1. Понятие, сущность и правовая характеристикаадминистративных процедур
Решение проблем правового регулирования административныхпроцедур в современных условиях является первостепенной задачей. Это обеспечитболее эффективную защиту прав и свобод граждан и юридических лиц в ихвзаимоотношениях с органами исполнительной власти. Подобные отношениябазируются на нормах основного закона — Конституции РФ (ст.34, 35).
Эти нормы гарантируют свободу предпринимательства и частнойсобственности. Необходим закон об общей административной процедуре пореализации этих норм Конституции, обеспечению интересов граждан в этом плане. Вцелом речь идет о создании должной правовой нормы юридического факта,порождающего административно-правовые отношения, возникающие в процессеосуществления предпринимательской деятельности.
Подобное законодательство имеет свое целевое назначение,связанное в первую очередь с определением правового статуса субъектов,участвующих в административных процедурах, а также с необходимостью правовогоурегулирования стадий осуществления административных процедур и определенияосновных принципов осуществления административных процедур.
Исходя из поставленных целей, задачами законодательства обадминистративных процедурах являются:
• обеспечение условий и порядка рассмотрения и разрешенияадминистративных дел, а также жалоб на решения по ним;
• установление гарантий защиты прав граждан и организаций;
• обеспечение открытости и публичности для общественногоконтроля производства по административным делам;
• предупреждение должностных правонарушений в этой области;
• содействие рациональной организации работы аппаратаорганов государственной власти и органов местного самоуправления.
С точки зрения права административные процедуры — этоустановленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания,условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешенияадминистративных дел, а также обжалования и пересмотра решений поадминистративным делам.
В науке административного права юридический процессохватывает различные процедуры. В широком смысле процедуры понимаются какспособы упорядочения деятельности. Понимание процедур в позитивном смыслепривело ученых к исследованию управленческих процедур, охватывающих различныевиды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, реализации прав иобязанностей граждан, организации работы органов и т.п.).
Есть наиболее общепринятое понятие административнойпроцедуры: нормативно установленный порядок, последовательно совершаемыхдействий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.
Под законодательным регулированием административных процедурпонимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношениймежду государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актовадминистративными органами, их изменение, обжалование и отмена.
К элементам административной процедуры относятся:
• процедурные правила, предназначенные для легальногоприменения материально-компетенционных норм;
• набор юридических действий и актов, совершаемых ипринимаемых субъектами компетенции;
• стадии деятельности субъектов, последовательностьсовершения юридических действий.
Законодательство об административных процедурах состоит изфедерального закона (проект), других федеральных законов, а также законовсубъектов РФ, устанавливающих правила рассмотрения и разрешенияадминистративных дел коллегиальными органами и должностными лицами.
Федеральный закон (проект) об административных процедурахустанавливает основные начала и порядок осуществления управленческойдеятельности по предоставлению, удостоверению, регистрации или приостановлению(прекращению) определенных правомочий организаций, индивидуальныхпредпринимателей и физических лиц. Этот Закон:
• определяет принципы рассмотрения и разрешенияадминистративных дел;
• устанавливает основания, условия, последовательность ипорядок совершения отдельных процедурных действий и производства поадминистративному делу в целом;
устанавливает права и обязанности организаций,индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также полномочия иобязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления иих должностных лиц при рассмотрении и разрешении административных дел.
Федеральный закон «Об административных процедурах»(проект) состоит из пяти разделов и 16 глав.
Раздел I включает общие положения: основныеположения законодательства об административных процедурах, принципызаконодательства, общие условия рассмотрения административных дел,доказательства, процедурные сроки.
Особый вопрос — рассмотрение административного дела — законодательвыделил в самостоятельный второй раздел (раздел II). Онохватывает следующие основные аспекты:
• подача заявления о рассмотрении административного дела;
• подготовка административного дела к рассмотрению;
• рассмотрение административного дела;
• принятие решения по делу и др. положения.
В разделе III законодательпредусматривает порядок осуществления одного из важнейших институтовадминистративных процедур — обжалование и пересмотр решений по административнымделам (условия и порядок обжалования, порядок и сроки подачи жалобы,рассмотрение административной жалобы).
Большое внимание законодатель уделяет процессуальномуположению лиц, участвующих в осуществлении административной процедуры, в первуюочередь ее сторон.
Сторонами в административной процедуре выступают, с однойстороны, заявитель, а с другой — администрация, являющаяся органомисполнительной власти. Наделенная правом принимать административные актыиндивидуального характера или осуществлять юридически значимые действия. В рядеслучаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступатьи орган местного самоуправления.
Общим признаком правового статуса заявителя являетсянепосредственная заинтересованность в принятии (непринятии) конкретногоадминистративного акта или в совершении (несовершении) конкретных действийорганом исполнительной власти.
Заявителем в административной процедуре может выступать:
• физическое лицо — гражданин РФ, гражданин иностранногогосударства (поданный иностранного монарха), лицо без гражданства;
• юридическое лицо — любая организация, независимо оторганизационно-правовой формы и формы собственности, и их объединения, в томчисле общественные объединения;
• общественное объединение, не являющееся юридическим лицом;
• совокупность физических лиц временного характера (безорганизации юридического лица);
• местное самоуправление в лице как органов, так исобственно населения.
Естественно, заявителям должно быть предоставлено праволично осуществлять свои права и обязанности в рамках административнойпроцедуры, а также при помощи института представителей. Порядокпредставительства, особенно в части представления интересов коллективныхсубъектов, закреплен в проекте федерального закона.
В качестве администрации в административной процедуре можетвыступать:
• федеральный орган исполнительной власти, инойгосударственный орган федерального уровня.
• орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,иной государственный орган субъектного уровня;
• исполнительный орган местного самоуправления;
• иные публичные организации, которым в установленнымзаконом порядке переданы властные полномочия в сфере управления;
а также:
• государственные служащие федеральной государственнойслужбы;
• государственные служащие государственной службы субъектовроссийской федерации;
• муниципальные служащие.
Основным признаком этого субъекта административной процедурыявляется наделение его полномочиями по осуществлению государственной власти всфере управления. К их числу можно, например, отнести полномочия по выдачеразрешений на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности,разрешений на строительство и перепланировку жилых домов и т.д., т.е. на любыеадминистративные акты и действия (бездействие), непосредственно затрагивающиеправа, свободы и интересы человека.
Представляется важным обратить внимание на сохранениезаконом единоличного порядка реализации административной процедуры (особенно напервой стадии). Однако коллегиальная форма осуществления административной процедурыявляется предпочтительной в вышестоящей администрации, а также когдапринимаются решения по административным делам, имеющим сложную или особосложную категорию, например в случаях, предусмотренных законодательством обантимонопольной деятельности. Дополнительным условием использованияколлегиальной формы является прямое предписание закона. 2. Принципы административных процедур
Учитывая специфику исполнительно-распорядительных полномочийадминистрации и особенности регулирования ее компетенции, в предлагаемомфедеральном законе целесообразно сформировать основные принципы-требования,предъявляемые как к содержанию и форме административных актов, так и кпроцедуре их принятия.
Представляется, что к числу таковых необходимо отнести:
• приоритет прав и свобод человека;
• законность и обоснованность;
• равенство всех перед законом и администрацией;
• доступность административных процедур;
• открытость административных процедур;
• соразмерность;
• экономию административных процедур;
• язык административных процедур.
Принцип приоритетности прав и свобод человека предполагаетобязанность администрации в каждом конкретном случае исходить именно изнаиболее приемлемого для человека решения. Этот принцип составляетфундаментальную основу деятельности всего государственного механизма. Применительнок административной процедуре законодательно закреплены следующие его элементы:
• презумпция добропорядочности заявителя: а) предположениедобросовестности заявителя — заявитель действительно то лицо, за которое себявыдает, б) предположение законопослушности заявителя — заявитель действительноимеет то право, на которое ссылается, или имеются те обстоятельства, на которыезаявитель ссылается в обоснование своего требования.
• презумпция активности администрации или принципраспределения бремени доказывания, которую в перечисленных выше случаях, аравно и в иных случаях составляет, с одной стороны, обязанность доказыванияобоснованности подозрений в нарушении принципа добропорядочности заявителя, а сдругой — обязанность доказывания обоснованности (в материальном и формальномсмысле данного понятия) административных актов, которая возлагается наадминистрацию; в случаях обращения с жалобой на административный актдоказывание законности принятия актов также возлагается на администрацию;
• правило оказания администрацией правовой и инойнеобходимой помощи заявителю, включая обязанность информировать о существующемправовом регулировании и практике, правах и обязанностях заявителя, способе,порядке и форме обжалования;
• правило разрешения заявлений в сроки, установленныефедеральным законом, а если возможно, то в максимально короткие сроки;
• запрет на вмешательство администрации в дела заявителя безобоснования необходимости такого вмешательства согласно требованиям ст.55Конституции РФ либо принятым на ее основе федеральным законам.
В проекте Федерального закона «Об административныхпроцедурах» принцип приоритета прав и свобод граждан указывается следующее:
• обеспечение и защита прав и свобод граждан являютсяважнейшим приоритетом, определяющим смысл и содержание законодательства обадминистративных процедурах и производства по административным делам;
• не допускаются принятие и применение нормативных правовыхи административных актов, ухудшающих по сравнению с настоящим Законом положениеорганизаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц в отношениях,регулируемых законодательством об административных процедурах;
• коллегиальные органы и должностные лица, рассматривающиеадминистративные дела, руководствуются презумпцией добросовестностизаинтересованных лиц и правомерности их действий, поскольку обратное недоказано в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• запрещается обременять заинтересованных лиц обязанностямилишь с целью соблюдения требований формы. Несоблюдение заинтересованным лицомтребований формы не должно обращаться ему во вред, если преследуемая формойцель может быть достигнута и без ее соблюдения.
Коллегиальные органы (должностные лица), рассматривающиеадминистративные дела, обязаны самостоятельно исправлять очевидные ошибки вписьме или счете, допущенные заинтересованными лицами в подаваемых заявлениях.
Принцип законности и обоснованности деятельностиадминистрации, или принцип связанности администрации законом либо запрета напроизвольную деятельность администрации, имеет универсальный характер вправовом государстве и распространяет свое действие не только на органы системыисполнительной власти, но и на органы, принадлежащие к законодательной илисудебной ветвям государственной власти. Суть данного принципа заключается вформировании законодательного правила, согласно которому администрация вправе идолжна осуществлять только полномочия, принадлежащие ей в силу закона, и толькопо предметам ведения, отнесенным к ее компетенции законом. Иными словами,произвольная деятельность администрации запрещена.
Дополнительным правилом в данном случае служит уполномочиеадминистрации на совершение меньшего, если администрация уполномочена набольшее. Однако пределы применения этого правила должны быть специальнооговорены законом.
Законодательно принцип законности закрепляет следующее:
• при осуществлении полномочий по рассмотрению и разрешениюадминистративных дел коллегиальные органы и должностные лица подчиняютсяКонституции РФ, федеральным законам, а также принятыми в соответствии с нимизаконами субъектов РФ и нормативным правовым актам представительных органовместного самоуправления; при этом они также руководствуются нормативнымиправовыми актами исполнительных органов государственной власти и местногосамоуправления, поскольку эти акты не противоречат Конституции РФ, федеральнымзаконам и законам субъектов РФ;
• отступление от принципа законности при рассмотренииадминистративных дел расценивается как злоупотребление должностнымиполномочиями или превышение должностных полномочий и влечет в зависимости отобстоятельств совершения правонарушения административную или уголовнуюответственность.
Принцип равенства всех заявителей перед законом иадминистрацией исходит из конституционного принципа равенства всех передзаконом в рамках административной процедуры. Он призван создать равные условиядля реализации прав заявителей независимо от их пола, расы, национальностипроисхождения и т.п., а также от организационно-правовой формы и формысобственности. Действительно, нормой должно стать правовое равенство заявителей.
Вместе с тем закрепление данного принципа не исключаетформирования специальных процедурных правил. Юридическим основанием такихправил являются экстраординарность существующих обстоятельств (непосредственнаяугроза жизни или собственности), наличие специальных правовых статусовсубъектов-заявителей (военнослужащие, служащие органов внутренних дел,налоговой полиции и др.) или административно-правовых режимов (государственнаяграница РФ, свободная экономическая зона, территориальное море и т.д.).
В проекте территориального закона принцип равенства передзаконом устанавливает: рассмотрение и разрешение административных дел всоответствии с законодательством об административных процедурах осуществляетсяна началах равенства перед законом организаций независимо от места нахождения,подчиненности, формы собственности, а индивидуальных предпринимателей ифизических лиц — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другихобстоятельств.
Принцип доступности административных процедур предполагает: во-первых,отсутствие запрета на непосредственное (а не обязательное участие например,адвоката) обращение в администрацию в связи с конкретным делом любого заявителя(субъектный и объектный элементы); во-вторых, существование правил,регулирующих вопросы претензионной, «общепроцедурной» давности ипротяженности административной процедуры как таковой (темпоральный элемент); в-третьих,формирование института безвозмездности административной процедуры (финансовыйэлемент); в-четвертых, правила свободного обращения с жалобой на первичныйадминистративный акт (жалобный элемент).
Принцип транспарентности административных процедур (или ихоткрытости, прозрачности) призван реализовать в рамках этого вида деятельностиРоссийского государства более общий принцип — прозрачность и открытостьгосударства в целом. Элементами данного принципа являются: свобода полученияинформации о той или иной административной процедуре (транспарентностьпроцедурного законодательства); свобода получения информации о правовом статусе(включая вопросы компетенции) той или иной администрации; свобода полученияинформации об имеющейся практике по аналогичным делам и т.п.
В проекте закона этот принцип, именуемый принципомоткрытости и публичности, включает следующее:
1. Рассмотрение административных дел является открытым. Рассмотрениеадминистративных дел в закрытом режиме допускается в случаях, предусмотренныхфедеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворенииходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечениятайны усыновления (удочерения) ребенка, сохранения коммерческой, банковской илииной охраняемой законом тайны, на неприкосновенность частной жизни или иныеобстоятельства, предусмотренные федеральным законом. О рассмотренииадминистративного дела в закрытом режиме выносится специальный мотивированныйакт соответствующего органа или должностного лица. Административное дело взакрытом режиме рассматривается и разрешается с соблюдением всехадминистративных процедур, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Исполнительные органы государственной власти,исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаныбесплатно информировать население о действующих законах и иных нормативныхправовых актах, регламентирующих административные процедуры, представлятьустановленные формы документов, используемых при рассмотрении административныхдел, разъяснять порядок их заполнения.
Принцип соразмерности предполагает необходимостьсопоставления предпринимаемых администрацией мер (по степени, объему и др.) иреально существующих обстоятельств. Он распространяется на все стадииадминистративной процедуры, в том числе на процесс доказывания.
Принцип экономии административных процедур заключается вформировании и соблюдения правила: административная процедура осуществляетсянаименее затратным путем — по времени, по используемым ресурсам, позатрачиваемой энергии и пр. Следствием реализации этого принципа на практикеявляются, например, институт объединения процедур по субъектному или объектномукритерию, институт комплексного рассмотрения заявлений, институт активностиадминистрации и т.п.
Принцип языка административных процедур имеет большоезначение в многонациональных государствах. Согласно ст.68 КонституцииРоссийской Федерации и Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языкахнародов Российской Федерации» (ныне Закон РФ в редакции от 24 июля 1998 г)языком административных процедур в администрациях федерального уровня долженстать государственный язык РФ — русский, в администрациях субъектного уровня — русскийи иные государственные языки соответствующего субъекта, в местностях, гдебольшинство населения использует иной язык, и в случаях установленных законами,- иные языки.
Кроме того, в проекте Федерального закона «Обадминистративных процедурах» закреплен, на наш взгляд, очень важныйпринцип самостоятельности и непосредственности. Он охватывает следующиеосновные положения:
• коллегиальные органы (должностные лица) обязанысамостоятельно своими силами и средствами установить все обстоятельства административногодела, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом;
• какое бы то ни было постороннее воздействие наколлегиальные органы (должностных лиц), вмешательство в их деятельность порассмотрению и разрешению административных дел любых государственных органов,органов местного самоуправления, других должностных лиц, в том числе занимающихруководящие должности, недопустимы и влекут за собой установленную закономответственность;
• при рассмотрении административного дела непосредственноисследуются все доказательства, необходимые для его разрешения;
• не допускается передача полномочий по рассмотрению иразрешению административных дел полностью или частично коммерческим инекоммерческим организациям; в случаях, предусмотренных федеральными законами,такие полномочия могут передаваться государственным или муниципальнымучреждениям.
Таковы основные принципы административных процедур.
В экономически развитых демократических государствахотношения между государством в лице государственных служащих и гражданиномрегулируются на основе ряда общих принципов. Эти принципы базируются наконституционных гарантиях основных прав.
Такие законы, как правило, называются «Обадминистративных процедурах» и регулируют принципы публичного права (процедурывзаимоотношений между государственными служащими и гражданами). В западныхстранах многие из этих принципов трактуются доктриной и судебной практикой какпроизводные из принципа правового государства.
Законодательство иностранных государств давно впитало в себяинститут административных процедур. Многие государства имеют давние традициирегламентирования административных процедур. Строгие формализованные правиласовершения управленческих действий должностными лицами, государственнымиорганами и учреждениями уже давно существуют во многих странах и в виде законов.Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше — 1930 и1960 гг., в Чехословакии — 1930 и 1955 г., в Венгрии — 1956 г., в Югославии — 1956г., в США — 1946 г., в Германии — 1953 и 1976 гг., в Швейцарии — 1968 г. ВШвейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административныхпроцедурах преимущественно с судебными элементами. В США с 1996 г. действуютправила административной процедуры (Свод законов США, титул 5, главы 1-5), врамках которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действияадминистративных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются вспециальных законах и регламентах, которые применяются и судами. Близок к ним поструктуре и Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999). Следуетназвать и Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах»,стоящий особняком в этом ряду и рассчитанный преимущественно на процедурыорганизации управления. 3. Виды административных процедур и их стадии
Многообразие управленческой регулятивной и контрольнойдеятельности публичных органов и учреждений требует введения и использованияразличных процедур. Выделяют прежде всего позитивные и административныепроцедуры, призванные нормировать, упорядочить и стабилизировать основные видыдеятельности. Другие процедуры являются коллизионными, поскольку онипредназначены для рассмотрения споров и разногласий. Это могут бытьадминистративные, судебные и смешанные процедуры.
Различение видов административных процедур проводится повидам решаемых задач в рамках компетенции субъектов права.
Таким образом, можно выделить следующий примерный переченьадминистративных процедур:
1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей,регламент взаимоотношений);
2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);
3) использование информации (документооборот, информационноеобслуживание);
4) решение функциональных задач (экономических, финансовых идр.);
5) делегирование полномочий;
6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);
7) проведение координации;
8) осуществление контроля;
9) деятельность в рамках целевых программ;
10) рассмотрение обращений граждан;
11) рассмотрение предложений общественных объединений;
12) разрешение разногласий и споров;
13) действия в экстремальных ситуациях (техногеннаякатастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);
14) порядок реорганизации и упразднения организаций;
15) международные и смешанные процедуры.
В проекте Закона определено (ст.2), что действиезаконодательства об административных процедурах распространяются на отношения всферах:
1) регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей;
2) лицензирования отдельных видов деятельности;
3) регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) предоставление земельных участков, участков недр,участков лесов, водных объектов, а также изъятия этих участков и объектов усобственника или иного законного владельца;
5) предоставления организациям, индивидуальнымпредпринимателям и физическим лицам кредитов, ссуд, субвенций, субсидий,компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий,льгот и преимуществ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРФ, местных бюджетов, а также средств государственных внебюджетных фондов;
6) размещение государственных (муниципальных) заказов;
7) управление государственным и муниципальным имуществом илиимущественными правами;
8) выдача разрешений на выполнение строительно-монтажныхработ (строительных разрешений), на эксплуатацию строительных или другихобъектов или оборудования, а также принятие мер иных управленческих решений повопросам инвестиционной деятельности;
9) обязательной сертификации продукции, работ и услуг;
10) регистрации граждан по месту жительства и меступребывания;
11) регистрации транспортных средств;
12) предоставления гражданам жилых помещений в домахгосударственного и муниципального жилищных фондов и пользования этимипомещениями;
13) приватизации жилых помещений;
14) назначения и выплаты пенсий, пособий;
15) признание за физическим лицом статуса, дающего основаниедля получения льгот и преимуществ;
16) выдачи документов, имеющих юридическое значение;
17) предоставления, удостоверения, регистрации илиприостановление (прекращение) иных правомочий организаций, индивидуальныхпредпринимателей или физических лиц.
Действия закона не распространяется на отношения в сферахподготовки и принятия нормативных правовых актов органами государственной властии местного самоуправления, приватизации государственного и муниципальногоимущества, производство по делам об административных правонарушениях и др.
В проекте Закона установлен порядок рассмотренияадминистративного дела (раздел И). В нем определены стадии административныхпроцедур:
• подача заявления о рассмотрении административного дела;
• подготовка административного дела к рассмотрению вадминистративном заседании;
• рассмотрение административного дела в административномзаседании;
• принятие решения по делу;
• обжалование и пересмотр решений по административным делам(раздел III);
• исполнение решений по административным делам (раздел IV).
Все указанные стадии административных процедур (заисключением обжалования) являются обязательными и присущи всем видам процедур.
Каждая стадия административных процедур нашла свое правовоеоформление в проекте Закона в соответствии с решаемыми задачами. Так, например,первая стадия включает подробную характеристику такого вида обращения вадминистрацию, как заявление.
В проекте Федерального закона устанавливается следующее:
• заявление о рассмотрении административного дела служитоснованием для возникновения отношений регулируемых законодательством обадминистративных процедурах;
• заявление о предоставлении, удостоверении или регистрацииправомочий организации, индивидуального предпринимателя, физического лицаподается соответствующим заинтересованным лицом или его представителем;
• заявление о приостановлении (прекращении) правомочийорганизации, индивидуального предпринимателя, физического лица подаетсядолжностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления,уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением установленных условийиспользования указанных правомочий (далее — контролирующего органа);
• заявление может быть подано в орган (должностному лицу),уполномоченный рассматривать соответствующие административные дела,непосредственно либо направлено по почте.
К заявлению о предоставлении, удостоверении или регистрацииправомочий заинтересованного лица прилагаются документы, исчерпывающий переченькоторых устанавливается соответствующими федеральными законами,регламентирующими административные процедуры.
Запрещается требовать от заявителя представления документовне имеющих значения для разрешения данного административного дела и непредусмотренных соответствующим федеральным законом.
К числу наиболее общих вопросов, которые составляютобязательную часть административной процедуры стадии рассмотрения дела наадминистративном заседании, следует отнести:
• права и обязанности заявителя и администрации;
• ответственность заявителя и администрации за неисполнениеили ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушениеустановленных сроков;
• сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов. Принявадминистративное дело к рассмотрению, администрация
имеет право и обязана провести исследование заявления ипредставленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела.
Именно администрация определяет объем и характер необходимыхдля исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультирование, проведениепроверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушиваниесвидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимаютполномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находящихся виных органах и организациях, у иных лиц. Имеется еще одна обязанность уадминистрации — информировать заявителя о порядке осуществленияадминистративной процедуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя,а также способов и форме пересмотра решения по административному делу.
Более подробно стадии рассмотрения административного делабудут освещены при характеристике отдельных видов процедур: принятиянормативных актов, регистрации, учета и отчетности, аттестации, лицензированияи аккредитации, сертификации и стандартизации, квотирования и размещениягосударственных заказов, прохождения государственной службы, рассмотренияпредложений, заявлений, заключения административного договора, присужденияученой степени и ученого звания, введения и осуществления специальныхадминистративно-процессуальных режимов.
Литература
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 22.08. 2004)«Озащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера» // СЗ РФ. 1994, № 35, ст.3648; 2002, № 44, ст.4294;2004, № 35, ст.3607.
2. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 № 1094 «Оклассификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// СЗ РФ. 1996, № 39, ст.4563.
На территории завода «Машиностроитель»,находящегося в г. Реутов Московской области в компрессорном цехе произошелвзрыв газовых баллонов, в результате которого пострадало более 50 человек,нанесен материальный ущерб в размере более 12,8 миллионов рублей. Поднявшеесяоблако вредного для здоровья и жизни людей газа отнесло в сторону Люберецкого иДомодедовского районов Московской области. Классифицируйте возникшуючрезвычайную ситуацию в зависимости от количества пострадавших людей и размераматериального ущерба и границы зоны распространения факторов чрезвычайнойситуации.
Какова последовательность процедуры введения специальногоадминистративно-правового режима (при чрезвычайной ситуации)?
В данном случае в соответствии с постановлениемПравительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера» ч.1 п. (г) — возникшаячрезвычайная ситуация будет классифицироваться чрезвычайной ситуацией региональногохарактера.
На основании федерального закона «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ИТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» п.(в) ст.8. «Полномочия Президента Российской Федерации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций» … вводит при чрезвычайныхситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерациипри обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционнымзаконом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностяхчрезвычайное положение.
Конституция РФ и ст.56 предусматривает — В условияхчрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защитыконституционного строя в соответствии с федеральным конституционным закономмогут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределови срока их действия.
Чрезвычайное положение на всей территории РоссийскойФедерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельстви в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Статья 88 Конституции РФ предусматривает, что ПрезидентРоссийской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренныхфедеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерацииили в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительнымсообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
В соответствии с ст.3 Федерального конституционного закона «ОЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ» установлены обстоятельства и порядок введениячрезвычайного положения — Чрезвычайное положение вводится лишь при наличииобстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни ибезопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации иустранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К такимобстоятельствам относятся: чрезвычайные ситуации природного и техногенногохарактера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии иэпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф,стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы,нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительныематериальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующиепроведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На основании ст.4 Федерального конституционного закона «ОЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ» и установлении обстоятельств, вводитсячрезвычайное положение:
«Чрезвычайное положение на всей территории РоссийскойФедерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РоссийскойФедерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального СобранияРоссийской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации о введениичрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Задача. Гражданин Лемешев В.С., уезжая в длительнуюзагранкомандировку вместе со своей семьей – женой и двумя детьми,соответствующим порядком зарегистрировал свой отъезд в паспортном столе поместу жительства. Вернувшись через 2 года, он обратился в отдел ЖКХ списьменной просьбой выдать ему документы для перерасчета коммунальных платежей,исходя из того, что семья отсутствовала 2 года по месту жительства и,следовательно, платежи должны быть уменьшены с учетом данного обстоятельства. Через35 дней Лемешев В.С. получил письменный ответ от начальника отдела ЖКХ, вкотором уведомлялся, что таких документов ЖКХ не выдает. Лемешев В.С. обратилсяв прокуратуру с жалобой на самоуправство со стороны начальника отдела ЖКХ.
Дайте юридический анализ ситуации, предложитепоследовательность действий должностных лиц при рассмотрении данного дела. Каководолжно быть административное наказание? Кто может наложить данное наказание?
В данном случае в соответствии с п. (д) ст.51 Постановленияправительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 „О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯКОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ“… — Потребитель имеет право: быть всоответствии с настоящими Правилами или договором полностью или частичноосвобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия поместу постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг.
А так же на основании главы VI. „Порядок перерасчетаплаты за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствияпотребителей в занимаемом жилом помещении“ и ст.56 – „Перерасчетразмера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного втечение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результатыперерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом впорядке, указанном в пункте 36 настоящих Правил (пункт 36. “Плата закоммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемыхисполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, закоторый производится оплата, если договором управления многоквартирным домом неустановлен иной срок представления платежных документов»)
К заявлению прилагаются документы, подтверждающиепродолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающихсовместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающимвременное отсутствие потребителя, могут являться:
а) копия командировочного удостоверения или справка окомандировке, заверенные по месту работы;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебномучреждении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (вслучае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии справилами их оформления), или их копии;
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другомместе временного пребывания или их копии;
д) справка органа внутренних дел о временной регистрациипотребителя по месту его временного пребывания;
е) справка организации, осуществляющей охрану жилогопомещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствиепотребителя.
В данной ситуации руководитель данной организации может бытьпривлечен к административной ответственности в области административногоправонарушения против порядка управления по санкции ст. 19.1 «Самоуправство»
— Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленномуфедеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществлениесвоего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенноговреда гражданам или юридическим лицам, — влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; надолжностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06. 2007 N 116-ФЗ)