Механизм государства 4

–PAGE_BREAK–Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор­ганы мест­ного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти.
В-третьих, между государственным механизмом и функция­ми государ­ства существует тесная обратная связь. Функции со­временного Российского го­сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ­ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен­ных органов.
Вместе с тем от функций государства зависит структура госу­дарствен­ного механизма, они непосредственно влияют на воз­никновение, развитие и со­держание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло­женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан­ных с этим государственных функций располагает необходимы­ми материальными средствами, так называемыми «веществен­ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от­дельные государственные органы и без которых не может обхо­диться ни одно государство.
Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме­ханизме го­сударства не в качестве самостоятельных частей (эле­ментов) как государствен­ные органы, а именно как «веществен­ные придатки» последних. К ним отно­сятся различные матери­альные ценности, бюджетные средства, имущество, со­оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга­низа­ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас­смотренные материальные средства, «веществен­ные придатки» механизма го­сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ­единения. Их не следует смешивать. Последние соот­носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа­ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи­мыми материальными придатками система государ­ственных ор­ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го­сударства[8].
Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со­ставляющих:
1) структурную – совокупность определенных органов;
2) функциональную – совокупность определенных функций, для реали­за­ции которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов;
3) инструментальную – совокупность определенных полномочий, спосо­бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;
4) правовую – совокупность определенных правовых норм, опреде­ляю­щих структурную организацию государственных органов, а также их полномо­чия, методы и формы реализации функций государства.
Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави­си­мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.
Механизм государства – это система государственных органов с их пол­номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес­сы, а также способами реализации задач и функций государства[9].
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли­тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе­чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото­рая обеспечивает реальность этой силы.
Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко­номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и  функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую­щими свойствами.
1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.
2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друге другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политиче­ской власти, который периодически испытывают государства.
3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномо­чиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.
4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий при­нуждения.
Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ­ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу­дарственного аппарата.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представ­ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы­полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль­ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен­ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйст­венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво­рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществле­ния государственной власти, на его структуру и принципы формирования ока­зывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политиче­ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го­сударственного аппарата, появления новых органов государства.
В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло­ками») органов:
а) органы законодательной власти – то есть «первичные», органы госу­дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив­ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль­ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо­кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.
В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата­торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех­нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства[10].
Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа­ев определяю­щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он – ис­тинное лицо государства, необ­ходимая предпосылка эффективности работы всего государ­ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство­вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.
Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра­вления счита­ются классическими, сформулировал следую­щие принципы рациональной бю­рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда­емой сис­темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей­ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста­навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде­ленных методов и приемов ре­шения стоящих перед чиновником задач[11].
2. Теория разделения властей и иные
принципы организации и деятельности
механизма российского государства
Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми­рования, организации и функционирования механизма (аппара­та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го­сударственного механизма, отдельные органы или группы ор­ганов.
В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот­ренный Конституцией РФ и федеральными процессу­альными законами прин­цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра­вия сторон, на закреплен­ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий­ской Федера­ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель­ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую­щими на территории России за­конами, независимо от федераль­ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин­ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи­руя их примени­тельно к особенностям отдельных частей государ­ственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулиро­ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде­ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про­ку­ратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор­ганизации и деятельности механизма государства:
Ø разделение властей;
Ø народовластие;
Ø гуманизм;
Ø федерализм;
Ø разделение властей;
Ø за­конность.
Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть осуществляется на основе разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различ­ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха­низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно­мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от­меча­лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации го­сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени­тета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонацио­нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий­ского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государ­ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль­ных потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос­новах кон­ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя­занность государства». Это конституционное требование обра­щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст­венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно­часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги­стральный путь развития России.
Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправ­ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде­рального значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотно­шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между собой.
Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно­мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ­ектов, федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов Феде­рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера­ции.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы государ­ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо­вания, как: верховенство за­кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво­бод человека и гражда­нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза­кон­ных нормативных актов; особая ответственность органов го­сударства и госу­дарственных служащих за обеспечение законнос­ти, прав и свобод граждан, га­рантий от необоснованного привле­чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за­кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренные общие конституционные принципы органи­зации и дея­тельности механизма государства получают свое под­крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных за­конах. Комплексное выраже­ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа раз­деления зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
Ø верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных за­конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны­ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
Ø приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средствен­ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
Ø равный доступ граждан к государственной службе в соответ­ствии со способностями и профессиональной подготовкой;
    продолжение
–PAGE_BREAK–Ø обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково­дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст­ва Российской Федерации;
Ø профессионализм и компетентность госслужащих;
Ø гласность в осуществлении государственной службы;
Ø ответственность служащих за принимаемые решения, неис­полне­ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно­стей;
Ø внепартийность государственной службы; отделение рели­гиозных объединений от государства;
Ø и некоторые другие.
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллеги­альности и единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполне­ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятель­ности государ­ственного механизма как системы государствен­ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму государства необходи­мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це­лостность.

3. Орган государства: понятие, признаки и
классификация
Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес­кими признаками.
Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче­ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри­дически значимые решения и обеспечи­вать их реализацию.
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
Ø порядок формирования и деятельности органа, его струк­тура и компе­тенция (права и обязанности) закрепляются норма­ми права;
Ø орган государства наделен правом издания юриди­ческих актов, со­держащих обязательные общие и индивидуаль­ные правовые пред­писания;
Ø установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре­менно с тем охраняемы­ми от нарушений возможностью примене­ния принудительной силы государства;
Ø государственный орган опирается на мате­риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож­ности распоряжаться опреде­ленной частью средств из государст­венного бюджета.
В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме­ханизма государства в целом и отдельного государственного ор­гана.
Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан­ных элементов, образующих понятие государствен­но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.
Государственный орган обладает определенной экономи­ческой и органи­зационной обособленностью и самостоятель­ностью.
Каждый государственный орган сообразно своей компетен­ции, выпол­няет свойственные ему функции. Механизм государ­ства действует через от­дельные государственные органы: функ­ции государства в целом осуществля­ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст­венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.
Для осуществления функций государственные органы рас­полагают необ­ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест­венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис­ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол­няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.
Представление о государственном органе было бы непол­ным без указа­ния на то, что его физическим воплощением явля­ются люди, из которых со­стоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив: «… существова­ние государственной влас­ти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра­жение, простое название»[12].
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга­низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи­зическом воплощении органа государст­ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.
Согласно Федеральному закону «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации»[13], государственным служа­щим является гражданин Рос­сийской Федерации, исполняю­щий в порядке, установленном Федеральным за­коном, обязан­ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе­дерального бюд­жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти­туцией Россий­ской Федерации, признаются настоящим Феде­ральным законом государствен­ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).
Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес­кой взаимо­связи раскрывают понятие органа государства, позво­ляют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организаци­онно и хозяйственно обособ­ленная часть государственного механизма, состоя­щая из государ­ственных служащих, наделенная государственно-властными пол­номочиями и необходимыми материальными средствами для осу­ществле­ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Разделение труда между государственными органами происходит вслед­ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и про­чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос­лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ­ственных органов – это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста­ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис­ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях[14].
Разносторонность и многосложность деятельности государст­венного ме­ханизма обусловливает значительное число его Орга­нов. По различным научно обоснованным критериям они класси­фицируются на соответствующие виды.
Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде­рации, феде­ральными законами, конституциями, уставами субъ­ектов РФ для непосредст­венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави­тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол­нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол­нительной власти субъектов РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио­нирования указанного в преды­дущем пункте вида государствен­ных органов (Администрация Президента, ап­параты палат фе­дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга­нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот­ренных ви­дов, представляется обоснованным именовать первич­ными органами, ко вто­рому – вторичными, производными от первых.
На основе принципа разделения властей государственные орга­ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
По действию в пространстве государственные органы подраз­деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.
При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят­ся к фе­деральным органам.
По длительности действия государственные органы делятся на постоян­ные и временные. Абсолютное большинство государст­венных органов Россий­ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу­циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха­рак­тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек­тива государственных служащих. Например, Федеральное Со­брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во­площаться в одном лице, занимающем государственную долж­ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене­ральный прокурор РФ.
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на­значение в структуре ме­ханизма государства.
Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации[15].
 В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза­тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать[16].
Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен­ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис­сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен­ность перед представительными органами государственной власти – съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону – Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще­ствовала практика привлечения к кол­лективной судебной ответственности ра­ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол­нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре­вращением их в «высшие исполнительно-распоряди­тельные органы» (по Кон­ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра­вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель­ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от­носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас­нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво­дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы­делялся особый ее вид  – конституционная ответственность или ответствен­ность, установленная нормами госу­дарственного нрава. В последние десятиле­тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране[17].
Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую­щей сис­темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион­ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе­чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России[18].

4. Структура государственного аппарата
современного российского государства
Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст­венного механизма.
Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего сис­темного анализа, основу которого составляет иссле­дование категорий струк­туры и функций в их органической вза­имосвязи. В соответствии с этим струк­тура механизма государст­ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель­ностью по выполнению государственных функций.
Структурно-функциональный анализ механизма современ­ного Россий­ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов – государственных органов и их сис­темных образований, как они закреплены в Конституции РФ  (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го­судар­ственными функциями (функциональный подход).
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе­ния властей структурные подразделения государственного меха­низма и учитывая выпол­няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ­ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под­системы) органов, образующих механизм современного Российского госу­дар­ства.
                       4.1. Президент Российской Федерации
С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти­туции РФ Прези­дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от­носится непо­средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.
Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль­ной Конституции, прав и свобод человека и граждани­на. В установленном Ос­новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее незави­симости и государственной целостности, обеспечи­вает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов государст­венной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией и федераль­ными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства. Он как глава государства пред­ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от­ношениях.
Президент является Верховным Главнокомандующим Воору­женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по­ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези­дент осуществляет руководство Воо­руженными Силами Россий­ской Федерации.
Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред­седателя Правительства и дру­гих высших должностных лиц госу­дарства).
Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все­общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу­цией соответствующей республики[19].
Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна­чи­тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра­тиче­ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре­зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен­ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.
Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол­но­мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи­лась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, харак­терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.
Этот вывод обусловливают два обстоятельства;
1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре­зидент­ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент­ской, и пар­ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре­зидентской рес­публики, но нет ни одного признака парламентской.
    продолжение
–PAGE_BREAK–