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах: а) покупателю — для оприходования материалов вместо приходного ордера б) поставщику — для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) (Приложение Е) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Комиссия назначается руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй — поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.
Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности.
Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу — для их оприходования.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные. Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) (Приложение З) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один — цеху, другой — складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя — в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11) (Приложение И). Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй — у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.
Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных. Накладные (ф. № М-14 и М-15) (Приложение И) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная.[15]
Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. На ОАО МГОК в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, и поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по этим ценам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете Транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета Материалов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись
Д-т счета Основного производства — материалы отпущены основному производству
Д-т счета Вспомогательных производств — материалы отпущены вспомогательным производствам
Д-т счета Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. — в зависимости от направления расходов материалов
К-т счета Материалов или других счетов по учету материалов.
Стоимость материалов по учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании ведомости распределения материалов. Ее составляют по данным первичных документов о расходе материалов. По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (Основного производства, Вспомогательных производств и др.). При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, а обратную разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно», т. е. отрицательными числами.
Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены, и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных материалов по учетным ценам. Оставшиеся на складе материалы, оценены, но средней покупной или плановой (нормативной) себестоимости. В расчетных документах поставщиков по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную стоимость (НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам») с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками, Расчетов с подотчетными лицами и др.[20]
После оплаты материалов поставщикам сумма налога на добавленную стоимость списывается с кредита счета по учету НДС в дебет счета Расчетов с бюджетом, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»
В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по выявлению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:
· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
· в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.
Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей. [18]
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени — на плановые и внезапные. Все выше указанные виды имеют свое применение на ОАО «МГОК». Организует и руководит проведением инвентаризации в зависимости от её вида руководитель предприятия – Кретов С.Иили главный бухгалтер – Бирюков Н.И… Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) (Приложение О). Складские операции в этот период не производятся; заведующие складами в данной описи дают расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.
При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
На специализированном складе №4 по хранению и отпуску материалов в апреле 2009 года при затребовании обслуживающим хозяйством предприятия был установлен факт недостачи термометров.
Распоряжением управляющего ОАО «МГОК» от 25 апреля 2009 года №12 на 26 апреля 2009 года было назначено проведение инвентаризации материальных ценностей на этом складе.
В результате инвентаризации было установлено фактическое наличие Дробилки ККД 1600 – 1 штука, Дробилка ККД 1565 – 6 штук, Дробилка КРД 700 – 1 штука, Дробилка КСД 220 – 3 штуки, краска эмаль – 2000 литров, компенсатор ФОК – 1 штука, вставка в лоток – 1 штука, термометр – 170000 штук, насос ФЦК – 200 штук, муфта эл.магнитная – 2 штуки, бронь-4 – 20 штук. Тогда как по данным бухгалтерского учета на складе значилось наличие термометров в количестве 176000 штук. Стоимость термометра 120 рублей за штуку. Наличие остального материала совпадала с бухгалтерским учетом.
По итогам работы комиссии были составлены инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей — форма № ИНВ -3 (Приложение О) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей – форма № ИНВ-19 (Приложение П).
Дебет 94
Кредит 10 720000
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны написать соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.
Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита счета Недостач и потерь от порчи ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью
Д-т счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям»
(субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»)
К-т счета 94 «Недостач и потерь от порчи ценностей».
Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета Материалов по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет Прибылей и убытков) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Переоценка материальных ценностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством (по решениям Правительства Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов. Для отражения сумм разниц от переоценки товарно-материальных ценностей используют счет Переоценки материальных ценностей. По дебету этого счета отражают начисление сумм уценки, а по кредиту — начисление сумм до оценки. Начисленные суммы уценки материалов списывают в дебет указанного счета с кредита счета Материалов. Начисление сумм до оценки отражают обратной записью.
Порядок переоценки ценностей, относящихся к средствам в обороте, и учета результатов переоценки регулируется соответствующими нормативными актами. Аналитический учет по счету Переоценки материальных ценностей ведется по каждому случаю переоценки и виду материальных ценностей, подвергшихся переоценке.
Хозяйствующим субъектам предоставлено право доводить стоимость материалов, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли первоначальное качество, в конце отчетного года до рыночной стоимости, если она ниже первоначальной стоимости заготовим (приобретения). Разницу в ценах относят на финансовые результаты. Эта операция в бухгалтерском учете оформляется следующей записью:
Д-т счета 99 «Прибылей и убытков»
К-т счета 10 «Материалов»
В случаях, предусмотренных законодательством, организации обязаны проводить инвентаризацию материально-производственных запасов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.Инвентаризация на ООО «МГОК» является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона №129-ФЗ, при формировании учетной политики организации должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации имущества организации.
2.3оУчет поступления и выбытия материалов на ОАО МГОК в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных запасах
Товарно-материальные ценности на предприятие ОАО «МГОК» поступают от поставщиков, от подотчетных лиц, которые могут приобретать их за наличный расчет, из собственного производства – в результате списания пришедших в негодность основных средств.
Если организация получает товарно-производственные ценности по местонахождению поставщика или транспортной организации, уполномоченному лицу выдается квитанция, товарно-транспортная накладная и доверенность на получение.
Унифицированная форма доверенности предусмотрена постановлением Госкомстата России от30 октября 1997года №71а. если получение ценностей от поставщика носит регулярный характер, выписывается доверенность № М-2а, если нет – форма М-2. [7]
24 февраля 2009г. Менеджеру по снабжению ОАО «МГОК» Дремову Е.П. бухгалтерией предприятия была выдана доверенность №12 на получение канцелярской бумаги и шариковых ручек для нужд финансового отдела (Приложение Б)
Оприходование материальных ценностей, доставленных уполномоченным лицом на предприятие, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего склада. Материально ответственное лицо проверяет соответствие материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах. Если расхождений по количеству и качеству нет, выписывается приходный ордер по форме «М-4 (утверждена Госкомстатом России от 30 октября 1997года №71а)
4 марта 2009г. в управление закупок ОАО «МГОК» от ООО «ЗРГО» поступила Муфта электромагнитная марки Э1ТМ ЦЕД-9 в количестве 2 штук на сумму 33822,04 рублей. Муфта была доставлена менеджером Будько М.М. Оприходование муфты было оформлено приходным ордером.(Приложение В)
Дебет 10/5
Кредит60/ЗРГО 33822,04
5 марта 2009г. в управление закупок ОАО «МГОК» от ООО «ЗРГО» поступил конденсатор ФОК 1604 в количестве 1 штуки на сумму 210161,29 рублей и вставка в лоток 6204 в количестве 1 штуки на суму 9117,06 рублей. Общая сумма на 5 марта 2009 года составила 219278,35 рублей. (Приложение Д, Ж)
Дебет 10/5
Кредит60/ЗРГО 219278,35
Если при приеме ценностей обнаружены расхождения по их количеству или качеству, обнаружено повреждение упаковки ли есть несоответствие ассортимента данным сопроводительных документов, прием материальных ценностей осуществляется комиссией с составлением акта по форме №М-7.
10 марта 2009 года на станцию Михайловский Рудник в соответствии с договором поставки от 27.02.2009г. №11 в адрес ОАО «МГОК» от стекольного завода ОАО «ВЗС» г. Воронеж пришла партия термометров стеклянных. Общее количество товара согласно договору поставки – 200000 штук по цене 120 рублей. При приемке груза от железнодорожной организации фактически оказалось 450 деревянных ящиков, из которых 10 имели существенные повреждения. Был составлен акт о приемке товара (Приложение И).
Дебет 76/2
Кредит 60 2880000
Оприходование материалов, оставшихся после разборки зданий и сооружений осуществляется на основании соответствующего акта, составляемого по унифицированной форме № М-35.[7]
ОАО «МГОК» КСМД решило разобрать металлической сооружение, не используемое для хозяйственных нужд. Для работ была привлечена подрядная организация ООО «Монтажник». Приемка-сдача выполненных работ была произведена 15 апреля 2009г. в результате ликвидации сооружения поступило 40 кв.м. металлических листов, номенклатурный номер согласно номенклатуре-ценнику, принятого в ОАО «МГОК» 5449. в целях оприходования материалов был составлен акт по форме № М -35
Дебет 10
Кредит 15 76000
При перемещении материальных ценностей, если отпуск материалов ограничен, оформляют лимитно-заборную карту по форме № М-8.[7]
Лимиты отпуска материально-производственных запасов на производство устанавливаются должностными лицами ОАО «МГОК» по решению руководителя. Лимиты на отпуск устанавливаются с учетом остатков (переходящих запасов) материально-производственных запасов на начало и конец планируемого периода.
По лимитно-заборным картам на ОАО «МГОК» ведется также учет материально-производственных запасов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Для цеха ФОК ОАО «МГОК» установлен лимит на отпуск насосов ФЦУ5 на апрель в количестве 200 штук. Планово-экономическим отделом была оформлена лимитно-заборная карта, которая была передана в цех ФОК и на центральный склад.
Фактически за апрель 2009г. отпуск насосов со склада осуществлялся в следующих количествах:10 апреля — 40 штук; 12 апреля – 40 штук; 14 апреля – 70 штук; 15 апреля – 60 штук.
Возврата бракованного материала не было. Стоимость 1 насоса 3200 рублей. Была заполнена лимитно-заборная карта (приложение Л)
10 апреля было отпущено 40 штук насосов в основное производство(остаток 160 штук):
Дебет 20
Кредит 10 128000
12 апреля было отпущено 30 штук насосов в вспомогательное производство (остаток лимита 130 штук):
Дебет 23
Кредит 10 96000
14 апреля было отпущено 70 штук насосов на общехозяйственные нужды (остаток лимита 60):
Дебет 26
Кредит 10 224000
15 апреля было отпущено 60 штук насосов в основное производство:
Дебет 20
Кредит 10 192000
Если не установлено лимита расходования материальных ценностей, то для оформления отпуска материалов в производство используется требование накладная по форме №11.[7]
Мастером цеха ФОК 6 марта 2009г. затребовано по плану Муфта электромагнитная марки Э1ТМ ЦЕД-9 в количестве 2 штук на сумму 33822,04 рублей, конденсатор ФОК 1604 в количестве 1 штуки на сумму 210161,29 рублей и вставка в лоток 6204 в количестве 1 штуки на суму 9117,06 рублей. Для получения этих материалов было составлено требование накладная по форме М-11.(Приложение М)
Дебет 10/5
Кредит 79/1 253100,39
Учет материальных ценностей на складе ведется в карточках учета материалов, которые составляются по форме № М-17.
Склад структурного подразделения ОАО «МГОК» ККД оборудован для хранения грохотов ГИТ. Лимит запаса этого материала на предприятии установлен в 500000штук. От ООО «Север сталь» в марте 2009 года было получено следующее количество материала:
— 10.03.09 по накладной №110 – 200000шт;
— 14.03.09 по накладной №120 – 300000шт;
Отпущено в цех №1:
12.03.09 – 200000 шт. Цена единицы материала – 500р.
Материальные ценности могут быть отпущены на сторону юридическим или физическим лицам за плату или безвозмездно.
Цена реализации материальных ценностей устанавливается по рыночной стоимости с учетом физического износа. Такие операции оформляются снабженско-сбытовыми отделами предприятия путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону по форме № М-15, утвержденной Госкомстата России от 30 октября 1997 года №71а.[16]
Согласно распоряжения коммерческого директора от 21.03.09г.№ 45 центральному складу ОАО «МГОК» надлежит отпустить на сторону излишки имеющихся в организации материалов. Покупатель согласно договору купли-продажи является ООО «Промсервиз».доверенным лицом на получение ценностей является сотрудник ООО «Промсервиз» Быков П.А… С центрального склада предприятия 23.03.09. было отпущено:
-дробилка КСД -5 шт. по цене 1500руб.;
-бронь – 20шт. по цене 6500руб.
23.03.09г. требование на отпуск материалов на сторону было передано в бухгалтерию предприятия (ПриложениеП).
Задолженность покупателя ООО «Промсервиз» за проданные материальны по стоимости, указанной в договоре, отражается следующей записью:
Дебет 62
Кредит91/1 24600
Списана стоимость проданных материально-производственных запасов:
Дебет 91/2
Кредит 10 24600
Начислен НДС от продажной стоимости материально-производственных запасов:
Дебет 91/2
Кредит 76 4100
Начислен НДС к уплате в бюджет:
Дебет 76
Кредит 68 4100
На 27 марта 2009года был составлен Акт №619 на списание инструмента, инвентаря и хозпринадлежностей (Приложение П). Были списаны следующие материалы:
— спец. одежда (15 шт.) на сумму 600 руб.:
Дебет 99
Кредит 10/9 600
— дробилка ВАТ №56 стоимостью 9000 руб.:
Дебет 99
Кредит 10/9 9000
На ОАО «МГОК» 13 апреля 2009года был составлен Акт №899 на списание товарно-материальных ценностей (Приложение О). Были списаны следующие материалы:
— Муфта электромагнитная марки Э1ТМ ЦЕД-9 в количестве 2 штук на сумму 33822,04 рублей в основное производство:
Дебет 20
Кредит10 33822,04
— Конденсатор ФОК 1604 в количестве 1 штуки на сумму 210161,29 рублей в основное производство
Дебет 20
Кредит10 210161,29
— Вставка в лоток 6204 в количестве 1 штуки на суму 9117,06 рублей. в основное производство:
Дебет 20
Кредит 10 9117,06
Таким образом, на ОАО «МГОК» было списано материальных ценностей общей стоимостью 262700,39 руб.
3.
Основные направления совершенствования учета материально-производственных запасов
3.1 Аудит материально-производственных запасов
Аудитор в процессе проверки операций с материально-производственными запасами решает следующие вопросы:
· Изучение состава МПЗ, ознакомление с условиями хранения;
· Оценка системы внутреннего контроля за использование сырья, материалов и других материальных ценностей в производстве;
· Оценка сохранности качества производимой инвентаризаций МПЗ;
· Подтверждение правильности оценки запасов и их оприходование;
· Оценка правильности списания материально-производственных запасов в производство.
В процессе проверки операций с материально-производственными запасами используются следующие источники информации: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок и продаж, номенклатура-ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке товара, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, акты требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи МПЗ, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера и др.) по счетам 10, 14, 15, 16, 20, 23, 25, 26, 41, 60,76 и др., Главная книга.[21]
Степень детальности аудита производственных запасов в большей части зависит от сегмента рынка. Так, наиболее подробно это направление аудита реализуется в материалоемких отраслях производства, в организациях, в которых сосредоточиваются большие запасы, а также в торговых организациях при аудите запасов товара.
При аудите материально-производственных запасов аудитор ставит задачу формирования мнения о достоверности отчетности (баланса) и одновременно должен давать оценку правильности формирования сложившихся запасов, так как их неоправданное увеличение влечет дополнительные потребности в оборотном капитале, изымая его из оборота, что ложится дополнительной финансовой нагрузкой на предприятие. В случае, если аудитор принимает на себя обязательства по оценке эффективности деятельности предприятия, этот вопрос становится особенно актуальным.
Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается со знакомства с работой материального отдела бухгалтерии. Сохранность сырья материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения и т.д.
Аудитор по результатам общего ознакомления с системами внутреннего контроля и учета на предприятии составляет программу проверки операций с материально-производственными запасами (табл.2). [8]
Таблица 2 — Программа аудиторской проверки операций с материально- производственными запасами
Перечень процедур
Источники информации
Проверка данных регистров учета МПЗ и сверка их со счетами Главной кники
Карточки учета МПЗ, ведомости, журналы-ордера, Главная книга
Проверка полноты оприходования и правильности определения фактической себестоимости МПЗ
Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, Главная книга
Проверка данных инвентаризации МПЗ и сравнение её результатов с данными аналитического учета
Инвентаризационные описи и карточки учета материалов, Главная книга
Выбор контрольных групп МПЗ по данным регистров учета и проведения выборочной инвентаризации МПЗ
Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, карточки учета материалов, накладные
Проверка правильности выделения и возмещения НДС по поступившим МПЗ, начисления НДС и других налогов по реализации и прочему выбытию МПЗ
Расчетно-платежные документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, накладные, книга покупок и продаж
Анализ правильности оценки МПЗ при отпуске их на производство и ином выбытии выбранным на предприятии методом
Учетная политика, карточки учета материалов, счета-фактуры, накладные, договоры
При получении согласия и назначения инвентаризационной комиссии аудитор должен составить перечень подлежащих проверке ценностей; потребовать от заведующего складом (кладовщика)составления отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получить от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. При оценке сохранности МПЗ аудитор должен обратить внимание на их движение, что дает возможность выделить актуальные запасы, т.е. необходимые для производства продукции (товаров, услуг), включенной в текущий план производства, и запасы, которые следует подготовить к реализации, если это возможно, или к списанию.
Обоснованность списания материальных ценностей в расход (отпуск в производство, реализация на сторону, безвозмездная передача и т.д.) выясняется по данным соответствующих первичных документов (накладные, требования на отпуск, лимитно-заборные карты и т.д.).
В зависимости от принятого на предприятии порядка МПЗ могут списываться в производство по нормам и в соответствии с планом выпуска готовой продукции, по запросу производственных подразделений или по утвержденному графику (например, в ремонтный цех по графику проведения планово-предупредительного ремонта). Аудитор проверяет соблюдение установленного порядка списания МПЗ и подтверждение фактов списания соответствующими первичными документами (передаточными актами, накладными и т.п.). Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды по количеству и стоимости аудитор может проверить путем составления балансовых расчетов. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении. Если в отчетном периоде произвелась уценка отдельных материалов, то в наличии должны быть акты (ведомости) инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии, сведения о рыночных ценах, приказы руководителя, подтверждающие обоснованность такой операции. Убытки от уценки не уменьшают налогооблагаемую прибыль.[14]Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера № 10, ведомостей и Главной книги. Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации ТМЦ и переоценке материалов в части их отражения в балансе.
продолжение
–PAGE_BREAK–