Сущность, функции и задачи оптовой торговли в условиях рынка

–PAGE_BREAK–
Часть II  Расчет себестоимости предприятия ООО «БИОТЕСТ»

2.1. Характеристика предприятия ООО «БИОТЕСТ»
Общество с ограниченной ответственностью «БИОТЕСТ» (далее по тексту Предприятие) образовано в апреле 1990 года. Учредителями предприятия являются не только физические лица, но иностранные.

Основным видом деятельности является производство медицинского оборудования и приборов. Предприятие реализует свою продукцию на рынке города Челябинск.

На предприятии работает 28 человек основных рабочих, 10 водителей, 8 продавцов, 4 кладовщика и 7 ИТР (управление, технический отдел, сбыт и бухгалтерия), всего 57 человек.

Уставный фонд предприятия составляет 100000 (Сто тысяч) рублей. Для приобретения оборудования при начале работы предприятия был заключен договор финансовой аренды (лизинга) сроком на 5 лет, окончательный расчет по которому произведен в мае 1998 года.

Согласно данным по предприятию ООО «БИОТЕСТ» темпы роста цен за 2004-2006 годы составили:

         . 2004 год – 19,5%

         . 2005 год – 29,5%

         . 2006 год – 22,5%

Таким образом индекс цен, приведенных к 2006 году составил:

          . Для 2003 года – 71,5% или 1,715

          . Для 2004 года –52% или 1,52

          . Для 2005 года –22,5% или 1,225

Особенностью технологического процесса производства является то, что технологический процесс не требует каких то либо сложных агрегатов, станков или автоматических линий. Он состоит из следующих операций:

 Подготовка корпусов изделия к дальнейшей обработке  и обработка корпусов.

 Изготовление лицевых панелей и шкал.

 Подготовка и обработка печатных плат для дальнейшего монтажа электронных компонентов.

 Монтаж электронных компонентов на печатную плату.

 Окончательная сборка прибора.

 Настройка, регулировка прибора и проверка его работоспособности и соответствие техническим характеристикам.

Все операции осуществляются на столе-верстаке, где задействуется вспомогательное оборудование: используются отвертки, напильники, надфили, паяльник, пинцет, скальпель, тестер, мини электродрель.

Состав рабочих мест: двадцать однотипных рабочих места, на которых происходит весь процесс изготовления.

Длительность цикла изготовления партии приборов из 10 штук на одном рабочем месте составляет 60 рабочих часов.
Схема организационной структуры фирмы

                               Директор                               Зам. директора

                        Рабочие участка                           Глав. Бухгалтер

                                                                                и кассир
Работа генерального директора должна быть направлена на координацию работы  между различными службами в соответствии с планом производства. Данная должность требует человека,  имеющего компетентность по всем вопросам,  связанным с данным производством.

Заместитель директора должен разбираться в финансовых вопросах фирмы и умело распределять финансовые ресурсы фирмы, проводить оценки состояния рынка финансов,  ведать юридическими вопросами в данной области, должен иметь знания в области маркетинга.

Работники участка должны обладать профессиональными знаниями и навыками в области электроники.

Главный бухгалтер и кассир (в одном лице) должен иметь знания соответствующие его должности.

2.2. Расчет себестоимости продукции предприятия ООО «БИОТЕСТ»
1. 3атраты на комплектующие изделия на годовой выпуск составляют 22 800 у.е.

2. Для определения годового фонда з/п рабочих cборочного участка составляется таблица следующего вида:

Специальность

Сдельная оплата за единицу продукции у.е.

Годовой объем продукции, шт.

Значение расчетного показателя по фонду з/п, у.е.

Рабочие участка

20

600

12000

Фонд планируемых доплат (4%)

480

Фонд планируемых премий (15%)

1800

Годовой фонд основной з/п основных рабочих

14280

Годовой фонд доп. з/п основных рабочих (5%)

714

Годовой фонд з/п основных рабочих

14994

3. Из таблицы видно, что отчисления на социальные цели составляют:     14994*0.385=5773 у.е.

4. Величина затрат на содержание и эксплуатацию оборудования составляет  1%  от  фонда заработной платы основных рабочих — 150 у.е.

5. Величина амортизации оборудования составляет 20% в год от его начальной стоимости:                A = 3400 * 0.2 = 680 у.е.

Смета годовых общепроизводственных расходов приведена в таблице.

Наименование статей расходов

Значение расчетных показателей, у.е.

1

Эксплуатация оборудования:

затраты на эл. энергию (суммарная средняя мощность оборудования не превышает 1 КВт)

300

2

Капитальный и текущий ремонт оборудования (5%)

170

3

Амортизационные отчисления основного оборудования (20%)

680

4

Оплата аренды помещения (24м2+30*15%)

8550

5.1

Годовой фонд заработной платы руководителей и служащих

3060

5.2

Отчисления на социальные цели (26%)

797

6

Прочие расходы не предусмотренные предыдущими статьями (25% от предыдущих статей)

3485

Итого годовые общепроизводственные (косвенные) расходы

17042

Примечание: Так как объем производства рассматриваемой продукции составляет 15% от общего объема производства всего предприятия, то от аренды не производственного помещения взято 15%, и от годового фонда заработной платы руководителей и служащих взято 15%.

7. Величина общехозяйственных затрат составляет 1%  от суммы предыдущих статей:

(22800+14994+5773+150+680+17042)*0.01=614

8. Величина внепроизводственных расходов составляет 3% от суммы предыдущих статей:

(22800+14994+5773+150+680+17423+614)*0.13=8116

Суммируя предыдущие статьи рассчитываем величину полной себестоимости на годовой выпуск.

Наименование статей расходов в год

Сумма у.е.

Доля

%

3атраты на комплектующие изделия

22800

32.3

Годовой фонд з/п основных рабочих

14994

21.2

Отчисления на социальные цели

5773

8.2

Содержание и эксплуатация оборудования

150

0.2

Величина амортизации оборудования (20%)

680

0.9

Общепроизводственные расходы

17042

24.7

Общехозяйственные расходы

618

1

Внепроизводственные расходы

8116

11.5

Итого: величина полной себестоимости

70173

100

Из таблицы видно, что величина себестоимости выпуска одного прибора составляет:

70173/600=116,9 у. е.

Определение критического объема выпуска или «точки безубыточности»
Для определения  критического  объема  выпуска разделим затраты в течение года на переменные и условно постоянные.

Таблица переменных затрат:

Переменные затраты

Сумма у.е.

Доля %

Затраты на комплектующие изделия

22800

52.2

Фонд основной и дополнительной заработной платы основных рабочих с отчислениями с зарплаты на социальные
цели

14994 +5773 =20767

47.5

Затраты на эксплуатацию и содержание оборудования

150

0.3

Итого величина переменных затрат на годовой выпуск продукции

43717

100

Отсюда величина переменных затрат на выпуск единицы продукции составляет:

Зперем./ед.=(22800+20767+150)600=43717/600=72.86 у.е.
К условно-постоянным затратам относятся такие как:

Условно-постоянные затраты

сумма у.е.

доля

%

Амортизационные отчисления от стоимости оборудования

680

2.5

Общепроизводственные расходы

17423

64.8

Общехозяйственные расходы

618

2.4

Внепроизводственные расходы

8116

30.3

Итого величина условно-постоянных затрат на годовой выпуск (Зпост.)

26837

100

На основе этих данных и данных о том что отпускная цена предприятием данного продукта будет 141 у.е. вычислим критический объем выпуска изделий:

P*Q= Зпост.+Зперем./ед.*Q

141*Q=26873+72.86*Q

отсюда критический объем выпуска:

Q=395 единиц продукции.

То есть, это примерно (395/600)*100=66% от предполагаемого годового выпуска.

Построим график точки безубыточности (см приложение №1)

Анализ экономических показателей

Для проведения данного анализа необходимо составить сводку основных экономических показателей. К ним относятся такие, как:

1. Прибыль: валовая и чистая;

2. Рентабельность продукции;

3. Рентабельность фондов;

4. Полная себестоимость;

5. Трудоемкость;

6. Прогнозируемая цена на продукцию;

7. Критический объем продаж и выпуска;

8. Эффективность капитальных вложений;

9. Срок окупаемости;

10. Запас финансовой прочности.

1.Величина валовой прибыли от продаж рассматриваемого прибора в течение первого года работы составит 14011 у.е. при условии, что будет обеспечен прогнозируемый уровень продаж.

Для определения величины чистой прибыли необходимо  определить налог на имущество предприятия, который уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.

Стоимость имущества организации складывается из:

— стоимости аренды здания –  8550 у.е.;

— стоимости оборудования за вычетом 7%  износа

3400*(1-0.07)=3162 у.е.;

Отсюда стоимость имущества составляет:

8550+3162=11712 у.е.

Налог на имущество (2%) составляет:

11712*0.02 = 234 у.е.

База налогообложения по налогу на прибыль равна:

14011-234-210-150 = 13417 у.е.

Налог на прибыль на текущий момент составляет 24% и равен:

13417*0.24=3220 у.е.

Величина чистой прибыли составляет :

13417-4696=8721 у.е.

Прибыль в распоряжении организации ( разность между чистой прибылью и возвращаемыми инвестициями ):

8721-6512=2209 у.е.

2.Величина рентабельности продукции составляет:

Р = П: Т = 14011/84600*100 = 16.6%,  то есть на 100 рублей проданной продукции приходится 16.6 рублей прибыли.

3.Величина рентабельности производственных фондов :

( П:(ОФ + МС)*100 ), где

средняя стоимость основных фондов (ОФ) равняется:

ОФ=8550+3400=11950 у.е.

средняя стоимость  материальных  оборотных  средств (МС) равна:

МС=22800 у.е.

Отсюда величина рентабельности производственных фондов равна:

(14011/(11950+22800))*100% = 40.3%

4.Полная себестоимость продукции равна 70554 у.е.

5.Трудоемкость выпускаемой продукции равна сумме времени, затрачиваемой на каждую единицу продукции на отдельном рабочем месте: Т=6 часов.

6.Прогнозируемая цена на продукцию фирмы равна 141 у.е.

7.Критический объем выручки от продаж составляет  55695 у.е., при котором критический объем продаж составляет 395 приборов.

8.Эффективность капитальных вложений определяется как отношение прибыли к капитальным вложениям (инвестициям): Е = П / К = 8721/6512=1.34

9. Срок окупаемости — величина обратная эффективности капитальных вложений:

Т = 1 / Е = 0.75 года или 9 месяцев.

10.Запас финансовой прочности организации определяется следующим образом:

Wпрочн.=(Dmax-Dmin)/Dmax*100%, где

Dmax — максимальный годовой доход от продажи продукции;

Dmin — годовой доход при критическом уровне продаж;

Wпрочн.=(84600-55695)/84600*100%=34%

Если говорить о норме прибыли (20%), то она является оптимальной для фирмы, значительная доля продаж  которой обеспечивается напрямую, хотя все внимание сосредоточено на покупателях с невысоким достатком.

Чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия вполне достаточно, чтобы окупить капитальные вложения в течение первого года работы. Невысокая норма рентабельности продаваемого товара будет компенсироваться стабильным уровнем продаж. Трудоемкость продукции по времени позволяет фирме обеспечить требуемый объем выпуска, не задействуя при этом большого количества сотрудников.

Цена на продукцию, должна привлечь внимание потенциальных покупателей с невысоким уровнем достатка, так как она является достаточно низкой по сравнению с конкурентными на текущий момент.

Критический объем продаж составляет 66% от планируемого. Этот факт позволяет фирме стабилизировать свое положение на рынке в течение первого года работы даже в случае борьбы со стороны конкурентов.

Эффективность капитальных вложений оценивается в  134%. То есть после первого года работы величина чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы составит 134%  от вложенного капитала. Небольшой срок окупаемости капитала позволяет фирме уже к концу первого года работы получать прибыль, идущую на развитие организации, а не возврат вложенных средств.

Запас финансовой прочности компании составляет 34%, что позволяет компании в условиях конкуренции работать без убытков. То есть имеется возможность снизить  планируемый доход от продаж на величину 34% от планируемого.

На основе рассмотренных показателей можно сделать вывод, что проект эффективен по следующим причинам:

1. Невысокая прибыль, но стабильные продажи;

2. Низкие цены на продукцию;

3. Невысокий уровень критического объема продаж по сравнению с планируемым;

4. Высокая эффективность капитальных вложений;

5. Короткий срок окупаемости капитала;

6. Достаточный запас финансовой прочности.

Все это позволит фирме занять стабильное положение на рынке уже в течение первого года работы и обеспечит безубыточный объем продаж.

2.3. Расчет снижения себестоимости продукции на предприятии

ООО «БИОТЕСТ»

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) — условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мерлприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле

Эабс.ср.т.п =     NniCbi –     NniCni = 18560 – 17285 = 1275 у.е.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п  .  100, NniCbi = 1275 * 100 = 127500

где Эабс.ср.т.п — абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.;       

 NniCbi — плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода;       NniCni — то же, по себестоимости планового периода; n — число видов сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции.Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:

Эабс.т.п =Зтнб — ЗтппТП . = 1890 – 1760 = 130 у.е

                      100

Расчет влияния технико-экономических факторов на снижение себестоимости продукции (см в приложении №2 табл. 1)

    продолжение
–PAGE_BREAK–