Формы и методы работы экспертизы инвестиционного процесса

Формы и методыработы экспертизы по организации инвестиционного процесса

Содержание
 
1.Организация работы
2. Проведение экспертизы по принципу«одного окна»
3. Компьютеризация экспертизы иинформационное обеспечение
4. Глоссарий
5. Список используемой литературы

1. Организация работы
 
Среди элементов радикальнойэкономической реформы важное место занимают новые формы и методы организацииинвестиционного процесса. Экспертные органы привлекаются к тендерам напроектные и строительные работы, лицензированию и сертификации проектно-строительной и экспертно- консультационной деятельности, различным проверкам,аудиту, приватизации предприятий. Эти организации успешно ведут экспертноесопровождение программ и проектов, дают заключения по бизнес-планам иэкономическим обоснованиям проектов, участвуют в общественной экспертизе.
В настоящее времяполучает распространение система торгов подрядных работ (тендер подряда). Тендервключает следующие разделы:
· Объявление(приглашение к участию в торгах);
· Условияторгов и критерии оценки;
· Технико-экономическаяхарактеристика объекта;
· Формаоферты (комплекта документов, подтверждающих намерение претендента участвоватьв торгах) и проект контракта между заказчиком и победителем торгов.
В подрядных торгахмогут принимать участие любые российские и зарубежные предприятия и организациинезависимо от формы собственности, а если эта деятельность подлежитлицензированию на праве его осуществления. Запрещается участие в данных торгахпредприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую илифинансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства,финансового участия, холдинга и т.п. В торгах принимают участие все лица,пожелавшие выступить в качестве претендентов (оферентов). Основными участникамиподрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет,претенденты. Заказчик, организатор торгов, тендерный комитет в отдельныхпроцедурах торгов могут привлекать межведомственную комиссию по подряднымторгам, инженерно-консультационные и другие организации. Место экспертизы в этомпроцессе прослеживается на приводимой схеме (рисунок 1).
 />
Рисунок1 — Схема организации подрядных торгов и экспертизы поступающих предложений

Отбор потенциальныхисполнителей проекта ведется с участием группы экспертов, при этом каждыйспециалист оценивает претендента самостоятельно. Критериями отбора являются:архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок,стоимостные показатели по будущей стройке, реальные, архитектурные (инженерные)возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленнымпроектам, финансовое положение, продолжительность строительства, гарантиикачества и т.п.
При проведении торговзаказчик осуществляет следующие функции:
· Принимаетрешение о проведении подрядных торгов  и издает в связи с этим официальныйраспорядительный документ;
· Определяетлицо, которое будет выполнять функции организатора торгов, издает об этомсоответствующий распорядительный документ или заключает соответствующийдоговор;
· Контролируетработу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета черезсвоего представителя;
· Устанавливаетокончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов.
Тендернаядокументация включает техническую и коммерческую части. Техническая частьтендерной документации представляет собой:
· Описаниеи общую информацию о предмете и объекте торгов, в которой указываютсяместорасположение и назначение объекта, его основные технико- экономическиеданные, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов,подъездных дорог, а так же сроки строительства;
· Информациюо проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадкеобъекта;
· Техническиеданные объекта (проекта), общие положения, генеральный план,архитектурно-строительную часть (включая чертежи с объемно- планировочнымирешениями), водоснабжение и канализацию, отопление и вентиляцию,электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание иосновные характеристики технологического оборудования, а также требованияэкологической безопасности. Подрядчик имеет право использовать другоеоборудование с лучшими показателями, но не приводящие к ухудшению показателейпроекта в целом;
· организациюстроительства;
· описаниеработ (по видам и группам работ).
Коммерческаячасть тендерной документации включает
требованияв отношении:
· ценыи порядка ее определения;
· условийи сроков поставки;
· условийплатежа и графика платежа;
· источникафинансирования контракта;
· банковскойгарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работв соответствии с предоставляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.
Поусмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документацииможет быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования иответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) заневыполнение своих обязательств исходя из соображения экономическойцелесообразности. При проведении международных подрядных торгов тендернаядокументация составляется на русском и английском языках.
Дляучастия в торгах претендент должен представить следующие документы:
· заявкуна участие в подрядных торгах;
· временноепоручительство в форме гарантии банка;
· копиюплатежного документа, подтверждающего внесение первого задатка;
· расчетцены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения поосновным видам работ;
· пояснительнуюзаписку с приложением необходимой экономической и технологической документации.
Оценкуоферт осуществляет оценочная комиссия, формируемая тендерным комитетом в составезаказчика (организатора торгов), проектных, экспертных и других организаций.Отдельно оцениваются техническая и коммерческая части оферт. Оценка офертосуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом.Критерии оценки каждого раздела технической части оферты определяются тендернымкомитетом. Оценка коммерческой части оферты проводится исходя из сопоставимостицен по коммерческим условиям. При этом в коммерческой части отражаются разделы:общая стоимость строительства с разбивкой по видам работ и удельные стоимостныепоказатели по всем видам работ и оборудованию.
Врезультате рассмотрения предложений оферентов по каждой оферте составляетсяотчет, в который помимо таблиц балльной оценки входят текстовое заключение потехнической части оферты, а также рекомендации тендерному комитету. Заключениеподписывается всеми участниками оценочной комиссии и предусматривает выбор двух- трех оферентов, оферты которых являются наиболее приемлемыми, для болеетщательного анализа их предложений и выбора из них победителя. Информация обитогах оценки оферт не сообщается лицам, официально не имеющим отношения кпроцедуре оценки. Члены тендерного комитета, оценочной комиссии и привлеченныеэксперты несут ответственность за разглашение данной информации. В соответствиис Положением о подрядных торгах в РФ (от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18 — 7) идополнениями к нему оферта победителя торгов подлежит в обязательном порядкеэкспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России. Претендент имеет право: получатьот тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядкупроведения подрядных торгов; обращаться в тендерный комитет с просьбой оботсрочке предоставления оферты в письменной форме. С момента регистрации офертыпретендент приобретает статус оферента. Победитель торгов имеет право назаключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной имофертой, составленной в соответствии с тендерной документацией.
Припроведении подрядных торгов надо строго следить за стоимостью строительства,так как подрядчики зачастую завышают ее. Большее внимание надо обращать натехнико-экономические обоснования с учетом прогнозируемой по годам инфляции,стоимости материалов и комплектующих изделий, изменения затрат на зарплату ипроцентных ставок по банковским кредитам. В целом, экспертный анализ долженбыть глубоким, что должно способствовать объективной оценке и правильномувыбору победителя торгов.
Вэкономической реформе важное место также занимает приватизация. Приватизацияпредприятий, строительных организаций и других подразделений означает переходсобственности, а значит, и прав по управлению из рук государства к отдельнымгражданам, а также предприятиям, банкам и фирмам, представляющим негосударственный, а частный сектор экономики.
Составлениюплана приватизации должно предшествовать комплексное обследование предприятия сточки зрения его технического, финансового и экологического состояния (аудит),чтобы покупатель имел исчерпывающую информацию об объекте приватизации. Этуработу обычно ведут эксперты. Обследование предприятия дает возможностьГоскомимуществу и комиссии по приватизации иметь информацию о дальнейшемпорядке деятельности предприятия, о необходимости его преобразования,реорганизации из-за сложившихся рыночных условий, его технического состоянияили других обстоятельств. В процессе обследования выясняются все сильные ислабые стороны предприятия. Намечаются мероприятия по ликвидации узких мест вдеятельности организации, определяется примерный объем необходимых инвестицийдля ликвидации недостатков.
Имеярезультаты обследования, покупатель и трудовой коллектив имеют полнуюинформацию о предприятии: не только о его состоянии, но и о том, что егоожидает в ближайшем будущем и в перспективе
Экспертноесопровождение — также одна из новых форм деятельностиэкспертных органов (фирм, организаций), при которой экспертиза участвует впроцессе технико-экономического обоснования инвестиций, разработке заданий напроектирование, проектировании, строительстве объекта, вплоть до ввода его в эксплуатацию.В конкретных условиях договором сторон рамки участия экспертизы могутрасширяться или сужаться. Такая система помогает осуществлять постоянныйконтроль за проектированием, а также принимать меры, предупреждающие отклоненияот норм и неоправданное увеличение затрат на строительство.
Многовариантныеисследования на начальной стадии, направленные на поиск проекта с наиболеепрогрессивными решениями и максимальной экономией ресурсов, учет общественногомнения, позволяют еще до начала проектирования тщательно проработатьтехнико-экономическое обоснование будущего объекта.
Осуществлениеэкспертизы проектов в процессе их создания, а не конечной проектной продукции,предупреждает отклонение от норм, ведет к уменьшению затрат ресурсов настроительство, повышает качество строительства и сокращает срокиинвестиционного процесса.
Экспертноесопровождение наиболее важной градостроительной документации и техническисложных объектов строительства становится одной из основных форм экспертнойдеятельности.
Этапамиэкспертного сопровождения могут быть:
· обоснованияэффективности проекта;
· составлениезадания на проектирование;
· оказаниеконсультационных и экспертных услуг в ходе разработки проектной документациикак по отдельным ее разделам или выполненным частям, так и в целом;
· подготовказаключения по законченной документации для принятия решения об ее утвержденииили согласовании;
· контрольза ходом строительства в соответствии с утвержденным проектом;
· контрольза вводом объекта в эксплуатацию.
Привлечениеэкспертных органов на ранних стадиях разработки проектной документациипозволяет заказчику и проектировщику принимать наиболее оптимальные решения,сокращая при этом сроки инвестиционного цикла. Организация дела таким образомнаиболее полно воплощает возможности экспертизы. Одной из основных задачэкспертного сопровождения является консультативное участие экспертного органа впроцессах подготовки исходных данных для проектирования и разработки проектнойдокументации с целью обеспечения его высокого качества. Заказчик поручаетэкспертному органу оперативно рассматривать и давать экспертную оценку полнотыи глубины содержания всех исходных данных на проектирование, включая задание наразработку ТЭО или проекта, технические условия на присоединение инженерныхкоммуникаций, акт выбора участка для строительства объекта, предписаниянадзорных органов, топографические материалы, задание на производствоинженерных изысканий или материалы этих изысканий, договор на разработкупроектной документации и другие материалы. В оперативном порядкерассматриваются архитектурно-планировочные, технологические, конструктивные идругие проектные решения. Организация работы экспертов позволяет корректироватьисходные данные и проектные решения в процессе их подготовки и разработки безпотерь времени на комплектование, доработку и вторичное рассмотрение.
Экспертноесопровождение процесса проектирования наиболее целесообразно проводитьспециально созданной комплексной бригадой экспертов, в состав которойвключаются специалисты по всем разделам разрабатываемой проектной документации.Допускается включение в состав бригады и нештатных экспертов. Назначаетсяруководитель этой бригады, в обязанности которого входят общая координацияработы и составление итогового экспертного заключения. Каждый экспертустанавливает непосредственные контакты со специалистами-разработчиками своегораздела проектной документации и несет персональную ответственность за своидействия и решения. Наряду с этим рекомендуется периодически проводитьколлективное обсуждение рассматриваемых и принимаемых решений на техническихсовещаниях в проектной организации, у заказчика или в органе экспертизы.Учитывая, что при экспертном сопровождении все специалисты- экспертырассматривают документацию в рабочем порядке в процессе ее создания и по ихзамечаниям проектные организации корректируют проектные решения также в рабочемпорядке, официальное направление проектной документации на доработку непроизводится. Кроме того, в случаях, когда проектные организации испытывают затрудненияв принятии оптимальных градостроительных, архитектурно-планировочных,технологических, конструктивных и других проектных решений, они могутсамостоятельно заключать договоры с экспертными органами на оказаниетехнической помощи и экспертно-консультационных услуг в процессе разработкиодного или нескольких разделов проектной документации.
Взависимости от сроков проектирования, значимости и сложности объекта стоимостьэкспертного сопровождения рекомендуется определять на договорной основе впределах 3 — 7% стоимости разработки одной или нескольких стадийпроектирования, подлежащих экспертному сопровождению. Затраты на экспертноесопровождение включаются в главу 12 сводной сметы на строительство объекта.Очень серьезным аргументом в пользу организации экспертного сопровождения наранних стадиях проектирования является участие общественности в обсуждениипроектов. Пренебрежение этим ведет к очень большим потерям. Экспертноесопровождение проектов на ранних стадиях проектирования позволяет наиболееполно учесть мнение общественности, избежать многих ошибок и просчетов присоздании проектов.
2. Проведениеэкспертизы по принципу «одного окна»
 
Существовавшийв СССР порядок предусматривал проведение экспертизы предпроектной и проектнойдокументации в сжатые сроки в основном отраслевыми министерствами и ведомствамиСССР (по всем входящим в их систему стройкам), Главгосэкспертизой Госстроя СССРи советами министров союзных республик (Госстроями союзных республик). Приэтом: предпроектная документация по особо крупным и сложным предприятиям исооружениям рассматривалась в Госплане СССР Государственной экспертнойкомиссией (с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР), а по крупным и сложнымпредприятиям и сооружениям — в Главгосэкспертизе Госстроя СССР и Госплане СССР.Проекты строительства наиболее крупных и важных предприятий, зданий исооружений рассматривалась Госстроем СССР с участием ГКНТ СССР и ГоскомценСССР. Общий срок согласования и экспертизы документации не превышал трехмесяцев, в том числе срок согласования материалов заинтересованнымиорганизациями и органами государственного надзора был установлен 15 дней, а вотдельных случаях до 30 дней. Оплата экспертизы ее заказчиком не производилась.
В90-е годы несколько раз реформировалась структура управления народнымхозяйством Российской Федерации, были приняты законы, которыми определенаобязательность проведения специализированной экспертизы (отдельных разделов ичастей предпроектной и проектной документации) рядом федеральных органовисполнительной власти: МЧС России (госэкспертиза по предупреждению чрезвычайныхситуаций); Минтрудом России (госэкспертиза условий труда); МПР России(госэкспертиза в области экологии, использования и охраны водных объектов инедр); Госгортехнадзором России (экспертиза промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов). Необходимо подчеркнуть, что при этом каждый органспециализированной экспертизы, в который вынужден обращаться инвестор(заказчик), устанавливает свои условия и правила проведения экспертизы.Например, экспертные организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России,зачастую требуют представления на экспертизу документации проекта практически вполном объеме. Общий срок рассмотрения, установленный нормативными документамиГосгортехнадзора России, составляет до шести месяцев, при этом инвестор долженобращаться в несколько инстанций и каждый раз заключать договора на выполнениеэкспертных работ. Порядок проведения государственной экологической экспертизыпредусматривает также рассмотрение документации в полном объеме в срок дочетырех месяцев, а в отдельных случаях до шести месяцев. В случае внесения вдокументацию изменений по замечаниям других экспертных органов она вновьподлежит экологической экспертизе в том же порядке. С учетом результатовспециализированных экспертиз, после которых предпроектная и проектнаядокументация может быть утверждена, проводится государственная экспертиза, восновном, Главгосэкспертизой при Госстрое России и ее территориальнымиорганами.
Врезультате сложилась ситуация, когда инвестор вынужден, в лучшем случае, втечение года обращаться в 10 — 15 инстанций, занимающихся проведениемэкспертизы. Кроме того, не регламентирована стоимость проведения экспертизы поотдельным направлениям, что создает условия неконтролируемости в оценкестоимости экспертных работ. Суммарные затраты на согласование и экспертизудокументации в отдельных случаях превышают сроки и стоимость ее разработки.Такое положение вызывает справедливые нарекания заказчиков (инвесторов) иорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этих условияхпостановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 огосударственной экспертизе перестало выполнять необходимые организующие началаи требовало совершенствования.
Вцелях коренного изменения ситуации, упорядочения процедуры и сокращения сроковпроведения государственной экспертизы, создания благоприятных условийдеятельности для инвестора Госстрой России внес, а Правительство РоссийскойФедерации приняло постановление «О Порядке проведения государственнойэкспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации иутверждении проектной документации объектов строительства в РоссийскойФедерации» (№ 1008 от 2000 г.). Проект постановления определяет единую основуорганизации и проведения государственной экспертизы с участием всех федеральныхорганов контроля и надзора, имеющих право по законодательству РоссийскойФедерации проводить экспертизу. Указанным документом предусматривается, чтоинвестор (заказчик) обращается в один орган государственной экспертизы(Главгосэкспертизу при Госстрое России на федеральном уровне территориальныйорган государственной вневедомственной экспертизы — на региональном уровне),который обеспечивает opi низацию и проведение государственной экспертизы(принци «одного окна»). Реализация этих мер позволяет сократить ером проведениягосударственной экспертизы до трех месяцев.
Документотвечает основным направлениям, установленных планом действий ПравительстваРоссийской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики,соответствует российскому законодательству и не требует привлечения бюджетныхсредств.

3.Компьютеризацияэкспертизы и информационное обеспечение.
Мирразвивается по пути широкого использования информационных технологий, опирающихсяна компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств вэкспертную деятельность связано с переходом к широкому использованиюперсональных компьютеров, программных средств и появлением возможности ихобъединения в локальные сети; развитием модемной техники, обеспечивающейвозможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым,государственным и коммерческим банкам данных.
ГлавгосэкспертизойРоссии с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполненцикл соответствующих работ. Выработана концепция совершенствованияинформационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, которая была одобренана Экспертном совете и принята для реализации. Главк, по сути, сталинформационно-методическим центром системы и вобрал в себя широкий спектринформации, необходимой как при разработке, так и при экспертизеградостроительной документации и проектов строительства. Главк располагаетнеобходимыми законодательными, нормативными, методическими, организационными документами,а также обзорно- аналитическими и другими материалами о развитии тех или иныхотраслей народного хозяйства, охране среды, занятости населения, новыхтехнологиях и т.д. Банки данных непрерывно пополняются, осуществляется связь иобмен материалами с системой специализированных информационных центров (рисунок 2). Вовлечение информационных ресурсов этих и других организаций в работуэкспертов государственной вневедомственной экспертизы на основе использованиявычислительной техники повышает обоснованность их заключений. В Федеральномагентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредоточенозначительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» идр.). При необходимости Главгосэкспертиза может выйти и на разработчиков этихсистем.
/>
Рисунок2 — Схема информационных связей Главгосзкспертизы России.

В основуконцепции совершенствования информационного дела органов государственнойэкспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечениядолжна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспергизы России, еетерриториальных органов, министерств и ведомств, Президента, ПравительстваРоссии, международные базы данных были доступны и могли быть использованы вработе с минимальными затратами времени.
Всеэто, естественно, направлено на повышение качества работы и экономию времени.Цель создания информационной системы Главгосэкспертизы России — это обеспечениедеятельности органов экспертизы в условиях рыночной экономики на основеиспользования современных технологий обработки, передачи и отраженияинформации. Система должна осуществлять информационный обмен между федеральныминформационным фондом, объединяющим информационные ресурсы отрасли, и базамиданных абонентов, которые одновременно должны быть потребителями ресурсовсистемы и источниками первичной информации для нее. Обязательным условиемподключения для всех абонентов системы является совместимый компьютер, принятыймодем и телефонный канал связи.
Исходяиз этих предложений, были определены направления совершенствования системыинформационного обеспечения органов государственной экспертизы:
· отказот используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход насовременные системы связи — телекоммуникационные компьютерные сети;
· расширениесостава документов, получаемых Главгос- экспертизой;
· расширениесостава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органовэкспертизы;
· организацияработы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных;
· созданиепри Главгосэкспертизе специального Информационного центра;
Вкачестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат»и др. Ниже приводятся фрагменты этих материалов.
Система«Право»
Видыдокументов:
П- постановление Правительства Российской Федерации;
П1- приложение к постановлению Правительства Российской Федерации;
Р- распоряжение Правительства Российской Федерации;
РП- распоряжение Президента Российской Федерации;
РП1- приложение к распоряжению Президента Российской Федерации;
Р1- приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации;
РЗ- распоряжение заместителя председателя Правительства Российской Федерации;
Р31- приложение к распоряжению заместителя председаю- ля Правительства РоссийскойФедерации;
У- Указ Президента Российской Федерации,
У1- приложение к Указу Президента Российской Федерации.
Классификаторысистемы:
1.Вопросысельского хозяйства, развития агропромышленного комплекса.
2.Вопросыкультуры, образования, туризма, спорта.
3.Вопросыорганизации управления, технической политики, науки.
4.Вопросысоциальной политики, труда и занятости, социальной защиты.
5.Вопросывнешнеэкономических связей, международных отношений.
6.Вопросыоборонного комплекса, конверсии.
7.Вопросыпромышленности и материально-технического обеспечения.
8.Вопросыэкологии и природопользования.
9.Вопросытранспорта и связи.
10.Вопросыстроительства, архитектуры, жилищно- коммунального хозяйства.
11.Вопросыторговли и бытового обслуживания, материальные ресурсы.
12.Вопросыфинансов, бюджета, ценообразования, индексирования.
13.Вопросыэкономического развития.
14.Вопросыфедерации, национальных отношений, СНГ.
15.Вопросыкадровые.
16.Вопросыприватизации.
17.Вопросыздравоохранения.
18.Вопросыюридические.
19.Вопросыпечати, информации, телевещания.
20.Вопросывоенные, безопасности и защиты государства.
21.Вопросыстихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
22.Вопросыгуманитарной помощи.
23.Вопросыпоощрений.
Система«Гарант»
Основныетемы документов:
1.Экономическоезаконодательство.
2.Банковскаядеятельность.
3.Организациятаможенного контроля.
4.Землепользование,недропользование, природоохрана.
5.Московскоезаконодательство.
6.Типовыеформы правовых документов.
Система«Экостат»
1.Аналитическиематериалы, записки.
2.Прогнозы.
3.Общиесведения, характеристика территорий, предприятий и организаций.
4.Важнейшиепоказатели экономического и социального развития.
5.Население.
6.Уровеньжизни, цены, благосостояние населения и охрана окружающей среды.
7.Основныефонды.
8.Результатыдеятельности.
9.Затраты,себестоимость, потери, хищения.
10.Эффективность,удельные показатели.
11.Финансы.
12.Крупныехозяйственные объекты, монополисты.
13.Удельныйвес, место, доля региона (паспорта регионов).
14.Внешняяторговля.
15.Межрегиональныйтоварообмен в России, со странами СНГ й ближнего зарубежья.
16.Регистрпромышленных предприятий.
17.Странымира.
Использованиемодемной связи, а это — оперативность, качество, актуальность материалов — даетзначительный эффект и рассматривается как одно из перспективных направленийработы с местными органами экспертизы. Внедрение в практику работы электроннойпочты Администрации Президента РФ позволяет за несколько минут получатьнеобходимую информацию, что значительно расширило возможности ГлавгосэкспертизыРоссии и ее территориальных органов.
Переходк использованию телекоммуникационных сетей позволяет также получить широкуюнаучную, рекламную и коммерческую информацию. Так, система SEDAB даетвозможность иметь подробную информацию о более чем 200 000 предприятиях бывшегоСССР и ведущих стран Запада, предлагающих оборудование, товары и услуги, вестипоиск фирм-производителей по более чем 40 000 наименований товаров и услуг.Телекоммуникационные сети также открывают возможность выходить на иностранныебанки данных. Московская территориальная экспертиза эту задачу решаетподключением к системе RELKOM.
Говоряо совершенствовании информационного обеспечения, нужно подчеркнуть, что впрактике работы Главгосэкспертизы России все большее место занимает система«Кодекс», которая обеспечивает доступ к обширной электронной юридическойбиблиотеке, содержащей полные тексты законодательных и нормативных актовРоссийской Федерации, документов региональных органов государственной власти,международных соглашений, комментариев к нормативным документам, образцыдоговоров и деловых документов, а также другие правовые и информационныематериалы. Разделы базы данных «Кодекс» включают более 100 тысяч документов иматериалов. Средства поиска, выборки и сортировки документов позволяют искатьнормативные акты по тематике, виду, принимающему органу, номеру, дате,фрагменту наименования документа или его текста, по другим признакам ипроизвольным их комбинациям. Приблизительный контекстный поиск позволяетэффективно отыскивать документы и материалы в условиях, когда вы.затрудняетесьточно сформулировать поисковый запрос.
ГлавгосэкспертизаРоссии совместно с консорциумом «Кодекс» создала и непрерывно обновляет подсистему«Стройэксперт-Кодекс», которая включает подборку документов строительнойтематики, что еще больше упрощает поиск материалов.
Расширяютсясвязи Главгосэкспертизы России. Заключено оглашение о взаимодействииГлавгосэкспертизы России и Российского экологического федеральногоинформационного агентства (РЭФИА), которое предусматривает обмен информацией нетолько по законодательным и нормативным материалам, но и введениями о состоянииокружающей природной среды по регионам России.
Аккумулируяинформацию, систематизируя ее, в Главгосэкспертизе России формируют банкиданных, представляющие ценный информационный ресурс. К использованию этогоресурса проявляют интерес заказчики, проектировщики, подрядчики, банковскиеструктуры. Со многими из них заключены соглашения об оказании информационныхуслуг, и потребность в них постоянно возрастает. Поэтому расширение различныхисточников получения информации, повышение ее качества, оперативность передачии т. д. — все это является важным направлением работы.
Компьютеризацияпронизывает многие аналитические процессы. При оказании экспертно-консультативныхи аудиторских услуг, приватизации предприятий, проведении торгов (тендеровподряда) Главгосэкспертиза России, ее органы на местах используют различныепрограммы. Это тот инструмент, без которого невозможен профессиональныйфинансовый и инвестиционный анализ планируемых проектов или действующегопредприятия в условиях реформируемой экономики, характеризующейся высокимитемпами инфляции, глубокими структурными изменениями в системе ценообразования,параллельным использованием конвертируемой и неконвертируемой валют,нестабильностью платежей, поставок и рыночного спроса. Программное обеспечение позволяетэкспертам провести посредством многокритериального анализа экспертизуинвестиционного проекта, рассчитать интегральный показатель уровня эффективностипроекта.
Новыеэкономические условия в стране вызвали необходимость создания методологииформирования договорных (контрактных) цен на строительную продукцию, а такжеобеспечения соответствующего контроля сметной стоимости в процессе экспертизы,проектирования и строительства. Эти задачи в Главгосэкспертизе России решаютсяпрограммно-методическим компьютерным комплексом по расчету сметной стоимостистроительства в базисном, текущем и прогнозируемом уровнях цен на базересурсно-индексного метода.
ГлавгосэкспертизаРоссии постоянно накапливает и обновляет программную продукцию для расчетовинженерных конструкций, теплотехнических качеств зданий и сооружений, расчетуразличных линейно-протяженных систем. По сложным проектам, где расчетыосуществлялись по специальным программам, запрашиваются эти программныесредства, проводится их проверка.
Теманаучной организации труда эксперта, сокращения времени на проведениеэкспертизы, точности и полноты формулировок в заключениях решаетсяпрограммно-информационным комплексом «Блицэксперт». С помощью этой программыформируются тексты заключений на основе последовательной компоновки фрагментовиз специализированного свода замечаний, подготовленного ведущими специалистамиГлавгосэкспертизы России. «Блицэксперт» — это соединение одноименногопрограммного средства, введенной экспертом базы данных и некоторых элементовбазы знаний. Программное средство представляет собой специализированнуюнадстройку над любым из распространенных текстовых редакторов. База данных — это,в данном случае, библиотека проблемно-ориентированных текстовых фрагментов. Вкачестве элементов базы данных здесь используются заложенные в алгоритмыанализа проектной документации знания и опыт специалистов. Программаобеспечивает максимальную полноту и качество подготовки экспертных заключений,а также сокращает время их составления.
Программноесредство разработано СП «Коминфо» по заказу Государственной вневедомственнойэкспертизы и ассоциации «Росэксперт». Как и любой текстовой редактор,«Блицэксперт» может использоваться для компоновки любых текстов с четкойструктурой и высокой унификацией словосочетаний. По существу, тиражируютсяразличные версии, настроенные на формирование соответствующих локальныхзаключений по отдельным разделам проектов. Поскольку «Блицэксперт» предназначендля формирования текста заключения, то к моменту обращения к нему экспертдолжен:
· изучитьпредставленный на экспертизу проект или раздел;
· подобратьпрогрессивные аналоги и провести сопоставление;
· прийтик определенным выводам по качеству проектных решений;
· оказатьсяперед необходимостью составления текста заключения.
Следующаяв таком случае задача — отыскать одно из старых заключений (сводных илилокальных соответственно), и применить его еще раз с некоторой корректировкой(задача № 1), или сформировать локальное заключение по одному изспециализированных разделов проекта (задача № 2), или сформировать сводноезаключение по совокупности всех разделов (задача № 3).
Всябазовая информация, «встроенная» в «Блицэксперт», делится на пять групп:
· перваягруппа фрагментов — «штампы», т. е. различные виды утверждений и согласований;
· втораягруппа фрагментов — «вводные части», которые включают основные реквизитыпроектов: наименования объекта, заказчика, генпроектировщика и т. д.
· третьягруппа фрагментов — таблицы. Как уже указывалось выше, к этой группе относятсятолько такие таблицы, которые размещаются первыми перед основным текстомзаключения;
· четвертаягруппа фрагментов — наборы фрагментов текстов и таблицы для формированиясоответствующих локальных и сводных заключений;
· пятаягруппа фрагментов- нормативно-справочная информация, которая также расчленена нафрагменты. Но эти фрагменты не собираются в текст, а служат подсказками длявозможного использования при работе над каждым подразделом.
Вразличной комплектации эта система широко используется территориальнымиорганами вневедомственной экспертизы России.
4. Глоссарий
 
Экспертиза– это комплекс взаимосвязанных мероприятий и действий, результатом которыхявляется заключение по объекту экспертизы.
Инспектирование- контрольи надзор за выполнением установленных законов, правил, инструкций и директивныхуказаний;
инспектировать– проверять правильность действий.
Инвестиционный проект- совокупностьорганизационно- технических и финансовых мероприятий, направленных настроительство, реконструкцию, ремонт нежилых помещений и модернизациюинженерного обеспечения, технологического оборудования предприятий с цельюразвития социально-производственной инфраструктуры города.

Используемая литература
1. Экспертиза и инспектированиеинвестиционного процесса, учебное пособие  Леванкова Т.Е., Чертоляс Н.Ф.