МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ИПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждениеобразования
«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФПУ
Кафедраэкономической теории и права
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему: «Основные концепции регулирования
денежно-кредитныхотношений на макроуровне»
МИНСК 2009г.
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы:
«Основные концепциирегулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне» с: табл. 6, ил. 0,библиогр. – 17 назв.
Ключевые слова: денежно-кредитнаяполитика, монетаризм, кейнсианство, политика «дешевых денег», политика «дорогихденег», мультипликативный эффект, банковский сектор, курсовая политика, ставка рефинансирования.
Объект исследования: Национальныйбанк Республики Беларусь.
В работе рассмотрены дванаправления современной экономической теории в области теории денег и принципыденежно-кредитной политики, предложенные этими теориями: кейнсианская теория денеги монетаристский подход к теории денег.
В процессе работыпредставлены основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфереРеспублики Беларусь, анализ выполнения денежно-кредитной политики страны,перспективы развития денежно-кредитных отношений.
Целью работы — изучение теоретических и практических аспектов исследования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь и определение тенденций на ближайшую перспективу.
Автор работыподтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективноотражает состояние исследуемой проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящей курсовой работы является: «Основныеконцепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне».
Кредитно-денежная политика на макроуровне — этосовокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленныхна регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятоститрудоспособного населения и выравнивание платежного баланса.
Современная экономическая наука рассматриваетденежно-кредитную политику как наиболее приемлемый для демократическогообщества инструмент государственного регулирования национальной экономики,который не приводит к чрезмерному диктату со стороны правительства и уменьшениюхозяйственной самостоятельности отдельных индивидов. Правильно организованная ихорошо работающая денежная система вливает на жизненную энергию в кругооборотфондов, который олицетворяет всю экономику, способствует полному использованиюпроизводственных мощностей и более полной занятости трудоспособного населения.И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причинойрезких колебаний уровня производств и цен в экономике, исказить распределениересурсов.
Основными целями любого государства в областиэкономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокийуровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие.Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политикии достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики,которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не отличаютсябыстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
В нашей стране на данном этаперациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спадпроизводства, не допустить роста безработицы, регулировать предложения денег, поддержаниепокупательной способности национальной валюты. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
Целью настоящей курсовой работы является изучениеденежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в РеспубликеБеларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусьзанимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительствомстраны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателейразвития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому вкурсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь.
Для реализации целей данной курсовой работы поставленыследующие задачи:
– рассмотретьтеоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
– определить методырегулирования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь;
— проанализовать экономические концепции монетаризма икейнсианства;
– рассмотретьпрактическое осуществление денежно-кредитных отношений Республики Беларусь;
– уточнить достигнутыерезультаты в денежно-кредитной сфере.
Для решения поставленных задач при подготовке курсовойработы были использованы нормативные акты Республики Беларусь,учебно-методические материалы, электронные данные с портала Национального банкаРеспублики Беларусь, архивы Национальной библиотеки Республики Беларусь,материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развитияденежно-кредитной политики.
1 КЕЙНСИАНСКАЯИ МОНЕТАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МАКРОУРОВНЕ:СУЩНОСТЬ, И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СХОДСТВО ВЗГЛЯДОВ И МНЕНИЙ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕРАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КЕЙНСИАНСТВА И МОНЕТАРИЗМА
1.1Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования «Деньги не имеют значения»
Кейнсианскаядоктрина возникла послеразрушительного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который выявилнестабильность «автоматического саморегулирования» рыночнойэкономики, как это пытались доказать представители неоклассического направленияэкономической мысли.
Наиболееизвестным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственноговмешательства в рыночную экономику стала книга Джона Кейнса «Общая теориязанятости, процента и денег» (1936 г.), которая произвела настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов иправительства на деловые циклы и экономическую политику.
ДжонМейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки прошлого века.Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX векасравнимо с воздействием Адама Смита и Давида Рикардо на экономическую мысль XIXвека, был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создалпринципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике,являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языкаэкономической теории.
В«Общей теории занятости, процента и денег» Джон Кейнс выдвинул теориюдефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономическихкризисов и обеспечения занятости необходимость постоянного и широкоговмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественнофинансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводиласьвторостепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики«дешевых денег», т. е. низких процентных ставок для решения проблемыэффективного спроса — личного потребления и инвестиций.
Новаяэкономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика,автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенствасовокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпускпродукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочейсилы состоит из вынужденно безработных.
Вотличие от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолгоможет «застрять» в ситуации низкого выпуска и хроническойбезработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствуетмеханизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость иобеспечивалось полное использование производственных мощностей.
Рассмотрим,так почему же теория Кейнса столь популярна?
Во-первых,наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонниковкейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняютсяобщие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают сутьконцепции Кейнса.
ТеорияКейнса – это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея
Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупногоспроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство ипредложение товаров и услуг. Кейнсианская теория — это теория, придающая решающеезначение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чемзначительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активноевмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил всаморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормальногороста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономическогоразвития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства)«вылечить» не может.
Во-вторых,теория Кейнса остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход напрактику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотртеоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации,направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровнябезработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной,но и при неполной занятости.
Кейнс нетолько занимался теоретическими разработками, но и принимал активное участие вработе правительственных органов. Выполнял роль консультанта по вопросамфинансов и денежного обращения; редактировал журнал «Economic journal».Авторитет Кейнса, как крупного специалиста и влиятельного экономиста,подкреплял значимость выдвигаемых им рекомендаций.
В-третьих,принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит зарамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсомсистема анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классикипрошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Однако,поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективностиэкономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться отмикроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической наукипотребовало построения двух разных уровней экономического анализа.
Кейнсввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели,основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общееравновесие экономики – к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынкаоблигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считалколебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объемаинвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут бытьскорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного(но не заменяющего рынка) вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложилновую технологию экономического анализа, усовершенствовав не только методы, нои язык экономической теории.
Возможно,что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка экономическойтеории. Этот язык имеет дело с небольшим числом мало изменяющихся в короткийпериод времени агрегированных величин[2], что позволило свести всюэкономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров иуслуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг.
Ключевымв экономическом поведении Кейнс считал роль предположений. «Когда ждутповышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполнедостаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожиданиеоправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается и приожидании падения цен. Относительно слабый предварительный толчок в состояниивызвать значительное понижение» [1].
Изкейнсианской теории потребления вытекает одно важное следствие, котороеполучило название мультипликативного эффекта. Суть его состоит в том, что еслив экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы, то врезультате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократнобольшую величину.
Обоснованиедействия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской моделипотребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов,которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Строгоговоря, функцией от дохода в кейнсианской модели является также и импорт, ноучет потребления импортных благ не изменяет сути действия мультипликативногоэффекта, уточняя лишь количественное значение величины мультипликатора.
Действиемультипликативного эффекта в общем виде можно описать следующим образом. Любоеповышение автономных расходов на величину LА непосредственно увеличивает совокупный спрос и,следовательно, национальный доход на величину Lу=LА. Но так как потребление домашних хозяйств есть функция от дохода, точасть прироста своего дохода в размере С Lу они направят на потребление. А вследствие того, чтопотребительские расходы являются составной частью совокупного спроса, последнийопять возрастет. Его рост в свою очередь вызовет рост национального дохода, врезультате чего часть Прироста опять будет направлена на потребление
и т. д.
То естьприрост автономных расходов вызывает как непосредственное увеличение приростанационального дохода, так и индуцированный прирост национального дохода врезультате роста потребления.
Еслипоследовательно записать все циклы возрастания совокупного спроса, начиная отпервоначального прироста автономных расходов, то получим:
Lу =LА + Сy LА + Сy2LА + Сy3LА +… + Сyn LА = LА (1+ Сy + Сy2 + Сy3 +… + Сyn). (1)
Так какСy ¥сводится к виду:
/> (2)
Сомножитель,стоящий перед LА, называетсямультипликатором автономных расходов (обозначим его как mA). Он показывает, на какую величинувозрастет национальный доход в случае прироста автономного спроса на LА. Из выражения (2) следует, чтозначение мультипликатора тем больше, чем большую часть прироста доходадомохозяйства склонны направлять на потребление.
Изтеории мультипликатора следует один интересный вывод, который Кейнс назвал“парадоксом сбережений”. Так как Sy = 1 — Сy, то чем больше субъекты сберегают,тем меньше величина равновесного национального дохода.
Теориямультипликатора является одним из важнейших элементов кейнсианской концепции.Действие мультипликативного эффекта наряду с “парадоксом сбережений” средипрочего наглядно иллюстрирует важнейший тезис кейнсианства — о ведущей ролисовокупного спроса в модели “совокупный спрос — совокупное предложение”.
Теоретическаяконструкция поведения домашних хозяйств на потребительском рынке, предложеннаяКейнсом, оказала огромное влияние на развитие макроэкономических исследований,именно на ней основывается и теория мультипликатора, и кейнсианская модельвзаимодействия рынков.
Однакопосле того, как в 1946 году Саймон Кузнец опубликовал результаты исследованийпо экономической динамике в США за период 1869 по 1940 г., оказалось, что фактические данные о динамике дохода и потребления не соответствуютпостулатам кейнсианской модели.
Кейнсианскаямодель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных отпостулатов классической школы.
Вкейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, в коротком периодеэкономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике всилу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.)реальная гибкость цен отсутствует.
Особоезначение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал,что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяетсядолгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то тольков одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее впериоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние вразвитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на немустанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.
Однакоосновная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный иденежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Указанная взаимосвязьобусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласнокоторой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, ивыражается через трансмиссионный механизм ставки процента.
Важнейшимрынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке “совокупный спрос — совокупное предложение” ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так какего величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, тоопределяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос,величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.
Кейнсианскаямодель описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являютсявзаимосвязанными, и изменения условий равновесия на одном из рынков вызываетизменение равновесных параметров на других рынках и условий общегоэкономического равновесия в целом. При этом исчезает строгое разделениепеременных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним изпараметров общего равновесия.
ВзглядыКейнса пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже,особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики,стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые его противникиоткрыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представитьсебе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.
Автор«Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структурыобщественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполнойзанятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся измассовых устремлений и действий участников экономических процессов.
Своюосновную работу Кейнс и задумал как систематическое обоснование тезиса онеобходимости системы общественных работ, правительственных субсидий и займовна жилищное строительство в условиях массовой безработицы. Но Кейнс сделалгораздо больше. В «Общей теории» он показал, что в рыночной экономике нетмеханизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долгооставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличитьрасходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активнуюинвестиционную политику. По сути «Общая теория» подводила теоретическую базупод рекомендации тех, кто предлагал для снижения безработицы широкоиспользовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости,стимулирование спроса.
Послевоенныйпериод вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятнымипроцессами социально-экономического развития ведущих западных стран за всепредшествующие 100 лет. Однако на
рубеже 60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономическогорегулирования.
Кейнсианскиеметоды стимулирования спроса подорвали устойчивость денежного обращения,способствовали развертыванию острой и продолжительной инфляции. На этом фоневновь возродились в модифицированной форме основные идеи количественной теории,которые нашли отражение в концепции, возникшей в США и названной монетаризмом.Он получил признание в академических кругах и широко используется на практикеправительственными органами ряда стран при выработке мер экономическойполитики.
1.2Монетаристская модель денежно-кредитного регулирования «Назад к Смиту» [3]
«деньгиимеют значение для динамики цен…
именноколичество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынкаили условия выдачи кредитов»
МилтонФридман
Послевторой мировой войны в ряде главных промышленно-развитых стран были предпринятыпопытки значительно активизировать кейнсианскую стратегию «накачивания спроса»с целью ускорения темпов экономического роста и преодоления промышленногоцикла. Итогом явилось резкое усиление инфляционной стихии в капиталистическоммире в 60—70-х годах. Инфляция стала одной из самых грозных и трудноразрешимыхпроблем экономической политики. Всеобщее разочарование в чудодейственномхарактере кейнсианских рецептов резко усилило влияние сторонников неоклассическойтеории денег, выдвинувших концепцию монетаризма.
Монетаризмкак самостоятельное теоретическое направление сформировался в США еще всередине 50-х годов. В настоящее время его общепризнанным лидером являетсяамериканский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения вобласти анализа потребления, истории денежного обращения и разработкимонетарной теории, а также за практический показ сложности политикиэкономической стабилизации» Милтон Фридман. В Нобелевской речи он возвратился ктеме, затрагивавшейся еще в 1967 году при обращении к Американскойэкономической ассоциации, — к отрицанию замечания Кейнса относительноустойчивой зависимости между темпом развития инфляции и безработицей. Фридманпришёл к выводу, что на длительном интервале кривая Филлипса[4]всё же смещается вверх при условии естественного роста незанятости.
Монетаризмпредставляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современнойэкономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Онрассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зренияпроцессов, протекающих в сфере денежного обращения. Термин «монетаризм» былвведен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской),утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние наизменение денежной массы.
ПервоначальноМонетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиемнекоторых работ видных представителей монетаристкой теории (книга Г. Джонсана«Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»). Одновременно скритикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидермонетаристов М. Фридман и его сторонники разработали монетарную теориюопределения уровня национального дохода и теорию цикла.
Главныйинструмент государственного вмешательства в экономику, по мнению монетаристов — стабильная кредитно-денежная политика. Устойчивость денежного обращения — главная предпосылка частного накопления капитала, повышения эффективности, ускоренияроста в долговременной перспективе.
Монетаризм— школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль вколебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономикипредставители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.
В центревнимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-кредитныеинструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматриваютэти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы иуровнем совокупного дохода. По их мнению, банки — ведущий инструментрегулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежномрынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.
Монетаристысчитают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственныхсвязей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка — наиболееэффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведенииантиинфляционной политики.
Можносказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессевоспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулированияэкономики с помощью денежно-кредитных инструментов.
Чтобыпредставить концепцию Фридмана, выделим исходные положения, в той или иной мереразделяемые его сторонниками.
1.Признание устойчивости денежного хозяйства. Рыночная экономика, по мнениюмонетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится кстабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечиваетвысокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающегокорректировку в случае нарушения равновесия.
2.Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, бездействующихна экономику, предпочтение предлагается отдать денежным инструментам. Именноони (а не административные, не ценовые инструменты, не налоговая система)способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главнуюцель регулирования.
Кейнсоценивал бюджетную политику как инструмент, достаточно точный, быстрый ипредсказуемый по результатам. В отличие от него Фридмен характеризует подобнымобразом денежно-кредитную политику.
3.Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи.Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономическихпараметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Временной разрывсоставляет обычно несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит отсостояния конъюнктуры, других факторов.
4.Устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этомимеется в виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структурыбогатства предполагает, что средний класс обладает основными формами богатстваи может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылкидля свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос наденьги должен стабилизироваться.
ПоФридману, спрос на деньги зависит не только от доходности финансовых активов,но и от других форм богатства, способных приносить доход.
Фридманвыделяет пять основных форм богатства: деньги, облигации, акции, физическиеблага, человеческий капитал. Формы богатства заменяемы, они могут продаваться ипокупаться. Если одна из форм богатства приносит недостаточно высокий доход,его собственник обменивает его на другую, более прибыльную форму.
Стремлениеиметь часть активов в денежной форме объяснимо: деньги легко ликвидны,реализуемы. Располагая денежным запасом, можно без особых затрудненийприобрести любые товары и услуги.
Изменения,связанные с увеличением денежного предложения, носят не только количественныйхарактер. Цены на различные виды продукции повышаются, но неравномерно.Изменяются соотношения цен между различными группами товаров. Нередко спроспереключается вначале на дешевые товары, затем — на новые товары, потом — науслуги. Ценовые сдвиги, изменения относительных цен способствуют структурнымсдвигам, а в итоге создаются предпосылки для стабильного развития вдолгосрочном периоде.
Монетаристыисходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой иважнейшим стимулятором экономического развития.
Регулирование денежной массы через систему банков воздействует на распределениересурсов между отраслями, способствует техническому прогрессу, поддержаниюэкономической активности.
За болеечем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпелопределенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальнойобщеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, какэффективность экономического регулирования, роль государства в экономическойжизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями каккредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежноймассы.
Значительноевлияние на формирование монетаристской теории оказали американские экономисты20-40-х годов Г. Саймонс, И.Фишер,
Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которуювпоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристовряд западных исследователей считает «реабилитацию» денег в системеэкономических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придаютссылки на А.Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д.Юма,
Р. Кантилона, Г.Тортона.
Монетаристскийвариант количественной теории можно свести к следующему:
· количественнаятеория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теориейпроизводства, денежного дохода или уровня цен;
· для экономическихагентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов,формой владения богатством;
· анализ спроса наденьги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса напотребительские услуги.
Такаятрактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий междуденьгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается каксовокупность денежных активов.
Вмонетаристском варианте количественной теории денег важное место отводитсяожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовыхденежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряженииэкономических агентов.
Основываясьна собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее спроизводством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенноезначение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод отом, что кредитно-денежная политика – это наиболее эффективный инструментрегулирования экономики.
Одно изключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строятсвой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играютисключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общегоуровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом ростаколичества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром ростеденежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменениеденежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так на объем производства(в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристкий вариантколичественно теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, ачерез него – хозяйственными процессами. Основываясь на положении обэкстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйствопредставляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулированиядостигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модельэкономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.
Монетаристырассматривают экономику капитализма как в принципе устойчивую систему, длякоторой типично состояние плавного равномерного роста. Главную причинукризисных явлений они видят в хаотических колебаниях денежной массы, которые всвою очередь порождаются правительственными манипуляциями по стимулированиюсовокупного спроса и т. д. Тем самым источник экономической нестабильностипереносится во внешнюю сферу и не является органически присущимкапиталистической системе.
Несмотряна серьезную критику монетаристских построений со стороны многих крупныхбуржуазных теоретиков, идеи «корректировки хозяйственного цикла» с помощьюстабилизации темпов изменения денежной массы именно в силу внешней простоты идоступности этого средства оказали большое влияние на экономическую политику истратегию органов денежно-кредитного контроля капиталистических стран.
Показателенопыт Федеральной резервной системы США. В течение многих лет вплоть до середины60-х годов ее политика была ориентирована на контроль за «состоянием денежногорынка» с учетом самых различных его показателей и в первую очередь уровня идинамики процентных ставок. В основе такой ориентации лежали постулатыкейнсианской доктрины, где норма процента играет, как уже говорилось, ключевуюроль.
Под влияниеммонетаристских идей в конце 60-х годов в политике Федеральной резервной системыпроизошел определенный поворот в сторону более активного контроля над динамикойдругого параметра — денежной массы. Одновременно стали придавать меньшезначения колебаниям процентных ставок.
Тем неменее монетаристские аргументы имеют сторонников как в правительственномаппарате, так и в научных кругах США, Англии, ФРГ, Канады, Японии и другихстранах Запада. Неоколичественная теория денег продолжает оказывать заметноевлияние на политику органов государственно-монополистического контроля.
Напротяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место средитеорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основныхмакроэкономических процессов.
В1980-ые годы монетаристская концепция находит свое практическое применение вкачестве теоретической основы экономической политики правительств Р. Рейгана иДж. Буша в США и М. Тэтчер в Великобритании. На сегодняшней день, монетаризмявляется официальной теорией таких международных финансовых организаций, какМеждународный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития(МБРР), Всемирный Банк (ВБ).
1.3Сходство взглядов и мнений и принципиальные расхождения между представителямикейнсианства и монетаризма
Внастоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояниеэкономики, а также целесообразность различных стратегий ее реализациисоставляют предмет спора между экономистами.
Монетаристскаяконцепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда ипротиворечат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань междуэтими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теориипостроены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. Визвестной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определенияобщего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов отрасходов, Фридман — зависимость доходов от денег.
Хотякритика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами — «неоклассического возрождения», «кейнсианскойконтрреволюции», «монетарной революции» — противоречия междуними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаютсяпредставить сторонники этих двух концепций.
Умонетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многимвопросам:
1.Методологической основой обеих концепций является теория общего равновесногоанализа;
2.Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупномуспросу;
3. Вобеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) водинаковом направлении — расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, инаоборот;
4. Вкачестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристырассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.
Принципиальныерасхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующемуряду позиций:
1.Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству вэкономику. С кейнсианской точки зрения рыночная система по своей природенеустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие.Более того, стабильность противоречит самой природе рыночных отношений:колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка.Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этихусловиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль встабилизации экономики.
Монетаристы,наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степениустойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования инаходящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. Поубеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда несможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всехэкономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.
2.Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ наспециальных уравнениях.
Вкейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объемпроизводства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, илисовокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов ипредставляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы.Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:
ВНП = С+ lg + G + Xn, (3)
где С — потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметытекущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительскиерасходы на услуги.
Ig — валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционныерасходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которыепотреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления кобъему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятсятакже затраты домашних хозяйств на строительство жилья.
G — государственные закупки товаров и услуг. Данная группа расходов включает всегосударственные расходы: федеральные и местные на конечную продукциюпредприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства.Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобныерасходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственныхдоходов определенным семьям и индивидам.
Хn — чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом.Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услугиданной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.
Основополагающимуравнением монетаристов является уравнение обмена:
МV = PQ, (4)
где М — предложение денег;
V — скорость обращения денег, или среднее количество сделок, которое обслуживаетодна денежная единица в течение одного года, ее величину монетаристы считаютпостоянной;
Р — средняя цена, по которой продается каждая единица физического объемапроизводства товаров и услуг;
Q — физический объем произведенных товаров и услуг.
Название«уравнение обмена» объясняется тем, что его левая часть (MV)представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретениепроизведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручкупродавцов этого объема.
Помнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) — это предложениеденег умноженное на скорость их обращения.
3.Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономическойполитики. В кейнсианской концепции государственного регулирования экономикиденежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в созданиисовокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги вкейнсианском уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонентсовокупного спроса имеет денежное выражение. Изменение в предложении денег, помнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепьпричинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическоерешение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм:политики дорогих денег и политики дешевых денег. У монетаристов денежноепредложение — единственный и универсальный фактор, определяющий уровнипроизводства, занятости и цен, отсюда особый упор делается на кредитно-денежнуюполитику и отрицание эффективности фискальной политики.
Согласнокейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политикиопределяется тем, какая из двух основных причин макроэкономическойнестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляцииили увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса[5])определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.
Помнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможнопредсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровеньпроизводства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов,плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.
Монетаристыубеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономическойактивности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Помнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором,оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.
Онипредлагают отличную от кейнсианской модель причинно-следственных связей междупредложением денег и уровнем экономической активности. Так как скоростьобращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебанияневелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, тосамо денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровеньсовокупного спроса (номинального ВНП = РQ).
Монетаристывыступили с резкой критикой кейнсианских методов прямого воздействиягосударства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредствомманипуляций с расходами и налогами. Представители монетаризма отрицаютэффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов истабилизации экономики.
С точкизрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег- вредна и бессмысленна. Конфликт макроэкономических целей не поддаетсяразрешению путем использования мер денежно-кредитной и бюджетной политики.
Главнаяпричина макроэкономической неустойчивости, как утверждают монетаристы, лежит всфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства нехарактерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильнойденежной политики, осуществляемой государством.
Дискуссиимежду кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночнойэкономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспектымакроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаютсякрайнего кейнсианского взгляда, согласно которому «деньги не имеютзначения» или противоположной монетаристской крайности «только деньгиимеют значение». Современная денежно-кредитная политика использует всеположительное, что есть в этих двух концепциях.
Рассмотримтакже взаимоотношения между лидерами двух подходов к управлению.
МильтонФридман был талантливым учеником, преемником Кейнса и человеком, завершившимего труд. Кейнс, в своей работе «Общая теория занятости, процентов и денег»сформулировал теоретические положения, которыми сегодня используют почти всеспециалисты по макроэкономике. Они базируются на расходах и спросе,детерминантах составных частей расходов, теории краткосрочных процентныхставок, основанной на предпочтении ликвидности, а также требовании о том, чтобыправительство время от времени осуществляло стратегическое, но вместе с тем мощноевмешательство в экономику с целью поддержания ее в равновесии и во избежаниекрайностей, связанных с депрессией или чрезмерным избытком. Как сказал Фридман:«Мы все сейчас кейнсианцы».
Нотеория Кейнса была неполной: это была теория занятости, процентных ставок иденег. Она не затрагивала цен. К положениям Кейнса Фридман добавил теорию цен иинфляции, основанную на идее об естественном уровне безработицы и о пределахгосударственного вмешательства для стабилизации экономики – пределах,превышение которых означало бы неконтролируемую и разрушительную инфляцию.
Болеетого, Фридман подправил модель Кейнса в одном очень важном моменте. ОпытВеликой Депрессии заставил Кейнса и его более ортодоксальных последователейсильно недооценить роль и влияние денежно-кредитной политики. Фридман же, входе своей 30-летней кампании, начатой написанной им в соавторстве с Анной Дж.Шварц книгой «Монетарная история Соединенных Штатов» восстановили равновесие.Опять же по словам Фридмана: «И никто из нас не кейнсианец».
С другойстороны, Фридман был ярым оппонентом и врагом Кейнса и его последователей. ИФридман, и Кейнс были согласны с тем, что успешное макроэкономическоеуправление необходимо – что частная экономика, предоставленная сама себе, будетподвержена неприемлемой нестабильности и что стратегическое, мощное, ноограниченное вмешательство государства в экономику необходимо для поддержаниястабильности. Но, в то время как для Кейнса главное заключалось в том, чтобысумма государственных расходов и частных инвестиций оставалась постоянной, дляФридмана ключевым моментом было поддержание постоянного объема денежной массы –объема покупательной способности предприятий и физических лиц в готовой кизрасходованию форме.
Кейнссчитал себя врагом политики невмешательства и сторонником государственногоруководства. Умные и благонамеренные правительственные чиновники, полагал он,могут разработать экономические учреждения, превосходящие рынок – или покрайней мере повлиять на него при помощи налогов, субсидий и ограничений дляполучения более высоких результатов. Кейнс отвергал тезис о том, что частныестимулы активных игроков рынка соответствовали благу общества.
Фридманактивно возражал этому. С его точки зрения, в большинстве случаев интересычастного рынка соответствовали общественному благу: эпизоды, когда рынокпостигала существенная, значительная неудача, были скорее исключением, чемправилом, и в первом приближении невмешательство было хорошим принципом. Болеетого, Фридман полагал, что даже когда частные интересы не соответствуютинтересам общества, при решении проблемы на государство полагаться не следует.
Неудачиправительств, доказывал Фридман, более значительны и приводят к более ужаснымпоследствиям, чем неудачи рынка.
В то жевремя Фридман верил, что следует давать людям настолько много свободы,насколько это возможно. По мнению Фридмана, есть что-то изначально неправильноев том, что правительство командует людьми и распоряжается ими – пускай даже этоправительство и компетентно.
Я незнаю, кто был более прав в своих глубинных убеждениях: Кейнс или Фридман. Но яполагаю, что конфликт между их взглядами стал очень важной движущей силойпрогресса человечества за последние сто лет.
2ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПРЕХОДА К РЫНКУ
Денежно-кредитнаяполитика, являясь неотъемлемой частью общегосударственнойсоциально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должнаобеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономическогоразвития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных сособенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), которыйдолжен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий идомашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8].
Все эти задачи одинакововажны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяетсятем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач,решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных»мероприятий.
В условиях экономикипереходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализацииинструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, чторыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточнойстепени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым иорганизационно-технологическим потенциалом. Кроме того, спецификасоциально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипыотношений между различными социальными группами также в значительной степениопределяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики вцелом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) техили иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Достижение стратегическихцелей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путемпостепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственномурегулированию денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитнаяполитика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направленана создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста,выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышениеблагосостояния населения, прежде всего, путем обеспечения устойчивостибелорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса поотношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы;повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 годахарактеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранениемвысокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростомреальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов,существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.
В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9276).
Достижение целевыхориентиров и реализация мер, предусмотренных в Основных направлениях на 2009год, станут одними из важнейших условий динамичного развития экономики исоциальной сферы Республики Беларусь.
В условиях мировогофинансово-экономического кризиса, начавшегося в Республики Беларусь в конце2008 года, наблюдается нестабильность курсовой политики (Приложение 1).Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 августа 2009 годасоставил 2 827 рублей за 1 доллар США (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 Информация означениях курсов валют и стоимости корзины валют на 01.08.2009 г.
/>
Со 2 января 2009 годаНациональный банк Республики Беларусь переходит к использованию механизмапривязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.
В состав корзины включеныдоллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине.
На протяжении 2009 годарублевая стоимость корзины будет оставаться стабильной – ее колебанияпредусмотрено ограничивать в пределах +/- 5 процентов от указанной начальнойвеличины.
При этом колебания курсабелорусского рубля по отношению к каждой из валют (доллар США, евро ироссийский рубль) будут происходить лишь за счет взаимных изменений этихиностранных валют.
Выбранный уровеньрублевой стоимости корзины обеспечивает высокую конкурентоспособностьбелорусской экономики, что особенно важно в условиях продолжающегося мировогофинансово-экономического кризиса, и гарантирует устойчивость нового режимакурсообразования, включая отсутствие необходимости дополнительных корректировоккурса на длительную перспективу.
Введение указанногомеханизма курсообразования позволит более эффективно управлять курсомнациональной валюты по отношению к иностранным валютам, имеющим основноезначение для внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, и повыситустойчивость экономики к воздействию внешних факторов.
Одновременно Национальныйбанк предпринял дополнительные меры по обеспечению стабильности белорусскогорубля, которые будут также способствовать дальнейшему повышению доходностивкладов в белорусских рублях и сохранению их высокой привлекательности. Так, с8 января 2009 г. ставка рефинансирования повышена до 14 процентов годовых.
Увеличение ставкирефинансирования, а соответственно, и процентных ставок по вкладам, станетстимулирующей мерой для притока сбережений в банки. В свою очередь, этоположительно скажется на расширении их ресурсной базы для последующегоудовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.
Существенную роль вобеспечении стабильности национальной валюты сыграет увеличение государственныхзолотовалютных резервов, которое ожидалось в январе 2009 г. за счет поступления первой части кредита Международного валютного фонда в размере более 800млн. долларов США. Общий объем этого кредита составляет 2,5 млрд. долларов США.
Кроме того, достижениесоглашения с МВФ является существенным фактором для развития финансовыхвзаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским Союзом идругими государствами.
В конечном счете это позволитсформировать финансовую «подушку безопасности» для нашего государствав размере 8 – 10 млрд. долларов США в целях дальнейшего повышения устойчивостибелорусской экономики.
Национальный банк ивпредь намерен проводить процентную политику, направленную на обеспечениепривлекательных условий сбережений в национальной валюте и увеличениедоступности кредитных ресурсов банков для населения и субъектов хозяйствования.К концу 2009 года при достижении прогнозируемого уровня инфляции 9–11 процентовза год ставка рефинансирования оценивается в пределах 10–12 процентов годовых.
Учитывая нынешнююситуацию курсовой политики динамика процентных ставок по операциямНационального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первомполугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, чтона 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.
В целях стимулированияроста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышениядоходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых. Ставка рефинансирования в январе – июне 2009года оценивается на уровне 13,92 процентов годовых (Приложение 2).
Для регулирования ставки межбанковскогорынка Национальным банком использовались как постоянно доступные инструменты(кредит, депозит ”овернайт“), так и аукционные операции. В первом полугодии 2008 г. уровень ставок по постоянно доступным инструментам, а также нормативы обязательных резервовне изменялись.
Ставка рефинансирования иставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставокпо кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе – декабре 2008 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,6 процента годовых,
что на 0,4 процентного пункта ниже, чем в январе – декабре 2007 г. (Приложение 3); по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц – 9,5процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде2007 года.
Комитетом по монетарнойполитике Национального банка Республики Беларусь принято решение о снижении с15 апреля 2009 года на 2 процентных пункта коридора процентных ставок пооперациям Национального банка Республики Беларусь по регулированию текущейликвидности банков.
Таким образом, ставка попостоянно доступным и двусторонним операциям поддержки текущей ликвидностибанков снижается с 22 до 20 процентов годовых, процентная ставка по постояннодоступным операциям изъятия ликвидности – с 10 до 8 процентов годовых.
Данное решение принято нафоне снижения темпов инфляции и поддержания стабильного курса белорусскогорубля. Оно направлено на оптимизацию уровня процентных ставок на денежном рынкев целях повышения доступности кредитов для реального сектора экономики присохранении привлекательности условий для сбережений в национальной валюте,размещаемых в банках.
В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно – на 15,4 процента (на3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей.
Коэффициент монетизацииэкономики по широкой денежной массе с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1процента на 1 июля увеличился 2008 г., по рублевой денежной массе – с 13,5 до14,1 процента.
В январе – июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей.
На 1 июля 2008 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальномопределении оценивались в 5,55 млрд. долларов США и увеличились с начала 2008года на 555,1 млн. долларов США, в определении Специального стандартараспространения данных Международного валютного фонда –
4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно.(Приложение 4).
Несмотря на возросшийспрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения,золотовалютные резервы Республики Беларусь в национальном определенииувеличились с начала 2009 года на 215,2 миллиона долларов США, или на 5,9процентов, и по состоянию на 10.07.2009 составили 3877,4 миллиона долларов США(предварительные данные).
Текущий размерзолотовалютных резервов Республики Беларусь позволяет Национальному банкуобеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах,установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусьна 2009 год.
Учитывая расширениеспроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики инаселением, в 2009 году приоритетом в развитии банковского сектора явится повышениеустойчивости его функционирования.
В январе – июне 2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 24,6 процента(на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 24,4 процента(на 4,57 трлн. рублей).
На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам ииным активным операциям банков – 0,71 процента.
По итогам работы запервое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложиласьна уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Стратегическими направлениями развития банковской системыРеспублики Беларусь являются повышение устойчивости банков, доверия к ним состороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков врегиональную и мировую банковскую систему.
Реализация указанных направлений будет обеспечиватьсяпосредством:
– совершенствованияполитики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективностифункциональной структуры банковской системы;
– совершенствованиякорпоративного управления;
– повышенияконкуренции в банковском секторе;
– увеличениякапитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
– расширениясостава и улучшения качества банковских услуг;
– развития информационныхи новых банковских технологий.
Государственная политика по развитию банковской системы воснове своей будет направлена на обеспечение стабильного функционированиябанковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовойбаза в области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усилениянадзора за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства вуставных фондах банков, а также на невмешательство в оперативную деятельностькредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь.
Предусматривается сохранить за государством контрольный пакетакций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».
На данный момент продолжается развитие и укреплениебанковского сектора, включающего 31 банк. Продолжится процесс взаимовыгодногосближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и другихстран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства идругих интеграционных образований, а также расширения и углублениявзаимодействия с международными финансовыми организациями [8].
В соответствии с Банковским кодексам Республики Беларусьодной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусьявляется организация эффективного, надежного и безопасного функционированияплатежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов вэкономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [9].
В рамках достижения этойцели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежнойсистемы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правилосуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а такжепосредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояниеплатежной системы Республики Беларусь.
В 2008 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 27,9 млн. платежей на сумму 295трлн. рублей, что на 11,6 процента по количеству и на 17,9 процента по суммевыше, чем в 2007 г. Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежиотсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему недопущено.
Национальный банксовместно с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всехнеобходимых защитных мер по ограничению влияния мировогофинансово-экономического кризиса на экономику страны.
Несмотря на некоторыепризнаки стабилизации экономик ряда стран, сохраняются неопределенность вразвитии мировой экономики в целом и риски внешнеэкономической среды.Присутствует высокая взаимная неустойчивость мировых валют.
Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политикеРеспублики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.
Одновременно будет совершенствоваться методологическая базарегулирования и надзора за банками, координация деятельности Национальногобанка с другими органами денежно-кредитного регулирования.
В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четкомсоответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономическогоразвития страны и будет направлена на стабилизацию экономики РеспубликиБеларусь и повышение благосостояние населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные цели государствав области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост,высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а такжевнешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки ипроведения экономической политики. Составной частью этой политики являетсяденежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику,государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган,ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органомявляется Национальный банк страны.
В данной курсовой работе рассмотрена денежно-кредитнаяполитика Республики Беларусь, как одна из важных составляющихобщеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры,сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы,выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельностьНационального банка в области национальной денежно-кредитной политики, котораясводится к двум основным направлениям. Первое — разработка денежно-кредитнойполитики в виде формулирования целей политики и набора инструментов,обеспечивающих достижение указанных целей. Второе — реализация политики вусловиях поступательного экономического развития Республики Беларусь кустойчивому развитию.
Взаключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы ипредложения.
Проведениесоответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходуэкономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитыхстран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будетпреувеличением сказать, что исторически она является одной из первых формрегулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается какнаиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможностиеё проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда жебыла пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимостьмакроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количестваденег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общийспрос.
Переход к экономическимметодам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики.Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономическойполитики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономическихпроцессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действеннойденежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитнаяполитика является частью экономической политики любого развитого общества,независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикойследует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарнымивластями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры ивоспроизводственного процесса.
Денежно-кредитнаяполитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизациисовокупного объема производства, занятости и уровня цен. Характер и содержаниекомплекса мер предопределяется экономической стратегией общества иобщехозяйственной ситуацией. Более конкретно: денежно-кредитная политикавызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрениярасходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег дляограничения расходов.
В теорииденежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы — кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев — доказать, что любаямакроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайнаяважность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делаютупор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции.Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетнойполитики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явноепредпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловленыразличной методологией: первые судят об эффективности политики на основаниикаждого частного случая, вторые — на основании всего комплекса результатов.
Поэтому, еслигосударственные органы используют в своей практике экономическую политику,представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболееэффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной.Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловленазапаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия,отсутствием четко определенной стратегии и тактики.
Различают два основныхтипа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуетсяопределенными целями и набором инструментов регулирования.
В условиях инфляциипроводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Онанаправлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операцийкоммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Национальный банк,проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продаетгосударственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательныхрезервов; повышает учетную ставку. Политика «дорогих денег» является основнымметодом антиинфляционного регулирования.
В периоды спадапроизводства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевыхденег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается врасширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежноймассы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупаетгосударственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку.Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическимсубъектам.
Целевымиориентирами денежно-кредитной политики являются:
– поддержаниемакроэкономической стабилизации;
– недопущениепадения курса национальной валюты;
– обеспечениеположительных процентных ставок по кредитам и срочным депозитам;
– повышение ролиденежных сбережений и долгосрочных кредитов в активизации инвестиционныхпроцессов;
– увеличениерезервов международной ликвидности;
– укрепление иповышение эффективности банковской системы, содействие становлениюспециализированных кредитно-финансовых учреждений;
– защитаэкономических интересов участников денежно-кредитных отношений;
– развитие рынкаценных бумаг как одного из важнейших средств регулирования денежно-кредитныхотношений.
Важно иметь в виду, чтостратегической целью белорусского государства является обеспечениесоциально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенныхреформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, чтоденежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться такимобразом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальноесмягчение возможных «шоков».
В 2009 годуденежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономическогороста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развитиястраны. Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранныхвалют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курсанациональной валюты.
Для обеспеченияустойчивости национальной валюты предполагается использовать различныемонетарные инструменты. Развитие банковской системы в 2009 году будетосуществляться на основе расширения ресурсной базы банков. Повышение эффективностифинансового рынка планируется проводить путем развития его инфраструктуры ирасширения спектра используемых финансовых инструментов.
Таким образом, реализацияв 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватныхразвитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартенев С. А.Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. — М.:Издательство БЕК, 1996.
2. Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Основыэкономической теории. – Мн.: Вышейшая школа, 2007.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости,процента и денег. — М., 1978.
4. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки.Учебник. — Мн.: БГЭУ, 2003 г.
5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс:принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / пер. с англ.14-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Плотницкий М.И. Макроэкономика:Учебное пособие для экономических специальностей вузов. — М.: Новое знание,2002.
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., ЛеусскийА.И. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. — М.: Юрайт,2003.
8. Денежно-кредитнаяполитика Республики Беларусь: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусскийэкономический журнал. – 2000 — №3. — С. 86-93.
9. Банковский кодекс Республики Беларусьот 25.10.2000г. № 441-3.
10. Основные тенденции в экономике иденежно-кредитной сфере Республики Беларусь. //Национальный банк РеспубликиБеларусь// Аналитическое обозрение. – Мн., 2007.
11. Постановление Правления Национальногобанка Республики Беларусь от 23.01.2009 г. № 5 «Об итогах выполнения Основныхнаправлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год изадачах банковской системы страны по их реализации в 2009 году».
12. Указ Президента Республики Беларусьот 30.11.2006 г. № 703 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь на 2007 год».
13. Указ Президента Республики Беларусьот 30.12.2007 г. № 687 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь на 2008 год».
14. Указ Президента Республики Беларусьот 28.08.2008 г. № 460 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь на 2009 год».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация о среднемофициальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Динамикасредней объявленной ставки рефинансирования Национального банка РеспубликиБеларусь
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Динамикаставок кредитно-депозитного рынка
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ4
Международныерезервные активы Республики Беларусь в национальном определении
/>
Международныерезервные активы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ
/>