Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

План
Введение
1. Понятие государственного надзора забезопасностью дорожного движения
2. Особенности осуществления государственногонадзора за безопасностью дорожного движения
3. Особенности административногорегулирования в сфере безопасности дорожного движения
4. Органы, производящие государственныйнадзор за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации
5. Проблемы правоприменения, возникающие приосуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения
Заключение
Список использованных правовых актов илитературы

Введение
В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокойинтенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей иколоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечениюбезопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортныхпроисшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой имногообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственномнадзоре в сфере дорожного движения.
Изучение особенностей правового регулирования в области безопасностидорожного движения и деятельности уполномоченных на то органов государственнойвласти и управления, анализ проблем, возникающих в правоприменении нормдействующего законодательства в данной области в процессе обучения являетсянеобходимым его условием.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследованиятеоретических и практических аспектов осуществления государственного надзора забезопасностью дорожного движения в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общетеоретические аспектыгосударственного надзора за безопасностью дорожного движения каксамостоятельной формы юридической деятельности.
Предметом исследования является институт административного надзора,связанный с организацией, осуществлением и правовым обеспечениемгосударственного надзора за безопасностью дорожного движения в государственноммеханизме РФ.
Цель работы состоит в исследовании сущности и содержаниягосударственного надзора за безопасностью дорожного движения в качествесамостоятельной формы юридической деятельности управомоченных органовгосударственного управления.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решениеследующих задач:
— дать понятие, раскрыть сущность и содержание государственногонадзора за безопасностью дорожного движения, как формы юридическойдеятельности, а также, через усвоение понятийного аппарата, исследованиеособенностей данных надзорных правоотношений – охарактеризовать применяемыевиды контроля и надзора, как способа регулирования административных отношений вобласти безопасности дорожного движения;
— указать и охарактеризовать органы государственного управления,осуществляющие функции государственного надзора за безопасностью дорожногодвижения, раскрыть их полномочия;
— исследовать проблемы правоприменения, возникающие приосуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения,сформулировать собственные предложения по их устранению.
Эмпирическую и информационную основу исследования составляютобобщенные данные о нормативном регулировании практической деятельностиорганов, осуществляющих государственный надзор за безопасностью дорожногодвижения, а также, учебно-методическая и справочная литература.
Теоретической основной исследования являются труды российскихученых, Б.Н. Бахраха, В.П. Беляева, Б.А. Борисова и др., в работах которых былизатронуты многие проблемные вопросы функционирования административного контроляи надзора в области государственного контроля за безопасностью дорожногодвижения, роли законодательной нормы в определении пределов и оснований егоосуществления.
Практическая значимость данной работы заключается в возможностииспользования материалов и выводов данного исследования при подготовке кдокладам и семинарским занятиям по дисциплине «Административное право».
Структурно работа состоит из титульного листа, плана, введения, пятипараграфов, заключения, списка использованных правовых актов и литературы.

1. Понятие государственного надзора за безопасностью дорожногодвижения
Говоря о государственном надзоре – как особой функции государства,изначально следует определиться, что понимается под государственным надзором.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определяет, чтопод функциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполнениеморганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленныхКонституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правилповедения;
— выдача органами государственной власти, органами местногосамоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществлениеопределённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам игражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также изданиеиндивидуальных правовых актов.
Несколько более развёрнутое и иное понятие дано в Федеральном законе«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приосуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», гдепод государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченныхорганов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление ипресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и,принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредствоморганизации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательствомРФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, атакже деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти посистематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу ипрогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлениидеятельности.
Именно такое понимание надзорной деятельности, в наиболее полноймере, относится к контролю и надзору безопасности дорожного движения.
При этом, правила дорожного движения дают толкование термина –«дорожное движение» – это «совокупность общественных отношений, возникающих впроцессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или безтаковых в пределах дорог».
Непосредственно же, под безопасностью дорожного движения, согласнотолкования терминов, данных Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ«О безопасности дорожного движения» (далее, Закон О безопасности дорожногодвижения) следует понимать состояние дорожного движения, отражающее степеньзащищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и ихпоследствий.
Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения состоит вдеятельности, направленной на предупреждение причин возникновениядорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.
Данная деятельность является предметом ведения всех ветвей власти.
При этом, обеспечение безопасности дорожного движения в РоссийскойФедерации осуществляется, помимо иных направлений, предусмотренных ст. 5 Закона«О безопасности дорожного движения», также и посредством осуществлениягосударственного надзора и контроля за выполнением законодательства РоссийскойФедерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документовв области обеспечения безопасности дорожного движения.
Особенностью является то, что, государственный надзор и контроль задеятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыеорганизуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ изаконодательством субъектов РФ, производится только органами, наделённымисоответствующими полномочиями.
Основным органом, уполномоченным законом на осуществление функций понадзору за безопасностью дорожного движения является МВД РФ. Так, согласно п. 9ст. 10 Закона О милиции, – милиции, как системе государственных органовисполнительной власти, вменено в обязанность осуществлять государственный контрольи надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и другихнормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управленияавтомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственныйтехнический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производитьрегистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных длядвижения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожноедвижение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством РФ,государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;контролировать исполнение владельцами транспортных средств обязанности пострахованию гражданской ответственности и др.
Непосредственным органом, управомоченным осуществлять надзор забезопасностью дорожного движения в рамках Министерства внутренних дел РФявляется его структурное подразделение – Государственная инспекция безопасностидорожного движения Российской Федерации.
Нормативное регулирование её деятельности по контролю и надзору вобласти безопасности дорожного движения производится рядом законодательныхактов: Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», Кодексом Российской Федерацииоб административных правонарушениях, Федеральным законом «О безопасностидорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативнымиправовыми актами Министерства внутренних дел РФ, законами и иными нормативнымиправовыми актами субъектов РФ.
Однако, при этом, Государственная инспекция безопасности дорожногодвижения (далее, ГИБДД) осуществляет свою непосредственную деятельность, впредьдо принятия соответствующего федерального закона, на основании Положения оГосавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних делРоссийской Федерации.
В то же время, функции государственного надзора за безопасностьюдорожного движения, в части, непосредственно касаемой безопасности дорожногодвижения, возложены также и на другие государственные органы (министерства,службы, инспекции).
Таким образом, под государственным надзором за безопасностьюдорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную напредупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленныхфедеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативнымиправовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРФ, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнениемвсеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих впроцессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или безтаковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, техническихнорм и других нормативных документов в области обеспечения безопасностидорожного движения, в целях предупреждения причин возникновениядорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.

2. Особенности осуществления государственного надзора за безопасностьюдорожного движения
Рассматривая вопрос об особенностях осуществления государственногонадзора за безопасностью дорожного движения следует отметить то обстоятельство,что данная деятельность совокупно объединяет несколько, различных понаправленности, функций – контрольные, надзорные, разрешительные, функциисогласований и др.
Важно обратить внимание, на то обстоятельство, что рассматриваявопрос об институте административного надзора необходимо учитывать, что понятия«государственный контроль» и «государственный надзор» не тождественны.
В литературе отмечается, что определение полномочий контрольныхорганов достаточно сложно в связи с построением новой структуры органовисполнительной власти и неокончательной определённостью по поводу сущностиконтроля и надзора, что требует дальнейшей доработки распределения контрольныхполномочий между органами исполнительной власти. Тем не менее, общепризнанно,что понятие государственного контроля является более широким, чем понятиенадзора, и имеет присущие только ему признаки.
Можно дать следующее определение понятию «контроль» – это формаюридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица, в рамкахконтрольного производства, для получения юридически значимых результатов иоказания (обеспечения) регулирующего воздействия, осуществляют наподконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнениинормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов инепосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенныхнарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества игосударства, защиты прав и свобод граждан. Органы, осуществляющиегосударственный контроль, организуют и проводят проверку состояния делподконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но ицелесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеютправо вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации,применяя меры административного принуждения (Глава 23 КоАП РФ).
В отличие от контроля, надзор – это автономная форма юридическойдеятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими, всоответствии со своей компетенцией, юридически значимых действий по разрешениюна поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретныхюридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением законов государственными органами, их должностными лицами, инымиподнадзорными субъектами, в целях обеспечения и укрепления законности иправопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав исвобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства. Приэтом, надзорная деятельность ограничена преимущественно проверкой законностидействий конкретного объекта надзора и включает наблюдение за соблюдением поднадзорнымсубъектом определённых правовых норм, выявление и пресечение правонарушений,привлечение виновных к ответственности.
Это позволяет выявить отличительные черты административного надзора,к которому, безусловно следует относить государственный надзор за безопасностьюдорожного движения. Итак, во-первых, органы административного надзора включеныв систему исполнительной власти. При этом, лишь прокуратура, как органгосударственного надведомственного надзора в сфере государственного управления,вправе осуществлять надзор за законностью в деятельности самих органовадминистративного надзора и законностью выносимых ими решений.
Во-вторых, органы административного надзора наделены большимиполномочиями: от инспектирования до приостановления (запрещения) хозяйственнойдеятельности, в том числе, более узкие правомочия, например, в рассматриваемойнами сфере – запрещение эксплуатации транспортного средства, ограничениепользования дорогой и др.
В-третьих, органы административного надзора осуществляют проверкитолько по вопросам, относящимся к их компетенции и только в сфере ихдеятельности, например, энергонадзор – в сфере электроснабжения, санэпиднадзор– за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил. Органы административногонадзора в сфере безопасности дорожного движения – отношения, возникающие впроцессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или безтаковых в пределах дорог.
В-четвертых, административный надзор осуществляется также и вотношении граждан. В нашем случае, субъектами надзора за безопасностьюдорожного движения выступают водители, пешеходы, должностные лица.
В-пятых, органы административного надзора, в лице их должностных лицвправе привлекать виновных к административной ответственности.
В-шестых, общая цель административного надзора: введение в режимзаконности непосредственной деятельности поднадзорных объектов.
Таким образом, административный надзор, в общем виде, выступает какспециальный вид правоохранительной деятельности органов государственногоуправления, основной целью которой является обеспечение законности иправопорядка в государственном управлении и в поднадзорных сферах деятельности.
Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: ГИБДД,являясь основным органом администрирования в сфере безопасности дорожногодвижения, выполняет как функции контроля (например, контроль за соблюдениемПравил дорожного движения, регулирование дорожного движения, обеспечениеорганизации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведенияаварийно-спасательных работ и массовых мероприятий), так и функции надзора(например, осуществление производства по делам об административныхправонарушениях, организация государственного технического осмотраавтомототранспортных средств и прицепов к ним, и др.).
В то же время, ГИБДД выполняет ряд разрешительных функций, подкоторыми подразумеваются: регистрация и учет автомототранспортных средств,выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков,принятие квалификационных экзаменов на получение права на управлениетранспортными средствами и выдача водительских удостоверений, выдача разрешенийна оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковымисигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств,перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.
В компетенцию ГИБДД также входят функции согласования. Например, вчасти обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДДзаинтересованными лицами должны согласовываться проекты строительства,реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городскогоэлектрического транспорта, организации дорожного движения в городах и наавтомобильных дорогах.
В ведении ГИБДД находятся также вопросы курирования деятельности, опосредованносвязанной с безопасностью дорожного движения. Так, основной задачей службыдорожной инспекции и организации движения является осуществлениегосударственного контроля и надзора непосредственно в процессе строительства,ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожныхпереездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения,которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органоввнутренних дел РФ, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическимилицами, со средствами массовой информации.
Однако, следует иметь ввиду, что некоторые функции государственногонадзора за безопасностью дорожного движения – как прямо, так и опосредовано –осуществляют и другие органы государственного управления. В частности,Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, при реализации своихполномочий осуществляются специальные разрешительные, контрольные и надзорныефункции, а именно: осуществляется, в установленном порядке принятие решений одопуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильныхперевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, атакже карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок,а также, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовыеперевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарныхпунктов для проведения такого контроля.
Помимо этого, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляетнадзорные функции по администрированию деятельности, связанной с использованиемавтодорог выраженную, например, в контроле за осуществлением водителямитранспортных средств международных автомобильных перевозок крупногабаритных илиопасных грузов без специальных разрешений, а равно, за отклонением их отмаршрутов или превышением габаритов, указанных в специальных разрешениях, либов контроле за специализированным автотранспортом, используемым притранспортировке отходов производства и потребления или иных опасных веществ(ст. 8.2. КоАП РФ), пестицидов и агрохимикатов (ст. 8.3. КоАП РФ), а также заправомерностью выпуска в рейс автомобиля или другого механическоготранспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросахлибо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы,установленные государственными стандартами РФ (ст. 8.22. КоАП РФ). Всеуказанные виды деятельности субъектов дорогопользовательских отношений, прямоили косвенно связаны с безопасностью дорожного движения, а дела обадминистративных правонарушениях вправе рассматривать лишь органы транспортногоконтроля и надзора.
Отсюда вытекает то, что такая функция, как государственный надзор забезопасностью дорожного движения, являющийся основой администрированияобщественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов спомощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, по своейсущности является многонаправленной, объединяющей в себе и контроль, и надзор исогласовательно-разрешительную деятельность уполномоченных на то органов власти.
3. Особенности административного регулирования в сфере безопасностидорожного движения
Административной деятельности органов внутренних дел РоссийскойФедерации свойственны все основные черты, характеризующие государственноеуправление: государственно-властный, исполнительно-распорядительный,непосредственно-организующий характер, непрерывность (повседневность),подзаконность, охранительная направленность, применение непосредственногопринуждения.
Узкоспециализированная административная деятельность органоввнутренних дел, производимая в сфере безопасности дорожного движения – этоисполнительно-распорядительная деятельность, состоящая в организации работыподчинённых подразделений, служб и сотрудников органов внутренних дел, а такжев непосредственном практическом осуществлении последними возложенных на нихзадач по обеспечению административно-правовыми методами мер по предупреждениюпричин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижениютяжести их последствий.
Административная деятельность является той обязательной, неизменнойосновой, которая характеризует органы внутренних дел России. Это атрибут,неотъемлемое свойство органов внутренних дел, без которого они немыслимы,теряют основное качество органа исполнительной власти.
Деятельность в области дорожного движения, её субъекты и объекты,административно-правовые нормы, определяющие правонарушения, порядок фиксации испособы их вменения установлены нормами Кодекса об административныхправонарушений РФ, федеральными законами и иными нормативными актами,содержащими нормы процессуального характера.
Административные правонарушения в сфере безопасности дорожногодвижения имеют общий признак – это их общественная опасность, т.е.противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движенияили иных нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическимили юридическим лицом, за которое, на основании закона, предусмотренаадминистративная ответственность.
Общественная вредность правонарушений, совершаемых участникамидорожного движения, по сути своей – двояка, и состоит, с одной стороны, в том,что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другойстороны, может быть причинён материальный ущерб.
Объектом правонарушений в области безопасности дорожного движенияявляется как сама безопасность дорожного движения, так и установленный порядокэксплуатации транспортных средств. При этом, безопасность дорожного движения,рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупностьобщественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровьялюдей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортныхсредств.
Так, например, в качестве непосредственного объекта посягательстваследует рассматривать такие общественные отношения, которые обеспечивают:соблюдение правил дорожного движения; соблюдение установленного порядкарегистрации транспортных средств; проведение государственного техническогоосмотра автомототранспорта; безопасное функционирование железнодорожныхпереездов и пешеходных переходов; остановок общественного транспорта и т.д.
Поэтому, объективную сторону состава административногоправонарушения в области безопасности дорожного движения составляют деяниявиновного лица, связанные с нарушением ими правил дорожного движения,эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержаниядорог, эксплуатации железнодорожных переездов и др.
Субъектом административного правонарушения в области безопасностидорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленноговозраста – граждане и должностные лица, а также юридические лица.
Субъективной стороной административного правонарушения в сферебезопасности дорожного движения выступают виновные действия лиц, обязанныхсоблюдать установленные нормы закона, направленные на предупреждение причинвозникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести ихпоследствий. С субъективной стороны административные правонарушения в областибезопасности дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже –неосторожной формами вины.
Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушениеПравил дорожного движения или иных нормативных предписаний, охватывалосьпричинение, в результате такого нарушения, вреда здоровью потерпевшего илиматериального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в Главы 8,11-12 КоАП РФ, статьям либо по соответствующим статьям ГК РФ или УК РФ.
Протоколы об административных правонарушениях в области безопасностидорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченныхрассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенциисоответствующего органа. Компетенция установлена нормами ст. 28.3. КоАП РФ.
При этом, административные правонарушения в сфере дорожного движениявправе рассматривать и выносить по ним решения только управомоченные на тозаконом органы (должностные лица): судьи, органы внутренних дел, органыроссийской транспортной инспекции.
Таким образом, всё вышесказанное можно подытожить следующим:
— особенностью административного надзора за безопасностью дорожногодвижения выступает то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительнаянепосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзораорганов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном исистематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причинвозникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести ихпоследствий;
— данная деятельность выступает одной из приоритетных функцийгосударственной власти, в связи со значимостью общественного вреда,возникающего вследствие несоблюдения участниками отношений в области дорожногодвижения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
— административная ответственность, возлагаемая на нарушителейустановленных норм, определяется по общим правилам, возможна лишь при наличиивины, а наказание может быть вменено только управомоченным на тогосударственным органом (должностным лицом).
4. Органы, производящие государственный надзор за безопасностью дорожногодвижения в Российской Федерации
Давая более развёрнутую характеристику органам, производящимгосударственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ следует указатьна некоторые моменты, затрудняющие однозначно указывать сферу деятельности поосуществлению надзорно-контрольных функций, суть которых заключается вследующем: ещё при подготовке к проведению административной реформы быловынесено предложение разграничить полномочия между Ространснадзором иГосавтоинспекцией по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта идорожного хозяйства. При этом указывалось на дублирование данными ведомствамиконтрольной функции в области транспорта и предлагалось разграничить функциитранспортного контроля и надзора в сфере международных автомобильных перевозокв зависимости от места осуществления данного вида контроля (например, контрольв пунктах пропуска через Государственную границу РФ и контроль на территориистраны).
Однако данное предложение не было учтено в полной мере. Такимобразом, в настоящее время административный надзор за безопасностью дорожногодвижения на дорогах РФ производится двумя ведомствами. Так, в соответствии сост. 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлениеммеждународных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядкаих выполнения», государственный контроль за международными автомобильнымиперевозками возлагается на федеральный орган исполнительной власти в областитранспорта, а также его территориальные органы. Таким органом, согласноПостановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утвержденииПоложения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» являетсяФедеральная служба по надзору в сфере транспорта. При этом, из функций,осуществляемых этим органом по контролю и надзору в сфере автомобильного,промышленного транспорта и дорожного хозяйства, предусмотрено исключениевопросов безопасности дорожного движения. Однако, курируемые исключительноданным ведомством вопросы, хотя часто и опосредовано, касаются именнобезопасности дорожного движения и относятся к сфере государственного надзора забезопасностью дорожного движения.
В свою очередь, в соответствии с Указом Президента РФ «Одополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» именно Государственнаяинспекция безопасности дорожного движения РФ осуществляет специальныеконтрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасностидорожного движения.
Таким образом, оба указанных ведомства исполняют функциигосударственного надзора за безопасностью дорожного движения, при этом,административным законодательством чётко определены полномочия данных ведомствв вопросах карательного свойства за совершённые дорогопользователямиадминистративные правонарушения.
Сейчас же кратко охарактеризуем эти государственные органы.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения РоссийскойФедерации (ГИБДД РФ) – это уполномоченный орган государственного надзора,созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдениемправил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществлениякоторого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов.
Органы управления и подразделения ГИБДД РФ образуют системуГосударственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главноеуправление ГИБДД МВД России; территориальные органы управления ГИБДД субъектовРФ; подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, атакже, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особоважных и режимных объектах; специализированные подразделения инспекции;научно-исследовательские учреждения ГИБДД и их филиалы; иные подразделения.
Начальник Главного управления ГИБДД РФ является по должности главнымгосударственным инспектором безопасности дорожного движения РоссийскойФедерации.
ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные иразрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в числекоторых: соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, ииными организациями, должностными лицами, и гражданами РФ, иностраннымигражданами законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил,стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожногодвижения; проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортныхпроисшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья,имущества граждан; защита прав граждан и их законных интересов, а такжеинтересов общества и государства.
Непосредственное выполнение вышеуказанных функций в сферебезопасности дорожного движения возлагается на отделы, отделения, группыдорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главногоуправления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службыобщественной безопасности Министерства внутренних дел РФ, управлений (отделов,отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних делрайонов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, нарежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, атакже на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены вустановленном порядке эти обязанности.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерствавнутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России), являетсясамостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерствавнутренних дел РФ, который обеспечивает и осуществляет функции Министерства повыработке предложений по формированию и реализации основных направленийгосударственной политики, нормативному правовому регулированию в областиобеспечения безопасности дорожного движения.
Департамент выполняет функции федерального органа управленияГосударственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ,возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии снормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.
Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделениемГосударственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерствавнутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественнойбезопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные,надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбес правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья иимущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, атакже интересов общества и государства; обеспечение безопасного ибесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечениепреступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФосуществляет специальные контрольные, надзорные и согласовательно-разрешительныефункции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственнаяинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другимиподразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военнойавтомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, сосредствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке справоохранительными органами иностранных государств.
Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России нацелена наобеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказаниепомощи его участникам, борьбой с административными правонарушениями в сфередорожного движения, являясь основным инструментом осуществлениягосударственного надзора за безопасностью дорожного движения в РоссийскойФедерации.
Другой орган – Федеральная служба по надзору в сфере транспортанаходится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет контроль и надзорза соблюдением законодательства РФ (в том числе международных договоров РоссийскойФедерации) о порядке осуществления международных автомобильных перевозок(транспортный контроль).
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет своюдеятельность непосредственно и через свои территориальные органы вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, государственный надзор за безопасностью дорожногодвижения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных сдорожным движением на территории РФ – ГИБДД РФ, часть таких отношений, связанныхс международными перевозками находится под надзором Федеральной службы понадзору в сфере транспорта РФ.
 
5. Проблемы правоприменения, возникающие при осуществлении государственногонадзора за безопасностью дорожного движения
Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть,что правовое регулирование дорожного движения и его безопасность в РоссийскойФедерации в основном соответствует принципам, установленным международныминормативными документами. Однако, на сегодня наша страна относится к темнемногим странам, где до сих пор не принят полноценный закон о дорожномдвижении, при том, что подобные законы уже приняты в бывших республиках СССР –Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии. Это создаёт некоторыетрудности в применительной практике правового регулирования сферы дорожногодвижения, существующего в РФ. Отметим некоторые из них:
1. Соответствующие нормативные правовые акты во многом несистематизированы, их разработка слабо координируется, они не отвечают единымпринципам. В существующих нормативных правовых актах в данной сфере имеется какнемало противоречий, так и правовых пробелов.
Проблема усугубляется тем обстоятельством, что сфера дорожногодвижения регламентируется нормативными правовыми актами, относящимися к разнымотраслям права, либо разным отраслям законодательства, которые в ряде случаевне только отличаются подходами к регулированию общественных отношений, но ииспользуют не одинаковую терминологию. Данную сферу регулирует множествонормативных правовых актов, зачастую оперирующих разными определениями итрактовками, по сути дела, одних и тех же понятий.
Из указанного вытекает то, что нормативная правовая база в сфередорожного движения зачастую не отвечает существующим в странесоциально-экономическим отношениям, не соответствует конституционным принципамразделения полномочий и предметов ведения между органами государственной и,прежде всего исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местногосамоуправления.
Более того, во многих случаях права и свободы участников дорожногодвижения, других лиц, причастных к организации и функционированию сферыдорожного движения, ограничиваются различного рода подзаконными и отраслевыминормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в даннойсфере. Тем самым нарушается положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, чтоправа и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным закономтолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав изаконных интересов других лиц. Однако, как уже было сказано, такогополноценного закона нет.
2. Серьезным вопросом правоприменения является и нередкая сложностьтерминов и юридических конструкций, используемых в законодательных, подзаконныхи ведомственных актах, регулирующих сферу дорожного движения. Как известно, обеспечениечеткости и простоты понимания норм является общей задачей законотворчества, а всфере дорожного движения решение такой задачи особенно актуально. Нормативныеправовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, предназначены дляпонимания и пользования ими огромным количеством лиц, причем, далеко не всегда,имеющих достаточное образование.
Здесь необходимо также отметить то, что субъективные правоотношения,связанные с дорожным движением, весьма широки. В связи с чем, затрагиваемыеданными правоотношениями интересы их субъектов относятся практически ко всемотраслям права. Нормативное регулирование данной сферы правоотношений, в связис большим объемом регулируемых в них интересов, производится множествомнормативно-правовых актов – от международных документов, до ведомственныхинструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельноопределяет те понятия и термины, которые он использует. Отсутствие единообразияв понимании и процессуальном порядке применения положений закона, которымоперируют – как лицо, осуществляющее надзор, так и лицо, обязанное соблюдатьнормы, регулирующие безопасность дорожного движения, влечет как сложностьтолкования положений данных нормативных актов, так и их прямое противоречиедруг другу.
Например, в ежедневной практике надзора возникают проблемыприменительного толка, когда уполномоченные должностные лица, действуютисключительно в рамках требований ведомственных нормативных актов, не применяютположений, позволяющих безусловно говорить о действительности состоявшегосяправонарушения.
Как свидетельствует С.В. Смирнов, юридическая практика поадминистративным делам показывает, что в большинстве случаев, при производстведел об административных правонарушениях, органами ГИБДД допускается множествопроцессуальных нарушений, в результате чего выносятся необоснованные решения опривлечении граждан к административной ответственности. При обжаловании такихрешений в суд, большинство постановлений по делам об административныхправонарушениях, вынесенных в органах ГИБДД, отменяется. Такая ситуация имеетместо потому, что на органы ГИБДД, согласно ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,возлагается процессуальная обязанность документально доказать законностьвынесенного постановления, что не урегулировано и чего не требуется отсотрудника должностной инструкцией, требования которой для сотрудника болеезначимы, чем нормы закона.
Всё вышеуказанное показывает на проблему, требующую систематизации всегонормативно-правового регулирования, отмену абсолютного большинства ведомственныхактов и производство государственного надзора за безопасностью дорожногодвижения исключительно в рамках требований федерального закона.

Заключение
В завершение настоящей работы можно сделать следующие выводы, аименно:
— под государственным надзором за безопасностью дорожного движенияследует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение,выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральнымизаконами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовымиактами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ,производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всемилицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессеперемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых впределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм идругих нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортныхпроисшествий, а также, снижение тяжести их последствий;
— особенностью надзора за безопасностью дорожного движения выступаетто обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная непосредственнаядеятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и ихдолжностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическомконтроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновениядорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;
— данная деятельность выступает одной из приоритетных функцийгосударственной власти, в связи со значимостью общественного вреда,возникающего вследствие несоблюдения участниками отношений в области дорожногодвижения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
— административная ответственность, возлагаемая на нарушителейустановленных норм, определяется по общим процессуальным правилам, при этомтакая ответственность возможна лишь при наличии вины, а наказание может бытьвменено только управомоченным на то государственным органом (его должностнымлицом);
— государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФпроизводится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожнымдвижением на территории РФ – Государственной инспекцией безопасности дорожногодвижения РФ, однако часть таких отношений, связанных с международнымиперевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сферетранспорта РФ.
В то же время, законодательное регулирование общественных отношений,возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортныхсредств или без таковых в пределах дорог, несовершенно, существующая системазаконодательства в сфере безопасности дорожного движения и его реальноеприменение, имеют ряд проблем, в числе основных следует выделить проблемунормативного регулирования данной сферы правоотношений, когда, в связи сбольшим объемом регулируемых в них интересов, регулирование производитсямножеством нормативно-правовых актов – от международных документов, до ведомственныхинструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельноопределяет понятия и термины, которые он использует.
Такое положение дел требует систематизации всегонормативно-правового регулирования, отмену абсолютного большинства ведомственныхактов и производство государственного надзора за безопасностью дорожногодвижения исключительно в рамках требований федерального закона.

Список использованных правовых актов и литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //«Российская газета» от 25 декабря 1993 г., № 237.
2. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 22июля 2008 г. N 148-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (частьI). Ст. 1.; 2008. – № 30 (часть I). – Ст. 3604.
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международныхавтомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка ихвыполнения» (с изм. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 26 декабря 2005г., 19, 30 декабря 2006 г., 26 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ.– 1998. – № 31. – Ст. 3805.
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 2 марта 1999 г., 25апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ.– 2009. – № 1. – Ст. 21.
5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»(с изм. от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательстваРФ. – 1995. – № 51. – Ст. 4970.
6. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «Омилиции» (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября2007 г., 23 июля, 22, 25, 26 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ.– 1999. – № 14. – Ст. 1666.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм.от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.,15 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст.945.
8. Постановление Правительства РФ от 30 июля2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сферетранспорта» (с изм. от 30 марта, 3 октября, 14 декабря 2006 г.) // Собраниезаконодательства РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3345.
9. Правила дорожного движения РоссийскойФедерации. Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23октября 1993 г. № 1090 (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г.,21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября,29 декабря 2008 г., от 27 января 2009 г.).
10. Положение о Госавтоинспекциибезопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (с изменениямиот 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 3 июля 2008 г.) // Собрание законодательстваРФ. – 2008. – № 27. – Ст. 3250.
11. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «Осовершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службыдорожной инспекции и организации движения Государственной инспекциибезопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации» (с изм. от 7 июля 2003 г.) // Российская газета. 1999. № 201-202.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФот 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях,связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БюллетеньВерховного Суда Российской Федерации. – 2009. – № 2.
13. Обзор законодательства и судебнойпрактики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2007 года (утв.постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля2008 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2008. – № 5.
14. Административная реформа в России.Научно-практическое пособие / Под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. – М.:«ИНФРА-М». 2006.
15. Административное законодательство /Сост.: Аскарханов С.С., Бродович С.М. – М.: «Советское законодательство». 1936.– 291 c.
16. Бахрах Д.Н. и др. Административноеправо: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россисйкий,Ю.Н. Старилов. – М.: Норма. 2005. – 800 с.
17. Беляев В.П. Контроль и надзор как формыюридической деятельности: Вопросы теории и практики / В.П. Беляев, А.В. Малько.– Саратов. 2006. – С. 24-25.
18. Борисов Б.А. Комментарий к КодексуРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ. – М.: «Юстицинформ». 2006. – 685 с.
19. Воронцов С.А. Правоохранительные органы:Спецслужбы. – М.: БЕК. 1999.
20. Смирнов С.В. Административнаяответственность за нарушение правил дорожного движения по новому Кодексу обадминистративных правонарушениях / С.В. Смирнов // «Законодательство». – 2002.– № 9.