ПЛАН
1. Правопожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание,субъекты
2. Понятие,основания и виды юридической ответственности за совершение земельныхправонарушений
3. Задача
Учебно-методическое обеспечение
1. Правопожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание,субъекты
Право землевладения иземлепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющийправовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, ненаходящейся в собственности у субъектов земельных отношений.
Наряду с правомсобственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системыправ на землю.
Право землевладения иправо землепользования являются самостоятельными правовыми формамииспользования земли.
Конституция РФпредусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,государственной, муниципальной и иных формах собственности».[1]
На практике представленывсе три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:
— государственная,
— муниципальная,
— частная.
В своей работе ярассмотрю частное право собственности, конкретноправо пожизненногонаследуемого владения земельным участком.
Право пожизненногонаследуемого владения земельным участком, наряду с правом постоянного (бессрочного) пользованияземельным участком, является ограниченным вещным правом в отношении земельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.Состоит в возможности бессрочно владеть и пользоваться земельным участком сопределенной хозяйственной (или личной) целью, а также, при отсутствииположений закона об ином, возводить на этом участке здания, сооружения и иноенедвижимое имущество с приобретением права собственности на них.[2]
Земельным участком направе пожизненного наследуемого владения могут владеть только граждане. Этаформа владения землей сохранилась как наследие от времен до вступления в силудействующего Земельного Кодекса РФ. Была введена в 1990 году (статья 5 Основзаконодательства Союза ССР), далее снова была предусмотрена уже ЗемельнымКодексом 1991 года, позднее – Указами Президента РФ 1993 года и 1996 года.
Путем применениявведенной законодательной основы для права пожизненно наследуемого владениягосударством планировалась и осуществлялась приватизация земельных участков(выкуп у местной администрации по договорной цене).
После вступленияпоследнего Земельного Кодекса в 2001 году земельные участки для такой формывладения больше не предоставляются. Но и сегодня немало граждан владеетземельными участками на праве пожизненно наследуемого владения.
Как уже говорилось,пожизненное наследуемое владение – своеобразное ограниченное правособственности на землю.
Распоряжение земельнымучастком, находящимся на праве пожизненно наследуемого владения (например,купля-продажа), не допускается, за исключением перехода права пожизненнонаследуемого владения по наследству. В последнем варианте производитсягосударственная регистрация перехода права пожизненно наследуемого владения понаследству на основании свидетельства о праве на наследство.
То есть гражданин,обладающий правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец), имееттолько права владения и пользования земельным участком и передачи его понаследству. Землевладелец вправе возводить на нем здания, сооружения и создаватьдругое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Крометого, землевладелец (обладатель земельного участка на праве пожизненногонаследуемого владения) может также передавать земельный участок в аренду безправа выкупа или в безвозмездное срочное пользование.
Продажа, залог и другиесделки (те, что могут повлечь отчуждение земли) земельного участка,принадлежащего обладателю на праве пожизненно наследуемого владения, недопускаются.
В соответствии с п. 3 ст.21 Земельного Кодекса РФ, отмененной «дачной амнистией», граждане,имеющие земельные участки на правах пожизненно наследуемого владения, имеютправо приобрести их в собственность.[3]
Каждый гражданин имелправо однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок,находящийся в его пожизненном наследуемом владении.
При этом взиманиедополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральнымизаконами, не допускалось. Оплачивались только сборы по государственнойрегистрации земельного объекта.
Право пожизненногонаследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить:
— отказ землевладельца отправа на земельный участок, то есть по волеизъявлению обладателя земельногоучастка.
— принудительныеадминистративные меры вследствие ненадлежащего использования землевладельцемземельного участка (нецелевое использование, а в случаях сельскохозяйственных земель- существенное ухудшение экологической обстановки или умышленных земельныхнарушений со стороны землевладельца, неуплата земельного налога и др.).[4]
Переход правапожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется врезультате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства.Гражданский кодекс предусматривает наследование по завещанию, либо по закону.Никаких особенностей в отношении наследования земельных участков неустановлено. Однако в связи с наследованием земельного участка, принадлежащегона праве пожизненного наследуемого владения, возникает ряд проблем.
Так, поскольку в отличиеот права общей собственности, права общего владения законодательством непредусмотрено, то в случае, если наследников права пожизненного наследуемоговладения несколько, а участок по каким-либо причинам разделу не подлежит(неделимый земельный участок), то нотариусу приходится в каждом конкретномслучае решать вопрос о переходе права пожизненного наследуемого владенияземельным участком к одному из наследников и выплате остальным компенсации ихдоли.
Кроме того, садовые,огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на правепожизненного наследуемого владения, наследуются по закону, то есть наследованиетаких земельных участков по завещанию запрещено.[5] Таким образом, могутвозникнуть ситуации, когда право собственности на расположенные на такихучастках строения перейдет по наследству к одним лицам, а право пожизненногонаследуемого владения самим земельным участком — к другим.
Из сказанного следует,что гражданам в настоящее время выгоднее использовать предоставленную закономвозможность переоформить право пожизненного наследуемого владения на право собственности.
В отношении наследованияземельных участков (предоставленных как на праве пожизненного наследуемоговладения, так и на праве собственности) необходимо также иметь в виду, чтоземельный участок крестьянского хозяйства разделу не подлежит, кроме случаевпрекращения крестьянского хозяйства.[6]
2. Понятие, основания и видыюридической ответственности за совершение земельных правонарушений
Юридическаяответственность сочетается с государственным и общественным осуждением,порицанием поведения правонарушителя и всегда связана с причинениемправонарушителю определенных отрицательных последствий личного, материальногоили организационного характера.
Основная функцияюридической ответственности — ее штрафное назначение. Вместе с наказаниемюридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, онаслужит восстановлению прав личности и государства.
Юридическая ответственность– это регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях. В широкомпонимании юридическая ответственность — это правовой институт, совокупностьматериальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государствомспособах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которыеуклоняются от добровольного исполнения возложенных на них обязанностей либодоговорных обязательств, либо нарушают установленный правопорядок.[7]
Юридическаяответственность за нарушение земельного законодательства наступает только вслучае совершения земельного правонарушения. Конкретные составы земельныхправонарушений (преступлений и проступков) закрепляются в уголовном иадминистративном законодательстве. За их совершение виновные лица могут бытьпривлечены к уголовной или административной ответственности, кроме этого, к ниммогут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренныегражданским и земельным законодательством (например, за порчу земель). Вструктуре норм действующего законодательства можно выделить некоторые составыземельных правонарушений:
— регистрация незаконныхсделок с землей, порча земли;[8]
— использованиеземельного участка не в соответствии с его целевым назначением ипринадлежностью к той или иной категории земель;
— использованиеземельного участка способами, которые приводят к существенному снижениюплодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшениюэкологической обстановки;
— неустранениесовершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
* отравление,загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушенияправил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами ииными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении,использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровьючеловека или окружающей среде;
* нарушениеустановленного режима использования земель особо охраняемых природныхтерриторий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земельисторико-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особымиусловиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивномузагрязнению;
* систематическоеневыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв ответровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояниепочв;
* систематическаянеуплата земельного налога;[9]
Юридическаяответственность за земельные нарушения имеет несколько видов: уголовная илиадминистративная ответственность, так же предусматривается ответственность запричинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства,дисциплинарная ответственность. Таким образом, в Земельном законодательствепредусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующемузаконодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видовответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой,дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушенияпредусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальнаяответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличиеот традиционных видов она называется земельно-правовой.
Дисциплинарнаяответственность.
Субъектом дисциплинарнойответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьитрудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случаенормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудовогозаконодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения,которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарнойответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткойпроцессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение отнарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, гдеработает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть примененаодновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взысканиеприменяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шестимесяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступоксопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может бытьприменена и материальная ответственность. Трудовым законодательствомпредусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор,строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.[10]
Административнаяответственность.
Субъектамиадминистративной ответственности могут быть граждане, должностные лица,юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается повышеннаяответственность. Административная ответственность выражается в конкретноопределенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающеепод схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, засовершение которых наступает административная ответственность, приводится внормативно-правовых актах административного и земельного права. По общемуправилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо оттого, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение.Административные взыскания применяются только теми должностными лицами игосударственными органами, которые оговорены в законе (в пределах ихкомпетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаруженияправонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершенияправонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии сопределенным законом процессуальным порядком.[11]
Гражданско-правоваяответственность.
Гражданско-правоваяответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства,связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вредвозмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. Вприродоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный.Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях,специально предусмотренных законом. Он возмещается при:
— изъятии (выкупе) иливременном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
— ограничении правсобственников земли, землепользователей, арендаторов;
— ухудшении качестваземель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций,учреждений, граждан;
— при размещении отходови других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.
За правомерный вреднаступает экономическая ответственность. Противоправный вред наступает по фактусовершения следующих правонарушений:
— загрязнение,захламление земель;
— порча и уничтожениеплодородного слоя почвы;
— невыполнениеобязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
— проектирование,размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющихна состояние земель.
Вред несет в себеэкологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двухэлементов:
— вреда экологического(нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);
— вреда экономического(посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении емувреда).
Экологический вред, какправило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Экологическийвред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесениятакого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение,истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.
Экономический вред включаетв себя:
— ущерб – реальные потери(снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);
— убытки – предполагаемыепотери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).
Гражданскоезаконодательство предусматривает два варианта компенсации вреда – денежный инатуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред внатуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда,причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципахгражданско-правовой ответственности:
— всеобщая обязанностьвозмещения причиненного вреда;
— полное возмещениепричиненного вреда;
— ответственностьюридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;
— солидарнаяответственность при совместном причинении вреда;
— вред, причиненныйисточником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от виныпричинителя по факту причинения вреда.
Что касается механизмавозмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способавозмещения вреда:
— признание совершеннойсделки недействительной;
— взыскание убытков в связис неисполнением договора;
— возмещение вреда,вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силуограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд).Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет.[12]
3. Задача
Гражданин М. получил воктябре 2000 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования земельныйучасток на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальнойсобственности, для ведения личного подсобного хозяйства. М. построил наземельном участке жилой дом, но до июля 2004 г. земельный участок по целевому назначению не использовался, поскольку М. работал шофером в соседнем городе поконтракту в воинской части. Позже М. занимался извозом на личном автомобиле, аземельный участок самовольно использовал для стоянки автомобилей за плату. Врезультате уплотнения поверхности земельного участка и попадания на негогорюче-смазочных материалов значительно ухудшилось состояние почвы иэкологической обстановки, загрязнялись поверхностные и подземные воды. Этотакже нарушало права соседних землепользователей. По их жалобе органамигосударственного земельного контроля была проведена проверка выполнения М.порядка и условий землепользования. Указанные факты подтвердились, и порезультатам проверки орган госземконтроля вынес М. предупреждение о допущенныхим земельных правонарушениях и установил 2-х месячный срок для их устранения.
По истечении указанногосрока орган госземконтроля установил, что нарушения земельного законодательстване устранены и направил в орган местного самоуправления, который предоставил М.земельный участок, материалы о земельных правонарушениях с предложением опринудительном лишении М. права пользования земельным участком. В ответ на этидействия М. потребовал у органа местного самоуправления оформить земельныйучасток в собственность и разрешить ему использовать земельный участок дляорганизации частной автостоянки. Орган местного самоуправления отказал М. вэтом и принял решение о принудительном прекращении права М. на земельный участок.Последовало обращение М. в суд с заявлением о рассмотрении земельного спора.
Укажите нарушенияземельного законодательства, допущенные участниками указанных событий. Решитедело.
Решение
Участники земельныхотношений:
— гражданин М.
— органы госземконтроля
— органы местногосамоуправления
1. Ухудшениесостояние почвы и экологической обстановки, загрязнение поверхностных иподземных вод на участке, принадлежащем гражданину М.[13]
Уничтожениеплодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правилобращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людейи окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей.[14]
2. Неиспользованиеземельного участка по целевому назначению в течение 3-х лет.[15]
Использование земельне по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенногодля сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства,в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равноневыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшениюземель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению другихпроцессов, ухудшающих качественное состояние земель, — влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячирублей.[16]
3. Органгосземконтроля вынес М. предупреждение о допущенных им земельныхправонарушениях и установил 2-х месячный срок для их устранения.
Предупреждение одопущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа местногосамоуправления предоставившего земельный участок выносится одновременно сналожением административного взыскания уполномоченным исполнительным органомгосударственной власти по осуществлению государственного земельного контролялицу, виновному в нарушении земельного законодательства.[17]
4. Рассмотрениеземельного спора судом.
Принудительноепрекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, правапостоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездногосрочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустраненияфактов ненадлежащего использования земельного участка после наложенияадминистративного взыскания в виде штрафа.[18]
Суд имеет правопризнать решение органа местного самоуправления о принудительном прекращенииправ на земельный участок ничтожным и решить дело в пользу гражданина М.
Учебно-методическое обеспечение
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от12.1.21993 (ред. от 30.12.2008)/http://constitution.ru.
2. Земельный кодексРоссийской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010)/http://consultant.ru
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)/http://consultant.ru.
4. Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от21.02.2010)/http://consultant.ru.
5. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от25.11.2009)/http://consultant.ru.
6. Административныйкодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от09.03.2010)/http://consultant.ru.
7. Федеральный законот 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан» (ред. от 30.12.2008) ст. 30 / consultant.ru.
Дополнительная литература
8. Быстров Г. Е.,Гусев Р. К. Земельное право. Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 712 с.
9. Боголюбов С. А.,Золотова О. А. Земельное законодательство: сборник документов. – М.: Проспект,2010. – 511 с.
Интернет-ресурсы
10. URL: www.kollegia.net.
11. URL: www.pravonline.ru/cont/65.
12. URL: www.zemsovetmo.ru/news/tematic.