Мифы  о  богах  и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме  Гесиода  "Теогония"   (Происхождение   богов)

Николай Кун.Легенды и мифы Древней Греции        * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГИ И ГЕРОИ *   Мифы  о  богах  и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном попоэме  Гесиода  “Теогония”   (Происхождение   богов).   Некоторые   сказаниязаимствованы  также  из  поэм  Гомера  “Илиада” и “Одиссея” и поэмы римскогопоэта Овидия “Метаморфозы” (Превращения).   Вначале  существовал  лишь  вечный,  безграничный,  темный  Хаос.  В  немзаключался  источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весьмир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня  Земля  —  Гея.  Широкораскинулась  она,  могучая,  дающая  жизнь всему, что живет и растет на ней.Далеко же под Землей, так далеко, как  далеко  от  нас  необ®ятное,  светлоенебо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полнаявечной  тьмы.  Из  Хаоса,  источника  жизни,  родилась  и  могучая сила, всеоживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос  породилВечный  Мрак  —  Эреб  и  темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошливечный Свет — Эфир и радостный светлый День —  Гемера.  Свет  разлился  помиру, и стали сменять друг друга ночь и день.   Могучая,  благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана,и раскинулось  Небо  над  Землей.  Гордо  поднялись  к  нему  высокие  Горы,рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.   Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.   Уран  — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю.Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана  иГеи.  Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, ибогиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю,  иморских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце–  Гелиоса,  Луну  — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). ОтАстрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном  ночном  небе,  ивсе  ветры:  бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот изападный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.   Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с  однимглазом  во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов –сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было  у  каждогоиз  них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила незнает предела.   Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил оних в глубоком мраке и не позволил им выходить  на  свет.  Страдала  мать  ихЗемля.  Ее  давило  это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала онадетей своих, титанов, и убеждала их  восстать  против  отца  Урана,  но  онибоялись  поднять  руки  на  отца.  Только младший из них, коварный Крон [1],хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.   Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных  веществ:  Таната–  смерть,  Эриду  — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос –сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду —  отмщениеза  преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастьевнесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.   [1] Крон — всепоглощающее время (хронос — время).        ЗЕВС [1]^        РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА   Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся,что и против него восстанут дети и обретут его на ту  же  участь,  на  какуюобрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своейРее  приносить  ему  рождавшихся  детей и безжалостно проглатывал их. В ужасприходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил  Крон:  Гестию[2], Деметру [3], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона [4].   Рея  не  хотела  потерять  и  последнего  своего ребенка. По совету своихродителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит,  а  там,  вглубокой  пещере,  родился  у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыласвоего сына от жестокого отца, а ему дала  проглотить  вместо  сына  длинныйкамень,  завернутый  в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своейженой.   А Зевс  тем  временем  рос  на  Крите.  Нимфы  Адрастея  и  Идея  лелеялималенького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелыносили  мед  маленькому  Зевсу  со  склонов высокой горы Дикты. У входа же впещеру юные куреты[5] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевсплакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы  Зевса  участь  егобратьев и сестер.   [1] Зевс — римский Юпитер.    Картина  жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера — “Илиаде” и”Одиссее”,  прославляющим  родоплеменную  аристократию  и  возглавляющих  еебасилевсов  как  лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения.Боги Олимпа отличаются от  аристократов  и  басилевсов  лишь  тем,  что  онибессмертны, могущественны и могут творить чудеса.   [2]  Богиня  жертвенного  огня и огня домашнего очага, покровительницагородов и государства. В Риме  впоследствии  с  Гестией  была  отождествленаВеста, богиня домашнего очага,    [3]   Великая   богиня   плодородия  земли,  дающая  рост  всему,  чтопроизрастает  на  земле,  дающая  плодородие  нивам,  благословляющая   трудземледельца.  Римляне  назвали  богиню  Деметру  именем своей древней богиниплодородной нивы — Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.    [4] У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.    [5] Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами  называлина Крите жрецов Зевса и Реи.^        ЗЕВС СВЕРГАЕТ КРОНА. БОРЬБА БОГОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ С ТИТАНАМИ.   Вырос  и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своегоотца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им  детей.  Одного  задругим  изверг  из  уст  Крон  своих  детей-богов, прекрасных и светлых. Ониначали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.   Ужасна и упорна была  эта  борьба.  Дети  Крона  утвердились  на  высокомОлимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми — титан Океани  дочь  его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьбадля богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу напомощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и  молнии,  их  метал  Зевс  втитанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, нина  другую  сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторукихвеликанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь.  Ужасные,  громадные,  какгоры,  вышли  они  из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целыескалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам,  когдаони  подступили  к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругомколебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.   Зевс метал одну за  другой  пламенные  молнии  и  оглушительно  рокочущиегромы.  Огонь  охватил  всю  землю,  моря  кипели, дым и смрад заволокли всегустой пеленой.   Наконец, могучие  титаны  дрогнули.  Их  сила  была  сломлена,  они  былипобеждены.  Олимпийцы  сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечнуютьму.  У  медных  несокрушимых  врат  Тартара  на  стражу   стали   сторукиегекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартарамогучие титаны. Власть титанов в мире миновала.^        БОРЬБА ЗЕВСА С ТИФОНОМ.    Но  не  окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевсаза то, что он так сурово поступил с  ее  побежденными  детьми-титанами.  Онавступила  в  брак  с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовоечудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых  голов,  поднялся  Тифон  изнедр  земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса,рев раз®яренного быка, рыканье льва  слышались  в  этом  вое.  Бурное  пламяклубилось  вокруг  Тифона,  и  земля колебалась под его тяжкими шагами. Богисодрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелсябой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля инебесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля,как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения  Тифона.Сотнями  сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что отих огня горит самый воздух и горят  темные  грозовые  тучи.  Зевс  испепелилТифону  все  его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такойжар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг  в  мрачныйТартар,  породивший  его.  Но  и  в  Тартаре  грозит еще Тифон богам и всемуживому.  Он  вызывает   бури   и   извержения;   он   породил   с   Ехидной,полуженщиной-полузмеей,  ужасного  двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера,лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.   Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться  ихвласти.  Они  могли  теперь  спокойно править миром. Самый могущественный изних, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон — море, а Аид —  подземноецарство  душ  умерших.  Земля  же осталась в общем владении. Хотя и поделилисыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми  ними  царитповелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.       ОЛИМП.    Высоко  на  светлом  Олимпе  царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь исупруга  его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и  златаяАфродита,  и  могучая  дочь  Зевса  Афина  [1],  и  много  других богов. Трипрекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают  закрывающее  вратагустое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертогиЗевса.  Высоко  над  Олимпом  широко  раскинулось голубое, бездонное небо, ильется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает  в  царстве  Зевса;вечно  там  светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрываютони далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радостьи веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но  онискоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.   Пируют  боги  в  своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом[2]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.  Величием  и  гордо-спокойнымсознанием  власти  и  могущества  дышит мужественное, божественно прекрасноелицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и  постоянная  спутница  Зевсакрылатая  богиня  победы  Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиняГера,  жена  Зевса.  Зевс   чтит   свою   жену:   почетом   окружают   Геру,покровительницу  брака,  все  боги  Олимпа. Когда, блистая своей красотой, впышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все  боги  встают  исклоняются  перед  женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом,идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом. Околотрона Геры стоит ее посланница, богиня  радуги,  легкокрылая  Ирида,  всегдаготовая  быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самыедальние края земли.    [1] У римлян  греческим  богиням  Гере,  Артемиде,  Афродите  и  Афинесоответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва. [2] У римлян — Вулкан.    Пируют  боги.  Дочь  Зевса,  юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимецЗевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар —  пищуи напиток богов. Прекрасные хариты [1] и музы услаждают их пением и танцами.Взявшись  за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениямии дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир  олимпийцев.  На  этихпирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.   С  Олимпа  рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок изаконы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло,  жизньи смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. Водном  сосуде  дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло ипосылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары толькоиз сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок наземле и не соблюдает его законов.  Грозно  сдвинет  сын  Крона  свои  густыеброви,  черные  тучи  заволокут  тогда  небо.  Разгневается  великий Зевс, истрашно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском;взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнетпламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.   Не один Зевс хранит законы. У его  трона  стоит  хранящая  законы  богиняФемида.  Она  созывает,  по повелению громовержца, собрания богов на светломОлимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не  нарушился  порядок  изакон.  На  Олимпе  и  дочь  Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием.Строго карает Зевс  неправедных  судей,  когда  Дикэ  доносит  ему,  что  несоблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и врагобмана.   Зевс  хранит  порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Нохотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяютнеумолимые богини судьбы — мойры [2], живущие  на  светлом  Олимпе.  Судьбасамого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому неуйти  от  велений  неумолимого  рока.  Нет такой силы, такой власти, котораямогла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным.Лишь смиренно склониться можно перед роком и  подчиниться  ему.  Одни  мойрызнают  веления  рока.  Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяясрок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, неглядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах  изменитьопределенной  мойрами  судьбы,  так  как  третья  мойра,  Атропос,  все, чтоназначили в жизни человеку ее  сестры,  заносит  в  длинный  свиток,  а  чтозанесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.[1] У римлян — грации. [2] У римлян — парки.    Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ [1], богиня счастьяа благоденствия.  Из  рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молокомкоторой был вскормлен сам Зевс,  сошлет  она  дары  людям,  и  счастлив  тотчеловек,  который  встретит  на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; нокак редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от  которого  отвернетсябогиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!   Так  царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей ибогов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.^        ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ    Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец  великого  брата  громовержцаЗевса,  колебателя  земли  Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волныморя послушны малейшему движению его руки,  вооруженной  грозным  трезубцем.Там,  в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита,дочь морского  вещего  старца  Нерея,  которую  похитил  великий  властительморской  глубины  Посейдон  у  ее  отца.  Он  увидал однажды, как водила онахоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился богморя прекрасной  Амфитритой  и  хотел  увезти  ее  на  своей  колеснице.  НоАмфитрита  укрылась  у титана Атласа, который держит на своих могучих плечахнебесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную  дочь  Нерея.  Наконецоткрыл  ему  ее  убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина вчисло небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея  иженился на ней. [1] У римлян — Фортуна.    С  тех  пор  живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце.Высоко над дворцом  шумят  морские  волны.  Сонм  морских  божеств  окружаетПосейдона,  послушный  его  воле.  Среди  них сын Посейдона Тритон, громовымзвуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств  —  ипрекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда онна  своей  колеснице,  запряженной  дивными  конями,  мчится  по морю, тогдарасступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону.  Равныйкрасотой  самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг негоиграют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины  и  теснятся  вокруг  егоколесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словногоры,  вздымаются  морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует наморе свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные  скалы  иколеблют  землю.  Но  простирает  Посейдон  свой трезубец над волнами, и ониуспокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чутьслышно плещется у берега — синее, беспредельное.   Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди  них  вещийморской  старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чуждыложь и обман; только правду открывает он богам  и  смертным.  Мудры  советы,которые  дает  вещий  старец.  Пятьдесят  прекрасных дочерей у Нерея. Веселоплещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди  них  своей  божественнойкрасотой.  Взявшись  за  руки,  вереницей  выплывают они из морской пучины иводят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо  набегающих  на  берег  волнспокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения,подобного  тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают емусчастливое плавание.   Среди божеств моря — и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образи превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже  вещийбог,  нужно  только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставитьего открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и богГлавк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто,всплывая из  глубины  моря,  открывал  он  будущее  и  давал  мудрые  советысмертным.  Могучи  боги  моря, велика их власть, но властвует над всеми нимивеликий брат Зевса Посейдон.   Все моря и все земли обтекает седой Океан [1] — бог-титан, равный самомуЗевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат егосердце дела земли. Три тысячи сыновей — речных богов и три  тысячи  дочерей–  океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великогобога Океана дают  благоденствие  и  радость  смертным  своей  вечнокатящейсяживящей водой, они поят ею всю землю и все живое.^        ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА) [2]    Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мракаи ужасов  его  царство.  Никогда  не  проникают  туда  радостные лучи яркогосолнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности  земли  в  печальное  царствоАида.  Мрачные  реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная рекаСтикс, водами которой клянутся сами боги.   Катят там свои  волны  Коцит  и  Ахеронт;  души  умерших  оглашают  своимстенанием,  полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся идающие забвение всего земного воды источника  Леты  [3].  По  мрачным  полямцарства  Аида,  заросшим  бледными  цветами асфодела [4], носятся бесплотныелегкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света  и  безжеланий.  Тихо  раздаются  их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядшихлистьев, гонимых осенним  ветром.  Нет  никому  возврата  из  этого  царствапечали. Трехглавый адский пес Кербер [5], на шее которого движутся с грознымшипением  змеи,  сторожит  выход.  Суровый,  старый  Харон,  перевозчик  душумерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно,  туда,где  светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обреченыдуши умерших в мрачном царстве Аида.[1] Греки утверждали, что всю землю  кругом  обтекает  поток,  катящийсвои воды в вечном водовороте. [2] Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших,мрачным  и страшным, а “загробную жизнь” — несчастьем. Недаром тень Ахилла,вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть  последнимбатраком на земле, чем царем в царстве Аида. [3] Отсюда выражение: “канула в Лету”, т. е. забыто навсегда.[4] Асфодел — дикий тюльпан. [5] Иначе — Цербер.    В  этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печализемной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на  золотом  троне  со  своейженой  Персефоной.  Ему  служат  неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, сбичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни  минуты  покоя  итерзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находятони  свою  жертву.  У  трона  Аида  сидят  судьи  царства умерших — Минос иРадамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с  мечом  в  руках,  в  черномплаще,  с  громадными  черными  крыльями. Могильным холодом веют эти крылья,когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы  срезать  своим  мечом  прядьволос  с  его  головы  и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. Накрыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя,  какодин  за  другим  падают  сраженные  герои;  своими  кроваво-красными губамиприпадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из телаих души.   Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна  Гипнос.  Он  неслышноносится  на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рогаснотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихосмыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не  могутпротивиться  ему  ни  смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и емуГипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.   Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть  среди  них  боги,дающие  вещие  и  радостные  сновидения,  но  есть боги и страшных, гнетущихсновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых  снов,  они  вводятчеловека в заблуждение и часто ведут его к гибели.   Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасноепривидение  Эмпуса  с  ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростьюлюдей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает  их  еще  трепещущиетела.  Там  бродит  и  чудовищная  Ламия;  она  ночью  пробирается в спальнюсчастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над  всемипривидениями  и  чудовищами  властвует великая богиня Геката. Три тела и триголовы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по  дорогам  и  умогил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [1]. Онапосылает  ужасы  и  тяжкие  сны на землю и губит людей. Гекату призывают какпомощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовствадля тех, которые чтут ее и приносят ей  на  распутьях,  где  расходятся  тридороги, в жертву собак.   [1]  Чудовищные  собаки  подземного  царства Аида, с берегов подземнойреки Стикса.   Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям [2].    [2] Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы  природы;они  много  древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли болеезначительную роль. ГЕРА [3]   [3] Гера (у римлян  Юнона)  —  богиня  неба,  покровительница  брака,охранительница  матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, вОлимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилосьи  положение  женщины  в  Греции.  Как  греческая  женщина  не  пользоваласьравноправием  с  мужчиной  и  в  значительной мере находилась в подчинении умужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В  культе  Герысохранились  следы  тотемизма;  мы имеем сведения, что ее иногда изображали,например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что  Гера  —  одна  издревнейших богинь Греции.    Великая  богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует бракуи охраняет святость и нерушимость  брачных  союзов.  Она  посылает  супругаммногочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.   Великую  богиню  Геру,  после того как ее и ее братьев и сестер изверг изсвоих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее  Рея  отнесла  на  край  земли  кседому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, втиши  и  покое.  Великий  громовержец  Зевс  увидал  ее, полюбил и похитил уФетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры.  Ирида  и  хариты  облеклиГеру  в  роскошные  одежды,  и она сияла своей юной, величественной красотойсреди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем  богови  людей  Зевсом.  Все  боги  подносили  дары  повелительнице Гере, а богиняЗемля-Гея вырастила из недр своих  в  дар  Гере  дивную  яблоню  с  золотымиплодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.   Гера  царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громамии молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением рукиподымает она грозные бури.   Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадаютволной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее  очи.  Боги  чтутГеру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередкии  ссоры  между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним насоветах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене  наказаниями.Умолкает  тогда  Гера  и  сдерживает  гнев.  Она помнит, как подверг ее Зевсбичеванию, как сковал золотыми  цепями  и  повесил  между  землей  и  небом,привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.   Могущественна  Гера,  нет  богини, равной ей по власти. Величественная, вдлинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в  колеснице,  запряженнойдвумя  бессмертными конями, с®езжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница,из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливаетсяпо земле там, где проезжает Гера. Все живое  склоняется  пред  ней,  великойцарицей Олимпа.       ИО  Изложено по поэме Овидия “Метаморфозы”   Часто  терпит  обиды  Гера  от  мужа  своего  Зевса. Так было, когда Зевсполюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио  вкорову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио ипотребовала  у  Зевса,  чтобы  он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этомГере. Гера же, завладев Ио,  отдала  ее  под  охрану  стоокому  Аргусу  [1].Страдала  несчастная  Ио,  никому  не могла она поведать о своих страданиях;обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус  стерегИо,  не  могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своегосына Гермеса, он велел ему похитить Ио.   [1] Стоокий Аргус — олицетворение звездного неба.   Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио.Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись  его  сто  очей,  каквыхватил  Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Иобыла освобождена. Но и этим Зевс не спас  Ио  от  гнева  Геры.  Она  послалачудовищного  овода.  Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую отмучений несчастную страдалицу Ио.  Нигде  не  находила  она  себе  покоя.  Вбешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутновонзая  в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Гдетолько не пробегала Но, в каких только странах  не  побывала  она!  Наконец,после  долгих  скитаний,  достигла  она  в стране скифов, на крайнем севере,скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной,  чтотолько  в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводомИо. Много мук перенесла она, много видела опасностей,  прежде  чем  достиглаЕгипта.  Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ,и родился у нее сын Эпаф. Он  был  первым  царем  Египта  и  родоначальникомвеликого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции,Геракл.^        АПОЛЛОН [1]   [1]  Аполлон  —  один  из  древнейших богов Греции. В его культе ясносохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись  Аполлону,изображенному  в  виде  барана.  Первоначально Аполлон был богом, охраняющимстада. Постепенно он все больше становился богом света.  Позднее  его  сталисчитать  покровителем  переселенцев,  покровителем  основывающихся греческихколоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москвена здании Большого академического театра стоит статуя  Аполлона  с  лирой  вруках,  едущего  на  колеснице,  запряженной  четверкой  коней.  Кроме того,Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире  славилосьего  святилище  в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказанияэти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, исоставляли так, что их можно было толковать и в  ту,  и  в  другую  сторону.Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу вовремя  его  войны  с Персией. Ему сказали: “Если ты перейдешь реку Галис, топогубишь великое царство”, но какое царство, свое или персидское,  этого  небыло сказано. ^        РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА    Бог  света,  златокудрый  Аполлон,  родился  на  острове  Делос. Мать егоЛатона, гонимая гневом богини  Геры,  нигде  не  могла  найти  себе  приюта.Преследуемая  посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему светуи наконец укрылась на Делосе, носившемся в  те  времена  по  волнах  бурногоморя.  Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялисьгромадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он  стал  незыблемо  натом  месте,  где  стоит  и  до  сих  пор.  Кругом  Делоса шумело море. Унылоподымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь  чайкиморские  находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком.Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Какзолотом,  залили  они  скалы  Делоса.  Все  кругом  зацвело,  засверкало:  иприбрежные  скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегосябога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природавокруг ликовала вместе с богинями.^        БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА   Юный, светозарный Аполлон понесся по  лазурному  небу  с  кифарой  [1]  вруках,  с  серебряным  луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в егоколчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон  высоко  над  землей,  грозя  всемузлому,  всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон,преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все  зло,  котороетот ей причинил.   [1]   Древнегреческий   струнный   музыкальный   инструмент,  подобныйлире.    Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья,  жилища  Пифона.  Кругом  высилисьскалы,  уходя  высоко  в  небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительнонесся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились  туманы.  Выползиз  своего  логовища  ужасный  Пифон.  Громадное  тело его, покрытое чешуей,извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от  тяжестиего  тела  и  сдвигались  с  места. Яростный Пифон все предавал опустошению,смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все  живое.  ПоднялсяПифон,  могучий,  яростный,  раскрыл  свою  ужасную  пасть  и  уже готов былпоглотить златокудрого Аполлона.  Тогда  раздался  звон  тетивы  серебряноголука,  как  искра  сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, заней другая, третья; стрелы дождем посыпались на  Пифона,  и  он  бездыханныйупал   на  землю.  Громко  зазвучала  торжествующая  победная  песнь  (пэан)златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифарыбога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные  Дельфы,  иосновал  в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отцасвоего Зевса.   С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских  моряков.Под  видом  дельфина  бросился  он в синее море, настиг корабль и лучезарнойзвездой взлетел из морских волн на  корму  его.  Аполлон  привел  корабль  кпристани города Крисы [1] и через плодородную долину повел критских моряков,играя  на  золотой  кифаре,  в  Дельфы.  Он сделал их первыми жрецами своегосвятилища.       ДАФНА  Изложено по поэме Овидия “Метаморфозы”   Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его  постигло  горе.  Онпознал  горе  вскоре  после  победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своейпобедой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он  увидел  около  себяюного  бога  любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал емуАполлон:   — На что тебе, дитя,  такое  грозное  оружие?  Предоставь-ка  лучше  мнепосылать  разящие  золотые  стрелы,  которыми  я сейчас убил Пифона. Тебе льравняться славой со мной, стреловержцем?  Уж  не  хочешь  ли  ты  достигнутьбольшей славы, чем я?   Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:   —  Стрелы  твои,  Феб-Аполлон,  не знают промаха, всех разят они, но моястрела поразит тебя.   Эрот взмахнул своими золотыми крыльями  и  в  мгновение  ока  взлетел  навысокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце ивызывающую  любовь,  ею  пронзил  он  сердце  Аполлона,  другую — убивающуюлюбовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.   [1]  Город  на  берегу  Коринфского  залива,  служивший  гаванью   дляДельф.    Встретил  как-то  прекрасную  Дафну  Аполлон и полюбил ее. Но лишь толькоДафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать,ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил  ей  вследсребролукий бог.   — Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня,словно  овечка,  преследуемая  волком,  Словно голубка, спасающаяся от орла,несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипытерновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса,  ане простой смертный пастух,   Но  все  быстрее  бежала  прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за нейАполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна  чувствует  его  дыхание.Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:   —  Отец  Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О,отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!   Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла еенежное  тело,  волосы  обратились  в  листву,  а  руки,  поднятые  к   небу,превратил