З.В Хвостова. Учитель начальных классов Игрышенская СОШ №3Приёмы работы на уроках чтения, позволяющие добиваться более высоких результатов формирования читательских умений у учащихся. В.А Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. В начальных классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Чтение-основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры или специально организованных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом. Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им необходимо дать определённые ориентиры, составить «памятки», «правила».(Приложение №1).^ Приёмы подготовки учащихся к восприятию художественного текста.1. Активное слушание рассказа учителя с последующим ответом на вопросы, заданные перед началом чтения.- Внимание! Послушайте рассказ о писателе, запомните даты его жизни, где он жил, учился и работал. а) Вопросы записаны на доске. б) Записать ответы по ходу рассказа в тетрадь.2. Подготовка рассказа о писателе.- Используя энциклопедии, Интернет, вступления к книгам, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. а) Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока. б) Запишите свой рассказ и красиво оформите его.3. Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. Работа коллективная или парная.4. Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта в тексте.5. Прослушивание музыки перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с цель. Эмоционального настроя. Обсуждение чувств, эмоций и представлений, которые рождает музыка или поэзия.6. Работа над заданиями цифрового диктанта (в вербальном формате или в виде рисунков с ошибками). Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского».- Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если неверные, ставьте 0.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович-0).Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки-это сказки К. И. Чуковского. (Незнайка-Н Носова -0)К.И. Чуковский писал загадки в стихах. (1). У К.И. Чуковского есть книга детских высказываний «От двух до десяти». (От «2 до 5» -0).Блюдца, ножи, самовар, стол,- это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол-мебель.-0).Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только её коты. (Тараканы. -0) а) Работа коллективная (фронтальная). б) Работа парная, групповая.7. Разгадывание загадок о героях произведения.-Угадайте, кто сегодня будет героем сказки? В подполье, в каморке живёт она в норке. Серая малышка. Кто же это? (Мышка.)- Правильно! Сегодня мы будем читать «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.8. Расшифровка имени писателя или названия произведения, темы. а) Способом перестановки букв.-Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Бодныяр Киничти, Шалёа Почивоп, Ияль Румоцем. (Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин). б) Способом чтения через слог.- Расшифруй фамилии, имена и отчества русских поэтов, с творчеством которых ты будешь знакомиться на уроках чтения.^ ФЁ – НОВИЧ – ДОР – ТЮТ – ИВА – ЧЕВ АЛЕК – ТИНО – СЕЙ – ВИЧ – КОН – ТОЛ – СТАН – СТОЙ АФА – ФА – НА – НАСЬ – СИЙ – ЕВИЧ – А –ФЕТ в) Способом сопоставления таблиц.Пример: 2 класс. Н. Носов «Находчивость».- Отгадайте название рассказа, который мы будем сегодня читать. 1 8 7 6 2 12 9 11 3 10 5 4 Н В И Ч А Ь О Т Х С Д О 9. Соотнесение названия произведения с фамилией автора.- Соедините стрелками и раскрасьте одним цветом прямоугольники с фамилией автора и названием произведения. Н. Носов Моя Вообразилия. И. Пивоварова Как Муравьишка домой спешил. В. Бианки Фантазёры Б. Заходер. Про мимозу. С Михалков Вкусные ботинки ^ Приёмы, направленные на формирование у детей техники чтения, правильности произношения.1. Чтение трудных слов по слогам хором.- Научись читать трудные слова из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Сначала читай по слогам, а потом плавно, целым словом: курочка при-го-ва-ри-ва-ет – приговаривает, пе-ре-пу-га-лась – перепугалась. Петушок то-ро-пил-ся – торопился, по-да-вил-ся – подавился.2. Чтение скороговорок, с постепенным увеличением темпа чтения.- Эта скороговорка поможет тебе управлять своим дыханием. Глубоко вдохни после двоеточия и перечисляй Егорок, пока хватит дыхания. Попробуй досчитать до 33! Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка……3. Расшифруй и запиши скороговорки по правилам русского языка. Нарисуй к ним иллюстрации. Научись произносить их правильно и быстро. Икшубзи ирт зереч икжучип ирт тятел. Ылларок ларку ыралк у лрак.Ответ: Летят три пичужки через три избушки. Карл у Клары украл кораллы.4. Чтение слов с заменой некоторых букв. 2 класс. Стихи Д. Хармса. – Различай слова: дрожки-дорожки, лошадка-ладошка.5. «Наращивание слов». 2 класс. Э Успенский «Чебурашка».- Читай целыми словами: фрукт-фруктовый зверь-зверёк-звериный груз-погрузили город-городской брак-бракованный стол- столик-столовая 6. Расстановка логических ударений. 2 класс. Осеева «Волшебное слово». -Подчеркни слово, на которое должно падать логическое ударение, чтобы ответ соответствовал вопросу.Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? – Да, завтра.Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, не поедет.Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, папа.Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Да, ловить рыбу.Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке?- Да, на лодке.7. Чтение столбика слов. – Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать всё большее количество раз этот столбик.8. Звуковая разминка.-Написать буквы и прочитать их: А-о-у-ч-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ аоуыи с-з-ж ш-з-с жа-ча-ща жба-жбэ и т.д.9. Игра «Фотоглаз».- Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым. Ответить на вопрос: есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне слов, или нет.10. Нахождение нужной строки в тексте. (Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).11. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.В том числе и трёхкратное чтение одного и того же отрывка за 1, 2 или 3 минуты с фиксацией результатов чтения. Каждый раз ставится точка, как только учитель говорит «Стоп!». Дети сравнивают, на сколько больше прочли по сравнению с прошлым разом. (Считать слова каждый раз не обязательно). Словарная работа учащихся на уроках чтения.1. Нахождение непонятных слов по ходу чтения. Запись значения новых слов в тетрадь при объяснении учителя.2. Нахождение толкования слов.Индивидуально в толковых словарях.В группах в толковых словарях.Индивидуально из различных источников (энциклопедии, словари, Интернет)В группах из различных источников (энциклопедии, словари, Интернет).3. Игра «Найди соответствие».Пример к рассказу «Золотые слова» М. Зощенко. Слово. Его толкование. Факт Тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля. Соблазн. Нелепость, бессмыслица. Дёготь. Действительное событие, явление, то, что произошло в действительности. Абсурд. Искушение, приманка, нечто влекущее. ^ Формы и приёмы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста.1. Чтение «про себя» с последующим ответом на записанные на доске вопросы.2. Вопросы по фактическому содержанию. (К рассказу В. Осеевой «Синие листья»):- Как зовут героев?- В каком классе учились девочки?- О чём просила Лена Катю? И т. д.3. Вопросы, ведущие к обобщениям и выводам:- Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.- Какими чертами характера обладала Катя?- Кто прав в рассказе, а кто нет?- Почему рассказ так назван?4. «Жужжащее чтение» (с теми же заданиями, что и в №3).5. Чтение детьми вслух «по цепочке» по 1-2 предложения или по абзацу (с теми же заданиями, что и в №3).6. Комбинированное чтение (наиболее трудные для чтения отрывки читает учитель).7. «Разночтение» (прослушивание стихотворения в разном исполнении и сравнение звучания).8. Активное слушание с заданием придумать вопросы за время чтения к тексту.9. Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.- Понравился ли вам рассказ (стихотворение)? Почему?- Какое чувство вызвал у вас рассказ?- Что особенно взволновало вас в этом рассказе?- Что особенно запомнилось?- какие картины нарисовали себе, слушая это стихотворение (рассказ)?10. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.- какие из слов лучше выражают настроение героя стихотворения Э. Мошковской, обидевшего маму? Подчеркни их.Грусть, скука, обида, отчаянье, надежда, горе, огорчение.Формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.1. Коллективный поиск ответов (фронтально).2. Поиск ответов в группе (в паре).3. Индивидуальный поиск ответов.4. Ответы на вопросы (устно) по фактическому содержанию.Пример: «Летописи» 4 класс.- О каком князе идёт речь в этом отрывке?- Какую смерть предсказали волхвы князю?- Как поступил князь Олег со своим конём, чтобы избежать смерти?5. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи (почему, что было причиной и т.д.)6. Ответы на вопросы, связывающие жизнь детей и произведение:«Саша-дразнилка», 1 класс.- А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?- Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?7. Ответы на вопросы, ведущие к оценкам, выводам и обобщениям.- О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. Осеевой?8. Постановка учащимися вопросов к тексту.9. Составление плана произведения.а) восстановите порядок событий с опорой на готовые иллюстрации;б) разделите текст на части и нарисуйте иллюстрации к каждой части;в) разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.10. Пересказ прочитанного текста.- по плану;- краткий пересказ;- выборочный пересказ; Подробный пересказ с употреблением обязательного списка слов и выражений (активизация словаря)11. Характеристика героев произведения.а) Выбор характеристик героев: В. Сутеев «Мешок яблок». 2 класс.-Что можно сказать о характере Зайца? Выберите из списка слова, описывающие его характер:^ Злой, добрый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, находчивый, хитрый.б) Поиск и чтение примеров для подтверждения характеристики героя.12. Подбор пословиц к произведению.- Выбор одной из нескольких предложенных пословиц.- Первоначальное восстановление пословиц.-Соедини начало и конец пословицы. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «У страха глаза велики»Где ум, что можно сделать сегодня.У страха есть доля правды.Кто вчера солгал, и тень страшит.Мир освещается солнцем, там и толк.Робкого тому и завтра не поверят.Не откладывай на завтра то, а человек знанием.В каждой шутке глаза велики.Творческие работы по прочитанным текстам. (Формируют интерес к чтению).1. Творческий пересказ (пересказ от другого лица, пересказ с продолжением).2. Чтение по ролям.3. Инсценировки.4. Разгадывание кроссвордов, тестов (индивидуально).-Доскажи слово, запиши его в клеточки кроссворда. Имя какого героя сказок С.Маршака зашифровано в выделенных клеточках.1). Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на……..2). Не хотел котёнок мыться – опрокинул он корытце. И в углу за сундуком моет лапку…..3). Не было в доме мышей, а было много……4). Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзинку, картонку и маленькую………..5). Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвёл ……6). Вместо шапки на ходу он надел …………..7). Но только раздался звонок, удрал из вагона…………..(Ответы: ремне, языком, карандашей, собачонку, подснежник, сковороду, щенок.)5. Составление кроссвордов, тестов (в качестве домашнего задания).6. Написание стихов, сочинений.7. Реклама книг (устно и письменно).8. Придумать к рассказу свой конец, сравнить его с авторским.9. Составить вопросы к тексту.10. Постановка проблемного вопроса, с предложением найти ответ в тексте.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…