Областная специализированная школа для одарённых детей "Дарын" – школа интеллектуального развития

Управление образования Карагандинскойобласти
Карагандинский областной институтповышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работниковобразования при Акиме области
Областная специализированная школадля одарённых детей
«Дарын»
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной работы
по теме:«Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» — школаинтеллектуального развития»
Автор идеи: Дюсетаева К.С. — директор СШОД «Дарын», к.п.н.
Научныйруководитель: Кудайбердиев Т.К.- проректор ИПКиПГСРО, к.пс.н., доцент психологии
Научныйконсультант: Жунусова М.Р. — доцент ИПКиПГСРО
Разработчики:ЕркенИ.Е. — заместитель директора СШОД «Дарын»,
Жуманова Р.И. — заведующая кафедрой физики.
Жумагулова К.Ш — заведующая кафедрой естественных наук
Участникиэксперимента: Педагогический
коллектив СШОД «Дарын»
Утвержденопедагогическим советом школы
Протокол №7 от«29» марта 2010г.
Утвержденообластным экспертным советом
Протокол№_______от «__»_______2004г.
Рецензент:____________________________________
Караганда – 2010 г.

Паспорт ПрограммыНаименование программы «Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» — школа интеллектуального развития» Основание для разработкиразработки
1.  «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2.  Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года
3.  Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
4.  Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы
5.  Региональная программа «Развитие системы повышения квалификации, ориентированного на результат» на 2005-2010 гг
6.  Программы развития образования Карагандинской области на 2009-2010 годы «Научно-методическое обеспечение развития
содержания регионального образования»
7.  Региональный стандарт повышения квалификации.
8.  Концепция и технология личностно-ориентированного повышения квалификации, ориентированные на результат Государственный заказчик Управление образования Карагандинской области
Дата
и основание принятия решения
о разработке и реализации программы Решение педагогического совета СШОД «Дарын» от «29» марта 2010 года, протокол №7 Разработчик
Еркин И.Е.- зам.директора СШОД «Дарын», Жуманова Р.И. — заведующая кафедрой физики. Жумагулова К.Ш — заведующая
кафедрой естественных наук Координаторы программы Директор СШОД «Дарын» Дюсетаева К.С., зам. директора по НМР Еркин И.Е. Цели программы
Цель эксперимента – разработка, апробация модели школы интеллектуального развития «Дарын».
Педагогическая цель – обеспечить интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетенций учащихся школы Стратегические задачи программы
1.  Разработка теоретической модели школы интеллектуального развития «Дарын».
2.  Подготовка условий для экспериментальной апробации модели школы интеллектуального развития «Дарын».
3.  Экспериментальная апробация модели школы интеллектуального развития «Дарын».
4.  Систематический мониторинг результативности эксперимента.
5.  Обобщение результатов эксперимента и разработка методических рекомендаций по внедрению модели школы интеллектуального развития «Дарын» в образовательный процесс. Гипотеза эксперимента
Если модель школы интеллектуального развития «Дарын» будет строиться на:
·  развивающей образовательной среде, позитивно влияющей на развитие мотивации учения;
·  новых формах организации учебного процесса, ориентированных на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
·  индивидуализации (самостоятельном проектировании и реализации индивидуальных траекторий) обучения;
·  психолого-педагогическом и учебно-методическом сопровождении развития образовательного процесса и всех его субъектов;
·  формирующей системе оценивания индивидуального прогресса учащихся;
·  системе методической работы, ориентированной на результат (профессиональные компетенции и творческий потенциал педагогов);
·  пошаговом осуществлении перехода от традиционной модели обучения
то это обеспечит интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетенций учащихся школы, так как перечисленные основания превращают школу в гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала высокоинтеллектуальной молодежи. Необходимые ресурсы
·  Кадровые — подбор и обучение кадров, участвующих в эксперименте
·  Материально-технические — подготовка технических средств обучения, лабораторий, мастерских, баз для воспитательной и оздоровительной работы, необходимых в ходе эксперимента и др
·  Научно-методические — проектирование научно-методических разработок по каждому положению гипотезы, выносимых на экспериментальную апробацию.
·  Финансовые — планирование финансового обеспечения материально-технических условий эксперимента, стимулирования кадров, оплаты научного руководства и др.).
·  Мотивационные — организация встреч, семинаров, удобных условий работы (освобождение от мелких поручений, материальное и моральное стимулирование и др.).
·  Нормативно-правовые — разработка положений о порядке проведения эксперимента, координационно-методическом совете, экспериментального базисного учебного плана для тарификации и др.
·  Организационно-управленческие — формирование координационно-методического совета, временных творческих групп по разработке направлений экспериментирования, разработка системы мониторинга экспериментальной работы, издание приказа о начале эксперимента и др. Ожидаемые результаты
1.  Оптимальный уровень субъект-субъектных отношений, общего климата в школе.
2.  Оптимальный уровень позитивной мотивации учения у всех учащихся школы.
3.  Оптимальный уровень позитивных установок и стиля отношений между учителем и учениками.
4.  Оптимальный уровень структуры развивающей образовательной среды: количество и качество деятельности лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …
5.  Оптимальный уровень форм учебной деятельности, ориентированных на самостоятельность ученика.
6.  Оптимальный уровень количества индивидуальных планов и траекторий обучения.
7.  Оптимальный уровень психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения развивающего компонента образования.
8.  Методическая работа, ориентированная на результат на оптимальном уровне.
9.  Оптимальный уровень управления переходом к новой модели образования.
10.  Оптимальный уровень знаний, интеллектуального развития и сформированности ключевых компетенций у всех учащихся школы. Этапы и сроки реализации
I.  Теоретический этап — 2010г.
II Подготовительный этап — сентябрь 2010г. — май 2011г.
III Формирующий этап — сентябрь 2011г. — май 2015г.
IV Обобщающий этап — сентябрь 2015-декабрь 2015г.

«…если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивнореагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и этобудет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».
(Н. Роджерс)
«Всякий умный человекзнает, что такое интеллект… Это то, чего нет у других!»
 
Тема: «Областная специализированная школадля одарённых детей «Дарын» — школа интеллектуального развития»
Исполнители: педагогическийколлектив СШОД «Дарын»
 
Актуальностьэксперимента
 
Противоречие. Ситуация, в которой оказался Казахстан,характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики.Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитиеРеспублики как казахстанский путь кпосткризисному развитию и лидерству [1] [«Новоедесятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» ПосланиеПрезидента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.].
Какимдолжно быть образование в этой ситуации? Тенденции развития мировогообразования показывают, что в современных условиях образование должносоответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороныгосударства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм,способный реагировать на социальные преобразования.
Асовременная модель образования должна функционировать как динамичная и гибкаясистема, способная реагировать на социальные изменения и обеспечивать ихэффективность.
Противоречие жезаключается в том, что дисциплинарная (предметная) модель образования неспособна реализовать это требование. Так как в условиях быстроизменяющегосямира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальныепредметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздоважнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать,анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию длямаксимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть бытькомпетентным) [2] [Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.].
Этоозначает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационногоразвития» Республики с необходимостью требует инновационнойстратегии развития образования для устойчивого развития государства,общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развитияобразования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования,сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новыйуровень — к компетентностно-ориентированной модели образования.
Такимобразом, одним из приоритетных направлений государственной образовательнойполитики в стране является конструирование инновационно-адаптивной,компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования,нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния иосновного интеллектуального и творческого потенциала государства, способныхзанять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [3] [Концепция интеллектуальных школ первого президентаРеспублики Казахстан. Астана.2008г.] .
Резкоевозрастание потребности общества в условиях форсированногоиндустриально-инновационного развития в людях, обладающих нестандартныммышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь,умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собойи качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогическихтехнологий.
Именноэтот контекст исторического развития Республики стал вызовом не только системеобразования Республики, но и специализированной школе для одарённых детей«Дарын». Несмотря на успешную реализацию миссии школы для одарённых детей –выявление, поддержка, развитие и сопровождение одарённых детей, администрация иколлектив СШОД «Дарын» осознают необходимость дальнейшего развития системыработы с одарёнными детьми.
Проблема. Главной идеей такого развития школы должна стать, нанаш взгляд, идея перехода от знаниецентристкого образования к компетентностно-ориентированномуи к образованию, ориентированному на ребёнка. А как показал выборочныймониторинг уровней сформированности ключевых компетенций, только у 12 – 15% учащихсяшколы они на допустимом уровне. А это показатель недопустимого уровня деятельностишколы с точки зрения компетентностно-ориентированного образования иобразования, ориентированного на ребёнка.
Профессиональный уровеньпедагогов, специально созданная образовательная среда в школе должны статьосновой для построения особой модели обучения и воспитания детей, собновлёнными содержанием, методами и технологиями организации образовательногопроцесса. Современная модель образования в СШОД «Дарын» должна стать гибкиминструментом расширения и реализации жизненного потенциала, обеспечивающегосовременные карьерные возможности для высокоинтеллектуальной молодежи. Этаглавная идея школы интеллектуального развития.
Проблемойже является то, что мы не знаем и не владеем механизмами, инструментамиреализации современной модели образования, направленной на обеспечениеинтеллектуального развития одарённых детей.
Именно эта проблема и порождает потребность втеоретической разработке и экспериментальной апробации инновационной моделиобразования в специализированной школе для одарённых детей «Дарын».
 
Экспериментальная идея
Мы предполагаем, чтотакой инновационной моделью образования может стать модель школыинтеллектуального развития. Так как, прежде всего, модель школыинтеллектуального развития выполняет помимо собственно образовательных целей ещё и важнейшиесоциальные функции и в этом смысле выступает как функциональный механизм,который делает возможным дальнейшее развитие государства, общества и личности.
Дело в том, что процессстановления и развития государства, общества и личности в XXI веке обусловлен следующимифакторами:
· информация итеоретические знания способны выступать в качестве стратегического ресурсатакого развития и осуществления технологических инноваций;
· информация, а нетруд выступают источником стоимости;
· «интеллектуальные»технологии превращаются в ключевой инструмент системного анализа и принятиярешений;
· отношение «знание– реальность» изменяется. Знание понимается прагматично, оно не отражает илиописывает реальность, а формирует и конкретизирует её. Всякая практикастановится интеллектуально насыщенной, то есть значимой становится способностьприменения комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему вовсей её много уровневости;
· социальные,гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается вситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого»будущего. Одной из основных функций знания и образования становитсяпредвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание иобразование становятся основным способом его формирования;
· освоение нового,столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцовтребует развития креативных способностей человека;
· на фонеразрастания и появления новых практик, дифференциации и специализациидеятельности преодолевается политическая, культурная, технологическая изоляция,происходит столкновение разнородных форм, что ставит проблему их оптимальнойсоорганизации, обнаружения общих оснований, целей, способов коммуникации междуними;
· повышаетсяуровень ответственности человека, возникают новые этические регулятивы егодеятельности. Он должен быстро принимать ответственные и гибкие решения влокальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуацииразнообразия и конфликта ценностей [4] [Аналитический обзор по проблеме“Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование иинформатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]
Эти факторы являютсяглавными детерминантами появления модели школы интеллектуального развития иглавными её особенностями. Главными условиями, механизмами и результатамиинтеллектуального развития учащихся.
В контексте такоговидения модели школы интеллектуального развития возникают вопросы природы,закономерностей, детерминант, условий, механизмов интеллектуального развития,его качеств и индикаторов.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общиеспособности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллектобъединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие,память, представление, мышление, воображение [5] [Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. «Словарьметодических терминов.» 2002].
Интеллект — способность системы создавать входе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задачопределенного класса сложности и решать эти задачи”[6] [Ильясов Ф. Н.Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серияобщественных наук. 1986. №6. С. 46-54.].
Интеллект — Саморазвивающийся исамонастраивающийся алгоритм обработки информации” [7] [Петров К.П.Cовременные определения интеллекта,таким образом, прежде всего связаны со способностью к осуществлению процессапознания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новымкругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта, возможно, развить, как иповысить или понизить коэффициент полезного действия (КПД) интеллекта человека.
Согласно академику Н. Н.Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планированиересурсов и построение стратегии достижения цели [8] [Моисеев Н. Н. Человек иноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.].
Валерия Прайдсчитает, что влияние интеллекта выходит за пределыжизни одного человека. То есть интеллект влияет на характер взаимодействия,коммуникации с другими людьми [9] [Валерия Прайд. Интеллект какфактор эволюционного развития в сборнике «Новые технологии и продолжениеэволюции человека? Трансгуманистический проект будущего»/ Отв. ред. ПрайдВ., Коротаев А. В. М.: УРСС 2008]. Этотак называемый социальный интеллект — способность правильно понимать поведениелюдей. Эта способность необходима для эффективного межличностноговзаимодействия и успешной социальной адаптации.
Интеллект как способностьобычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способностипознавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информациюпутем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать),находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ит. д.
Существенными качествамичеловеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость иподвижность, логичность и доказательность.
Пытливость — стремление разносторонне познатьто или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основеактивной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделятьглавное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижностьума — способностьчеловека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы вновых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгойпоследовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемомобъекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственностьмышленияхарактеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты,закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оцениватьрезультаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке,отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если онипротиворечат требованиям задачи.
Широта мышления — способность охватить вопрос вцелом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантностьв решении проблемы.
Конечно, различноесодержание деятельности требует развития определённых интеллектуальныхспособностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивидак новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателемразвития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями,отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Ещё одно существенноекачество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых имдействий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной изосновных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивномурешению сложных проблем.
То есть, при достаточновысоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровнеоптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже привесьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициентполезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационноммассиве [10] [Альфред Барков. Интеллект. Москва. 2008г.].
Таким образом, природаинтеллекта очень тесно связана с природой понятия компетенция: «способностьмобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели» [11] [ГОСО РК2.003.-2007 Государственный общеобязательный стандарт образования. Среднееобразование. Основные положения. Астана 2007.].
Одним из основныхфакторов, тормозящим развитие умственных способностей является системаобразования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным,потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри».
Проблемно-ориентированныйанализ степени готовности школы к реализации моделикомпетентностно-ориентированного образования выявил следующие западающие зоны веё деятельности:
1. Cодержание образования представляетсобой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило,не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста,во-вторых — современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих –не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развитияказахстанского образования.
2. Организацияучебного процесса в основном и старшем звене практически не отличается, истроится на жестко заданной классно-урочной системе.
3. Учебный процессоторван от других видов деятельности и жёстко ограничивает пространствожизнедеятельности ребенка, что препятствует обеспечению преемственностисодержания среднего общего и высшего профессионального образования.
4. Образовательныйпроцесс не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а значит, необеспечивает возможности индивидуализации.
5. Отсутствуютпсихолого-педагогические обоснования построения различных моделейобразовательного пространства основной и старшей школы.
6. Доминируютвербально-репродуктивные формы обучения.
7. Образовательныйпроцесс не ориентирован на целенаправленную работу по формированиюинтеллектуальной сферы (разных типов мышления) у детей.
8. Недостаточностьшкольных форм социализации, духовно-нравственного воспитания для решенияиндивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации,самостоятельного индивидуального и коллективного действия учащихся в школе.
9. Недостаточноевнимание к формированию общеучебных умений.
10.  Контроль результатов не ориентируетсяна формирующую систему оценивания индивидуального прогресса каждого учащегося.
11.  Отсутствует психолого-педагогическоесопровождение развивающего компонента образования.
12.  Учителя не владеют технологиями,обеспечивающими реализацию индивидуальных учебных программ, проектнойдеятельности и направленными на формирование социальных практик.
Результаты анализа ещёраз подчеркнули, что администрация и коллектив школы успешно реализуютдисциплинарную (предметную) модель обучения, которая не способствуетинтеллектуальному развитию, а значит формированию компетенций её учащихся.
Ситуация усугубляется ещёи тем, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллектапрекращается. То есть школьный возраст – это тот возрастной период, когда мыещё имеем возможность повлиять на интеллектуальное развитие будущих гражданРеспублики, а значит способствовать становлению компетентной личности, готовойк эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни РеспубликиКазахстан [11] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].
Так какой же должна бытьсистема образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимовспомнить успешных людей. Общаясь с успешными людьми, можно обратить вниманиена удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Этаособенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. То есть дляувлеченного человека удерживать в памяти множество деталей являетсяестественным и жизненно необходимым процессом.
От сюда можно сделатьвывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следуетразвивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.
Развивающая среда главноеусловие развития интереса к жизни. Но «развивающая среда» это не только культурнаясреда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структурасреды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских,секций, центров, органов самоуправления, …
Развивающая среда это впервую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях сдетьми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальныхотношений, общий климат организации образования, позитивно влияющих на развитиемотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» иинтеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особоважное значение [12] [Компетентностный подход как способ достижения новогокачества образования. Москва 2002 год.].
Идея созданияблагоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можнореализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений втрадиционной организации обучения [13] [Д.Равен. «Компетентность в современномобществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.].
Ещё одно условиестановления модели школы интеллектуального развития – поиск новых форморганизации обучения вызванныйтем, чтотрадиционные формы создают лишь ограниченные возможности длясоздания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения,уроки-дискуссии, уроки-исследования, деятельность в лабораториях (научных,прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социальнозначимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процессинновационных педагогических технологий (кредитная, блочно-модульная, …) идругие способствуют самореализации ученика и формированию его компетенций. Ноэто возможно, если соблюдены следующие условия:
ü  реализован деятельностный характеробучения,
ü  формы организации учебного процессаориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика запроцесс и результаты своей деятельности,
ü  созданы условия для пониманияучениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
ü  обеспечена четкость, и понятностьвсем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффектвведения новых методов достигается значительная разгрузка учителей.
Следующее условиестановления модели школы интеллектуального развития – это постепенный переходот дисциплинарной (предметной) модели обучения. Ну а технология перехода школына новую компетентностно-ориентированную модель образования включает в себя осуществлениеследующих шагов:
1.  Изменения в методике преподавания
2.  Изменения в деятельности учителя иученика
3.  Изменение позиции учителя
4.  Изменение требований к учащимся
5.  Организационные изменения формучебной деятельности
6.  Использование учителем микросценариев
7.  Переориентация на формирующую системуоценивания индивидуального прогресса (уровня развития интеллекта, личности исформированности её компетенций)
 
Замысел эксперимента
Идеиэксперимента предполагается реализовать через осуществление следующихнаправлений деятельности:
1.  Разработка, утверждение программыэксперимента и получение школой статуса экспериментальной площадки.
2.  Разработка теоретической модели школыинтеллектуального развития.
3.  Разработка программы мониторингарезультативности эксперимента.
4.  Пошаговое осуществление технологииперехода школы на модель школы интеллектуального развития.
5.  Проектирование и создание развивающейсреды школы.
6.  Индивидуализация (проектирование иреализация индивидуальных траекторий) обучения.
7.  Проектирование и апробация формирующейсистемы оценивания индивидуального прогресса учащихся.
8.  Психолого-педагогическое иучебно-методическое сопровождение развития образовательного процесса и всех егосубъектов.
9.  Создание системы методической работы,ориентированной на результат (профессиональные компетенции и творческийпотенциал педагогов).
Объектэкспериментирования– образовательныйпроцесс в специализированной школе для одарённых детей «Дарын».
Предметэкспериментирования –модель школы интеллектуального развития «Дарын».
Цель эксперимента – разработка, апробация модели школыинтеллектуального развития «Дарын».
Педагогическая цель – обеспечить интеллектуальное развитиеи формирование ключевых компетенций учащихся школы.
Задачи эксперимента:
2.  Разработка теоретической модели школыинтеллектуального развития «Дарын».
3.  Подготовка условий дляэкспериментальной апробации модели школы интеллектуального развития «Дарын».
4.  Экспериментальная апробация моделишколы интеллектуального развития «Дарын».
5.  Систематический мониторингрезультативности эксперимента.
6.  Обобщение результатов эксперимента иразработка методических рекомендаций по внедрению модели школыинтеллектуального развития «Дарын» в образовательный процесс.
Гипотеза— если модель школы интеллектуального развития «Дарын» будетстроиться на:
· развивающейобразовательной среде, позитивно влияющей на развитие мотивации учения;
· новых формахорганизации учебного процесса, ориентированных на развитие самостоятельности иответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
· индивидуализации(самостоятельном проектировании и реализации индивидуальных траекторий)обучения;
· психолого-педагогическоми учебно-методическом сопровождении развития образовательного процесса и всехего субъектов;
· формирующей системеоценивания индивидуального прогресса учащихся;
· системеметодической работы, ориентированной на результат (профессиональные компетенциии творческий потенциал педагогов);
· пошаговомосуществлении перехода от традиционной модели обучения
то это обеспечитинтеллектуальное развитие и формирование ключевых компетенций учащихся школы,так как перечисленные основания превращают школу в гибкий инструмент расширенияи реализации жизненного потенциала высокоинтеллектуальной молодежи иобеспечивают преемственность содержания среднего общего и высшегопрофессионального образования.
 
Критерии оценкиожидаемых результатов
 
1.  Развитие субъект-субъектныхотношений, общего климата в школе.
2.  Развитие позитивной мотивации учения.
3.  Доминирование позитивных установок истиля отношений между учителем и учениками.
4.  Обогащение структуры образовательнойсреды: увеличение количества и улучшение качества деятельности лабораторий,кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органовсамоуправления, …
5.  Увеличение форм учебной деятельности,ориентированных на самостоятельность ученика.
6.  Увеличение количества индивидуальныхпланов и траекторий обучения.
7.  Переход на психолого-педагогическое иучебно-методическое сопровождение развивающего компонента образования.
8.  Переориентация системы методическойработы на результат.
9.  Компетентное управление переходом кновой модели образования.
10.Повышение уровней знаний,интеллектуального развития и сформированности ключевых компетенций учащихся.
11.Повышение педагогическойэффективности эксперимента.
 
Диагностическийинструментарии
1.  Методика контент-анализапсихологического содержания процесса обучения.
2.  Методика оценки мотивации учения иотношения к школе.
3.  Тест Фидлера.
4.  Социологические анкеты.
5.  Рейтинговая и мониторинговая(портфолио) модели оценки индивидуального прогресса.
6.  Мониторинг, проектирование иэкспертиза индивидуальных планов и траекторий обучения.
7.  Программа психолого-педагогического иучебно-методического сопровождения развития образовательного процесса и всех его субъектов.
8.  Методики оценки потребностейпедагогов в обучении и оценки результатов обучения.
9.  Методика внутришкольного контроляреализации программы перехода школы на новую модель образования, мониторингэффективности социально-деятельностной структуры школы.
10.Тесты оценки уровня знаний,интеллектуального развития, сформированности ключевых компетенций учащихся,таксономия Блума, тесты диагностики интеллекта, методика портфолио, системарейтинговой оценки.
11.Анкета для выявления педагогическойэффективности эксперимента.
 
Ограничения, риски икомпенсации
 
1.  При проведении эксперимента поразработке и апробации модели школы интеллектуального развития запрещено:
· Увеличиватьучебную нагрузку учащихся;
· Нарушать суммарныйобъем и структуру инвариантной части учебного плана;
· Внедрять модельшколы интеллектуального развития без согласования с родителями, педагогическимколлективом и органами управления образованием (при необходимости следуетставить вопрос о внесении изменений в существующую нормативную базу).
2.  Работа в экспериментальном режимевводит дополнительные требования к педагогическому коллективу. Разработка иапробация модели школы интеллектуального развития, ее реализация требуеткомандного типа работы. Непривычность командного типа работы для частипедагогического коллектива следует признать возможным риском эксперимента.Конфликты возможны и между предметными кафедрами, и между традиционниками иинноваторами.
3.  Существует опасность имитацииизменений, происходящей от неготовности учителей к этим изменениям.
4.  Отказ от урока как единственной формыорганизации учебного процесса может привести к сокращению обязательногоучебного материала. Слабость методической подготовки учителей в проектной идругих формах обучения может не позволить решить задачу формирования ключевыхкомпетенций.
5.  Поэтому для перехода на новые формыорганизации образовательного процесса необходимо проведение системы семинаровдля учителей по новым формам обучения.
6.  Проектирование развивающей средышколы может вызвать рост внимания детей к собственным правам. На первых этапахэто может вызвать склонность детей к спорам, обсуждениям и отстаиванию своейсубъектности в образовательном процессе. Необходимо учесть эту опасность,внимательно отслеживать динамику её возникновения и развития.
7.  Введение возможности проектированияиндивидуальных образовательных траекторий для учащихся предусматривает ихсамостоятельность и ответственность. Однако риск заключается в том, чтоопределение степени самостоятельности и ответственности учащегося не простаязадача. Поэтому, предоставляя ему такую возможность, необходимо предусмотретьспециальные (поддерживающие) формы коррекции возможных неблагоприятныхпоследствий. Ими могут стать интенсивные предзачетные курсы повторения,позволяющие компенсировать недостаточно обоснованные выборы.
8.  Переход на самоконтроль и самооценкуучащихся требует наличия у них определенных умений в контрольно-оценочнойдеятельности. Такими умениями учащиеся изначально могут не обладать. В связи сэтим необходимо спроектировать систему мер по формированию у них приемов испособов самоконтроля и самооценки.
9.  Ход эксперимента предусматриваетпоявление новых механизмов оценки и контроля индивидуального прогресса(например, через осуществление самоконтроля и самооценки учащихся, многобальнуюшкалу оценивания и др.). Это может привести к временному снижению «знаниевого»уровня. В дальнейшем, в ходе успешного эксперимента, должно произойтинаверстывание упущенного. Поэтому экспериментальную апробацию системыоценивания целесообразнее начинать в 6 классе, когда ученик только адаптируетсяк школе. Это снизит риск для девятиклассников и старшеклассников.
10.Формирующая система оценивания иконтроля в модели школы интеллектуального развития должна быть мобильной, стем, чтобы отметки этой системы можно было бы «перевести» в традиционные иобщепринятые.
11.Каждый учащийся в школеинтеллектуального развития движется по своему образовательному маршруту, ипоэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно время.Поэтому необходимо предусмотреть соответствующие рубежные зоны или точкиконтроля как в «знаниевом», компетентностном, личностном планах, так и вовременном, а также возможность использования различных систем оценивания.
12.Ориентация на формирующую системуоценивания индивидуального прогресса вызовет у родителей множество вопросов оходе обучения их ребенка. Необходимо предусмотреть знакомство родителей с элементаминовой системы оценивания и шагами перехода на новую модель школыинтеллектуального развития в ходе эксперимента.
 
Этапы экспериментаЭтапы и сроки Задачи этапа Методы решения задач Ожидаемый результат
I. Теорети-ческий этап
(2010г.)
1.  Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
2.  Подбор и анализ литературы.
3.  Уточнение проблем, гипотез и задач исследования.
4.  Моделирование модели школы интеллектуального развития
1.  Изучение литературных источников, в том числе и результатов научных исследований.
2.  Анализ передового педагогического опыта как отечественного, так и зарубежного.
3.  Анализ трудностей и проблем в деятельности школы.
4.  Теоретическое моделирование как обновленного образовательного процесса, так и условий, обеспечивающих реализацию теоретической модели 1. Теоретическая модель школы интеллектуального развития «Дарын» и условий её реализации
II Подгото-витель-ный
этап
(сентябрь 2010г. — май 2011г.)
1.  Подготовка условий, обеспечивающих реализацию теоретической модели обновленного образовательного процесса:
— Кадровых;
-Материально-технических;
-Научно-методических:
— Финансовых;
— Мотивационных;
-Нормативно-правовых;
— Организационно-управленческих
2. Проектирование схемы организации и проведения эксперимента.
1.  Подбор и обучение кадров, участвующих в эксперименте.
2.  Подготовка технических средств обучения, лабораторий, мастерских, баз для воспитательной и оздоровительной работы, необходимых в ходе эксперимента и др.
3.  Проектирование научно-методических разработок по каждому положению гипотезы, выносимых на экспериментальную апробацию.
4.  Планирование финансового обеспечения материально-технических условий эксперимента, стимулирования кадров, оплаты научного руководства и др.).
5.  Организация встреч, семинаров, удобных условий работы (освобождение от мелких поручений, материальное и моральное стимулирование и др.).
6.  Разработка положений о порядке проведения эксперимента, координационно-методическом совете, экспериментального базисного учебного плана для тарификации и др.
7.  Формирование временных творческих групп по разработке направлений экспериментирования, разработка системы мониторинга экспериментальной работы, издание приказа о начале эксперимента и др.
1.  Список членов администрации и учителей, участвующих в эксперименте.
2.  Реализованный план обучения экспериментаторов.
3.  Подготовленные ТСО, лаборатории, мастерские, базы воспитательной и оздоровительной работы.
4.  Прошедшие экспертизу и утверждённые научно-методические разработки по каждому положению гипотезы.
5.  Утверждённый план (смета) финансового обеспечения эксперимента.
6.  Положение о системе морального, профессионального и материального стимулирования участников эксперимента.
7.  Утверждённые положения о порядке проведения эксперимента, координационно-методическом совете, экспериментальный базисный учебный план.
8.  Распоряжения директора школы о формировании временных творческих групп по всем направлениям экспериментирования.
III Формиру-ющий этап
(сентябрь 2011г. — май 2015г.) 1.  Эксперимен-тальная проверка разработанной теоретической модели школы интеллектуально-го развития
1.  Реализация модели (практическое моделирование).
2.  Диагностика полученных промежуточных результатов на основе установленных критериев эффективности модели
1.  Утверждённые диагностические и исследовательские методики.
2.  Утверждённая схема организации и проведения эксперимента.
3.  Проведённый согласно схеме эксперимент.
4.  Обработанные и проанализированные полученные в ходе эксперимента результаты.
IV Обобща-ющий этап
(сентябрь 2015-декабрь 2015г.) 1.  Экспертиза полученных результатов
1.  Обобщить и провести экспертизу полученных результатов.
2.  Откорректировать модель в соответствии с результатами экспертизы.
3.  Подготовить практические рекомендации по обновлению образовательного процесса и системы мониторинга его. 5.  Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.

Планреализации программы эксперимента в 2010 году
 
Направления экспериментирования
/Задачи Действия, мероприятия Отв. исполнитель Сроки исполнения Форма представления результата начало заверше-ние I. Теоретический этап 1.  Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования. 1.Обсуждение вопроса ОЭР Директор Декабрь 2009г. Январь 2010г. Решение о начале ОЭР 2. Обсуждение вопроса с администрацией ИПКиПГСРО Директор СШОД «Дарын», ректор ИПКиПГСРО Январь 2010г. Январь 2010г. Заключение договора о сотрудничес-тве 3. Мозговой штурм на заседании с зав.кафедрами Администрация школы, представители ИПКиПГСРО зав.кафедрами 03.02.10г. 03.02.10г. Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы 2.  Подбор и анализ литературы. 1.  Подбор и изучение литературы по модели школы интеллектуального развития и основным её положениям и Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководители ВТГ, научные руководи-тели и консультанты Декабрь 2009г. 03.03.10г. Анализ модели и основных её положений 3.  Уточнение проблем, гипотез и задач исследования. 1.Проектирование программы опытно-экспериментальной работы школы Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководители ВТГ, научные руководи-тели и консультан-ты 03.02.10г. 12.03.10г. Обсуждение и принятие программы на педагогическом (методическом) совете школы 2. Экспертиза и утверждение программы ОЭР Зам.директора по НМР, научный руководи-тель 15.03.10г. 01.05.10г. Утверждённые в УОО программа ОЭР и координационно-методический совет эксперимента
3. Разработка программы мониторинга
результатов опытно-экспериментальной работы Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководи-тели ВТГ, научные руководи-тели и консультан-ты 15.03.10г. 10.04.10г. Положительная экспертиза программы ОЭС 4.  Моделирование модели школы интеллектуального развития 1. Организация работы ВТГ по моделированию модели школы интеллектуального развития Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководи-тели ВТГ, научные руководи-тели и консультан-ты 15.03.10г. 01.05.10г. Утверждён-ная на педагогическом совете школы модель школы интеллекту-ального развития
2.  Организация работы ВТГ по моделированию:
·  развивающей образовательной среды школы;
·  новых форм организации учебного процесса;
·  процесса индивидуализации обучения;
·  психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения образователь-ного процесса и всех его субъектов;
·  формирующей системы оценивания индивидуально-го прогресса учащихся;
·  системы методической работы, ориентирован-ной на результат;
·  пошагового осуществления перехода на новую модель обучения Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководи-тели ВТГ, закреплённые за основными положениями модели, научные руководи-тели и консультан-ты 01.09.10г. 01.10.10г. Утверждённые на координационно-методическом совете эксперимента теоретичес-кие модели по каждому положению эксперимента II. Подготовительный этап 5.  Подготовка условий, обеспечивающих реализацию теоретической модели обновленного образовательного процесса: 1. Кадровых — подбор и обучение кадров, участвующих в эксперименте. Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководи-тели ВТГ, научные руководите-ли и консультан-ты 01.10.10г. 20.12.10г.
Оценка потребностей участников эксперимента в обучении;
План научно-методического семинара школы; изучение опыта работы интеллекту-альных школ первого президента;
Оценка результатов обучения 2. Материально-технических — подготовка технических средств обучения, лабораторий, мастерских, баз для воспитательной и оздоровительной работы, необходимых в ходе эксперимента и др. Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководите-ли ВТГ, научные руководите-ли и консультан-ты, зам. директора по АХЧ 01.10.10г. 20.12.10г. Утверждённый педагогичес-ким советом список необходимых для эксперимента ТСО, лабораторий, мастерских, баз и др. и его обеспечение. 3.Научно-методических — проектирование научно-методических разработок по каждому положению гипотезы, выносимых на экспериментальную апробацию. Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководите-ли ВТГ, закреплён-ные за основными положениями модели, научные руководите-ли и консультан-ты 03.01.11г. 01.04.11г. Утверждённые на координационно-методичес-ком и педагогичес-ком советах методичес-кие разработки по каждому положению эксперимента 4. Финансовых — планирование финансового обеспечения материально-технических условий эксперимента, стимулирования кадров, оплаты научного руководства и др.
Директор,
зам.директора по НМР,
главный бухгалтер школы 01.05.10г. 01.09.10г.
Утверждённый план (смета) финансового обеспечения эксперимента. Прохождение тарификации в УОО
. 5. Мотивацион-ных — организация встреч, семинаров, участия в конференциях, семинарах на областном, республиканс-ком, международном уровнях, создание удобных условий работы (освобождение от мелких поручений, материальное и моральное стимулирование и др.).
Директор,
зам.дирек-тора по НМР,
зав.кафедр, руководите-ли ВТГ 01.05.10г. 01.09.10г. Положение о системе морального, профессио-нального и материально-го стимулирования участников эксперимента. 6. Нормативно-правовых — разработка положений о порядке проведения эксперимента, координационно-методическом совете, экспериментального базисного учебного плана для тарификации и др.
Директор,
зам.директора по НМР,
зав.кафедр, руководите-ли ВТГ 01.05.10г. 01.09.10г. Утверждённые положения о порядке проведения эксперимента, координации-онно-методичес-ком совете, эксперимен-тальном базисном учебном плане и др. 7. Организацион-но-управлен-ческих — формирование временных творческих групп по разработке направлений экспериментирования, разработка системы мониторинга экспериментальной работы, издание приказа о начале эксперимента и др.
Директор,
зам.дирек-тора по НМР 15.03.10г. 22.03.10г. Распоряжения директора школы о формирова-нии временных творческих групп по всем направлении-ям эксперимен-тирования 8.  Проектирование схемы организации и проведения эксперимента. Зам.директора по НМР, зав.кафедр, руководите-ли ВТГ, научные руководите-ли и консультан-ты 01.04.11г. 01.05.11г. Согласован-ная схема организации и проведения эксперимента.

Списокиспользованной литературы
 
1. «Новоедесятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» ПосланиеПрезидента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2. Государственнаяпрограмма развития образования в РеспубликеКазахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
3. Концепцияинтеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.
4. Аналитическийобзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы)// Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М.,1996. С. XV-5.
5. Э. Г. Азимов, А.И. Щукин. «Словарь методических терминов.» 2002г.
6. Ильясов Ф. Н.Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серияобщественных наук. 1986. №6. С. 46-54.
7. Петров К.П rutube.ru/tracks/1563607.html?v=cfb537a4f1405049a280f91a60ece73b
8. Моисеев Н. Н.Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
9. Валерия Прайд. Интеллект как фактор эволюционного развития всборнике «Новые технологии и продолжение эволюции человека?Трансгуманистический проект будущего»/ Отв. ред. Прайд В., КоротаевА. В. М.: УРСС 2008г.
10.  Альфред Барков. Интеллект. Москва.2008г.
11.  ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения.Астана 2007.
12.  Компетентностный подход как способдостижения нового качества образования. Москва 2002 год.
13.  Д.Равен. «Компетентность всовременном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.