Оглавление
Введение
1. Логистика хозяйственных связей
1.1 Понятие и сущность логистики
1.2 Классификация хозяйственных связей
1.3 Этапы хозяйственных связей
2. Анализ формирования и управления хозяйственными связями на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Основные экономические показатели
2.3 Хозяйственные связи предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
В ходе формирования рыночных отношений предприятия становятсяболее восприимчивым к логистике, чем при централизованной системехозяйствования. Переход к рынку кардинально изменил характер взаимоотношений участниковрынка и систему его материально-технического обеспечения. Главной проблемой дляпоставщиков стало повышение уровня организации сбыта, а для потребителей — логистическаяминимизация затрат по приобретению и доставке продукции. На основе расширенияхозяйственной свободы и инициативы сегодня формируются крупные предпосылки дляоптимизации взаимодействия фирм с заказчиками, инвесторами, предприятиями,снабженческими организациями и транспортными структурами.
В последние годы конкуренция на рынке возрастает. Появляютсявсе новые участники, в том числе зарубежные. Данные обстоятельства делаютзадачу совершенствования логистического механизма хозяйствования все болееактуальной.
Целью работы изучение хозяйственных связей на примереконкретного предприятия. Поставленная цель определила необходимость решения следующихвзаимосвязанных задач:
Рассмотрение классификации и этапов хозяйственных связей
Анализ формирования и управления хозяйственными связями напредприятии
1. Логистика хозяйственных связей
1.1 Понятие и сущность логистики
Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которыезатрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальнымии соответствующими им информационными потоками.
В отечественной и зарубежной экономической литературе можновстретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объектуправления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относятуправление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющимиместо в экономических системах. Появились такие термины, как банковскаялогистика, информационная логистика и ряд других.
Термин логистика начинает использоваться в ситуациях,связанных с четким планированием согласованной последовательности действий. Например,прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложитьобратиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программыдействий, или диктор телевидения в разделе криминальной хроники может отметить,что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.
Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методовуправления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистикиначинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться вболее широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен врационализации управления именно материальными потоками.
Управление материальными потоками в экономических системах,включает в себя:
различные коммерческие операции, в результате которыхпоявляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;
поиск рациональных форм транспортно-экспедиционногообслуживания получателей грузов;
определение оптимальных путей, по которым должны пойтиматериальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, атакже многие другие виды работ.
Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлениюматериальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность повыработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группаопределений трактует логистику как науку или научное направление: логистика — междисциплинарноенаучное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностейповышения эффективности материальных потоков.
Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:
прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
определение необходимой мощности производства и транспорта;
разработка научных принципов распределения готовой продукциина основе оптимального управления материальными потоками;
разработка научных основ управления перегрузочнымипроцессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и употребителей;
построение различных вариантов математических моделейфункционирования логистических систем;
разработка методов совместного планирования, снабжения,производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряддругих задач.
Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованныерешения в области управления материальными потоками. Для практическойреализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группаопределений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность. Логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управленииматериальными потоками в сферах производства и обращения.
Логистика — процесс управления движением и хранением сырья,компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денегпоставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукциипотребителю (принцип уплаты денег — получения денег).
1.2 Классификация хозяйственных связей
Хозяйственные связи представляют собой совокупность организационных,экономических и правовых взаимоотношений сторон. Иначе они рассматриваются какспособы взаимодействия производителей и потребителей (в общем случае — поставщикови получателей) по поводу обмена товаров.
На развитие хозяйственных связей влияют масштабыобщественного производства, сложность его отраслевой структуры, процессуглубления специализации и кооперирования предприятий, количество и качествопроизводимой и потребляемой продукции и другие факторы, учет которых позволяетвыработать ряд обязательных требований к их формированию. В соответствии сэтими требованиями рациональной и эффективной системой хозяйственных связеймежду производителями и потребителями считается такая система, котораяобеспечивает:
соответствие ассортимента и качества получаемой продукциидействительным потребностям потребителя
наименьшие издержки обращения, и, в частности, транспортныеиздержки;
наименьшие совокупные (как в сфере производства, так и всфере обращения) запасы материальных ресурсов;
своевременность и непрерывность поступлениятоварно-материальных ценностей от поставщиков к покупателям;
минимальный документооборот и возможно более быструю системудоговорных отношений;
наибольшую выгодность поставок, как для производителя (поставщика),так и для потребителя, то есть наиболее экономичное обеспечение потребностей, содной стороны, и наиболее полную и рентабельную реализации — с другой.
С позиции формирования хозяйственных связей принципиальноважным является деление и группировка их по масштабам обслуживания, степениучастия в них посреднических структур, по формам товародвижения,продолжительности действия и другим признакам.
Применительно к отраслевой структуре все возникающие междупроизводителями и потребителями хозяйственные связи подразделяются на два типа:связи между предприятиями, относящимися к разным отраслям экономики, и связимежду предприятиями, относящимися к одной и той же отрасли, — соответственно межотраслевые ивнутриотраслевые. Указанная дифференциация обнаруживается как следствиеразвития специализации производства, организационного расчленениятехнологического процесса и перехода от внутрипроизводственного взаимодействияучастков и цехов к взаимодействию кооперирующихся предприятий. И межотраслевые,и внутриотраслевые связи основываются на совместном участии производителей визготовлении конечной продукции. Они служат проявлением производственнойсоподчиненности и сотрудничества между предприятиями, объединенными совместнымизготовлением технологически сложной продукции, а потому носят характер прямогоучастия производителя в процессе производства предприятия-потребителя.
Учет территориальной разобщенности предприятий проявляется вподразделении хозяйственных связей на внутри региональные и межрегиональные. Поаналогии с предыдущей группировкой к первому типу относятся связи,устанавливаемые между предприятиями, находящимися в одном экономическом районе,ко второму — связи между предприятиями, находящимися в разных районах. Вопрекиформальному смыслу они являются следствием не территориального разделения труда(хотя такое понятие существует), а все той же специализации производства,рассматриваемой на уровне предприятий.
Вместе с тем вести речь о межотраслевых и внутриотраслевыхсвязях, с одной стороны, а также о внутри региональных и межрегиональныхсвязях, — с другой, лишь только как о кооперированных связях производственныхпредприятий представляется не вполне правомерным. Это становится болееочевидным, если учитывать другой характерный признак — степень участия в хозяйственныхсвязях посреднических структур. В соответствии с ним все хозяйственные связиподразделяются на прямые и опосредованные (в иной терминологии — косвенные).
Конкретным признаком отличия прямых и опосредованныххозяйственных связей чаще всего признается неучастие или участие посредническихструктур в договорных обязательствах производителя и потребителя, в том числе ворганизации поставок продукции. Последнее служит основанием для подразделенияхозяйственных связей на устанавливаемые по транзитным поставкам и по складскимпоставкам.
При транзитной форме поставок продвижение продукциипроисходит непосредственно от предприятия-производителя к потребителю; прискладской форме продукция поступает от производителя на склад и отпускаетсяпотребителю со склада посреднической структуры.
С учетом продолжительности действия все хозяйственные связиподразделяются на длительные и краткосрочные. Длительными хозяйственными связямисчитаются такие, при которых взаимодействие поставщика и потребителя выходит зарамки годового периода и продолжается в течение двух-трех и большего числа лет.Хозяйственные связи, устанавливаемые сроком до одного года, и тем болееменяющиеся по полугодиям и кварталам, относятся к краткосрочным. Длительныйхарактер хозяйственных связей, их устойчивость имеют для экономики предприятийисключительно важное значение. Они позволяют поставщикам и получателям глубжеизучать взаимные интересы, увязывать сроки производства, поставок и потребленияпродукции, детальнее согласовывать ее ассортимент, качество и комплектность,что способствует улучшению конечных результатов деятельности. Основным условиемустановления длительных связей является стабильность производства ипотребления, отсюда следует, что при массовой производстве и потреблениипродукции система рациональных хозяйственных связей всегда предполагает ихдлительность, в то время как при мелкосерийном и единичном производстве сменяющейся программой выпуска продукции хозяйственные связи предприятий чащевсего носят краткосрочный характер вплоть до разовых поставок.
1.3 Этапы хозяйственных связей
Все хозяйственные связи осуществляются по единой схеме,характеризующей этапность работ. Выделяется восемь основных этапов, каждый изкоторых обособляется в силу своей целевой направленности и подчиняется общейлогике, обусловленной сущностью и содержанием хозяйственных связей.
1. Поиск и выбор субъектов хозяйственной связи — обеспечиваетвстречу спроса и предложения посредством специальных организационных формвзаимодействия получателей и поставщиков. Его основное содержаниехарактеризуется сбором и анализом информации о потенциальных поставщиках иполучателях, выбором из их числа непосредственного контрагента. На практике онореализуется посредством использования любых существующих источников информации,например, различных банков данных.
Конкретный механизм практической реализация первого этапахозяйственной связи обусловливается тем, что инициатором ее установления можетявляться либо продавец, либо покупатель товара. Если инициатива исходит отпродавца (поставщика), то используются одни способы организации взаимодействияхозяйствующих субъектов. В противном случае, когда инициатором хозяйственнойсвязи выступает покупатель (потребитель), применяются другие, отличающиеся отпредыдущих, способы установления деловых контактов и ведения коммерческихпереговоров.
Выделяются следующие основные способы установления контактовмежду потенциальными контрагентами, когда инициатором торговой сделки выступаетпродавец. Так, он может:
направить предложение (оферту) непосредственно одному илинескольким возможным покупателям;
принять и подтвердить заказ покупателя:
направить покупателю предложение ответ на его запрос суказанием конкретных условий будущего контракта или проформой контракта;
принять участие в торгах путем предоставления тендераорганизаторам торгов;
принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках;
направить возможному покупателю коммерческое письмо синформацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретнойсделки;
направить проформу контракта уже известному покупателю какрезультат согласования условий контракта по телефону, телетайпу или телексу,или на основе предшествующих договоренностей;
поместить рекламные объявления в средствах информации,направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты спредлагаемыми товарами, организовать и провести рекламную камланию насоответствующем товарном рынке.
По аналогии с этим различаются и применяемые в коммерческойпрактике способы установления контактов по инициативе покупателя. Покупатели впроцессе подготовки сделки могут:
направить потенциальному или уже известному продавцу заказ;
направить запрос производителю интересующих их товаров;
объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могутпринять и выполнить условия организаторов торгов;
направить возможному производителю коммерческое письмо онамерениях в ответ на его рекламу или информацию;
направить потенциальному поставщику коммерческое письмо онамерениях вступить в переговоры в ответ на его предложение;
направить продавцу безоговорочный акцепт его предложения.
Первый этап хозяйственной связи можно считать ключевым,поскольку на нем осуществляется не только поиск и выбор субъектов как таковые,но и обоснование эффективного способа их взаимодействия по поводу обменатоварно-материальных и нематериальных ценностей, определение каналатовародвижения, делается предварительная проработка других вопросов,относящихся к содержанию последующих этапов.
2. Соглашение субъектов об условиях обменатоварно-материальных и нематериальных ценностей, заключение договора.
Это совершение сделки путем регламентации взаимоотношений,то есть установления прав и обязанностей поставщика и получателя. Осуществлениеэтого этапа хозяйственной связи происходит на основе использования системынормативно-правовых актов, устанавливающих определенный порядок сделки.
Основным законодательным актом, регулирующим хозяйственныеотношения в нашей стране, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГКРФ). Источником гражданско-правового регулирования внешнеэкономическихотношений являются: Таможенный кодекс РФ, соответствующие федеральные законы,указы Президента РФ, постановления Правительства и другие акты.
Заключение договора, в сущности своей, означает установлениесодержания хозяйственной связи. Соглашение сторон об установлении договорныхотношений считается достигнутым, а договор оформленным при соблюдении следующейпроцедуры: одна из сторон хозяйственной связи направляет своему контрагентуоферту (предложение заключить договор), которую другая сторона акцептует (принимаетсделанное предложение). Договор считается заключенным в момент полученияхозяйствующим субъектом, направившим оферту, ее акцепта.
Своевременное и надлежащее оформление договорных отношений служитважнейшей предпосылкой успешной реализации хозяйственной связи. Достижение жеконтрагентами этой связи конкретных целей обеспечивается исполнением договорапри реализации всех последующих этапов.
Исполнение договора заключается в осуществленииконтрагентами прав и обязанностей, возникших из каждого основанного на договореобязательства. В силу договорного обязательства один контрагент или лицо,выступающее должником, обязано совершить в пользу другого лица, выступающегокредитором, определенные действия, либо воздержаться от определенных действий,а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств. Характердействий, которые должник совершает в пользу кредитора, устанавливаетсясодержанием конкретного договора.
Большинство договоров в коммерции относятся к числудвусторонних, поэтому каждый из контрагентов, будучи наделенным правами иобязанностями, в отношении одних действий выступает как должник, а в отношениидругих — как кредитор. В исполнения обязательств главная роль принадлежитдолжнику, от активных действий (реже — от воздержания от действий) которогозависит достижение цели договора. Однако ряд обязанностей возлагается и накредитора, как, например, требовать от должника надлежащего исполненияобязательств, принять предлагаемое должником исполнение, совершить действия,без которых должник не может выполнять свои обязанности и т.п.
Исполнение договорных обязательств подчиняется общимпринципам, важнейшими среди которых считаются: надлежащее исполнение; реальное исполнение;взаимное содействие; экономичность.
3. Передача товарно-материальных ценностей или организациятовародвижения от поставщика к получателю — этот этап в большей степени, чемлюбые другие этапы взаимодействия поставщика и потребителя, связан с выполнениемлогистических операций по отношению к товарному потоку. На этом этапеосуществляется физическое перемещение товарно-материальных ценностей, включаяоперации по их грузовой обработке и хранению. Целью третьего этапахозяйственной связи является обеспечение доставки товаров в назначенное место,в нужное время и с минимально необходимыми для этого затратами. Для успешногодостижения этой цели требуется принятие решений по следующим основным вопросам:
как следует работать с хозяйственным партнером;
где следует хранить товарно-материальные запасы;
какова должна быть величина запаса;
каким образом следует отгружать и транспортировать товары. Принципиальныеаспекты этих решений определяются во многом содержанием хозяйственных связей,исходя из их объектной и субъектной «привязки».
Ключевым моментом на этом этапе является организациятовародвижения и, соответственно, выбор средства доставки, если он неосуществлен на втором этапе, в процессе заключения договора. Обоснованный выборопределяет размер транспортных издержек и, следовательно, цены товаров,своевременность доставки, состояние товаров в момент их прибытия к местуназначения, оказывает влияние на выполнение других условий договора.
При выборе средства доставки конкретного товара в расчет,как правило, принимаются шесть основных факторов:
скорость или время доставки товара:
плановая частота отправок;
надежность или соблюдение графика доставки:
способность перевозить разные грузы (перевозочнаяспособность);
доступность или число обслуживаемых географических точек;
стоимость доставки.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что еслихозяйственных партнеров интересует скорость, им можно рекомендовать на выборвоздушный или автомобильный транспорт; если же их цель определяет критерийминимума транспортных издержек — водный или трубопроводный транспорт. Всовременных условиях, когда широкое распространение получила контейнеризациягрузов, все более целесообразным оказывается одновременное использование двух иболее видов транспорта, однако при этом становится необходимым учитыватьпоследствия подобных комбинаций, их влияние на другие виды деятельности ворганизации товародвижения, в частности, такие, как образование и поддержкаоптимального уровня запасов товарно-материальных ценностей.
4. Контроль за осуществлением передачи. Сущность этого этапасостоит в организации контроля за соблюдением соответствующих условий договораи выполнением договорных обязательств, обусловливающих перемещение потокатоварно-материальных ценностей от поставщика к получателю. Его целеваянаправленность заключается в том, чтобы выявить и устранить ошибки, просчеты,допущенные при организации товародвижения, своевременно обнаружить иликвидировать причины, способствующие нарушению обязательств, принять меры повозмещению понесенных убытков и предъявлению штрафных санкций.
Для успешного выполнения контроля на уровне производственныхпредприятий и торгово-посреднических организаций считается целесообразнымналичие специально отработанных процедур, предусматривающих:
порядок и форму доведения содержания (условий) договоров довсех заинтересованных подразделений и служб;
проведение анализа содержания договоров;
обеспечение внутрифирменного планирования с учетом принятыхдоговорных обязательств;
проведение анализа документов, содержащих данные овыполнении условий договоров, сроки их оформления и порядок передачи вподразделения и службы, ведущие учет;
порядок выявления соответствующих нарушений условийдоговоров и применение экономических, организационных, правовых мер;
другие вопросы, отвечающие назначению процедур, а такжеобязанности подразделений и служб по ведению учета и контроля за выполнениемдоговорных обязательств.
5. Применение мер экономической ответственности занесоблюдение условий передачи. Этот этап способствует выполнению соответствующихдоговорных обязательств и, как следует из названия, наступает лишь в томслучае, если условия осуществления передачи товара не соблюдены.
Существуют различные меры экономической ответственности,обеспечивающие исполнение контрагентами хозяйственных связей взятых на себяобязательств. К этим мерам, в первую очередь, относятся: возмещение убытков,взыскание неустойки, потеря задатка; обращение к обязательствам другихюридических лиц — поручителей и гарантов и т.д. При этом основной формой ответственностихозяйствующих субъектов за неисполнение договорных обязательств являетсявозмещение убытков.
Под убытком, в соответствии со ст.15 ГК РФ, понимаются: понесенныерасходы, утрата или повреждение имущества, неполученные доходы.
Размер убытка определяется исходя из характера последствийнарушения договорных обязательств одним из контрагентов хозяйственной связи, ане содержания самого нарушения. Как правило, к прямым расходам потерпевшейстороны относятся ее фактические затраты, понесенные ко дню предъявленияпретензии. В то время как расходы будущих периодов в сумму прямого ущерба невключаются и могут быть предъявлены к взысканию только после их реальногоосуществления стороной, потерпевшей убытки.
В процессе передачи товарно-материальных ценностей отпоставщика к получателю прямые убытки могут образовываться: вследствие неоплатыпоставленной продукции; от порчи товаров, если покупатель не получил их в срок;в виде штрафов, выплаченных транспортным организациям за простой незагруженныхв срок поставщиком либо не разгруженных в срок получателем вагонов иликонтейнеров; в виде сумм, потраченных на телефонные переговоры, командировки,телеграммы и другие нужды с целью стимулирования контрагента исполнять взятыена себя обязательства по поставке товаров; в виде госпошлины за подачу исковогозаявления в арбитражный ссуд по взысканию понесенных убытков и т.п.
Гражданским законодательством предусматривается, какправило, полное возмещение убытков, то есть компенсация, как прямого ущерба,так и неполученного дохода (упущенной выгоды). Однако для взыскания суммынеполученного дохода через арбитражный суд потерпевшей стороне необходимодоказать, каков был бы его размер в случае надлежащего исполнения контрагентомего обязательств по договору. В соответствии со ст.393 ГК РФ при определенииупущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры исделанные с этой целью приготовления.
При взыскании убытков действует презумпция виновности, такчто лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащимобразом, несет ответственность, если не докажет, что соблюдение условийдоговора оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимыхобстоятельств (стихийных явлений и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся,в частности: нарушение обязанностей со стороны партнеров по другимхозяйственным связям, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, Вслучае, если ненадлежащему исполнению обязательств содействовало поведениепотерпевшего, арбитражному или третейскому суду предоставляется правоуменьшить, размер ответственности виновного лица.
6. Расчеты за переданные товарно-материальные ценности ониосуществляются с целью реализации в процессе обмена принципа возмездности наоснове использования одной из трех форм встречного предоставления (формвзаиморасчетов): денежной, натуральной и денежно-натуральной. Отличие формопределяется спецификой применяемого в расчетах эквивалента — соответственноденег, товарно-материальных и нематериальных ценностей, а также денег иуказанных ценностей в совокупности. При этом натуральная и денежно-натуральнаяформы, как правило, имеют распространение только в условиях кризиснойэкономики, например, при снижении покупательной способности всеобщейэквивалентной единицы. Основной формой встречного предоставлениярассматривается денежная, при которой передача товарно-материальных инематериальных ценностей сопровождается передачей денег.
Выбор той или иной формы безналичных расчетов зависит,главным образом, от эффективности их применения в различных условиях инеобходимости воздействия на неаккуратных плательщиков — контрагентовхозяйственной связи. Так, например, при иногородних расчетах рекомендуетсяиспользовать платежные требования-поручения и аккредитив, а при иногородних — расчетныечеки и платежные поручения. При этом, инкассо — платеж в банке покупателя — признаетсянаиболее естественной формой безналичных иногородних расчетов, а аккредитив — платежв банке продавца — применяется как санкция и выражает недоверие к плательщику. Помнению ведущих специалистов в области финансового менеджмента, механизмбезналичных расчетов должен отвечать следующим основным требованиям:
в основе его организации должен быть заложен принципмаксимального сближения моментов оплаты товаров и их поступления покупателям,что обеспечивает оптимизацию оборотных средств субъектов хозяйственной связи;
он должен обеспечивать своевременность поступления денежныхсредств за товарно-материальные и нематериальные ценности и применениедейственных санкций к нарушителям правил расчетов;
платеж должен производиться под контролем покупателя, а егополнота и своевременность должны находиться под контролем поставщика;
механизм должен предусматривать оплату товаров не только вмомент их поступления, но и на основе коммерческого кредитования, т.е. путемпредоставления поставщиком покупателю отсрочки платежа;
предварительная оплата товаров должна быть на минимальномуровне, поскольку она имеет ряд негативных сторон:
должна быть гарантирована своевременность и приоритетностьрасчетов с финансово-кредитной системой;
хозяйствующие субъекты должны иметь право распоряжатьсясредствами на их счетах; ограничения этих прав могут вводиться лишь вминимальном объеме при недостаточности средств.
7. Контроль за выполнением расчетов. По аналогии с четвертымэтапом предусматривает контроль за соблюдением соответствующих условий договораи выполнением договорных обязательств, обеспечивающих осуществлениевзаиморасчетов между хозяйствующими субъектами.
При использовании денежной формы расчетов контроль за ихосуществлением организуется на основе изучения сложившегося в процессевзаимодействия субъектов хозяйственной связи документооборота, анализа составане оплаченных в срок расчетных документов, выявления соответствующих причин иимеет своей целью укрепление платежной дисциплины. Важная роль в контроле забезналичными денежными расчетами отводится банкам. Она в основном заключается впроверке соблюдения предприятиями установленных требований, касающихся,например, правильности и своевременности представления в банк расчетныхдокументов, правильности оформления выписываемых (получаемых) чеков,правильности получения и выдачи чеков из чековых книжек, товарностипредставляемых банку требований, поручений, реестров счетов по аккредитивам,чеков и т.д.
При использовании натуральной и денежно-натуральной формырасчетов, как следует предположить, сохраняют свою действенность процедурыконтроля за осуществлением передачи товарно-материальных ценностей,определяющие содержание четвертого этапа хозяйственной связи.
8. Применение мер экономической ответственности за несоблюдениеусловий расчетов. Так же, как и пятый этап, имеет место лишь в случае нарушенияусловий договора. Его назначение заключается в обеспечении выполненияконтрагентами хозяйственной связи договорных обязательств в области финансовыхрасчетов. Естественно, что в практической деятельности субъектов рынкаприведенная стандартная схема этапов формирования хозяйственной связивидоизменяется в зависимости от специфики проводимых коммерческих операций. Так,например, при осуществлении предварительной оплаты товаров, третий, четвертый ипятый этапы хозяйственной связи меняются местами соответственно с шестым,седьмым и восьмым этапами. Ценность этой схемы заключается в том, что настандартной основе возможно моделирование различных видов товарного обмена.
2. Анализ формирования и управления хозяйственнымисвязями на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
Объектом исследования является частное предприятие ИПСелезнева И.Г. ИП Селезнева имеет 4 торговые точки в Торговых центрах г. Иркутска,в том числе магазин в городе Ангарске, специализируется на продаже женскойодежды.
Основной вид деятельности предприятия — организациярозничной торговли в г. Иркутске и Ангарске. Целью ИП Селезнева являетсядостойное служение обществу путем удовлетворения его потребности, а именноудовлетворение потребностей в женской одежде на рынках г. Иркутска и г. Ангарска,организации доведения доставки товаров от поставщиков и предложению их в местахреализации, поддержания баланса между предложением и спросом, совершенствованиетехнологии торговли и улучшения обслуживания покупателей, в целях получениеприбыли и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудниковфирмы.
Главной и единственной задачей ИП Селезнева являетсяскорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю. Несмотря напростоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является неочень короткой и включает в себя: доставку одежды; таможенное оформление,получение и прием товара складом, работу над контролем качества поступившихтоваров, учет поступивших товаров, распределение товаров по заказчикам, развозтовара по торговым точкам, расположенным в г. Иркутске и г. Ангарске, учет иуточнение всех передвижек товара, прием товара в магазине предприятия, и,наконец, реализация ее покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учетэтой реализации.
В ИП Селезнева вся продукция разделена на 6 групп: костюмнаягруппа, блузы, брюки, свитера, верхняя одежда, юбки.
2.2 Основные экономические показатели
Товарооборот является основным оценочным показателем объемадеятельности предприятия, а также определяющим показателем формирования егоресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовыхресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В таблице 2.1представлен анализ розничного товарооборота за 2004-2005 г.
Таблица 2.1
Анализ розничного товарооборота за 2004-2005 гПериод 2004 2005 Абсолют изменение Относит изменение Товарооборот 291,5 454,14 162,64 155,8
Товарооборот по всем группам товаров вырос на 162,64 т. р. (55,8%),что говорит о росте объема реализации товаров по всем группам.
Издержки обращения являются важнейшим, качественнымпоказателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятияосуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культурыторговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращенияспособствует устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств,при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.
В таблице 2.2 представлены состав и структура издержекобращения.
Таблица 2.2
Состав и структура издержек обращенияПоказатели 2004 2005 Отклонение Темп роста,% Тыс. руб. Уд. вес Тыс. руб. Уд. вес Тыс. руб. Уд. вес Условно-переменные издержки, всего 70,8 40,1 135,1 41,1 64,3 1 191
В том числе:
транспортные расходы 18,1 10,2 35,4 10,8 17,3 0,6 196 -расходы по хранению и подготовке товаров к продаже 15,8 8,9 31,3 9,5 15,5 0,6 198 -расходы по оплате труда 29,1 16,5 46,6 14,2 17,5 -2,3 160 -отчисления от ФОТ 7,8 4,4 21,8 6,6 14 2,2 279 Условно-постоянные издержки, всего: 105,7 59,9 193,6 58,9 87,9 28 183
В том числе:
аренда 34,1 19,3 68,9 21 34,8 1,7 202 -расходы по содержанию и текущему ремонту основных средств 31,4 17,7 44,7 13,6 13,3 -4,1 142 Расходы на рекламу 40,2 22,8 80 24,3 39,8 1,5 199 Всего 176,7 100 328,7 100 152 – 186
Из таблицы 2.2 видно, что на протяжении 2004 — 2005 гг. вструктуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2005г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2004 г.
Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в2005 г.135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2004 г.
Как в 2004 г., так и в 2005 г. значительной статьей врасходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.
По всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшимитемпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставокарендной платы). В общем же издержки обращения возросли на 86%.
2.3 Хозяйственные связи предприятия
Определив общую потребность в товарах, менеджеры ИПСелезнева начинает работу по выбору поставщика товаров и услуг.
Выбор поставщика осуществляется в 7 этапов:
Поиск возможных поставщиков товаров.
/>Наданном этапе менеджер изучает и анализирует рынок предложений поставок товаров,рассматривает соотношения цены, качества, сервиса и объема поставок, формируетбазу данных о поставщиках (наименование и юридический адрес поставщика,характеристики продукции, актуальная информация о цене продукции, динамика ееизменения, условия поставок, опыт успешной деятельности и т.д.) и выбираетсписок потенциальных поставщиков.
Рассылка предложений поставщикам для участия в рассмотрении.
Менеджер рассылает потенциальным поставщикам потребность в товарахи предлагает поставщикам делать оферты.
Получение коммерческих предложений поставщиков.
В указанный срок менеджер получает коммерческие предложенияс указанием наименований продукции, цен, условий оплаты и условий поставок.
Формирование поставщикам писем о возможном снижении цен.
Менеджер предлагает поставщикам снизить цены и ждет ответныхпредложений.
Составление сравнительной аналитической справки.
/>Менеджеррассматривает новые поступившие коммерческие предложения (оферты) поставщиков исоставляет сводную аналитическую записку, в которой отражает сравнительныехарактеристики коммерческих предложений поставщиков по условиям поставкитоваров. На основе сводных данных по коммерческим предложениям поставщиков менеджерпроводит анализ и оценку.
/>Оценкакоммерческих предложений (оферт) поставщиков проводится по следующим основнымкритериям:
предложение наименьшей цены;
квалификация поставщика (на основе анализа информации опоставщиках из базы данных);
качество товаров
Выбор поставщика
Окончательны выбор поставщика осуществляет директор.
/>Свыбранными поставщиками заключается договор.
Заключение договора.
С выбранным поставщиком должен быть заключен договор поставкив течение 14 рабочих дней.
После заключения договора осуществляется поставка товаров. Поступившиев магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной изважных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводитьсялицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке иоприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиямстандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству должна осуществляться всоответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемкипродукции производственно-технического назначения и товаров народногопотребления по количеству». Она заключается в сверке массы, числа мест,единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур,товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству в магазине осуществляется всоответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемкипродукции производственно-технического назначения и товаров народногопотребления по качеству».
В процессе приемки работники магазина выявляют качество икомплектность товаров.
Акт о ненадлежащем качестве товаров составляют с участиемпредставителя поставщика, а при его неявке — с участием представителяобщественности, назначенного в установленном прядке. Проверку качества товаровв одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такойпорядок приемки предусмотрен договором.
Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к актумагазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричныйярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
На данном этапе важен контроль при приемке товаров, то естьпроверка качества и количества поставляемых материалов. Недостаточный контрольможет привести к тому, что поставляемые товары не удовлетворят предприятие покачеству или количеству и, в последствии, эти товары превратятся в ненужные.
Структура договора поставки определяется заключающимисторонами. Договор должен содержать все необходимые реквизиты.
Договор поставки может иметь следующую структуру:
Реквизиты договора
Преамбула (вводная часть) договора
Предмет договора
Сроки и порядок поставки
Качество и комплектность
Упаковка и маркировка
Цена и порядок расчетов
Ответственность сторон
Срок договора
Изменение и расторжение договора
Разрешение споров
Заключительные положения
Реквизиты сторон
Исполнение договора заключается в осуществленииконтрагентами прав и обязанностей, возникших из каждого основанного на договореобязательства. В силу договорного обязательства один контрагент или лицо,выступающее должником, обязано совершить в пользу другого лица, выступающегокредитором, определенные действия, либо воздержаться от определенных действий,а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств.
Заключение
Хозяйственные связи представляют собой совокупностьорганизационных, экономических и правовых взаимоотношений сторон. Иначе онирассматриваются как способы взаимодействия производителей и потребителей (вобщем случае — поставщиков и получателей) по поводу обмена товаров.
Все хозяйственные связи осуществляются по единой схеме,характеризующей этапность работ:
1. Поиск и выбор субъектов хозяйственной связи
2. Соглашение субъектов об условиях обменатоварно-материальных и нематериальных ценностей, заключение договора.
3. Передача товарно-материальных ценностей или организациятовародвижения от поставщика к получателю
4. Контроль за осуществлением передачи.
5. Применение мер экономической ответственности занесоблюдение условий передачи.
6. Расчеты за переданные товарно-материальные ценности
7. Контроль за выполнением расчетов.
8. Применение мер экономической ответственности за несоблюдениеусловий расчетов.
Объектом исследования является частное предприятие ИПСелезнева И.Г. ИП Селезнева имеет 4 торговые точки в Торговых центрах г. Иркутска,в том числе магазин в городе Ангарске, специализируется на продаже женской одежды.
Список литературы
1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник для вузов/ В.А. Абчук. — СПб.:, 2002. — 475 с.
2. Акчурина С.Р. Технология и организация приемки товаров по количеству /Ачкурина С.Р. // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2004. — № 4. — С.54- 65.
3. Альбеков А.У. Логистика коммерции: Учебник для вузов/ А.У. Альбеков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 512 с.
4. Бланк И.А. Управление торговым предприятием/ И.А. Бланк. — М.: ЭКМОС, 2003.- 416 с.
5. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, логистика, организация/Л.А. Брагин, Т.П. Данько. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 560 с.
6. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие/ С.Н. Виноградова.- Минск: Высшая школа, 2005. — 446 с.
7. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов/ А.М. Гаджинский. — 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: Маркетинг, 2003. — 395 с.
8. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности/ С.А. Каплина. — М.: ЮНИТИ,2005. — 398 с.
9. Козлов В.К. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия,организация, управление: Учебное пособие для вузов/ В.К. Козлов. — СПб.: Политехника,2003. — 322 с.
10. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов/ Л.В. Осипова,И.М. Синяева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 — 623 с.
11. Синецкий Б.И. Анализ хозяйственных связей / Б.И. Синецкий. — М.: Юрист, 2001.- 659 с.
12. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник/ Б.И. Синецкий. — М.: Юрист, 2003. — 658 с.
13. Хазанович Э.С. Управление материальными ресурсами: Учебник/ Э.С. Хазанович,В.Н. Шестаков. — М.: Экономика, 2002. — 157 с.
14. Чудаков Ф.Д. Логистика: Учебник / Чудаков Ф.Д. М.: Издательство РДЛ, 2004.- 480 с.