Лексические особенности речи политика

КУРСОВАЯРАБОТА
НА ТЕМУ:
«Лексическиеособенности речи политика
(на примереанализа ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию)»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХВЫСТУПЛЕНИЙ
1.1 Особенности публичной политической речи
1.2 Языковые явления в политике
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТАРФ
2.1 Стилистическая направленность посланий президента РФФедеральному собранию
2.2 Специфика употребления лексики в послании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
политическийречь спичрайтинг лексика
Стоитпредположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массыроссиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности исодержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политикеПрезидента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно еслиэто первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Посланиеявляется главным программным документом российской власти и дает обществуопределенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.
Актуальностьтемы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовойинформации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализироваласьлишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций.Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализапервоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической сторонывыполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализакоммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языкаДмитрия Медведева.
Тем не менее, темаспичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, преждевсего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли,язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком ипревращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи ихранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новыепонятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выборконкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самымна процесс восприятия и воспроизведения действительности.
На сегодняшний деньвнимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.
Целью работы являетсярассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральномусобранию в контексте технологий спичрайтинга.
В ходе работы следуетвыполнить ряд задач:
— рассмотреть понятие изначение спичрайтинга;
— выполнить практическийанализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных,лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;
— разработать путисовершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельностироссийских политиков.
Объектом работы являютсятехнологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использованиятехнологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.
Практическаячасть работы включает в себя исследование автора по материалам текста ПосланияПрезидента РФ к Федеральному собранию.
Практическая значимостьисследования обуславливается возможностью использования материалов работы длястудентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.

ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯСПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1.1Особенности публичной политической речи
Внастоящее время в связи с массовостью распространения информации происходитстановление системы активных публичных коммуникаций, участниками которыхстановятся государственные и общественные институты, граждане как членысоциума. Публичными являются коммуникации, «нацеленные на передачу информации,затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичногостатуса», то есть статуса, связанного с открытостью и ориентацией на общееблаго.
Формированиепубличной сферы и активные публичные коммуникации нашли свое отражение и вречевой практике общества, изменилась языковая и речевая ситуации, в этотпериод «происходит формирование и одновременно структурирование огромногоречевого массива, который удобнее было бы называть устной публичной речью. Всфере устной публичной речи формируются свои типы речевых стратегий, своя системаречевых действий, свои, качественно новые разновидности текстов». Все это вызываетпристальное и обостренное внимание российского общества к собственно проблемамязыка, служит причиной возрождения риторики как науки и активной общественнойпрактики.
Публичноевыступление – важный шаг в работе политика, поскольку представляет собой воплощенныйв живую речь определенный политический текст. В арсенале умелого политика слово– мощное оружие, эффективное средство достижения цели.
Выступлениелюбого политического деятеля – это не просто грамотно построенная и правильнопроизнесенная речь. При построении выступления успешному политику необходимоуметь использовать арсенал средств таких наук как лингвистика, риторика ипсихология: знание их основ позволяет создать яркий интересный текст, правильнопровести подготовку к публичной речи, выступить и произвести желаемый эффект наслушателей. Создание текста публичного политического выступления – это первый иважный этап подготовки ораторской речи. Большую роль при этом играет наличиетаких значимых особенностей текста, как лаконичность, точность, ясность.
Написаниемтекстов для официальных публичных выступлений политических деятелей, какправило, занимаются специальные люди – спичрайтеры, которые и следят за тем,чтобы выступление было построено правильно. Спичрайтер не только готовит дляпервого (должностного) лица текст выступления, но и консультирует это первоелицо по вопросам «исполнения» данного выступления, ведет контроль за ходом ирезультатами рабочего процесса.
Особенности построенияпубличных политических речей складывались на отечественной почте в течениедовольно длительного времени. Условно этот процесс можно разделить на несколькопериодов, каждый из которых имеет свою специфику:
1. Хрущевско-брежневскийпериод.
В это время появлялисьсвои классики и хрестоматийные приемы и фразы политической речи, отрабатываласьтехника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживалисьвыбранные для труда речеписцев госдачи.
2. Горбачевский, когдапри внешне сохранившихся стандартах работы публичные речи адаптировались кполитическим изменениям и персональным особенностям политического лидера,который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», вотличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологическихдокументов.
3. Ельцинско-черномырдинский,время институционализации политических речей, создания специальныхподразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планированияпри премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерамиэкспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать надсобственными речами и документами (что нельзя сказать о других ключевых фигурахэтого периода политической истории – Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе,прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников).Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых,«вестернизированных», жанров – радиообращений, телеобращений, книг.
4. Путинский,характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированнойпод решение конкретных идеологических задач. Данный этап продолжается понастоящее время, поскольку нынешний президент РФ Д.А. Медведев в основномпродолжает придерживаться основ организации политической речи, заложенных егопредшественником.
Еще одной особенностьюпубличного политического выступления является тот факт, что данный тип речи«работает» на создание определенного имиджа политика. Речевой имидж – это неданная природой внешность, которую невозможно или, по крайней мере, оченьтрудно изменить. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые–тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемыеслова, т.е. фонетические и лексические особенности. Поэтому речь человека частосравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Цель работы политическоголидера таким образом – сделать свою речь достаточно узнаваемой. Это возможнопутем систематического и правильного использования в своих публичныхвыступлениях определенного набора языковых средств, в том числе и лексических.

1.2Языковые явления в политике
Поскольку публичнаяполитическая речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, то онаиспользует различные средства языка с целью определенного воздействия нааудиторию. Процесс подготовки выступления обычно состоит из нескольких этапов:написанный текст выступления всегда согласуется, в окончательный текст вносятсяправки, расставляются необходимые акценты. Официальные выступления должнынадолго запоминаться и оставлять хорошие впечатления. Отсюда и использованиебольшого количества различных языковых стилистических средств.
Основной компонентпубличного политического выступления – речь. Протокольная (или, как ее ещеназывают, рамочная) — речь, обрамляющая событие: речь-приветствие, ответноеслово, напутственное слово, речь на презентации. От выбора стиля речи зависит инабор языковых средств и приемов, используемых в ней.
Приветственная(иногда ее называют вступительной) речь содержит следующие смысловыекомпоненты: открытие мероприятия, приветствие аудитории, представление выступающих,а в конце — благодарность выступающему с обоснованием этой благодарности, словао закрытии мероприятия и прощание с аудиторией. «Задача такого рода речисостоит в том, чтобы настроить собрание на соответствующий тон, отвлечь отсобственных проблем и объединить в желании сопереживать предстоящемумероприятию. Поэтому основным содержанием вступительного слова обычно бываетописание роли и места мероприятия в жизни аудитории».
Речь напрезентации может содержать следующие смысловые компоненты; приветствие и самопредставлениемодератора презентации; повод для произнесения речи; обращение к аудитории какк аудитории заинтересованных и высокопрофессиональных лиц; благодарностьустроителям презентации или принимающей стороне и выражение благодарностивип-персонам за участие, представление основных спонсоров; краткаяхарактеристика субъекта, краткое содержание программы презентации, гдеподчеркивается значимость проводимого мероприятия.
Траурнаяречь произносится при прощании с коллегой. Обычно содержит слова прощания и какобязательный компонент слова, в которых указываются заслуги покойного изначение его деятельности.
Поводомдля торжественной речи служит какое-либо событие (праздник, юбилей, вручение знаковотличия, официальные встречи и т.д.).
Цельторжественной речи — доставить удовольствие адресату речи. В литературе пориторике предлагается следующие компоненты торжественной речи:
—приветствие;
—повод для произнесения речи;
—перечисление важных моментов на жизненном пути юбиляра;
—краткая характеристика наиболее существенных его черт;
—акцент на положительных, хороших сторонах его личности;
—приведение ярких примеров из его жизни;
—рассказ о событиях, в которых выступающий лично взаимодействовал сюбиляром;
—рассказ о значении юбиляра для организации (фирмы), в которой онработает;
—выражение благодарности за участие, вклад во что-то значимое;
—высказывание добрых пожеланий на будущее.
Неформальнаяречь — в дружеском кругу — используется в неформальной публичной обстановке, ипрежде всего это застольная (тостовая речь). Такое выступление не нуждается вединстве развития; сочетает серьезное и шутку, правду и вымысел, содержитпреувеличения, содержит много личного; содержит самоиронию рассказчика;содержит шутливые выпады против той или иной группы).
Набор языковых средств,как мы уже отметили, в разных типах публичных политических выступлений можетварьироваться, но некоторые общие черты здесь мы можем отметить. Как правилосначала придумывается костяк публичной речи, на который затем нанизываютсяопределенные аргументы и факты, затем добавляются образные и экспрессивныесредства языка, в конце вносится какая-либо «изюминка» — фирменный языковойзнак того или иного политика. Стилистическими средствами в публичной речиполитика выступают различные цитаты, которые будут повторять масс-медиа,пословицы и поговорки, которыми будут перебрасываться обычные люди.
Наиболее распространеннаясхема, по которой строятся речь, — это своеобразный «дом». Крыша — главнаямысль, окна — три аргумента в его обоснование (два могут не убедить, а четырезабудут), фундамент — примеры, цифры и анекдоты. К месту подобранный анекдот непросто поднимет настроение слушателей, но и сделает речь более запоминаемой.Аргументы в свою очередь должны апеллировать не столько к разуму, сколько кчувствам.
Таким образом, публичная политическаяречь является не только официальным выступление политика, но и в некоторойстепени его «языковым лицом», которое в свою очередь работает на созданиеопределенного имиджа. Выступления на публике – это хороший способ не толькозаявить о себе, но сделать грамотную и яркую речь своей «визитной карточкой»,своеобразным «фирменным знаком» того или иного политика. И не последнюю, азачастую и одну из самых важных ролей, здесь играет правильный выбор играмотное использование определенных стилистических языковых средств, в томчисле и лексических единиц речи.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРУПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1Стилистическая направленность посланий президента РФ Федеральному собранию
Политическимлидером нашей страны и ее первым «лицом» является президент РФ. Поэтому нампредставляется целесообразным рассматривать именно его публичные выступления вкачестве материала для изучения роли лексических средств языка в политической речи.
Посланиепрезидента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главыгосударства — по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В немизлагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней ивнешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация оважных решениях главы государства, принятых им в соответствии с егоконституционными полномочиями.
Посланиеявляется главным программным документом российской власти и дает обществу определенныеориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными икаков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитнойкарточкой самого главы государства, которая много может сказать не только оманере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазахграждан имидже. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровнейне только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты –поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы невызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов;стилистов – в общем стиле употребленных в речи языковых средств и т.п.
Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланиемпока только два раза – в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройтииспытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступлениябольшинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чемречь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведевпредпочитает более содержательную стилистику.
Сравнивали ивнешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену.Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, ирасполагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшегопрезидента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучнаяфамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».
ДмитрийМедведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью.Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а такжеподчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороныпослания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количествечасовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Однимсловом, главный смысл Послания – модернизация во всех сферах общества.
Послание можно назватьоптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, чтомы сможем их преодолеть.
Очень сильныйдемократический заряд в послании – говорится о существенном улучшенииизбирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции.Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финалвыступления Медведева.
Иностранные СМИ отмечают,что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что встране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, преждевсего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Этоособенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народкритиковать власть.
Также Президент Россиивысказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройстванашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной.Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательногозаконодательства.
Важную роль Д.А.Медведевобратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизнисреди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентскаясотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.
Такимобразом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносяткаких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическимпланом государства и опирается на уже давно сформулированную политику.Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, нокардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано не было.
2.2Специфика употребления лексики в послании
Медведевтакже вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, чтоМедведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицодержавы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, вджемпере домашней вязки. Именно такой является и речь Президента: где-то онаявляется строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистическоготекста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмернойсерьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.
Официально-деловойстиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Нопри обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанциюмежду говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность.Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики иэмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.
Любимымсловом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды онухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях:«Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которыепрошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, котороеотмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятийполностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этихмероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которыепроходили на территории нашей страны». [39]
Важно и то,что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»… Слово ивправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного.Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах вИнтернет-сети.
В ПосланииФедеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось,что говорит о том, что Д.Медведев анализирует критику и старается обходить всеострые углы. [53]
Однакожурналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово — «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз вовремя интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то«соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальныхпотребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости».В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту…[39]
К сожалению,стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно,часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается иПрезидента.
Журналистыотмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова:«дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейкажилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования»,«сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадутсигнал». [39] Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никакихжаргонизмов не наблюдалось. [53]
Такимобразом, следует отметить, в речи действующего Президента в России естьнекоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализеПослания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, чтоданная речь была тщательно подготовлена. [53]
Можноотметить, что Послание Федеральному собранию – это все-таки традиционная речь,конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположенияфраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация иинновации». [39] К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым врассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.
Новым в речиПрезидента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор.От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность инедосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своимпосланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намеренпредпринять меры для вывода страны из кризиса.
Следуетотметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Онопосвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе,справедливости, демократии.
Оченьважно для политика – не быть голословным и не копировать программы других. Какуже было отмечено, современные журналисты, аналитики, политики, социологи идругие специалисты смогут разложить речь политика на мелкие фразы и найти темоменты, которые уже встречались у кого-то другого.
Для политикаочень важно сочетать и анализировать речевую ситуацию: работая с определеннойаудиторией, работая на свежем воздухе или в помещении. Кроме того, политикможет начать речь с вопроса, тем самым устанавливая контакт с аудиторией.
За два года, прошедших смомента выдвижения Дмитрия Медведева преемником В.В.Путина, его манерапубличных выступлений и речь претерпели заметные изменения, хотя он не сталвдохновенным оратором. Но сегодня за мыслью президента можно следить почти безнапряжения, и видно, что он получает удовольствие от своей роли.
Поначалу речь Медведевана пути из преемников в президенты была несколько сумбурной. Это объясняется,скорее всего, отсутствием четкой концепции имиджа, без которой невозможносоздать речевую индивидуальность: стиль речи формируется только при наличииидеи. О том, что речи будущего президента не хватает индивидуального начала,говорил низкий индекс цитируемости.
Многословность,нечеткость формулировок, незаконченность мысли и внутренняя алогичностьбольшинства высказываний не соответствовали статусу Медведева, чья должностьподразумевала ответственность за вполне конкретные вещи. Два наиболее частотныхв его выступлениях слова – «мероприятия» и «соответствующее» – тоже не вызывалипрямых.
Динамика его речевогоимиджа на примере анализа речевой манеры изложения Посланий 2008-2009 гг.очевидным образом отражает творческие искания рабочей группы. Безусловно,изменилась к лучшему манера интонирования и жестикуляции, выработан навыкработы с камерой, не так сильно хромает синтаксис, стало меньше лексическихошибок и повторов. Почти забыто слово «соответствующие». И даже меры ДмитрийМедведев теперь почти не предпринимает, а в основном все-таки принимает.Словарный запас заметно расширился, и его любимое существительное теперь –«формат», а любимое прилагательное – «особый». Это куда более прогрессивно, чембюрократические «мероприятия». Предложения все так же тяжеловесны, однако замыслью в большинстве случаев уже можно следить почти без напряжения.
Полностью избавиться отподражательности В.В.Путину все же не удалось, Дмитрий Медведев произноситрезкие короткие словосочетания оценочного характера (наподобие «политическихуродцев»), явно заимствованные из путинской риторики. Они несколько выбиваютсяиз общего потока, так же как и неопределенно-личные обороты, содержащие угрозу.
В целом образ президентаприобрел более четкие очертания, стало понятно, на какие слои населения онопирается и кем хочет быть в глазах аудитории. Он хочет быть прогрессивным,динамичным, эмоциональным и образованным.
Он цитирует русскихюристов и китайских философов. Его основные ценности можно назватьгуманистическими: ключевые слова «человек», «личность» часто фигурируют как вконтексте индивидуального развития, так и в контексте развития государства.Обращение «дорогие друзья», преобладающее в публичных выступлениях,поддерживает эту часть имиджа. Так же как и постоянное использование глагола«объяснить». Ну а определение «понятный» становится положительнойхарактеристикой, что должно лишний раз подчеркивать обращенность политики Медведевак конкретному человеку.
Вместе с тем речь ДмитрияМедведева – это речь технократа и юриста, для которого важнее всего соблюдениенорм закона. Технократичность подтверждает и пристрастие к подсчетам: концепциячетырех «и», пять приоритетов внешней политики, шесть принципов Медведева –Саркози.
В активе ДмитрияАнатольевича пока нет ярких и запоминающихся речей, а выступать Медведевпредпочитает «по бумажке». Многие наблюдатели отмечают, что в манере еговыступлений есть немало «путинских» ноток. Этому есть вполне логичноеобъяснение: спичрайтеры у них пока одни и те же. Но если Владимир Путин можетпозволить себе не следовать написанному, то Дмитрий Медведев предпочитает неотклоняться от заранее заготовленного текста.
В целом влияние речипрезидента на речевую практику общества пока незначительно. Некоторые жаргонныесловечки, использованные Дмитрием Медведевым, прочно вошли в обиход – однаковряд ли следует считать это удачной находкой. Так, глагол «кошмарить» активноиспользуется в повседневном общении, но вовсе не в том контексте, в котором былупомянут Медведевым.
Таким образом, мы можемговорить о том, что с помощью текста Послания, характера используемых в немразличных технологий спичрайтинга, манеру его публичного изложения, формируетсяопределенное представление об имидже главы государства.
Имидж Д.А.Медведева рассматривается сейчас очень пристально, анализируется буквальнокаждая мелочь, как в облике Президента, так и в его речи. И это оправданно,поскольку его Послания Федеральному собранию служат одним из средствформирования его облика как политика и как человека.
После выступления большинство слушателей отметило, что речьМедведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и болеерациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.
ОтличиемМедведева от Путина, по мнению многих россиян, является его корректность,вежливость, умение хорошо говорить, сдержанность, рассудительность. Наиболеехарактерным эмоциональным состояниям для Медведева, по мнению большинствалюдей, являются: спокойствие, уравновешенность, хладнокровие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в нашейработе анализ текстов Посланий Федеральному собранию двух президентов РФ за2000-2009 гг., а также принимая во внимание цели и задачи нашего исследования,в заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Нами были рассмотреныи определены значение термина «спичрайтинг», выявлены его характеристики,методы, технологии.
Мы определили, что впереводе с английского спичрайтинг переводится, как написание речи (от speech —речь и writing — написание). В России этот термин появился в начале 1990-хгодов, однако, до сих пор в государственных органах нет такой официальнойдолжности.
Тема спичрайтингаисследована как лингвистами, так и психологами, Спичрайтинг – это процесс создания текста, которыйготовится для публичного чтения или произношения перед аудиторией. В наши днивсё чаще можно слышать определение «что такое спичрайтинг» в более широкомсмысле: спичрайтинг — это особая PR-технология, консалтинг того или иного лицапо вопросам организации публичного выступления, а также создание текстов дляэтого выступления
Спичрайтинг как особаятехнология PR имеет свои отличительные от практической риторики черты, которыеможно кратко сформулировать следующим образом: устное публичное информированиецелевой общественности от имени первого лица с позиций субъекта PR и винтересах этого субъекта.
Будучи неотъемлемойчастью ораторского искусства, спичрайтинг использует разнообразные технологии.Подготовка текстов выступлений всегда согласуется, в окончательный текствносятся правки, расставляются необходимые акценты. При этом главная задачаспичрайтера состоит в том, чтобы написать речь, которая была бы максимальноинтересной для слушателей. Официальные выступления, тексты которых готовятквалифицированные спичрайтеры, всегда надолго запоминаются и оставляют хорошиевпечатления. Главный «инструмент» спичрайтера – речь.
2. На основетеоретических положений о назначении и функционировании технологий спичрайтингав публичной речи нами был выполнен практический анализ Посланий Президента РФДмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных,экспрессивных функций языка и сравнение его с Посланиями его предшественникаВ.В.Путина в 2000-2007 гг., что позволило нам проследить последовательнуюдинамику совершенствования и актуализации обозначенных технологий дляформирования положительного имиджа двух президентов.
Посланиеявляется главным программным документом российской власти и дает обществуопределенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являютсяприоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бывизитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать нетолько о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом вглазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушатьречь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во чтоодет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п.Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России,но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты – поэтому выступлениеПрезидента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критикуфилологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов – встиле поведения и т.п. Вот почему так важно правильное применение спичрайтингадля написания Послания.
3. Нами были такжерассмотрены пути формирования положительного имиджа Президента Д.А. Медведевана основании текста Послания и сравнение их с аналогичными технологиями,использованными при формировании имиджа В.В. Путина, поскольку такое сравнениепостоянно происходит в прессе и на телевидении, а также у различных исследователей,потому что Медведева чаще всего именуют преемником Путина.
Анализ стилистики речиДмитрия Медведева, с опорой на мнения журналистов, политиков, социологов,филологов, показывает, что он во многом похож на стиль Владимира Путина. ВПослании Президента РФ Федеральному Собранию слушатели не увидели ничего того,что стало бы важным в дальнейшей политике страны. Предложения были неяркими,общеизвестными и, к сожалению, без аргументации путей решения проблем.
Несомненно, успехмодернизации страны зависит от качества политической системы. На сегодняшнийдень в стране, в основном, реализована модель политической системы образцапрезидента Путина сдоминирующей партией. Она сыграла свою роль. Сейчас начато формирование новоймодели образца президента Медведева, с партиями-конкурентами в региональныхпарламентах, что закономерно обострит конкуренцию в политической системе. Этамодель, несомненно, в большей степени соответствует целям модернизации страны.
Исследование показало,что быть хорошим политиком – это не только быть умным стратегом, но и хорошиморатором.
Таким образом, можносделать вывод, что не только речь может сделать политика популярным средиаудитории, но и внешний вид, его внутренняя уверенность и хорошая дикция.
В целом же, по итогамнашей работы, можно отметить, что роль технологий спичрайтинга в современнойполитике, несомненно огромна, поскольку составители публичных речей отвечают нетолько за слова, которые Президент озвучивает в тексте Послания, но и за егоимидж, который кроется за этими словами. А имидж главы государства, какизвестно, создает и имидж страны в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аги У. Самоеглавное в PR [Текст] / У. Аги, Ф.О. Кэмерон, Д. Уилкокс. – СПб.: «Питер», 2004.– 560 с.
2. Адамьянц Т.З.Диалог или воздействие? [Текст] / Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинскиечтения»: Социальные процессы в современной России: традиции и новации». Т.2. –М.: КДУ, 2007. – с.326-329
3. Бакулев Г.П.Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Текст]: учебное пособие /Г.П. Бакулев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 176 с
4. Бенедиктов К.Играя в прятки с большим братом [Текст] // Смысл, № 14, 2007, с. 106-108.
5. Бойко Т.Н. Основымастерства спичрайтера, — М.: Гардарика, 2009. – 160с.
6. Бориснёв С.В.Социология коммуникации [Текст]: учебное пособие / К. Бориснёв. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
7. Буари Ф.А. ПабликРилейшнз, или стратегия доверия [Текст] / Ф.А. Буари. – М.: Консалтинговаягруппа “Имидж-Контакт”: Инфра-М, 2001. – 178 с
8. Гавра Д.П. Основытеории коммуникации [Текст]: учебное пособие / Д.П. Гавра. – Ч.1. – СПб.: Розамира, 2005. – 173 с.
9. Герасимова Г.И. Кампания в сфере коммуникаций:интегрированный подход [Текст] сборник тезисов // Связи собщественностью как социальный институт: история, современность, перспективыразвития: материалы международной научно-практической конференции / Под науч.ред. Герасимовой Г.И… – Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. – 204с
10. Гойхманэ О.Я.Теория и практика референтской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхманз, — М.: Олма-пресс, 1999. – 172с.
11.  Демин Ю. М. Бизнес-РR. – М.: Весна, 2003. – 398с.
12.  Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз [Текст]:учебное пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – Пер. с англ. – Под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416 с.
13.  Диденко О.В. Связи с общественностью,- Мн.: Книжный дом, 2008. – 274с.
14.  Дридзе Т.М. Социальные коммуникации вуправлении с обратной связью [Текст] // Социс. – 1998. – № 10. – с.44-49
15.  Емельянов С.М. Теория и практикасвязей с общественностью. Вводный курс [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер,2005. – 240 с
16.  Зверинцев А.Б. Коммуникационныйменеджмент: Рабочая книга менеджера PR [Текст] / А.Б. Зверинцев. – Изд 2-е. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 288 с.
17.  Землянова Л. М. Зарубежнаякоммуникативистика в преддверии информационного общества / Толковый словарьтерминов и концепций. М., 1999. – 582с.
18.  Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваиш Ф,Настольная энциклопедия Public Relation. М., 2002
19.  Калиберда Е.Г. Связи собщественностью: вводный курс [Текст]: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. –120 с.
20.  Капра Ф. Скрытые связи [Текст] / Пер.с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с.
21.  Катлип С. М. Паблик рилейшнз. Теорияи практика [Текст]: учебное пособие. / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум.– Изд 8-е. – Пер. с англ – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. – 624 с.
22.  Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы ипрактика [Текст]: учебное пособие для вузов / Ф. Китчен. – Пер. с англ. – М.: Юнити-Дана,2004. – 445 с.
23.  Колесников А. Узники Идеократии//Апология — №9 (9) 2006
24.  Кондратьев Э.В. Связи собщественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов, С.Д. Резник. – М.: Академический Проект, 2003. – 432 с.
25.  Конецкая В.П. Социология коммуникаций[Текст]: учебник / В.П. Конецкая – М.: Международный университет бизнеса иуправления «Братья Карич», 1997. – 304 с.
26.  Коньков В. И. Активные процессы вязыке массовой коммуникации // Русский язык — основа отечественнойжурналистики: Тез. выступлений участников Всеросс. научн.-практ. конф. М.,1997. С. 7
27.  Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичныхкоммуникаций [Текст]: научное издание / А.Д. Кривоносов. – Изд. 2-е, доп. –СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 288с.
28.  Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга,- СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. –176с.
29.  Кривоносов А.Д. Российская наука освязях с общественностью: парадигмы развития [Текст]: сборник статей //Петербургская школа PR и рекламы: оттеории к практике. Вып. 4: Сб. статей / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. – СПб.: Розамира, 2006. – с. 113-124.
30.  Кузнецов В.Ф. Связи собщественностью: теория и технологии: учебник для студентов [Текст] / В.Ф.Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 301 с.
31.  Лойе Н.Н. Ораторское искусство, — М.:Овал, 2008. – 224с.
32.  Лукман Т. Планирование общения иинтерсубъективное приспособление перспектив коммуникативных жанров [Текст]:научные труды // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива.Научные труды. – М.: МГИМО, 2000. – с. 34-53.
33.  Маков В.В. Связи с общественностью, — М.: Аст, 2009. – 120с.
34.  Мальковская И.А. Знак коммуникации.Дискурсивные матрицы [Текст] / И.А. Мальковская. – М.: Едиториал УРСС, 2004. –240 с.
35.  Минаева Л. В. Спичрайтинг (написаниеречей) как учебная дисциплина // Public Relation — наука,образование, профессия: Научн.-методич. семинар 15 апреля 2002 г. СПб., 2002.С.24.
36.  Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теорияи практика [Текст] / В.А. Моисеев. — К.: ВИРА-Р, 1999. – 376 с.
37.  Назаров М.М. Массовая коммуникация всовременном мире: методология анализа и практика исследований [Текст] / М.М.Назаров. – М.: УРСС, 1999. – 240с.
38.  Послание президента РФ ДмитрияМедведева Федеральному Собранию Российской Федерации «Российскаягазета» — Федеральный выпуск №5038 (214) от 13 ноября 2009 г.
39.  Потсар А. Стиль «Медведев»// РусскийЖурнал, — №12 — 2007
40.  Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз дляпрофессионалов [Текст] / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1999. –624 с.
41.  Романова В. А. Спичрайтингт – Минск,2009
42.  Сайтэл Ф.П. Современные пабликрилейшнз [Текст] / Ф.П. Сайтэл – М. Консалтинговая группа « Имидж-контакт»:ИНФРА-М, 2002. – 592 с.
43.  Серенко А. Страна чиновников //Деловое Поволжье, № 48 от 14 декабря 2009 г
44.  Соколов А.В. Введение в теориюсоциальной коммуникации [Текст]: учебное пособие / А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУ,1996.– 320с.
45.  Стернии И. А. Практическая риторика.Воронеж, 1996. – 230с.
46.  Теория и практика референтскойдеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. О. Я. Гойхманз, — М. 1999. С. 40.
47.  Чесанов А. А. Словарь-справочник порекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации – М., 1998 –345с.
48.  Чумиков А.Н. Бочаров, М.П. Связи собщественностью: теория и практика: [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Чумиков, М.П.Бочаров. – М.: Дело, 2006. – 552 с.
49.  Шарков Ф. И. Паблик рилейшнз [Текст]:учебное пособие / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К°, 2005. — 316 с.
50.  Шишкина М.А. Паблик рилейшнз всистеме социального управления [Текст] / М.А. Шишкина. – СПб.: Изд-ва«Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. – 444 с.
51.  Экспресс-анализ послания президентаРФ Федеральному собранию gazeta-pravda.ru/content/view/3107/30/
52.  Яковлев И.П. Стратегическиекоммуникации [Текст]: учебное пособие / И.П. Яковлев. – СПб., 2006. – 184 с.
53.  Тексты посланий ПрезидентаФедеральному собранию 2000-2009 гг.// old.edinros.ru/news.html?id=120056