Деньги сущность, функции, происхождение, современные формы

–PAGE_BREAK–
2.2 Средство сохранения ценности
Функция сохранения ценности является второй конституирующей функцией денег после функции меры ценности. Наличие этих двух функций служит необходимым и достаточным условием того, что данная экономическая категория действительно представляет собой деньги.

Функция сохранения ценности порождается развитием обмена и его переходом от эпизодических и разрозненных актов бартера к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности.

В отличие от бартера с его узким кругом участников и предметов обмена, торговля означала вовлечение в обменные сделки большого количества разнообразных товаров, возрастание числа сделок и участников этих операций на рынке. В этих условиях прямой товарообмен становился крайне затруднительным и зачастую попросту невозможным. Возникла необходимость сначала продать товар, а затем на вырученные средства приобрести другой или другие товары. Это стало возможным с появлением денег. Бывшая прежде единой, обменная сделка распадается на две автономных части, и ее формула усложняется. Вместо прямого обмена Т-Т теперь имеет место две фазы: продажа (Т-Д), а затем покупка (Д-Т). Между начальной и конечной фазами обменной сделки появляется посредник Д, задача которого состоит в том, чтобы не только служить мерой ценности, но и сохранять ценность участвующих в обмене товаров, пока он не получил завершения.

Средство, в обмен на которое данный товар продается, а следующий — покупается, должно было обладать свойством сохранять ценность в течение того времени, пока не будет найден и куплен подходящий товар. Довольно часто такой товар находился в другое время и/или в другом месте, и поэтому сохранение ценности становилось решающим свойством данного средства: ведь его надо было какое-то время удерживать в своем распоряжении и перемещать из одного места в другое, чтобы там предъявить в уплату за подходящий товар. Эту задачу должен был решать каждый первоначальный продавец товара. Следовательно, он соглашался принимать в уплату за свой товар именно такое средство. Очевидно, что так поступали и другие участники обменных сделок, поскольку позиции продавца и покупателя регулярно менялись: тот, кто только что был продавцом, для завершения обменной операции обязательно становился покупателем.

Для решения данной задачи ничего не надо было изобретать: поскольку торговля постепенно развивалась из бартера, таким средством мог служить только один из товаров, давно участвовавший в бартере и ставший привычным в качестве меры ценности. Когда такой товар выделяется из общей товарной массы, обладая не только свойством служить мерой ценности, но и удобными свойствами, позволяющими ему служить средством ее сохранения, он становится деньгами. Можно утверждать, что именно уникальная способность служить средством сохранения ценности в течение длительного времени сделала золото наилучшим материалом для применения в качестве денег в эпоху становления и развития натуральных денег.

В период, когда возникла и действует функция меры ценности, денежный товар еще не участвует в обмене постоянно в качестве посредника, обмен часто продолжает происходить напрямую — денежный товар в это время дает только меру для определения и выражения пропорции обмена. Но делает он это уже идеально, поскольку каждый из участвующих в обмене товаров ранее сталкивался с денежным товаром и обменивался на него, благодаря чему непосредственное присутствие денежного товара в каждой конкретной сделке становится необязательным. При этом сам денежный товар все еще остается внутри товарного мира, он пока только обладает особой метой, позволяющей выделить его в товарной толпе.

Когда обмен достигает значительного многообразия, этот денежный товар начинает приобретаться на время, пока не будет найден потребный исходному продавцу конечный товар, и в этом качестве денежный товар начинает выполнять функцию сохранения ценности и тем самым становится деньгами.

Только как единство меры ценности и средства сохранения ценности денежный товар становится деньгами и начинает свое существование как деньги, только от этого рубежа начинается его отдельная от всех прочих товаров жизнь уже не как товара, а как денег.

Способность денег действовать в качестве средства сохранения ценности становится обязательной предпосылкой для выполнения деньгами их активных функций — средства обращения и средства платежа [4, c. 93].

В эпоху натуральных денег выполнение функции сохранения ценности осуществлялось путем превращения части денег в сокровище. При этом денежный товар выполнял ее пассивно. Он становился резервом для выполнения других денежных функций: средства обращения и средства платежа. В функции сокровища металлические деньги возвращались к бытию в качестве денежного товара, т.е. на предыдущую, нижнюю ступень развития денег. В этой своей функции золото представало как всеобщее воплощение богатства, поскольку помимо своей собственной цены, оно выступало как представитель всех других товаров. В тот момент, когда золотая монета из сферы обращения выпадала в сокровище, золотые деньги превращались в денежный товар, и наоборот — при переходе из сокровища в средство обращения или платежа денежный товар превращался в деньги. По этим причинам накопление сокровища сверх необходимых размеров резервов в известном смысле означало омертвление богатства.

Потенциальная способность золота в качестве денег обмениваться на все другие товары превращало всякое золото в претензию на другие товары, на общественное богатство. Чем больше золота собиралось в одних руках, будь то частное лицо, компания или государство, тем больше был размер этой претензии, тем больше было оснований для владельца золота полагать себя богатым.

В качестве сокровища золото было необходимо для обеспечения бесперебойного функционирования денежной системы в эпохи золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандарта. В этом качестве оно служило резервным фондом средств обращения, резервным фондом средств платежа и резервным фондом мировых денег. Эти функции сокровища составляли необходимое условие устойчивости металлической денежной системы. В этой функции выходила на передний план собственная ценность золота как товара и его способность сохранять ее в течение длительного времени. Непрерывные изменения объема товарного обращения требовали соответствующего изменения денежной массы. Отливы и приливы денег в обращении обеспечивали динамическое равновесие денежной системы.
2.3 Средство обращения
Деньги в функции средства обращения выполняют роль посредника в товарной торговле, то есть, в движении товаров от продавцов к покупателям. Эта функция вырабатывается у денег тогда, когда в обществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле.

В роли средства обращения деньги становятся постоянным компонентом рынка. Формула торгового обмена подразумевает деньги в качестве постоянного посредника в движении товаров. Бесчисленное количество раздельных актов Т-Д и Д-Т, взятое в совокупности, представляет собой постоянный процесс движения Т-Д-Т (товар-деньги-товар). В то время как отдельные денежные суммы живут мимолетной жизнью, бесконечно переходя из рук в руки и нигде долго не задерживаясь, вся совокупная денежная масса, находящаяся в обращении, этой сферы не покидает. Если товары поступают на рынок как временные пришельцы, тут же покидая его для использования в потреблении, деньги в качестве средства обращения присутствуют на рынке всегда и никуда не уходят.

Теперь именно в жизни товара акт обращения становится эпизодом, в то время как для денег обращение превращается в способ их существования.

Став воплощением ценности товарного мира, деньги выступают как претензия общества на соответствующий объем товарной массы в качестве потребительных стоимостей. Эта масса включается в движение только тогда, когда общественная претензия на нее в лице денег реализуется в виде спроса. Товары приходят в движение только по вызову денег.

В каждой из бесчисленных сделок купли-продажи покупатель выступает для продавца в качестве полномочного представителя общества, подтверждая своей покупкой потребность общества в данном продукте.

Функция средства обращения возникает из способности денег перемещаться отдельно от товаров в качестве общественного воплощения их ценности, то есть из продолжения и развития функции сохранения ценности. Когда универсальная формула товарообмена Т-Д-Т разбивается на две части Т-Д, а затем Д-Т, это означает, что сначала деньги выступают как средство сохранения ценности в первой части сделки, а затем — как средство обращения — во второй ее части.

Совершив сделку Т-Д, продавец исходного товара может не найти необходимого ему товара на данном рынке в данное время. Ему придется либо вернуться на этот рынок через некоторое время, либо обратиться на другой рынок. В течение всего, пусть даже недолгого времени, пока он найдет и купит другой товар, деньги пребывают в его руках в качестве средства сохранения ценности. Только, когда деньги перейдут из рук этого товаровладельца, который выступает теперь в качестве покупателя, в руки продавца нужного ему товара, состоится сделка Д-Т, и деньги выступят в функции средства обращения [4, c. 97].

Между первой и второй частями сделки может существовать значительный разрыв, как во времени, так и в пространстве. Экономическая теория трактует этот разрыв как первую абстрактную возможность кризисов. Эта возможность получит свою реализацию в эпоху капитализма и кредитных денег, когда нарушения хозяйственных пропорций и вызванные этим экономические кризисы станут регулярным явлением.

Развитие масштабов и интенсивности торговли приводит к тому, что роль денег в цикле движения товаров Т-Д-Т становится все более кратковременной и мимолетной. Эта роль практически полностью сводится к функции обращения, которую деньги выполняют, непрерывно переходя из рук в руки. Однако и при этом, застывая в одних руках даже на краткий момент, деньги выступают в качестве средства сохранения ценности.
2.4 Средство платежа
Это высшая и наиболее развитая функция денег в национальном хозяйстве. Ее формирование предполагает продвижение товарных отношений на довольно высокий уровень развития. Регулярное систематическое производство для рынка генерирует в обществе устойчивые хозяйственные связи, основанные на разделении труда и специализации товаропроизводителей. В денежной сфере создаются условия для распространения кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления. Продажа товаров с условием отсрочки платежа становится необходимым элементом хозяйственной жизни и составной частью производственного процесса. Она применяется при оплате сырья и полуфабрикатов, оплате готовой продукции в отношениях между производителями и торговцами, при оплате труда и во многих других операциях. Регулярным явлением становится и рыночная торговля в кредит.

Возникает необходимость общественной гарантии исполнения платежа, и это осуществляется путем соответствующего государственного законодательства. С развитием кредитных отношений между товаропроизводителями и выполнения деньгами функции средства платежа как бы завершается обособление мира денег и построение металлической денежной системы.

В качестве средства платежа деньги способны обслуживать не только движение товара, но и движение капитала. Поэтому средство платежа — это высшая из всех известных функций денег, соответствующая периоду зрелого капитализма.

Функция средства платежа наиболее полно воплощается в кредитных деньгах, но это воплощение становится возможным благодаря тому, что она прежде уже существовала и постепенно набирала силу в эпоху натуральных денег.

Функция средства платежа возникает вначале вне товарного обращения. Источником этой функции является кредит и возникающие на основе этого экономического отношения долговые обязательства. Но для того, чтобы деньги были предоставлены в ссуду, они прежде должны существовать в виде отдельного от обращающихся денег накопленного фонда, т.е. в функции средства сохранения ценности. Следовательно, функция средства платежа также берет свое начало от функции сохранения ценности, как это имело место с функцией средства обращения. Но в отличие от последней, у функции средства платежа более сложные и масштабные задачи.

Средство платежа становится необходимым в первую очередь не для обслуживания обмена ценностями, а для обеспечения возрастания самой ценности путем ее накопления. С появлением функции платежа закладываются экономические основы для трансформации обращения из самостоятельного явления в момент накопления, которое приобретает характер непрерывного общественного процесса. Но в докапиталистический период эта тенденция существует в зародыше, на самой начальной стадии, в то время как активно развивается и достигает зрелости тенденция роста товарного и денежного обращения.

Развитие функции денег в качестве средства платежа диктуется потребностями капитализма и обслуживает движение и накопление капитала. Функция средства платежа вырастает также из функции сохранения ценности, как до этого выросла функция средства обращения. По этой причине функция средства платежа, будучи родственной, но вместе с тем и более поздней, а соответственно — и более высокой функцией, чем средство обращения, с самого своего рождения уже включает в себя и эту последнюю функцию как собственную часть, но в иной, более высокой форме. Платеж способен замещать обращение, — вначале частично, а затем во все большей степени, стремясь к окончательному его вытеснению. Функция средства платежа прогрессирует вместе с развитием капитализма и свойственных ему кредитных денег.

В крупных масштабах замена обращения платежами становится возможной только в современную эпоху благодаря развитию самих кредитных денег и бурному прогрессу в системах расчетов. Повсеместное использование банковских счетов для проведения расчетов в промышленности и торговле не только по оптовым, но и по розничным сделкам с помощью чеков, кредитных карточек и широкого внедрения электронных систем расчетов привело к тому, что функция средства платежа поглотила функцию средства обращения и трансформировалась в функцию средства расчетов. По имеющимся данным в США в настоящее время порядка 95% всех денежных расчетов в стране совершается через банковские счета. Это свидетельствует о том, что вместе с экономическим и техническим прогрессом происходит прогресс в развитии денег и выполняемых ими функций [4, c. 100].
3 ОСОБЕННОСТИ и развитие СОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕГ
3.1 Развитие электронных денег
Идею  кредитной  карточки  первым  выдвинул  Эдуард  Беллами   (Edward Bellamy) в книге «Взгляд в прошлое» (Looking Backward), вышедшей  в  свет  в 1888 г.,  а  первые  попытки  практического  внедрения  картонных  кредитных карточек были сделаны в США предприятиями  розничной  торговли  и  нефтяными компаниями  еще  в  двадцатые  годы.  Недолговечность   картонных   карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали  появляться  первые металлические,  а  затем  и  пластиковые  карточки  с  тиснением.   Тиснение позволило частично  автоматизировать  процесс  обслуживания  этих  карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски  и  переносить  информацию  о владельце  на  заранее  отпечатанные  чеки  (слипы).  В  послевоенные   годы появились пластиковые карточки таких известных компаний как  Diners  Club  и American  Express.  В  шестидесятые  годы  на  пластиковых  карточках  стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.

В ходе развития пластиковых  карт  возникли  разные  виды  пластиковых карточек,  различающихся   назначением,   функциональными   и   техническими характеристиками.

С  точки  зрения  механизма   расчета   выделяются   двусторонние   и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе  двусторонних соглашений  между  участниками  расчетов,  где  владельцы   карточек   могут использовать их  для  покупки  товаров  в  замкнутых  сетях,  контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.).  В  отличии  от  этого многосторонние  системы,   которые   возглавляют   национальные   ассоциации банковских карточек, а так  же  компании,  выпускающие  карточки  туризма  и развлечений, предоставляют владельцам карточек возможность  покупать  товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые  признают  эти карточки в  качестве  платежного  средства.  Карточки  этих  систем  так  же позволяют получать  кассовые  авансы,  пользоваться  автоматами  для  снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

Другое   деление   карточек    определяется    их    функциональными характеристиками. Здесь различаются кредитные и дебетовые карточки.

Наиболее  распространенными  карточками  в  мире  являются   карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American  Express.

 «Общемировой объем операций с кредитными картами: 

Visa—54%

MasterCard—31%

AmEx—10%

Остальные — 5%»[18]

Карточка-это прежде всего удобный инструмент  безналичных  расчетов.  Кроме  приобретения потребительских товаров и услуг карточки также  используются  для  получения наличных в банке или банкомате [5, c. 52].

Пластиковые карточки очень разнообразны.  Их  различают  по  носителям информации  (магнитная  полоса  или   микросхема),   возможности   совершать определенные операции не прибегая к услугам банка.

Основные виды  –  это  кредитные  и  дебетовые.  Кредитные  карточки выпускаются для платежеспособных потребителей.  Их  использование  позволяет им иметь автоматически возобновляемый кредит  без  специального  обеспечения для покупок. Они могут также  применяться  для  получения  кредита  в  форме наличности  в  тех  финансовых   учреждениях,   которые   являются   членами соответствующей   системы.   К   потенциальным   владельцам    предъявляются достаточно  жесткие  требования  в  отношении  их  кредитоспособности.   При принятии решения о выдаче  тому  или  иному  лицу  кредитной  карточки  банк тщательно проверяет и анализирует такие данные, как средний  годовой  доход, кредитная  история,  жилищные  условия,  род  занятий,  семейное  положение, наличие банковского счета и т.д.

Дебетовая карточка наиболее распространена в нашей стране в силу  ряда объективных  экономических  причин.  Ее  именуют  также  карточкой  наличных средств или карточкой активов. Дебетовая карточка, как  и  кредитная,  имеет на магнитной полосе  фамилию  и  имя  владельца  как  клиента  определенного финансового учреждения. В отличие от кредитной,  дебетная карточка  является для ее владельца  удобным  средством  проведения  платежных  операций  путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов.

Различаются индивидуальные и  корпоративные  карточки.  Индивидуальные выдаются  отдельным  клиентам  банка  и  могут   быть   “стандартными”   или “золотыми”. Последние предназначаются для лиц с высокой  кредитоспособностью предусматривают множество льгот для  пользователей.  Корпоративная  карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки  может  выдать индивидуальные карточки избранным лицам  (руководителям  или  просто  ценным сотрудникам).   Им   открываются   персональные   счета,   “привязанные”   к корпоративному   карточному   счету.   Ответственность   перед   банком   по корпоративному счету  несет   организация,  а  не  индивидуальные  владельцы карточек.

Еще   одна   классификация   кредитных   карточек   связана   с   их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух  видов — с магнитной полосой и со  встроенной  микросхемой  (chip  card  –  чиповая карта, smart card — смарт карта, “умная” карта).

Карточки с магнитной полосой имеют на обороте  магнитную  полосу,  где записаны данные необходимые для идентификации  личности  владельца  карточки при ее  использовании  в  банковских   автоматах  и  электронных  терминалах торговых учреждений. Когда карточка вставлена в соответствующее  считывающую устройство, индивидуальные данные владельца передаются  по  коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.    продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2 Виды современных денег
Кредитные деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. Кредитные деньги — появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). Изначально экономическое значение кредитных денег выражалось:

-в создании эластичности денежного оборота, способности при необходимости расширяться и сужаться;

-в экономии наличных (золотых) денег;

-в развитии безналичных расчетов.

С развитием кредитных отношений появляются кредитные деньги – бумажные знаки стоимости, возникшие на основе кредита. Различат три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота и чек, которые в обращении выступают обязательствами, например, центрального банка. Эти обязательства, обладая силой законного платёжного средства, эмитируются в двух формах – наличных денег и денег на счетах коммерческих банков и других учреждений в центральном банке.

Исторически первым видом кредитных денег был вексель [6, c. 115].

Вексель — письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте (простой, переводной, казначейский, банковский). Особенностью является абстрактность (не указан срок сделки), бесспорность (обязательная оплата долга), обращаемость. Он обслуживает только оптовую торговлю, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц; Он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора, будучи представлен в товарной форме, он не может, например, использоваться для выплаты зарплаты, и не может быть представлен лишь предприятиями, производящими средства производства, тем предприятиям, которые их потребляют и наоборот. Это ограничение преодолевается путем развития банковского кредита.

Разновидность кредитных денег появилась в конце XVII века.

Банкнота — кредитные деньги, выпускаемые и гарантируемые центральным банком при осуществлении кредитных операций в связи с различными хозяйственными процессами. Выпуск банкнот ЦБ увязан с действительными потребностями оборота, т.е. реальными нуждами производства и реализации продукции. Обеспечением банкноты являются определенные виды запасов материальных ценностей. Банкнота ЦБ превратилась в денежную единицу страны, свободно обращающуюся на всей территории и имеющую принудительный курс, установленный властью. Она поступает в обращение путем банковского кредитования государства, хозяйства через коммерческие банки, обмена инвалюты на банкноты данной страны.

Основными признаками классической банкноты являются следующие: во-первых, она выпускается центральным банком взамен коммерческих векселей и, во-вторых, банкнота размена на золото по первому требованию. Можно сказать, что классическая банкнота имела двоякое обеспечение – вексельное (товарное) и золотое (золотой запас центрального банка).

Хотя коммерческий вексель служит основой банкноты, между ними имеются различия по виду должника, гарантии и срокам: должником по векселю является функционирующий предприниматель – торговец или промышленник, по банкноте центральный банк; банкноты имеют общественную гарантию в виде хранящихся в банке ресурсов всех предпринимателей, поэтому они выступают как общественные кредитные деньги, обладающие особым качеством — всеобщей обращаемостью. Вексель имеет лишь частичную гарантию, не является всеобщим платёжным средством; банкнота – бессрочное обязательство. Обращение векселя ограничивается сроком его платежа.

Банкнота как вид кредитных денег прошла несколько этапов в своём развитии. Первоначально банкнота имела металлическую основу, т.е. существовал свободный обмен банкноты на золото или серебро. В этих условиях обеспечивалась стабильная покупательная способность бумажных денег.

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодержателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нём суммы (именной, предъявительский, ордерный, расчетный, денежный). Другими словами, чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку оплатить наличными или переведение на текущий счёт другого лица определённой суммы денег. Чек появился в XIV веке в виде квитанции кассиров, взимавших проценты с вкладчика за хранение денег.

Таким образом, чек служит средством получения наличных денег с текущего счёта банка, средством обращения и платежа за купленные товары, погашения долга, безналичных расчётов. Погашение долга чеком означает превращение задолженности частного лица в долг банковской системы.

По своему юридическому характеру, чек близок к переводному векселю и переводу, но он имеет некоторые существенные от них отличия. Вексель служит, прежде всего интересам кредита и обращения, чек же лишь к облегчению платежей и потому выдается на короткий срок. Перевод (ассигнация) представляет собой единичное обязательство, состоящее в двойном поручении от лица, выдающего перевод: с одной стороны и плательщику, а с другой к получателю перевода. Его цель — облегчить уплату денег из одного места в другое путем устранения пересылки денег. Обязанности же со стороны плательщика по отношению к чекодателю по оплате чека имеют обыкновенно длящийся характер и вытекают из специальных отношений между этими лицами, состоящих в том, что чекодатель вносит в кассу плательщика или получает от последнего в кредит те или другие суммы денег, составляющие его текущий счет, взамен чего плательщик обязывается покрывать из этого счета платежи чекодателя, обозначенные в чеке и написанные на бланке, выданном плательщиком. По самому свойству этих отношений они могут устанавливаться только или по преимуществу между лицами, занимающимися хранением и помещением чужих денег, т. е. банкирами и банками с одной стороны, и частными лицами с другой, отношения по векселям и переводам могут быть установлены между частными лицами, не имеющими никакой связи с банками. Обычай заменять платежи деньгами выдачей чека на имя лиц и учреждений, хранящих или распоряжающихся деньгами чекодателя, очень раннего происхождения, но в средние века ими пользовались только короли, государственные и городские учреждения. С XV века в Италии, несколько позднее в Нидерландах, а затем в особенности в Англии чек получает все большее и большее развитие распространяясь по всей Европе и Америке. В настоящее время в культурных государствах, при широко распространенном обычае держать деньги на текущем счету в банках и у банкиров, платежи чеком получили всеобщее распространение и в значительной мере вытеснили денежные. Система взаимного зачета чеков, выданных на разные банки и учреждения, возникшие для этого зачета еще более содействовали замене денежного обращения — чековым. Экономические выгоды чека состоят во всех тех удобствах, которые доставляются частным лицам безденежным платежом. Сберегая время, труд и расходы, связанные с домашним хранением денег, чек также оберегает от краж, потерь и прочетов. Будучи связан с взаимным зачетом, чековой оборот избавляет от необходимости и сами банки держать в кассах большие и непроизводительные запасы наличных денег. При чековой системе все излишнее количество денег уходит в торговлю и промышленность, оживляя эти отрасли и вызывая к жизни новые предприятия, вместе с чем исчезает потребность в излишнем выпуске бумажных денег и следующую опасность денежного кризиса. Злоупотребления, связываемые с чековым обращением, представляются тем не менее очень значительными. Поскольку оплата чеков обеспечивается не денежной наличностью чекодателя, а кредитом его в банке, или поскольку банк обращает эту наличность на кредит другим лицам, благодаря чему в кассе банка вместо денег имеются лишь долговые претензии, — опасности денежного кризиса представляются очень большими, хотя и не столь значительными как при выпуске бумажных денег со стороны государства, ничем не обеспеченных. Сравнительно легко совершаемая подделка чека, наносит большие убытки банкам или чекодателям, смотря по тому, на чей счет ставит закон и обычай потери, связываемые с уплатой по подложным чекам.

Развитие обращения чеков вызвало ряд проблем, связанных с их оплатой и множеством подписей на чековых книжках. Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования текущих счетов, в частности кредитными карточками.

Кредитная карточка — форма расчетов за товары и услуги без использования наличных денег. В 1990-е гг. широкое распространение получили пластиковые кредитные карточки с кодированным микропроцессорным устройством, которое позволяет банку моментально фиксировать осуществление клиентом платежей или получение наличных денег в банкоматах. Возможно предоставление вкладчику — владельцу кредитной карточки кредита банка по достаточно высокой ставке. Выдается банком владельцу текущего счета (вкладчику) при наличии на этом счете определенной банком суммы. За использование кредитной карточки банком-эмитентом взимается ежегодная плата. Банки выдают кредитные карточки платежных систем, действующих во многих странах (например, American Express, Visa International, MasterCard).

В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма расчётов, выделяют двусторонние и многосторонние карточные системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчётов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточки. Многосторонние системы предоставляют возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые предлагают эти карточки в качестве платёжного средства.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками. Здесь различают кредитные и дебетовые карточки. Кредитные карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, они дают возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке и получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки тоже предназначены для получения наличных или покупки товаров. Но деньги при этом списываются со счёта владельца карточки в банке.
4      
ИСЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХКАРТ

               В  РФ

4.1 
Основные показатели рынка банковских пластиковых карт в РФ.
 “Российский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по всем показателям. Количество банковских карт, выпущенных в России, по состоянию на 1 января 2009 года составило 119,019 млн., увеличившись с начала 2008 года более чем на 16 млн. карт.

По итогам 1 квартала 2009 года совокупный объем эмиссии банковских карт в РФ составил 121,8 млн. ед. Всего в 2008 году на территории РФ было совершено более 2,1 млрд. операций на общую сумму более 8,8 трлн. руб. Рост по сравнению с 2007 годом составил 28,8%. Объем платежей за товары и услуги при помощи банковских карт в 2008 году увеличился более чем в полтора раза до 802,1 млрд. руб. При этом на снятие средств приходится около 91% сумм, проходящих через банковские карты, тогда как на расчеты по оплате покупок — лишь 9%.

В 1 квартале 2009 года наблюдалось достаточно традиционное для этого периода снижение объемов эмиссии и оборота по транзакциям по банковским картам. Объем операций по картам, выпущенным российскими банками, уменьшился на 19,5% по сравнению с 4 кварталом 2008 года. Обороты операций по снятию наличных денег снизились на 20,6%, а оплата товаров и услуг по кредиткам на 7,3%. При этом число таких операций в 1 квартале 2009 года увеличилось на 8,5%, что выше показателей за аналогичный период 2008 года, когда был зафиксирован рост на 7,9%.Таким образом, исследование, проведенное AnalyticResearchGroup, свидетельствует о том, что негативная обстановка в экономике и банковской сфере не вызвали значительных изменений на рынке банковских карт.”[19]

По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе становления. По итогам первой половины 2007 года в стране числится более 92 млн. банковских карт – менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех карт. Но, судя по темпам роста российского «карточного» рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

“Лидеры роста – Инвестсбербанк, у которого объемы эмитированных карт за год (с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007 года) составили 533%, Альфа-банк (126,3%), ВТБ 24 (88,9%) и «Русский стандарт» (72,3%). Более скромный темп у Сбербанка, однако по количеству карт он держит пальму первенства, эмитировав почти четверть российского банковского «пластика» (20,14 млн. штук). “[20]

А в целом в карточный бизнес вовлечены не только лидеры рынка, но и игроки второго и третьего эшелонов. По данным Центробанка эмиссию «пластика» осуществляют 727 из более чем 1100 российских банков – то есть практически все банки, занимающиеся розницей.

О победном шествии «пластика» говорят не только количественные показатели, но и расширение ареала его применения. По статистике, в первой половине года с использованием пластиковых карт совершено 758 млн. транзакций на общую сумму 2,8 трлн. рублей. За год частота использования россиянами карт растет примерно на треть, хотя наблюдатели отмечают, что карта еще не стала для россиян привычным средством «расплаты».

«Россияне, которые хотят повысить уровень безопасности своих средств, используют дебетовые карты, – отмечает Филипп Дельпаль, генеральный директор российской „дочки“ Cetelem – подразделения банковской группы BNP Paribas. – При этом все еще небольшое количество клиентов непосредственно рассчитывается с помощью пластиковых карт, многие предпочитают снимать деньги с карт в банкоматах».

Тем не менее, говорит Дельпаль, российский рынок карт становится все более цивилизованным. Прежде всего – благодаря изменениям в отношении к этому продукту со стороны самих банков, которые делают возможности «картовладельцев» более комфортными – отменяют скрытые комиссии, увеличивают сроки действия карт и льготные периоды кредиток, расширяют список сервисов (таких как «мобильный банк», Интернет-банкинг) и сети банкоматов. Есть и встречное движение – в России практически не осталось супермаркетов, торговых центров и ресторанов, где нет возможности расплатиться «пластиком».
4.2 
От зарплаты к кредиту
Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими темпами растет самый перспективный его сегмент – эмиссия кредитных карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в то время как дебетовых – лишь на 32%.

«Сегодня банки расширяют ряды обладателей пластиковых карт за счет двух основных источников – зарплатных проектов и потребительских кредитов с использованием пластиковой карты (кредитки), – говорит Эмиль Юсупов, шеф департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка. – Появление у клиента пластиковой карты по зарплатному проекту, как правило, не зависит от его желания или сознательного выбора. Это – решение работодателя. Владельцы таких карт начинают их использовать прежде всего как инструмент хранения и снятия наличных, но постепенно вовлекаются и в процесс осуществления платежей. А „протестировав“ основные преимущества „пластика“, многие обращаются в банк за предоставлением им кредитной карты. Эта специфика российского рынка пластиковых карт определяет основные тенденции его развития на ближайшую перспективу: банки заинтересованы в одновременном развитии как расчетных, так и кредитных карт и в дальнейшей популяризации услуги, которая становится все более привлекательной для потребителей».

Как отмечает Дельпаль, рынок карт в России изначально начинался с дебетовых продуктов, в то время как зарубежные рынки начинали с кредитов. Постепенно с ростом кредитной инициативы россиян доля дебетовых карт снижается.

Впрочем, дебетовый сегмент по-прежнему расценивается участниками рынка как весьма перспективный. Во-первых, государство, озабоченное проблемой «черной» обналички и отмывания сомнительных денег, судя по всему, готово стимулировать рынок безналичных платежей и в парламентских кулуарах уже лежит несколько законопроектов на сей счет.

Во-вторых, самим банкам выгодно стимулировать в клиентах тягу к зарплатным проектам, себестоимость обслуживания которых ниже цены классических кассовых операций. К тому же в условиях затягивания поясов на мировом рынке межбанковских заимствований так называемые «остатки на счетах» (то есть деньги, которые остаются лежать на вашем текущем счете) начинают представлять для банков все больший интерес в качестве удобных оборотных средств.

Перспективы кредитных карт еще более масштабны. «Сегодняшняя принципиальная тенденция – „вытеснение“ дорогих экспресс-кредитов более дешевыми кредитными картами, – отмечает Николай Корчагин, генеральный директор финансового супермаркета „Кредитмарт“. – Да, уровень финансовой грамотности населения России еще низок и сдерживает „карточное“ развитие, но он быстро растет. Многие начинают понимать, что экспресс-кредит с эффективной процентной ставкой порядка 50% годовых – далеко не идеальный способ покупок. Кредитная карта с более низкой процентной ставкой, обладающая льготным периодом оплаты и рядом других преимуществ подходит для этих целей куда лучше. Кроме того, кредитка может быть использована для реализации других задач – например, бронирование отелей или билетов, аренда автомобилей (в Европе за наличные авто не арендуются) и проч. Так что тенденция роста рынка кредитных карт будет не только сохраняться, но и усиливаться».
4.3 
Ложки дегтя в бочке меда
Несмотря на впечатляющие темпы, «пластиковый» рынок сохраняет негативные черты, которые были присущи ему и ранее. Одна из них – уже упомянутая привычка россиян просто снимать с помощью карты деньги со счета То есть в многих случаях карты работают лишь два раза в месяц – в дни «аванса» и «получки».

Около 90% всех действий, производимых с использованием карт, приходится именно на простую «обналичку» в банкоматах. Доля более доходных для банков транзакций – операций, связанных с безналичными платежами, – продолжает оставаться низкой.

Подобная ситуация наблюдается и в кредитном сегменте «пластикового» рынка. Карта используется большинством заемщиков опять же для «обналички», несмотря на то, что в большинстве банков обналичивать кредитку – крайне невыгодная операция, которая предусматривает повышенные комиссии и проценты.

Однако это не останавливает клиентов. Некоторые эксперты полагают, что причины кроятся в «ментальной любви» россиян к наличным и в отсутствии должного понимания функций кредитных карт.

Еще одна проблема – географический перекос карточного рынка. Он развивается прежде всего за счет ограниченного числа регионов, на которые приходится основная доля эмиссии и использования пластиковых карт.

Большая часть российских банковских карт эмитирована в трех регионах – в Москве и Московской области (более 43,7 млн. карт), Петербурге (свыше 4,45 млн. карт) и Свердловской области (более 2,8 млн. карт). Причина диспропорции известны – карты распространяются прежде всего там, где более высокий уровень доходов и хорошо развитые банковские сети.

«В столицах и уровень жизни другой, и больше мест, где можно расплатиться картой, – отмечает Эмиль Юсупов. – В небольших провинциальных городах уровень использования карт существенно ниже. Региональные клиенты банков станут чаще пользоваться картами тогда, когда оплачивать ими покупки и услуги будет так же легко и удобно, как и наличными деньгами».

Впрочем, география карт, да простит меня читатель за подобный каламбур, постепенно расширяется. В течение последних двух лет число регионов, банки которых эмитировали более 1 млн. карт, увеличилось с 4 до 14. Благодаря зарплатным проектам карты проникают не только в крупные города, но и в глубинку. Например, в спрятанном в ладожских лесах городке Тихвин, как с некоторым удивлением для себя убедился автор, на 60 тысяч жителей уже эмитировано 14 тыс. банковских карт.
4.4 
Новые карточные игры
Рост конкуренции на рынке пластика заставляет банки активно искать и применять новые способы привлечения клиентов. Одними из наиболее перспективных считаются программы лояльности. По оценке специалистов, именно они способствуют росту заинтересованности в банковских услугах.

В этом году на рынке появились новые интересные разработки. Одной из них стала принципиально новая модель лояльности, позволяющая клиентам накапливать на счету в банке определенный процент от суммы, потраченной с пластиковой карты.

Это направление стало логическим продолжением существующих ранее дисконтных и бонусных программ, применяемых многими банками. Однако, в отличие от них, новый проект предусматривает не какие-то скидки и премиальные баллы, к которым привыкли клиенты, а «живые» деньги. Таким образом, банки пытаются создать реально ощутимый стимул.

Первым, кто решился на такой путь, стал Ситибанк, выпустивший в обращение кредитку с системой Cash back, обеспечивающую возврат 1% потраченных денежных средств. Карта обладает всеми преимуществами кредитки, имеет неплохой кредитный лимит в размере 160 тысяч рублей и позволяет заемщику использовать льготный период кредитования продолжительностью до 50 дней.

Относительным ее недостатком является несколько завышенные, в сравнении с другими картами, стоимость годового обслуживания и проценты по кредиту (28% годовых). Но, по большому счету, все это не столь важно.

Главное, что появление на рынке этой карты дало толчок развитию нового направления.

В середине лета эстафету Cash back подхватил Промсвязьбанк, ставший вторым банком, который начал возвращать деньги за покупки. Он наладил выпуск кредиток, держатели которых ежемесячно получают назад 0,5% потраченной суммы.

Затем на путь Cash back вступил банк «Авангард», а месяц тому назад о намерении ввести в обращение карту с аналогичной функцией заявил и Инвестсбербанк. Причем этот банк устанавливает Cash back в размере 2% от потраченной суммы – самый большой на рынке процент возврата.

Вторым стратегическим направлением карточных «игр» стало распространение так называемых коалиционных проектов (кобрендинг), позволяющих соединить усилия банка и нескольких торгующих организаций и обеспечить тем самым расширение бонусных предложений. «Кобрендинг позволяет получить лояльную бренду аудиторию – это интересно и ритейлерам, и банкирам», – полагает Николай Корчагин. По его мнению, следует ожидать роста этого сегмента рынка.

«В настоящее время многие банки, вошедшие в розничный бизнес, пытаются продвигать кредитные карточные продукты, – говорит Анна Пузей, начальник управления маркетинга банка „Арбат Капитал“. – Рынок сейчас насыщен такими предложениями, многие банки предлагают идентичные продукты, это можно заметить по засилью рекламы с предложением оформить кредитную карту (одинаковая процентная ставка, стоимость годового обслуживания, период рассмотрения заявки). Например, на сайте banki.ru я нашла 154 предложения по кредитным картам. В такой ситуации есть только два способа выделиться среди конкурентов – создать дополнительную ценность своего продукта или найти потребителя, который изначально будет лоялен именно к вашей карте. Кобрендинговые проекты позволяют решить обе задачи одновременно».

В этом году одним из наиболее ярких проектов стало появление совместной кредитной карты Райффайзенбанка и бонусного пула «Малина». Принципиальным отличием нового пластика от созданных ранее кобрендинговых карт является присутствие в качестве партнера банка ни одной, а сразу нескольких бизнес-структур.

Еще одна удачная новинка года – кобрендинговая карта Альфа-банка и журнала Cosmopolitan. Эта карта имеет четко выраженную целевую аудиторию (чего не было раньше в дисконтных проектах) – она рассчитана на молодых женщин и дает возможность не только получать скидки при покупке товаров компаний-партнеров, но и является «пропуском» на специальные мероприятия – показы мод, демонстрации новых коллекций и т.п.

По словам Сергея Малышева, начальника управления по развитию стратегического партнерства Альфа-банка, выпущено более 25 тысяч таких карт, а к концу года планируется достичь планки в 35 тысяч.

Еще одним удачным примером кобрендинга многие участники рынка считают совместную программу «Аэрофлота» и банка «Русский стандарта». Расплачиваясь кобрендинговой картой, клиент получает скидку на билеты или может «копить» на своем счету мили для следующих полетов.

Кобрендинговые карты – это бизнес, который будет развиваться параллельно росту популярности пластиковых карт, – констатирует Эмиль Юсупов из Абсолют Банка. – В конкурентной борьбе, наряду с условиями кредитования, важное место занимают качество предлагаемого сервиса и разнообразие дополнительных услуг. Одним из конкурентных преимуществ и может стать наличие у банка интересных клиенту кобрендинговых программ”.     продолжение
–PAGE_BREAK–