Порядок разрешения коллективных трудовых споров 2

–PAGE_BREAK–2. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды

Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов тру­дового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда[1].

Данноепонятие показывает отличие трудовых споров от разногла­сий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотно­шения, но и из иных непосредственно связанных с ним право­отношений, в том числе из правоотношений коллективного ор­ганизационно-управленческого характера.

Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы дейст­вия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»[2] и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллек­тивных трудовых прав.

Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллек­тивными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неис­ковые споры).

В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следую­щее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегу­лированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая за­работную плату), заключения, изменения и выполнения коллек­тивных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).

Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в орга­низации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

286

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несо­общение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллек­тивных переговоров.

Сами разногласия по установлению или выполнению коллективных договоров, соглашений о социаль­но-трудовых отношениях — еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегу­лированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, раз­решаемый примирительной процедурой.

Предметом коллективного трудового спораявляются закон­ные интересы и права объединенных в трудовые коллективы ра­ботников.

Сторонами коллективных трудовых споров являются:

Представители работников— это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномо­ченные на представительство в соответствии с их уставами, орга­ны общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представитель­ства и уполномоченные им.

Представители работодателей— ру­ководители организаций или другие уполномоченные в соответ­ствии с уставом лица, полномочные органы объединений работо­дателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название «коллективные трудовые споры указывает, что их споря­щим субъектом является трудовой коллектив работников или не­сколько трудовых коллективов работников.

Представителями работодателей в таких коллективных трудо­вых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодате­лей и иные уполномоченные работодателями органы.

Профсоюзывправеучаствовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шест­вий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудо­вых прав и интересов работников[3].

Профсоюзы, их представите­ли выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский проф­союз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегио­нальный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциа­ция) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная орга­низация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.

Виды коллективных трудовых споровразличаются по харак­теру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру спораразличают:

– споры работников с работодателями или их представите­лями по поводу установления или изменения условий труда, за­ключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

– споры работников с работодателями (или их представите­лями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

– спор из правоотношения трудового коллектива работни­ков предприятия, учреждения, организации с работодателем (ад­министрацией);

– спор из правоотношения профкома предприятия, учреж­дения, организации с работодателем (администрацией);

– споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четы­ре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предпри­ятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федера­ции, отрасли и территории.

Как видно из указанных видов, все коллективные спо­ры — это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих пред­ставителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федераль­ном, отраслевом, региональном, территориальном уровне[4].
    продолжение
–PAGE_BREAK–3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири­тельных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Обязательным первым этапом является примирительная ко­миссия, после которой при недостижении согласия стороны пе­реходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рас­смотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (по­средника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны при­ступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничи­вает процедуру двумя этапами[5].

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процеду­ра проводится в установленные законом сроки. Но в случае не­обходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.

Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста­новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право прово­дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соот­ветствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредни­ки, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллектив­ных трудовых споров обязаны использовать все предусмотрен­ные законодательством возможности для разрешения возникше­го коллективного трудового спора.
3.1. Рассмотрение спора примирительной комиссией

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК и ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г.

Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением предста­вителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).

Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от соз­дания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудо­вой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. (ст. 402 ТК).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

3.2. Рассмотрение спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных тру­довых споров.

Служба по урегулированию коллективных тру­довых споров— это система государственных и региональных ор­ганов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации[6].

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опре­деляется по соглашению сторонами спора с участием посредни­ка. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любо­го специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.

Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимо­сти полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и ус­ловия возникновения коллективных трудовых споров, подготав­ливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного тру­дового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров.

Посредник— это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и по­лучать от сторон необходимые документы и сведения по коллек­тивному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обя­зательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

    продолжение
–PAGE_BREAK–