Свящ. Пафнутий Жуков
Визуальнаясреда имеет для нас огромное воспитательное значение. Насыщенность зрительнымиэлементами, и их гармоничное сочетание оказывает воздействие на состояниечеловека, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющийсреду обитания человека. Традиционная и идеальная в своей природе визуальнаясреда для России, это безгранично просторные сельские пейзажи и интерьерыправославного храма. Доминантой визуальной среды русского человека была икона.Это образ идеала, взрастивший великих святых, героев и художников. Сегодня,когда умирают российские деревни, открытие себя в мире для русского человекапроисходит преимущественно в городе, где атрибутика внешнего мира самымрадикальным образом стандартизируется.
Опасностьизменения визуальной среды заключается в невыразительности и примитивизациивизуального фона, что неизбежно производит угнетающее влияние на настроение,психику и умственные способности детей; и, в свою очередь, действует на них,как возбудитель агрессии. Актуальность проблемы видеоэкологии еще и в том, чтодо сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальнойсреды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимымразмерам гомогенных и агрессивных полей в городской архитектуре. Возможнотеперь, когда типовое строительство начало сдавать позиции, этот вопрос начнетрешаться; но только в том случае, если мы его поднимем.
Ещебольше обострило проблему видеоэкологии появление телевизора. При этомзрительный ряд телевизионных изображений действует на органы зрения попреимуществу раздражающе и утомляюще. Помимо частоты и быстрой смены кадров исцен, пробегающих строк, резкой цветовой гаммы, на человека давят с экрана теже самые прямые линии и углы, вставки в виде решеток. На это воздействиенакладывается и крайне агрессивная звуковая среда, особенно в рекламе, котораянасыщена большим количеством недопустимого для здоровья шума, навязчивых ритмови примитивных мелодий. К числу факторов, меняющих визуальную среду человека,следует отнести компьютер и сверкание рекламных табло с бегущей строкой ибыстрой сменой кадров. Ухудшение визуальной среды действует угнетающе и надетей и на взрослых, но дети бывают менее защищены. Изменение визуальной средывступает в противоречие с возможностями зрения.
Интенсивностьинформационного потока сегодня трудно измерить, но очевидно, что в какой мереон растет по мощности, в такой же теряет в качестве содержания. И с этим мощнымпотоком приходят новые идеалы. Наиболее опасным моментом нравственной агрессиипо отношению к детям через средства информации сегодня является реклама стиля иобраза жизни. Мы столкнулись сегодня с тем, что та среда информации, котораямогла бы воспитывать, подыгрывает самым низменным страстям. А подменанравственных понятий не сразу становится очевидной для ребенка. Проблемаинформационной агрессии, это еще и явная или скрытая реклама, подыгрывающаясамым примитивным вкусам подростков, чьи вкусы, как правило, не сформированы.Цель ее воздействия – навязывание ложных идеалов, формирование подростковойсубкультуры, то есть стиля, в котором «хорошо» заменяется на«круто».
Чертымолодежной субкультуры в манере одеваться, и, особенно в жестикуляции должныобратить на себя внимание психологов. Тяготение к одежде на 3-4 размера большеимеет для подростков свое психологическое основание, как желание выглядетьзначительнее, однако вид такого «стиляги» вызывает ассоциацию преждевсего с шимпанзе, одетым в человеческую одежду. «Брейк–данс»напоминает акробатические этюды на тему роботов и все тех же обезьян; ажестикуляция стиля «рэп», с невыразительно свисающими пальцами иразмашистыми движениями рук, особенно насаждаемая среди подростков, напрямуювосходит к движениям передних конечностей приматов. Это, кстати, не случайно,поскольку имитация поведения обезьян, как и большинство сегодняшних ритмическихи мелодических традиций восходит к древнейшим культам африканского континента,где до сих пор бытуют обряды поклонения животным, и продолжительные ритуальныепляски, вводящие в транс. Эти ритуалы, как известно, лежат в основеновоафриканского демонического культа «вуду». Сравните это с нашимиизлюбленными дискотеками, где те же ритмы и движения, роль ритуального костраисполняет световое и лазерное оборудование, а звуковая среда еще и многократнопревышает допустимые для здоровья пределы. То есть мы с вами имеем языческиекульты на новом техническом уровне. Поэтому призыв стилистов субкультуры идти«в ногу со временем» вызывает вопрос: с каким? Если добавить кидолослужению молодежных культов алкоголь и наркотики, а без них такиеувеселения сегодня нельзя себе представить, то агрессивность подростковстановится неконтролируемой. Здесь хотелось бы обратиться к еще одной яркойассоциации – древней языческой Индии, где жест и танец имели особенно глубокоеритуальное значение: это Шива, который, танцуя, разрушает мир. Напрашиваетсямысль, что сама идея формирования молодежной субкультуры есть способ измененияи опустошения сознания подростков через ритуалы стиля. Причем очевидно, чторезультатом воздействия таких ритуалов должно стать возвращение к древнимязыческим культам и сознательный отказ от связи с преемственной отеческойкультурой, с ее духовными и нраственными традициями.
Французы,которые еще в 60-70 гг. угодили под обвал рекламных культов, назвали их«Кока Колонизацией». А для нас «Кока Колонизация» ещеактуальнее, потому что именно эта корпорация заявила права на Санта – Клауса,сделав своим рекламным символом пародию на святителя Николая. И этот гном сКока – Колой в руке учит нас встречать Рождество в декабре. Таким образомсегодня реклама делает в России то, что не удалось тевтонскому ордену. А провеселые мерзости Хэллоуина не хочется и говорить.
Недавновстретилось объявление: «В магазине „игрушки“ новое поступление– оружие и супергерои». Это, конечно, вопрос: должны ли игрушки бытьоружием? И может ли оружие быть игрушкой? Ведь из жестоких мальчишек герои невырастают. Может быть, в этом и цель таких игрушек? А то вдруг появится на Русинастоящий герой и закроет «Окна»? И, кстати о супергероях: это ведьжуткие антропоморфные мутанты, и то, что делает их героями, это рельефныемышцы. Кстати, излюбленное американское словечко «супер», всем уже дозевоты надоевшее, является как раз наиболее рекламным по своей природе. У настеперь мало хорошего, но при этом все супер. Появляется масса видео и игровойпродукции, где место главного героя (с которым зритель себя отождествляет), всечаще занимает отрицательный персонаж – некто «крутой»: гора мышц ирешимость убивать. Причем подростки не только путают виртуальный мир среальностью, но даже предпочитают его реальному, поскольку он ярче иувлекательнее, и в нем всегда можно одерживать легкие и блестящие победы,нажимая на кнопки и разбрызгивая врагов по стенам. В виртуальном мире ценностьчеловеческой жизни ничего не значит. Вспомните историю «компьютерногомальчика», убившего свою мать, которая попыталась встать между ним икомпьютером. В каждом магазине призывают спасти мир с терминатором, что впереводе значит с «убийцей».
Какизвестно, насилие, пьянство и разврат являются наиболее губительными факторамидля генофонда. А все эти факторы скрытой рекламы у нас наиболее актуальны. Впропаганде секса, как известно, совершается гадкая подмена: естественный стыдименуют ложным, и прилагают усилия к тому, чтобы его преодолеть, поскольку приналичии стыда реклама сексуального опыта среди подростков не будет действенна.Это – главная тема молодежных сериалов, и на этом больше всего играют СИ. Естьверный способ уничтожить плодоношение: раскрыть цветок насильственно, на деньили даже на час раньше того, когда он раскроется сам. И тот ребенок, которыйпрежде развития чувств познает так называемые «тайны» секса, уже непознает радости истинной любви. Его понятие о любви будет ущербным. Ононавсегда будет связано со стереотипами желания и удовлетворения, но уже никогда– с верностью, уважением и самопожертвованием. Тот, кто развращает наших детей,знает чего хочет – он уничтожает нас. Хотим мы того или нет, в России успешнореализуется программа ограничения и снижения рождаемости«неполноценных» народов, созданная некогда фашистским идеологомМаргарет Зандер. И результат ее в том, что завтрашние кормильцы и защитникинашего Отечества массово уничтожаются в утробах недозревших матерей, какпобочный и нежелательный продукт подросткового сексуального опыта.
Церковьпоследовательно настаивает на том, чтобы в детях воспитывались скромность,стыдливость и целомудренность. Позиция Церкви заключается в противопоставленииаскетики культу потребительства. Но за лавиной информации многие ли слышат то,что говорит Церковь? Церковь говорит, информационное средство кричит. Церковьговорит: стяжи скромность и трудолюбие. ИС кричит: ” — Будь лидером и восхищайсясобой”. Церковь говорит: будь воздержан, утоляй голод. ИС кричит: верьжажде своей — утоляй аппетит. Церковь говорит: превыше всего любовь. ИС вопит:прежде всего секс. Голос Евангелия сегодня перекрывают виртуальные культынасилия, супергероев и эротики. Причем, заметьте, сегодня эротикой называют то,что лет двадцать назад называли порнографией. С нашим телевидением в этомотношении складывается ситуация чрезвычайная, поскольку в тех странах, гдесоздают такую продукцию, ее демонстрируют исключительно по коммерческимканалам, которых у нас не существует. И главными противниками духовного инравственного воспитания детей сегодня выступают как раз те средстваинформации, которые некогда были призваны служить их воспитанию, но ныне,подчиняясь коммерции, уже не отвечают за содержание.
Давайтене будем снимать с себя вины, говоря, что «так уж случилось» или что«жизнь такая». Мы все в ответе перед Богом за свою жизнь и еесодержание, и каждый из нас вправе требовать, чтобы вредное и безнравственноене попадало на глаза детям и не засоряло их уши. А безнравственное попадает имна глаза потому, что это бывает интересно нам. И они видят и слышат только то,что смотрим и слушаем мы. И наши интересы становятся их идеологией. Так чтотащить за ухо от телевизора надобно не детей а взрослых. И еще следует помнить,что идеология потребительства становится идеологией криминала, служиткриминализации общества. Я, например, в нашем городе не люблю пользоватьсямаршрутными такси, потому что в них постоянно крутят жалостливые песни протрудную воровскую жизнь. Проедешь пару остановок, и, словно на зоне побывал.Может быть, справедливости ради, следует, садясь в маршрутку, называтьворовскую масть и демонстировать наколки, чтобы все было «попонятиям»? Путь блатных возят бесплатно под их блатные песни, но пустьдетей не делают блатными.
Нередкослышится вопрос о том, не следует ли во имя спасения души уничтожить СИ вообще.И, хотя такой вывод напрашивается, все же следует сказать, что вещи не бываютсами по себе неугодны Богу, если они не созданы специально с такой целью, чтобыпогубить человека. Да и невозможно сегодня отделить человека от источникаинформации в условиях нынешней цивилизации. Как в греческой сказке: то, чтоскажешь в ямку, прошепчет трава и разнесет ветер. Телевизор и компьютер, это,прежде всего – инструменты, и от человека зависит употребление их во благо иливо вред. С помощью компьютера создаются книги, но тот же самый компьютер можетслужить злу, если им развращать, использовать его, как отмычку и совершать сего помощью преступления.
Также и с телевизором. Следует усвоить главное духовное правило в отношении ковсем вещам, и к телевизору в том числе: мы сами должны владеть вещами, и недолжны допускать того чтобы вещи владели нами, а через них, как это обычнобывает, нами управлял диавол. Мы имеем дарованную Богом свободу выбирать, и втом числе, что смотреть. Если мы выбираем доброе, то это значит, что мы владеемсвоими вещами и своим выбором; а если выбираем злое, то это явный признак того,что мы не свободны, и вещи служат средством нашего порабощения. Проверьтекаждый себя, насколько вы свободны: если на первом месте у вас не телевизор, амолитвы и книги; если вы не садитесь, оставив все дела, смотреть сериалы; есливы способны по крайней мере на время поста обойтись без телевизора; если имеетевласть и волю выключить его, когда видите, что передача содержит злое илинепристойное, то, вероятно, вы не в состоянии рабства. И если вы свободны ввыборе того, что смотреть, то телевизор вам повредить не сможет. Но сегодня поотношению к детям вопрос должен быть поставлен так, чтобы родители руководилиих выбором не методом безоговорочного запрещения, что лишь возгреет ихлюбопытство, а через доверие и терпеливое сотрудничество, черезпутеводительство к благородным идеям и образам. Если все же нет иного способавернуть свободу себе и своим детям, то, вероятно, лучше будет избавиться оттого, что служит кандалами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/