Кризис психологической науки на рубеже XIX-XX веков, его причины и следствия

Факультет педагогики и психологии
Контрольная работа
по общей психологии
«Кризис психологической науки на рубеже XIX-XX веков, его причины и следствия»

Содержание
Общее представление о психологии как науке задача курса
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитиедо периода открытого кризиса (XIX в. — XX в.)
История психологии: ее предмет и задачи
Литература
Общее представление о психологии как науке задачакурса
Итак, самая общая задача «Введения» — заложить фундаментваших психологических знаний.
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особоеместо, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметьв виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужноприбавить слово «самая»: ведь мозг.
Человека — это самая высокоорганизованная материя, известнаянам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат«О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, чтосреди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, таккак «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном» [V.371].
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, чтов ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождаетсяна свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и непомнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физическиеи психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощьюэтих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг егообщения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастаетсовершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковомвозрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Ктоя? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности ифункции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира- физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятсяпредметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, наосвоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевалис соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя.Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностямлюди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства,науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы,которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природаего разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождениемпсихологического знания.
Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так:если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратиласьна саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследоватьсамо мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другойнауки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознаниечеловека становится его научным самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальныхпрактических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать нетолько несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественнодругими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научитьсяим управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями,способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса.При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, какновое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, егосостояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, томожно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая,созидающая человека.
И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнеевремя все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии,которая делает ее наукой особого типа.
В заключение надо сказать, что психология — очень молодая наука.Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка,должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они сталипредметом научной рефлексии. [IV, 8-11]Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Следующий крупный шаг и одновременнорадикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второйполовине XIX в. Поворот, о которомидет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второйполовине XIX в. в научном мировоззрении.Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической практики, отчетливообнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами.Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том,что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозгаи телесными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становилсянеобъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений,требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.
Все более острым, не получавшим разумногорешения становится вопрос о роли в жизни человека самих феноменов души. Если организмфункционирует по законам физиологии, а тело работает по законам механики, то зачемчеловеку разум и другие психические процессы и явления?
В исследованиях природы обнаруживалосьвсе больше и больше целесообразного. Отчетливо видимым становился адаптивный, приспособительныйхарактер биологических природных явлений, и только значение психики для жизни идеятельности организма по-прежнему оставалось загадкой.
Механистическое объяснение поведениячеловека, поначалу весьма многообещающее, теряло свою привлекательность из-за примитивности,неспособности породить какое-либо новое ценное знание на уровне человека. Оно неплохослужило пониманию простых, однообразных движений, но не в состоянии было объяснитьих вариативность, изменчивость, зависимость от психического состояния организма.Мысль как высшая форма разумного человеческого поведения никак не укладывалась впрокрустово ложе рефлекса.
В середине XIX в. появляется, кроме того, теория эволюции Ч. Дарвина, котораяанатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства.В биологическом плане человек перестал быть существом особого рода; в его поведенииобнаруживалось много общего с животными. Именно Дарвин сделал первый решительныйшаг в признании единства психики животных и человека. В одной из своих работ онпривел убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, нои у человекообразных обезьян.
В свете этих данных возник интерес кпоиску общего между человеком и животными в других отношениях, например в интеллектуальныхи речевых способностях. Он был реализован исследованиями в области зоопсихологии,которые активно проводились в конце XIX-начале XX в.
Со второй половины XIX в. психология становится самостоятельнойнаукой. Ее основным методом объявляется интроспекция. Благодаря оригинальным работамнемецкого ученого В. Вундта в психологию входит научный лабораторный эксперимент.Создаются первые в мире психологические лаборатории, сначала в Германии, затем вРоссии и в США.
На стыке психологии и физиологии организмавозникает особая пограничная наука — экспериментальная психофизиология органовчувств. Вместе с ней появляются психофизика, психометрика (измерение психическихявлений), где широкое применение находят естественнонаучные, в частности математические,методы. Последняя четверть XIX в.проходит под знаком успехов именно этих областей знаний.
Вслед за этим появляется психологияиндивидуальных различий (дифференциальная психология — в современном названии).Стимулом к ее развитию явились успешные попытки использования математических методовв психологии англичанином Ф. Гальтоном. Он ввел метод близнецов для выяснения соотношениямежду наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.
Новый существенный вклад в становлениепсихологии на экспериментальной основе сделал Р. Кеттел. Он предложил серию тестов,направленных на изучение личности. В начале XX в. количество тестов, используемых в психологии, стало стремительновозрастать.
Неудовлетворенность искусственным лабораторнымэкспериментом породила интерес к экспериментированию в естественных условиях, кизучению реальной жизненной психики и поведения людей. Пионерами в разработке методологииестественного эксперимента выступили А.Ф. Лазурский (психология личности) и В.М.Бехтерев (психология малых групп). В эти же годы, в начале XX в., развитие на экспериментальной основе получают: детская ипедагогическая психология (С. Холл, В.М. Бехтерев, В. Штерн, Э. Клапаред, К. Гросс,АП. Нечаев), зоопсихология (Ллойд-Морган, Ж. Леб, ВА. Вагнер, В. Келер), социальнаяи культурно-историческая психология (Штейнталь, ГЛацарус, А.А. Потебня, Г. Тард,Э. Дюркгейм, В. Макдауголл, П.П. Блонский, Л.С. Выготский), психотехника (Ф. Тейлор,Г. Мюнстерберг).
В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин былонесколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетнимиспользованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегосянесостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии,в частности — связь психических явлений с физиологическими и поведением человека.Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой. Множествотеоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не былидостаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те изних, которые приводились в доказательство соответствующих теорий, не выдерживаликритики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной,атомистической (ассоциативной) психологии очень трудно было примирить с новыми фактами,тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областях знаний. Кэтому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психологиясоответствующим требованиям не отвечала.
Кризис привел к краху сложившихся основныхнаправлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решениесформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известностьиз них получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм,гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).
Основоположником бихевиоризма являетсяамериканский ученый Д. Уотсон, который открыто провозгласил необходимость заменытрадиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение), объявивпсихические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.
Д. Уотсон считал, что конечная цельнауки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены,без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполнедостаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физическиестимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимуламии поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснениесоответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.
С точки зрения бихевиориста (того времени),поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо,изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующихисследований и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведенияживотных. Утверждалось, то человек отличается от животного только большей сложностьюсвоих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способенреагировать.
Д. Уотсон, однако, не мог полностьюотрицать ни наличия, ни значения психических явлений в жизни человека. Их он считал«функциями», которые выполняют некоторую активную роль в приспособленииорганизма к условиям жизни, но вместе с тем признавал, что точно определить этойроли не может. Уотсон отрицал принципиальную возможность научного исследования сознаниячеловека. Поскольку при объективном изучении поведения человека методами, заимствованнымииз естественных наук, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог быназвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он большене считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии». [VI, 35-36]
Стремление к объективизации науки оповедении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе,оторванной от реальных жизненных проблем. Однако отказаться от изучения психическихфеноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека.Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учениябыли смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить наукуо поведении к действительности, примирить ее со сложившимся философским пониманиемчеловека, в жизни которого психические явления играют заметную положительную роль.Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия, и наибольшую известность из них получили Э. Толмени К. Халл.
Восприняв основные бихевиористическиеидеи, включающие естественнонаучную поведенческую ориентацию исследований и стремлениесделать психологию объективной, практически полезной наукой, Э. Толмен отказалсяот понимания поведения только как системы реакций на стимулы и ввел представлениеоб имманентной активности (не реактивности) организма, о целенаправленности,разумности и целесообразности поведения. Цель явилась организующим и направляющимначалом поведения для Э. Толмена, ее стали понимать как конечный результат, которыйдолжен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом серии взаимосвязанныхповеденческих актов.
Э. Толмен пришел к выводу, что связимежду стимулами и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными.Их изменяют, модифицируют так называемые «промежуточные переменные», средикоторых много собственно психологических явлений. Важнейшие из них у человека следующие:цель, ожидание, гипотеза, когнитивная карта мира, знак и его значение. «Поведение,- писал Э. Толмен, —. является целевым и когнитивным. Цели и познавательные моментысоставляют его непосредственную основу и ткань».
Свидетельством целенаправленности поведенияявляются следующие его признаки: самопроизвольное возникновение без внешних стимулов,порождающих его; сохранение поведения и поддержание его активности в течение длительноговремени без видимых стимулов; наличие не вызванных внешними воздействиями измененийв поведении; прекращение поведения в условиях, когда стимулы еще продолжают действовать(когда цель уже достигнута); наличие поведенческих изменений, появляющихся до того,как стимулы начинают действовать (способность организма к предвидению и преднастройкена действующий стимул); совершенствование поведения при его повторении в одних итех же условиях. Вместе с тем, признавая целенаправленность поведения и оставаясьна почве бихевиоризма, Э. Толмен отрицал субъективное понимание цели как чисто психологическогоявления, определяя ее через внешне наблюдаемые признаки.
Идеи, высказанные Толменом, получилидальнейшее развитие в работах К. Халла, который предложил теоретическую модель поведенияорганизма (ее основные постулаты мы рассматривали в учебнике).
Как бихевиоризм, так и необихевиоризмне исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход вцелом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика». Психологи,придерживающиеся данной философии и методологии, считают, что наука, объясняя человеческоеповедение, должна иметь дело только с тем, что наблюдаемо, измеряемо, входит в организмв виде стимулов и выходит из него в форме реакций на эти стимулы. На этом строитсяхалловская теория научения, основанная на системе физиологических постулатов и рядезаконов, связывающих между собой стимулы и реакции.
В новейшее время бихевиористские идеине пользуются особой популярностью среди психологов, но продолжают привлекать ксебе внимание, особенно в связи с интересными работами на человеке одного из наиболееизвестных современных сторонников этого подхода Б.Ф. Скиннера.
Второе направление, которое заявилоо себе в период кризиса психологии, — гештальтпсихология. Если бихевиоризмкак один из путей выхода из состояния кризиса психологии возник и получил развитиев США, то данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе.Гештальтпсихология тоже ориентировалась на естественные науки как на образец научногознания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.
Представителей этого направления, средикоторых можно назвать М. Вертгеймера, В. Келера, К. Левина и других, больше всегоне устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений,характерный для ассоциативной интроспективной психологии. Такая психология разлагалавсе сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативномупринципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психическиеявления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементовпо ограниченному числу законов.
Гештальтпсихологи заявили о себе утверждениемо существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психическихявлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. М. Вертгеймер,характеризуя специфику этого подхода в психологии, писал: «Основную проблемугештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то,что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельныхкусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной частиэтого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого» [VII.86]. В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явленийпо элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законовее формирования. По этой причине данное направление в истории психологии иногданазывают структурной психологией (один из переводов слова «гештальт» нарусский язык как раз и означает «структура»). Многие представители гештальтпсихологии,кроме психологического, имели базовое образование в области одной из точных наук,и это оказало влияние на их психологические взгляды. В. Келер, например, изучалфизику и пользовался соответствующими знаниями при объяснении процессов восприятияи мышления.
Установки и принципы гештальтпсихологииприменительно к личности и межличностному поведению реализовал в своих теоретическихи экспериментальных исследованиях К. Левин. Для того чтобы понять и объяснить поведениеличности в ее физическом и социальном окружении, писал он, необходимо для каждогопсихического явления (действия, эмоции, переживания и т.п.)«определить ту кратковременнодействующую целостную ситуацию» [VIII, 122], котораяпредставляет собой сложившуюся на данный момент структуру поля и состояние личности.Среда, согласно Левину, должна определяться не в физических единицах, как это делаютбихевиористы, а психологически, т.е. так, как она представлена в феноменальном субъективноммире воспринимающих ее людей.
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительнуюроль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление,память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применениюв области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучныхисследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее болеесоответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившиеобщий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм,не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователейк новым интересным проблемам.
Третьим направлением, возникшим в периодкризиса, стал психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатроми психологом З. Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов игештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образецдля построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризисав самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющимидело с психическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремилсянаполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теориюи на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всегопсихотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные изыскания З. Фрейд началкак раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратилнакопленный опыт в психологическую теорию.
Психология в психоанализе вновь обрелаживого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность егодуши и поведения. Однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями(большинство из них, как оказалось впоследствии, не имели под собой статистическидостоверной фактологической основы),
3. Фрейд все дальше уходил от эмпирическойреальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многихего идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учениковФрейда.
Для психоанализа ключевыми понятиямистали «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведенаособо важная роль в объяснении человеческого поведения. Фрейд писал, что имеютсявеские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, котораятребует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, чтосуществуют люди, «у которых самокритика и совесть. оказываются бессознательнымии, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки» [IX, 194].
Бессознательным, по Фрейду, может бытьи чувство вины.
Дальнейшая судьба психоаналитическогоучения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. Поначалу все,кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, относились к нему весьма прохладно.Затем оно привлекло к себе сторонников в Германии и Австрии, в Европе, в США, гдедо сих пор является довольно популярным.
В первые годы советской власти им интересовалисьи отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистическихальтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. Затем,в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильногонекомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося послевыхода постановления ЦК ВКП (б)«О педологических извращениях в системе Наркомпроса»(1936), резкой критике было подвергнуто все учение Фрейда. Прекратились переводыи публикации в нашей стране работ Фрейда и его последователей и до конца 60-х годовпрактически не появлялись. За это время возник и получил развитие неофрейдизм, внесшийзначительный вклад в науку (Э. Фромм и др.), но все это до последних лет оставалосьпрактически неизвестным советскому читателю. Только со второй половины 80-х годовстали появляться публикации произведений неофрейдистов в нашей стране.
Кроме трех перечисленных попыток научнымпутем разрешить проблемы, породившие кризис, предпринимались и попытки иного рода.Одна из них состояла, например, в отказе от каких бы то ни было объяснений психологическихфеноменов и призыве к их описанию и пониманию на уровне интуиции. Это была так называемаяпонимающая психология, которую представлял, в частности, В. Дильтей. Он считал,что атомистическая, элементаристская, основанная на объяснительных методах, заимствованныхиз естественных наук, психология не может дать целостного понимания человека какреальной, живой личности. Ее место должна занять понимающая психология.
Основная задача понимающей психологии- раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей.«Нельзя не пожелать появления психологии, — писал В. Дильтей, — способной уловитьв сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше,нежели в нынешних учениях о душе». Предметом такой психологии должно статьразвитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самоевремя должна быть аналитической, и в анализ следует включить живой, художественныйпроцесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведенияоб элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представитьвсе течение индивидуальной душевной жизни. Хорошими психологами, по мнению Дильтея,являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи.
Начиная с 30-40-х годов XX в., в размежевании и дифференциациипсихологических знаний, инициированных периодом открытого кризиса психологическойнауки, стали происходить важные перемены. Если первые самостоятельные направленияпсихологических исследований, возникшие в течение двух десятилетий XX в., — бихевиоризм, гештальтпсихология,фрейдизм и понимающая психология — представляли собой разные линии развития мысли,почти не имеющие пересечений и в своих постулатах трудно совместимые друг с другом,то с 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знанийначинается и постепенно набирает силу процесс их интеграции, т.е. объединения ииспользования в создаваемых теориях, в экспериментах и на практике различных подходов,отражающих позиции бихевиоризма, гештальттеории, психоанализа и других направленийисследования. Рассмотрим некоторые из концепций подобного рода, характерные дляпсихологии середины XX в.
Когнитивная психология. Это направлениевозникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программированияЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологическихконцепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведениячеловека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает,перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образомон ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимуломк развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокогоуровня для ЭВМ и технологии программирования.
Известно, что одни и те же исходныеданные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результаты в процессеих обработки в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и науровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ наопределенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как оних воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения.
Когнитивные процессы для психолога являютсяаналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасльзнаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающиймир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознаниечеловека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении,«познание человеком окружающего мира. рассматривается как активный процесс,необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиесяв процессах обучения. включая обучение самой жизнью».
Вместе с идеями кибернетики и информатикив психологические теории когнитивного направления вошло много специальных терминов,заимствованных из этих наук: сигнал, программа, информация, кодирование, вход ивыход системы и т.п. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбораи программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органамичувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую системусхем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источникови характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессыопределяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивныесхемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными.Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информациюо прошлом, настоящем и вероятном будущем.
Неофрейдизм. Это направлениевыросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, какА. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. Характерные для него проблемыи основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этогонаправления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленныхв этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизми неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психикеи поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательныхявлений, называемых «комплексами».
Основные положения психоаналитическойконцепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимостьпсихического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первыхлет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувствособственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценностиребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию.Человек рассматривается как существо, изначально стремящееся к определенной жизненнойцели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливаетсясамим человеком. От ее характера зависит многое в поведении человека: под влияниемзаданной цели у него формируются образы, память, складываются специфическое восприятиедействительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральныйоблик, эмоции и чувства.
Другую психоаналитическую концепцию,разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». Всоответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимыечасти которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальностисоставляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного:личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходеиндивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражаетобщественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное содержит комплексы,составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательноевключает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся вмозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могутпроявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человекав далекое прошлое.
Личное бессознательное представляетсячеловеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного- чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания,неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательногоявляется религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другимвыражением того же в культуре человечества выступают сказки.
Важной заслугой Юнга перед психологическойнаукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированнойи экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин,объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешниевоздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степениприсущи всем людям, но представлены у них, в их психологии и поведении в различнойпропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминируетнад второй, а экстравертами, напротив, — тех индивидов, для которых характерно явноепреобладание второй тенденции.
К. Юнг также предложил одну из наиболееинтересных психологических типологий личности, разделив людей на следующие типы:мыслительный, эмоциональный и сенситивный. Важным теоретическим понятием у Юнгаявилось представление об «индивидуации». Этим словом он обозначил развитиепсихологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация,по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющейцелью развитие индивидуальности человека.
Э. Фромм явился автором концепции«гуманистического психоанализа». В отличие от своего учителя З. Фрейда,утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э. Фроммдоказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом,обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологическиехарактеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность кразрушению и отшельничество.
Генетическая психология. Основателемэтого направления является Ж. Пиаже, выдающийся психолог нашего времени швейцарскогопроисхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психическогоразвития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятиялогики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде ученияо развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.
Дальнейшее развитие психологическихзнаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Однаиз них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями.Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологическихтеорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные вразных психологических концепциях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе,понимающей психологии, когнитивной психологии и генетической психологии.
Вторая состоит в том, что психологияпостепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьмаполезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина,педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридическойпрактике — словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас,пожалуй, легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактическииспользуется.
Третья тенденция состоит в расширениии обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследованийза счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразныхнаучных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянсс кибернетикой и вычислительной техникой. [I, 630-643].Выделение психологии в самостоятельную науку и ееразвитие до периода открытого кризиса (XIX в. — XX в.)
Первым вариантом психологии как самостоятельнойнауки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследованияон начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия»(1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальнойнауке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундтнаряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называетанализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствиипсихологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющаядва метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельнойнауки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему,и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторонуи потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: этоощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психологияэкспериментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете.Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через двагода был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийсяв международный центр по подготовке психологов.
Подвергнув критическому анализу прежниепонимания предмета психологии (как науки о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяетпсихологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывномединстве: всякий объект является представляемым объектом (Vorstellungsobjekt).Этот термин играет у Вундта ту же роль, что и «нейтральные элементы» уМаха: за неразрывностью субъекта и объекта в опыте лежит идеалистический тезис,ставящий под сомнение независимое от субъекта существование объективного мира. Похарактеристике С.Л. Рубинштейна, Вундт направил психологию по пути махистской еепереориентации.
Единый опыт может рассматриваться сдвух точек зрения. «Эти точки зрения подсказываются нам тем, что каждый опытрасчленяется непосредственно на два фактора: на содержание, данное нам, и на способнашего восприятия этого содержания». Опыт, взятый в отвлечении от познающегосубъекта и направленный на выявление связей объективных явлений, изучает естествознание.Это опосредствованный опыт. Опыт, рассматриваемый в его отношениях к субъекту ив тех свойствах, которые ему приписываются субъектом, это непосредственный опыт,который и изучает психология. Психология, определяемая как наука о непосредственномопыте, является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии,поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъекту.Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание,однако, Вундт вносит новые черты. В противоположность интеллектуализму всей прежнейпсихологии Вундт рассматривает психическое как процесс. При этом воля берется кактипический процесс. Вундт называет свою психологию волюнтаристической, подчеркиваяв то же время отличие своей системы от философского волюнтаризма Шопенгауэра.
Поскольку все науки изучают одни и теже предметы, но с разных точек зрения, постольку «нельзя допустить никакогопринципиального различия между психологическими и естественнонаучными методами».Поэтому в психологии также должны использоваться экспериментальные методы,«имеющие целью осуществить точный анализ психических процессов, подобный анализу,предпринимаемому естествознанием в применении к явлениям природы». Экспериментне отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии.Объективные явления — поведение, деятельность — Вундт исключал из психологии.«Человек сам — не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себесамому» является собственно проблемой психологии. Эксперимент лишь позволяетсделать самонаблюдение более точным.
Однако не вся психика поддается экспериментальномуизучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов- ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований.Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов.В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являютсяпродуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологиион назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальнуюпсихологию. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам,различно ориентированных — на естествознание и науки о духе, происходит раскол единойнауки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегосяв психологии в начале второго десятилетия XX в.
Психологическая система Вундта включалаизучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктовэтих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступаетатомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорныепо своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется скрайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновениенового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциацииВундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеютнесколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляциии компликации, последовательные — узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциацийскрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологиии рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциациихарактеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта.В психологии Вундта нет субъекта, нет личности:”. все психическое — это непрестаннаясмена явлений, постоянное возникновение и созидание. Нигде эти факты действительнойдушевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того,который дан в нас самих”. Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивныесвязи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особаяфункция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражаетсяво внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т.е. простоперцепируемых, апперцепция, или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятиестановится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания — апперципируется.Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовкик действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли идаже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений.Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложныхявлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.
Последним разделом психологии Вундтаявляется учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамкиописания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет самостоятельнойпсихической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.
Из всего сделанного Вундтом наиболееисторически значимым явились введение им в психологию эксперимента, организацияИнститута экспериментальной психологии и основание специального журнала «Психологическиеисследования» (первоначально «Философские исследования»), которыйстал (после «Mind», основанного А. Бэном в 1876 г.) первым собственно психологическим журналом.
Одновременно с Вундтом в России с программойпостроения психологии выступил Сеченов (1829 — 1905). Сеченов окончил Военное инженерноеучилище в Петербурге и медицинский факультет Московского университета. В обстановкеобострения борьбы между идеализмом и материализмом по коренным мировоззренческимвопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения,под влиянием философии революционеров-демократов, прежде всего Чернышевского, Сеченовосуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем.«Моя задача, — писал он, — заключается в следующем: объяснить деятельностьюуже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс. — прим.А.Ж.) внешнюю деятельность человека. с идеально сильной волей, действующего во имякакого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждомшаге — одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности».[II, 180-185].История психологии: ее предмет и задачи
Психологическая наука и ее предмет. История психологии — этоособая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметомсамой психологии как науки.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерноститой формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.
Каждый знает, что люди различаются по характеру, способностизапоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т.п. Такие обыденныепредставления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаютсяпо мере накопления жизненного опыта
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то ипросто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях,мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческихдуш (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальномуанализу причин поведения или душевной смуты), т.е. здесь мы имеем дело с житейскимипредставлениями о психике Однако житейскую мудрость следует отличать от научногознания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, прониклив тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психологиястоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предметнеизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной намВселенной.
Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиямимногих поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамикиего внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективнаяработа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другимизучает история психологии.
Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии — другой.Их непременно следует разграничивать.
Что же является предметом психологии? В самом общем определении- психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзяудовлетвориться.
Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психикаот других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любыхиных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним итем же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления обозначалисьсловом «душа». Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психическихкачествах человека, при том не только тогда, когда, подчеркивая его положительныекачества, говорят об его душевности. Мы увидим, что в истории психологии научныйпрогресс был достигнут, когда термин «душа» уступил место термину«сознание». Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революциейв понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательнойпсихике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце прошлого столетия, приобретаявласть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы,которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологиейкак наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счетвключения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя«поведение». С этим вновь совершилась революция в исследовании предметанашей науки. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпеливоззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразитьего в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.
Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первыйсуществует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов.Другое дело — предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своихметодов, теорий, категорий.
Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален ипредмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностьюв жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны,в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром — с другой. Естественнопоэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала нарядус изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости отприродных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношенийиндивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество,тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.
Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничитьсятем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживанийи наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.
Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее, в практикесвоей жизни познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честьи т.д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическомоблике своих ближних. Но, подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройствои законы физического мира, она просвечивает своими понятия ми тайны психическогомира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивалапытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Ужеэто само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе необорвалась на сегодняшних рубежах.
Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выясненияего «биографии», без воссоздания «драмы идей», в которой былизадействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки [III, 1-2]
Литература
1. Немов С.Р. — психология, Книга 1.
2. Ждан А.Н. — история психологии.
3. Ярошевский М.Г. — история психологии от античности до середины ХХ в. Учеб.Пособие — М., 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002
5. Аристотель Соч. в 4 т. Т.1.М., 1975
6. Уотсон Д.Б. — Бихевиоризм «Хрестоматия по истории психологии: Периодоткрытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов ХХ в.» — М., 1980
7. Вертгеймер М.О. О гештальт-теории «Хрестоматия по истории психологии»
8. Левин К. Типология и теория поля «Хрестоматия по истории психологии»
9. Фрейд З. Сознательное и бессознательное «Хрестоматия по истории психологии»