Вёрстка текста — иллюстрационные типы вёрстки

Московский ГосударственныйУниверситет им. М. В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра техники газетного дела исредств массовой информации
Верстка текста – иллюстрационные типы верстки
Работуподготовила
студентка в/о204 группы
Басина МарияВикторовна
Преподаватель:Коровкина
ЕкатеринаВалерьевна
г. Москва, 2003 год

Содержание
Терминология. Основные особенностииллюстрационной верстки
Верстка текста
Основные виды иллюстрационной версткив книжно-журнальных изданиях
Анализ верстки текста в учебнике«Психогенетика»
Анализ иллюстрационной верстки вучебнике «Психогенетика»
Список использованных материалов
Терминология. Основные особенности иллюстрационной верстки
Верстка – важнейший процесс полиграфическогопроизводства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательныйвид. Художественная целостность и стилевое единство оформления издания напрямуюзависят от качества выполнения верстки. Если точнее определить это понятие, товерстка – это процесс формирования и монтажа полосы издания. Также это оттиск, направляемыйна корректуру.
Иллюстрация — дополнительное наглядное изображение(чертёж, рисунок, фотография и пр.), поясняющее, украшающее или дополняющееосновную текстовую информацию; помещается на страницах и других материальныхэлементах конструкции издания.
Иллюстрационной версткой называют верстку изданий,содержащих изображения. Можно выделить два типа таких изданий — издания, вкоторых рисунки размещают на вклейках, не привязывая их к описанию в тексте(это относится ко многим произведениям художественной литературы, литературы поискусству и т. п.), и издания, в которых рисунки заверстывают непосредственно втекст, с которым они тесно связаны по содержанию и размещению (это характернодля научной, технической, учебной и справочной литературы).
Рисунки являются важнейшим элементом художественногои полиграфического оформления изданий, поэтому для иллюстрационной версткидействуют технические правила, нарушение которых резко снижает качествоиздания. Основные правила — это единство оформления всего издания, т. е.запрещено в одном издании применять различные виды иллюстрационной верстки(например, открытую и закрытую: размещать изображения одинакового формата воборку и вразрез и т. п.); точное соблюдение приводности верстки (любоеизображение вместе с подписью должно быть кратно по высоте целому числу строкосновного текста); наилучшее с точки зрения удобочитаемости размещениеизображений на полосах (рисунки, не занимающие полной полосы, всегдарасполагают на оптической середине); согласованное расположение изображений наполосе и на развороте (любая полоса или разворот с изображениями должныпредставлять собой единое художественное целое), а в изданиях, где текст тесносвязан с рисунками, также строгое согласование размещения рисунков относительнотекста (изображение должно размещаться на одном развороте со ссылкой на него и,как правило, после ссылки).
Иллюстрационная верстка требует чрезвычайно высокойквалификации верстальщика, наличия у него не только профессиональных знаний инавыков, но и хорошего художественного вкуса. Ниже мы поподробнее поговорим опринципах верстки и иллюстрационных типах верстки.Верстка текста
Длина строки
Для страниц, заполненныхтекстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальнымшрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижениеэтой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы. После выбораразмера строки следует поэкспериментировать с межстрочным интервалом, чтобыподстроить его под плотность используемой в наборе гарнитуры. При выбореоптимальной длины строки, или, в терминологии наборщиков, ширины набора,следует принимать во внимание ряд важных факторов.
Если же выделенное подстроку место так велико, что позволяет разместить более чем 50-60 символов, томожно прибегнуть к одному из следующих приемов. Во-первых, можно выбратьбольший кегль и за счет этого остаться в рамках оптимальной величины 50-60символов на строку. Во-вторых, можно выбрать шрифт с более широкими литерами,стремясь по-прежнему не выйти за рекомендованный предел. А последнейальтернативой является переход к набору в несколько колонок.
Ширина колонки
При выполнении версткитекста в несколько колонок необходимо следовать следующему универсальномуправилу, задающему верхний предел ширины колонки. Следует выписать в строку всестрочные литеры того шрифта, которым предполагается набирать колонку. Еслидлину полученной строки умножить на полтора, то получится максимальнодопустимая ширина колонки.
В соответствии с этимправилом можно определить предельное число колонок на листе в зависимости отширины литер применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и вида шрифта.
Выравнивание
Любой абзац при версткеможно оформить одним из следующих способов: выравниванием по левому краю,выравниванием по правому краю, центрированием, блочным выравниванием (совместноправым и левым). Каждый из этих способов предполагает верстку в строку столькихслов, сколько может в ней поместиться. Отличие между ними сводится к методудополнения верстаемой строки пробелами до установленной максимальной длины.ЛЕВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ. Все свободное место в строке кроме необходимых пробелов между словами, смещается к правому краю. Каждая строка начинается со слова (а не с пробела). Поэтому левый кран такого абзаца выглядит ровным и плотным. В то же время правый край выглядит неровным (рваным). ПРАВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ. Этот метод выносит все свободное место на левый край, делая его рваным, а правый — ровным. Метод дает результат, зеркальный по отношению к левому выравниванию. ЦЕНТРИРОВАНИЕ. Свободное место в строке делится поровну между правым и левым краем, а в центре помещается «плотная» строка с необходимым количеством пробелов. В результате такого размещения оба края абзаца выглядят неровными, но абзац выглядит симметричным относительно средней вертикальной линии. ПОЛНАЯ ВЫКЛЮЧКА. Свободное место между словами распределяется поровну так, чтобы и правый и левый край абзаца были ровными. Абзац при этом выглядит несколько более разреженным, чем при других способах оформления.

Формирование переносов
В современных системахDTP реализованы разнообразные алгоритмы автоматической верстки строк. Наличиетаких алгоритмов позволяет отказаться от ручного разбиения слов на слоги награницах строк (ручного переноса) со вставкой дефиса. Такая ручная версткасильно усложняет процедуру внесения последующих изменений, т.е. добавления иудаления слов, так как при этом приходится переверстывать значительную частьстрок, вручную, удаляя «старые» знаки переноса и вставляя новые.
Полностью отказаться отразбиения и переноса слов невозможно, так как при малой ширине колонки этоприведет к слишком большим промежуткам между словами.
Большие промежутки междусловами в тексте появляются обычно тогда, когда применяется блочноевыравнивание и ширина колонки, в которой верстается текст, невелика. Эффектусугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Для того чтобыхоть как-то бороться с этим некоторые DTP-системы выполняют разрядку букв(трекинг) в длинных словах у тех строк, в которых промежутки особенно велики.Результаты такой верстки с разрядкой можно часто наблюдать в газетных статьях.
Межбуквенные просветы
Новички частопренебрегают установкой межбуквенных просветов (или пробелов). А ведь это — один из основных способов улучшения внешнего вида документа. Понятиемежбуквенного просвета тесно связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг.
Кернинг
При выполнении верстки,особенно в больших кеглях, следует учитывать влияние на внешний вид текстатщательной верстки сочетаний букв. Расположение литер в слове без коррекциимежбуквенного просвета для некоторых пар символов дает малопривлекательныйрезультат. Создается иллюзия неравномерности интервала. Особенно это заметно,например, для пары литер W и А. Мощные DTP-системы имеют специальные средства,позволяющие определить величины межбуквенного просвета для всех пар литеркаждого из используемых в них шрифтов. Выполняемая при верстке «тонкаяподгонка» межбуквенных просветов для определенных пар литер называетсякернингом (англ. kerning).
Трекинг
Трекинг оказывает самоесильное влияние на окраску текста, поскольку им определяется расстояние междуотдельными буквами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее трекинг,тем светлее окраска. Если трекинг достигает максимума, текст начинает рваться иутрачивает окраску, потому что его однородность нарушается.
При использованиитрекинга рекомендуется учитывать ряд особенностей восприятия человекомтипографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядитлучше, если литеры в словах стоят теснее (чем при использовании стандартногоинтервала). Это особенно заметно, когда слово набрано целиком прописнымилитерами. Степень необходимой коррекции межбуквенного пробела зависит не толькоот кегля, но и от гарнитуры. Некоторые гарнитуры требуют более ощутимоготрекинга, другие могут обойтись практически без такового. Особенно полезентрекинг в ситуациях, когда возникает необходимость плотного набора некоторыхчастей текста, например, в отдельных графах таблицы.
Увеличивать трекингприходится сравнительно редко, но в двух случаях это весьма желательно. Прижирных шрифтах заголовков буквы занимают все пространство, так что, кажется, ине вздохнуть. Поэтому и вводят небольшую разрядку, которую печатники так иназывают — воздух. Второй случай удачного использования трекинга — получениеособого эффекта, все более популярного у полиграфистов: разрядка букв в словетаким образом, что между отдельными буквами величина просвета превышает ширинусимвола. Этот прием хорош для текстов, набранных заглавными буквами, особенноесли текст небольшой, расположен в одной строке и является шапкой илиподзаголовком.
Интерлиньяж
Эторасстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах искладывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов приинтерлиньяже 12 пунктов. Пишется 10/12.
/>
Отрицательный межстрочныйинтервал
Интерлиньяж считаетсяотрицательным, когда он меньше, чем размер шрифта в строке, например, еслиинтерлиньяж составляет 20 пт при размере шрифта 24 пт. Манипулируя величинойинтерлиньяжа и приводя ее к очень маленьким значениям, можно добитьсячастичного наложения следующей строки на предыдущую.
Отрицательный интерлиньяжпри верстке обычных текстовых документов используется относительно редко. Новозможность использовать отрицательную величину безусловно полезна приоформлении различных логограмм, заголовков, колонтитулов, иллюстрации и пр.
Подгонка текста
Подгонку часто используютв журналах, бюллетенях новостей, газетах, там, где заранее известна площадь, накоторой должны расположиться все материалы.
Обычно материаланабирается больше, чем места под него, поэтому ниже следующие советы помогутвам несколько «ужать» текст. Однако, следуя им «с точностью до наоборот», выможете растянуть текст. Наши предложения расположены по степени предпочтения:обращайтесь к последним только в том случае, если не работают первые.
Отредактируйте текст,удаляя лишние строки. Особое внимание обращайте на строки в конце абзацев,имеющие одно-два слова. Иногда, удалив несколько символов, вы сможете сократитьцелую строку.
Уплотните трекинг, чтобывогнать короткие строки, завершающие абзацы.
Уменьшите интерлиньяж наполовину или четверть пункта. Во многих случаях это совершенно незаметно, а вкаждой колонке выгадывается несколько строк.
Уменьшите на полпунктаразмер шрифта. Это эффективнее, чем кажется на первый взгляд, так как позволяетвнести на полосу больше строк и уместить больше текста на каждой строке.
Немного уменьшите ширинусимволов (например, установите масштаб 95%).
Уменьшите ширину средникамежду колонками или слегка сократите ширину полей.Основные виды иллюстрационной верстки в книжно-журнальныхизданиях
Вид иллюстрационнойверстки определяется характером размещения в издании неполноформатных (незанимающих полную полосу) изображений. Различают четыре основных видаиллюстрационной верстки:
— открытая верстка — изображения по всему изданию размещаются вверху или внизу каждой полосы исоприкасаются с текстом одной стороной при заверстке вразрез или двумясторонами при заверстке в оборку (а);
— закрытая верстка — изображения по всему изданию размещаются внутри текста полосы и соприкасаются стекстом двумя сторонами при заверстке вразрез или тремя сторонами при заверсткев оборку (б);
— глухая верстка — изображения в многоколонном наборе размещаются внутри текста и соприкасаются сним всеми четырьмя сторонами (в);
— верстка изображений наполях — иллюстрации малого формата заверстываются вне текста (г).
Промежуточными видамиверстки изображений можно считать верстку иллюстраций с выходом в поле — открытую (д) или закрытую (е). Для отдельных изданий верстают изображения свыходом в поле так, чтобы при обрезке издания с трех сторон срезалась некотораячасть рисунка, т. е. рисунок в готовой книге не должен иметь даже самого малогополя. Такой способ верстки называют версткой изображения «под обрез»(д).
Почти во всехиллюстрированных изданиях встречаются рисунки, размещаемые на отдельныхполосах; заверстка их, как правило, не зависит от вида верстки неполноформатныхрисунков (т. е. одинакова для открытой, закрытой или глухой верстки), однако,если все иллюстрации в издании заверстываются с выходом в поле или «подобрез», то и полосные рисунки должны быть оформлены так же. Не следуетнарушать стилевого единства в издании, смешивая в нем разные видыиллюстрационной верстки.
/>
Рис. Варианты размещения иллюстраций в тексте

Анализ верстки текстав учебнике «Психогенетика»
Материал сплошной, нетразбиения на колонки.
Два вида текста –основной и добавочный.
Параметры основноготекста:
длина строки – 67символов;
высота текста – 3 мм
межстрочный интервал – 1мм
абзац: 6 мм
поля:
верхнее – 13 мм
нижнее – 16 мм
корешковое – 12 мм
наружное – 14 мм
Текст однородный,отсутствуют курсив, жирный шрифт и подчеркивание.
Параметры добавочноготекста:
длина строки – 71 символ
высота текста – 2.5 мм
межстрочный интервал –0,8 мм
абзац – 6 мм
поля:
верхнее – 13 мм
нижнее – 16 мм
корешковое – 12 мм
наружное – 14 мм
Текст однородный,отсутствуют курсив, жирный шрифт и подчеркивание.
Высота текста в названииглавы – 4 мм
Высота заголовка – 3 мм
Высота подзаголовка – 2.5мм
Во всех заголовкахиспользуются только прописные буквы.
Большая длинастроки и объемный добавочный текст затрудняют чтение. Также легкости чтения неспособствует цвет бумаги (она желтоватого цвета). В целом учебник выглядитаккуратно. Привлекает внимание необычный шрифт, используемый в заголовках.Думаю, что уменьшение длины строки за счет увеличения кегля решило бы проблемуудобочитаемости.Анализ иллюстрационной верстки в учебнике «Психогенетика»
Дляиллюстрационного оформления «Психогенетики» была выбрана открытая верстка.Изображения по всему учебнику размещаются вверху или внизу каждой полосы исоприкасаются с текстом одной стороной при завертке вразрез или двумя сторонамипри заверстке в оборку.
Верстка «под обрез» неиспользуется. Все изображения находятся в пределах полей.
Иллюстрации помогаютсделать текст более наглядным. На все обозначения даны разъяснения в тексте илипод иллюстрацией.
Стилевое единство виздании не нарушено смешением разных видов иллюстрационной верстки.
Иллюстрационнаяверстка в учебнике выполнена очень грамотно и аккуратно. Все таблицы, рисунки исхемы дополнены подробными комментариями, что значительно облегчает процесспонимания и усваивания материала.
Список использованных материалов
1. http://fio.ifmo.ru/archive/group17/c3wu1/c9.html
2. http://www.ugatu.ac.ru/ddo/IOS/do13.htm
3. http://www.printbox.ru/slovar/i.html
4. http://obzor.com.ua/dtp/kurs/glava07.shtml
5. И. В.Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко «Психогенетика», изд. «Аспентпресс», Москва, 2003 год