Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях

–PAGE_BREAK–

Рис. 1.1. Организационная схема мониторинга экономики образования [31, с.40]
Целостное видение системы мониторинга экономики образования, координация всех разнообразных видов деятельности — это одновременно фактор успеха и наиболее сложная задача построения на его основе действенного управленческого механизма. Именно поэтому, учитывая сложность и многоаспектность всей системы мониторинга, значительные объемы работ по его реализации, большое количество участников и заинтересованных сторон, особое значение имеет его организационно-методическое сопровождение. В настоящее время указанные функции реализует Государственный университет — Высшая школа экономики. В рамках мониторинга ГУ-ВШЭ также проводит ряд специальных статистических и социологических обследований, осуществляет обобщающие аналитические исследования и прогнозные разработки.

Помимо ГУ-ВШЭ, в мониторинговых исследованиях участвуют Фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики и Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, Аналитический центр Юрия Левады (новый независимый центр изучения общественного мнения, созданный сотрудниками ВЦИОМа), Санкт-Петербургский, Пермский, Красноярский государственные университеты, Ассоциация негосударственных вузов, Совет директоров учреждений среднего профессионального образования, региональные социологические центры во всех пилотных регионах и большая группа экспертов-аналитиков других научно-исследовательских организаций. Все это не только существенно повышает статус мониторинга, но и обеспечивает получение высококачественных результатов, расширяет возможности исследований, позволяя задействовать интеллектуальные ресурсы и информационные заделы организаций и экспертов в аналитических целях.

В мониторинге представлены практически все уровни образования: от дошкольного до высшего профессионального. На первом этапе (в 2002 г.) наблюдением были охвачены только основные уровни образования — общее и профессиональное (начальное, среднее, высшее). В 2003 г. институциональный охват мониторинга расширился. В его сферу попали также детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей и взрослых. В 2004 г. предполагается изучение образовательной деятельности предприятий. Таким образом, в мониторинге получает свое отражение концепция непрерывного образования.

Сбор данных осуществлялся по России в целом, а также по некоторым субъектам Федерации, которые были выбраны на данной стадии в качестве пилотных регионов и которые различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. В 2002 г. наблюдения проводились только в двух пилотных регионах — Пермской и Ярославской областях; на следующем этапе их число пополнили Москва и Красноярский край, планируется расширение мониторинга на Краснодарский край и Республику Марий Эл. Любые другие регионы также приглашаются к участию в мониторинге, если смогут самостоятельно изыскать средства на проведение соответствующих работ. При этом они будут обеспечены интеллектуальной, методологической и организационной поддержкой центра всеми необходимыми материалами.

Институциональный и региональный охват формируемой системы мониторинга экономики образования представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура мониторинга экономики образования [31, с.42]
Уже в ближайшие годы предполагается обеспечить более полный региональный охват и на этой основе сформировать устойчивую систему национального мониторинга экономики образования, содержащую мощный региональный компонент.

Мониторинг экономики образования уникален не только с точки зрения своеобразия предметного подхода, институционального и регионального охвата. Уникальна его методология.

Создание системы мониторинга экономики образования предусматривает решение сложных методологических проблем. Разрабатываются целевые индикаторы и базовые показатели экономики образования. Осуществляется организация серии опросов семей, статистических и социологических образовательных обследований в образовательных учреждениях на национальном и региональном уровнях.

Структура мониторинга экономики образования сегодня включает два основных блока (рис. 1.3).

Рис.1.3. Методологическая структура мониторинга экономики образования [31, с.42]
Как видно из рисунка 1.3, социологический блок представлен целым комплексом исследований. Особо следует подчеркнуть необходимость и обоснованность включения в мониторинг субъективных оценок, которые важны, по меньшей мере, с двух точек зрения. Во-первых, они позволяют охарактеризовать мотивации и поведение семей в сфере образования, а также реальный платежеспособный спрос населения на образовательные услуги. Во-вторых, они дают представление о движении теневых денежных средств в сфере образования. Это важно, поскольку хорошо известно, что в целом ряде секторов российской экономики, в том числе в образовании, доля теневой составляющей, не улавливаемой ни официальной статистикой, ни системой финансовой отчетности, уже сопоставима, а порой, и превосходит фиксируемую составляющую.

Первое направление — репрезентативные опросы семей с детьми в возрасте от 4 до 20 лет (более 9 тыс. человек). В 2003 г. они проводились в пилотных регионах — Москве, Красноярском крае, Пермской и Ярославской областях, а также в семьях студентов-первокурсников престижных московских вузов (более 7 тыс. человек). Второе направление — опрос руководителей более чем 1300 государственных и негосударственных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ориентированный на выявление их образовательных и экономических стратегий. Третье направление — масштабные социологические исследования в образовательных учреждениях пилотных регионов. Это опросы учащихся, их родителей и преподавателей (в 2003 г. опрошено свыше 17 тыс. респондентов). Их цель состоит в том, чтобы более точно описать ситуацию на региональных рынках образовательных услуг. Социологический блок мониторинговых исследований в 2004 г. включает также изучение участия предприятий в образовании и подготовке кадров.

Второй крупный блок мониторинга базируется на применении статистических методов и использовании статистической информации. Важнейшее направление статистических работ — обеспечение информационного сопровождения аналитических исследований и прогнозных разработок по экономике образования, осуществляемых в рамках мониторинга. Самый широкий спектр статистических данных доводится до общественности в виде статистических сборников, первый из которых — «Образование в Российской Федерации» был опубликован в 2003 г. В настоящее время готовится к изданию его следующий выпуск, в котором более пристальное внимание уделяется статистическим показателям экономики образования.

В то же время, учитывая ограниченность действующей образовательной статистики, в рамках мониторинга проводятся специальные статистические обследования: осуществляется сбор оригинальной статистической ин формации, характеризующей кадровый потенциал, материально-техническую и информационную базу, а также финансово-экономическую деятельность пилотных образовательных учреждений.

Особое место в мониторинге экономики образования занимают аналитические исследования. В 2002 г. упор был сделан только на двух аспектах, а именно на оценке рынков образовательных услуг и анализе образовательных стратегий семей. На следующем этапе изучались мотивации и предпочтения семей в сфере образования, а также более точно были оценены расходы семей на эти цели, выделены в их составе официальные (белые), серые (неофициальные, но попадающие в учреждения образования) и полностью теневые (коррупционные) составляющие. Продолжалось изучение рынков образовательных услуг дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного образования детей и взрослых. Новое направление связано с анализом образовательных и экономических стратегий учреждений профессионального образования, которые, как выясняется, далеко не всегда лежат на поверхности и тем более не всегда декларируются их руководителями. Полученные результаты подтвердили его актуальность и перспективность.

В рамках мониторинга экономики образования сделаны первые шаги по исследованию взаимовлияния рынков образования и труда. Результаты мониторинга легли в основу анализа финансовых потоков — как видимых, так и теневых — в сфере образования, на основании которого были просчитаны и описаны различные сценарии развития системы образования на период до 2010 г.

Информационное поле аналитических исследований и прогнозных разработок мониторинга, как было показано выше, обширно и разносторонне.

Данные, полученные в ходе мониторинговых обследований, формализуются и систематизируются в виде достаточно сложной и разветвленной системы индикаторов и показателей, как статистических, так и социологических. Ее состав и структура еще формируются. При этом первоочередное внимание уделяется комплексности, методологической согласованности определений, понятийного аппарата и классификации, которые лежат в основе указанной разработки.

Массивы первичных данных, результаты социологических и статистических обследований, подготовленные на их основе отчеты и аналитические материалы формируют информационную базу мониторинга экономики образования, которая в настоящее время служит уникальным источником для разнообразных аналитических исследований и прогнозных разработок и которую, после проработки ряда организационно-правовых вопросов, предполагается открыть самым широким слоям пользователей.

Следует подчеркнуть, что мониторинг экономики образования призван не только обеспечивать информационные потребности органов управления образованием и исследовательские интересы аналитиков. Важно довести его результаты до широкой общественности. Только так, максимально гласно представляя новые идеи и разработки, можно инициировать в обществе дискуссию по проблемам модернизации образования, обеспечить, с одной стороны, понимание и поддержку образовательной политики, а с другой — ее конструктивную критику. Именно для этого осуществляется широкая популяризация результатов мониторинга экономики образования.

Таким образом, предметом мониторинга является непосредственно экономика образования, однако охват мониторинговых исследований значительно шире. Это обусловлено необходимостью выявления самых разнообразных факторов, определяющих экономику сферы образования. Результаты мониторинга должны стать информационной основой системы управления образованием в кардинально изменившихся условиях.

Создаваемая информационная система позволит объективно отображать состояние, направления и тенденции развития экономики образования в Российской Федерации, выявлять проблемные зоны, оперативно корректировать образовательную политику.
2.2 Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
В 2002-2003 гг. были реализованы первые два этапа научного проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования», осуществляемого Государственным университетом — Высшей школой экономики.

По утверждению Е.В. Савицкой [32], проводимые социологические обследования показывают, что с точки зрения населения, высшее профессиональное образование становится инструментальной ценностью и необходимым условием успешной жизнедеятельности. Широкомасштабный опрос семей, осуществленный в 2003 г. Фондом «Общественное мнение», продемонстрировал, что 88% российских граждан признают важность наличия высшего образования в современных условиях. Среди столичных жителей такого взгляда придерживаются 92% респондентов (рис. 1.4). При этом две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность.

Рис. 1.4. Как Вы считаете, в наше время важно или неважно иметь высшее образование? (Распределение ответов в семьях с детьми; в процентах) [32, с.46]
Ярко выраженная установка на получение высшего образования характерна не только для родителей, но и для самих детей. Часто даже включенные в систему профессионального образования юноши и девушки считают, что учебное заведение, в котором они учатся, не является последним этапом их образования. На это указывают представленные аналитической службой ВЦИОМ результаты опроса студентов подмосковных ПТУ и московских вузов, проведенного в сентябре 2001 г. (таблица 2.1). Только 31% учащихся профессионально-технических училищ полагают, что знаний, полученных в системе НПО, достаточно для успешной жизнедеятельности. 54% считают предпочтительным более высокий уровень образования.
Таблица 2.1 Распределение ответов на вопрос: «Какое образование, на Ваш взгляд, дает человеку наилучшие возможности в жизни?» (в процентах) [32, с.46]

Студенты ПТУ

Студенты ВУЗов

Начальное образование

Неполная средняя школа

1

Средняя школа (10-11 классов)

9

1

Профессионально-техническое училище (ПТУ)

31

1

Техникум, среднее специальное училище

12

2

Один ВУЗ (институт, университет, академия)

25

36

Два ВУЗа (института, университета, академии)

13

44

Аспирантура, адъюнктура, ординатура и т.п.

4

14

Другое

Затрудняюсь ответить

6

1

Важно, что в последнее время получила значительное распространение ориентация на два высших образования. Даже 13% учащихся ПТУ указывают на необходимость обучения в двух вузах. Среди студентов высших учебных заведений такой точки зрения придерживается 44% из числа опрошенных. При этом только 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. Такое распределение образовательных стратегий демонстрирует снижение социального статуса научных работников в настоящее время и повышение роли высшего образования при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу. По данным Всероссийского опроса, проведенного летом 2003 г. аналитической службой ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет 20% респондентов твердо нацелены на получение второго высшего образования, а 6% из числа опрошенных получают его в настоящий момент. При этом среди людей с наиболее высоким уровнем дохода доля лиц, имеющих или собирающихся получить второе высшее образование, существенно больше.

Рост интереса населения к получению второго высшего образования свидетельствует не только о значимости дополнительного образовательного ресурса в современных условиях, но и о недостаточном качестве профессиональной подготовки во многих российских вузах. Последнее обстоятельство приводит к необходимости дополнительного обучения в других образовательных учреждениях, обеспечивающих более высокий уровень профессиональных знаний и навыков. Кроме того, многие выпускники высших учебных заведений не могут найти хорошо оплачиваемую работу по приобретенной специальности и вынуждены получать второе высшее образование по тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

В таблице 2.2 приводится распределение ответов респондентов на вопрос «Соответствует ли Ваша нынешняя работа полученному профессиональному образованию?», представленных аналитической службой ВЦИОМ по результатам социологического опроса работников предприятий. Анализ данных, представленных в этой таблице, позволяет сделать следующие выводы. 30% из числа опрошенных категорически заявили о несоответствии их нынешней работы полученному профессиональному образованию и еще 13% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 2.2 Соответствует ли Ваша нынешняя работа полученному профессиональному образованию (в процентах) [32, с.47]

Да, соответствует

Нет, не соответствует

Затрудняюсь ответить

Всего опрошенных, человек

1442

Возраст

18-24 года

76

33

46

21

25-39 лет

594

52

35

13

40-54 года

656

66

22

12

55 лет и старше

115

61

25

14

Образование

Высшее

273

62

33

5

Среднее

969

58

29

13

Ниже среднего

201

57

21

22

Соответственно лишь немногим более половины респондентов работают, действительно, по специальности. Из числа людей, имеющих высшее образование, 33% выполняют работу, не соответствующую профилю их образования. Следовательно, бюджетные средства, затраченные на их профессиональную подготовку,обернулись, по крайне мере частично, финансовыми потерями для государства. Можно попытаться дать приблизительную оценку этих потерь.

Если 33% выпускников российских вузов работают не по специальности, значит, третья часть бюджетных расходов на высшее профессиональное образование использовалась неэффективно. Однако высшее образование включает в себя не только профессиональную подготовку учащегося, но также и его социальное, интеллектуальное и культурное развитие, которое само по себе дает значительный положительный внешний эффект для общества в целом. Так, увеличение количества более образованных людей способствует уменьшению уровня преступности в стране. Экономика выигрывает от наличия более универсальной и более подготовленной рабочей силы. Люди с высшим образованием, как правило, более интеллигентны и вежливы в общении. Последнее особенно важно, когда выпускники вузов, работающие не по специальности, трудятся в сфере обслуживания. Поэтому неправомерно рассматривать финансирование обучения в рамках гуманитарных и социально-экономических, а также математических и общих естественнонаучных дисциплин как безвозвратную потерю денежных средств государства. Однако финансирование циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин следует рассматривать как полностью неэффективное использование бюджетных средств. Таким образом, к чистым потерям государства из-за дисбаланса между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников вузов можно отнести 50% от третьей части расходов бюджета на высшее профессиональное образование. Для 2001 г. эта величина составляет 5,5 млрд. рублей, для 2002 г. — 8 млрд. и для 2003 г. — 9,5 млрд. рублей. Легко видеть, что данные потери увеличиваются пропорционально росту бюджетных ассигнований.

Важно, что несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодой группы респондентов. 81% лиц, заявивших о таком несоответствии, — это люди в возрасте от 18 до 39 лет. Причем 46% респондентов — юноши и девушки от 18 до 24 лет. Здесь явно просматривается тенденция роста численности выпускников образовательных учреждений, не желающих или не могущих найти работу по специальности. Последнее означает, что уже в ближайшем будущем, при отсутствии кардинальных изменений в системе образования, доля «омертвленных» потерь в бюджетных средствах, выделяемых на финансирование профессионального образования, существенно возрастет. Причем, как видно из данных, приведенных в таблице 2.2, указанная тенденция характерна и для выпускников техникумов и ПТУ.

Дисбаланс между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников объясняется не только несоответствием структуры предложения образовательных программ учебными заведениями структуре спроса предприятий на рабочую силу, но и нежеланием самих учащихся работать по специальности. Согласно данным опроса студентов вузов в четырех пилотных регионах, наименьшее количество студентов, ориентированных на работу по специальности, обучается в педагогических университетах (24% от числа опрошенных) и в технических вузах (29% респондентов). Наибольшее количество студентов, собирающихся работать по специальности, наблюдается в филиалах центральных университетов и творческих вузах (рис. 1.5).
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Рис. 1.5. Процент студентов, которые наверняка решили, что по окончании вуза будут работать по специальности [32, c.47]

Особенно настораживает тот факт, что доля учащихся, собирающихся работать по специальности, практически одинакова как среди выпускников, так и среди первокурсников, то есть большое количество абитуриентов вузов изначально ориентировано на другую профессию. Из данных таблицы 2.3 видно, что только 41% учащихся 1-го и 2-го курсов нацелены на трудоустройство по специальности; 7% не собираются использовать полученные в институте профессиональные знания на будущей работе; 52% (то есть больше половины) первокурсников даже не определили свою жизненную позицию.
Таблица 2.3 Если Вы собираетесь работать по окончании вуза, то будет ли эта работа по той специальности, которую Вы сейчас получаете (в % от числа опрошенных студентов)[32, c.48]

Курс

первый-второй

третий

выпускной

Да, скорее всего, это будет так

41

32

34

Может быть, да, может быть, нет

21

32

31

Скорее всего, нет

5

7

9

Наверняка, нет

2

3

5

Затрудняюсь ответить

31

26

21

Возникает закономерный вопрос: какими мотивами руководствуются юноши и девушки, выбирая в качестве образовательной стратегии обучение в высшем учебном заведении? Распределение ответов на этот вопрос, представленное аналитической службой ВЦИОМ, демонстрирует рисунок 1.6.

Рис. 1.6. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужно высшее образование, ради чего идут учиться в институт?» (в % к числу опрошенных) [32, c.48]
Как видно из рисунка, основной целью получения высшего образования является желание больше зарабатывать в дальнейшей жизни. Такой ответ выбрали 47% опрошенных. 36% респондентов рассматривают обучение в вузе как «социальный лифт», который позволит им занять более высокое положение в обществе. Только 39% поступают в высшее учебное заведение ради получения специальных знаний, то есть ради получения конкретной профессии, которой они собираются себя посвятить.

23% респондентов идут в вуз не за специальными знаниями, а для приобретения общего развития и культуры. 5% открыто заявили, что для них целью поступления в вуз является возможность избежать службы в армии. Еще 3% из числа опрошенных желают «провести молодые годы в свое удовольствие» и собираются это сделать в высшем учебном заведении. Таким образом, расходы государства на профессиональную подготовку значительного числа студентов оборачиваются потерями бюджетных средств.

Установка родителей на получение их детьми высокого уровня образования почти не зависит от способностей ребенка к обучению и его школьных оценок. По данным опроса семей, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2002 г., 90% респондентов, чьи дети учатся в 9-м классе и получают только удовлетворительные отметки, твердо нацелены или склоняются к тому, чтобы их ребенок продолжал учебу, а не начал работать. Доля родителей девятиклассников-отличников, имеющих аналогичные установки, составляет 98% (табл. 2.4). Для семей с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы, распределение почти идентично: 89% троечников и 99% отличников, скорее, ориентированы на продолжение учебы, чем на работу.
Таблица 2.4 Стратегии на продолжение учебы или начало трудовой деятельности после окончания школы в зависимости от успеваемости ребенка (в % по группам) [32, c.48]

Стратегия

Успеваемость ребенка

удовлетворительная

хорошая — удовлетворительная

хорошая

отличная — хорошая

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

Безусловно, продолжать учебу

62,4

58,8

59,8

70,3

74,7

79,9

87,1

90,3

Скорее, продолжать учебу

27,5

30,4

34,3

24,0

20,9

15,9

11,3

9,1

Скорее, начать работать

4,3

4,3

2,9

2,2

1,2

0,6

Безусловно, начать работать

2,9

2,0

1,9

1,1

2,4

Еще не определена

2,9

6,5

1,0

3,8

1,1

0,6

1,6

Это свидетельствует о высокой степени доступности среднего и высшего профессионального образования в РФ, что имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Расширение возможностей получения высшего образования для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет, в конечном счете, к девальвации вузовского диплома и утрате им важнейшей функции — служить сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда. По-видимому, при зачислении абитуриентов в высшее учебное заведение на конкурсной основе следует принимать во внимание не только баллы, полученные на вступительных экзаменах и часто отражающие способности репетиторов, но и средний балл школьного аттестата, характеризующий общий уровень развития ребенка, его дисциплинированность и трудоспособность — качества, полезные не только для учебы в вузе, но и для будущей профессиональной карьеры.

В настоящее время при зачислении абитуриентов в вуз имеют значение медаль, полученная в средней школе, и красный диплом выпускника среднего специального учебного заведения (ссуза). В связи с этим возникает особая образовательная стратегия семей. Как показало социологическое обследование, проведенное ФОМом в 2002 г., для большинства учащихся ссузов характерна ориентация на продолжение образования в высшем учебном заведении. 7% из числа опрошенных в этой группе семей выразили безусловное желание видеть своих детей студентами вузов и еще 21 % респондентов склоняются к этому. Таким образом, данная категория семей использует «не прямую» стратегию получения высшего образования. Смысл этой стратегии состоит в том, что поступить в техникум и закончить его с красным дипломом несложно, а это дает возможность поступления в престижный вуз наравне с медалистами. Следовательно, для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является лишь промежуточной ступенью между школой и вузом, что характеризует еще одну зону неэффективности современной системы профессионального образования.

Интересно, что уровень материального благосостояния семьи также оказывает незначительное влияние на ее притязания относительно получения детьми высшего образования. Согласно опросу ФОМа, количество респондентов, желающих дать ребенку высшее образование и имеющих при этом уровень дохода ниже, чем 500 рублей на человека в месяц, всего на 10% меньше числа респондентов, имеющих аналогичное желание и уровень дохода более 3000 рублей на человека в месяц (табл.2.5).

Таблица 2.5 Распространенность образовательных притязаний, предполагающих получение ребенком высшего образования, в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи (в % по группам) [32, c.49]

Тип учебного заведения, которое посещает ребенок

Доход семей, желающих, чтобы ребенок получил высшее образование, рублей на человека в месяц

Менее 500

500-менее 1000

1000-менее 1500

1500-менее 2000

2000-менее 3000

3000 и более

Школа

90,0

92,1

96,1

95,1

96,5

98,0

ПТУ

90,0

84,6

93,3

100,0

93,3

100,0

ССУЗ

84,2

93,4

90,0

93,3

88,2

100,0

В целом по подвыборке

89,1

91,8

94,5

95,1

94,8

98,4

При этом большинство из числа опрошенных не питают иллюзий относительно возможности бесплатного поступления в вуз или обучения в высшем учебном заведении. Согласно тому же опросу, 45% респондентов не сомневаются в необходимости значительных денежных затрат на поступление, еще 23% склоняются к признанию этого. Лишь 12% родителей безоговорочно уверены в существовании реальной возможности поступления в вуз без значительных денежных затрат. Безусловно готовы пойти на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования 34% из числа опрошенных столичных жителей и 38% респондентов-немосквичей. 29% семей, скорее, готовы, чем не готовы, нести такого рода расходы. Абсолютно не готовы к этому лишь 11% родителей. Таким образом, около 66% российских семей не только хотят дать своим детям высшее профессиональное образование, но и готовы пойти ради этого на значительные, с их точки зрения, денежные затраты.

Потенциальная готовность родителей к инвестициям в образование ребенка в значительной степени соответствует их реальным финансовым возможностям. Как видно из данных таблицы 2.6, 16% российских семей в состоянии потратить на обучение ребенка более 36000 рублей в год; 48% респондентов могут выделить от 12000 до 36000 рублей в год; 29%) домохозяйств способны предоставить денежные средства на сумму, меньшую, чем 12000 рублей в год; 6,4% российских семей вообще не в состоянии материально поддерживать своих детей в процессе их обучения в вузе. В то же время, согласно нашим оценкам, обучение среднестатистического студента вуза на коммерческой основе обходится его родителям в 24688 рублей в год; расходы среднего домохозяйства на студента, обучающегося на бюджетной основе, составляют 8601 рубль в год. Сопоставление финансовых возможностей семей с фактически требующимися затратами на высшее профессиональное образование позволяет сделать следующие выводы.
Таблица 2.6 Максимальные приемлемые для семьи ежемесячные затраты на обучение ребенка в вузе[32, c.50]

Максимальные затраты, рублей в месяц

Доля семей, в %

6,4

Менее 500

9,8

500 – менее 1000

19,2

1000 – менее 2000

34,3

2000 – менее 3000

13,9

3000 – менее 6000

13,4

6000 и более

2,9

Таким образом, в настоящее время доступ к высшему профессиональному образованию полностью закрыт для 6,4% российских семей. 29% родителей могут обеспечить материальную поддержку своему ребенку только в случае его обучения на бюджетной основе. Если государство откажется от финансирования системы высшего профессионального образования и целиком переведет ее на коммерческие рельсы, то обучение в высшем учебном заведении станет недоступным для 1/3 юношей и девушек соответствующего возраста, среди которых могут оказаться талантливые представители современной молодежи. При сложившемся сегодня уровне цен на программы высшего профессионального образования приблизительно 2/3 российских семей в состоянии обучать своих детей на коммерческой основе. Однако следует иметь в виду, что цены на образовательные программы существенно дифференцированы в зависимости от их качества, спроса населения на ту или иную специализацию и брэнда учебного заведения. В результате 33% сечей могут оплачивать только недорогие программы, стоимость которых оказывается токе средней для российского рынка цены. Недоступность для данной категории потребителей более дорогих образовательных услуг приводит к интенсивному развитию рыночного сегмента «псевдообразования», так как многие из программ, относящихся к нижней ценовой категории, не соответствуют современным стандартам качества. Оплатить обучение своих детей в престижных столичных вузах, где цена образовательных программ значительно превышает средний уровень, в состоянии лишь 16% родителей. Таким образом, приобретение высококачественного образования на платной основе оказывается недоступным для подавляющего большинства российских граждан.

В этой ситуации резко возрастает конкурс на бюджетные места в престижных вузах, что обусловливает особую стратегию поведения семей на рынке образовательных услуг. Многие родители, имеющие средний уровень дохода и не способные оплачивать дорогостоящую программу в течение 5-6 лет, предпочитают вкладывать значительные денежные средства на стадии поступления ребенка в высшее учебное заведение. Самой крупной статьей расходов среднестатистической семьи на стадии перехода «школа — вуз» становятся взятки за более «мягкое» отношение на вступительных экзаменах и непосредственно за зачисление в вуз. Таким образом, параллельно с официальной стоимостью образовательных программ существуют «теневые» цены, по которым продаются и покупаются бюджетные места в государственных учебных заведениях.

Таким образом, оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, образование все в большей степени ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами.

Выполняя свое предназначение, мониторинг как информационная система имеет целевую направленность, обеспечивает непрерывность и систематичность наблюдений, регулярную актуализацию тематики и инструментария в соответствии с потребностями пользователей, максимальную достоверность информации и объективность формулируемых на ее основе выводов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленные цели данного исследования достигнуты, задачи решены.

Основной задачей написания работы было подробное изучение наблюдения как вида социологического исследования, его актуальности, методики, сущности.

В первой главе выявлены особенности такого метода социологического исследования как наблюдение, изучен теоретический аспект наблюдения как метода социологического исследования, приведена классификация видов наблюдения, проанализированы типичные ошибки в применении метода наблюдения в социологическом исследовании.

Во второй главе данной курсовой работы проведен сравнительный анализ опыта проведения мониторинга экономики образования как метода наблюдения.

Мониторинг экономики образования уникален не только с точки зрения своеобразия предметного подхода, институционального и регионального охвата. Уникальна его методология.

Предметом мониторинга экономики образования являются рынки образовательных услуг. Сбор данных осуществлялся по России в целом, а также по некоторым субъектам Федерации, которые были выбраны на данной стадии в качестве пилотных регионов и которые различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам.

Таким образом, предметом мониторинга является непосредственно экономика образования, однако охват мониторинговых исследований значительно шире. Это обусловлено необходимостью выявления самых разнообразных факторов, определяющих экономику сферы образования. Результаты мониторинга должны стать информационной основой системы управления образованием в кардинально изменившихся условиях.    продолжение
–PAGE_BREAK–