Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930-е годы

Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики и маркетинга
Реферат

по дисциплине: История экономики и экономической мысли

на тему:

Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930е гг.
Выполнила:

ст.гр. АУ-11

Прохода В.

Проверила:

Диняк О.А.

Севастополь 2010г.

Содержание

Введение.

Государственное регулирование в США в 1930е гг.

1.1 Причины и цели политики “нового курса” Ф.Д.Рузвельта

1.2 Законодательство о стабилизации финансовой системы

1.3 Законодательсвто об улучшении положения в промышленности

1.4 Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве

1.5 Трудовое и социальное законодательство

Государственное регулирование в Германии в 1930е гг.

Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930е гг.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

• Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

• Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на:

• Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

• Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

• Внешнеэкономическое регулирование
Формы регулирования

• Государственные целевые программы (социальные)

• Прогнозирование

• Моделирование ситуаций
Причины регулирования:

1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)

2) Наличие частного и общественного характера производства

3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

4) Научно-технический прогресс

5) Тенденция к монополизации

6) Наличие международной конкуренции.
В США системное государственное регулирование экономики стало развиваться с начала 1930-х гг. ХХ в. под влиянием кризиса 1929—1933 гг. Одним из главных направлений стало регулирование финансовой сферы. Были приняты законы, на основе которых действует мощная система государственного надзора и регулирования. Вместе с тем характерной чертой финансовой системы США является тенденция к возрастанию уровня саморегулирования. Не только государство, но и практически все институты финансовой системы проявляют растущую заинтересованность в обеспечении ее устойчивости и надежности.
В Германии главным содержанием экономической политики стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при Министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который формировал государственную экономическую политику.

В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход

рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а

руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально

формироваться система принудительного труда.

1. Государственное регулирование в США в 1930е гг.

Известно, что США — государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений

1.1 Причины и цели политики “нового курса” Ф.Д.Рузвельта

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. К началу 30-х гг.производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в городе Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп. Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. ФРС не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке ценных бумаг и пр.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, в президентской избирательной кампании победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882–1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест», провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов. Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны. Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки. Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики. В “новом курсе ” — и в этом его главное значение — прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения. Эта программа не носила спонтанного характера (как Утверждало ранее большинство историков ), еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

1.2 Законодательство о стабилизации финансовой системы

Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. В целях сохранения политической стабильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения. Экономическая политика «нового курса» этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы.

1.3 Законодательство об улучшении положения в промышленности

В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности (National Industrial Recovery Act — NIRA) — самый значительный в законодательстве «нового курса». Как указывалось в самом законе, он был принят целью обеспечения «всеобщего благосостояния», путем установления координации с целью решения проблем массовой нищеты, достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения и решения трудовых конфликтов, проблем разрушительной конкуренции, ведущих к снижению прибылей и сокращению инвестиций и занятости. Пагубные процессы понижения цен в условиях «разрушительной конкуренции» должны были пресечь «кодексы честной конкуренции», составляемые предпринимательскими ассоциациями, при участии профсоюзов, которые фиксировали строго определенные нормы производства и сбыта продукции, устанавливали уровень товарных цен, условия коммерческого кредита и пр. После утверждения президентом «кодексы» получали силу закона. Законом о восстановлении промышленности (16 июня 1933 г.) вводились т.н. «кодексы честной конкуренции» — особые инструктивные акты для отрасли (или подотрасли) промышленности, которые формулировались предпринимателями, а санкционировались президентом. Временно (на 2 года, на которые предусматривалось действие закона) приостанавливалось антитрестовское законодательство, и правительство могло принудительно картелировать предприятия. Кодексы должны были содержать правила в отношении объемов выпускаемой продукции, ее цен, порядка сбыта, а главное — условий найма труда по отрасли.

1.4 Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве

Аграрная политика «нового курса» нашла воплощение прежде всего в Законе о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act -ААА), предусматривавшем создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены.

1.5 Трудовое и социальное законодательство

На втором этапе политики «нового», после переизбрания в президенты Ф.Рузвельта(1936), правительство завершило законодательное построение новой системы регулирования социально-хозяйственных отношений. Первые законы в этих областях, правда, чрезвычайного содержания, были приняты еще в первый год президентства Рузвельта. Смыслом их были чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. В мае 1933 г. был принят закон об ассигновании 500 млн. долл. на помощь безработным, для распределения которой была организована Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи. В особенности эти целевые меры должны были ликвидировать чрезвычайную ситуацию с занятостью молодежи.

Впоследствии были приняты и другие законы, дополняющие, корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной политики американского государства оставались неизменными.

— Закон Вагнера (1935 г.)

— Закон Тафта-Хартли (1947 г.)

2. Государственное регулирование в Германии в 1930е гг.

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середи­ны 40-х гг.

Закон «О подготовке органического построения народного хозяйства» от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи «фюрерства» и «самоуправления» в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на «имперские группы», число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Па­раллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись «фюрерами» — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона «Об имперской обороне» был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, «народного» гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы, которая «должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации». Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие «субъективные права», которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием «субъективные права члена НСРПГ». Предлагалось убрать из кодекса и понятие «правоспособность», заменив его понятием «партийный статус лица».

Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: «право — это то, что полезно народу и рейху». В соответствии с этим пересматривались понятия «собственность», «юридическое лицо», отвергалась такая его форма, как «общество с ограниченной ответственностью», непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и пар­тийный контроль. В ст. 70 Закона «Об акционерных обществах», принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества «должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха».

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали «Немецкий трудовой фронт» в качестве единой, офици­ально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предприниматели объявлялись «вождями» предприятий. На основании Закона «О порядке национального труда» 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль «беспристрастного посредника» между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей «опекунов труда».

В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи «особого государственно-политического значения». А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях «тотальной мобилизации» 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.

3. Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930е гг.

№ п/п

США

Германия

1. Период реформ.

1930-е гг.

1940 — 1950-е гг

2. Кризисная ситуация

Резкое сокращение ВНП, закрытие банков, появление безработицы.

Разрушение огромной части промышленности, регресс сельского хозяйства, дефицит товаров, введение карточной системы. Миграция населения и, как следствие, обострение жилищного кризиса.

3. Финансовая политика и валютная система, банковская система

«Чрезвычайный закон о банках» — резервная система предоставляла займы банкам, открывать банки можно было только признания их «здоровыми». Страхование депозитов. Запрет на экспорт золота. Введение системы «биметаллизма» (использование серебра, помимо золота). Выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Закон о банковской деятельности. Разделялись депозитные и инвестиционные функции банков.

Денежная реформа — введение новой твердой валюты и изъятие обесцененных денег. Государство активно вмешивается в экономические процессы. Способы этого вмешательства были ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности.

4. Ценовая политика

Девальвация доллара, снижение золотого содержания доллара на 41%.

Свободное ценообразование, отмена административного распределения ресурсов.

5. Трудовые отношения и регулирование занятости

Направление безработных городских юношей на работу в лесные районы. Создание специальных рабочих лагерей, силами которых строились мосты, сооружения, прокладывались дороги.

Запрет набора новых служащих на предприятия и запрет на повышение окладов существующим работникам. Создание системы эффективной занятости, которая включала переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест, сокращение безработицы.

6. Налоговая политика

Не изменился уровень подоходного налога, но

доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1.5 раза. Отмена «сухого закона» и введение налога на спиртную продукцию.

Налоговые льготы инвесторам и предпринимателям.

7. Социальная политика

Появление социального бюджета — забота о престарелых, молодежи, инвалидах.

Защита и поддержка «слабых». Создание благоприятных условий для активного развития «сильным». Солидарность между «сильными» и «слабыми».

8.Промышленность

Закон о честной конкуренции. Предпринимателям предлагалось объединиться и выработать «кодекс честной конкуренции», который содержал бы пункты по установлению размера производства, размера заработной платы и продолжительности рабочего дня. Предлагалось также распределить ранки сбыта продукции.

Поддержка государством отраслей, испытывающих трудности: угольная и электротехническая промышленности, металлургия.

9. Сельское хозяйство

Поддержка фермерских хозяйств.

Предлагалось сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом государство взамен ликвидировало задолженности фермеров по кредитам.

Сельское хозяйство не было полностью переведено на систему рыночной экономики. Основу его функционирования составили положения постановлений об аграрном рынке ЕС, которые обеспечивали определенную минимальную защиту сельского хозяйства.

10. Внедрение научных методов в управление

«Новый курс» Рузвельта

Введение индикативного планирования (экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны). При реализации этого метода важными являются высокая квалификация разработчиков планов, разнообразие методов при реализации этих планов, выработка национального согласия.

11. Восприятие реформ населением

Разнородность политических и социальных устремлений групп населения затрудняла выбор методов вывода экономики страны из кризиса.

После Второй мировой войны население Германии было вымотано. Обещанные неудавшимися руководителями мир и процветание достигнуты не были. Люди получили только голод и разные запреты. Поэтому они были рады новым реформам и поддерживали их.

Заключение

Анализируя итоги политики “нового курса” США и ее историко-правовое значение следует отметить, что антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте.

Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая революция способствовали складыванию целостной, постоянно действующей системы ГМК в США. С этого времени совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.

Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны. В связи с обстоятельствами военного времени администрации Рузвельта сформировала несколько правительственных управлении, на которые было возложено просто централизованное управление связанными с войной отраслями экономики и трудовыми отношениями. Управление военного производства (1942) в годы войны представляло собой почти сверхминистерство экономики из 30 отделов с 22 тыс. служащих. Его распоряжения о размещении военных контрактов, заказов, о сокращении производства тех или иных видов продукции были обязательны. На военное управление труда (1942) возлагались задачи по контролю над ценами и заработной платой.

Всего таких управлений было создано до 20, и они значительно повысили степень вмешательства государства в экономику и трудовые отношения — не только на общеправовом, но и прямо на административном уровне.

Превалирование административного принципа регулирования экономики и социально-хозяйственных связей (созданием правительственных управлений, особыми полномочиями) было вызвано преимущественно условиями кризисов или военного времени. С началом экономической и социальной стабилизации (после Второй мировой войны) административное регулирование уступило место главным образом общеправовому.

В особенности законодательное сокращение государственного регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением вмешательства в авиаперевозки, финансовые операции и др.).

Вместе с тем законодательное регламентирование стало более детализированным. Специальные акты были посвящены поддержке малого бизнеса, охране окружающей среды.

Значительному ограничению производственная деятельность корпораций и производителей услуг подверглась после принятия целой серии законов и правил о защите гражданских потребительских прав (1960-е — 1970-е гг.).

Вместе с актами антитрестовского законодательства, законами о регулировании социально-хозяйственной сферы 1930-х гг. (кодифицированными в разделе 15 свода законов США) все они составили принципы весьма детализированного правового регулирования экономики, которое характерно для США конца XX в., (не нарушая основ экономики частной инициативы и свободной конкуренции).

Опыт США показывает, что:

1) для повышения результативности государственного регулирования экономики необходимо постоянно выявлять и устранять возникающие деформации, парализующие действие объективных рыночных механизмов саморазвития хозяйственной жизни общества. Это во многом определяется политической надстройкой общества, от которой зависит создание благоприятного инвестиционного климата для отечественного и иностранного капитала, стабильность норм и правил гражданского и делового поведения, обеспечение высокого морально-этического статуса власти;

2) государство должно функционировать не как самодовлеющая структура общества, а представлять собой ведущий элемент в многоукладной системе смешанной экономики, в которой каждый из укладов (мелкий, средний и крупный бизнес, корпорации и финансово-промышленные группы и т.п.) имеет собственные, органически присущие ему механизмы саморазвития, работающие созидательно только в условиях свободы и стабильного порядка в обществе. Задача всех ветвей власти в рамках их компетенции заключается в том, чтобы освобождать эти механизмы от ограничений и в максимально степени активизировать их политическими и законодательными мерами. Лишь на такой основе можно обеспечить независимость поступательного развития экономики и социальной сферы от текущей политической конъюнктуры.

Опыт Германии свидетельствует о том, что:

1) государственная активность должна быть сконцентрирована, прежде всего, на комплексной реализации принципов «либерального порядка» в экономике, при котором государство несет ответственность за: незыблемость институтов частной собственности; стабильность денежного обращения; открытость рынка и свободный доступ на него; свободу заключения договоров между хозяйствующими субъектами, за исключением тех, которые ограничивают свободу других субъектов экономики; создание таких правовых условий, при которых хозяйствующие субъекты несут полную имущественную

ответственность за результаты своих действий; постоянство экономической политики с целью обеспечения предсказуемых условий для инвестиционного процесса;

2) в социальном рыночном хозяйстве Германии ключевым элементом является конкуренция, исключающая какую-либо экономическую власть на рынке — будь-то со стороны монополий, интересов групп или государства. Поскольку конкурентный порядок в условиях спонтанного развития экономики неустойчив, подвергается угрозам со стороны мощных хозяйственных групп, требуется его постоянная защита и содействие со стороны государства;

3) эффективный рынок на базе наиболее полного развития конкуренции обеспечивает такое распределение доходов, которое стимулирует высокую производительность, инициативность и инновационную активность участников рынка. Так как в реальной действительности поведение рыночных субъектов не всегда рационально, а внешние «возмущающие» воздействия могут вносить нарушения в нормальный экономический процесс, требуется корректирующее государственное вмешательство как в сферу перераспределения доходов (для социального выравнивания), так и в структуру экономики; при этом в каждый данный момент необходимо строго учитывать допустимые временные и пространственные ограничения государственного вмешательства и использовать наиболее приемлемые инструменты для недопущения искажений рыночной системы, деформации конкурентного механизма.

Список используемой литературы

1. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства. Издательство «Норма», Москва 2000 г.

2. Крашенниникова Н.А. История Государства и Права Зарубежных Стран. Москва, 2000г.

3. Кредер А.А. Новый курс Ф.Д.Рузвельта. Москва, 2001 г.

4. Пикулъкин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 382 с.

5. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 438 с.

6. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под ред. В.И.Голубовича. М., 1997.

7. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920–1990 гг. / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1995.