Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению

Курсоваяработа
Влияниеличностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению
Выполнила:
Cаматова Ильнара
Елабуга 2008г.

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения способности человека кпреодолевающему поведению
1.1      Сущностьпреодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения
1.2      Анализ понятия«стресс» в научной литературе
1.3      Основные подходык определению темперамента
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностейна способность человека к преодолевающему поведению
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученныхрезультатов
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Современное обществохарактеризуется воздействием определенного числа стрессогенных факторов:усложнение современного производства, вызванного научно-технической революцией,постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность ееинформацией, различного рода аварии и катастрофы, нестабильноесоциально-экономическое положение в стране, зачастую порождает у людейпсихическую напряженность и предъявляет повышенные требования кстрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающимпреодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях.Крайней формой проявления психической напряженности является стресс, которыйможет препятствовать личностному развитию человека. Теоретические основыпроблемы преодолевающего поведения только начинают разрабатываться, они тесносвязаны с проблемой стресса. Преодолевающее поведение и стресс – дванераздельных для человека процесса.
Актуальность исследованияобусловлена также и тем, что новая социально-экономическая и политическаяситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействиемхронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. В такихусловиях значительная часть общества оказалась неспособной успешно преодолеватьстрессогенное влияние неблагоприятных факторов социальной среды и успешноадаптироваться к новым условиям. Это во многом связано со слабойсформированностью преодолевающего поведения, выбором неадекватныхкопинг-стратегий и слабостью психологических копинг-ресурсов у различных слоевнаселения. Выбор стратегии преодолевающего поведения во многом зависит отличностных особенностей человека.
Особое внимание такженеобходимо обратить на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни,могут оказывать на человека не только неблагоприятное влияние. Такие ситуациимогут пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычныхнестрессовых условиях.
Таким образом, влияниеличностных особенностей человека на преодолевающее поведение является одной изактуальных и нерешенных проблем. Изучение данной проблемы далеко от завершения.Отсюда вытекает актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическаязначимость.
Целью работы явилось исследование влиянияличностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению.
Объект исследования – студенты Елабужскогогосударственного педагогического университета.
Предмет исследования – личностные особенности испособность человека к преодолевающему поведению.
Гипотеза исследования – личностные особенности человекавлияют на выбор стратегии преодолевающего поведения.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.        Обосноватьтеоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающемуповедению.
2.        Проанализироватьпонятие «стресс» в научной литературе.
3.        Датьхарактеристику основным подходам к определению «темперамента».
4.        Провести эмпирическоеисследование влияния личностных особенностей на преодолевающее поведение.
5.        Проанализироватьи интерпретировать полученные результаты.
Методы исследования:
1.        Изучениелитературы, систематизация научных знаний.
2.        Тестирование.
3.        Статистическаяобработка данных.
Теоретическая значимостьисследования состоит в оценке значимости различных социально-психологических,индивидуально- психологических и индивидуально-типологических качеств личностив детерминации преодолевающего поведения. На основе теоретического анализалитературных данных и результатов экспериментальных исследований обоснованаконцепция и психологические механизмы преодолевающего поведения.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышениюэффективности формирования преодолевающего поведения, а также в возможностииспользования полученных результатов для разработки рекомендаций иконсультировании по формированию преодолевающего поведения.
Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главерассмотрены теоретические аспекты изучения способности личности кпреодолевающему поведению Первая глава состоит из трех параграфов. Во второйглаве изложены результаты эмпирического исследования влияния личностныхособенностей на способность человека к преодолевающему поведению. В заключениипредставлены основные результаты работы.

Глава I. Теоретические аспекты изученияспособности человека к преодолевающему поведению
 
1.1     Сущностьпреодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения
На протяжении всей жизнипрактически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективнопереживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание такихситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своегоместа в нем. Преодолевающее поведение есть индивидуальный способ взаимодействияс ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизничеловека и его психологическими возможностями. Под «копингом» подразумеваютсяпостоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попыткисправиться со специфическими внешними или / и внутренними требованиями, которыеоцениваются как напряжение или превышает ресурсы человека с ними справиться.
Проблема «копинга»(совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии вовторой половине XX века. Одним изпервых к проблеме копинг-поведения обратился А. Маслоу. Первоначально понятие«копинг-поведения» использовалось в психологии стресса, и было определено каксумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом дляослабления влияния стресса. Психологическое предназначение копинга состоит втом, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Р.М.Грановская и Н. Никольская отмечает, что понятие «копинга» по своему содержаниюблизко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитныхмеханизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых исознательное использование вторых. Преодолевающее поведение характеризуетсяосознанной конструктивной активностью личности, включающее в себя произвольныйвыбор; цель такого поведения – пережить события, не уклоняясь от неприятностей.Психологическая же защита подразумевает отказ от решения проблемы и связанные сэтим конкретные неосознаваемые действия ради сохранения комфортного состояния.[2]
Копинг-поведениевозникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризиснаяситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства иопределенного отношения к нему человека в зависимости от степени егозначимости, которая сопровождается эмоционально-поведенческими реакциямиразличного характера и степени интенсивности. [4]
В последнее время впсихологии все больше внимания уделяется изучению преодолевающего поведения.Оно является одним из центральных аспектов современных теорий стресса.Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, которыйпомогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.
Психологическоепредназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образомадаптировать человека к различным ситуациям путем овладения, ослабления илисмягчения этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации.Понятие преодоление охватывает широкий спектр человеческой активности, включаяв себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т.е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемойзадачи. [26]
В зарубежной психологииработы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются со второйполовины XX века. В работе немецких авторовиспользуется термин «bewaltigung» (преодоление). Отечественные исследователи понятие «копинг-поведения»интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление.Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека сзатруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и сличностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
Понятие «копинг»интерпретируется по-разному в разных психологических школах.
Первый подход –неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы,направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных,моральных, социальных и мотивационных структур личности в процесс совладания спроблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемывключаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такиемеханизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания спроблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальнойдействительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основанииодинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами впреодолении проблем.
Второй подход определяеткопинг как качество личности, позволяющие использовать относительно постоянныеварианты ответа на стрессовые ситуации. А Биллингс и Р. Моос выделяют триспособа совладания со стрессовой ситуацией.
1.        Копинг,нацеленный на оценку, — преодоление стресса, включающее в себя попыткуопределить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии:логический анализ, когнитивная переоценка и др.
2.        Копинг,нацеленный на проблему, — совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать,уменьшить или устранить источник стресса.
3.        Копинг,нацеленный на эмоции, — преодоление стресса, включающее в себя когнитивные,поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшитьэмоциональное напряжение и поддержать эффективное равновесие.
В третьем подходе копингвыступает как динамический процесс, который определяется субъективностьюпереживания ситуации и многими другими факторами. [3] В настоящее время широкоераспространение получило два основных подхода к изучению преодоления,предложенные Лазарусом и Фолькманом: проблемно-ориентированный копинг (усилиянаправляются на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированныйкопинг (усилия направляются на изменение собственных установок в отношенииситуации). Проблемно-ориентированное преодолевающее поведение направленно нарациональное разрешение конфликта или кризиса с помощью конкретных действий.Проблемно-ориентированное преодоление включает такие формы поведения, как поискинформации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью и т. п.
Эмоционально-ориентированноепреодолевающее поведение направлено на психологическую адаптацию (совладание) кнеразрешимому или неразрешенному конфликту, а также к психологическимпроблемам, возникающим в процессе проблемно-ориентированного разрешенияконфликта. Преодолевающее поведение, особенно эмоционально-ориентированное, посвоим целям и механизмам имеет много общего с психологическими защитами. Однакопо сравнению с ними преодолевающее поведение более осознанно и в меньшейстепени основано на искажении чувств или действительности. [26]
Р. Лазарус выделил тритипа стратегий совладания с угрожающей ситуацией:
— механизмы защиты Эго;
— прямое действие –нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом;
— совладание без аффекта,когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.
По мнению С. Фолькман иР. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:
— регуляция эмоций(копинг, нацеленный на эмоции);
— управление проблемами,вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Д. Галахер выдвинулгипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов,позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы какнедостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычноустойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимаютстрессогенные события как изменения.
Выделяются два видакогнитивной активности – первичная и вторичная оценка.
Первичная оценкапозволяет человеку решить является ли данная ситуация угрожающей, или ее можноотнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы егоблагополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставитьвозможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.
Вторичная оценкадополняет первичную. Она определяет какими методами можно повлиять нанегативные события и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсовпреодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в даннойситуации.
За когнитивной оценкойситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.
Если у животныхповеденческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляетсяпреимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то учеловека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессыпринятия адаптационного решения (Лазарус).
Авторы выделили пятькомпонентов копинг-процесса.
1.        Ориентация впроблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общегоознакомления.
2.        Определение иформулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификацияспецифических целей.
3.         Генерацияальтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.
4.        Выбороптимального варианта решения проблемы.
5.        Выполнениерешения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности. [3]
В качествеальтернативного подхода С. Хоббфол в 1994 г. Предложил совершенно новую модель поведения преодоления. Предложенные им поведенческие стратегии преодоления –являются более детальными и снимают основные ограниченияпроблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного подходов. Поведенческийподход позволяет более дифференцированно подойти к различиям в преодолении.Кроме того, он позволяет вносить коррекцию на уровне поведения и поэтомуявляется более перспективным с точки зрения возможности психологическоговмешательства в процесс преодоления негативных последствий страха. В отличии отдругих моделей преодолевающее поведение рассматривается им как стратегии(тенденции) поведения, а не как отдельные типы темперамента.
Предложенная модель имеетдве основные оси:
— просоциальная-асоциальная;
— активная-пассивная;
И одну дополнительнуюось:
— прямая-непрямая. [26]
Различные их сочетанияпозволяют выделить девять типов моделей поведения личности в стрессовыхситуациях: ассертивные (уверенные) действия, вступление в социальный контакт,поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия,избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия,агрессивные действия.
В зависимости от степениконструктивности выбираемой стратегии и соответствующей ей модели поведениясовершаемые человеком действия могут способствовать или препятствоватьуспешности преодоления стрессов, а также оказывать влияние на сохранение егоздоровья. Установлено, что «здоровое» преодоление характеризуется активностью игибкостью. Для него характерно, во-первых, использование субъектом большогоколичества моделей преодолевающего поведения и, во-вторых, наличие болеевысоких показателей ассертивности, вступление в социальный контакт, поисксоциальной поддержки, более низких показателей агрессивности и асоциальныхдействий. [26]
Таким образом,преодолевающее поведение направлено на то, чтобы найти социально приемлемыйспособ выражения отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом иликризисом; при этом реальность и значимость, самих чувств признается. Чаще всегонайденный путь оказывается не прямым, а «обходным» или косвенным.
Преодолевающее поведениеможет оказаться как эффективным так и не эффективным, с точки зрения разрешенияконфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсальноэффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы «вдолгий ящик» и постараться на время забыть о ней, в одних случаях лишь усугубиттрудности, в других – позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно,что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительныхсредств может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других.Далее мы рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированногопреодоления, которые показали свою эффективность в широком круге ситуаций.
1.        Выражение чувств,сколь бы интенсивны они ни были, желательно, если оно уместно и не создаеттрудностей в социальном взаимодействию. Это могут быть слезы, крик, «облегчениедуши» в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое – взависимости от ситуации.
2.        Замещающаядеятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколькошире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которыхневозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводит домашних животныхдля реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состоятьсяпрофессионально, «уходят» в различные хобби или общественную деятельность.
3.        Разрядка, в узкомсмысле, (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) – переноснегативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить.Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако если осуждения можноизбежать (остаться одному), а материальный ущерб не велик, то подобный способ«справиться с чувствами» иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле словаявляются любые интенсивные физические нагрузки (занятие спортом, дальниепрогулки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связаннаяс отрицательными эмоциями.
4.        Фантазия(преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении,и возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования втрудных жизненных ситуациях.
5.        Эффективностьтворчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких илидаже всех вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства(например, на бумаге или в актерской игре), служат социально одобряемымвариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазиив созданном произведении.
6.        Сдерживание(аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное илиполуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается сотвлечением на другие занятия и мысли.
7.        Отстранение – этовосприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы «выключены») или сощущением нереальности происходящего (все происходит «как бы не на самом деле»или «как бы не со мной»).
8.        Юмор – этопереосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.
9.        Наконец, одна изнаиболее важных механизмов преодолевающего поведения – переоценка ценностей исамоизменение. Ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается какисточник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения клучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о болеесильном, уверенном и зрелом человеке. Кризис порой становится основой дляизменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям.Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметьположительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения. [8]
Для совладания сострессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные имкопинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степенисвоих адаптивных возможностей, которые делятся на адаптивные, относительноадаптивные и неадаптивные. В поведенческой сфере к адаптивным принято относитьактивное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным – поиск социальнойподдержки и отвлечения, к неадаптивным — компенсацию с использованиемдопинговых средств и уход от реальности. В когнитивной сфере к адаптивнымотносят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным — избеганиепроблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным относятэмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным — поиск эмоциональнойподдержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным – подавление чувств, чувствовины, агрессивность, покорность.[19]
На предпочитаемые способысовладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности.Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуацииставится в зависимость от степени самоактуализации личности — чем выше уровеньразвития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.
Таким образом, проблемапреодолевающего поведения занимает одно из центральных мест в психологии, т.к.экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны и изучение особенностейповедения человека, и закономерностей его деятельности в экстремальных условияхявляется необходимым.
1.2     Анализпонятия «стресс» в научной литературе
Понятие «стресс»используется и в обыденной жизни, и в литературе, по различным, подчас маловзаимосвязанным научным направлением. Это создает разночтения указанногопонятия.
 Стресс – это психическоеи физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ наразнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами,стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс связан свозникновением определенных эмоций, эти факторы часто также называютсяэмоциогенными. [26]
 Основным векторомразвития физиологии и медицины с середины 19 – начала 20 вв. стало формированиепредставления об интегрированном функционировании организма как единого целогово всем многообразии взаимодействий с внешней средой. Существенный вклад вразвитие данного направления внес, в частности, известный немецкий врач ипатологоанатом Р.Вирхов. Согласно разработанной им теории, всякое заболеваниепредставляет собой нарушений на клеточном уровне, а болезнь — это целостныйпроцесс, имеющий определенную локализацию и причинно-следственную цепочкупоследовательных изменений. Он впервые показал социальную природу многихраспространенных заболеваний.
Непосредственнымпрародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар.Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних средорганизма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянноизменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режимпротекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимыхизменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживатьсяпостоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление вклетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое.Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации,возникновением болезней и даже летальным исходом. Для того чтобы организм могпластично адаптироваться и активно действовать в столь изменчивом внешнем мире,природа снабдила нас сложнейшими регуляторными механизмами, включающимислаженную работу нейрогуморальных, барьерных и выделительных систем.
Теория гомеостазаполучила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннона,показавшего решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляциив формировании приспособительного поведения. Им впервые была продемонстрировананепосредственная связь между гуморальными механизмами энергетическоймобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостныйпаттерн реагирования живого существа на осложнении ситуации. [17]
Естественным развитиемизучения природных адаптационных процессов стало создание концепции стрессаГанса Селье в 1986 г. «Стрессовая реакция неспецифична», — так, сформулировалболее чем полстолетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог ГансСелье, т. е. стресс – есть неспецифический ответ организма на любоепредъявленное ему раздражение, превышающее определенный порог. Формированиеответа организма на раздражитель начинается с поступления соответствующегосигнала в центральную нервную систему. Дальнейшее развитие событий идет, по Г.Селье, в следующей последовательности. После воздействия стрессора импульс откоры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходитстимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое веществонадпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулируетсердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. [26]
Экстремальные ситуацииделят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которыев человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационнойперестройки функциональных систем человека, иногда субъективно, крайненеприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
При кратковременно сильныхэкстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.
Кратковременный стресс –это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.
При действии стрессоров,вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительнонесильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определеннымчислом занятных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременныйстресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. Ихотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительныйстресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичныемеханизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью).Кратковременный стресс – бурное расходование «поверхностных» адаптационныхрезервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных»резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темпмобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационныхрезервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких»адаптационных резервах.
Длительный стресс –постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных» и «глубоких»адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться визменении показателей адаптации, которые удается регистрировать толькоспециальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызываютвыраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть приусловии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационныерезервы, «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды.Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомысоматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. [12]
Вследствие того, чтопорог ощущения для каждого человека строго индивидуален и зависит от целогоряда внешних и внутренних условий, разные люди по разному реагируют навоздействие одних и тех же раздражений. Эти раздражения могут исходить как извнешней среды, так и из внутренних органов человека.
При сильной нагрузке напсихику человека (т.е. развитии стресса) проходит три стадии:
1.        непосредственнаяреакция на воздействие, то есть стадия тревоги, когда после некоторого снижениясопротивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;
2.        максимальноэффективная адаптация, т. е. стадия ресистентности (стадия повышеннойсопротивляемости организма);
3.        нарушениеадаптационного процесса, т.е. стадия истощения, снижение сопротивляемостиорганизма. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв (прорывадаптационного барьера, согласно концепции Г. Селье). [26]
По своей физиологическойсущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме, как необходимаяи полезная вегетативная и соматическая реакция, направленная на приспособлениеорганизма к новым условиям существования. Сам по себе стресс является не толькоцелесообразной защитной реакцией, но и механизмом, который способствует успехувыполнения деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако между уровнемстресса и вызываемый им активацией нервной системы, с одной стороны, ирезультативностью деятельности – с другой, нет пропорциональной зависимости. Тоесть, стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности лишь дотех пор, пока он не превысит определенного критического уровня. Такой стрессназывается эустрессом, от греч. – хороший. При превышении критического уровня ворганизме развивается процесс гипермобилизации, который влечет за собойнарушение механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятельности, вплотьдо ее срыва. Такой стресс называется дистрессом. [23]
Таким образом, покастресс, вызванный усложнением условий деятельности, не превышает критическогоуровня, он способствует преодолению трудностей.
В зависимости от видастрессора и характера его влияния на человека выделяются:
— физиологический стресс;
— психологический стресс.
Физиологический стресспредставляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначноопределенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующиеэтому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами вфункционировании различных физиологических систем и соответствующими имощущениями физиологического дискомфорта. Различают шумовой, температурный,вибрационный и др. виды физиологического стресса.
Психологический стрессхарактеризуется включением сложной системой психических процессов, опосредующихвлияние стресса на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется сиспользованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологическиепроявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектрпсихологических и поведенческих проявлений более широк. Наиболее типичными изних являются изменения в эмоциональных реакциях, протекании различныхпсихических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности,нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизациидеятельности. [26]
Психологический стрессподразделяется на три вида:
— информационный;
— эмоциональный;
— коммуникативный.
Информационный стрессвозникает в условиях информационных перегрузок и сенсорного голода. В первомслучае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения втребуемом темпе. Во втором – человек явно недогружен информацией, что такжевызывает у него ряд отрицательных явлений ( скука, потеря интереса к работе,сонливость, апатия и т.д.). [6]
Эмоциональный стресспроявляется в ситуации угрозы, обиды, опасности, тревоги и т. п.
Коммуникативный стрессобусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия вколлективе.
Однако такое делениевидов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляетсобой неспецифический ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Поэтомуиногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают взависимости:
1.        от характеравыполняемой деятельности – профессиональной, трудовой, боевой (военный) стресси т. д.;
2.        от последствийтравматический стресс, выражающийся в нанесении человеку психологическойтравмы;
3.        от степениотсроченности реакции на стресс – посттравматический стресс и др.;
4.        от влияния нарезультаты деятельности – продуктивности стресс (эустресс) и негативный стресс(дистресс). [8]
Таким образом, стрессявляется частью повседневной жизни. Без стресса жить невозможно и даже вредно.Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользунашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которогоможно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить сусмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительночаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самымжизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушаетнормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны,оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и нафизическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешнийстрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностныеособенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор ивероятностью развития негативных последствий.
1.3 Основные подходы копределению темперамента
 
Темперамент –закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Основные проблемы визучении темперамента связаны с развитием его биологических основ, сустановлением его генетической природы. Слово «темперамент» в переводе слатинского «temperamentum» означает «надлежащее соотношениечастей».
О темпераменте можносудить по внешним проявлениям:
1. по эмоциональнойвозбудимости (проявление радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные илиглубокие чувства),
2. по проявлениютревожности,
3. по способностиконцентрации внимания,
4. по непроизвольнымдвижениям,
5. по пластичности(быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычнымобразцам поведения),
6. по резистентности(сопротивляемости) в поведении,
7. по темпу речи,
8. по эмоциональномупредпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтениенеизменной среды покою). [27]
Существует несколькоподходов к определению темперамента:
— гуморальный (связьтемперамента с обменом веществ),
— соматический иликонституциональный (связь темперамента со строением тела),
— по типу нервнойсистемы.
Гуморальная концепциятемперамента была предложена в Древней Греции врачами Гиппократом и Галеном в5-4 в.в. до нашей эры. В ее основе – преобладание той или иной жидкости в теле(в зависимости от работы желез внутренней секреции): кровь (сангва) – сангвиник(живой, энергичный), слизь (флегма) – флегматик (хладнокровный, медлительный),желчь светлая (холе) – холерик (вспыльчивый, импульсивный), желчь темная(мелан) – меланхолик (сензитивный, сентиментальный). [4]
В истории наук известнытипологии людей в зависимости от очертания лица (физиогномика), от строениячерепа (френология Галля) и от формы кисти рук и складок кожи.
Немецкий психиатр Э.Кречмер считал, что по строению тела человека можно судить о его реакции нараздражители. Он предложил соматическую концепцию темперамента. Исходя из этойконцепции выделяются три типа конституции и соответственно три типатемперамента:
1.        тип конституции –циклотимический темперамент: полный, невысокого роста, с короткой шеей, легкоконтактирует с окружающими, дружелюбен, принимает быстрые решения под влияниемминуты, не склонен к самоанализу, поэтому может пострадать самоконтроль;
2.        атлетический типконституции – иксотимический темперамент: высокого или среднего роста, широкиеплечи, хорошо развитая грудная мускулатура, отличается спокойствием,сдержанными жестами, но может неожиданно «взрываться», реалистичен во взглядах,трудно приспосабливается к новому;
3.        астенический типконституции (лептосоматический) – шизотимический темперамент: худощавый,высокого роста, тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная груднаяклетка со слаборазвитой мускулатурой, замкнутый, малоподатливый к изменениевзглядов, трудно приспосабливается к новому.
Э. Кречмер обратилвнимание на четыре группы психических качеств, связанных, по его мнению стемпераментом: психостезия – чрезмерная чувствительность / нечувствительностьпо отношению к психическим раздражениям, фон настроения – оттенок удовольствия/ неудовольствия в психических переживаниях ( веселый – печальный), психическийтемп – ускорение или задержка психических процессов или их специального ритма,психомоторная сфера (общий длительный темп) – подвижность / заторможенность,специальный характер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т. п.) [27]
Ян Стреляу приводитнесколько основных критических замечаний к конституциональным типологиям:игнорируется роль социальных условий в формировании психических свойствчеловека, отождествляются личностные черты с признаками темпераментаобусловленными конституцией, неправомерно переносятся закономерности,установленные для группы больных людей, на всю популяцию.
И.П. Павлов в основуделения на типы положил врожденные свойства нервных процессов возбуждения иторможения. Он выделил такие свойства нервной системы как: сила возбудительныхи тормозных процессов, которая определяет работоспособность нервной клетки (чувствительность),уравновешенность/неуравновешенность процессов возбуждения и торможения,подвижность – скорость смены процессов возбуждения торможением и наоборот(время реакции).
Четыре типа генетическидетерминированной нервной системы являются физиологической основой темперамента.В результате своих исследований И.П. Павлов делает следующие выводы:
1.        Существуетмножество типов нервной системы.
2.        Тип высшейнервной деятельности генетически детерминирован, но может меняться под влияниемсреды (например, изоляция приводит к трусости, а жесткая изоляция к агрессии).
3.        Существуютврожденные программы поведения. [1]
В 1917 г. Н.И. Красногорский, исследуя тормозные реакции у детей, выделил два типа нервной системы — нормальный и инертный. Далее, на основе результатов исследования безусловных иусловных рефлексов, и с учетом вербальных реакций и общего рисунка поведения,были выделены четыре типа высшей нервной деятельности ( ВНД) :
1. Сильный тип ВНД:возбудимый, уравновешенный, подвижный — сангвиник.
2. Сильный тип ВНД:возбудимый, уравновешенный, инертный – флегматик.
3. Сильный тип ВНД:возбудимый, неуравновешенный, подвижный ( с преобладанием возбуждения вподкорковых центрах) – холерик.
4. Слабый тип ВНД:пониженный уровень возбуждения как коры, так и подкорковых центров,неуравновешенность процессов возбуждения и торможения – меланхолик.
Типы ВНД могут менятьсяпод влиянием «питания, научения, событий в социальном окружении, воспитания».Значение работы Н.И. Красногорского заключается в проведении четкой границымежду свойствами нервной системы на уровнях коры и подкорковых центров.
И.П. Павлов разработалтипологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный,художественный и смешанный.
1. Мыслительный тип – (функциональнопреобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему – речь)-отвлечен от бытовых условий, оперирует символами, имеет развитое абстрактное илогическое мышление, умеет прогнозировать.
2. Художественный тип –(функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственноевосприятие)- образный тип мышления, чувства для них главное, низкий пороквосприятия, чувственная мировосприятие.
3. Смешанный тип –функции коры и подкорки уравновешенны, черты смешанные.
4. Ученики Павловадобавили в типологию гениальный тип – в нем все функционирует гениально: икора, и подкорка. [28]
Исследования, проведенныев школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, показали, что прежде всего необходимососредоточиться на изучении отдельных свойств нервной системы: зная свойстванервной системы, их количества и устойчивые вариации, можно установитьструктурную организацию (тип темперамента). Согласно Б.М. Теплову,темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся вэмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к сильному выражениючувств вовне, быстроте движений, общей подвижности человека.
В.Д. Небылицын предлагалвыделять три ведущих компонента темперамента: первый характеризует общуюпсихическую активность индивида (эффективность освоения и преобразованиявнешней действительности, самовыражение), второй – его моторику (двигательный иречедвигательный аппарат – их динамические качества быстрота, сила, резкость,ритм, амплитуда и др.), а третий – эмоциональность (особенности возникновения,протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений).
Они рассматривали такиесвойства нервных процессов:
1.        лабильность(легкость образования процессов возбуждения и торможения, о которых можносудить по скорости выработки условных рефлексов);
2.        динамичность(скорость возникновения и прекращения нервных процессов, сила, ритм, амплитудаи др.).
В настоящее время вРоссии проводятся дальнейшие исследования темперамента.
В.С. Мерлин рассматриваеттемперамент как особый «психодинамический» уровень в структуре интегральнойиндивидуальности. Под темпераментом он понимает «энергетическую» характеристикупсихических свойств. В качестве основных психологических характеристиктемперамента выступают: эмоциональная возбудимость и эмоциональнаястабильность, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивностьнепроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленнойдеятельности, пластичность – ригидность, резистентность и субъективация. [18]
В.М. Русалов развиваетконцепцию общих свойств нервной системы как основных детерминантиндивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАНпод его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:
1. не зависит от содержания,мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражаетих формальный аспект.
2. темпераментхарактеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения привзаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми,собой), и имеет эволюционное значение.
3. темпераментуниверсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.
4. темпераментпроявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) инаследуется чаще по материнской линии.
5. темперамент устойчив втечении длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75%родительское воспитание, среда общения).
6. темперамент высококоррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами другихбиологических подсистем (гуморальной, телесной и др.). [5]
Таким образом,накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостатокгуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку вкачестве оснований темперамента как целостного психологического образованияберется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная еесоставная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми идостаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственноевлияние со стороны всей биологической организации человека в целом.
Вывод по Iглаве
В теоретической частикурсовой работы была раскрыта сущность преодолевающего поведения, рассмотреныосновные подходы к его изучению, было проанализировано понятие стресса, а такжераскрыты основные подходы к определению темперамента.
Стресс дезорганизуетдеятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенноесли они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только напсихологическое состояние, но на физическое здоровье человека. Каждый человекпо-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется егоиндивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образомсвязаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативныхпоследствий.
Существуют дверазновидности стресса: эустресс и дистресс. Эустресс оказывает на человекаположительное влияние – мобилизирует его, улучшает внимание, реакцию,психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.Дистресс – патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказываетотрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведениечеловека, вплоть до полной их дезорганизации. В последнее время в психологиивсе большее внимание уделяется изучению преодолевающего поведения. Оно являетсяодним из центральных аспектов современных торий стресса. Преодоление (копинг)рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживатьпсихосоциальную адаптацию во время стресса. Преодоление стресса – этомногомерный конструкт, включающий в себя широкий круг поведенческих икогнитивных стратегий, которые могут быть направлены на изменение, переоценкуили избегания стрессовых обстоятельств или смягчения их негативных воздействий.
На предпочитаемые способысовладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности.Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуацииставиться в зависимость от степени самоактуализации личности – чем выше уровеньразвития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.
Таким образом, проблемапреодолевающего поведения занимает одно из центральных мест в психологии, т.к.экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны и изучение особенностейповедения человека, и закономерностей его деятельности в экстремальных условияхявляется необходимым.

Глава II. Эмпирическое исследование влиянияличностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению
 
2.1 Организация иметоды исследования
В последнее время передлюдьми все чаще возникает необходимость в умении противостоять различнымстрессам. Большое значение в этих вопросах принадлежит изучению способностичеловека к преодолевающему поведению. Преодоление рассматривается какстабилизирующий фактор, который может помочь человеку поддерживатьпсихосоциальную адаптацию во время стрессовых ситуаций. Психологическоезначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучшеадаптировать человека к требованиям сложившихся ситуаций путем овладения,ослабления или смягчения требований, снижая тем самым ее стрессовоевоздействие.
Для проверки гипотезыбыло проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 человекв возрасте от 20 до 25 лет. Исследование проводилось в Елабужском государственномпедагогическом университете.
В соответствии с темойисследования «Влияние личностных особенностей на способность человека кпреодолевающему поведению» осуществлялся выбор определенного методическогоинструментария.
Для диагностикиличностных особенностей, была использована методика «Психологическиехарактеристики темперамента» Б. Н. Смирнова. В предлагаемой методике содержится48 вопросов, на которые нужно дать ответ «да» либо «нет».
Данный опросниктемперамента позволяет диагностировать следующие полярные свойства:
1.        экстраверсию –интроверсию;
2.        эмоциональнуювозбудимость – эмоциональную уравновешенность;
3.        темп реакций(быстрый – медленный);
4.        Активность(высокую – низкую).
Типичный экстраверт –личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий кругзнакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типичнаимпульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента, предпочитаетдействовать имеет склонность к агрессивности. Оптимистичен, строгий контрольпоступков не проявляет, склонен к риску.
Типичный интроверт –человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый,сдержан, отдален от всех, кроме близких людей. Серьезно относится к принятиюрешений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаватьсявнезапным побуждениям. Любит порядок во всем, высоко ценит моральные нормы.Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.(Г. Ю. Айзенк).
Эмоциональная возбудимостьможет проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость,раздражительность. Эмоциональная уравновешенность же – это умениеконтролировать свои эмоции, причем данное понятие тесно связано с понятием«стрессоустойчивость».
Темп реакций определяетсяпо скорости протекания различных психических реакций и процессов: скоростидвижений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстрого ума.
Активность личности –форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностномсамоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о«субъекте-причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире.
Каждое свойствотемперамента оценивается с помощью кода опросника. Для этого необходимопострочно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммыумножить на коэффициент (3,2 или 1 балл), затем то же самое сделать с ответами«нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретноесвойство темперамента.
17-26 балловсвидетельствует о высокой экстраверсии, 12-16 – о средней экстраверсии, 0-11баллов – о высокой интроверсии; 12-23 балла свидетельствуют о высокойригидности, 7-11 – о средней ригидности и 0-2 – о высокой пластичности; 14-20баллов свидетельствует о высокой эмоциональной возбудимости, 8-12 – о среднейэмоциональной возбудимости,0-7 – о высокой эмоциональной уравновешенности;14-22 балла свидетельствует о быстром темпе реакций, 9-13 баллов – о среднемтемпе реакций и 0-8 – о медленном темпе реакций; 21-26 баллов свидетельствуют овысокой активности человека, 14-20 – о средней активности и 0-13 – о низкойактивности.
Для оценки способностичеловека к преодолевающему поведению был использован опросник «Стратегиипреодоления стрессовых ситуаций» (SACS-стратегии и модели преодолевающего поведения), разработанный С.Хоббфолом в 1994 году. В опросник поведение человека оценивается с помощью трехкритериев:
1.        просоциальное –асоциальное;
2.        активное –пассивное;
3.        прямое – непрямое(манипулятивное) поведение.
Различные их сочетания позволяютвыявить девять типов моделей поведения (действия) личности, каждая из которыхотражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложнойстрессогенной ситуации:
1.        ассертивные(уверенные) действия (активная стратегия);
2.        вступление в социальныйконтакт (просоциальная стратегия);
3.        поиск социальнойподдержки (просоциальная стратегия);
4.        осторожныедействия (пассивная стратегия);
5.        импульсивныедействия (прямая стратегия);
6.        избегание(пассивная стратегия);
7.        манипулятивныедействия (непрямая стратегия);
8.        асоциальныедействия (асоциальная стратегия);
9.        агрессивныедействия (асоциальная стратегия).
Каждый из этих типовповедения оценивается с помощью соответствующей шкалы в опроснике С. Хоббфола.В методике предлагается 51 утверждение относительно поведения в напряженных(стрессовых) ситуациях. К каждому утверждению необходимо выбрать один изследующих вариантов ответа и поставить цифру от 1 до 5:
1 – нет, это совсем нетак;
2 – скорее нет, чем да;
3 – затрудняюсь ответить;
4 – скорее да, чем нет;
5 – да, совершенно верно.
Для определения степенисопротивляемости стрессу была использована методика определениястрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса Рагге. На основании своегоисследования они составили шкалу из 43 различных стрессогенных жизненныхсобытий, в которой каждому важному жизненному событию соответствуетопределенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Итоговая сумма определяетстепень сопротивляемости стрессу, а также степень стрессовой нагрузки: 150-199– высокая сопротивляемость стрессу, 200-299 – пороговая сопротивляемостьстрессу, 300 и более – низкая сопротивляемость стрессу (ранимость).
2.2 Анализ иинтерпретация полученных результатов
 
Для исследованияиндивидуально-типологических (личностных) свойств была проведена методика«психологическая характеристика темперамента» Б.Н. Смирнова, в результатекоторой были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Психологическиехарактеристики темпераментаСвойства темперамента Уровни выраженности В С Н 1. Экстраверсия 48,3% 26,6% 25% 2. Ригидность 48,3% 33,3% 18,3% 3.Эмоциональная возбудимость 23,3% 45% 31,6% 4. Темп реакций 61,6% 36,6% 1,6% 5. Активность 36,6% 25% 38,3%
Примечание: В – высокийуровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Анализ таблицы 1показывает, что у 48,3% испытуемых – высокий уровень экстраверсии, чтосоставило 29 человек, у 26,6% — средний уровень экстраверсии, что составило 16человек, у 25% — низкий уровень экстраверсии, т.е. высокий уровень интроверсии,что составило 11 человек;
у 48,3% — высокий уровеньригидности, что составило 29 человек, у 33,3 % — средний уровень пластичности,что составило 20 человек, у 18,3 % — высокий уровень пластичности; у 23,3 % — высокий уровень эмоциональной возбудимости, что составило 14 человек, у 45% — средний уровень эмоциональной возбудимости, что составило 27 человек, у 31,6% — низкий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. высокий уровень эмоциональнойуравновешенности, что составило 19 человек; у 61,6 % — быстрый темп реакций,что составило 37 человек, у 36,6 % — средний темп реакций, что составило 22человека, у 1,6% — медленный темп реакций, что составило 1 человек; у 36,6% — высокий уровень активности, что составило 22 человека, у 25 % — средний уровеньактивности, что составило 15 человек, у 38,3 % — низкий уровень активности, чтосоставило 23 человека.
Наглядно полученныерезультаты можно увидеть на рисунке 1.

/>
Рис. 1. Психологическиесвойства темперамента.
Исходя из полученныхданных можно сделать вывод о том, что для большинства молодежи характеренвысокий уровень экстраверсии, т.е. они характеризуются вниманием к окружающемумиру, отзывчивостью, легко принимают внешние события, проявляют к ним интерес,готовы на них влиять и подвергаться их влиянию, реагируют быстро, подвижны,легко приспосабливаются к изменениям, также характерен широкий круг общения,любят проявлять себя. Также отмечается быстрый темп реакций, т.е. высокая скоростьдвижений, темпа речи, высокой скорости протекания психических процессов инаходчивости, а также для большинства характерна ригидность, т.е. неспособностьи неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности вобстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенныхизменений. Таким образом, среди таких качеств молодежи, как ориентация навнешний мир, легкая приспособляемость к внешним изменениям, высокая скоростьтемпа реакций, имеет место и неспособность в изменившихся обстоятельствахперестраивать запланированную программу. Это может быть в силу различныхпричин. То, что ригидность имеет высокий показатель, можно объяснить тем, чтосовременный человек не стремится приспосабливаться к новым условиям, и имеетместо упорное отстаивание своих идей, позиций, т. е. проявляется ригидность илистереотипность мышления.
По методике определениястрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге были получены данные,представленные в таблице 2.
Таблица 2. Степень стрессоустойчивостиСтепень стрессоустойчивости Количество человек Показатели в % В 25 41,6 С 16 26,6 Н 19 31,6
Согласно полученнымданным, у 41,6 % — высокий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 25человек, у 26,6% — средний уровень сопротивляемости стрессу, что составило 16человек, и у 31,6% — низкий уровень сопротивляемости стрессу, что составило 19человек. Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
/>
Рис.2. Степеньстрессоустойчивости
Высокаястрессоустойчивость характеризуется хорошей способностью противостоять стрессуи его последствиям. Низкую сопротивляемость стрессам по-другому можно назватьранимостью. Люди с низким уровнем стрессоустойчивости в меньшей степенизащищены от негативного воздействия стрессоров и, как следствие, «выгорают»значительно быстрее и интенсивнее, средняя же степень стрессоустойчивостиозначает умение противостоять стрессовым ситуациям, но в то же время они болееэмоционально переживают неудачи.
В ходе исследованиямоделей поведения в неблагоприятных стрессовых ситуациях получены следующиеданные, представленные в таблице 3
Таблица 3. Показателивыраженных стратегий преодоленияСтратегия преодоления Уровни выраженности В С Н 1.Ассертивные действия 28,3% 56,6% 16% 2.Вступление в соц. контакт 11,6% 46,6% 41,6% 3.Поиск соц. поддержки 43,3% 35% 21,6% 4.Осторожные действия 20% 58,3% 21,6% 5.Импульсивные действия 53,3% 30% 16,6% 6. Избегание 58,3% 31.6% 10% 7.Манипулятивные действия 10% 71,6% 18,3% 8.Асоциальные действия 23,3% 53,3% 28,3% 9.Агрессивные действия 61,6% 26,6% 11,6%
Согласно полученнымданным, у 28,3% — высокий уровень в стрессовых ситуациях ассертивных действий,что составило 17 человек, у 56,6% — средний уровень использования ассертивныхдействий, что составило 34 человека, у 15% — низкий уровень использованияассертивных действий, что составило 9 человек; у 11,6% — высокий уровеньстратегии «вступление в социальный контакт», что составило 28 человек, у 41,6%- низкий уровень данной стратегии, что составило 25 человек; у 43,3% — высокийуровень использования стратегии «поиск социальной поддержки», что составило 26человек, у 35% — средний уровень использования стратегии «поиск социальнойподдержки», что составило 21 человек и у 21,6 % низкий уровень использованияданной стратегии, что составило 13 человек, у 20% — высокий уровеньиспользования в стрессогенных ситуациях осторожных действий, что составило 12человек, у 58,3% — средний уровень использования осторожных действий, чтосоставило 35 человек, у 21,6 % — низкий уровень использования осторожныхдействий, что составило 13 человек; у 53,3% — высокий уровень использованияимпульсивных действий, что составило 18 человек, у 30% — средний уровеньиспользования импульсивных действий, что составило 18 человек, у 16,6 % — низкий уровень использования импульсивных действий, что составило 10 человек; у58,3 % — высокий уровень использования стратегии «избегание», что составило 35человек, у 31,6 % — средний уровень использования стратегии «избегание», чтосоставило 19 человек, у 10% — низкий уровень использования данной стратегии,что составило 6 человек; у 10% — высокий уровень использования в стрессовыхситуациях манипулятивных действий, что составило 43 человека, у 18,3 % — низкийуровень использования данной стратегии, что составило 11 человек; у 23,3% — высокий уровень использования асоциальных действий, что составило 14 человек, у53,3% — средний уровень использования стратегии «асоциальные действия», чтосоставило 32 человека, у 28,3 % — низкий уровень использования даннойстратегии, что составило 14 человек; у 61,6% — высокий уровень использованиястратегии «агрессивные действия», что составило 37 человек, у 26,6 % — среднийуровень использования в стратегии «агрессивные действия», что составило 16человек, у 11,6 % — низкий уровень использования стратегии «агрессивныедействия», что составило 7 человек.
Наглядно полученныерезультаты можно увидеть на рисунке 3.

/>
Рис. 3. Показателистратегий преодоления
Исходя из полученныхданных можно сказать, что у молодежи наиболее используемыми моделямипреодоления являются поиск социальной поддержки, импульсивные действия,избегание, агрессивные действия.
Социальную поддержкуможно определить как эмоциональную, информационную или материальную помощь,предоставляемую другими людьми из социального окружения. Тенденция обращаться кдругим людям в периоды эмоционально дистресса, вероятно, обусловлена основной чертойчеловеческой природы, т. к. люди, как и представители других видов, чувствуютсебя в большей безопасности, когда их много. Люди в группах могут защитить другдруга в трудное время. Люди, получающие эффективную социальную поддержку отсемьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают болеекрепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитиюзаболеваний.
Избегание можнорассматривать как защитный механизм, лежащий в основе опасений и страхов,которые время от времени окрашивают наше видение мира в мрачные тона. Избегание– это физический уход от ситуации, потенциально угрожающий душевномублагополучию. Выражается эта защита в сдержанности внешних проявлений –движений, мимики и речи, пониженной активности, осторожности, робости,застенчивости. Иными словами, избегание – это сдерживание собственнойактивности во избежание вероятных неприятностей.
Импульсивные действия –это одно из проявлений импульсивности. Действие совершается мгновенно, безобдумывания, под влиянием аффекта, без борьбы мотивов. Оно кратковременно инередко вовсе немотивированно и направлено на прямой путь решения проблемы.
Современный человек такжеочень часто прибегает к агрессии как к способу решения жизненных трудностей.Использование в стрессовых ситуациях агрессивных и импульсивных способовповедения обусловлено, прежде всего, отсутствием конструктивных навыков решенияжизненных проблем.
Если провести параллельмежду доминирующими личностными особенностями молодежи и наиболее используемымиими стратегий преодоления, то можно сделать следующий вывод. Направленность навнешний мир, интерес к окружающему, стремление к общению и постоянно находитьсяв обществе людей обуславливает использование просоциальной стратегиипреодоления – поиск социальной поддержки, т. е. обращение за помощью. Быстрыйтемп реакций, характерный для большинства молодежи, детерминирует использованиеимпульсивных и агрессивных действий, т.е. высокая скорость реакций можетхарактеризоваться импульсивностью, необдуманностью, мгновенностью, а такжесовременный человек ради достижения цели в какой-то мере может переступитьпринятые в обществе нормы. Ригидность детерминирует использование пассивнойстратегии преодоления – избегание, в силу неспособности переключения с одного видадеятельности на другой, а также неспособности изменить запланированнойпрограммы поведения.
При обработке данныхметодами математической статистики был использован корреляционный анализ сцелью установления связей между личностными особенностями человека истратегиями преодолевающего поведения.
В таблице 4 приведенырезультаты исследования достоверных корреляционных связей.
Таблица 4. Показателидостоверных корреляционных связейНаправленность связи Коэффициент корреляции 1. Эмоц. возбудимость – асоциальные действия 0,27 2. Эмоц. возбудимость – агрессивные действия 0,39 3. Экстраверсия – вступление в соц. контакт 0,22 4. Активность – импульсивные действия 0,29 5. Экстраверсия – поиск социальной поддержки 0,16 6. Ригидность – осторожные действия 0,15 7. Ригидность – импульсивные действия 0,16 8. Эмоц. возбудимость – поиск со. поддержки 0,24 9. Эмоц. возбудимость – осторожные действия 0,20 10. Эмоц. возбудимость – манипулятивные действия 0,24 11. Темп реакций – асоциальные действия 0,15 12. Активность – ассертивные действия 0,24 13. Активность – манипулятивные действия 0,21 14. Эмоц. возбудимость – ассертивные действия 0,17 15. Эмоц. возбудимость – вступление в соц. контакт 0,10
Для числа степенейсвободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05%составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Всего быловыявлено три достоверных корреляционных связей, все из которых положительные.Анализ таблицы 4 показывает, что положительная связь прослеживается у показателя«эмоциональная возбудимость» с показателем «асоциальные действия» (r= 0.27, r> 0,05). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тембольше вероятность, что человек будет использовать асоциальные действия дляпреодоления стрессовых ситуаций. Асоциальная стратегия поведения может бытьвызвана высокой эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, и асоциальныедействия являются неудачной попыткой решить личностные проблемы, когда человекуверен, что такие формы поведения уменьшают тревогу и напряжение, а такжеослабляют гнев.
Также прямопропорциональную зависимость можно проследить у показателя «эмоциональнаявозбудимость» с показателем «агрессивные действия» (r = 0.39, p>0.01). Чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем больше человек используетагрессивные действия для преодоления. Агрессивное поведение также как иасоциальное вызвано высокой эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью.Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как являетсяинстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита ивыживание в мире. Агрессивность является действенным способом в борьбе снегативно заряженными чувствами. Однако человек способен трансформировать своиприродные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования,т.е. происходит социализация агрессии, и он может получить эмоциональнуюразрядку, например, в игре, в спорте.
Между показателем«активность» и показателем «импульсивные действия» также прослеживается прямаясвязь ( r = 0.29, p > 0.05). То есть чем больше уровень активности, тембольше вероятность использования человеком импульсивных действий, т.е.использование прямой стратегии преодоления. Импульсивность в сочетании сповышенной активностью заставляет человека реагировать на любой стрессмоментально, «не подумав», под влиянием первых ощущаемых эмоций.
Основные стратегиипреодоления – ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поисксоциальной поддержки, осторожные действия, избегание, манипулятивные действия –используются для преодоления проблемных ситуаций независимо от личностныхособенностей.
Также был проведенкорреляционный анализ личностных особенностей и стрессоустойчивости. Результатыкорреляционного анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5. Показатели достоверныхкорреляционных связейНаправленность связи Коэффициент корреляции 1. Экстраверсия — стрессоустойчивость -0,02 2. Ригидность — стрессоустойчивость 0,11 3. Эмоц. возбудимость — стрессоустойчивость 0,07 4. Темп реакций — стрессоустойчивость 0,06 5. Активность – стрессоустойчивость -0,25
Для числа степенейсвободы, равному 58, критические значения для уровня значимости 0,05%составляет 0,25, а для уровня значимости 0,01 % составляет 0,33. Анализ таблицыпоказывает одну достоверную обратную связь между показателем «активность» ипоказателем «стрессоустойчивость» (r=-0,25, p>0,05). То есть с увеличениемуровня активности, сопротивляемость человека к стрессовым ситуациям снижается.Это можно объяснить тем, что если человек постоянно прилагает усилия длясамоопределения, реализует неординарные усилия для достижения поставленнойцели, то, соответственно, такой человек будет более подвержен стрессам. Такжеесть люди, недостаточно чувствительные к стрессовым ситуациям, которые нестремятся проявлять активность для преодоления стрессовой ситуации, т. к. онане вызывает у них дискомфорта.
Такие личностныеособенности, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темпреакций, не влияют на степень сопротивляемости человека к стрессам.
Выводы по IIглаве
В результате проведенногоэмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. В результате методики«Психологические характеристики темперамента» Б.Н. Смирнова было выявлено, чтодля большинства молодежи характерны высокий уровень экстраверсии (48,3%),быстрый темп реакций (61,6%) и ригидность (48,3%).
2. По методикеопределения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рагге у большейчасти молодежи (41,6 %) проявилась высокая сопротивляемость стрессам.
3. В результате проведенногоопросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» наиболее используемымимоделями преодоления являются: поиск социальной поддержки (43,3%), импульсивныедействия (53,3%), избегание (58,3%), агрессивные действия (61,6%).
4. Гипотеза исследованияподтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей на выбор стратегиипреодолевающего поведения.
5. В результатепроведенного корреляционного анализа было выявлено четыре значимыхкорреляционных связи, из которых три являются положительными и одна –отрицательная. Положительная связь прослеживается между показателями«эмоциональная возбудимость» и «асоциальные действия»; «эмоциональнаявозбудимость» и «агрессивные действия»; «активность» и «импульсивные действия.Отрицательная связь прослеживается между показателями «активность» и«стрессоустойчивость».

Заключение
Стрессы – это довольнообычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие,стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека. Любойчеловек должен уметь защитить себя от вредных воздействий «дистрессо», укрепляясвое физическое и душевное состояние. Для этого человек использует определенныйнабор стратегий преодоления в зависимости от его личностных особенностей.
Поставленная в работецель: исследование влияния личностных особенностей на способность человека кпреодолевающему поведению – достигнута.
В теоретической частиисследования изучены теоретические аспекты изучения способности человека кпреодолевающему поведению, рассмотрено понятие «стресса», описаны основныеподходы к определению «темперамента».
Эмпирическая частьисследования показала, что среди молодежи значительная часть экстравертов,характеризующиеся вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, принятиемвнешних событий, проявлением интереса к окружающему, подвижностью. Также дляних характерен широкий круг общения, подвижность, легкая приспособляемость кизменениям. Одновременно у молодежи имеют место быстрый темп реакций иригидность, т.е. наряду с подвижностью и легкой приспособляемостью к изменениямвнешнего мира, наблюдается упорное отстаивание своих идей, позиций, т.е.проявляется ригидность, или стереотипность мышления. Значительная часть молодыхлюдей характеризуются хорошей способностью противостоять стрессам, и для егопреодоления наиболее часто используются такие модели преодоления как поисксоциальной поддержки, избегания, импульсивные и агрессивные действия. Тенденцияобращаться к другим людям в период эмоционального дистресса обусловленаосновной чертой человеческой природы, т.к. люди чувствуют себя в безопасности,когда их много. Люди, получающие поддержку от семьи, друзей, значимых для нихлюдей легче справляются со стрессами более устойчивы к развитию заболеваний.Данная просоциальная стратегия преодоления обусловлена такими качествамимолодежи как стремление к общению, стремление находиться в обществе, интерес кокружающему. Быстрый темп реакций детерминирует использования импульсивных иагрессивных действий, характеризующиеся импульсивностью, мгновенностью,необдуманностью, в то время как ригидность детерминирует использованиепассивной стратегии преодоления – избегания, как физический уход от ситуации,угрожающей душевному благополучию.
Таким образом, молодежьвыбирает в основном эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии,направленные, прежде всего, непосредственно на эмоциональное решение снятиянегативных ощущений.
Гипотеза исследованияподтверждена: личностные особенности человека влияют на выбор стратегиипреодолевающего поведения. Эмпирическая часть исследования подтвердила наличиесвязи между личностными особенностями человека и выбором стратегиипреодолевающего поведение. Была установлена корреляционная связь междуэмоциональной возбудимостью и асоциальными действиями, эмоциональнойвозбудимостью и агрессивными действиями, активностью и импульсивнымидействиями. Также была обнаружена корреляционная связь между активностью исопротивляемостью стрессам.
На основании полученныхданных может быть предложен комплекс рекомендации по повышению эффективностиформирования преодолевающего поведения, а также полученные данные можноучитывать при разработке групповых и индивидуальных программ.
Дальнейшие исследованиямогут быть направлены на выявление гендерных различий в выборе стратегийпреодолевающего поведения. Это даст возможность осуществлять болеедифференцированный подход при разработке рекомендаций.

Список использованнойлитературы
 
1.         Акимова М.К.Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатковспособностей / М.К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. -№3. – С. 101-108.
2.         Алфимова М.В.Генные основы темперамента и личности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии. – 2000. – № 2.-С. 128-140.
3.         Антипов, В.В.Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М.:Владос – Пресс, 1994. – 50 с.
4.         Батаршев А.В.Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологииличности / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2000. – 256 с.
5.         Батаршев А.В.Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2007. –368 с.
6.         Бодров, В.А. Информационныйстресс / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
7.         Вартанян Г.А.Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.-Л.: Наука,1989. – 144с.
8.         Гринберг Дж.С.Управление стрессом / Дж.С. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
9.         Жариков, Е.С.Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. – М.: Московскийкадровый центр, 1990. – 32 с.
10.      Иванников, В.А.Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – СПб.: Питер,2006. – 208 с.
11.      Киршбаум, Э.И.Психические состояния / Э.И. Кришбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток:Издательство Дальневосточного университета, 1990. – 144 с.
12.      Китаев – Смык,Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев – Смык. – М.: Наука, 1983. – 367 с.
13.      Климов, Е.А.Индивидуальный стиль деятельности в зависмости от типологических свойствнервной системы / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 145с.
14.      Конопкин, О.А.Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука,1980, — 162 с.
15.      Леви, Л.Эмоциональный стресс / Л. Леви. – М.: Медицина, 1970. – 328 с.
16.      Ломов, Б.Ф.Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Б.Ф. Ломов, Ю.М.Забородин. – М.: Наука, 1985. – 232 с.
17.      Лупьян, Я.А. Барьерыобщения, конфликты, стресс…/ Я.А. Лупьян. – Ростов: РГУ, 1991. – 224 с.
18.      Мерлин, В.С.Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – Пермь, 1973. – 117 с.
19.      Наенко, Н.И.Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.
20.      Осухова, Н.Г.Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. –М.: Академия, 2005. – 288 с.
21.      Райгородский, Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара:«Бахрах-М», 2007. – 672 с.
22.      Русалов, В.М.Биологические основы индивидуально-психологических различий / Русалов В.М. –Наука, 1979. – 352 с.
23.      Селье, Г. Стрессбез дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с.
24.      Сеченов, И.М.Психология поведения: Избранные психологические труды / Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Воронеж, 1995. – 320 с.
25.      Симонов, П.В.Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984.– 158 с.
26.      Смирнов, Б.А.Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова.– Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – 275 с.
27.      Смирнов, М.И.Личностная психология / М.И. Смирнов. – Киров: Издательство КГПИ, 1994. – 64 с.
28.      Сотонин, К.Темперамент: Проблемы и гипотезы / К. Сотонин. – Казань: Государственноеиздательство, 1971. – 96 с.
29.      Халиуллина, Э.М.К определению содержания понятия «поведение» в психологии / Э.М. Халиуллина //Мост (язык и культура). – 2007.-№ 19. – С. 69-74.
30.      Харитонова, И.В.Дезадаптивные проявления у людей с различными типами темперамента приэмоциональном стрессе: Автореферат дисс. кандитат мед. наук / И.В. Харитонова;СПбГМУ. – СПб, 1997. – 32 с.
31.      Шадриков, В.Д.Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2003.– 210 с.
32.      Щебетенко, А.И.Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровнейинтегральной индивидуальности человека / А.И. Щебетенко. – Пермь: Изд-воПОИКПРО, 1994. – 50 с.
33.      Щербатых, Ю.В.Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. –258 с.