Манеры общения

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Улан-Удэнский инжинерно-педагогический колледж
Дисциплина:
Имидж и этикет делового человека
Реферат
Манеры общения
Выполнил: студент группы ЗФ 5ГУ- 1
Филаткин Д.В.
Проверил: Филиппова С.Д. .
г. Улан-Удэ 2010г.

Содержание
Введение
§1. Манеры общения
Мимика
Заключение
Список литературы
Введение
Значение манер общения встроительстве положительного делового имиджа трудно переоценить, поскольку подобаяние манер легко поддаются самые разные люди. Недаром есть выражение «красотачеловека привлекает, а его изящные манеры привязывают».
Манеры общения воссоздают образчеловека, в них зрительно проявляются те его качества, которые оцениваютсяокружающими знаком «плюс» или «минус». Манера общения — этовнешняя сторона проявления отношения к нам, это визуально доступная информацияк восприятию. В отношении поведения словом «манера» обозначаютустойчивые признаки, усвоенные и ставшие привычными особенности отношения кокружающим, формы общения, многообразные детали, отдельные черточки, дажемелкие, постоянно повторяющиеся движения — манера слушать, говорить, двигаться,держать сигарету и т.д.
§1. Манеры общения
Манеры могут быть плохими илихорошими в зависимости от того, как в них проявляется сам человек, какие — хорошиеили дурные — привычки определяют общий облик его поведение. Все ненужное,лишнее в поведении, лишенное смысла и лишь затрудняющее общение с человеком,принято считать дурными манерами.
Хорошие манеры — это мерила тогообщественного круга, в котором данный человек живет. Они сообщают изящество иблагородство, в них проступает сдержанность и скромность, простота ивыразительная ясность, свидетельствующие о том, что судить о себе такой человекпредоставляет другим, не навязывая им своей самооценки.
В основе манер общения — физическиедвижения. Благодаря им, каждый из нас владеет языком тела, т.е. беззвучнымязыком, состоящим из жестов и мимики, без которых имидж малоэффективен.
Телодвижения — важная частьчеловеческого образа. Произвести хорошее впечатление очень трудно приотсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научитьсявладеть своим телом, не обязательно обладать какими-то особыми физическимиданными. Важно этого хотеть и уметь. Прежде всего, следует обратить внимание нанаши позы и жесты.
В практике деловоговзаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различныевнутренние состояния партнеров и собеседников.
Жесты открытостисвидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении ижелании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытыеруки» и «расстегивание пиджака».
Жест «раскрытые руки»состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонямивверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своимидостижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют своювину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.
Жест «раскрытые руки» демонстрируетжелание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест какбы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторонусобеседника.
Жест «расстегиваниепиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески квам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии.Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджакахдостигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менялсвое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивалпиджак.
Когда становится ясно, чтовозможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также втом случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы,сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стулаближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чащевсего партнеров по переговорам).
Жесты подозрительности искрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте,о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинальнопотирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всегоон старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показательскрытности — несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человекулыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть своюнеискренность.
Жесты и позы защитыявляются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространеннымжестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могутзанимать три характерные положения.
Простое скрещивание рукявляется универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояниесобеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете илиговорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то,что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех илиболее человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что идругие члены группы последует вашему примеру. Правда, этот жест может означатьпросто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседыне носит конфликтный характер.
Если, кроме скрещенных на грудирук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак — это говорит о еговраждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речьи движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если этоне помогает, то постараться сменить тему разговора.
Жест, когда кисти скрещенныхрук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко,что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакциисобеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Он готов ринуться в бой ис трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас. Этот прием используется, когдасобеседники полемизируют, стремясь, во что бы то ни стало, убедить друг друга вправильности своей позиции. Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным,чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лицаговорит, что ваш собеседник «на пределе». И если не принятьоперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.
Укажем на еще один популярныйсреди деловых людей жест — те же скрещенные на груди руки, но с вертикальновыставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый- о негативном отношении (скрещенные руки), второй — чувство превосходства,выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычнопоигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характернопокачивание на каблуках. Жест с акцентированием большего пальца используетсятакже для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которогоуказывают большим пальцем как бы через плечо.
Жесты размышления и оценкиотражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое(размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки», когдасобеседник принимает позу «Мыслителя» Родена, опираясь рукой на щеку.Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остаетсявыяснить, что же побудило его сосредоточиться на какой-то проблеме.
Жест «пощипываниепереносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит оглубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
Когда собеседник занят процессомпринятия решения, он почесывает подбородок. После того, как решение принято,почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на его лице слегкаприщуренные глаза — он как бы что-то рассматривает в дали, ища там ответ насвой вопрос.
Когда собеседник подносит руку клицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдольщеки (остальные пальцы — ниже рта), — это является красноречивым свидетельствомтого, что он критически воспринимает ваши доводы.
Жесты сомнения инеуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцемправой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пятьпочесывающих движений). Потрагивание или легкое потирание носа — также знаксомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, ончасто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесьследует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что ончешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для когоэто служит жестом, лишь слегка его потирают.
Поза обидыпринимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этомслучае он приподнимает плечи и опускает голову («набычивается»). Такаяпоза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Вамследует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите,что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.
Жесты и позы, свидетельствующиео нежелании слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточнокрасноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то этосигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, илион чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд увашего собеседника, учтите, нужно что-то изменить, если вы заинтересованы вуспешном завершении разговора.
Жест, связанный с почесываниемуха, вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов. Другимвариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление вухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке прикрыть ею слуховоеотверстие. Этот последний жест говорит о том, что собеседник наслушался вдовольи хочет, возможно, высказаться сам.
В случае, когда собеседник явнохочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигаетсяи разворачивается в сторону выходной двери, при этом и его ноги обращаютсяк выходу. Разворот его корпуса и положение ног говорят о том, что ему оченьхочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимаеточки и демонстративно откладывает их в сторону.
В этой ситуации надо либо чем-тозаинтересовать собеседника, либо дать ему возможность уйти. Если вы будетепродолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.
Жесты, свидетельствующие ожелании преднамеренно затянуть время, обычно связываются с очками. Однимиз способов затянуть время для обдумывания окончательного решения служит сосаниедужки очков. Это такое постоянное снимание и надевание очков, протираниелинз.
Когда вы наблюдаете такой жестсразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будетпомолчать в ожидании.
Если партнер вновь надеваеточки, это означает, что он хочет еще раз «взглянуть» на факты.
Жестом, служащим знаком того,чтобы не спешить, является “расхаживание”. Многие собеседникиприбегают к этому способу, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешитьсложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но стем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход егомыслей и помешать принятию решения.
Жестом уверенного в себечеловека с чувством превосходства над другими является “закладываниерук за спину с захватом запястья”. От этого жеста следует отличатьжест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человекрасстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердитчеловек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошловыражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используетсядля того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер попереговорам наверняка почувствует это.
Показателем самодовольства ивысокомерия служит также “шпилеобразное положение рук”.
Жестом уверенных в себе людей счувством превосходства над другими является и “закладывание рук заголову”. Этот жест характерен также для «всезнаек». Многиесобеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними. Существуетнесколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест.Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувствомпревосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Явижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?». Затемоткиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле обозрения и ждите ответа.
Другой способ заключается в том,чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что, в своюочередь, вызовет изменение его отношения. Для этого нужно взять какой-нибудьпредмет и, отставив на большое от него расстояние, спросить: «Вы не виделиэто?», заставив его наклониться вперед.
Хорошим способом взаимодействиябудет копирование его жеста. Если вы хотите показать, что согласны ссобеседником, все, что вам нужно сделать, это повторить его позу. Однако, вслучае, если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание,копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.
Жесты несогласияможно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствиесдерживания своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок скостюма является одним из таких жестов. Собеседник, ощипывающий ворсинки,обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичныйжест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды, этоявляется верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, дажеесли на словах он со всем согласен.
Жесты готовностисигнализируют о желании закончить разговор или встречу. Они выражается подачейкорпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях, или обе руки держатся забоковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора,следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Этопозволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.
Жесты, связанные с манеройкурить, указывают, как собеседник относится к сложившимсяобстоятельствам: положительно или отрицательно. Прежде всего, нужно обращатьвнимание на направление, в котором тот выпускает дым изо рта — вверх или вниз.
Положительно настроенный,уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх постоянно. Инаоборот, негативно настроенный человек, со скрытыми или подозрительнымимыслями, будет почти всегда направлять струю дыма вниз. Выдувание струи вниз изуголков рта говорит о еще более негативном и скрытом отношении.
О том, настроен ли человекположительно или негативно, можно судить и по скорости выдыхания дыма. Чембыстрее струя выпускается вверх, тем увереннее и высокомернее чувствует себячеловек, чем быстрее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек.
Наблюдения за жестами курящих вусловиях купли-продажи показывают, что если спросить курящего клиента о егорешении, то те, кто принял положительное решение, выдыхают дым вверх, в товремя как те, кто решил не покупать, направляют струю вниз.
Выдыхание дыма через ноздри естьпризнак высокомерного, уверенного в себе человека. Струя дыма в этом случаеидет вниз только благодаря расположению ноздрей, и человек часто поднимаетголову вверх, отчего выглядит еще более высокомерно.
Если голова у человека наклоненавниз, когда он выдувает дым через нос, это значит, что он сердит.
В процессе делового общенияочень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, посколькуэто дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жестыпочти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большоезначение, так как гораздо лучше слов передают истинные мысли и настроения.
Как правило, человек поднимаетплечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен. Человек, стоящий передбольшой группой людей и намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад,может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая заположением плеч и голов слушателей. Чем более негативно настроена и напряженааудитория, чем отрицательнее и враждебнее настроена очередь или другая группалюдей, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта.
Поднятая голова и опущенныеплечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контролянад ситуацией.
Опущенная голова, поднятые плечимогут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность,страх, неуверенность.
Склоненная набок голова можетсвидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.
Очень выразительны позы,фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннемсостоянии человека. Если человек говорит то, что думает, его тело посылаетсигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило,бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией,соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словаминарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, соединяющая головуи ступни, становится ломаной. Приведем некоторые примеры однозначных сигналов.
Человек, контролирующий ситуациюи говорящий то, что думает, обычно принимает позу, изображенную на рис.А. Этоможет быть докладчик, метрдотель, стюард, администратор в гостинице илиторговец; он контролирует обстановку, знает дело, получает удовольствие от работыи не имеет каких-либо скрытых намерений. Человек, который стремится добиться отдругих подчинения, хочет давать указания типа: «Ну, достаточно, прекращайте!»и не собирается скрывать своих намерений, будет тяготеть к позе, изображеннойна рис.Б. Это может быть руководитель, имеющий явное желание провести в жизньсвое решение. Это может быть работник сервиса, который решительным тоном просито чем-то клиентов (пассажиров).

/>/>
Человек на рис. В находится воборонительной позиции: «Я настаиваю на том, чтобы за мной сохранили этоместо» или «Нет, спасибо, я ни при каких обстоятельствах не будуизменять свое решение». Это положение тела также выражает явноесоответствие между мыслями и словами.
/>
В тех случаях, когда имеет местоявное расхождение между мыслями и словами, тело посылает действенные сигналы,что можно видеть на примере показанных ниже поз.
Позу «Г» может принятьфлиртующая, кокетливая женщина или смущенный и неуверенный человек. Смыслсообщения здесь находится в подтексте, между строк.

/>
Поза «Д» свойственначеловеку, который кого-то дружески обнимает и целует в щеку, неосознанноотодвигая назад нижнюю часть тела, чтобы продемонстрировать, что за этим телеснымконтактом не кроется ничего, кроме дружбы. Такую позу можно увидеть на танцах,особенно у женщин. Ее же принимает официант, стремящийся выказатьпреувеличенную почтительность. Она типична для учеников и служащих, вежливостоящих в дверях комнаты начальника и почтительно докладывающих о своем деле. Есликлиент, отказывающийся на словах от услуг продавца или работника сервиса,находится позе «Д», с ним все равно будут вести переговоры. Гораздотруднее это сделать, если его осанка напоминает осанку на рис.В.
/>

Человек, стесняющийся своеговысокого роста, ходит на низких каблуках и сутулится, как это показано на рис.Е.Особенно это касается женщин и молодых людей.
/>
Подростки также сильно сутулятся.Из-за этого окружающие считают их порой ленивыми и медлительными, что далеко невсегда верно. Просто в переходном возрасте в мозгу и теле человека происходитстолько, что ему очень трудно с ними совладать.
Положение тела на рис. Жхарактерно для людей маленького роста, которые стараются казаться повыше. Оникак бы надуваются, желая сказать: «А вот и я, вы видите, какая я важнаяперсона!». Эту позу часто принимают руководители низшего звена, любующиесясобой и всеми силами желающие убедить мир в том, как важна их должность.
Во время любого деловогоразговора очень важно наблюдать за жестами, которые свидетельствуют о лжи. Помнению Алана Пиза — признанного специалиста по языку жестов, — проблема с ложьюзаключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо отнас. Поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас сголовой, когда мы пытаемся говорить ложь. Во время обмана наше подсознаниевыбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащихтому, что говорится.
Психологи утверждают, что вруна,как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому чтоего выдаст отсутствие соответствия между микросигналами подсознания,выраженными жестами, и сказанными словами.
Итак, во время беседы илипереговоров у вашего собеседника или партнера может появиться жест,связанный с приближением рук к лицу. Это должно насторожить: видимо, увашего собеседника на уме что-то неприятное или нехорошее. Это может бытьсомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некотороепреувеличение действительного факта или явная ложь. Начнем с того, какие жестымогут выдать собеседника, если он явно лжет.
Когда мы наблюдаем или слышим,как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот,глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногихоткровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большойпалец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналысдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать,чтобы замаскировать этот жест.
Если такой жест используетсясобеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду.Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а онслушает, это значит, что он чувствует, как вы лжете.
Жест, когда собеседник прикасаетсяк своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущегожеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке подносом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновениям к носу.
Объяснениям этого жеста можетбыть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончанияхноса, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.
Жест, связанный с потираниемвека, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозренияи избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.
Мужчины обычно потирают векоочень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону илиеще чаще смотрят в пол.
Женщины очень деликатнопроделывают это движение, проводя пальцем под глазом.
Ложь обычно вызывает зудящееощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторыесобеседники оттягивают воротничок, когда они лгут или подозревают, что их обманраскрыт.
Когда вы видите, что собеседниклжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставитобманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.
Телодвижения фиксируется в походке.Она, по словам Бальзака, — «физиономия тела». Ее составляющимиявляются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.Эти показатели проявляются у разных людей по-разному. По походке можно судить осамочувствии человека, его характере и возрасте. Для овладения навыками «прочтения»походок укажем на их характерные виды и поясним, что каждая из них означает:
Озабоченный человек — ходит впозе «мыслителя», голова опущена, руки сцеплены за спиной.
Человек, находящийся вугнетенном состоянии — руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и,как правило, смотрит под ноги.
Уверенный человек — ходит быстро,размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать.
Заносчивый человек — высокоподнятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные,стиль — «вышагивание лидера».
Из указанных видов походок длясоздания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походкауверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка. Ктому же правильная осанка делает любого человека стройнее. И, наоборот, если увас плохая осанка, вы производите впечатление расхлябанности, несобранности инеуверенности. Поэтому, чтобы создать о себе более благоприятное внешнеевпечатление у окружающих, ваша осанка должна быть не одеревенелая, а легкая,пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спинарасправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
 Мимика
Успешность любого деловогоразговора в значительной мере зависит от умения установить доверительныйконтакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мыговорим, сколько от того, как мы себя держим. Поэтому особо важное вниманиенужно обращать не только на манеры и позы собеседника, но и на его мимику, т.е.выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления техили иных чувств и настроений.
Наблюдения за мимикойсобеседника позволяют более точно видеть его позицию. «Читая» еголицо, мы осуществляем связь, которая играет главную роль в целостном процесседелового взаимодействия, а совокупность мимических движений — важная составнаячасть такой связи. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорим — содобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролемили скучает.
В мимике первостепенное значениеотводится глазам. С их помощью передаются самые точные и открытые сигналы извсех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время деловогоразговора контролировать поведение своих глаз. Для того чтобы построить хорошиеотношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядомоколо 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник,который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени общения, редкопользуется доверием.
Ведя деловой разговор,представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свойвзгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и собеседник будетчувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что Ваш взглядне будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете контролировать ход беседыпри помощи взгляда.
Если искушенные собеседники и всостоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никтоне способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольнорасширяются или сужаются и тем самым честнейшим образом передают информацию овашей реакции на услышанное.
Когда человек радостновозбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот,когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сокращаются. Поэтому,когда вы разговариваете с вашими партнерами или клиентами или ведетепереговоры, научитесь смотреть в их зрачки. Этим приемом пользуются опытныепредприниматели. К примеру, китайские и турецкие купцы назначают цену товара,ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получаетжелаемое, зрачки его расширяются.
Глаза обладают особым свойствомсамопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильноепсихологическое давление.
Восторженный взгляд девушки,адресованный молодому человеку, окрыляет его, пробуждает в нем желаниесовершить что-то героическое. А как сильны в своем искусстве привлекать глазамимужчин наши девушки и женщины.
Вообще, взгляд является наиболееестественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, чтовидно из нижеприводимой таблицы.
/>
В мимике очень важно положение губ,поскольку они — молчаливые источники эмоциональной информации. Растянутые вулыбке губы — показатель радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы — показательзамкнутости, изогнутые — сомнение или сарказм. Опущенные уголки рта — показательтого, что человек расстроен. С помощью глаз и губ можно отработать различныеварианты мимики, которые показаны на приводимый ниже таблице.
Из нарисованных в таблице лиц,по которым можно «прочесть» определенное чувство или состояние души,более всего подходят для создания благоприятного впечатления на окружающих лицапод № 3 и № 6, поскольку на них запечатлена улыбка.
Улыбка в созданиипривлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она даетпредпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении утех, кто ее использует.
/>
Когда люди улыбаются, их лицо делаетсянесравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, чтоназывается его красотою.
Существует непосредственнаясвязь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если у васна душе скверно — улыбка будет выглядеть страдальческой. Если вам хорошо — улыбкабудет радостной. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Людиблагодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающеесялицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. Сменьшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которыеумеют улыбнуться.
Помимо глаз и губ встроительстве лица немаловажную роль играют и другие визуальные индикаторы,такие как лоб, нос, подбородок, а также форма самого лица. Сведения о них можнополучить из физиогномики — науки о типах лица, об умении их читать, выявляя поих чертам скрытые характеристики личности. Все это позволяет «с ходу»ориентироваться в людях, а поэтому подобрать соответствующий ключ к общению,спрогнозировать возможные действия своих партнеров. В этой связи очень полезнознать основные физиономические типы лица.
Продолговатое: прямоугольникпри ширине лба примерно равной ширине подбородка. Это так называемый «аристократический»тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности,нередко — о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, имприсуща ярко выраженная целеустремленность.
Треугольное: высокий иширокий лоб, выступающие скулы, небольшой, но короткий нос, глубоко посаженныеглаза, малый по размеру и слегка выдвинутый вперед подбородок. Для обладателятакого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с темхарактер такого человека отличают хитрость, неуживчивость, склонность кодиночеству.
Трапециевидное: широкийлоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, как правило,интеллигентен, аристократичен и чувствителен; он не борец. Женщины с такимлицом оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу общения.
Квадратное: суровый,мужественный, нередко бессердечный тип человека; как правило, тугодум, частобывает грубым, настойчив. Яркая его черта — решительность. Такие людипрямолинейны и откровенны в общении, у них неутолимая жажда успеха. Хорошиеисполнители, хотя сами настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с таким лицомстремятся доминировать во всем.
Круглое: добродушие,миролюбие, мягкость в характере человека. Такие люди нередко гуманны, любяткомфорт, любят хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им нечуждо. Если у такого лица высокая переносица, выступающие скулы и «огненные»глаза — человека считают целеустремленным; такой тип лица нередко встречается улидеров и полководцев.
Заключение
Эти сведения по физиогномикевесьма полезны для ориентации в повседневном общении. Умелое снятие информациифизиогномического характера со своего партнера по общению позволяет на уровневизуального контакта быстро сориентироваться во внутренних качествах партнера. Вконечном итоге, это может помочь избрать оптимальную модель поведения, что такважно для создания положительного делового имиджа.
Список литературы
1.        Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имиджделового человека. — М., 1996
2.        Имиджелогия: как нравиться людям. — М., 2002
3.        Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт: сборник. / Авт. — сост.В. В.Иванова. — М., 2004