Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ Основанием для использования арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия, являются следующие психологические проблемы детей: 1) трудности эмоционального развития; 2) актуальный стресс, депрессия; 3) импульсивность эмоциональных реакций; 4) эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения и чувства одиночества; ,. 5) наличие конфликтных межличностных ситуаций; 6) неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией; 7) повышенная тревожность, фобические реакции, другие невротические симптомы; 8) негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод проективного рисунка. Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных рациональному пониманию самого клиента содержаний психики, вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он осознает, но стыдится выразить открыто. Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния. Специалист ставит перед ребенком определенную творческую за- дачу (создать рисунок) либо в директивной, либо в недирективно форме. директивная форма предполагает структурирование творческого процесса: прямую постановку задачи и руководство поиском лучшей формы и средств выражения. Недирективная форма предполагает самостоятельный выбор ребенком темы рисования и художественных материалов, одновременно специалист оказывает всестороннюю эмоциональную поддержку и помощь в выборе выразительных средств. К техникам проективного рисунка относятся: ^ 1. Рисунок но свободную тему. Используя эту технику, терапевт просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники — в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису. ^ 2. Рисунок на заданную тему. Специалист дает задание нарисовать картинку в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: Я, (в прошлом, настоящем, будущем), «Мое любимое занятие., «Мои любимые места прогулок», «Портреты людей, которых я люблю» и т. п. В работе с детьми-жертвами домашнего насилия следует с особой осторожностью использовать такую распространенную тему проек4ивного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например: «Птицы в гнезде’ и т. п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр. ^ 3. Игра вырисовывание историй. Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с детьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и просит клиента дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, терапевт спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка. На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию, и терапевт развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история. На протяжении всей работы терапевт придерживается определенной логики вмешательства: от следования эмоциональному настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний. В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто применяется метод психодраммы. Суть его в том, что дети сочиняют спектакль, все действующие лица в котором звери. дети распределяют между собой роли животных и в проективной форме проигрывают тяжелые жизненные ситуации. На данном этапе специалисту не надо структурировать этот процесс, дети обязательно сами предложат сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повторяющие их личный жизненный опыт. Терапевт активно подключается к процессу уже тогда, когда дети начинают «входить» в свою роль. Он должен предложить изменить какие-то деструктивные моменты без счастливого разрешения в конце пьесы. Переживания, реализуемые через образы животных, помогают в безболезненной для ребенка форме столкнуться с психотравмирующим событием и прожить его по- другому, тем самым освобождаясь от болезненного эмоционального опыта.Темы для занятий по арт-терапии (рисуночной)Рисунок на произвольную тему«Я в прошлом, будущем, настоящем».«Птицы в гнезде».«Мое любимое занятие»«Мои любимые места прогулок»Рисование эмоций«Где бы я хотел очутиться»«Мои любимые животные»«Мой страх» – уничтожение рисунка «Я хочу в подарок» «Я такой, какой есть».«Мой день»«Я здесь»«Ситуации в которых чувствую себя неуверенно»«Моя проблема»«Страх, любовь…»«Три желания»«Остров счастья»Игровая терапияВ практике психологической помощи детям, пострадавшим от различных форм внутрисемейного насилия, большое значение имеют различные методы игровой терапии. Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отреагироваемых» или моделируемых в игровом процессе данный методологический подход является одним из самых эффективных и широко используемых в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-социальной практике. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне. К основным задачам игровой терапии специалисты относят: 1) облегчение психологического страдания ребенка; 2) укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности; З) развитие способности эмоциональной саморегуляции; 4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах («ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»; 5) коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» концепции; 6) коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т. д. Игровая терапия, как известно, имеет несколько направлений (психоаналитическая, игровая терапия отреагирования, игровая терапия построения отношений, игровая терапия, центрированная на клиенте, сказочная игротерапия), которые имеют свои особенности и обоснование использования терапевтических техник. Так, психоаналитическое направление игровой терапии было впервые представлено известным психоаналитиком М. Кляйн в 20-х годах прошлого века. Суть психоаналитического подхода в игровой терапии состоит в предположении о том, что детская игровая деятельность всегда содержит символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Сознательное «Я» ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. А Фрейд с успехом применяла игрогерапию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Она делала акцент на двух важных моментах. Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с маленьким клиентом эмоциональный контакт. Во-вторых, вы ражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перёд психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии. Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Леви. Для этого подхода характерно моделирование определенной тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации, конечно же, в большинстве случаев в проективной форме. Воссоздание психотравмирующею события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяющее ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. л.). Также в процессе терапии ребенок становится В игровой терапии построения отношений акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы. Процесс спонтанной игры протекает в присутствии взрослого (игротерапевта), который с интересом, вниманием и уважением относится к личности ребенка. Терапевт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это должно способствовать постепенному обретению детьми чувства собственной уникальности и самоценности данный подход обладает особой ценностью в работе с детьми, подвергавшимися эмоциональному насилию, отвержению. Игровая терапия для них должна стать способом узнать о существовании здоровых межличностных отношений, полных ответственности, заботы и тепла. ^ Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории К. Роджерса — убежденности терапевта в наличии врожденной способности ребенка к спонтанному психическому развитию, личностному росту и самодетерминации. В процессе игротерапии происходит восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основным приемом роджерианского игротерапевта является создание атмосферы безоценочного принятия, эмпатического понимания и эмоциональной поддержки ребенка. Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления, спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его как личность, имеющую безусловную ценность. Психоаналитическую модель игротерапии и модель д. Леви можно отнести к директивной терапии, в которой роль взрослого (игротерапевта) крайне активна. Он — организатор, берущий на себя ответственность за весь процесс игры. Две другие модели относятся к недирективной игротерапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно он становится истинным творцом терапевтической игры. Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, беря ответственность за создание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия. Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию). Это форма игровой терапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники различных школ. Однако сказочную игротерапию можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть игровой процесс в значительной степени структурирован взрослым. Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается по мотивам определенной сказки. Ценность метода заключается в его дидактической направленности. Этот подход может с успехом применяться в работе с детьми, провоцирующими гнев окружающих. Инициируя разыгрывание специально подобранной сказочной истории в детской терапевтической группе, игротерапевт в доступной ребенку форме объясняет, каким образом и почему его действия вызывают агрессию других людей. При этом ребенку сразу же предлагаются новые, конструктивные варианты поведения и он имеет возможность, проиграв их, получить позитивную обратную связь от других участников терапевтической группы. В процессе терапевтической работы с детьми-жертвами насилия важное значение приобретает оснащение игровой комнаты (игротерапевтического кабинета). Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них: 1. Реалистические игрушки. К ним относятся кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т. д. 2. Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств. К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр. З. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.