«Система видов и жанров древнеегипетского искусства»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГосударственный Университет УправленияКафедра культурологииРЕФЕРАТ на тему: «Система видов и жанров древнеегипетского искусства»Выполнила: Зуева Е.В. ИИСУ, ИМ 3-1, в/оПреподаватель: Шахматова Елена ВасильевнаМосква 2004Содержание: 1. Введение. 3 2. Древний Египет. 3 3. Среднее царство. 6 4. Новое царство. 7 5. Египетские божества. 10 6. Заупокойный культ. «Книга Мёртвых». 11 7. «Души египтянина». 13 8. Загадки древних пирамид. 15 9. Список литературы. 17 Введение. C незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля».Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства – Мемфис. В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей с граны, предложил называть Древним (III тыс. до и.э.), Средним (конец III – начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).^ Древний Египет. Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого, централизованного государства. Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала возможность спокойно жить и развиваться без больших внешних потрясений, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродот с полным основанием называл страну “даром Нила”. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов. Верховными божествами были бога Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего Бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубога. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Амон-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир “сердцем и языком”: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова. Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует “Книга мертвых”, писавшаяся в течение почти всей истории Древнего Египта. Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как “слово Бога”. Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тату, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей. Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя – фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного – верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды. Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы – сокол, ибис к коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей. Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной. В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры. В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации. В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства. Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры. Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником с квадратным основанием и высотой 100 м. Классическими стали пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX -XXVIII века до н.э.). Самая большая из них – пирамида Хуфу (по-гречески – Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5 – 3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра. Всего было построено около 80 пирамид. Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога Солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней. Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта, над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие “египетского стиля”, заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело – в фас. Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую – для мужских, желтую – для женских, черную – для волос, белую – для одежд. Еще одна особенность египетской пластики – геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются “Сельский староста”, “Писец Кан”, статуи-портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.^ Среднее царство. Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия. В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука. Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным. В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными. В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился. Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них – два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.^ Новое царство. В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев – яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность. В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой “Долине царей” египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III – “колоссами Мемнона”. В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя. Наиболее известными стали Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры. В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Следует отметить, что в этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Продолжает успешно развиваться литература, становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно-культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца». Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа VI. Этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога Солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на “Эхнатон” (“угодный богу Атону”) и стремится возвысить культ царя выше культа самого Бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон. Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести. После смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились. Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.В эпоху ^ Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование. Что касается культуры Древнего Египта, то она живет к по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».Е^ ГИПЕТСКИЕ БОЖЕСТВАЗаупокойный культ. «Книга Мёртвых».Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа – имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис – один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений – умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной – значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд. Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию—ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды—каноны, заполненные отварами из трав и другими снадобьями. Коноты изготовлены в виде богов—сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они—хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф — с желудком, Кебехсенуф — с кишками и Хапи — с лёгкими. Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора масло и притирания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы потомков. Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего. Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке — обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина». Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка бедняка имел возможность питалться жертвенными дарами богача. Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг. Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю. Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной—Хапи, у восточной — Дуамутефа и у западной — Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями. Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью некрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра: ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу. В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет. Ка умершего предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь отрицания» — перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновен. 125-я глава «Книги Мёртвых» «Исповедь отрицания» Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не совершил греха а месте Истины. Я не творил дурного. Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не угнетал раба пред лицом его господина. Я не был причиною недуга. Я не был причиною слез, Я не убивал. Я не приказывал убивать. я никому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё. Я не убавлял от аруры. Я не обманывал и на пол-аруры. Я не давил на гирю. Я не плутовал с отвесом. Я не отнимал молока от уст детей. Я ни сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил в силки птицу богов. Я не ловил рыбу богов в прудах её. Я не останавливал воду в пору её. Я не преграждал путь бегущей воде. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не распугивал стада в имениях бога. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист!Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амт —чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным».«Души египтянина».Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах.Ка — Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки», поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к верху: Ка рождается дважды: в первый раз — вместе с человеком, и во второй — при его жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над ней обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью говорить, вкушать пищу и видеть свет. Ка будет обитать в своём вечном жилище — в своей гробнице; туда ему будут приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы. «Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о Ка практически перестали появляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок», напоминание, этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам служили гробничные изображения, в частности — статуи покойного. В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина — Ах, буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса: Но это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть «душа», которая, в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни, ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» – со смертью и небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей» – возвращение способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой, «искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения всё–таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира мертвых, но в мир живых не возвращается. Ах, таким образом, означает «Зрячий». О значении «души» Шуит («тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени грешника.Ба — сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: что бы Ба мог обрести свою мумию. Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах — мертвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу – Сах, подлежит каре и презрению, даже парасхит—вскрыватель трупов перед мумификаций. Он делает на теле умершего надрез кремневый ножом и сразу обращается в бегство, а все присутствующие жрецы-бальзамировщики и родственники покойного — преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни. Дом парасхита — «нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой либо причине, должен после этого пройти обряд очищения. Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, что бы она не настигла их и не отомстила. Ба лишался своей мумии, своего тела – Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего — каменная статуя. А что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство. Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получает ни мумии, не скульптур, и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные.^ Загадки древних пирамид. Несмотря на столетия усилий ученых, никто из них не в состоянии точно ответить на самые простые вопросы, касающиеся, например, пирамиды Хеопса: какова была ее первоначальная высота? Длина стороны основания? Время постройки? Цель столь фантастических усилий по ее возведению? Наконец, как она строилась? И даже – в свете новейших открытий – кем?Секреты древних математиков. Начнем с наиболее простых и бесспорных, хотя от этого и не менее загадочных вещей. Явным подтверждением необъяснимо высоких знаний египтян в области астрономии и инженерно-строительного дела является расположение пирамиды Хеопса по отношению к странам света. Как указывают исследователи, ни о каком совпадении здесь не может быть и речи. Дело в том, что пирамида почти безошибочно указывает на истинный север. В результате точнейших измерений, проведенных в 1925 году, был установлен невероятный факт: погрешность в ее положении составляет всего 3 минуты 6 секунд. Для сравнения приводят обычно следующий случай: в 1577 году гениальный датский астроном Тихо Браге посредством долгих и сложных расчетов ориентировал Ораниенбургскую обсерваторию так, чтобы она «смотрела» на север, но в итоге все равно ошибся на 18 минут. Кстати, минимальная погрешность древних египтян объясняется незначительным смещением самого севера за истекшие тысячелетия! Исследователи находят это стремление к точности, которое является признаком высокого развития цивилизации, повсюду, в том числе и в размерах основания пирамиды. При среднем размере сторон около 230 метров разница между самой большой и самой маленькой сторонами не превышает 20 см, т.е. около 0,1 процента, – поразительно мало, если учесть, что речь идет о поверхности, сложенной из многотонных известняковых блоков. Но и это еще не все. Древние строители пирамиды ухитрились возвести этот свой величественный монумент практически с идеальными прямыми углами (если поставить отвесы в углах пирамиды). Это строительное чудо покажется еще более невероятным, если учесть, что его сооружали не на ровной площадке, а на довольно массивном природном холме, который оказался в самой середине основания пирамиды. Его высота 9 метров и равна двухэтажному дому. Холм занимает 70 процентов основания пирамиды и настолько искусно сопряжен с нижними рядами ее кладки, что современные инженеры отказываются верить своим глазам. Невозможно даже вообразить, каким образом без современной лазерной техники древним строителям удалось так точно задать квадратную форму основания на начальном, и наиболее важном, этапе строительства. Расчеты современных ученых показывают, что все, связанное с расположением трех главных пирамид, а может быть, и всех других, что находятся на плато Гизы, отнюдь не случайно: их проектная высота, углы наклона, периметр, даже взаимное расположение на земле – все эти параметры связаны друг с другом, и были выбраны сознательно, с особым смыслом. Аббат Море, директор Бурской обсерватории во Франции, обнаружил еще более удивительные вещи. Так, умножив высоту Великой пирамиды, которую он принял в 148,21 м на один миллион, он получил расстояние от Земли до Солнца в километрах – 148 210 000 км. А ведь вплоть до 1860 года это расстояние было принято считать чуть большим, чем 154 млн км. То же самое можно сказать и о числе «пи», которое, утверждает аббат Море, можно получить, сложив четыре стороны основания Великой пирамиды, длина каждой из которых, по его мнению, составляет 232,805 метра, и затем разделив полученный результат на две высоты пирамиды. Книга на камнях. Аббат Море, кстати, полагал, что архитекторы Великой пирамиды знали и многое другое, что сумели воплотить в камне: продолжительность висо