Дальний Восток

Содержание

Введение

1. Общая характеристика Дальнего Востока

1.1.Исторические предпосылки

1.2. Физико-географическое положение

1.3. Экономико-географическая характеристика

1.4. Состояние минерально-ресурсной базы

2. Добыча благородных металлов и алмазов

2.1. Из истории освоения

2.2 Состояние ресурсной базы

2.3 Характеристика металлургической промышленности

2.4 Характеристика алмазной промышленности

3. Экологические проблемы Дальнего Востока

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Дальний Восток сегодня актуален, перспективен, он позволяет развивать производительные силы на много десятилетий вперед. Важно, что мы делаем это не разрозненными усилиями, а сложением возможностей
и федерального центра, и региона, и крупных финансово-промышленных групп, используя механизмы частного государственного партнерства. Яркий пример тому – перспективы развития морского торгового
порта Ванино. Или взять хотя бы Байкало-Амурскую магистраль. Она проектировалась и строилась в расчете на перевозку 27 млн. тонн ежегодно, что тогда считалось огромным достижением, прорывом. А
сегодня мы говорим о 60-70 млн. тонн. И это перспектива ближайших 10-12 лет. Но для этого нужно заранее прорабатывать стратегические решения. Причем поодиночке такие задачи не смогут решить ни
отдельные частные инвесторы, ни государство в целом, ни тем более сам по себе регион. Только вместе, в одной связке удастся получить желаемый результат. И таких примеров в Хабаровском крае
несколько. Я уже сказал о Ванино. Второй крупный узел – это Комсомольск-на-Амуре. У Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина и военная тематика с
истребителями пятого поколения, и среднемагистральный самолет «СуперДжет-100», в июне триумфально прогремевший в Ле-Бурже и получивший контракты более чем на 200 млн. долларов. Заказы на эту машину
уже расписаны до 2010 года и будут поступать дальше, в чем у нас нет сомнений. Там же, в КнААПО, выпускают самолеты-амфибии «Бе-103», «Су-80» для малых аэропортов. Если сейчас на предприятии
соотношение оборонной и гражданской продукции 90 на 10, то в ближайшие два года оно поменяется кардинально и составит 50 на 50. Вторая специализация города – судостроение. Амурский судостроительный
завод, десять лет живший в проблемах и нехватках, все же остался на плаву.

1. Общая характеристика Дальнего Востока

1.1 Исторические предпосылки

Открытие и заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением русских к берегам Тихого океана. Пути отрядов казаков-первопроходцев сначала пролегали по студеным морям
Северного Ледовитого океана и рекам, лишь затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья. В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал
острог, получивший название Якутск, который вскоре стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг. В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к
Охотскому морю, заложил острожек в устье реки Улья, обследовал на значительном протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652 годах Е.Хабаров
осуществил две экспедиции в приамурские земли и основал там несколько городов – Албазин, Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив
из Анадырского острога, отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По «челобитным» и «сказам» первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была составлена карта – «Чертеж сибирской земли»11
Крейнина М.Н. Экономическая география- М.: Экономика, 2006. Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея
Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах), во время которых были определены очертания северной части Дальнего Востока, открыты Алеутские и Командорские острова, разрешен вопрос «сошлась ли Азия с
Америкой». Географические открытия и обследования, сделанные в 18-ом веке, подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам Дальнего Востока: И.Ф.Крузенштерна и
Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы), В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах), М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-1825 годах), Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др. В 1849 году экспедицией Г.И. Невельского
были установлены островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На Дальнем Востоке были созданы опорные пункты: Петропавловск-на-Камчатке, Николаевск-на-Амуре,
Владивосток. Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия законов о переселенцах. Интерес к
Дальнему Востоку возрос, когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические, географические, экономические и другие исследования. Все это дало
импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появились промышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширились промыслы пушнины и морского зверя (котиков), увеличилось
сельскохозяйственное производство, возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой
“придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока (золото цветные металлы, пушнина, лососевые рыбы), которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные
позиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии, безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население. Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабозаселенной территорией.
Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы Советской власти привели к увеличению численности населения: в 1920 году в районе проживало 1.2 млн., а в 1980 году – 7 млн. человек. Темпы
роста населения Дальнего Востока – одни из самых высоких в стране. Сейчас численность населения Дальнего Востока – более 7.6 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток – самый
малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность – более
12 человек на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 –
0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения – русские. Живут здесь также много украинцев, татар, евреев и большая группа
коренных народностей – коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удегейцев, ительменов, эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов и др.

Понятие «Дальний Восток» обозначает всю восточную территорию материка Евразия. Но я в своей курсовой работе хотела бы затронуть конкретно ту территорию, которая принадлежит Российской Федерации.
Территория эта обширна и многообразна на всём её протяжении. Только по климатическим поясам Дальневосточный регион располагается от субарктического до субтропического. Это обуславливает различный
уровень как экономического, так и социального уровня развития областей, которые находятся на его территориях. Регион имеет огромное экономическое значение в экономике страны. Обладая огромными
природными и ископаемыми ресурсами, он является одной из важнейших сырьевых баз России. Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является
большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири
расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300
километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде. Широкий выход к Тихому и Ледовитому океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать
внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной
промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и
пушным промыслом. Металлургический комплекс этого экономического района в совокупности с той его частью, которая относится к добыче и переработке руд цветных металлов, и, в частности, благородных
металлов.

1.2 Физико-географическое положение

Дальневосточный экономический район

Состав: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский и Корякский автономные округа. Кроме
материковой территории и состав района входят острова: Новосибирский, Врангеля, Сахалин, Курилы и Командорские. Площадь — 6125,9 тыс. кв. км. (36% от площади страны) Население — 7336 тыс. чел.
(на 1998 г.). Самая северная точка – 70°(с. ш.) Самая южная точка – 43°( ю. ш.) Самая восточная точка – 169°40`(з. д.) Самая западная точка – 132°(в.д.) Дальний Восток занимает особое, уникальное
геополитическое положение. Протяженность района с севера на юг — 4800 км, с запада на восток — 3000 км (5 часовых поясов). Территория района выходит к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов
и находится на сухопутных и морских путях страны. Тихоокеанского и Индийского бассейнов, имеет 2000-километровую границу с Китаем, на 60 км простирается граница с КНДР; в 35 км от Чукотки через
Берингов пролив начинается Америка (Аляска); 43-километровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от Японии. Дальний Восток – понятие, в которое входят все регионы в восточной части Евразии. Но
я хотела бы затронуть лишь территорию, принадлежащую России. Она располагается в зоне контрастных процессов и явлений, здесь взаимодействуют разнородные блоки земной коры, различные воздушные
массы, холодные и тёплые морские течения, рядом соседствуют представители северной и южной флоры и фауны. Всё это определяет большую пестроту природных условий, реки богаты гидроэнергией, самая
полноводная из них – Амур. Большинство городов расположены в Хабаровском крае. Приморский и Хабаровский края по территории сопоставимы со штатами Орегон и Калифорния (954 тыс. и 662 тыс. кв. км),
но по численности населения уступают впятеро (4 млн. и 22 млн. чел.). По природным ресурсам российский Дальний Восток не уступает Дальнему Западу США. Здесь повсеместно расположены месторождения
каменного и бурого угля, нефти, природного газа, руд цветных металлов (полиметаллических, оловянных, вольфрама, ртути, золота, серебра), графита, алмазов, железных и марганцевых руд, химического
сырья, а по лесным и пушным богатствам их даже нельзя сопоставлять. Соответственно благодаря этому сильно развита добыча указанных полезных ископаемых. Кроме того, здесь же находятся важнейшие
порты востока России. Располагая огромной территорией, богатейшими природными ресурсами и полезными ископаемыми, Дальний Восток находится на такой стадии своего экономического развития, когда
природный и экономический его потенциал исследован и освоен лишь частично и очень незначительно. Прогнозные же запасы сырья и природных ресурсов в регионе в несколько раз превышают их разведанные
размеры. Также богатые возможности района представляют своеобразные его преимущества в условиях рыночной трансформации экономики всей страны. По ряду основных характеристик
(экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) на Дальнем Востоке выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг
(Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей
около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Различны занятия населения: оленеводство, охота (рыболовство); здесь
живут: Русские, Эвенки, Эвены, Чукчи, Коряки, Якуты; Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении – соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех
отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна – Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины
часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищённых бухт для стоянок судов мало. От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских,
Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин – Курило-Камчатская. Огромная протяжённость морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в
их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом, то южная часть Японского лежит в области субтропического. Растительный и животный мир морей Тихого океана
намного богаче морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских трав и водорослей. Бурые водоросли, достигающие в длину 50 метров, образуют иногда настоящие подводные
леса. На островах много птиц: кайр, чаек, бакланов, топориков, белобрюшек, глупышей. В настоящее время промысловую ценность в дальневосточных морях имеют тюлень, нерпа, белуха. У западных берегов
полуострова Камчатка ведётся лов крабов. Разнообразны рыбные ресурсы Дальневосточных морей. Важнейшими рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки. Охотского побережья, Амурский лиман,
побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по значению стоят проходные лососевые рыбы – кета, горбуша, нерка, чавыча. На нерест они идут в Амур, в реки Охотского побережья, Камчатки и
Сахалина. В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране предприятие, где в естественных условиях разводят моллюсков (гребешки, гигантские устрицы)- высокопитательных и обладающих
лечебными свойствами. Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено очень большой протяжённостью территории с севера на юг. Большая часть территории занята
горами и высокими нагорьями. Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На значительной
части района распространена многолетняя мерзлота, что затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и
более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, о чём свидетельствует вулканическая активность. На Камчатке действуют более 20 вулканов, крупнейший из них Ключевская Сопка, много
гейзеров. Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана – Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и
моря Тихого океана – Берингово и Охотское – также холодные, с длительным ледовым периодом и потому трудны для судоходства. Лишь в японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого
океана, подверженных влиянию тёплого течения Куросио, возможна круглогодичная навигация. Гидрографическая сеть очень обширна и многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены,
Амура, Яны, Индигирки, Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии, богаты ценными видами рыб, являются транспортными путями, в том числе и зимой, когда по льду
прокладываются зимники. Богат район и термальными водами. Горячие источники, особенно на Камчатке, питают реки, которые зимой не замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение
гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк, имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы. Особенности физико-географического положения
определили разнообразие природно-климатических условий – от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района. В северной
части района климат исключительно суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного
полушария. Однако тёплое, хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный
период в бассейне Нижнего Амура составляет до 120 дней, и лишь на юге приморья- до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что
создаёт большие трудности для сельского хозяйства. Вследствие суровости климата и удалённости территории Республика Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет
очаговый характер. Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская область.

1.3 Экономико-географическая характеристика

Дальний Восток – форпост России на Тихом океане в восточной части Северного Ледовитого океана. Уязвимые места региона — огромная его протяженность, суровость климата и вечная мерзлота на большей
части территории, удаленность и слабая транспортная связь, с остальной территорией России.11 Баканов М.И.Экономическая география. – М.: Экономика, 2000. Практически действует лишь
воздушный транспорт и сильно перегружена железная дорога – Транссиб (БАМ далека от завершения). Почти отсутствует автомобильное сообщение. Внутренние связи между регионами весьма слабы, в летнюю
навигацию выручают реки. Фактическое отсутствие сухопутной дорожной сети обусловливает слабое участие района в территориальном разделении труда. На Дальний Восток приходится 6% совокупного валового
продукта регионов России, 5,3% промышленной и 4,1% сельскохозяйственной продукции. При этом в регионе генерируется всего 3% межрегиональных грузопотоков. Главной задачей в развитии хозяйства
Дальнего Востока в советское время была организация обороны государственных границ от угрозы с Востока и рационального размещения здесь предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК),
обеспечивающих потребности вооруженных сил этих удаленных восточных территорий страны, Тихоокеанского флота и неуязвимость их для внезапных ударов противника с западного направления. Поэтому в
сложившейся за советский период экономике страны был предопределен высокий уровень милитаризации этого малонаселенного региона, где предприятия ВПК составляли высокую долю. Именно они до настоящего
времени являются центрами сосредоточения наиболее квалифицированной рабочей силы и передовых высоких технологий, представленными, прежде всего на машиностроительных заводах ВПК и в других отраслях
тяжелой промышленности. После развала СССР затянувшийся глубокий экономический и политический кризис в России, беспорядочное проведение беспрограммной конверсии, отсутствие цельной комплексной
программы “перестройки” и “реформирования” всей экономики, отсутствие финансирования и тяжелая демографическая ситуация настоятельно диктуют необходимость не только сохранения высокотехнологичных
производств на Дальнем Востоке, но и дальнейшего их развития наряду с сохранением производственной инфраструктуры региона, создаваемой в свое время для нужд ВПК и вооруженных сил и
характеризующейся до сих пор лучшими инфраструктурными объектами во всей России. Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения
оборонной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное
время указанные регионы в экономическом отношении были в значительной степени оторваны от стран АТР, от своих ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих
стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении отстающего. Сейчас ситуация на Дальнем Востоке довольно тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе сложилась
критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуждены
даже крупнейшие предприятия Типа АО «Дальзавод» (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку,
изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под
охраной, иначе составы с топливом конфискует Хабаровский Край. В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд
долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной
промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства. Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось
создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные
месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение
предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из
таких японских фирм «Содэко» в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое
обоснование разработки некоторых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты
освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро,
марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения,
несомненно, примут участие японские фирмы. Освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых
месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн. т., газа — до 18,9 млрд. куб. м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает
широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. Средств не только зарубежных,
но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией
машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны. На Дальнем Востоке развита чёрная и цветная
металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, нефтепереработка. Также достаточно развиты лесная и деревообрабатывающая, текстильная, пищевая и рыбная промышленность.
Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на
восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём
остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде. Широкий выход к Тихому и Ледовитому
океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда
Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды,
добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании
сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт
Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т. д. Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно
короткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб: кета, нерпа, чавыча, обитают тюлени, моржи,
котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы: дуб, ясень, клён и т. д. Огромную
территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную. В южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части
Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные
комплексы. В настоящее время идёт развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. В состав средней зоны входят северные районы
Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация – добывающая промышленность, а
обслуживающие отрасли развиты слабо. Её экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идёт
формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны, кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных
ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского
ТПК.

1.4 Состояние минерально-ресурсной базы

Полезные ископаемые традиционно считаются одним из главных богатств России. Территория Дальнего Востока в этом отношении является уникальной. На территории этого района сосредоточены крупнейшие во
всей стране месторождения таких ценнейших полезных ископаемых, как благородные металлы, такие как золото, серебро, платина, а также весьма качественные алмазы. Но кроме этого в регионе
сосредоточены и другие, не менее полезные, ресурсы. Рассмотрим их по порядку. Разработка ценных полезных ископаемых – главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России.
Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Значительными потенциальными запасами минеральных ресурсов располагают районы Якутии,
Сибири к востоку от Алтая, за исключением лишь Таймыра, Сахалина и Камчатки. Наиболее продуктивные месторождения ресурсов, являющиеся одновременно наиболее дефицитными для страны, сосредоточены на
северо-востоке, в первую очередь на Чукотке и Якутии. Уральская зона имеет несколько пониженный потенциал по сравнению с дальневосточной. На европейской части России продуктивными ресурсами
располагают мурманская область, белгородская и курская области (добывающая зона Курской магнитной аномалии), Подмосковье (фосфориты), несколько республик Северного Кавказа (полиметаллы и
полиметаллические руды). Размещение месторождений не топливного сырья в основном приурочено к горным районам с большим разнообразием геологических условий залегания и выхода на поверхность коренных
пород. Равнинные районы, перекрытые мощными чехлами осадочных отложений, менее благоприятны для освоения, так как требуют больших объемов вскрышных работ. В этом отношении размещение неорганических
минеральных ресурсов асимметрично размещению запасов топливного сырья. Потенциал минеральных ресурсов выше в тех районах, где промышленное освоение начато исторически недавно. Это отражает процесс
истощения давно открытых и обустроенных месторождений и движение добывающей промышленности в новые промысловые регионы. Оловянные, вольфрамовые, свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в
Республике Саха, Магаданской области, в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае. В
Томмоте на верхнем Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада республики Саха- «Мир», «Удачное» и др. В дальневосточном районе
известны запасы железных руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таёжное, Пионерское, Сиваглинское, расположенный на юге Якутии. Располагает Дальний Восток и
большими запасами топливных ресурсов, особенно каменным и бурым углём. Однако крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне, сильно удалённом от освоенных территорий. На юге республики Саха
расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля – Южно-Якутский. Остальные месторождения, сравнительно небольшие, разбросаны по территории района. Выявлены на территории
района нефтегазоносные провинции: на Сахалине, Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, но разрабатываются пока только месторождения нефти Оха и Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого качества,
но её не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных районов. Располагает Дальний Восток
и запасами нерудного сырья: мергелем, известняками, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, а также серой, графитом, слюдой. Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в
Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых руд – Вознесенское и Николаевское. В Магаданской
области и Приморском крае добывается вольфрам. Дальний Восток является крупнейшим золотоносным районом России, на территории которого выделяются Колымо-Индигирское, Алданское, Зея-Селемджанские,
Янские и другие месторождения. Важным промышленным районом по добыче рассыпного золота является Верхне-Индигирский, – часть более обширного Колымо-Индигирского золотоносного района, включающего
прилегающую территорию Магаданской области. Платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, осмий, рутений и иридий) были последними благородными металлами, освоенными человечеством.
Платиноиды всегда встречаются вместе и накапливаются в горных породах, образовавшихся из мантийных магм. Уровни содержания платиноидов чрезвычайно низки. Наиболее распространённые среди них платина
и палладий имеют среднее содержание в земной коре всего 0,0000005%, а другие и того меньше.

Быстро растёт алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината – «Мир» и «Айхал», строится новый комбинат. Район служит крупнейшим поставщиком алмазов. Основной
район добычи – Вилюйский, а крупнейшие месторождения – Мирный, Удачное, Айхал. На Дальнем Востоке разведаны редко встречающиеся в России месторождения слюды-флогопита на территории Верхнего Алдана
в Томмоте.

2. Добыча благородных металлов и алмазов

2.1 Из истории освоения

Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX в., примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В России первый алмаз был найден в 1829 г. Несколько позже были
обнаружены речные россыпи с небольшим количеством мелких алмазов. Однако, несмотря на не прекращающиеся 150 лет поиски, значительных россыпей в нашей стране найдено не было. Прорыв России в число
алмазодобывающих стран произошёл в 50-60 гг. XX в. и связан с открытием якутских месторождений. За 40 лет в Якутии открыты ещё десятки месторождений. Россия стала одной из ведущих стран по добыче
замечательного камня. Первое собственное серебро в России было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1704 г. Однако его добывалось ничтожно мало. Коренной перелом в серебряной индустрии
наметился только в 60-х гг. XX в., когда освоили многочисленные месторождения Дальнего Востока. До XX в. основными производителями металла были Бразилия и Россия. Основными его источниками в
течение последних 50 лет являются три горнорудных гиганта: Южная Африка (рудники Бушвельда — 50% мировой добычи); Канада (рудники Садбери) и Россия (Норильские рудники) — вместе 10-12% мирового
производства. Интерес к Дальнему Востоку возрос, когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развёрнуты геологические, географические экономические и другие
исследования. Всё это дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появились промышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширились промыслы пушнины, и морского
зверя (котиков), увеличилось сельскохозяйственное производство, возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России.
Правительство видело в нём сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока (золото, цветные металлы, пушнина, лососевые рыбы), которые давали
предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике Дальнего Востока. Востока занимали иностранные монополии, безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население.

2.2 Состояние ресурсной базы

По данным 1989 г. многие десятилетия страны Американского континента поставляют более 55% всего серебра ежегодно. Большая часть оставшихся 45% приходится на Австралию и Россию. Платина и металлы
платиновой группы (палладий, родий, осмий, рутений и иридий) были последними благородными металлами, освоенными человечеством. Платиноиды всегда встречаются вместе и накапливаются в горных породах,
образовавшихся из мантийных магм. Уровни содержания платиноидов чрезвычайно низки. Наиболее распространённые среди них платина и палладий имеют среднее содержание в земной коре всего 0,0000005%, а
другие и того меньше.

Общие черты состояния алмазной промышленности

Основные промышленные месторождения России сосредоточенны в трех крупных территориально разобщённых алмазоносных регионах – республике Саха (Якутия)- 82,4% запасов и 99,7% добычи, Архангельской
области – 17,5% запасов, Пермской области – 0,1% запасов и 0,3% добычи. Как уже было сказано, в нынешних рыночных условиях необходима чёткая политическая и стратегическая программа, которая могла
бы наладить проблему, существующую в России.

Состояние минерально-сырьевой базы

Разведанные и утвержденные запасы алмазов в России кратно превышают запасы промышленных категорий, погашенные алмазодобывающими предприятиями за весь период существования в Якутии алмазной отрасли
(с января 1957г и по настоящее время) Реализация прогнозных ресурсов кратно увеличит месторождения разведанных алмазов. В данный момент существует прогнозная оценка алмазных ресурсов, но, к
счастью, эта оценка намного занижает реально существующие запасы алмазов в земной коре на территории Российской Федерации. Это можно подтвердить лишь только тем, что только за последнее время в
России было найдено, разведано и зарегистрировано новых перспективных месторождений в новом алмазоносном районе Западной Якутии. «В Западной Якутии открыта новая кимберлитовая трубка, обещающая
стать крупным источником добычи алмазов, сообщил председатель Российского комитета по геологии и использованию недр Виктор Орлов. Это уже второе алмазное месторождение, обнаруженное в этом районе.
В 1994 году была найдена алмазоносная трубка, названная Ботуобинской. Велика вероятность открытия алмазных трубок в Красноярском крае, сказал он. Суммируя успехи геологов за период с 1991 по 1995
год», В. Орлов сообщил, что в России было обнаружено 234 месторождения углеводородного сырья, в том числе 184 нефтяных. В прошлом году соответствующие показатели составили 25 и 19. Большое значение
для региона имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и
рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы, Алдана, Зеи, Амура, Селемджи, Буреи, на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня.

2.3 Характеристика металлургической промышленности

Сырьевая база металлургической промышленности обладает рядом особенностей. Крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные – от 1до 5%, свинцово-цинковые –
от 1,5 до 5,5%, никелевые – от 0,3 до 5,5%, оловянные – от 0,01 до 0,7%, молибденовые – от 0,005 до 0,04%). Практически для получения, например, 1 т меди требуется переработать не менее 100 т руды,
никеля – до 200 т, олова – до 300 т. Расход сырья на 1 т готовой продукции в сотни раз превосходит объем готового изделия, а при производстве редких металлов – в десятки и даже сотни тысяч раз.
Исключительная многокомпонентность сырья (например, уральские медные колчеданы содержат медь, железо, серу, золото, кадмий, серебро, селен, теллур, индий, галлий и другие элементы, в общей
сложности до 30, например, карабашские руды в Челябинской области). Огромная топливоёмкость и электроемкость сырья в процессе его переработки (для производства никеля – до 55 т топлива на 1 т
готовой продукции; для цинка – до 3 т; черновой меди – до 3,5 т; глинозема – до 12 т и т.д.). Для производства 1 т алюминия требуется до 17 тыс. кВт*ч электроэнергии, 1 т титана – до 20-60 тыс.
кВт*ч, магния – до 20 тыс. кВт*ч и т.д. Особенности сырьевой и топливно-энергетической баз оказывают сильное влияние на размещение цветной металлургии, которая является: материало- и энергоёмкой
отраслью промышленности. В связи с этим размещение цветной металлургии зависит главным образом от сырьевой базы. При этом обогащение непосредственно привязано к местам добычи руд цветных металлов,
за исключением тех случаев, когда вблизи отсутствуют достаточно надёжные источники водоснабжения. Это обусловлено тем, что обогащение руды требует большого количества воды (8-10 тыс. м 3
на 1 т. полиметаллических руд, 15-20 м 3 на 1 т. медно-никелевых и прочих руд – содержащих благородные металлы). Особенностью цветной металлургии, как уже было отмечено, является высокая
энергоёмкость сырья в процессе его подготовки к металлургическому переделу и переработке. В связи с этим в отрасли различают топливоёмкие и электроёмкие производства. Высокая топливоёмкость (50-55
% на 1 т. готовой продукции) характерна, например, для производства никеля, глинозёма из нефелинов (11,5 т. на 1 т. готовой продукции), черновой меди и др. Повышенной электроёмкостью отличается
производство алюминия (17-18 тыс. кВт*ч на 1 т. готовой продукции), магния (18-20 тыс. кВт*ч), кальция (30-50 тыс. кВт*ч), титана (20-60 тыс. кВт*ч) и др. В целом же по отрасли доля
топливно-энергетических затрат составляет от 10 до 50-65% общих затрат на 1 т. производимой продукции. Эта особенность сырьевой базы обуславливает размещение цветной металлургии в регионах,
наиболее обеспеченных электроэнергией. Восточная Сибирь и особенно Дальний Восток характеризуются высоким уровнем развития цветной металлургии. Она является одной из важнейших отраслей
промышленности Дальнего Востока, на его долю приходится основная часть общероссийской добычи оловянных руд, золота, серебра, свинцово-цинковых руд, вольфрама, ртути. Предприятия золотодобывающей
отрасли характеризуются наиболее стабильными уровнями добычи полезных ископаемых, по сравнению с компаниями по добыче других благородных металлов, а также наиболее устойчивым финансовым положением,
что обеспечивается масштабными объёмами производства и возможностью маневра, значительными финансовыми ресурсами. В подавляющем большинстве случаев только они могут получать сверхприбыли. Примером
служат 15 золотодобывающих компаний, в которых золото является профильным производством, ежегодно производящих около 45% мирового объема добываемого драгоценного металла.

2.4 Характеристика алмазной промышленности

Состояние минерально-сырьевой базы

Разведанные и утвержденные запасы алмазов в России кратно превышают запасы промышленных категорий, погашенные алмазодобывающими предприятиями за весь период существования в Якутии алмазной отрасли
(с января 1957г и по настоящее время) Реализация прогнозных ресурсов кратно увеличит месторождения разведанных алмазов. В данный момент существует прогнозная оценка алмазных ресурсов, но, к
счастью, эта оценка намного занижает реально существующие запасы алмазов в земной коре на территории Российской Федерации. Это можно подтвердить лишь только тем, что только за последнее время в
России было найдено, разведано и зарегистрировано новых перспективных месторождений в новом алмазоносном районе Западной Якутии. «В Западной Якутии открыта новая кимберлитовая трубка, обещающая
стать крупным источником первых, территория, на которой мы живем, – это огромное жизненно важное пространство, где велик ресурсный потенциал. Здесь, на площади около 7 млн. кв. км, что составляет
41% территории страны, расположены 13 субъектов Федерации. В регионе разведаны залежи железа, марганца, олова, свинца. Этот «послужной» список можно продолжить. Представляют интерес значительные в
масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона алмазные, лесные, рыбные, углеводородные и другие ресурсы Дальнего Востока и Забайкалья. Спору нет – все это плюсы. В то же время, где еще вы найдете
столь низкую плотность населения (здесь проживает чуть больше 6% российского населения), отток жителей, особенно северян, которые покидают обжитые места? Слабое хозяйственное освоение нашей
территории, недостаток транспортных коммуникаций – проблемы, которые заметны невооруженным глазом. И все это на фоне глобализации мировой экономики, нарастающего сырьевого дефицита, особенно в
развитых сопредельных государствах – в Японии, Китае, Республике Корея. Происходит перегруппировка транснациональных компаний в пользу АТР. В 90-е годы объем иностранных инвестиций в страны
зарубежного Дальнего Востока (Китай, Тайвань, КНДР, Республика Корея, Япония) возрос в пять раз! Среди двухсот крупнейших корпораций мира доля американских транснациональных компаний по обороту
сократилась в последнее десятилетие 20-го века с 43% до 29%. За это же время доля транснациональных компаний Японии возросла с 22% до 36%.

Таким образом, центр тяжести мирового экономического развития перемещается в страны АТР. К нашим восточным границам. Чем мы можем ответить на эти внешнеэкономические вызовы? Какие потенциальные
возможности использовать, чтобы не превратиться в сырьевой придаток, не потерять свою территориальную целостность (о таких крайне нежелательных последствиях негативного варианта развития
российского Дальнего Востока открыто говорилось на конгрессе)? Нельзя не заметить, что история с установлением российско-китайской границы в районе Хабаровска, а также притязания Японии на
российские Курилы наглядно отражают этот процесс. Вот почему вектор всех принятых в ходе конгресса решений был направлен на то, чтобы Дальний Восток нашел достойное место в общем процессе развития
производительных сил АТР. Существует важный показатель динамики развития национальных экономик. Он является непременным знаком совершенствования технического прогресса. Речь идет о величине
энергетической составляющей в конечной цене национального продукта. Над снижением этого показателя бьются все крупнейшие мировые державы. Назрела необходимость всерьез заняться разработкой
национальной программы энергосбережения в России, исходя из объективных ее особенностей, природно-климатических условий, пространственной протяженности. Эта программа также должна обеспечить равную
привлекательность экспорта энергоресурсов относительно их реализации на внутреннем рынке. «Добиться снижения величины энергетической составляющей в конечной цене отечественной продукции» – так
записано в итоговом документе конгресса. Не случайно в основе содержания выступлений с трибуны, в центре споров в кулуарах конгресса лежала проблема энергосбережения. Чего бы мы ни касались –
добычи ли полезных ископаемых, выпуска промышленной продукции или работы транспорта, – в основе улучшения качества и экономического роста всех без исключений отраслей хозяйства лежит энергетический
ресурс. И в этом плане у нашего государства не остается ничего другого, кроме как осуществлять ускоренное хозяйственное освоение своих обширных территорий, а ключевую роль в решении этой задачи
играет интенсивное транспортное освоение Дальнего Востока и Забайкалья.

Дальний Восток сегодня актуален, перспективен, он позволяет развивать производительные силы на много десятилетий вперед. Важно, что мы делаем это не разрозненными усилиями, а сложением возможностей
и федерального центра, и региона, и крупных финансово-промышленных групп, используя механизмы частного государственного партнерства. Яркий пример тому – перспективы развития морского торгового
порта Ванино.

Или взять хотя бы Байкало-Амурскую магистраль. Она проектировалась и строилась в расчете на перевозку 27 млн. тонн ежегодно, что тогда считалось огромным достижением, прорывом. А сегодня мы говорим
о 60-70 млн. тонн. И это перспектива ближайших 10-12 лет. Но для этого нужно заранее прорабатывать стратегические решения. Причем поодиночке такие задачи не смогут решить ни отдельные частные
инвесторы, ни государство в целом, ни тем более сам по себе регион. Только вместе, в одной связке удастся получить желаемый результат. У Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного
объединения им. Ю.А.Гагарина и военная тематика с истребителями пятого поколения, и среднемагистральный самолет «СуперДжет-100», в июне триумфально прогремевший в Ле-Бурже и получивший контракты
более чем на 200 млн. долларов. Заказы на эту машину уже расписаны до 2010 года и будут поступать дальше, в чем у нас нет сомнений. Там же, в КнААПО, выпускают самолеты-амфибии «Бе-103», «Су-80»
для малых аэропортов. Если сейчас на предприятии соотношение оборонной и гражданской продукции 90 на 10, то в ближайшие два года оно поменяется кардинально и составит 50 на 50. Вторая специализация
города – судостроение. Амурский судостроительный завод, десять лет живший в проблемах и нехватках, все же остался на плаву. Предприятие будет работать на освоение шельфа Сахалина, выпускать
танкеры-химовозы, суда сейсморазведки, буксиры и другие суда гражданского назначения. И не только для России, но и на экспорт: в Германию, Вьетнам, Индию.

Третье направление в Комсомольске-на-Амуре – это металлургия, завод «Амурметалл», который при поддержке своего основного акционера поднялся с колен, работает устойчиво, расширяет производственные
мощности. И, наконец, нефтеперерабатывающий завод в составе «Роснефти». Он обрел второе дыхание, у его руководства масса планов по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, по отгрузке в
морские порты, по экспорту. В перспективе – создание «Евразхолдингом» в г. Амурске комбината по глубокой переработке древесины и выпуску бумажной продукции. Хорошие возможности для развития и у
Ургала, где сегодня добывается более 2 млн. тонн угля. Компания «СУЭК» входит туда с большими планами и значительными инвестициями. Речь идет о наращивании добычи до 5-7 млн. тонн. У ряда компаний,
как российских, начиная с «Русала», так и зарубежных, есть серьезные планы по строительству здесь алюминиевого завода. Основной довод – близость морских портов. Это удобно и для импорта глинозема, и для отгрузки алюминия. По
Ургалу напрашивается три варианта, и все три выгодные: или он поставщик угля для энергетики, если будет принято решение о строительстве алюминиевого производства, или становится экспортером угля в
страны Азиатско-Тихоокеанского региона, или отсюда можно экспортировать электроэнергию в Китай, что тоже очень актуально. Что касается самого Хабаровска, то он уже сейчас является логистическим
центром Дальнего Востока, где сходятся практически в одной точке различные транспортные магистрали: водные, железнодорожные, трубопроводные, воздушные. Здесь же формируются пассажиропотоки и потоки
грузов, распределяемые по всему Дальнему Востоку. Интересные идеи есть у нас и по сотрудничеству с Китаем. Губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев предложил формировать зону совместного
освоения, транзитную зону в районе острова Большой Уссурийский. Он находится почти на равном расстоянии и от российского берега Амура, и от китайского. Как делаем? Мы со своей стороны, а китайцы со
своей подводим к острову транспортные магистрали. Ставим мост, по которому направляем грузы с Транссиба, БАМа, автомагистрали Чита – Хабаровск, с воздушного транспорта. Кроме того, одна из британских
компаний приняла решение строить в районе существующего моста через Амур складской комплекс на 100 тыс. кв. м. Географическое положение, развитая транзитно-транспортная инфраструктура, богатые
природные ресурсы (мы, например, третьи в России по заготовкам леса, по добыче драгоценных металлов) и, конечно же, квалифицированные кадры. Численность населения у нас небольшая, но мы входим в
пятерку регионов, где процент высокообразованных людей особенно велик. В крае 33 высших учебных заведения, которые готовят специалистов по всем направлениям. Тот факт, что в крае много предприятий
ОПК, говорит о том, что рабочие и инженерные кадры у нас на высоте. Мы подумываем о том, чтобы наладить экспорт образовательных услуг, и это не утопия. Сегодня в ВУЗах края обучаются более полутысячи
студентов из-за рубежа, а мы можем нарастить эту цифру в десять, а то и в двадцать раз. Наш конек – технические специальности. В Японии с удовольствием берут наших ребят – специалистов по
IT-технологиям. 2 августа Правительством РФ одобрен проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. Мы также ожидаем принятия двух
других важнейших для нас документов: стратегии развития Дальнего Востока и Восточной Сибири до 2025 года и плана социально-экономического развития территории. Состоятся «круглые столы» по энергетике
и газохимии, по лесному делу, по транспорту, по инновациям, по вступлению России в ВТО и нашему сотрудничеству со странами Северо-Восточной Азии и АТР в целом. Специальная дискуссия будет посвящена
демографии, эта проблема актуальна, она нас волнует. Потому что без ее решения проблемы Дальнего Востока не сдвинуть: отток населения все еще имеет место и остановить его не так-то просто. Особое
внимание в программе форума уделяется экологии Амура как фактору взаимодействия в Северо-Восточной Азии. Кардинальные решения по Дальнему Востоку принимаются, вот-вот будут приняты. Укрепим
энергетику, разовьем транспортную инфраструктуру, кадры закрепим. Вектор развития России четко указывает на Дальний Восток. И государство проявляет конструктивную инициативу, поддерживая этот вектор.
Сегодня здесь для инвесторов много интересного.

3. Экологические проблемы Дальнего Востока

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую
среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования
природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий
загрязнения среды.

Заключение

Таким образом, нельзя не заметить, что история с установлением российско-китайской границы в районе Хабаровска, а также притязания Японии на российские Курилы наглядно отражают этот процесс. Вот
почему вектор всех принятых в ходе конгресса решений был направлен на то, чтобы Дальний Восток нашел достойное место в общем процессе развития производительных сил АТР. Существует важный показатель
динамики развития национальных экономик. Он является непременным знаком совершенствования технического прогресса. Речь идет о величине энергетической составляющей в конечной цене национального
продукта. Над снижением этого показателя бьются все крупнейшие мировые державы. Назрела необходимость всерьез заняться разработкой национальной программы энергосбережения в России, исходя из
объективных ее особенностей, природно-климатических условий, пространственной протяженности. Эта программа также должна обеспечить равную привлекательность экспорта энергоресурсов относительно их
реализации на внутреннем рынке. «Добиться снижения величины энергетической составляющей в конечной цене отечественной продукции» – так записано в итоговом документе конгресса. Не случайно в основе
содержания выступлений с трибуны, в центре споров в кулуарах конгресса лежала проблема энергосбережения. Чего бы мы ни касались – добычи ли полезных ископаемых, выпуска промышленной продукции или
работы транспорта, – в основе улучшения качества и экономического роста всех без исключений отраслей хозяйства лежит энергетический ресурс. И в этом плане у нашего государства не остается ничего
другого, кроме как осуществлять ускоренное хозяйственное освоение своих обширных территорий, а ключевую роль в решении этой задачи играет интенсивное транспортное освоение Дальнего Востока и
Забайкалья.

Список используемой литературы

1. Баканов М.И.Экономическая география. – М.: Экономика, 2000.

2. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Экономическая география. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.

3. Ворот И.В. Экономика – М.: Высшая школа, 2004.

4. Крейнина М.Н. Экономическая география- М.: Экономика, 2006.

5. Мелентьева В. Производительные силы Дальнего Востока// Аудитор. – 2005. – № 9 – 10.

6. Раицкий К.А. Экономика. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.