Курсовая работа
На тему ” Государственное регулирование рынка ицен”План
Введение
1. Цели, задачи и функции цены
2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты
3. Принципы определения цены для целей налогообложения.
4. Формы и методы воздействия государства на цены.
Заключение
Список литературы
Введение
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально — экономической системы к изменяющимся условиям.
В России по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения — борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты — условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов государственного регулирования являются — цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объектом курсовой работы является государственный аппарат как регулирующий орган экономики в условиях рыночного хозяйства. Предметом исследования является ценовая политика государства один из рычагов государственного регулирования.
Цель работы – показать значимость ценовой политики в системе государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства. Планом работы определены соответствующие задачи.
1. Цели, задачи и функции цены.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга.
Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика — одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздейсьвие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему[1].
Установление единой цены для всех покупателей — идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели — ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимо приемлемой цене.
Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали «строгую политику единых цен», потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры[2].
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.Разновидностью цены является тариф — цена на оказываемыеуслуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается какэкономическая и правовая категория. Цена как экономическая категорияформируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичностиспроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка наизменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственногорегулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентови др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условиемряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов,снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
Можно выделить следующие виды цен. В зависимости от ролигосударства цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, илирыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынкебез государственного воздействия на нее.
Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара взависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя дваэлемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целейналогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказанияпомощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики РФ от 6декабря 2004 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию иприменению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный актносит рекомендательный характер и может быть применен всеми хозяйствующимисубъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственнойпринадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном актеприменительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценампредприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам напродукцию, товары, услуги, реализуемую через снабженческо-сбытовые и другиепосреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые(оказываемые) населению. Регулируемая цена — цена товара,складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путемприменения экономических и (или) директивных мер.
Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя,поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организациипредопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями можетбыть максимизации темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные целиопределяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен — этообщие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфереустановления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляетсобой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать напрактике. Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратныйподход, принимающий в качестве отправной точки формирования ценыфактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценностный подход,предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивалоорганизации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношенияценности товара к произведенным затратам. Ценовая политика организации можетбыть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагаетустановление цен строго на основе затратного метода или только под влияниемценовых решений конкурентов. Активное ценообразование — установлениецен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодныхобъемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльностиорганизации.
Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данноеделение тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемыхцен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что жекасается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться вотношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например,законодательством предусмотрен контроль за формированием и применениемсвободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение натоварном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких илимонопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность,направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободныерыночные цены контролируются также в целях налогообложения.
2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты.
Правовыеосновы — современного, рыночного государственного регулирования цен былизаложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализациицен». В настоящее время они определяются следующими актами: Указом ПрезидентаРФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства. РФ от 7 марта 2004г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В этиакты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определенагосударственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшуюлиберализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования ценв сфере естественных монополий, государственных закупках и на ряд социальнозначимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всемиорганизациями, независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности.
Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектовРФ. Например, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004 г. № 893утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы»[3].
Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежатгосударственному регулированию
Вцелях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерацииутверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннемрынке подлежат государственному регулированию. В настоящее времяПравительством РФ утверждено три перечня:
1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которыегосударственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральныеорганы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кромереализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонногозначения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозкижелезнодорожным транспортом.
2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которыегосударственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению;оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговыенадбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта вгородском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
3. Перечень товаров и услуг, по которым органамисполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственноерегулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозкипассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам напродукты детского питания.Правовое регулирование ценна отдельные виды товаров и услуг
Государственное регулирование цен на включенные в перечнитовары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, вотношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный законот 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическуюи тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г.№ 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования иприменения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов.Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами налекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрацииотпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок котпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в переченьжизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинскогоназначения.
Правовые основы ответственности в сфере ценообразования
Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующихсубъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулированияцен (тарифов)» и «Порядком применения экономических санкций за нарушениегосударственной дисциплины цен», утвержденным письмом Госкомцен РФ, МинфинаРФ, Госналогслужбы РФ от 1 декабря 2004 г. В субъектах Российской Федерацииприняты свои законодательные и подзаконные акты. В Москве действует Закон г.Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 «О государственном контроле за соблюдениемпорядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектовестественной монополии» (далее — Закон), утвержденное ПостановлениемПравительства Москвы от 26 августа 1997 г. «Положение о порядке примененияэкономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий,их ограничивающих.»
В Законе приведен перечень правонарушений, за которыеустановлена ответственность в ценовой сфере. К таким правонарушениям, вчастности, относятся:
— завышение (занижение) установленных или регулируемых цен(тарифов);
— завышение установленных надбавок (наценок), начисление непредусмотренныхнадбавок (наценок), непредставление или представление в уменьшенном размереустановленных скидок;
— завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие вгородской, отраслевой и территориальные заказы, оплачиваемые за счет средствгородского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
— нецелевое использование денежных средств, включая налоговыельготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечениязаданного уровня регулируемых цен и тарифов;
— завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-законструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительскиесвойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органовстандартизации);
— включение организациями, цены на продукцию, товары и услугикоторых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуготчислений, не предусмотренных действующим законодательством.
Приведенный в законе перечень правонарушений порядкаприменения цен и тарифов не является исчерпывающим.
К субъектам предпринимательской деятельности, допустившимнесоблюдение установленных цен (тарифов), применяются[4]:
1) финансовая санкция в виде взыскания в доход бюджетанеосновательно полученных или сбереженных за счет другого лица денежныхсредств. Размер финансовой санкции определяется как разница между фактическипримененной субъектом предпринимательской деятельности ценой (тарифом) и ценой(тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством инормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции (товаров,услуг).
2) штраф в размере финансовой санкции, а при повторномнарушении в двойном размере. Повторным признается аналогичное нарушение дисциплиныцен, совершенное одним и тем же лицом в течение года после примененияэкономических санкций за первое правонарушение. Хозяйствующие субъекты,выявившие нарушение самостоятельно, в случае невозможности перерасчета вносят вбюджет только финансовую санкцию. В этом случае штраф не взимается.
Для осуществления контроля за установлением и применениемрегулируемых цен создаются специальные органы. Например, контроль за ценами наэлектрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергетическаякомиссия РФ и региональные энергетические комиссии. Органы ценообразования иконтроля цен в субъектах фигурируют под разными названиями. Так, в Москведействует Государственная инспекция цен г. Москвы. Органы контроля цен имеютправо беспрепятственно проверять субъектов предпринимательской деятельности вотношении соблюдения ими порядка применения цен и давать в ходе проверки илипосле нее предписания об устранении нарушений. Выявленные нарушения ценоформляются актами, которые подписываются должностными лицами проверяющегооргана, другими участниками проверки, а также руководителем и главным бухгалтеромпредприятия. Одновременно с составлением акта на ответственное должностное лицопредприятия, виновное в нарушении дисциплины цен, составляется протокол обадминистративном правонарушении в соответствии с Кодексом РСФСР обадминистративных правонарушениях (ст. 146 «Нарушение государственной дисциплиныцен» и ст. 224 «Органы государственной инспекции цен»). Эти акты направляютсяв Государственную инспекцию цен для принятия решений. Финансовые санкции исуммы штрафов взыскиваются в бюджет в бесспорном порядке. На основании решенияо применении экономических санкций оформляется инкассовое поручение, котороенаправляется в банк, обслуживающий организацию. Перечисление сумм, полученных врезультате нарушения дисциплины цен, осуществляется в следующем порядке: 50процентов — в федеральный бюджет РФ; 50 процентов — в бюджет субъектаФедерации. Ответственность за нарушение государственной дисциплины ценреализуется организацией за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.
3. Принципы определения цены для целей налогообложения.
Порядок определениярыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий алгоритм,которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.
Если на соответствующемрынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки сидентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная ценаопределяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы,услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации орыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.
В этой связи необходимообратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут бытьиспользованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) всоответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся[5]:
* официальнаяинформация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей кместонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а приотсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) надругой бирже — информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этойдругой бирже или информация о международных биржевых котировках, а такжекотировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;
* информациягосударственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
* информация орыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведенияобщественности средствами массовой информации.
Кроме того, оценка рыночной цены на продукциюможет быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г.N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этомследует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценкиотнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы,услуги, информация.
Если на соответствующемрынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным (однородным)товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввидуотсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночнойцены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующейреализации.
При невозможности использования метода ценыпоследующей реализации используется затратный метод.
При применении методовцены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны вп. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельностиможет быть исчислен по данным государственных органов статистики и органовценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичнымтоварам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используетсясреднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутоевыше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).
Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимостипересчета налогов исходя из уровня рыночных цен в различных хозяйственныхситуациях.
В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общемслучае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг),независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчетналогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) можетпроизводиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.
Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже вотношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем необязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя изуровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такоедоначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решаетсяналоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условийсовершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов,доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только,если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки,отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактическойцены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогови пени не производится.
Таким образом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую ценутоваров (работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую ценусделки или рыночную), следует исходить из двух факторов.
Во-первых, необходимо определить, подпадает лисовершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка подтакой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчетналогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случаепринимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо оттого, насколько она соответствует уровню рыночных цен.
Если сделка подпадает в разряд сделок,контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценитьвероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществятдоначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятностьтакого развития событий достаточно велика, то, по нашему мнению,налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплатуналогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на суммепеней.
С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязываетналогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя изуровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку,подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельнопересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решенияо доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут.Единственным «наказанием» для налогоплательщика в этом случае будутпени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.
— На практике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимостиприменения для целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок пореализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем,что предприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникампо специальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.
В этой связи следует отметить, что сделки между предприятием и егоработниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих подконтроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделокконтроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случаевыполнения одного из двух условий[6]:
* если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятиедопускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам(работам, услугам);
* если предприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами всудебном порядке.
Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие впределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонениеот уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам,услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органыавтоматически получают право контролировать правильность примененныхпредприятием цен.
В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут бытьпризнаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, чтопри отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы,услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ,услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговыхорганов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами.Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельнойсделки, совершенной между предприятием и работниками.
На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов всуд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами.Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень труднопредугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитываятот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговыхорганах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику ипо каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будутобращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок пореализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в техситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммыналогов и пени.
Таким образом, вопрос о применении рыночной ценыпри налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникампредприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактическихусловий совершения сделки.
Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета ценналогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, придоначислении НДС исходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумманалога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств,поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученныйналогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнениюс рыночной ценой.
Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляетсяналогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительноначисленной суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:
* выписать счет-фактуру на сумму разницы междурыночной ценой и фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) суказанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книгепродаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогиис порядком, изложенным в Письме ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 «Осчетах-фактурах»;
* отразить результаты пересчета в налоговойдекларации по НДС, составляемой за тот отчетный период, в котором был совершеноборот по реализации товаров (работ, услуг). При заполнении декларации по НДСпоказатель выручки (строка 1 Декларации по НДС) следует указывать с учетомпроизведенной для целей налогообложения корректировки.
4. Формы и методы воздействия государства на цены.
Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен.
Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы
Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было[7].
Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, — вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 — 150 лет.
Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 — в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции.
В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.
Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.
Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.
Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке[8].
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы — пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе — типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляетсянациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь ичерные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установлениезакупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС),участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видамтоваров, тарифам на воздушные перевозки.Понятие и виды монопольных цен
Под монопольной понимается цена, котораяустойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке,сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемаяхозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке,в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотреблениямонопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие имонопольно низкие. Монопольно высокой признается цена товара,устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение натоварном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованиемпроизводственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли врезультате снижения качества товара. Монопольно низкая цена — ценаприобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающимдоминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целяхполучения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат засчет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующимсубъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качествепродавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. В отношениихозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца илипокупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяютсясанкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольнымзаконодательством.
Заключение
Одним изглавных объектов государственного регулирования являются — цены. Динамика иструктура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильновлияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивостьнациональной валюты, социальную атмосферу.
Исходя извышесказанного следует отметить, что:
– Фирмы подходят кпроблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены частоустанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемамиценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие потоварным ассортиментам;
– Ценапредставляетсобой денежное выражение стоимости товара;
– Ценаявляется инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выборметодов и правил свободного ценообразования организации предопределяетсяосновными целями ее коммерческой политики;
– В соответствии состатьей 71 (пункт «ж») Конституции РФ основы ценовой политики относятсяк предметам исключительного ведения Федерации;
– Публично-правовыеосновы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальноеуправление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться вединых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
– Порядокопределения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложенв п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
– Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;
– Государственныемероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административныйи судебный характер;
– Прямымгосударственным вмешательством в процесс ценообразования являетсягосударственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где долягосударства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военныхотраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;
– Особымнаправлением государственной экономической политики является государственноевоздействие на внешнеторговые цены;
Список литературы.
1. Бункина М.К,.Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие… Издательство “Эльф К — пресс”. Москва 2004.
2. Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
3. Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // «Актуальная тема» Русаудит №3 2003.
4. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004
5. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь… Издательство “Дело”. Москва 2004.
6. English-Russian Business Dictionary. Ants Pihlak. TEA Language Center Ltd., 2004.