Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях

Об анимационной деятельности в туристских и
спортивно-оздоровительных учреждениях

Кандидат педагогических наук И.И. Булыгина, Кандидат
технических наук, директор Института менеджмента иностранного туризма,
Российской международной академии туризма Н.И. Гаранин, Российская
международная академия туризма, Сходня, Моск. обл.

В
последнее время все больше туристских предприятий и спортивно -оздоровительных
учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как
анимация.

Слово
это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля.
Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских
предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях.
Очень часто, произнеся слово “аниматор”, тут же поясняют:
“массовик-затейник”. Однако современное понятие анимации несколько
шире.

Анимация
в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению
специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы
включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры,
хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор
– специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных
анимационных программ.

Под
анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом
план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых,
познавательных и любительских занятий.

Кроме
понятия “анимационная программа” часто используется понятие
“анимационное мероприятие”, которое является составной частью
анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на
день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные
соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Таким
образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей,
восстановления (рекреации) их здоровья.

Однако
интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные
эмоции, а у других – прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных
анимационных программ зависит от многих факторов:


возраста участников или зрителей;


уровня образованности;


пола;


этнической принадлежности;


настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Именно
поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в
запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные
вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы
анимационных служб на туристских предприятиях.

Для
того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их
правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у
специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности,
права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать
систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы
видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Организация
призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то
есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов.
Организация анимационной деятельности как составная часть технологического
процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности
всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы
в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

Как
правило, таких структурных подразделений несколько.

У
каждого организатора свое поле деятельности:


Организатор спортивно -оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю
гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры,
спортивные соревнования и праздники;


Организатор развлекательных программ занимается разработкой сценариев,
подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;


Организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;


Организатор туристско -экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий,
подбирает экскурсоводов и пр.;


Менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов.

Нередко
в обязанности менеджера на отечественных российских предприятиях входит также
решение коммерческих вопросов, вопросов организации рекламной кампании и многих
других, что, конечно, отражается на качестве работы.

К
сожалению, немногие туристские и лечебно-профилактические учреждения могут
позволить себе создание полноценной анимационной службы. В большинстве из них
один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и
поют, и танцуют, и  спортивные
соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио и т.д. При
этом вызывают недовольство у собственного руководства, тоскующего об анимации
“не хуже, чем в Турции”, выплачивая минимальную зарплату своим
работникам.

Такая
организация труда в современных туристских учреждениях уже неприемлема, и
любому грамотному менеджеру это понятно. Характерными чертами современной
анимационной деятельности являются высокий уровень культурно -технической
оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов
организации и высокий художественный уровень.

Качество
анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими
находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических,
речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных
программ.

Отсюда
логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные
российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро
нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь планировать его,
общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных,
увлекательных анимационных программ.

Именно
поэтому перед учебными заведениями стоит проблема повышения качества подготовки
специалистов данного профиля.

В
общих чертах суть стратегии профессиональной подготовки заключается в
следующем:


подготовка специалистов с учетом потребностей туристских предприятий;


разработка новых учебных курсов, обеспечивающих качество подготовки
специалистов;


использование в процессе обучения новых образовательных технологий;


увеличение числа практических занятий, стажировок (в том числе и заграничных)
для отработки на практике навыков разработки и реализации анимационных программ
для разных категорий отдыхающих.

Таким
образом, в новой структуре профильного обучения необходимо постоянно обновлять
программы и методику учебного процесса. Необходимо также создание отраслевого
банка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий для составления программ
туристского отдыха на местах с учетом региональных особенностей, а также
типовых планов обслуживания туров и типовых планов организационно -технических
мероприятий для реализации туров.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru