Реферат
Дипломный проект содержит97 листов пояснительной записки, 12 таблиц, 35 источников литературы.
Тема: «Основные направления развитияпроизводственно-финансовой деятельности предприятия транспорта».
Цель дипломного проекта:определить основные направления развития производственно-финансовойдеятельности Кавказского локомотивного депо.
ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОИЗВОДСТВО,РЕМОНТ, ФИНАНСЫ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Цель дипломного проекта:определить основные направления производственно-финансовой деятельностиКавказского локомотивного депо.
Задачи проекта: оценитьдеятельность железнодорожного предприятия в условиях продолжающегосяреформирования, оценить показатели, влияющие на производственно-финансовуюдеятельность предприятия, разработать направления развития предприятия,направленные на улучшение производственно-финансовой деятельности вагонногодепо.
Дипломный проект выполненна основе производственно-финансовых отчетов Кавказского локомотивного депо за2005 – 2007 годы.
Предлагаемые направленияразвития позволят улучшить производственно-финансовую деятельность локомотивногодепо, увеличить объем работы, снизить затраты на ремонт локомотивов, получитьдополнительные доходы от оказания услуг сторонним организациям.
Один из разделов посвященвопросам охраны труда и охраны окружающей среды.
Содержание
Введение
1. Основные направлениядеятельности локомотивного хозяйства на современном этапе
1.1 Организация и управление производственно-финансовой деятельностьюлокомотивного хозяйства
1.2 Основные показатели использования локомотивов
1.3 Бюджетирование в общейсистеме финансовой деятельности транспортного предприятия
2 Оценка производственно-финансовойдеятельности локомотивного депо Кавказская
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Исследование измененийпроизводственных показателей депо
2.3 Тенденции экономико-финансовыхпоказателей предприятия
3. Мероприятия по развитиюпроизводственно-финансовой деятельности локомотивного депо Кавказская
4. Безопасность иэкологичность решений проекта
4.1 Охрана труда
4.2 Охрана окружающейсреды
Заключение
Список использованных источников
Введение
Один из основных элементов железнодорожной отрасли являетсялокомотивное хозяйство. Главная задача локомотивного хозяйства — своевременно,устойчиво и качественно обеспечивать постоянно растущие перевозки грузов ипассажиров тяговым подвижным составом и локомотивными бригадами, гарантироватьбезопасность и точное соблюдение графика движения поездов.
Для освоения объемов грузовых перевозок необходимо планомерноувеличивать среднюю массу грузовых поездов, а также скорости их движения.Однако вождение тяжеловесных и длинносоставных поездов возможно толькотехнически исправными локомотивами и опытными локомотивными бригадами. Ростумассы поездов и скорости их движения способствуют также освоение новых типовлокомотивов, модернизация эксплуатируемых, оснащение их современнымителемеханическими устройствами управления режимом тяги и торможения припроведении соединенных поездов и др.
Структурным предприятием локомотивного хозяйства являютсялокомотивные депо. От успешной производственно-финансовой деятельностилокомотивного депо во многом зависит эффективность работы всегожелезнодорожного транспорта, что и определило актуальность разрабатываемой вдипломном проекте темы.
Под производственно-финансовойдеятельностью локомотивного депо понимается весь комплекс мероприятий посозданию необходимых условий, при которых подразделения локомотивного хозяйстварешают поставленные перед ним задачи в установленные сроки при наилучшемиспользовании всех производственных ресурсов.
Теоретической базойисследования послужили работы отечественных ученых профессоров Белова И.В.,Терешиной Н.П., Галабурды В.Г.Хасина Л.Ф., Матвеева В.Н.
Фактической базой дипломного проекта послужили данныеэкономической, финансовой отчетности одного структурного подразделенияжелезнодорожного транспорта – Кавказского локомотивного депо (за 2005-2007г.г.).
Основными задачамилокомотивного депо являются обеспечение технически исправного состояниялокомотивного парка, своевременной выдачи его под поезда, надежной и безопаснойработы локомотивов в эксплуатации. При этом очень важным является содержание всоответствии с объемом эксплуатационной работы требуемого количествалокомотивов.
В дипломном проектепроведено исследование производственно-финансовой деятельности депо за три годав целях выявления динамики основных показателей депо для повышенияэффективности работы и экономии расходов депо, эффективному использованиюресурсов.
В разделе «Безопасностьи экологичность решений проекта» рассмотрены потенциальные опасные и вредныефакторы предприятия, проанализировано загрязнение окружающей среды выбросами.
1. Основные направления деятельности локомотивного хозяйства насовременном этапе
1.1 Организация и управление производственно-финансовойдеятельностью локомотивного хозяйства
Главная задача локомотивного хозяйства — своевременно,устойчиво и качественно обеспечивать постоянно растущие перевозки грузов ипассажиров тяговым подвижным составом и локомотивными бригадами, гарантироватьбезопасность и точное соблюдение графика движения поездов.
Для этого все структурные подразделения локомотивногохозяйства должны осуществлять надежную эксплуатацию, техническое содержание иремонт тепловозов, электровозов, электросекций, дизель-поездов, автомотрис,кранов на железнодорожном ходу и деповского оборудования; эффективноиспользовать поступающие новые локомотивы, а также совершенствовать имодернизировать существующие локомотивы; организовывать рациональноеиспользование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);совершенствовать управление производством; готовить кадры и повышать ихквалификацию.
От успешной работы локомотивного хозяйства во многом зависитэффективность работы всего железнодорожного транспорта. Для освоения объемовгрузовых перевозок необходимо планомерно увеличивать среднюю массу грузовыхпоездов, а также скорости их движения. Однако вождение тяжеловесных идлинносоставных поездов возможно только технически исправными локомотивами иопытными локомотивными бригадами. Росту массы поездов и скорости их движенияспособствуют также освоение новых типов локомотивов, модернизацияэксплуатируемых, оснащение их современными телемеханическими устройствамиуправления режимом тяги и торможения при проведении соединенных поездов и др.
Повышение средней массы грузового поезда зависит не только отработников локомотивных и ремонтных бригад, но и от работников станций ижелезнодорожных узлов, диспетчерского аппарата службы, перевозок, организующихформирование и продвижение тяжеловесных и длинносоставных поездов, от работниковвагонных депо и пунктов технического обслуживания вагонов, обеспечивающихнадежное техническое состояние вагонов, от работников дистанций пути и связи,гарантирующих отличное состояние пути и безотказную работу устройств СЦБ исвязи.
В условиях работы железныхдорог и их подразделений в рыночной экономике важными задачами локомотивногохозяйства являются также эффективное использование и строжайшая экономияматериальных, трудовых и денежных ресурсов, улучшение экономических показателейработы и прежде всего повышение производительности труда и снижение затрат наперевозки. Для этого необходимо проводить экономическую и техническую учебулокомотивных и ремонтных бригад, улучшать организацию их труда и отдыха,обеспечивать безопасные условия труда.
Локомотивное хозяйствотесно взаимодействует со смежными хозяйствами (службами) железных дорог:перевозок, вагонного хозяйства, пути, сигнализации, связи и вычислительнойтехники, электроснабжения, материально технического снабжения и др. Этавзаимосвязь достигается выполнением должностных инструкций и обязанностей,правил и инструкций по технике безопасности и других нормативных документов.
Единство действийработников всех служб транспорта, укрепление технологический и трудовойдисциплины, повышение компетентности, инициативы, распорядительности работниковОАО «РЖД» во многом определяют выполнение целевых научно-технических программ,таких, как повышение средней массы поезда, скоростей движения, ускорениеоборота вагона.
Тесная взаимосвязьработников отраслей хозяйства транспорта проявляется и при внедрении достиженийнаучно-технического прогресса. Например, применение мощных локомотивов,высокоскоростных электропоездов повышает массу и скорость движения поездов,что, в свою очередь, требует удлинения станционных путей, существенногоповышения надежности тормозных средств и увеличения грузоподъемности вагонов,перевода их на роликовые подшипники, укладки в путь рельсов тяжелых типов нажелезобетонных шпалах и щебеночном основании, совершенствования средств СЦБ и связи,внедрения двусторонней системы автоблокировки, диспетчерской централизации нацелых направлениях, а также осуществления электрической централизации стрелок,механизации сортировочных горок, внедрения микропроцессорных систем горочнойавтоматизации.
Материально-техническаябаза локомотивного хозяйства представляет собой совокупность средств труда,необходимых для выполнения перевозочного процесса (рисунок 1.1). Она включает всебя тяговый подвижной состав, здания основных депо с мастерскими, оборудованиеми служебно-техническими помещениями, комплекс устройств для экипировки итехнического обслуживания локомотивов, пункты смены и дома отдыха локомотивныхбригад, базы запаса локомотивов.
/>
Рисунок 1.1 –Материально-техническая база локомотивного хозяйства
Технические средствалокомотивного хозяйства размещаются на крупных железнодорожных станциях, узлахи в комплексе с железнодорожными путями и передаточными устройствами (линиямиэлектроснабжения, водоснабжения) образуют основные локомотивные депо, пунктыоборота и пункты технического обслуживания. К основным депо приписан тяговыйподвижной состав.
Тяговый подвижной составявляется основой материально-технической базы локомотивного хозяйства. Это — тепловозы и электровозы для поездной и маневровой работы, электро- и дизельныепоезда. На малодеятельных участках железных дорог в пригородном движениииспользуется небольшое количество автомотрис, а на маневровой и хозяйственнойработе на станциях и подъездных путях – тепловозы. ОАО «Российские железныедороги» распределяет локомотивы по железным дорогам, где они числятся набалансе и составляют инвентарный парк локомотивов дороги. Локомотивы,приписанные к депо, образуют инвентарный парк депо.
Количественноераспределение локомотивов по дорогам и депо производится на основе объемагрузовых и пассажирских перевозок с учетом всех видов вспомогательной работы иявляется одним из методов планирования потребного парка на перспективу.
Качественноераспределение локомотивов (по типам и сериям) по дорогам и депо осуществляетсяс учетом унифицированной массы поездов, скорости движения, профиля пути,наличия и перспективы электрификации железнодорожных направлений. Для рациональногоразмещения локомотивного парка следует стремиться к тому, чтобы число серий итипов ТПС на дороге и в депо было минимальным. В связи с совершенствованиемструктуры управления локомотивным хозяйством к основным депо присоединеныоборотные депо и пункты оборота, пункты технического обслуживания сэкипировочными устройствами, бригадные дома отдыха, топливные склады. Тяговыйподвижной состав (ТПС) в локомотивном хозяйстве составляет самую большую частьв общей стоимости производственных фондов. Эффективность его использования — одна из важнейших задач не только организаторов эксплуатации, но и работниковремонтного производства и служб технического обслуживания в локомотивных депо.
Кроме того, технически исправное состояние ТПС, его надежнаяработа в условиях нынешних экономических отношений становится очень важнымфактором, способствующим выполнению главной задачи железнодорожного транспорта.Конкурентоспособность железнодорожных перевозок прямо зависит от техническихвозможностей и состояния тягового подвижного состава (ТПС). В долголетнейпрактике эксплуатации ТПС получила широкое распространение единая,планово-предупредительная система технического обслуживания и текущих ремонтовлокомотивов. Эта система постоянно совершенствовалась и позволяла поддерживатьэксплуатируемый парк ТПС в исправном, работоспособном состоянии.
Текущая практика организации ремонта ТПС полностьюосуществляется по планово-предупредительной системе. Структурная схемапланово-предупредительной системы представлена на рисунке 1.2
/>
Рисунок 1.2 — Показатели системы технического обслуживания иремонта локомотивов
Программа ремонта и технического обслуживания локомотивов,электро- и дизель-поездов рассчитывается по локомотивному депо исходя изпланового общего пробега приписных поездных локомотивов, парка непоездныхлокомотивов и норм межремонтных пробегов и сроков.
Плановая годовая программа депо определяется по сериямлокомотивов. Для локомотивов, выполняющих поездную работу, программу ремонтаопределяют по соответствующим формулам, исходя из общего годового пробега поплану, км и нормы пробега между капитальными, текущими ремонтами и техническимобслуживанием.
Для техническогообслуживания ТО-2 локомотивов при основных депо созданы специальные пункты,обеспечивающие регулярный контроль технического состояния ходовых частей,тормозного, электрического и другого оборудования, от эксплуатационнойнадежности работы которого зависит безопасность движения поездов.
Пункты техническогообслуживания локомотивов (ПТОЛ) организуют, на конечных станциях участковобращения локомотивов (т. е. в пунктах оборота) с целью увеличения их полезнойработы между техническими обслуживаниями ТО-3, особенно при обслуживаниипоездов локомотивами без отцепки от составов на станциях основных депо.
Пункты обороталокомотивов предназначены для технического обслуживания; ТО-1, экипировки ивыдачи локомотивов к составам обратного направления, для организации смены иотдыха локомотивных бригад.
В настоящее время в системупроведения ремонтов внедряется техническое диагностирование состояния локомотивовпутем оснащения их бортовыми, а ремонтных участков — стационарными системамидиагностики.
Основными направлениямиразвития ремонтной базы являются техническое перевооружение и реконструкциядепо. При техническом перевооружении производственная мощность депоувеличивается в результате осуществления комплексной механизации иавтоматизации производственных процессов, замены устаревшего оборудования нановое, более производительное, повышения сменности его работы, созданиямеханизированных рабочих мест.
Организация производственнойдеятельности охватывает все стороны функционирования локомотивного хозяйства — производственную структуру подразделений, организацию труда и заработной платыработников, эффективное использование материально-технической базы.
При этом наиболеепрогрессивными и экономически целесообразными формами производственнойдеятельности, которые требуют постоянного развития и совершенствования и безкоторых невозможно достижение высокой эффективности работы подразделенийлокомотивного хозяйства относятся: концентрация производства, специализация ипроизводственное кооперирование.
Экономический эффектконцентрации заключается в улучшении технико-экономических показателейпроизводства продукции в связи с непропорциональностью изменения объемапроизводства и производственных расходов, особенно трудовых затрат и затрат пообслуживанию производства. С ростом концентрации снижается себестоимостьпродукции и увеличивается производительность труда.
Однако эффективностьиспользования производственных мощностей, трудовых, материальных и финансовыхресурсов предприятий локомотивного хозяйства зависит не только от объемавыполняемой работы (уровня концентрации), но и от ее однородности,однотипности, т. е. от уровня специализации. Концентрация эксплуатационнойработы в крупных депо является необходимой предпосылкой к их специализации.
Экономическаяэффективность специализации обусловливается тем, что она предполагает внедрениевысокопроизводительного оборудования, передовой технологии, механизации и автоматизациипроизводства, лучшее использование производственных площадей и оборудования,подготовку специализированных кадров. Специализация обусловливает ускорениепроизводственных процессов, ведет к повышению производительности труда,снижению себестоимости, улучшению качества продукции.
Локомотивные депоспециализируются:
— по видамэксплуатационного обслуживания движения поездов — пассажирские, грузовые,внепоездных видов работы и универсальные, к которым приписаны локомотивы длявыполнения поездной и внепоездной работы;
— по роду и типамтягового подвижного состава — электровозные, тепловозные, моторвагонные, деподизельных поездов и депо смешанного типа, к которым приписан тяговый подвижнойсостав нескольких видов;
— по назначению и видамвыполняемой работы — эксплуатационные, эксплуатационно-ремонтные и ремонтные.
В локомотивном хозяйствекооперирование осуществляется между локомотивными депо с целью более полногоиспользования производственных мощностей и оборудования и более углубленнойспециализации по видам работ. Производственное кооперирование осуществляетсятакже между депо и локомотиворемонтными заводами, где ремонтируютдизель-генераторы, тяговые электродвигатели, колесные пары, двухмашинныеагрегаты, редукторы, воздуходувки и другие агрегаты.
Специализация икооперирование органически связаны между собой. Специализация вызывает усилениепроизводственных связей, а широкое развитие кооперирования создает условия длядальнейшего разделения труда между предприятиями, а следовательно, и для более глубокойих специализации.
Концентрация,специализация и кооперирование локомотивных депо дают возможность выполнитьбольший объем перевозочной работы и ремонта локомотивов при снижении трудовых,материальных и финансовых затрат на единицу продукции, совершенствоватьорганизационный и технический уровни производства, повысить эффективность икачество эксплуатационной работы.
Подсобно-вспомогательнаядеятельность локомотивного депо включает в себя:
— работы и услуги другимжелезнодорожным предприятиям и предприятиям промышленности;
— модернизацию тяговыхсредств;
— обслуживание складовтоплива;
— ремонт и техническоеобслуживание локомотивов, приписанных к промышленным предприятиям;
— работу локомотивов,сданных в аренду;
— оказание услуг помеждународным перевозкам (например, маневровая работа для иностранных железныхдорог, обслуживание передаточных поездов государственной границы до пограничнойстанции иностранной железной дороги).
1.2 Основные показателииспользования локомотивов
Для выполнения функций управления комплексом предприятийжелезнодорожного транспорта разработана и используется система показателей,норм и оценок деятельности линейных предприятий железнодорожного транспорта.Часть показателей разрабатывается с учетом долговременных экономическихнормативов и норм и используется при планировании работы предприятий. Большаягруппа показателей, полученная в результате расчетов, служит для организацииконтроля, оценки и анализа работы предприятий.
Показатели использования локомотивов служат и для планированияи оценки объема выполняемой работы и для оценки качества этой работы (рисунок1.5).
К количественным показателям работы локомотивного депоследует отнести:
— пробеги локомотивов в локомотиво-километрах;
— время работы локомотивов в локомотиво-часах;
— объем перевозок в тонно-километрах брутто.
Пробеги локомотивов следует рассмотреть более пристально, таккак по специфике выполняемой работы не все пробеги выполняются с грузом или спассажирами, а, значит, их учет и оценка должны быть различными. В практикеэксплуатационной работы сложились следующие основные понятия и определенияпробегов локомотивов:
— общий пробег, который складывается из линейного,выполняемого на перегонах, и условного пробега локомотивов, занятых на маневрахи в хозяйственной работе;
— линейный пробег — это пробег поездных локомотивов поперегонам, представляющий сумму пробегов во главе поездов, при двойной тяге,при подталкивании, в одиночном следовании, при двойной тяге.