МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБАНОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙНПБ 192-2000FIRE ENGINEERING. COMMUNICATION AND LIGHTING TRUCK.GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Г. Грущинский, С.П. Ерохин, Ю.Г. Улогов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС МВД России) (М.И. Кондауров). Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России. Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. № 51. Дата введения в действие 1 декабря 2000 г. Вводятся впервые. ^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее – Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее – АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах. 1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности.^ 2. ТЕРМИНЫ И опРЕДЕЛЕНИЯ В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениями. 2.1. Автомобиль связи и освещения (далее – АСО) – пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. 2.2. ^ Главный параметр – один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля, независимостью от технологии его изготовления и служащий для определения числовых значений других основных параметров. 2.3. Основные параметры – параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям. 2.4. Базовое шасси – автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ. 2.5. Салон – замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами. 2.6. Аварийный выход – аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатное место выхода. 2.7. Электросиловая установка (далее – ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии. 2.8. Основной источник питания – это электроагрегат, в котором электрическая энергия производится с помощью двигателя внутреннего сгорания. 2.9. Внешний источник питания – это дополнительный источник питания с характеристиками по частоте и напряжению, аналогичными основному источнику питания. 2.10. Изолированная нейтраль – нейтраль генератора или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление. 2.11. Защитное отключение – быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое выключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током. 2.12. Электромагнитная совместимость – это способность радиоэлектронных средств (далее – РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них помех. 2.13. Помехозащищенность – способность РЭС противостоять мешающему действию определенных помех. 2.14. Индустриальная помеха – помеха, создаваемая электрическими машинами, приборами или другими электроустройствами. 2.15. Снаряженная масса автомобиля – масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного автомобиля связи и освещения, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств связи и освещения и пожарно-технического вооружения (ПТВ). 2.16. Полная масса автомобиля – сумма снаряженной массы АСО и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ. 2.17. Стационарная радиостанция – это радиостанция, предназначенная для работы на стационарных объектах связи. 2.18. Возимая радиостанция – это радиостанция, предназначенная для установки на подвижных объектах и обеспечения связи во время движения и во время остановок. 2.19. Носимая радиостанция – это радиостанция, имеющая собственный источник питания и приспособленная для работы при переноске. 2.20. Портативная радиостанция – носимая радиостанция массой не более 1 кг. 2.21. Симплексный режим – режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны попеременно в каждом из двух направлений на одной или двух различных частотах при автоматическом или ручном переключении режимов прием – передача. 2.22. Дуплексный режим – режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны одновременно в обоих направлениях на двух различных частотах. 2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1.3. ОБОЗНАЧЕНИЕ 3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру: 3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт). 3.3. Примеры условных обозначений. Пример 1: АСО-12(66)-90Б ХХ. Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 12 кВт, на шасси ГАЗ-66, модели 90-Б, ХХ. Пример 2: АСО-20(3205) ХХХ ЮСЯИ240 ТУ. Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000 ТУ.^ 4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1. 4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1. Таблица 1 Главный параметр Значение Номинальная мощность источника питания, кВт 6; 8; 16; 20; 30; 60 4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели. 4.4. Основные параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2. Таблица 2 Наименование показателя Обозначение показателя Наименование характеризуемого свойства Полная масса, кг Мп Материалоемкость Мощность двигателя шасси, кВт (л.с.) Nд Тягово-скоростные возможности Мощность основного источника питания, кВт Nг Энерговооруженность Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции, заземления – Электробезопасность Число мест боевого расчета (включая место водителя) Пбр Возможность организации оперативного штаба пожаротушения Количество стационарных радиостанций, шт. nс.р.с. Обеспеченность каналами оперативной связи Выходная мощность передатчика, Вт Nc.р.с. То же Дальность связи с однотипными радиостанциями, км Sс.р.с. То же Количество носимых радиостанций, шт. nн.р.с. То же Выходная мощность, Вт Nн.р.с. То же Дальность связи, км Sн.р.с. То же Мощность громкоговорящей установки, Вт Nг.г.у. Звукофикация боевых участков Мощность стационарного громкоговорителя, Вт Nг.г.с. То же Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт Nг.г.в. То же Количество стационарных прожекторов, шт. nп.с. Уровень освещенности Количество переносных прожекторов, шт. nп.п. То же Мощность прожектора, кВт Nп.р. То же Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м Нм Тактические возможности Тип привода мачты – Уровень механизации Способ ориентации прожекторов на мачте – То же Угол поворота прожекторов на мачте: б) в вертикальной плоскости, град в Тактические возможности Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт. nт.м.б Уровень телефонизации Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт. nт.ц.б. Уровень телефонизации Наличие средств вычислительной техники – Уровень оперативности Электромагнитная совместимость – Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке Помехозащищенность – Совершенство конструкции Коэффициент поперечной устойчивости Ку.с. Устойчивость Дорожный просвет, мм Проходимость Угол свеса, град: передний п То же задний з Наименьший радиус поворота автомобиля, м r То же ^ 5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1. Общие требования 5.1.1. Число мест для боевого расчета АСО, включая водителя, – в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель. 5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличаться более чем на 1 %. 5.1.3. По устойчивости к климатическим воздействиям АСО должны соответствовать исполнению У, УХЛ категории размещения 1, для работы при температуре окружающей среды от 233 до 313 К (от минус 40 до плюс 40 С), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2, группе условий эксплуатации 5 по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели. 5.1.4. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АСО – в соответствии с ГОСТ Р 50574. 5.1.5. АСО должен быть оборудован противотуманными фарами и фарами-искателями. Одна фара-искатель должна располагаться на кабине водителя, другая – на задней части кузова. Управление передней фарой-искателем должно осуществляться из кабины, с рабочего места водителя. Требования к размещению и подключению противотуманных фар – по ГОСТ 25478. 5.1.6. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АСО, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961. 5.1.7. В АСО при необходимости должна быть предусмотрена система отключения гидроусилителя рулевого управления, предназначенная для исключения перегрева масла в системе гидроусилителя и выхода ее из строя при длительной работе двигателя базового шасси на привод основного источника питания. 5.1.8. Размещение боевого расчета и крепление оборудования, аппаратуры, ЭСУ, ПТВ на АСО должно обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенных для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг для одного человека. 5.1.9. Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т.п.). 5.1.10. Конструкция АСО должна обеспечивать возможность удобного доступа ко всем сборочным элементам и агрегатам, требующим ремонта и обслуживания. При этом должна быть обеспечена возможность ремонта по агрегатному методу (без предварительного демонтажа и разборки соседних агрегатов). 5.1.11. Смазочные материалы для агрегатов и узлов АСО должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси. Узлы трения, требующие в процессе эксплуатации периодического восстановления или добавления смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т.п.), позволяющие производить смазку без разборки и демонтажа узла или соседних агрегатов. 5.1.12. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона боевого расчета АСО – в соответствии с ГОСТ 12.1.012. 5.1.13. Надежность АСО должна характеризоваться показателем гамма-процентной наработки ( = 80 %) генератора основного источника питания и его привода до отказа и составлять не менее 150 ч. 5.1.14. В кабине и салоне АСО при закрытых окнах, люках и дверях система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993. 5.1.15. АСО не предназначен для эксплуатации во взрывоопасной среде. 5.1.16. Не допускается производить реконструкцию в эксплуатирующих организациях (переделку или доработку) АСО, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения оборудования, аппаратуры и ПТВ, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. 5.1.17. Углы свеса АСО должны быть не менее: а) неполноприводные шасси – передний 20 , задний 15 ; б) полноприводные шасси – передний 25 , задний 25 ; в) автобуса – в зависимости от класса по ГОСТ 20774. 5.1.18. Угол поперечной устойчивости АСО с полной массой должен быть не менее 30о. 5.1.19. АСО должны быть укомплектованы: а) запасным колесом; б) комплектом водительского инструмента; в) огнетушителями (один – в непосредственной близости от водителя); г) знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме; д) медицинской аптечкой (контейнером); е) противооткатными упорами.^ 5.2. Составные части асо Автомобили связи и освещения должны состоять из следующих основных частей: а) базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода ЭСУ; б) кабины водителя; в) салона; г) ЭСУ; д) средств радиосвязи и проводной телефонной связи; е) аппаратуры звукозаписи и звукоусиления; ж) средств вычислительной техники; з) стационарной осветительной мачты.^ 5.3. Требования к базовым шасси 5.3.1. При создании АСО допускается использовать как полноприводные, так и неполноприводные шасси, а также шасси автобусов. 5.3.2. Шасси, поставляемые для изготовления АСО, должны быть сертифицированы и иметь другую необходимую сопроводительную документацию в соответствии с ТУ на конкретную модель шасси. 5.3.3. Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода АСО не менее 400 км (в соответствии с ГОСТ 20306). 5.3.4. Расположение и конструкция заливных горловин топливных баков должны быть доступны только снаружи АСО. Заливные горловины у автобусов должны быть размещены на расстоянии не менее 50 см от любого дверного проема, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 25 см – если для дизельного топлива. Расположение отверстий заливных горловин должно быть таким, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную трубу при заправке. 5.3.5. При отборе мощности на привод основного источника питания двигатель и дополнительная трансмиссия АСО должны обеспечивать непрерывную работу ЭСУ в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе, в коробках передач и отбора мощности, а также температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должны соответствовать значениям, установленным в нормативно-технической документации на конкретную модель шасси. 5.3.6. В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки). 5.3.7. Уровень радиопомех – по ГОСТ 17822. 5.3.8. Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи и влаги, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе. Аккумуляторные батареи должны находиться вне пространства, предназначенного для боевого расчета и водителя. 5.3.9. Экологические характеристики шасси должны соответствовать требованиям: а) по уровню внешнего и внутреннего шумов в соответствии с ГОСТ 27435, ГОСТ 27436, ГОСТ 19358; б) по содержанию окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями – по ГОСТ 17.2.2.03; в) по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями – по ГОСТ 21393. 5.3.10. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются. 5.3.11. Для доступа к оборудованию, расположенному на крыше АСО, должна быть предусмотрена стационарная лестница с поручнями. Ступени лестницы должны быть шириной не менее 150 мм, расстояние между ступенями – не более 300 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни поднимающегося человека. 5.3.12. Площадки на крыше, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм, а также настил с покрытием, препятствующим скольжению. 5.3.13. Усилия на органах управления специальными агрегатами АСО не должны превышать значений, установленных требованиями ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753. 5.3.14. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей АСО должны обеспечивать нанесение на них информативной окраски пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574. 5.3.15. Конструкция шасси должна предусматривать возможность транспортировки средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349. 5.3.16. Шасси должны иметь места для надежного крепления их при транспортировании, а также возможность установки специальных приспособлений для выполнения погрузки (разгрузки) на платформы. 5.3.17. На торцевых поверхностях должен быть нанесен манипуляционный знак “Центр тяжести” АСО в состоянии поставки в соответствии с ГОСТ 14192.5.4. Требования к кабине водителя 5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032. 5.4.2. Рабочее место водителя АСО на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение. 5.4.3. Кабины автобусных и грузовых шасси должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота нижней кромки дверного проема превышает 650 мм от уровня дорожного полотна. 5.4.4. Рабочее место водителя должно быть оборудовано зеркалами заднего вида по ГОСТ 13877, которые должны устанавливаться снаружи и обеспечивать видимость дороги с обеих сторон. Обзорность с рабочего места водителя должна соответствовать требования ГОСТ 28070. 5.4.5. Автобусы должны иметь внутреннее зеркало заднего вида, обеспечивающее водителю видимость салона боевого расчета. 5.4.6. В кабинах грузовых шасси должно быть не менее двух дверей, открывающихся по ходу автомобиля. Двери (независимо от типа шасси) должны иметь запорные устройства с наружными и внутренними ручками управления. Внутренние замки должны иметь устройство, исключающее возможность их самопроизвольного открытия в движении. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму. Требования к замкам и петлям дверей – по ГОСТ 28443. 5.4.7. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75 ) положениях. 5.4.8. Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, фиксирующимися в любом промежуточном положении. 5.4.9. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм. 5.4.10. Кабина, предназначенная для размещения водителя и членов боевого расчета, должна иметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм, а ширина сидений для каждого сидящего рядом с водителем – не менее 450 мм. 5.4.11. Сиденье водителя должно быть подрессоренным. Подрессоривание должно иметь возможность регулировки в зависимости от массы водителя. 5.4.12. На рабочем месте водителя АСО в составе комбинации приборов должна быть световая индикация положения осветительной мачты. 5.4.13. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси. 5.4.14. Уровень освещенности на рабочем месте водителя АСО в соответствии со СНиП 23-05-95 должен быть не менее 30 лк на уровне 1 м от пола.5.5. Требования к салону боевого расчета 5.5.1. Салон АСО должен представлять собой пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения боевого расчета, а также установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживания и демонтажа. 5.5.2. Салон АСО должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и отсека для радиотелефонистов. 5.5.3. Отсеки салона (при использовании автобусного шасси) могут быть разделены между собой перегородкой. 5.5.4. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, возможность их обслуживания и демонтажа, а также организации необходимого количества рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АСО. 5.5.5. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. 5.5.6. Уровень внутреннего шума в салоне АСО во время работы ЭСУ (в соответствии с ГОСТ 27435), уровень шума на рабочих местах (в соответствии с ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003) не должен превышать 82 дБ. 5.5.7. Уровень освещенности в проходе салона – не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхности – не менее 10 лк, лицевых поверхностей электрощитов, пультов управления ЭСУ и других приборов и оборудования – 100 лк. 5.5.8. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения. 5.5.9. Схема размещения оборудования и аппаратуры должна обеспечивать оперативность боевого развертывания АСО. При этом компоновка составных частей должна обеспечивать нагрузку на управляемую ось не менее 25 % от полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением 1 % от полной массы. 5.5.10. При размещении возимого оборудования и аппаратуры необходимо руководствоваться следующими принципами: а) функционального применения, предусматривающего группировку оборудования по его функциям; б) частоты использования – наиболее применяемые элементы оборудования должны находится в самых удобных местах. 5.5.11. Выдвижные ящики для хранения оборудования и документации должны изготавливаться с фиксирующими устройствами, открываться и закрываться одной рукой. 5.5.12. При необходимости, для извлечения оборудования (в частности, переносного электроагрегата) из отсеков АСО предусматривать выдвижные аппарели, трапы и т. д. 5.5.13. Количество, расположение, типы и размеры дверей салона базовых шасси АСО – по ГОСТ 27815 (для кузовов-фургонов – в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель). 5.5.14. Управление дверями салона боевого расчета на автобусных шасси должно осуществляться с места водителя при помощи дистанционного привода. Действие дистанционного привода каждой двери должно дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет. 5.5.15. Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АСО на всех типах автобусных и грузовых шасси должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей. 5.5.16. АСО на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше – при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше – при большей габаритной длине. 5.5.17. Аварийная (запасная) дверь должна удовлетворять следующим требованиям: а) ширина в свету не менее 550 мм; б) высота не менее 1250 мм; в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи; г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 1800 мм от поверхности дороги; д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку. 5.5.18. Доступ к аварийной двери не должен быть закрыт каким-либо оборудованием. 5.5.19. Аварийные люки должны быть скользящего или отбрасываемого типа. Аварийные люки должны легко открываться как изнутри, так и снаружи. Конструкция аварийных люков не должна препятствовать свободному доступу внутрь салона АСО или выходу из него. 5.5.20. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи). 5.5.21. Для внутренней отделки (обивки) стенок и потолка, салона боевого расчета АСО должен применяться гладкий, светостойкий материал, допускающий влажную очистку и обработку дезинфицирующими средствами. Крепление обивки не должно иметь выступающих деталей и острых кромок. Пол салона, подножки и ступени должны иметь покрытие из влагостойкого и износоустойчивого материала. 5.5.22. Покрытие пола должно быть продолжено на стенки салона на высоту 150-200 мм с закруглениями в местах перехода от пола к стенкам и допускать мойку водой. 5.5.23. Система отопления АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 С во всем диапазоне условий эксплуатации. Управление системой отопления должно осуществляться с места водителя. 5.5.24. Наружные поверхности элементов системы отопления, расположенные в салоне АСО, не должны иметь температуру выше 70 С. 5.5.25. Конструкция окон и люков должна обеспечивать возможность изменения эффективности вентиляции. Отверстия для подачи наружного воздуха для вентиляции в салон АСО должны располагаться не ниже 1,5 м от поверхности дороги. 5.5.26. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздушной среде салона АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОСИЛОВЫМ УСТАНОВКАМ6.1. Требования к конструкции ЭСУ 6.1.1. В конструкции ЭСУ автомобилей связи и освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к элементам управления и обслуживания при эксплуатации, к элементам, требующим проверки и регулирования, а также удобство монтажа и демонтажа. 6.1.2. ЭСУ, имеющие в своем составе аккумуляторные батареи, должны быть оборудованы устройствами для автоматического подзаряда аккумуляторных батарей. 6.1.3. На ЭСУ мощностью 8 кВт и выше должны быть установлены счетчики моточасов. 6.1.4. В отсеках управления АСО кузовного (салонного) исполнения следует предусматривать рабочее место для оператора. 6.1.5. ЭСУ АСО должны работать с наклоном относительно горизонтальной поверхности до 10 . 6.1.6. Вместимость расходных топливных баков АСО должна обеспечивать длительность работы источников питания при номинальной нагрузке без дозаправки топлива не менее 6 ч. 6.1.7. Крепление всех приборов ЭСУ должно исключать ослабление электрического контакта в соединениях во время движения или транспортирования АСО.^ 6.2. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ 6.2.1. Номинальная мощность источников питания АСО должна устанавливаться при следующих значениях факторов внешней среды: атмосферное давление – 89,9 кПа (674 мм рт. ст.); температура окружающего воздуха – 313 К (40 С); относительная влажность – 70 % [98 % при 398 К (25 С)]. 6.2.2. Источники питания АСО должны допускать перегрузку по мощности на 10 % сверх номинальной (по току при номинальном коэффициенте мощности) в течение 1 ч в условиях работы по п. 6.4. Между перегрузками должен быть перерыв не менее 0,5 ч, необходимый для установления нормального теплового режима. 6.2.3. Суммарная наработка в режиме 10 % перегрузки не должна превышать 10 % отработанного источником питания времени в пределах назначенного ресурса до капитального ремонта. 6.2.4. Нормы качества электрической энергии должны соответствовать ГОСТ 23377.^ 6.3. Требования к автоматизации ЭСУ 6.3.1. Источники питания ЭСУ автомобилей связи и освещения должны быть автоматизированы в соответствии с ГОСТ 10511. Автоматизация источников питания должна обеспечивать выполнение операций, приведенных в таблице 3. Таблица 3 Степень автоматизации Объем автоматизации 0 Стабилизация выходных электрических параметров.Защита электрических цепей 1 Стабилизация выходных электрических параметров.Аварийно-предупредительная сигнализация иаварийная защита.Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без обслуживания и наблюдения в течение 4 или 8 ч 6.3.2. Источники питания ЭСУ автомобилей связи и освещения должны иметь первую степень автоматизации. По требованию заказчика допускается выполнение ЭСУ повышенных степеней автоматизации. 6.3.3. Источники питания, помимо автоматического, должны иметь ручное управление, кроме стабилизации выходных параметров и защиты электрических цепей. 6.3.4. Аварийная защита и аварийно-предупредительная сигнализация 1-й степени автоматизации должна срабатывать при достижении предельных значений параметров (сопротивления изоляции, давления масла, температуры охлаждающей жидкости и т. п.), перечень которых уточняют в технических условиях на конкретный тип АСО. Кроме того, должно быть предусмотрено ручное отключение защиты и возможность работы при отключенной защите с соблюдением мер предосторожности и применением защитных средств (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и др.). 6.3.5. Система автоматизации источников питания АСО, имеющая аварийную защиту, должна обеспечивать останов приводного двигателя исполнительными устройствами при аварийных режимах. Аварийный режим должен сопровождаться световым сигналом на щите управления. 6.3.6. Регуляторы частоты вращения первичных двигателей источников питания должны обеспечивать возможность установки номинальной частоты вращения при любой нагрузке от 10 до 100 % номинальной мощности. 6.3.7. Параметры системы автоматического регулирования частоты вращения первичных двигателей источников питания, автоматизированных по 1-й степени автоматизации, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10511 к системам регулирования скорости не ниже 3-го класса точности.^ 6.4. Требования к источникам питания 6.4.1. Источники питания должны быть устойчивыми к воздействию механических факторов внешней среды по группе М18 ГОСТ 17516. 6.4.2. Источники питания следует изготавливать в климатических исполнениях У, УХЛ категорий размещения по ГОСТ 15150. 6.4.3. ЭСУ автомобилей связи и освещения должны допускать эксплуатацию в следующих условиях: относительная влажность воздуха при температуре 298 К (25 С), % 98 высота над уровнем моря, м до 1000 дождь интенсивностью, мм/мин 3 скорость воздушного потока, м/c до 30 запыленность воздуха, г/м3, не болеe 0,5 снег, роса, иней допустимы 6.4.4. Источники питания должны сохранять выходные параметры (напряжение, частоту, сопротивление изоляции) после преодоления брода, допустимого для базового шасси АСО. 6.4.5. В качестве основных источников питания ЭСУ АСО должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АСО и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала. 6.4.6. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АСО должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4. Таблица 4 Род тока Напряжение, В Частота, Гц Мощность, кВт Переменный однофазный 230 400 6; 8 6; 8; 16; 20; 30; 60 Переменный трехфазный 230; 400 50 6; 8; 16; 20; 30; 60 6; 8; 16; 20; 30; 60 6.4.7. Номинальный коэффициент мощности источников питания переменного тока при индуктивной нагрузке 0,8. 6.4.8. Номинальную частоту вращения вала генератора источника питания следует выбирать из ряда 25,0; 33,3; 50,0; 100,0 с-1(1500; 2000; 3000; 6000 об/мин). 6.4.9. Источники питания на АСО должны устанавливаться в специальных отсеках или нишах. При размещении генераторов в салонах АСО они должны быть закрыты изолирующими кожухами, исключающими прикосновение к вращающимся и токоведущим частям. Отсеки источников питания необходимо оборудовать вентиляцией. В ЭСУ мощностью 12 кВт и более должно предусматриваться автоматическое регулирование частоты вращения ротора генератора. 6.4.10. Источники питания трехфазного переменного тока частотой 50 Гц (в ненагруженном состоянии), как правило, должны обеспечивать запуск асинхронного короткозамкнутого двигателя с кратностью пускового тока до 7 и мощностью не менее 70 % при номинальной мощности источника питания до 60 кВт включительно. При включении асинхронного короткозамкнутого двигателя не должно происходить отключение коммутационных аппаратов источников питания. 6.4.11. В источниках питания трехфазного переменного тока порядок чередования фаз на всех выводах, зажимах, соединителях и разъемных контактных соединениях выходных устройств должен быть одинаковым и соответствовать чередованию фаз А, В, С (при вращении диска фазоуказателя по часовой стрелке). 6.4.12. Корпус источника питания должен иметь электрическую связь с шасси АСО, рамой ЭСУ. 6.4.13. Подключение источника питания к щиту управления должно осуществляться кабелем с медными жилами с резиновой изоляцией, защищенным металлорукавом. 6.4.14. Источники питания ЭСУ АСО напряжением 230 и 400 В по уровню создаваемых радиопомех должны соответствовать “Нормам 8-95” в диапазонах частот, МГц: от 0,15 до 30 – по напряжению; от 30 до 300 – по напряженности поля. 6.4.15. Допускаемые величины индустриальных радиопомех (ИРП) оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со средствами радиосвязи, должны соответствовать “Нормам 15-93” и ГОСТ 17822. 6.4.16. Источники питания ЭСУ АСО должны быть оборудованы средствами помехоподавления. Подавление индустриальных радиопомех должно быть выполнено как в самом источнике ИРП, так и на пути их распространения. Помехоподавляющее оборудование должно состоять из необходимого набора помехоподавляющих устройств и элементов. 6.4.17. Основными методами подавления индустриальных радиопомех в ЭСУ АСО должны являться экранирование и фильтрация. Экранирование должно заключаться в локализации или изоляции электромагнитного поля ИРП, создаваемого устройством – источником ИРП, от окружающего пространства. Экранирование должно осуществляться с помощью металлических экранов в виде кожухов, стенок, перегородок, перемычек и т. д. Для подавления высокочастотных электромагнитных полей должны применяться экраны из металлов: стали, меди, алюминия. Низкочастотные поля должны ослабляться ферромагнитными материалами: ферритами, пермаллоем и др. Качество экранирования должно обеспечиваться непрерывностью экрана. Для выполнения этого условия следует применять перемычки, вставки, прокладки, пропайку и проклеивание проводя
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…