Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашскийгосударственный университет имени И.Н. Ульянова»
Кафедра региональнойэкономики и предпринимательства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Экономическаябезопасность национального хозяйства»
Канаш 2009 г.
Содержание
Введение
1. Национальная безопасность государства.Концепция национальной безопасности РФ
2. Система обеспечения национальной безопасностиРоссии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный мир полон острых противоречийполитического, экономического, социального и исторического характера. В этойситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальныегеографическое положение, природные ресурсы, многонациональное население,разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны оченьважно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ееразвитие.
1. Национальнаябезопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ
Основополагающим документом в областибезопасности государства является «Концепция национальной безопасностиРоссийской Федерации».
В соответствии с существующей в Россиизаконодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность – этогарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества игосударства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутреннихугроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических идр.).
Следует различать систему национальнойбезопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – этофункциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, авторая – это система органов, сил, средств, различных организаций, призванныхрешать задачи по обеспечению национальной безопасности.
Для осуществления политической стратегиигосударства в области национальной безопасности национальные ценности должныбыть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.
Под национальными интересами понимаютсяобъективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие изособенностей социально-экономического и политического устройства государства,уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международномразделении труда, специфики географического положения, национальных икультурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических,внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах ит.д. Для каждого государства существует определенный набор критическихпараметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже можетперестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, внаибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся, преждевсего, международные, внутригосударственные политические и социальныеотношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.
На основе национальных интересов соответствующиеинституты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют целигосударственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства.Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальныемеры.
Интересы, трансформировавшиеся в целигосударственной политики, выносятся государственными институтами на мировуюарену, где и формируется международная политика и проявляется конфликтностьмежгосударственных отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностьюего политического, экономического, социального и национального базиса,противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняютсяотношения на внутригосударственном уровне. В результате обострения противоречийв обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и / иливнутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересовличности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут статьисточником потенциальных угроз их безопасности.
2. Система обеспечения национальной безопасностиРоссии
Под обеспечением национальной безопасностиРоссийской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных иобщественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угрозбезопасности личности, общества и государства и противодействию им в качествеобязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Онапроявляется в определении политическим руководством страны целей и постановкепринципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм,методов и способов достижения этих целей.
Политика национальной безопасности осуществляетсяна принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности,общества и государства; взаимной ответственности личности, общества игосударства за национальную безопасность и интегрированности с международнымисистемами коллективной безопасности.
Главной целью обеспечения национальнойбезопасности России является создание и поддержание необходимого уровнязащищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающегоблагоприятные условия для развития личности, общества и государства иисключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации каксубъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальныеинтересы Российской Федерации.
Данная цель достигается путем решения целого рядазадач. Основными из них являются:
– своевременноепрогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальнойбезопасности Российской Федерации;
– реализацияоперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних ивнешних угроз;
– обеспечениесуверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасностиее пограничного пространства;
– обеспечениена территории России личной безопасности человека и гражданина, егоконституционных прав и свобод;
– укреплениеправопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
– обеспечениенеукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всемигражданами, должностными лицами, государственными органами, политическимипартиями, общественными и религиозными организациями;
– подъеми поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
– укреплениережима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
– принятиеэффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной иподрывной деятельности иностранных государств, направленной против РоссийскойФедерации;
– выявление,устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
– усилениероли государства как гаранта безопасности личности и общества, созданиенеобходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
– укреплениесистемы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующихорганизованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективнойдеятельности;
– привлечениегосударственных органов в пределах их компетенции к деятельности попредупреждению противоправных деяний;
– расширениевзаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, впервую очередь с государствами – участниками СНГ;
– содействиеурегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН идругих международных организаций;
– достижениепрогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержаниестратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своихмеждународных обязательств в этой сфере;
– выполнениевзаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массовогоуничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия истабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров итехнологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
– адаптациясуществующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новымусловиям международных отношений, а также разработка при необходимости новыхсоглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
– содействиесозданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
– развитиемеждународного сотрудничества в области борьбы с транснациональнойпреступностью и терроризмом;
– противодействиеэкономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России состороны других государств;
– пресечениедеятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконноймиграции;
– осуществлениеколлективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространствагосударств – участников СНГ;
– предотвращениезагрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий,связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовыхотходов;
– предотвращениерадиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствийпроизошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
– экологическибезопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения,прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядернымиэнергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива,топлива атомных электростанций;
– безопасноедля окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожениезапасов химического оружия;
– созданиеи внедрение безопасных производств, поиск способов практического использованияэкологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мерв экологически опасных регионах Российской Федерации;
– совершенствованиеорганизации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации,качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее саналогичными системами иностранных государств;
– совершенствованиеи защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России вмировое информационное пространство;
– противодействиеугрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Национальная безопасность обеспечивается всемиимеющимися в распоряжении страны средствами – политическими, экономическими,правовыми, военными, организационными и ресурсными – на основе последовательнойреализации политики национальной безопасности.
Важнейшим средством обеспечения военнойбезопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.
Вооруженные Силы Российской Федерации – этогосударственная военная организация, составляющая основу обороны РоссийскойФедерации, главный элемент военной организации государства.
Изменившаяся внешнеполитическая ситуацияпоследних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставилиперед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированыпо четырем основным направлениям:
1. Сдерживаниевоенных и военно-политических угроз безопасности или интересам РоссийскойФедерации.
2. Обеспечениеэкономических и политических интересов Российской Федерации.
3. Осуществлениесиловых операций мирного времени.
4. Применение военной силы.
Особенности развития военно-политическойобстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения однойзадачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ,военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.
Характер задач, стоящих перед Вооруженными СиламиРоссии с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могутбыть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству иразвитию.
Основные приоритеты строительства Вооруженных СилРФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическимиприоритетами развития страны. Можно говорить о существовании несколькихпринципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которыебудут определять основные параметры военного строительства:
– способность осуществить стратегическое сдерживание;
– высокаябоевая и мобилизационная готовность;
– стратегическая мобильность;
– высокаястепень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;
– высокаятехническая оснащенность и ресурсообеспеченность.
Реализация этих требований позволяет выбратьприоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и вперспективе. К основным из них можно отнести:
1. Сохранениепотенциала стратегических сил сдерживания.
2. Наращиваниеколичества соединений и частей постоянной готовности и формирование на ихоснове группировок войск.
3. Совершенствованиеоперативной (боевой) подготовки войск (сил).
4. Совершенствованиесистемы комплектования Вооруженных Сил.
5. Выполнениепрограммы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержаниеих в состоянии боеготовности.
6. Совершенствованиевоенной науки и военного образования.
7. Совершенствованиесистем социального обеспечения военнослужащих, воспитания иморально-психологической подготовки.
Конечной целью данных мероприятий являетсяустранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание ихна решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексногоприменения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств иведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов,связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:
– несмотряна позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военногопротивостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной ипротиворечивой;
– Россияв силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативныхфакторов и особенностей современной военно-политической обстановки;
– существуютреальные источники угрозы национальной безопасности России.
А это требует принятия адекватных мер по укреплениюобороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности егоВооруженных Сил.
Заключение
Государственная стратегия экономической безопасности в переходныйпериод может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенныхтребований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппаратаПрезидента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органовисполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального иместного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлениюмежду федеральными органами и органами исполнительной власти субъектовФедерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих,требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функциигосударства.
Списоклитературы
1. www.uvao.ru/uvao/ru/info/n_13441
Официальныйпортал префектуры Юго-Восточного Административного Округа города Москвы: «Актуальныевопросы обеспечения национальной безопасности России»
2. Экономическаябезопасность, В.К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000 г.
3. Основы экономическойтеории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г.